Назови первые звуки в словах 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Назови первые звуки в словах



Цель: научить узнавать на слух первые звуки в словах. Логопед

Я рубашку сшила мишке,

Я сошью ему... (штанишки).

Шел по лесу шустрый мишка, На него свалилась... (шишка).

Прицепившись к задней шине, Мишка едет на... (машине).


л


Библиотека Логопеда


47


Клеить детские игрушки Поручается... (Андрюшке).

Со своим большим мешком Еле-еле шел... (пешком).

Уронила белка шишку, Шишка стукнула... (зайчишку).

Говорит мартышка мышке:

— Я в гостях была у... (мишки).

И шалить без передышки

Целый день могли... (мартышки).

Живет на свете Саша. Во рту у Саши... (каша).

Сегодня все ликует... В руках у детворы От радости танцуют Воздушные... (шары).

Если мы растем на ели, Мы на месте, мы при деле, А на лбу у ребятишек Никому не нужно... (шишек).

Строители

Цели:

— научить определять количество звуков в словах, восприни­маемых на слух;

— развивать фонематический слух.

Оборудование: домики с разным количеством окошек (3, 4,5,6).

Речевой материал: рак, собака, кошка, муха, петух, коро­ва, карп, сорока, вол, жираф.

У детей несколько домиков с разным количеством окошек.

Логопед. Представьте, что вы — строители и сейчас бу­дете строить для слов улицу. Каждый дом для отдельного слова. Но слова захотят жить в таких домах, в которых для каждого звука будет отдельная комната с одним окошком.


48


Речевые игры и упражнения


Л


Я сейчас буду называть слова, это будущие жильцы нашей улицы, а вы выкладывайте нужные домики в один ряд слева направо. В конце игры кто-нибудь вспомнит, каких жильцов мы ждем в свои дома.

Логопед произносит вслух слова, состоящие из трех, четырех, пяти и шести звуков, а дети выкладывают в один ряд домики. После этого один ребенок называет по памяти слова, опираясь на схемы — домики. Можно попросить назвать другие слова с тем же количеством звуков, т.е. по­звать на новоселье гостей.

Новоселье у зверей

Цели:

— научить определять количество звуков в словах, произне­сенных вслух самим ребенком;

— развивать фонематический слух.

Оборудование: предметные картинки различных живот­ных, домики с разным количеством окошек.

У детей картинки различных животных. Логопед показы­вает домики, а дети выбирают нужные домики для своих жи­вотных. При этом они называют слово вслух, затем каждый звук отдельно, подсчитывают количество звуков и просят до­мик с таким же количеством окошек.

Кто куда поселится?

Цели:

— научить определять количество звуков по представлению;

— развивать фонематический слух.

Оборудование: домики со схемами разного количества звуков, кубик; предметные картинки: шар, сом, рак, коза, аист, топор, ручка, сумка, синица, клетка, спички.

На столе разложены домики в произвольной последова­тельности в виде улицы, а под ними, во втором ряду, все картинки для заселения домов. Играющие дети по очереди бросают кубик и берут нужную по счету картинку. Ее нужно подложить к домику с таким же количеством звуков, что и в слове — названии картинки. Игра заканчивается, когда все картинки окажутся в своих домах.

Для игры подбираются домики и картинки, соответству­ющие друг другу по количеству звуков, чтобы всем хватило домиков, причем в каждом поселилась бы одна картинка.


л


Библиотека Логопеда


Н


Каждому звуку свое место

Цели:

— научить устанавливать точное место звука в слове по пред­ставлению;

— соотносить звук с буквой;

— упражнять в чтении слов.

Оборудование: у детей карточки с предметными картинка­ми и звуковыми схемами слов; у логопеда — буквы с обозна­чением точной позиции в слове, например: А-1 — слово на­чинается на «А»; Б-3 — в слове третий звук «Б» и т.д.

Играющим раздается по одной предметной картинке. Логопед показывает букву и называет звук с указанием его точной позиции; ребенок, опираясь на схему под картинкой, определяет, нужна ли ему данная буква, и' просит себе нуж­ную букву. Карточку с буквой он выкладывает на соответ­ствующее место на схеме.

Выигрывает тот, кто раньше собрал все звуки и сумел про­читать получившиеся слово.

Доскажи звук

Цели:

— научить выделять в слове последний звук по представле­нию;

— развивать фонематический слух. Оборудование: стихотворный текст, мяч.

Игру можно проводить с перекидыванием мяча. Логопед произно­сит предложение, не досказывая последнего звука в последнем слове, и бросает мяч любому играющему. Тот ловит мяч и досказывает нужный звук. Если сказано неправильно, участник выходит из игры. Выигрывает самый внимательный ребенок, не сделавший ни одной ошибки.

Логопед

Ходит по лесу хорек,

Хищный маленький звере., (зверек).

Голосок твой так хорош, Очень сладко ты пое.. (поешь).

Хитрый след плести стараясь, По сугробам прыгал зая.. (заяц).


50


Речевые игры и упражнения


Л


Поскорее наливай

Мне в стакан горячий ча.. (чай).

Лежебока рыжий кот Отлежал себе живо., (живот).

Умная сова

Цели:

— формировать умение выделять первый звук из слов-карти­нок и образовывать новое слово;

— учить проводить звуковой анализ слов;

— развивать фонематический слух.

Оборудование: силуэты сов разного цвета с наклеенными картинками.

Сова с горящими глазами — главная сова. На ее обратной стороне наклеена картинка — основное слово.

Необходимо провести звуковой анализ этого слова. Осталь­ные совы этого же цвета раскладываются последовательно в ряд, начальные звуки которого соответствуют картинке, на­клеенной на сове с горящими глазами.

Можно выложить совами слова: жук, вол, лист, морж, зима, нитки, вишни, слива, капуста.

Телевизор

Игра предназначена для групповых и индивидуальных за­нятий с детьми. В ней могут участвовать 2—8 человек од­новременно.

Цели:

— упражнять в определении первого или последнего звука в словах;

— закрепить составление слов из выделенных звуков;

— формировать умение читать слова из 3—5 букв.

1- й вариант

Логопед выставляет в верхнюю часть экрана телевизора предметные картинки, например: матрешку, аиста, кота, про­сит детей назвать первый звук в каждом из этих слов: [м], [а], [к] и догадаться, какое слово можно составить из этих звуков (мак). Затем демонстрирует картинку с изображени­ем мака на экране.


л


Библиотека Логопеда


51


2-й вариант

Проводится так же, как игра в 1-м варианте, только выде­ленный звук обозначают соответствующей буквой и читают получившееся слово.

3-й вариант

Логопед выставляет в верхнюю часть экрана телевизора предметные картинки, детям дается задание определить по­следние звуки в словах, а затем по этим звукам составить получившееся слово.

Слова, которые можно составить по первым звукам: ком, кот, рак, ваза, замок, шар, сом, роза, булка и т.д.

Слова, которые можно составить по последним звукам: ком, кот, рак, шар, сом, утка и т.д.

Телеграфисты

Цели:

— воспитывать навыки последовательного звукового анализа по представлению;

— обучать звуковому анализу слов.

Оборудование: предметные картинки: дом, врач, диван, лук, окно, ручка.

Играют двое детей, они — телеграфисты, передающие и принимающие телеграммы. Содержание телеграммы задается логопедом, который втайне от второго играющего показывает первому игроку картинку. Тот должен «передать содержание телеграммы»: произнести слово — название картинки по зву­кам. Второй игрок «принимает телеграмму» — называет слово слитно, т.е. осуществляет операцию звукового синтеза. Затем играющие дети меняются ролями, и игра продолжается.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-26; просмотров: 108; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.218.230 (0.013 с.)