Основные элементы педагогического опыта 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные элементы педагогического опыта



Дошкольный возраст – возраст сказок. Это наиболее любимый детьми литературный жанр, поэтому в развитии экологической культуры целесообразно применить сказку. Главная задача сказок - формирование у детей целостной картины мира как дома, своего собственного и общего для всех людей, для всего живого. Сказки в доступной форме объясняют суть экологических проблем, причин их появления, помогают осмыслить окружающий мир и изменения взаимоотношения людей со средой обитания. В сказках в занимательной форме описана жизнь животных, растений, явлений природы. Сказка не только развлекает, но ненавязчиво воспитывает, знакомит ребёнка с окружающим миром, добром и злом. Она – универсальный учитель. При выборе художественных произведений о природе для чтения их детям педагогу нужно помнить о том, что:

1) по ходу повествования не должны нарушаться экологические правила (Волк может съесть бабушку и Красную Шапочку, но никогда не будет пить чай с вареньем);

2) свойства и действия сказочного персонажа не должны искажаться (персонажа можно по-разному приодеть – на Пчелу можно надеть и шапочку, и штанишки – что угодно, но конечностей у неѐ должно быть шесть);

3) сообщаемые автором сведения о природе должны быть правильными, реалистичными;

4) связи и закономерности природы раскрыты в доступной детям степени;

5) произведение должно быть занимательным (интересная, четкая сюжетная линия);

6) оно должно быть эмоциональным, насыщенным поэтическими оборотами, выразительными средствами.

Прежде всего нужно использовать литературу, рекомендованную Типовой образовательной программой дошкольного образования «Растим личность». Это произведения классиков детской литературы: К. Ушинского, Л. Толстого, М. Пришвина, а также других писателей: К. Паустовского, В. Бианки и др.

Общее для всех возрастных групп требование к методике использования книг сочетание чтения с непосредственным наблюдением в природе. В каждой возрастной группе методика использования книги о природе имеет свою специфику.

Младшие группы. Для слушания книги детей во второй младшей группе читать можно всем детям сразу. Перед началом чтения рекомендуется приготовить необходимый иллюстративно-наглядный материал. Малышам лучше не читать произведение, а рассказывать его наизусть, сопровождая рассказ демонстрацией иллюстративно-наглядного материала. Воспитатель выбирает небольшое произведение с таким расчетом, чтобы его можно было прочитать в течение занятия. Рекомендуется неоднократное повторение чтения художественного произведения. Во время чтения воспитатель следит за восприятием детей. В случае ослабления внимания следует сразу же привлечь малыша вопросом по содержанию книги, показом иллюстрации, мимикой, изменением интонации и т. д. Прерывать чтение не рекомендуется.

В средней и старших группах природоведческая книга используется для расширения, уточнения представлений детей о природе, углубления их. Часто перед чтением воспитатель обращается к опыту детей, настраивая их на восприятие произведения. Чтение экологических сказок может предшествовать наблюдению. В этом случае задача воспитателя — вызвать ожидание встречи с природой, интерес к предстоящей экскурсии в лес, в поле, на луг или водоем. Часто в тексте рассказа уже содержится план предстоящего наблюдения или те существенные стороны явления, на которые необходимо обратить внимание детей. Чтение художественной литературы может сопровождать наблюдения в природе. Это помогает детям полнее ощутить красоту природы, а также выразительность, точность языка, осмыслить увиденное. Интересным и ценным приемом в методике чтения художественных произведений для старших дошкольников является подбор нескольких произведений разных авторов, в которых рассказывается об одних и тех же событиях (о зиме, о птицах, об охране природы и т. д.). После чтения художественных произведений организуется беседа об одной или нескольких прочитанных книгах. Цель беседы — помочь детям глубже осознать явления природы, обобщить и систематизировать знания о прочитанном. Главное в любой сказке – это мораль, сказка учит нравственности, доброте. Сказку, рассказ можно обсудить, инсценировать, по их мотивам можно поставить кукольные спектакли, создавать серии иллюстраций. Сюжет любой сказки можно использовать для ролевой игры, театрализованного представления, включать в занятия по формированию реалистических представлений о животных.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-26; просмотров: 98; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.80.122 (0.004 с.)