Найди «неправильное» слово и замени его подходящим по смыслу 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Найди «неправильное» слово и замени его подходящим по смыслу



Логопед

Отругала мама зайку —

Не надел под свитер гайку (майку).

В ней всего-то три окна, И за елкой не видна, Хоть бела, но маловата Небольшая наша вата (хата).


[аГ


Речевые игры и упражнения


Л


Много снега во дворе — Едут танки (санки) по горе.

Хулиганам не до шутки,

Если Рекс в собачьей дудке (будке).

Посмотрите в воду сами —

С очень длинными усами

Проплывает под мостом

Серый, скользкий, длинный дом (сом).

Когда поранишь ты колено, То покупаешь непременно, Уверенный, что все пройдет, Коричневую жидкость — мед (йод).

Дифференциация слогов

Цели:

— учить четко произносить слоговые ряды в отраженной речи;

— произносить трехсложные слова с открытыми слогами при закреплении обобщающих понятий;

— произносить односложные слова с закрытым слогом;

— подбирать рифму;

— упражнять в определении количества слов;

— формировать навыки анализа и синтеза слов;

— развивать слуховое внимание и память.

Эхо

Слоговые ряды:

СА-ША-СА,     ШО-СО-ШО,          АС-АШ-АШ,

ША-ША-СА,    ШИ-ШИ-СЫ,         УС-УС-УШ,

ШУ-СУ-ШУ,    СЫ-СЫ-ШИ,          ОС-ОШ-ОС,

СО-СО-ШО,     АШ-АШ-АС,          ИШ-ИС-ИС.

Логопед (обращается к ребенку). Представь, что ты — эхо. Ты должен повторить за мной цепочки слогов в той же последовательности, в какой я буду их произносить, потому что ты будешь изображать эхо.

Логопед закрывает рот экраном и произносит всю цепочку слогов, а дети по очереди повторяют ее вслух. За каждую неправильно вос­произведенную цепочку игрок получает штрафное очко. В конце игры


л


Библиотека Логопеда


29


подсчитывается количество штрафных очков. Выигрывает тот, у кого их меньше.

Слушай и называй

Логопед называет обобщающее понятие и ряд слов. Ребенок выбирает подходящее слово и повторяет его.

Логопед

Ягоды: дыня, малина, мак.                  (Малина.)

Мебель: дом, комнаты, диваны.         (Диваны.)

Овощи: томаты, липа, мука.               (Томаты.)

Фрукты: какао, лилии, лимоны.         (Лимоны.)

Цветы: липа, пионы, малина.              (Пионы.)

Найди лишнее слово

Логопед медленно и четко произносит ряд из четырех слов. Ребенок называет слово, которое отличается от остальных.

Логопед

Канава — канава — какао — канава.             (Какао.)

Минута — монета — минута — минута.       (Монета.)

Утенок — утенок — утенок — котенок.        (Котенок.)

Калина — малина — малина — малина.       (Калина.)

Колено — колено — колено — полено.        (Полено.)

Полина — Галина — Полина — Полина.      (Галина.)

Панама — панама — помада — панама.       (Помада.)

Отгадай загадки

Логопед предлагает ребенку отгадать загадки, в которых отгадка риф­муется с каким-либо словом загадки.

Логопед

Зеленеет даль полей. Запевает соловей. В белый цвет оделся сад. Пчелы первые летят. Гром грохочет. Угадай, Что за месяц это?..

(Май.)

Этот зверь живет лишь дома. С этим зверем все знакомы.


30


Речевые игры и упражнения


У него усы, как спицы, Он, мурлыча, песнь поет, Только мышь его боится, вот. Угадали? Это... (кот).

С подстриженной гривой Он скачет ретиво, Чуть шпорами тронь. Кто же это?..

(Конь.)

Узнай слово

Оборудование: сюжетные и предметные картинки: хоккей, футбол, индюк, компас, магнит, павлин, дельфин, костюм, балкон, каблук, медведь, пастух.

Логопед (раскладывает перед ребенком 56 картинок). Я буду произносить часть слова. Догадайся, какое это сло­во, выбери подходящую картинку и назови предмет, который я загадала.

Хок.. — (хоккей);

фут.. — (футбол);

ин.. —   (индюк);

ком.. — (компас);

маг.. — (магнит);

пав.. —  (павлин);

..фин —     (дельфин);

..тюм — (костюм);

..кон — (балкон);

..лук — (каблук);

..тух — (пастух);

..ведь — (медведь).

Разноцветные вагончики

Цели:

— формировать умение делить слова на слоги, определять ко­личество слогов в слове;

— учить выделять первые звуки в словах;

— соотносить цвет вагончика с первым звуком слова.
Оборудование: вагончики красного, синего и зеленого цве­
та, на одной стороне вагончика картинка с изображением


л


Библиотека Логопеда


31


какого-либо предмета, на обратной стороне — слоговая схема данного слова; картинки: ель, мяч, нора, елка, белка, ласка, улитка, медвежонок, ножницы, иголочка, паровозик.

Дети выбирают по одному вагончику определенного цвета и рассмат­ривают картинку.

Логопед. Сколько слогов в твоем слове?

Дети отвечают.

Назови первый слог, второй, третий, четвертый. Поверни ва­гончик и узнай, правильно ли ты отгадал.

Если в слове два слога, то на обратной стороне вагончика будет соответствующая схема — два желтых квадратика.

Почему твой вагончик красного цвета?

1-й ребенок. Потому что мое слово начинается с глас­ного звука — облако.

Логопед. А почему у тебя вагончик синего цвета?

2-й ребенок. Потому что у меня слово начинается на твердый согласный звук — нора.

Логопед. А почему у тебя вагончик зеленого цвета?

3-й ребенок. Потому что у меня слово начинается на мягкий согласный звук — белочка.

Логопед. Давайте прицепим вагончики к паровозику и поедем в отпуск к Черному морю.

Конец слова за тобой

Логопед предлагает детям придумать разные слова, но с одинаковым началом — СА. Дети называют, например: сало, салазки, сачок, Саша, самолет, сапоги, самосвал, санки, сазан, садовник, сапожник.

Пирамида

Оборудование: изображение пирамиды из квадратов в три ряда: внизу три квадрата для трехсложных слов, выше — два квадрата для двухсложных и наверху — один квадрат для односложных слов; под каждым рядом квадратов находятся кармашки; предметные картинки с одно-, двух- и трехслож­ными словами.

1- й вариант

Логопед. Сегодня мы будем строить пирамиду из кар­тинок. В нижний ряд пирамиды нужно поместить картинки,


32


Речевые игры и упражнения


Л


названия которых состоят из трех частей, например: ма-ли-на; во второй ряд — картинки из двух частей: ры-бы; в верх­нем ряду картинки, название которых не делится на части (односложное слово), например: гусь.

2- й вариант

Логопед вызывает троих детей и предлагает одному ребен­ку выбрать из расположенных на столе картинок (или карти­нок, вставленных в наборное полотно) картинки для нижнего ряда пирамиды, второму — для среднего ряда, третьему — для вершинки.

Живая сценка

1- й вариант

Логопед подзывает к себе двоих детей, Машу и Сережу. Просит подумать остальных детей, сколько частей в их име­нах, и встать тем, имена которых из двух частей, — за Ма­шей, имена которых из трех частей, — за Сережей.

2- й вариант

Логопед. Как можно изменить имя Тани, чтобы в ее имени стало три части, и как изменить имя Сережи, чтобы в его имени стало четыре части?

Дети отвечают.

Веселые мячики

Оборудование: карточки со слогами, разноцветные мячики с прозрачными кармашками.

Логопед

Мой веселый звонкий мяч, Ты куда помчался вскачь? Красный, синий, голубой — Не угнаться за тобой. Веселые мячики хотят поиграть с вами в слова, а сложить их надо из слогов и расположить мячи так, чтобы получилось слово.

Детям предлагаются карточки со слогами и разноцветные мячики. Нужно поместить слоги в кармашки на мячиках и расположить мячи так, чтобы получилось слово. Дается задание составить слово из двух, а также из трех слогов.


л


Библиотека Логопеда


33


Говори, не задерживай

Дети стоят, образуя круг. Один говорит слово по частям, чтобы следующий мог легко выделить последний слог и подо­брать слово, начинающееся с этого слога (ва-за, за-ря, ря-би-на, Наташа, ша-ры, ры-ба, ба-буш-ка).

Слоговой поезд

Игра предназначена для подгрупповых и индивидуальных занятий с детьми. При ее проведении в группе могут участво­вать 2—8 человек одновременно.

Оборудование: демонстрационный материал — паровоз с тре­мя вагонами, на крышах вагонов помещена схема слогов: на первом вагончике схема одного слога, на втором — схема из двух, на третьем — схема из трех слогов; раздаточный мате­риал: у каждого ребенка по три картинки с разным количе­ством слогов в словах.

Детям необходимо «расселить» картинки в нужный ва­гончик.

Сколько раз?

Логопед (просит решить задачу). Посчитайте, сколь­ко слов в моем предложении? «Кукушка кукушонку купила капюшон». Четыре слова. А теперь сосчитайте, сколько раз в этих четырех словах встречается слог «ку».

Дети отвечают.

А вот вам новое предложение: «Полили ли лилии?»

Сосчитай слоги

Оборудование: большие раздаточные карточки для каж­дого ребенка с изображением картинок, названия которых имеют разное количество слогов: гусь, весы, пила, яблоко, курица, полотенце, ежевика и т.д.; схемы слогов (по коли­честву детей).

Детям раздаются карточки с картинками.

Логопед. Назовите картинки, сосчитайте слоги и под каждой картинкой выложите схемы слогов, сколько их в слове.

После выполнения задания можно поменяться карточкой с товарищем, и игра продолжается.


34


Речевые игры и упражнения


Л


Подбери куклам одежду

Оборудование: 2 куклы, одежда для кукол.

Логопед показывает детям две куклы, имя одной состоит из двух частей, другой — из трех. Дети рассматривают при­готовленную одежду и распределяют ее между Ниной и На­ташей. (Одной — костюм, юбку, блузку, другой — сарафан, кофточку, тапочки.) Логопед просит объяснить, почему никто не предложил куклам плащ, босоножки.

Цветочная поляна

Оборудование: наборное полотно — полянка, разнооб­разные открытки в виде кругов с изображением цветов, на­звания которых состоят из одного, двух, трех, четырех слогов.

Словарь: мак, ирис, роза, тюльпаны, нарциссы, гвоздики, маргаритки.

Логопед предлагает поиграть в игру «Цветочная поляна» и ставит перед детьми наборное полотно — полянку, а детям раздает разноцвет­ные кружки, на которых изображены цветы.

Логопед. Посадите цветы на клумбу: сначала цветы, на­звания которых с одной частью (один слог), затем цветы, на­звания которых делятся на две части (два слога), на три (три слога) и на четыре части (четыре слога).

В конце игры дети хором произносят названия цветов и определяют, правильно ли они «посажены».

Перфокарты 1

Оборудование: карточки с окошечками в центре, над ними картинки, а под окошечками — слоговые схемы картинок; чистые листы бумаги и карандаши.

Детям предлагаются карточки, чистые листы бумаги, ка­рандаши. В окошечко вставляются чистые листы бумаги, ре­бенку предлагается провести стрелочки от картинки к соот­ветствующей слоговой схеме слова.

Перфокарты 2

Оборудование: два вида карточек, чистые листы бумаги, карандаши.

Детям раздаются карточки, чистые листы бумаги, каран­даши. В середину карточки вкладывается чистый лист бума-


J \\        ___________ Библиотеиа Логопеда __________ ~      |35

ги и ребенку предлагается провести стрелочки от картинки к соответствующей слоговой схеме слова. Затем лист бумаги переворачивается, открывается другая карточка, где также проводятся стрелочки от картинки к соответствующей звуко­вой схеме слова.

Кто это?

Оборудование: игрушка кот, фишки.

Логопед (показывает игрушкукота.) Назовите игруш­ку словом из двух частей. (Кошка, котик, киска, киса, котя.)

Ответы детей анализируются, за каждый правильный ответ ребенок получает фишку.

А можно ли изменить слово, чтобы эту же игрушку назвать словом из трех частей? (Котофей, котенок, кошечка, кисонь­ка, кисуля, кисочка, мурлыка.)

Какие клички подойдут коту (кошке)?

Дети отвечают.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-26; просмотров: 98; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.236.62 (0.04 с.)