Формирование навыков управления мехом 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формирование навыков управления мехом



При формировании рассматриваемых навыков мехом необходимо уже на раннем этапе представлять конечную цель обучения. Здесь подразумеваются ов­ладение широчайшим арсеналом движений меха, связанных со всеми фазами звукоизвлечения, ведения, соединения и снятия звуков, со сменами направлений движения, а также контроль за упомянутыми движениями. Вот почему учащийся должен как можно скорее усвоить постановочные принципы, относящиеся к сфе­ре базовых движений. Условия, способствующие продуктивной работе над обо­значенными навыками:

1. Координация действий при разжиме и сжиме в значительной степени за­висит от изменяющегося уровня воздушной компрессии и давления в меховой камере. Для баяниста и аккордеониста крайне важно распознавать ключевые фазы данного про­цесса и управлять им, поскольку это непосредственно влияет на качество и на­полнение звука.

2. Необходим постоянный контроль за мышечной активностью левой руки и ее движениями, направляющими процесс звукообразования. Рука исполнителя находится в постоянном контакте с рабочим ремнем и сеткой левого полукорпуса инструмента. Недопустима полная расслабленность мышц левой руки, обуслав­ливающая пассивное движение меха на любом участке разжима и сжима. Заведо­мо ошибочными являются попытки играть, пользуясь только инерцией движения за счет веса (массы) левого полукорпуса.

3. Столь же недопустимо и постоянное давление левой руки, напоми­нающее пневматический механизм подачи воздуха в резервуар органа (фисгар­монии).

4. Учащемуся надлежит помнить, что звуковая палитра баяна и аккордеона тесно сопря­жена с тончайшей дифференциацией движений меха. Последняя, в свою очередь, определяется образно-эмоциональной динамикой музыкального произведения.

5. Обеспечению полномасштабного контроля за процессом управления мехом весьма благоприятствует формирование пространственно-ориентационных ощущений применительно к смене направлений движущегося меха. Указанные ощущения позво­ляют сохранить строго параллельное положение внешней и внутренней сторон каждой барины с опорой нижней части меха на бедро левой ноги.

6. При управлении мехом не следует допускать появления ослабленных участков отдельных складок меха, сохраняя упругость всех барин. Тем самым обеспечивается возможность сменить направление в любой фазе разжима и сжи­ма, а также немедленно остановить движущийся мех.

7. Левая рука исполнителя – гибкий и чувствительный инструмент звукоизвлечения. Поэтому учащемуся рекомендуется постоянно работать над совершен­ствованием движений по управлению меха, тренируя мышцы левой руки не толь­ко в силовом отношении, но и в плане реактивности, что подразумевает момен­тальное выполнение различных «приказов» слуховой сферы в той или иной ис­полнительской ситуации.

Постановка левой руки по управлению мехом на ранней стадии обучения связана с многочисленными трудностями и в большой степени определяется фи­зическими данными учащегося. Однако и для физически развитого ученика упо­мянутый процесс является новым видом движений, не связанным с предыдущим опытом. Исходя из этого, постановка левой руки требует особой концентрации внимания и постоянного контроля со стороны педагога:

1. Необходимо добиваться последовательного включения мышц ученика в начале движения на разжим и сжим.

2. Учащемуся надлежит уяснить специфику ощущений левой руки, рабо­тающей без постоянного напряжения, посредством регулярных смен мышечной активности и расслабленности (с поддержкой звука в необходимом режиме управления).

3. Следует наращивать быстроту реакции левой руки, пребывающей в го­товности к моментальным переключениям: созданию дополнительного давления в меховой камере, смене направления движущегося меха, освобождению мышц и т.д.

4. При разжиме и сжиме не допускать перекоса барин (лицевой и тыльной сторон) меха, учитывая потребность ускоренного нагнетания воздушного давле­ния в меховой камере.

5. Ученику следует подчинить работу мышц левой руки, управляющих ме­хом, собственным образно-слуховым импульсам – внутреннему слышанию опре­деленных характеристик извлекаемого звука. Формированию такой зависимости способствуют и детализация упомянутых слуховых представлений, и оператив­ность мышечного «отклика» на соответствующее «задание».

6. Желательно добиваться осознания учащимся функционального родства между   

человеческими легкими и мехом инструмента. Как и пению, игре на баяне и  

аккордеоне сопут­ствует необходимость поддерживать определенный уровень  

давления в меховой камере и дозированно расходовать воздух для озвучивания и   

артикуляции испол­няемых  тонов.

Смена меха

Смена меха является связующим звеном процессов снятия и атаки звука, элементом определенного типа звукоизвлечения и зависит от характера испол­няемой музыки. Вот почему качественная оценка упомянутого исполнительского действия связана с двумя критериями: адекватной наполненностью каждого зву­ка, следующего за сменой меха, и соответствием данного звука решаемой худо­жественной задаче. Ключевая роль в этой ситуации отводится гибкому взаимо­действию синхронного снятия звука (мягкого или резкого) и различных видов атаки при смене направлений движущегося меха. Совершенствованию указанной техники способствуют ясные слуховые представления о завершающей и началь­ной фазах баянного звучания, а также уверенное владение соответствующими двигательными навыками. Для достижения оптимального звукового результата, наряду с моментом смены меха, очень важны предшествующие ей действия руки. При мягком снятии кисть левой руки продолжает движение на разжим (сжим) до точки прекращения звука, в то время как предплечье уже начинает двигаться в обратном направлении. При резком снятии и активном начале следующего звука упомянутые движения кисти и предплечья объединяются в одно пульсирующее действие.

Упражнения на смену меха

Синхронное мягкое снятие и мягкая атака звука. Навык первоначально формируется при нюансе р, затем осваиваются другие уровни громкости. Темп медленный. Следует добиваться необходимой координации движений пальца и меха:

 


Примеры первых уроков

из учебно-методического пособия «Азбука маленького баяниста»

Г.И. Крыловой

Урок

План урока

1. Стихотворение Е. Матвиенко «О музыке».

2. Слушание музыки: С. Рахманинов. «Итальянская полька».

3. Рассказ об истории возникновения баяна.

4. Сюрпризный момент.

5. Знакомство с составными частями баяна.

6. Внутреннее устройство баяна.

7. Музыкальные загадки.

8. Нотная грамота.

9.  Стихотворение «Пятеро друзей».

Ход урока

1. Стихотворение Е. Матвиенко «О музыке»

Педагог, Поздравляю с первым уроком

и предлагаю послушать стихи о музыке.

Послушай, музыка вокруг —

Ты без нее не проживешь и дня!

Мелодий разных слышен звук,

Они в тебе, вокруг тебя.

Музыкант — это добрый волшебник:

Из семи только нот, не спеша,

Он сумеет создать сто мелодий,

Он умеет творить чудеса.

Он без слов о весне нам расскажет,

Как звенит за окошком капель.

Светлой музыкой нам он покажет,

Как звучит птичьим пеньем апрель.

Ты узнаешь секреты мелодий и научишься скоро играть.

Если будешь упорно трудиться, Музыкантом большим можешь стать.

И сегодня, на первом уроке,

Скажешь ты: «Я труда не боюсь,

Я, конечно, пока не волшебник,

Ведь я музыке только учусь!»

2. Слушание музыки. С. Рахманинов. «Итальян­ская полька»

Педагог исполняет музыкальное произведение, знакомя ученика со звучанием инструмента.

3. Рассказ об истории возникновения баяна

Педагог. В давние времена на Руси жил че­ловек по имени Боян. Он пел песни, рассказывал былины о победах и поражениях русских вои­нов, аккомпанировал себе на гуслях. Любимый народом инструмент назвали в память о древне­русском певце-сказителе его именем – баян.

Музыкальный инструмент не сразу стал та­ким, каким мы привыкли его видеть. Прапрабабушка современного баяна – маленькая гар­моника. Изобрел ее около 200 лет тому назад венский мастер Кирилл Демиан. Вскоре инс­трумент распространился по всему миру. Рус­ские купцы привезли из-за границы немецкую однорядную гармонь, а талантливые умельцы- мастера разобрали ее и переделали на свой лад.

Разновидностей гармоники было много. Су­ществовали «саратовские», «елецкие», «ливенские», «вятские», «невские», «венские», «ази­атские», «сибирские», «хромки» и много других гармоник. Как правило, они назывались по месту их изготовления, реже – по имени исполнителя или их мастера. Отличались друг от друга разме­рами, расположением клавиш и кнопок, коли­чеством рядов (отсюда и названия – однорядка, двухрядка, трехрядка).

За короткий срок гармоника прошла путь от инструмента-игрушки, имевшей всего несколь­ко клавиш, до баяна, позволяющего исполнять сложные произведения классической музыки.

К середине XX в. гармоники были распростра­нены уже повсеместно – в каждом селе нахо­дился свой гармонист, свой «первый парень» на деревне, многие музыканты были самоучками. Теперь же другие времена –  класс баяна есть в музыкальных школах, училищах, консерва­ториях. Всему миру известна российская школа баяна: наши баянисты, в том числе и дети, – по­бедители Международных конкурсов. Жизнь гармоники продолжается и по сегодняшний день. Ее можно услышать на сцене, в быту, в са­модеятельных ансамблях и оркестрах народных инструментов. В известной песне поется:

Кнопочки, кнопочки,

Слушать не устану я.

Вся Россия любит вас –

Кнопочки баянные!..

Ученик вместе с педагогом рассматривает ста­ринные фотографии с изображением гармоник в книге А. Мирека «И звучит гармоника».

4. Сюрпризный момент

Педагог. Хочешь сюрприз? Закрой глаза, и откроешь только после «волшебных» слов: «Раз, два, три – смотри!»

Педагог достает заранее спрятанную маленькую гармонь и играет на ней, затем предлагает ученику самому поиграть на гармошке. Далее он демонс­трирует гармонь большего размера, сопоставляя ее с предыдущей (принцип «матрешки»). «Сюрприз» можно повторять несколько раз в зависимости от имеющихся в наличии гармоней.

5. Знакомство с составными частями баяна

Педагог показывает основные части инструмен­та, поясняя их назначение.

Правый полукорпус – гриф, трехрядная клавиатура (клавиши белые и черные, иногда называемые кнопками), наплечные ремни.

Левый полукорпус  –  шестирядная клавиа­тура (клавиши), отдушник, переключатель,

ко­лесо-регулятор длины малого ремня.

Полукорпуса соединены мехом, который мо­жет растягиваться и сжиматься.

Учащийся вслух повторяет новые слова-термины и показывает на инструменте соответствующие им детали.

6. Внутреннее устройство баяна

Необходимо перед уроком заранее подгото­вить инструмент – разъединить полукорпуса, снять крышки-решетки у правой и левой клавиатур.

Педагог. Звук у баяна появляется благода­ря звучанию металлического язычка «голо­са». При нажатии клавиши поднимается кла­пан, под ним открывается круглое отверстие, в которое устремляется воздушная струя при движении меха. Язычок под действием струи воздуха колеблется, создавая звучание опре­деленной высоты, которое зависит от размеров самого «голоса». Чем длиннее и шире язычок, тем звук ниже, и наоборот – чем короче и уже «голос», тем звук выше.

Ученик вместе с педагогом рассматривает сис­тему рычагов левой клавиатуры, после чего педагог вынимает из инструмента резонатор и дает ученику возможность самому извлечь звук, дуя в круглые отверстия, как на губной гармони.

7. Музыкальные загадки Педагог. Отгадай загадку:

В руки ты ее возьмешь.

То растянешь, то сожмешь, Заиграет, только тронь,

Как зовут ее?

(Гармонь)

А теперь отгадай загадки музыкальные. Представь, что мы с тобой очутились в лесу, где живут разные звери. Первым на полянку вы­скочил...

Педагог исполняет пьесу Е. Тиличеевой «Зайчики».

Затрещали сучья, из лесной чащи вышел большой, грузный...

Исполняется «Медведь», музыка Е. Тиличеевой.

От медведя лучше быть подальше, но откуда ни возьмись, появился злой, голодный...

Исполняется «Волк», музыка В. Ребикова.

А вот загадка посложнее: «Маленькая, зеле­ная, в лесу у воды ловко прыгает и громко кри­чит...»

Исполняется «Лягушка», музыка В. Ребикова.

8. Нотная грамота

Педагог излагает теоретические сведения, ис­пользуя материал, второй части пособия (см. урок 1), поясняя что такое ноты, нотоносец, расположение нот на нотном стане, скрипичный ключ.

9. Стихотворение «Пятеро друзей» Заканчивая урок, педагог предлагает ученику

поделиться впечатлениями о первом уроке, рас­сказать, что ему показалось самым интересным. Затем читает стихотворение (см. пособие часть 2, урок 1).

Домашнее задание

1. Запомнить названия составных частей баяна.

2. Запомнить термины нотной грамоты.

3. Выполнить письменное задание по музыкаль­ным прописям.

4. Выучить наизусть стихотворение «Пятеро друзей».

Урок

План урока

1. Слушание музыки: В. Шаинский. «Голубой вагон», «Песенка крокодила Гены», «Песенка про кузнечика».

2. Тема «Свойства музыкальных звуков».

3. Тема «Звукоряд правой клавиатуры»; «О клавишах».

4. Тема «Ноты первой октавы». Е. Матвиенко «Музыкальный дом».

5. Проверка домашнего задания.

6. Упражнения на освобождение корпуса и рук.

7. Стихотворение «Пятеро друзей». Чтение наизусть, аудиозапись.

Ход урока

1. Слушание музыки: В. Шаинский. «Голубой Загон», «Песенка крокодила Гены», «Песенка про кузнечика»

Педагог. Композитор Дмитрий Кабалевс­кий очень любил детей, для них он писал музы­ку и книги. Одна из книг называется «Про трех китов и многое другое». В ней рассказывается о том, что в давние времена люди не могли объ­яснить многие явления, которые сегодня понят­ны любому школьнику, например, как же уст­роена сама Земля, на которой они живут. Они не представляли себе, что Земля – это круглый шар, который вращается не только вокруг себя, но еще и вокруг Солнца. И придумывали тому разные объяснения. Например, такое, будто Земля – это огромный, круглый диск, наподо­бие блина, окруженный со всех сторон океаном. А за океаном находится рай, и берут начало в этом раю четыре великие реки. Но прежде чем попасть на землю, эти реки протекают под океа­ном. А почему Земля, этакая гигантская тарел­ка, ни в какую бездну не проваливается? Ведь должна же она на чем-то держаться? И приду­мали люди, будто бы Земля держится на спинах трех могучих китов.

«А причем здесь музыка?» – спросишь ты, и почему разговор о музыке мы начинаем с ле­генды про трех китов?

А потому, что в музыке существуют свои «три кита», на которых держится почти вся музыка. Конечно, настоящие киты плавают в океане, а выражение «три кита» – условное, образное. Оно поможет нам понять, что «три кита» – это три важных и распространенных вида музы­кальных произведений или три жанра музыки.

«Три кита» в музыке – это песня, танец, марш. С ними ты познакомиться подробнее на уроках, слушая музыкальные произведения, а позднее и исполняя их.

Первый жанр, первый «кит» – песня. Про нее говорят: «Песня – душа народа». Очень разные бывают песни – ласковые колыбель­ные, задорные детские дразнилки, протяжные и шуточные народные, траурные и жизнерадост­ные, ритмичные современные. Как правило, мелодию песни создает композитор, а слова со­чиняет поэт.

Педагог играет мелодии песен, знакомых по мультфильмам: «Голубой вагон», «Песня крокодила Гены», «Песенка про кузнечика» и другие, предлагая ученику определить названия мелодий (ноты можно найти в детских репертуарных сборниках).

2. Тема «Свойства музыкальных звуков»

Педагог. Звуки бывают музыкальные и не­музыкальные, т. е. шумовые. Послушай стихот­ворение о звуках музыкальных и шумовых.

Громко квакает лягушка,

Тихо капает вода,

Или вдруг от ветра в поле Загудели провода.

Вот в лесу жужжит пчела,

Слышен дятла громкий стук,

Но ласкает наши уши Только музыкальный звук.

(Е. Матвиенко)

А где живут музыкальные звуки? Откуда они появляются?

Ты, наверное, догадался, что музыкальные звуки живут в музыкальных инструментах и в голосе человека, когда он поет. Музыкаль­ные звуки отличаются от немузыкальных осо­быми свойствами – высотой, длительностью, громкостью и тембром. Разберем эти свойства.

Музыкальные звуки бывают высокие и низкие.

В исполнении педагога звучат пьесы Е. Тиличеевой «Птичка» и «Медведь».

Музыкальный звук может быть коротким и длинным. Вот так, например, гудит пароход.

Педагог извлекает длинный звук в малой октаве.

А вот так стучат капельки дождя по крыше.

Исполняет пьесу И. Любарского «Дождик».

Музыкальные звуки бывают громкие и ти­хие. На баяне громкость звука зависит от силы меховедения.

Педагог извлекает тихий и громкий звук.

Упражнение «Ветер и ветерок» исполняется на музыку танца «Лендлер» Л. Бетховена.

Ученик выполняет упражнение стоя. Его корпус – ствол дерева, руки – веточки, пальцы – листочки.

Под тихую музыку он делает мягкие движения пальцами («ветерок»), под громкую – сильно рас­качивает руками («ветер»).

Музыкальный звук может быть густым, про­зрачным, резким, звонким и т. п. Окраска зву­ка называется тембром. По тембру голоса ты можешь узнать знакомых людей, не видя их, например, маму, папу, друга.

3. Тема «Звукоряд правой клавиатуры»

Педагог. На правой клавиатуре кроме трех длинных вертикальных рядов есть еще и ко­роткие. Их называют поперечными, или диа­гональными рядами. В каждом из них – три клавиши. Если в поперечных рядах нажимать только белые клавиши, пропуская черные, мы получим звукоряд.

На инструменте, обращенном передней (лице­вой) частью к ученику, педагог показывает и на­зывает вслух клавиши звукоряда по всей клавиа­туре, затем читает стихотворение «О клавишах» (см. часть 2, урок 2). Учащийся показывает на кла­виатуре клавиши звукоряда, произнося вслух их названия.

4. Тема «Ноты первой октавы»

Педагог. Ты уже знаешь, что у каждой нотки есть свое место на нотоносце. Послушай стихотворение «Музыкальный дом», которое поможет тебе запомнить, где какая нота запи­сывается.

5. Проверка домашнего задания

Педагог задает ученику вопросы по материалу предыдущего урока.

6. Упражнения на освобождение корпуса и рук

Шалтай-болтай. Упражнение выполняется стоя.

Поднять обе руки вверх и через стороны сбросить их вниз, слегка наклонив туловище вперед. Руки раскачи­ваются по инерции, в это же время произносятся слова: «шалтай-болтай». Упражнение повторяется 3—4 раза.

Мячики. Выполняется стоя. Руки ребенка пол­ностью расслаблены, чтобы кисти их можно было подбрасывать и ловить, как мячики. Ученик кладет руку ладонью вниз на ладонь педагога. Тот своей ру­кой несколько раз подбрасывает руку ученика вверх и ловит ее. Затем это же проделывает с другой рукой и далее с обеими руками одновременно (дома мож­но выполнять упражнение с родителями).

Солдатик и медвежонок. Выполняется сидя на стуле. По команде «Солдатик!» выпрямить спи­ну и сидеть неподвижно, как оловянный солдатик. По команде «Медвежонок!» расслабить, округлить спину, как у мягкого толстенького медвежонка. На выполнение каждой команды дается пять секунд. Упражнение повторяется несколько раз.

7. Стихотворение «Пятеро друзей»

Педагог записывает исполнение учеником сти­хотворения на магнитофон (чтение наизусть).

Примечание. Начиная с этого урока и далее регуляр­но «музыкальная биография» учащегося записывается на его личную аудиокассету. Перед тем как записать стихи, а в дальнейшем и музыкальные пьесы, педагогу необхо­димо прослушать ученика, поработать с ним над интона­ционной выразительностью, эмоциональными оттенками, смысловыми кульминациями. В случае отсутствия в классе магнитофона или затруднений у ребенка в связи с выучи­ванием наизусть, данный вид работы можно отменить.

Домашнее задание

1. Знать свойства музыкального звука.

2. Уметь показать клавиши звукоряда на правой клавиатуре.

3. Выполнять три упражнения для корпуса и рук.

4. Выучить наизусть стихотворение «Музыкаль­ный дом».

Урок 3

План урока

1. Слушание музыки: Р. Шуман. «Марш».

2. Тема «Левая клавиатура».

3. Игра «Вперед, солдат!»

4. Тема «Мелодия и ритм», разучивание песенки «Про зайку».

5. Методическое пособие «Передвижка».

6. Упражнение для кистей и пальцев.

7. Стихотворение Е. Матвиенко «Музыкальный дом» – чтение наизусть, аудиозапись.

Ход урока

1. Слушание музыки: Р. Шуман «Марш»

Педагог. Знакомимся со вторым основным жанром музыки, вторым «китом» – маршем. Самые обычные, простые марши, которые мы слышим по радио, на праздничных площадях, стадионах, подчинены определенным прави­лам, без соблюдения которых марш перестает быть маршем. Правила эти очень просты: марш всегда исполняется на счет «раз, два, три, четы­ре», чтобы под него было удобно маршировать: левой, правой, левой, правой.

Марши отличаются друг от друга не только по характеру музыки, но и по своему назначе­нию. Есть марши строевые, походные, движение которых рассчитано на скорость человеческого шага. Есть марши торжественные, под которые необязательно маршировать –  во время их ис­полнения могут происходить различные торже­ственные церемонии. Бывают марши встречные, марши похоронные, марши спортивные. Но еще больше отличаются друг от друга марши, кото­рые исполняются на концерте, в опере, балете.

Есть песни-марши, есть также инструмен­тальные марши. Немало маршей написано спе­циально для исполнения начинающими музы­кантами.

Исполняется пьеса Р. Шумана «Марш».

2. Тема «Левая клавиатура»

Педагог играет мелодию на первом ряду левой клавиатуры и напевает: «Мишка косолапый по лесу идет, шишки собирает, песенки поет».

Педагог. Какие ты слышишь звуки – низ­кие или высокие? (Следует ответ ученика.)

Затем педагог играет эту же мелодию на втором ряду, поясняя, что низкие звуки первого и второго ряда называются басы. Далее поочередно извле­кается звук при нажиме клавиш третьего, четверто­го и пятого рядов. Поскольку ученик еще не знаком с понятием «аккорд», ему предлагается сравнить по тембру звучание басов с только что сыгранными со­звучиями и определить отличие (густой, протяжный бас и прозрачное, легкое созвучие).

Педагог просит ученика, закрыв глаза, послушать и сравнить два созвучия. Исполняется (протяжно) мажорный аккорд от звука до на левой клавиатуре и этот же аккорд  – на правой клавиатуре. При срав­нении выясняется, что звучат аккорды одинаково. Учащийся слушает еще раз, уже с открытыми глаза­ми, и с удивлением замечает, что на левой клавиа­туре была нажата одна клавиша, а на правой одно­временно три.

Аналогично сравнивается звучание минорного аккорда, септаккорда. Таким образом, ученик выясняет, что в левой клавиатуре при нажиме одной кла­виши звучат сразу три звука, т. е. аккорд. Объясне­ние мажорного и минорного аккордов дополняется понятиями «веселый» и «грустный». Иллюстрацией «веселых» аккордов послужит народный танец «Крыжачок», «грустных» – песня «Перепелочка».

3. Игра «Вперед, солдат!»

Игра используется для проверки домашнего за­дания и в качестве психологической разрядки.

Понадобится плотный альбомный лист с нари­сованной по диагонали «дорожкой» из кружочков и маленький игрушечный солдатик. Можно исполь­зовать любую игрушку и, соответственно, поменять название игры – «Вперед, матрешка!», «Вперед, лошадка!» и т. п.

Описание игры: установить игрушку на заштрихо­ванном кружке. Педагог задает ученику вопрос, напри­мер, что такое ноты? При правильном ответе ребенок передвигает игрушку на следующий кружок вправо, т. е. солдатик делает шаг вперед. Затем следует новый вопрос и правильный ответ на него –  опять  шаг впра­во. Неправильный ответ –  шаг  влево,

т. е. назад.

Рекомендации: для разрядки можно исполь­зовать игру практически на каждом уроке в соот­ветствии с темами предыдущих уроков. Оценка «5» выставляется если солдатик дошел без остановок до конца дорожки, т. е. ученик ответил правильно на все вопросы. В качестве первой оценки за игру не применять «4» и тем более «3». Игру можно прово­дить несколько уроков подряд – до тех пор, пока ученик полностью не усвоит теоретический материал и сможет заработать свою первую оценку – «5».

При желании ребенок может играть дома с роди­телями.

 

 

    На этом же уроке ученик знакомится с названиями рядов левой клавиатуры. Звукоряд расположен на бе­лых клавишах первого и второго рядов не по порядку, а вразброс  – фа, до, соль, ре, ля, ми, си. Запомнить эту непростую последовательность легко с помощью «Считалочки» (см. часть 2, урок 3).

Далее педагог показывает ноты для баяна, поясняя, что они пишутся на двух нотоносцах, объединенных фигурной скобкой – акколадой. Верхний нотоносец со скрипичным ключом –  для правой руки, нижний с басовым ключом –  для левой.

7. «Мелодия, ритм»

Ученику предлагается разучить песенку «Про зайку».

 

Зайка азбуку учил,

Зайка буквы позабыл.

Купим мы ему тетрадь –

Буквы выучит опять.

Педагог поет песенку с аккомпанементом, после чего ученик повторяет слова и поет вместе с педаго­гом, прохлопывая ритм. После разучивания песни педагог поясняет: мелодия – это то, что мы поем, ритм – то, что можно прохлопать в процессе звуча­ния мелодии.

5. Методическое пособие «Передвижка»

Данное пособие – незаменимая помощь ре­бенку для воспроизведения ритма и высотного соотношения звуков. Работа по этому пособию в донотный период дает возможность избежать трудностей письма: передвинул пуговицы соот­ветственно услышанным звукам – и получил изображение слышимого. Занятия с «Передвиж­кой» облегчают запоминание новой мелодии при игре по слуху и доставляют ребенку удоволь­ствие.

На одну сторону плотного картона размером 60x20 наклеена белая бумага. Через белое поле вертикально полосками протянута леска, она про­ходит снаружи и изнутри полотна. Примерная ши­рина между лесками – 1,5 см, на лесках прикреп­лены пуговицы: вверху 24 черных, внизу 24 белых. Белые пуговицы соответствуют длинным звукам, они больше по размеру, черные  –  коротким, они чуть меньше.

Пуговицы должны свободно передвигаться вверх и вниз по леске. Предварительно посередине полотна изображается нотный стан со скрипичным ключом. С наружной стороны картон заклеивается цветной бумагой, чтобы леска не была видна. Посо­бие складывается пополам пуговичками внутрь, как книжка.

Первоначальный этап занятия: выкладывание ритма «на нитке», т. е. на любой линейке нотонос­ца, так как первые мелодии исполняются на одном звуке. В дальнейшем при помощи пуговиц воспроиз­водится ритмический рисунок мелодии с учетом зву­ковысотного направления.

После объяснения педагога ученик выкладывает на «передвижке» ритмический рисунок простейших попевок.

6. Упражнения для кистей и пальцев Прыгающие паучки. Выполняется сидя за сто­лом. Руки, слегка согнутые в локтях, лежат на столе. кисть – «паучок», стоящий на пяти лапках. Между пальцами – «окошечки», т. е. небольшие просветы, «лапки»-пальцы стоят на подушечках. Спинка «паучка» (свод кисти) – выпуклая. Обратить внимание ребенка: на «лапках» есть бугорки – суставчики, их нельзя выпрямлять или прогибать (это «коленочки лапок»), они должны быть слегка закругленными.

Упражнение: приподнять кисть и дать ей упасть на подушечки пальцев. Повторить движение правой, затем левой рукой, далее попеременно, и, наконец, обеими руками одновременно.

Говорящие пальчики. Исходное положение: рука-«паучок» лежит на столе. Каждый палец поднима­ется и падает на подушечку 4 раза подряд. Внимание ученика: слегка закругленный палец быстро подни­мается и так же быстро опускается. Замах быстрый, пальцевый удар легкий, после удара обязательно следует отдых –  расслабление.

Считалка. Ритмизация «считалки» выполняется поочередно каждым пальцем вначале правой, затем левой рукой при одновременном произнесении тек­ста вслух.

Делать 4 удара каждым пальцем:

1-й палец — Мальчик-пальчик, где ты был?

2-й палец — С этим пальцем в лес ходил,

3.й палец — С этим пальцем щи варил,

4-й палец — С этим пальцем кашу ел,

5-й палец — С этим пальцем песни пел.

7. Стихотворение Е. Матвиенко «Музыкаль­ный дом»

В исполнении ученика стихотворение записыва­ется на магнитофон.

Домашнее задание

1. Выучить наизусть стихотворение «О клави­шах» (материал предыдущего урока).

2. Выучить тему «Левая клавиатура».

Знать, что такое мелодия и ритм.

3. Работать по музыкальным прописям.

4. Выполнять два упражнения для кистей и пальцев.

5. Поиграть с родителями в игру «Вперед, солдат!»

 

 

Задание: Прочитать вторую главу книги Ф.Липса «Искусство игры на баяне».

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-26; просмотров: 271; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.107.149 (0.139 с.)