Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Формирование навыков управления мехом ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5
При формировании рассматриваемых навыков мехом необходимо уже на раннем этапе представлять конечную цель обучения. Здесь подразумеваются овладение широчайшим арсеналом движений меха, связанных со всеми фазами звукоизвлечения, ведения, соединения и снятия звуков, со сменами направлений движения, а также контроль за упомянутыми движениями. Вот почему учащийся должен как можно скорее усвоить постановочные принципы, относящиеся к сфере базовых движений. Условия, способствующие продуктивной работе над обозначенными навыками: 1. Координация действий при разжиме и сжиме в значительной степени зависит от изменяющегося уровня воздушной компрессии и давления в меховой камере. Для баяниста и аккордеониста крайне важно распознавать ключевые фазы данного процесса и управлять им, поскольку это непосредственно влияет на качество и наполнение звука. 2. Необходим постоянный контроль за мышечной активностью левой руки и ее движениями, направляющими процесс звукообразования. Рука исполнителя находится в постоянном контакте с рабочим ремнем и сеткой левого полукорпуса инструмента. Недопустима полная расслабленность мышц левой руки, обуславливающая пассивное движение меха на любом участке разжима и сжима. Заведомо ошибочными являются попытки играть, пользуясь только инерцией движения за счет веса (массы) левого полукорпуса. 3. Столь же недопустимо и постоянное давление левой руки, напоминающее пневматический механизм подачи воздуха в резервуар органа (фисгармонии). 4. Учащемуся надлежит помнить, что звуковая палитра баяна и аккордеона тесно сопряжена с тончайшей дифференциацией движений меха. Последняя, в свою очередь, определяется образно-эмоциональной динамикой музыкального произведения. 5. Обеспечению полномасштабного контроля за процессом управления мехом весьма благоприятствует формирование пространственно-ориентационных ощущений применительно к смене направлений движущегося меха. Указанные ощущения позволяют сохранить строго параллельное положение внешней и внутренней сторон каждой барины с опорой нижней части меха на бедро левой ноги. 6. При управлении мехом не следует допускать появления ослабленных участков отдельных складок меха, сохраняя упругость всех барин. Тем самым обеспечивается возможность сменить направление в любой фазе разжима и сжима, а также немедленно остановить движущийся мех.
7. Левая рука исполнителя – гибкий и чувствительный инструмент звукоизвлечения. Поэтому учащемуся рекомендуется постоянно работать над совершенствованием движений по управлению меха, тренируя мышцы левой руки не только в силовом отношении, но и в плане реактивности, что подразумевает моментальное выполнение различных «приказов» слуховой сферы в той или иной исполнительской ситуации. Постановка левой руки по управлению мехом на ранней стадии обучения связана с многочисленными трудностями и в большой степени определяется физическими данными учащегося. Однако и для физически развитого ученика упомянутый процесс является новым видом движений, не связанным с предыдущим опытом. Исходя из этого, постановка левой руки требует особой концентрации внимания и постоянного контроля со стороны педагога: 1. Необходимо добиваться последовательного включения мышц ученика в начале движения на разжим и сжим. 2. Учащемуся надлежит уяснить специфику ощущений левой руки, работающей без постоянного напряжения, посредством регулярных смен мышечной активности и расслабленности (с поддержкой звука в необходимом режиме управления). 3. Следует наращивать быстроту реакции левой руки, пребывающей в готовности к моментальным переключениям: созданию дополнительного давления в меховой камере, смене направления движущегося меха, освобождению мышц и т.д. 4. При разжиме и сжиме не допускать перекоса барин (лицевой и тыльной сторон) меха, учитывая потребность ускоренного нагнетания воздушного давления в меховой камере. 5. Ученику следует подчинить работу мышц левой руки, управляющих мехом, собственным образно-слуховым импульсам – внутреннему слышанию определенных характеристик извлекаемого звука. Формированию такой зависимости способствуют и детализация упомянутых слуховых представлений, и оперативность мышечного «отклика» на соответствующее «задание». 6. Желательно добиваться осознания учащимся функционального родства между
человеческими легкими и мехом инструмента. Как и пению, игре на баяне и аккордеоне сопутствует необходимость поддерживать определенный уровень давления в меховой камере и дозированно расходовать воздух для озвучивания и артикуляции исполняемых тонов. Смена меха Смена меха является связующим звеном процессов снятия и атаки звука, элементом определенного типа звукоизвлечения и зависит от характера исполняемой музыки. Вот почему качественная оценка упомянутого исполнительского действия связана с двумя критериями: адекватной наполненностью каждого звука, следующего за сменой меха, и соответствием данного звука решаемой художественной задаче. Ключевая роль в этой ситуации отводится гибкому взаимодействию синхронного снятия звука (мягкого или резкого) и различных видов атаки при смене направлений движущегося меха. Совершенствованию указанной техники способствуют ясные слуховые представления о завершающей и начальной фазах баянного звучания, а также уверенное владение соответствующими двигательными навыками. Для достижения оптимального звукового результата, наряду с моментом смены меха, очень важны предшествующие ей действия руки. При мягком снятии кисть левой руки продолжает движение на разжим (сжим) до точки прекращения звука, в то время как предплечье уже начинает двигаться в обратном направлении. При резком снятии и активном начале следующего звука упомянутые движения кисти и предплечья объединяются в одно пульсирующее действие. Упражнения на смену меха Синхронное мягкое снятие и мягкая атака звука. Навык первоначально формируется при нюансе р, затем осваиваются другие уровни громкости. Темп медленный. Следует добиваться необходимой координации движений пальца и меха:
Примеры первых уроков из учебно-методического пособия «Азбука маленького баяниста» Г.И. Крыловой Урок План урока 1. Стихотворение Е. Матвиенко «О музыке». 2. Слушание музыки: С. Рахманинов. «Итальянская полька». 3. Рассказ об истории возникновения баяна. 4. Сюрпризный момент. 5. Знакомство с составными частями баяна. 6. Внутреннее устройство баяна. 7. Музыкальные загадки. 8. Нотная грамота. 9. Стихотворение «Пятеро друзей». Ход урока 1. Стихотворение Е. Матвиенко «О музыке» Педагог, Поздравляю с первым уроком и предлагаю послушать стихи о музыке. Послушай, музыка вокруг — Ты без нее не проживешь и дня! Мелодий разных слышен звук, Они в тебе, вокруг тебя. Музыкант — это добрый волшебник: Из семи только нот, не спеша, Он сумеет создать сто мелодий, Он умеет творить чудеса. Он без слов о весне нам расскажет, Как звенит за окошком капель. Светлой музыкой нам он покажет, Как звучит птичьим пеньем апрель. Ты узнаешь секреты мелодий и научишься скоро играть. Если будешь упорно трудиться, Музыкантом большим можешь стать. И сегодня, на первом уроке, Скажешь ты: «Я труда не боюсь, Я, конечно, пока не волшебник, Ведь я музыке только учусь!» 2. Слушание музыки. С. Рахманинов. «Итальянская полька» Педагог исполняет музыкальное произведение, знакомя ученика со звучанием инструмента. 3. Рассказ об истории возникновения баяна
Педагог. В давние времена на Руси жил человек по имени Боян. Он пел песни, рассказывал былины о победах и поражениях русских воинов, аккомпанировал себе на гуслях. Любимый народом инструмент назвали в память о древнерусском певце-сказителе его именем – баян. Музыкальный инструмент не сразу стал таким, каким мы привыкли его видеть. Прапрабабушка современного баяна – маленькая гармоника. Изобрел ее около 200 лет тому назад венский мастер Кирилл Демиан. Вскоре инструмент распространился по всему миру. Русские купцы привезли из-за границы немецкую однорядную гармонь, а талантливые умельцы- мастера разобрали ее и переделали на свой лад. Разновидностей гармоники было много. Существовали «саратовские», «елецкие», «ливенские», «вятские», «невские», «венские», «азиатские», «сибирские», «хромки» и много других гармоник. Как правило, они назывались по месту их изготовления, реже – по имени исполнителя или их мастера. Отличались друг от друга размерами, расположением клавиш и кнопок, количеством рядов (отсюда и названия – однорядка, двухрядка, трехрядка). За короткий срок гармоника прошла путь от инструмента-игрушки, имевшей всего несколько клавиш, до баяна, позволяющего исполнять сложные произведения классической музыки. К середине XX в. гармоники были распространены уже повсеместно – в каждом селе находился свой гармонист, свой «первый парень» на деревне, многие музыканты были самоучками. Теперь же другие времена – класс баяна есть в музыкальных школах, училищах, консерваториях. Всему миру известна российская школа баяна: наши баянисты, в том числе и дети, – победители Международных конкурсов. Жизнь гармоники продолжается и по сегодняшний день. Ее можно услышать на сцене, в быту, в самодеятельных ансамблях и оркестрах народных инструментов. В известной песне поется: Кнопочки, кнопочки, Слушать не устану я. Вся Россия любит вас – Кнопочки баянные!.. Ученик вместе с педагогом рассматривает старинные фотографии с изображением гармоник в книге А. Мирека «И звучит гармоника». 4. Сюрпризный момент Педагог. Хочешь сюрприз? Закрой глаза, и откроешь только после «волшебных» слов: «Раз, два, три – смотри!» Педагог достает заранее спрятанную маленькую гармонь и играет на ней, затем предлагает ученику самому поиграть на гармошке. Далее он демонстрирует гармонь большего размера, сопоставляя ее с предыдущей (принцип «матрешки»). «Сюрприз» можно повторять несколько раз в зависимости от имеющихся в наличии гармоней.
5. Знакомство с составными частями баяна Педагог показывает основные части инструмента, поясняя их назначение. Правый полукорпус – гриф, трехрядная клавиатура (клавиши белые и черные, иногда называемые кнопками), наплечные ремни. Левый полукорпус – шестирядная клавиатура (клавиши), отдушник, переключатель, колесо-регулятор длины малого ремня. Полукорпуса соединены мехом, который может растягиваться и сжиматься. Учащийся вслух повторяет новые слова-термины и показывает на инструменте соответствующие им детали. 6. Внутреннее устройство баяна Необходимо перед уроком заранее подготовить инструмент – разъединить полукорпуса, снять крышки-решетки у правой и левой клавиатур. Педагог. Звук у баяна появляется благодаря звучанию металлического язычка «голоса». При нажатии клавиши поднимается клапан, под ним открывается круглое отверстие, в которое устремляется воздушная струя при движении меха. Язычок под действием струи воздуха колеблется, создавая звучание определенной высоты, которое зависит от размеров самого «голоса». Чем длиннее и шире язычок, тем звук ниже, и наоборот – чем короче и уже «голос», тем звук выше. Ученик вместе с педагогом рассматривает систему рычагов левой клавиатуры, после чего педагог вынимает из инструмента резонатор и дает ученику возможность самому извлечь звук, дуя в круглые отверстия, как на губной гармони. 7. Музыкальные загадки Педагог. Отгадай загадку: В руки ты ее возьмешь. То растянешь, то сожмешь, Заиграет, только тронь, Как зовут ее? (Гармонь) А теперь отгадай загадки музыкальные. Представь, что мы с тобой очутились в лесу, где живут разные звери. Первым на полянку выскочил... Педагог исполняет пьесу Е. Тиличеевой «Зайчики». Затрещали сучья, из лесной чащи вышел большой, грузный... Исполняется «Медведь», музыка Е. Тиличеевой. От медведя лучше быть подальше, но откуда ни возьмись, появился злой, голодный... Исполняется «Волк», музыка В. Ребикова. А вот загадка посложнее: «Маленькая, зеленая, в лесу у воды ловко прыгает и громко кричит...» Исполняется «Лягушка», музыка В. Ребикова. 8. Нотная грамота Педагог излагает теоретические сведения, используя материал, второй части пособия (см. урок 1), поясняя что такое ноты, нотоносец, расположение нот на нотном стане, скрипичный ключ. 9. Стихотворение «Пятеро друзей» Заканчивая урок, педагог предлагает ученику поделиться впечатлениями о первом уроке, рассказать, что ему показалось самым интересным. Затем читает стихотворение (см. пособие часть 2, урок 1). Домашнее задание 1. Запомнить названия составных частей баяна. 2. Запомнить термины нотной грамоты. 3. Выполнить письменное задание по музыкальным прописям. 4. Выучить наизусть стихотворение «Пятеро друзей». Урок План урока 1. Слушание музыки: В. Шаинский. «Голубой вагон», «Песенка крокодила Гены», «Песенка про кузнечика».
2. Тема «Свойства музыкальных звуков». 3. Тема «Звукоряд правой клавиатуры»; «О клавишах». 4. Тема «Ноты первой октавы». Е. Матвиенко «Музыкальный дом». 5. Проверка домашнего задания. 6. Упражнения на освобождение корпуса и рук. 7. Стихотворение «Пятеро друзей». Чтение наизусть, аудиозапись. Ход урока 1. Слушание музыки: В. Шаинский. «Голубой Загон», «Песенка крокодила Гены», «Песенка про кузнечика» Педагог. Композитор Дмитрий Кабалевский очень любил детей, для них он писал музыку и книги. Одна из книг называется «Про трех китов и многое другое». В ней рассказывается о том, что в давние времена люди не могли объяснить многие явления, которые сегодня понятны любому школьнику, например, как же устроена сама Земля, на которой они живут. Они не представляли себе, что Земля – это круглый шар, который вращается не только вокруг себя, но еще и вокруг Солнца. И придумывали тому разные объяснения. Например, такое, будто Земля – это огромный, круглый диск, наподобие блина, окруженный со всех сторон океаном. А за океаном находится рай, и берут начало в этом раю четыре великие реки. Но прежде чем попасть на землю, эти реки протекают под океаном. А почему Земля, этакая гигантская тарелка, ни в какую бездну не проваливается? Ведь должна же она на чем-то держаться? И придумали люди, будто бы Земля держится на спинах трех могучих китов. «А причем здесь музыка?» – спросишь ты, и почему разговор о музыке мы начинаем с легенды про трех китов? А потому, что в музыке существуют свои «три кита», на которых держится почти вся музыка. Конечно, настоящие киты плавают в океане, а выражение «три кита» – условное, образное. Оно поможет нам понять, что «три кита» – это три важных и распространенных вида музыкальных произведений или три жанра музыки. «Три кита» в музыке – это песня, танец, марш. С ними ты познакомиться подробнее на уроках, слушая музыкальные произведения, а позднее и исполняя их. Первый жанр, первый «кит» – песня. Про нее говорят: «Песня – душа народа». Очень разные бывают песни – ласковые колыбельные, задорные детские дразнилки, протяжные и шуточные народные, траурные и жизнерадостные, ритмичные современные. Как правило, мелодию песни создает композитор, а слова сочиняет поэт. Педагог играет мелодии песен, знакомых по мультфильмам: «Голубой вагон», «Песня крокодила Гены», «Песенка про кузнечика» и другие, предлагая ученику определить названия мелодий (ноты можно найти в детских репертуарных сборниках). 2. Тема «Свойства музыкальных звуков» Педагог. Звуки бывают музыкальные и немузыкальные, т. е. шумовые. Послушай стихотворение о звуках музыкальных и шумовых. Громко квакает лягушка, Тихо капает вода, Или вдруг от ветра в поле Загудели провода. Вот в лесу жужжит пчела, Слышен дятла громкий стук, Но ласкает наши уши Только музыкальный звук. (Е. Матвиенко) А где живут музыкальные звуки? Откуда они появляются? Ты, наверное, догадался, что музыкальные звуки живут в музыкальных инструментах и в голосе человека, когда он поет. Музыкальные звуки отличаются от немузыкальных особыми свойствами – высотой, длительностью, громкостью и тембром. Разберем эти свойства. Музыкальные звуки бывают высокие и низкие. В исполнении педагога звучат пьесы Е. Тиличеевой «Птичка» и «Медведь». Музыкальный звук может быть коротким и длинным. Вот так, например, гудит пароход. Педагог извлекает длинный звук в малой октаве. А вот так стучат капельки дождя по крыше. Исполняет пьесу И. Любарского «Дождик». Музыкальные звуки бывают громкие и тихие. На баяне громкость звука зависит от силы меховедения. Педагог извлекает тихий и громкий звук. Упражнение «Ветер и ветерок» исполняется на музыку танца «Лендлер» Л. Бетховена. Ученик выполняет упражнение стоя. Его корпус – ствол дерева, руки – веточки, пальцы – листочки. Под тихую музыку он делает мягкие движения пальцами («ветерок»), под громкую – сильно раскачивает руками («ветер»). Музыкальный звук может быть густым, прозрачным, резким, звонким и т. п. Окраска звука называется тембром. По тембру голоса ты можешь узнать знакомых людей, не видя их, например, маму, папу, друга. 3. Тема «Звукоряд правой клавиатуры» Педагог. На правой клавиатуре кроме трех длинных вертикальных рядов есть еще и короткие. Их называют поперечными, или диагональными рядами. В каждом из них – три клавиши. Если в поперечных рядах нажимать только белые клавиши, пропуская черные, мы получим звукоряд. На инструменте, обращенном передней (лицевой) частью к ученику, педагог показывает и называет вслух клавиши звукоряда по всей клавиатуре, затем читает стихотворение «О клавишах» (см. часть 2, урок 2). Учащийся показывает на клавиатуре клавиши звукоряда, произнося вслух их названия. 4. Тема «Ноты первой октавы» Педагог. Ты уже знаешь, что у каждой нотки есть свое место на нотоносце. Послушай стихотворение «Музыкальный дом», которое поможет тебе запомнить, где какая нота записывается. 5. Проверка домашнего задания Педагог задает ученику вопросы по материалу предыдущего урока. 6. Упражнения на освобождение корпуса и рук Шалтай-болтай. Упражнение выполняется стоя. Поднять обе руки вверх и через стороны сбросить их вниз, слегка наклонив туловище вперед. Руки раскачиваются по инерции, в это же время произносятся слова: «шалтай-болтай». Упражнение повторяется 3—4 раза. Мячики. Выполняется стоя. Руки ребенка полностью расслаблены, чтобы кисти их можно было подбрасывать и ловить, как мячики. Ученик кладет руку ладонью вниз на ладонь педагога. Тот своей рукой несколько раз подбрасывает руку ученика вверх и ловит ее. Затем это же проделывает с другой рукой и далее с обеими руками одновременно (дома можно выполнять упражнение с родителями). Солдатик и медвежонок. Выполняется сидя на стуле. По команде «Солдатик!» выпрямить спину и сидеть неподвижно, как оловянный солдатик. По команде «Медвежонок!» расслабить, округлить спину, как у мягкого толстенького медвежонка. На выполнение каждой команды дается пять секунд. Упражнение повторяется несколько раз. 7. Стихотворение «Пятеро друзей» Педагог записывает исполнение учеником стихотворения на магнитофон (чтение наизусть). Примечание. Начиная с этого урока и далее регулярно «музыкальная биография» учащегося записывается на его личную аудиокассету. Перед тем как записать стихи, а в дальнейшем и музыкальные пьесы, педагогу необходимо прослушать ученика, поработать с ним над интонационной выразительностью, эмоциональными оттенками, смысловыми кульминациями. В случае отсутствия в классе магнитофона или затруднений у ребенка в связи с выучиванием наизусть, данный вид работы можно отменить. Домашнее задание 1. Знать свойства музыкального звука. 2. Уметь показать клавиши звукоряда на правой клавиатуре. 3. Выполнять три упражнения для корпуса и рук. 4. Выучить наизусть стихотворение «Музыкальный дом». Урок 3 План урока 1. Слушание музыки: Р. Шуман. «Марш». 2. Тема «Левая клавиатура». 3. Игра «Вперед, солдат!» 4. Тема «Мелодия и ритм», разучивание песенки «Про зайку». 5. Методическое пособие «Передвижка». 6. Упражнение для кистей и пальцев. 7. Стихотворение Е. Матвиенко «Музыкальный дом» – чтение наизусть, аудиозапись. Ход урока 1. Слушание музыки: Р. Шуман «Марш» Педагог. Знакомимся со вторым основным жанром музыки, вторым «китом» – маршем. Самые обычные, простые марши, которые мы слышим по радио, на праздничных площадях, стадионах, подчинены определенным правилам, без соблюдения которых марш перестает быть маршем. Правила эти очень просты: марш всегда исполняется на счет «раз, два, три, четыре», чтобы под него было удобно маршировать: левой, правой, левой, правой. Марши отличаются друг от друга не только по характеру музыки, но и по своему назначению. Есть марши строевые, походные, движение которых рассчитано на скорость человеческого шага. Есть марши торжественные, под которые необязательно маршировать – во время их исполнения могут происходить различные торжественные церемонии. Бывают марши встречные, марши похоронные, марши спортивные. Но еще больше отличаются друг от друга марши, которые исполняются на концерте, в опере, балете. Есть песни-марши, есть также инструментальные марши. Немало маршей написано специально для исполнения начинающими музыкантами. Исполняется пьеса Р. Шумана «Марш». 2. Тема «Левая клавиатура» Педагог играет мелодию на первом ряду левой клавиатуры и напевает: «Мишка косолапый по лесу идет, шишки собирает, песенки поет». Педагог. Какие ты слышишь звуки – низкие или высокие? (Следует ответ ученика.) Затем педагог играет эту же мелодию на втором ряду, поясняя, что низкие звуки первого и второго ряда называются басы. Далее поочередно извлекается звук при нажиме клавиш третьего, четвертого и пятого рядов. Поскольку ученик еще не знаком с понятием «аккорд», ему предлагается сравнить по тембру звучание басов с только что сыгранными созвучиями и определить отличие (густой, протяжный бас и прозрачное, легкое созвучие). Педагог просит ученика, закрыв глаза, послушать и сравнить два созвучия. Исполняется (протяжно) мажорный аккорд от звука до на левой клавиатуре и этот же аккорд – на правой клавиатуре. При сравнении выясняется, что звучат аккорды одинаково. Учащийся слушает еще раз, уже с открытыми глазами, и с удивлением замечает, что на левой клавиатуре была нажата одна клавиша, а на правой одновременно три. Аналогично сравнивается звучание минорного аккорда, септаккорда. Таким образом, ученик выясняет, что в левой клавиатуре при нажиме одной клавиши звучат сразу три звука, т. е. аккорд. Объяснение мажорного и минорного аккордов дополняется понятиями «веселый» и «грустный». Иллюстрацией «веселых» аккордов послужит народный танец «Крыжачок», «грустных» – песня «Перепелочка». 3. Игра «Вперед, солдат!» Игра используется для проверки домашнего задания и в качестве психологической разрядки. Понадобится плотный альбомный лист с нарисованной по диагонали «дорожкой» из кружочков и маленький игрушечный солдатик. Можно использовать любую игрушку и, соответственно, поменять название игры – «Вперед, матрешка!», «Вперед, лошадка!» и т. п. Описание игры: установить игрушку на заштрихованном кружке. Педагог задает ученику вопрос, например, что такое ноты? При правильном ответе ребенок передвигает игрушку на следующий кружок вправо, т. е. солдатик делает шаг вперед. Затем следует новый вопрос и правильный ответ на него – опять шаг вправо. Неправильный ответ – шаг влево, т. е. назад. Рекомендации: для разрядки можно использовать игру практически на каждом уроке в соответствии с темами предыдущих уроков. Оценка «5» выставляется если солдатик дошел без остановок до конца дорожки, т. е. ученик ответил правильно на все вопросы. В качестве первой оценки за игру не применять «4» и тем более «3». Игру можно проводить несколько уроков подряд – до тех пор, пока ученик полностью не усвоит теоретический материал и сможет заработать свою первую оценку – «5». При желании ребенок может играть дома с родителями.
На этом же уроке ученик знакомится с названиями рядов левой клавиатуры. Звукоряд расположен на белых клавишах первого и второго рядов не по порядку, а вразброс – фа, до, соль, ре, ля, ми, си. Запомнить эту непростую последовательность легко с помощью «Считалочки» (см. часть 2, урок 3). Далее педагог показывает ноты для баяна, поясняя, что они пишутся на двух нотоносцах, объединенных фигурной скобкой – акколадой. Верхний нотоносец со скрипичным ключом – для правой руки, нижний с басовым ключом – для левой. 7. «Мелодия, ритм» Ученику предлагается разучить песенку «Про зайку».
Зайка азбуку учил, Зайка буквы позабыл. Купим мы ему тетрадь – Буквы выучит опять. Педагог поет песенку с аккомпанементом, после чего ученик повторяет слова и поет вместе с педагогом, прохлопывая ритм. После разучивания песни педагог поясняет: мелодия – это то, что мы поем, ритм – то, что можно прохлопать в процессе звучания мелодии. 5. Методическое пособие «Передвижка» Данное пособие – незаменимая помощь ребенку для воспроизведения ритма и высотного соотношения звуков. Работа по этому пособию в донотный период дает возможность избежать трудностей письма: передвинул пуговицы соответственно услышанным звукам – и получил изображение слышимого. Занятия с «Передвижкой» облегчают запоминание новой мелодии при игре по слуху и доставляют ребенку удовольствие. На одну сторону плотного картона размером 60x20 наклеена белая бумага. Через белое поле вертикально полосками протянута леска, она проходит снаружи и изнутри полотна. Примерная ширина между лесками – 1,5 см, на лесках прикреплены пуговицы: вверху 24 черных, внизу 24 белых. Белые пуговицы соответствуют длинным звукам, они больше по размеру, черные – коротким, они чуть меньше. Пуговицы должны свободно передвигаться вверх и вниз по леске. Предварительно посередине полотна изображается нотный стан со скрипичным ключом. С наружной стороны картон заклеивается цветной бумагой, чтобы леска не была видна. Пособие складывается пополам пуговичками внутрь, как книжка. Первоначальный этап занятия: выкладывание ритма «на нитке», т. е. на любой линейке нотоносца, так как первые мелодии исполняются на одном звуке. В дальнейшем при помощи пуговиц воспроизводится ритмический рисунок мелодии с учетом звуковысотного направления. После объяснения педагога ученик выкладывает на «передвижке» ритмический рисунок простейших попевок. 6. Упражнения для кистей и пальцев Прыгающие паучки. Выполняется сидя за столом. Руки, слегка согнутые в локтях, лежат на столе. кисть – «паучок», стоящий на пяти лапках. Между пальцами – «окошечки», т. е. небольшие просветы, «лапки»-пальцы стоят на подушечках. Спинка «паучка» (свод кисти) – выпуклая. Обратить внимание ребенка: на «лапках» есть бугорки – суставчики, их нельзя выпрямлять или прогибать (это «коленочки лапок»), они должны быть слегка закругленными. Упражнение: приподнять кисть и дать ей упасть на подушечки пальцев. Повторить движение правой, затем левой рукой, далее попеременно, и, наконец, обеими руками одновременно. Говорящие пальчики. Исходное положение: рука-«паучок» лежит на столе. Каждый палец поднимается и падает на подушечку 4 раза подряд. Внимание ученика: слегка закругленный палец быстро поднимается и так же быстро опускается. Замах быстрый, пальцевый удар легкий, после удара обязательно следует отдых – расслабление. Считалка. Ритмизация «считалки» выполняется поочередно каждым пальцем вначале правой, затем левой рукой при одновременном произнесении текста вслух. Делать 4 удара каждым пальцем: 1-й палец — Мальчик-пальчик, где ты был? 2-й палец — С этим пальцем в лес ходил, 3.й палец — С этим пальцем щи варил, 4-й палец — С этим пальцем кашу ел, 5-й палец — С этим пальцем песни пел. 7. Стихотворение Е. Матвиенко «Музыкальный дом» В исполнении ученика стихотворение записывается на магнитофон. Домашнее задание 1. Выучить наизусть стихотворение «О клавишах» (материал предыдущего урока). 2. Выучить тему «Левая клавиатура». Знать, что такое мелодия и ритм. 3. Работать по музыкальным прописям. 4. Выполнять два упражнения для кистей и пальцев. 5. Поиграть с родителями в игру «Вперед, солдат!»
Задание: Прочитать вторую главу книги Ф.Липса «Искусство игры на баяне».
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-26; просмотров: 271; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.107.149 (0.139 с.) |