Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Найди «неправильное» слово и замени его подходящим по смыслу
Логопед Отругала мама зайку — Не надел под свитер гайку (майку). В ней всего-то три окна, И за елкой не видна, Хоть бела, но маловата Небольшая наша вата (хата). [аГ Речевые игры и упражнения Л Много снега во дворе — Едут танки (санки) по горе. Хулиганам не до шутки, Если Рекс в собачьей дудке (будке). Посмотрите в воду сами — С очень длинными усами Проплывает под мостом Серый, скользкий, длинный дом (сом). Когда поранишь ты колено, То покупаешь непременно, Уверенный, что все пройдет, Коричневую жидкость — мед (йод). Дифференциация слогов Цели: — учить четко произносить слоговые ряды в отраженной речи; — произносить трехсложные слова с открытыми слогами при закреплении обобщающих понятий; — произносить односложные слова с закрытым слогом; — подбирать рифму; — упражнять в определении количества слов; — формировать навыки анализа и синтеза слов; — развивать слуховое внимание и память. Эхо Слоговые ряды: СА-ША-СА, ШО-СО-ШО, АС-АШ-АШ, ША-ША-СА, ШИ-ШИ-СЫ, УС-УС-УШ, ШУ-СУ-ШУ, СЫ-СЫ-ШИ, ОС-ОШ-ОС, СО-СО-ШО, АШ-АШ-АС, ИШ-ИС-ИС. Логопед (обращается к ребенку). Представь, что ты — эхо. Ты должен повторить за мной цепочки слогов в той же последовательности, в какой я буду их произносить, потому что ты будешь изображать эхо. Логопед закрывает рот экраном и произносит всю цепочку слогов, а дети по очереди повторяют ее вслух. За каждую неправильно воспроизведенную цепочку игрок получает штрафное очко. В конце игры л Библиотека Логопеда 29 подсчитывается количество штрафных очков. Выигрывает тот, у кого их меньше. Слушай и называй Логопед называет обобщающее понятие и ряд слов. Ребенок выбирает подходящее слово и повторяет его. Логопед Ягоды: дыня, малина, мак. (Малина.) Мебель: дом, комнаты, диваны. (Диваны.) Овощи: томаты, липа, мука. (Томаты.) Фрукты: какао, лилии, лимоны. (Лимоны.) Цветы: липа, пионы, малина. (Пионы.) Найди лишнее слово Логопед медленно и четко произносит ряд из четырех слов. Ребенок называет слово, которое отличается от остальных. Логопед Канава — канава — какао — канава. (Какао.)
Минута — монета — минута — минута. (Монета.) Утенок — утенок — утенок — котенок. (Котенок.) Калина — малина — малина — малина. (Калина.) Колено — колено — колено — полено. (Полено.) Полина — Галина — Полина — Полина. (Галина.) Панама — панама — помада — панама. (Помада.) Отгадай загадки Логопед предлагает ребенку отгадать загадки, в которых отгадка рифмуется с каким-либо словом загадки. Логопед Зеленеет даль полей. Запевает соловей. В белый цвет оделся сад. Пчелы первые летят. Гром грохочет. Угадай, Что за месяц это?.. (Май.) Этот зверь живет лишь дома. С этим зверем все знакомы. 30 Речевые игры и упражнения У него усы, как спицы, Он, мурлыча, песнь поет, Только мышь его боится, вот. Угадали? Это... (кот). С подстриженной гривой Он скачет ретиво, Чуть шпорами тронь. Кто же это?.. (Конь.) Узнай слово Оборудование: сюжетные и предметные картинки: хоккей, футбол, индюк, компас, магнит, павлин, дельфин, костюм, балкон, каблук, медведь, пастух. Логопед (раскладывает перед ребенком 5 — 6 картинок). Я буду произносить часть слова. Догадайся, какое это слово, выбери подходящую картинку и назови предмет, который я загадала. Хок.. — (хоккей); фут.. — (футбол); ин.. — (индюк); ком.. — (компас); маг.. — (магнит); пав.. — (павлин); ..фин — (дельфин); ..тюм — (костюм); ..кон — (балкон); ..лук — (каблук); ..тух — (пастух); ..ведь — (медведь). Разноцветные вагончики Цели: — формировать умение делить слова на слоги, определять количество слогов в слове; — учить выделять первые звуки в словах; — соотносить цвет вагончика с первым звуком слова. л Библиотека Логопеда 31 какого-либо предмета, на обратной стороне — слоговая схема данного слова; картинки: ель, мяч, нора, елка, белка, ласка, улитка, медвежонок, ножницы, иголочка, паровозик. Дети выбирают по одному вагончику определенного цвета и рассматривают картинку. Логопед. Сколько слогов в твоем слове? Дети отвечают. Назови первый слог, второй, третий, четвертый. Поверни вагончик и узнай, правильно ли ты отгадал.
Если в слове два слога, то на обратной стороне вагончика будет соответствующая схема — два желтых квадратика. Почему твой вагончик красного цвета? 1-й ребенок. Потому что мое слово начинается с гласного звука — облако. Логопед. А почему у тебя вагончик синего цвета? 2-й ребенок. Потому что у меня слово начинается на твердый согласный звук — нора. Логопед. А почему у тебя вагончик зеленого цвета? 3-й ребенок. Потому что у меня слово начинается на мягкий согласный звук — белочка. Логопед. Давайте прицепим вагончики к паровозику и поедем в отпуск к Черному морю. Конец слова за тобой Логопед предлагает детям придумать разные слова, но с одинаковым началом — СА. Дети называют, например: сало, салазки, сачок, Саша, самолет, сапоги, самосвал, санки, сазан, садовник, сапожник. Пирамида Оборудование: изображение пирамиды из квадратов в три ряда: внизу три квадрата для трехсложных слов, выше — два квадрата для двухсложных и наверху — один квадрат для односложных слов; под каждым рядом квадратов находятся кармашки; предметные картинки с одно-, двух- и трехсложными словами. 1- й вариант Логопед. Сегодня мы будем строить пирамиду из картинок. В нижний ряд пирамиды нужно поместить картинки, 32 Речевые игры и упражнения Л названия которых состоят из трех частей, например: ма-ли-на; во второй ряд — картинки из двух частей: ры-бы; в верхнем ряду картинки, название которых не делится на части (односложное слово), например: гусь. 2- й вариант Логопед вызывает троих детей и предлагает одному ребенку выбрать из расположенных на столе картинок (или картинок, вставленных в наборное полотно) картинки для нижнего ряда пирамиды, второму — для среднего ряда, третьему — для вершинки. Живая сценка 1- й вариант Логопед подзывает к себе двоих детей, Машу и Сережу. Просит подумать остальных детей, сколько частей в их именах, и встать тем, имена которых из двух частей, — за Машей, имена которых из трех частей, — за Сережей. 2- й вариант Логопед. Как можно изменить имя Тани, чтобы в ее имени стало три части, и как изменить имя Сережи, чтобы в его имени стало четыре части? Дети отвечают. Веселые мячики Оборудование: карточки со слогами, разноцветные мячики с прозрачными кармашками. Логопед Мой веселый звонкий мяч, Ты куда помчался вскачь? Красный, синий, голубой — Не угнаться за тобой. Веселые мячики хотят поиграть с вами в слова, а сложить их надо из слогов и расположить мячи так, чтобы получилось слово. Детям предлагаются карточки со слогами и разноцветные мячики. Нужно поместить слоги в кармашки на мячиках и расположить мячи так, чтобы получилось слово. Дается задание составить слово из двух, а также из трех слогов. л Библиотека Логопеда 33 Говори, не задерживай Дети стоят, образуя круг. Один говорит слово по частям, чтобы следующий мог легко выделить последний слог и подобрать слово, начинающееся с этого слога (ва-за, за-ря, ря-би-на, Наташа, ша-ры, ры-ба, ба-буш-ка). Слоговой поезд Игра предназначена для подгрупповых и индивидуальных занятий с детьми. При ее проведении в группе могут участвовать 2—8 человек одновременно.
Оборудование: демонстрационный материал — паровоз с тремя вагонами, на крышах вагонов помещена схема слогов: на первом вагончике схема одного слога, на втором — схема из двух, на третьем — схема из трех слогов; раздаточный материал: у каждого ребенка по три картинки с разным количеством слогов в словах. Детям необходимо «расселить» картинки в нужный вагончик. Сколько раз? Логопед (просит решить задачу). Посчитайте, сколько слов в моем предложении? «Кукушка кукушонку купила капюшон». Четыре слова. А теперь сосчитайте, сколько раз в этих четырех словах встречается слог «ку». Дети отвечают. А вот вам новое предложение: «Полили ли лилии?» Сосчитай слоги Оборудование: большие раздаточные карточки для каждого ребенка с изображением картинок, названия которых имеют разное количество слогов: гусь, весы, пила, яблоко, курица, полотенце, ежевика и т.д.; схемы слогов (по количеству детей). Детям раздаются карточки с картинками. Логопед. Назовите картинки, сосчитайте слоги и под каждой картинкой выложите схемы слогов, сколько их в слове. После выполнения задания можно поменяться карточкой с товарищем, и игра продолжается. 34 Речевые игры и упражнения Л Подбери куклам одежду Оборудование: 2 куклы, одежда для кукол. Логопед показывает детям две куклы, имя одной состоит из двух частей, другой — из трех. Дети рассматривают приготовленную одежду и распределяют ее между Ниной и Наташей. (Одной — костюм, юбку, блузку, другой — сарафан, кофточку, тапочки.) Логопед просит объяснить, почему никто не предложил куклам плащ, босоножки. Цветочная поляна Оборудование: наборное полотно — полянка, разнообразные открытки в виде кругов с изображением цветов, названия которых состоят из одного, двух, трех, четырех слогов. Словарь: мак, ирис, роза, тюльпаны, нарциссы, гвоздики, маргаритки. Логопед предлагает поиграть в игру «Цветочная поляна» и ставит перед детьми наборное полотно — полянку, а детям раздает разноцветные кружки, на которых изображены цветы. Логопед. Посадите цветы на клумбу: сначала цветы, названия которых с одной частью (один слог), затем цветы, названия которых делятся на две части (два слога), на три (три слога) и на четыре части (четыре слога). В конце игры дети хором произносят названия цветов и определяют, правильно ли они «посажены». Перфокарты 1 Оборудование: карточки с окошечками в центре, над ними картинки, а под окошечками — слоговые схемы картинок; чистые листы бумаги и карандаши.
Детям предлагаются карточки, чистые листы бумаги, карандаши. В окошечко вставляются чистые листы бумаги, ребенку предлагается провести стрелочки от картинки к соответствующей слоговой схеме слова. Перфокарты 2 Оборудование: два вида карточек, чистые листы бумаги, карандаши. Детям раздаются карточки, чистые листы бумаги, карандаши. В середину карточки вкладывается чистый лист бума- J \\ ___________ Библиотеиа Логопеда __________ ~ |35 ги и ребенку предлагается провести стрелочки от картинки к соответствующей слоговой схеме слова. Затем лист бумаги переворачивается, открывается другая карточка, где также проводятся стрелочки от картинки к соответствующей звуковой схеме слова. Кто это? Оборудование: игрушка кот, фишки. Логопед (показывает игрушку — кота.) Назовите игрушку словом из двух частей. (Кошка, котик, киска, киса, котя.) Ответы детей анализируются, за каждый правильный ответ ребенок получает фишку. А можно ли изменить слово, чтобы эту же игрушку назвать словом из трех частей? (Котофей, котенок, кошечка, кисонька, кисуля, кисочка, мурлыка.) Какие клички подойдут коту (кошке)? Дети отвечают.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-26; просмотров: 98; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.236.62 (0.04 с.) |