Посадка исполнителя и установка инструмента 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Посадка исполнителя и установка инструмента



Постановка  рук на баяне и аккордеоне

Игра на баяне, аккордеоне и гармони предполагает большой ком­плекс разнообразных игровых движений, форми­рующих постановку рук. Эталона постановки нет, как нет одинаковых людей. Однако это не от­рицает того, что есть общие нормы и правила. Рассмотрим, какой должна быть постановка:

1. Динамичной. (Разнообразие и свобода движе­ний должны быть столь же естественны, как и са­ма музыка.)

2. Органичной. (При формировании постановки необходимо установить гармоничное соотноше­ние между всей рукой. Мера участия плеча, пред­плечья, кисти и пальцев зависит от темпа, факту­ры, вида артикуляции, а также и от субъективных факторов: свойств аппарата исполнителя, стиля его игры и темперамента.)

3. Удобной. (Кисть и пальцы исполнителя не­сут основную нагрузку во всех видах техники и поэтому важно предоставить им максимальное удобство.)

4. Естественной (Форма кисти и пальцев должна быть ближе к естественной, тогда они бо­лее работоспособны и выносливы.)

5. Экономичной. (Палец наиболее подвижен при работе основной фаланги. Ногтевая и сред­няя фаланги должны использоваться лишь в тех случаях, где без их участия исполнение невоз­можно.)

6. Контактной. (Руки, готовые к игре любой фактуры, должны хорошо чувствовать топогра­фию клавиатур.)

При неправильной установке инструмента выполнить все пере­численное невозможно.

Постановка правой руки на баяне

Кисть правой руки свободно ставится на клавиатуру. Все пять пальцев находятся в полусогнутом состоянии, почти параллельно друг другу. Локоть немного отделен от корпуса учащегося и выдвинут несколько вперед. Правая рука в запястье не должна сильно выгибаться. Большой выгиб в запястье сковывает, перенапрягает мышцы, рука быстро устает, снижаются технические возможности исполнителя. Также вреден прогиб кисти к клавиатуре. Кисть должна находиться в среднем положении. Основное положение правой руки:

пальцы стоят на клавишах Соль, Ля малой октавы, До, Ми-бемоль и Соль первой октавы.

Постановка правой руки на аккордеоне

Клавиатура аккордеона сходна с фортепианной и самое удобное, естественное и непринужден­ное положение кисти и пальцев на нотах Ми, Фа-диез, Соль-диез, Ля-диез и Си, сформулированное еще Ф. Шопеном, подходит и для аккордеонистов.

Различная длина пальцев при этом выравнива­ется: длинные играют на клавишах, расположен­ных глубже, чем те, на которых играют короткие.

Первоначальные игровые навыки на правой клавиатуре удобнее осуществлять во второй окта­ве. Более трудные позиции, в которых пальцам приходится менять свою естественную форму, осваивать легче, имея «эталон» комфортного кон­такта руки с клавиатурой.

Постановка левой руки

При сжатом мехе левая рука, свободно согнутая в локте, продевается под ремень, при этом тыль­ная сторона запястья в предплечевой части опи­рается на ремень; предплечье внутренней своей стороной опирается на задний край левой крыш­ки, пальцы находятся над кнопками.

Рука настолько должна быть выдвинута вперед, чтобы первый палец мог нажимать первый ряд, а пятый –  вспомогательный ряд или тот ряд, кото­рый находится ближе к меху.

Иногда у исполнителей первый палец помогает создать точку опоры при разжиме и сжиме меха. Как правило, это происходит из-за неправильно подогнанного ремня на левом корпусе баяна или аккордеона. Это необходимо устранить, так как нарушает­ся свобода остальных пальцев и создается лиш­нее напряжение для всей руки. Натяжение ремня левой части корпуса должно позволять руке пере­двигаться вдоль всей левой клавиатуры.

Особое внимание необходимо уделять веде­нию меха, так как именно от этого во многом за­висит выразительность и грамотность исполне­ния. Без меха инструмент беззвучен. Основными меховыми приемами являются разжим и сжим, все остальные – в своей основе построены на различных сочетаниях разжима и сжима. Мех следует разжимать «веерообразно» по дуге вниз и сжимать в обратном движении по этой же тра­ектории.

Наиболее часто встречающаяся ошибка невер­ного движения меха, когда при сжиме вначале поднимают в вверх левый корпус, а затем сжима­ют. При этом создается лишняя нагрузка для ле­вой руки и заметна смена меха.

Работая над качественной сменой меха, важно приучить ученика контролировать свои игровые движения, не сжимать и разжимать мех до пре­дела, дослушивать окончания нот и фраз. С пер­вых уроков необходимо научить юного музыкан­та «брать дыхание» – грамотно определять в нот­ном тексте моменты смены меха.

Ремень левого корпуса стесняет движения левой руки, которая ведет мех и нажимает клавиши. Эти особенности предполагают определенные трудно­сти при обучении и, вместе с тем, готовая система левой клавиатуры дает колоссальную возмож­ность. Используя всего две-три кнопки, ученик уже на первых уроках легко исполнит аккомпане­мент простейших жанров: польки, частушки, вальса, марша. Этим необходимо пользоваться с первых шагов обучения. Игра аккомпанемента приучает ученика к метроритмической организа­ции, побуждает к сочинительству (домысливание недостающей мелодической линии), что развива­ет слух и творческий подход к занятиям.

Подготовка к практическим занятиям на инструменте

Приступить к первому практическому уроку можно лишь тогда, когда выполнены требования посадки, установки инструмента и постановки рук. Этому можно посвятить чуть ли не целый урок. Важно, чтобы ученик самостоятельно мог правильно сесть, найти контакт с инструментом и поставить руки. С первого урока знакомство с баяном или ак­кордеоном для ученика должно быть большой радостью. Необходимо помочь ему подогнать ремни, почувствовать инструмент. Если есть воз­можность, то пусть ученик полюбуется на себя в зеркало.

Следующую часть урока можно посвятить раз­личным упражнениям для развития гибкости рук, подготавливающим игровые движения на инструменте. Если ученик зажат, то можно предложить следующие подготовительные упражнения на ре­лаксацию:

1. Вытяните перед собой одну из рук так, что­бы она была параллельно полу. Мышцы плеча и предплечья при этом должны находиться в со­стоянии легкого напряжения; кисть и пальцы должны быть опущены и расслабленны. Рас­слабьте предплечье, а затем плечо до полного «падения» руки.

2. Затем это же упражнение выполняют другой рукой.

3. То же упражнение выполняют обеими руками одновременно.

4. Исходное положение – рука вверху, слегка на­пряжена. Постепенно ослабляют мышцы и, когда рука становится «тяжелой», ее «роняют» в следу­ющей последовательности: кисть и пальцы, пред­плечье – а затем вся рука.

Это упражнение выполняют вначале одной ру­кой, затем другой и двумя руками вместе.

Упражнения за столом

Все упражнения выполняются вначале одной рукой, затем другой и двумя руками вместе.

«Мостик»

1. Ученик садится к столу. (Сидеть необходимо так, как он будет сидеть с инструментом.)

2. Тремя средними пальцами (2, 3 и 4) опирает­ся на край стола. Напряжение в кончиках пальцев должно быть ровно столько, чтобы не упала рука, которая безвольно висит с ощущением тяжести в локте.

3. Покачайте руку в разные стороны, при этом она должна быть свободна и раскачиваться как канатный мостик.

«Прыжки»

Вариант №1

1. Исходное положение руки такое же, как и в упражнении «Мостик».

2. Рука прыгает вверх, отталкиваясь кистью, а затем свободно падает под собственным весом.

Упражнение вначале выполняется с опорой на три пальца, затем – на один третий, второй и чет­вертый.

Вариант №2

Условия выполнения такие же, как и в первом варианте, только рука после прыжка «приземля­ется» на опорный палец.

Вариант №3

Выполняются также, как в первом и втором ва­рианте, только пальцами без участия кисти.

«Классики»

Кисть руки располагается на столе, как на клавиатуре. (Клавиатуру можно нарисовать

на картонке.) Пальцы немного закруглены, опирают­ся на стол подушечками, а первый палец – угол­ком крайней фаланги. Мышцы ладони не касают­ся стола.

Отталкиваясь пальцами и кистью от инстру­мента, рука описывает дугу и приземляется в дру­гом месте.

При выполнении упражнений следует дости­гать точности прыжка от определенной клавиши до следующей и обратно.

«Прыгающий мостик»

Упражнение выполняется также, как и «Класси­ки», только не всеми пальцами, а первым и пя­тым. Пальцы образуют упругий мостик, который не должен прогибаться.Естественный свод паль­цев должен быть эталоном исходного положе­ния во всех упражнениях.

«Мячик»

Рука, включая пальцы, кисть и предплечье, лежит на столе.

Кистью легко отпрыгивать, не отрывая от стола предплечье. Пальцы немного согнуты,

подушечками бьют по столу.

Вначале упражнения они прижаты друг к другу. Затем в процессе кистевых прыжков

посте­пенно разжимаются, как бы охватывая октаву, и сжимаются.

Во всех упражнениях не должно быть лишнего напряжения. Руки естественно будут уставать, как от любой физической нагрузки, после чего им необходимо давать отдых. Все упражнения вы­полняются вначале одной рукой, затем другой, а потом двумя руками вместе, кроме упражнения «Мячик». Руки во время выполнения упражнений должны быть пластичными и красивыми. Необ­ходимо избегать угловатых и неуклюжих движе­ний. Повторение этих упражнений полезно и во время практических занятий на инструменте.

Смена меха

Смена меха является связующим звеном процессов снятия и атаки звука, элементом определенного типа звукоизвлечения и зависит от характера испол­няемой музыки. Вот почему качественная оценка упомянутого исполнительского действия связана с двумя критериями: адекватной наполненностью каждого зву­ка, следующего за сменой меха, и соответствием данного звука решаемой худо­жественной задаче. Ключевая роль в этой ситуации отводится гибкому взаимо­действию синхронного снятия звука (мягкого или резкого) и различных видов атаки при смене направлений движущегося меха. Совершенствованию указанной техники способствуют ясные слуховые представления о завершающей и началь­ной фазах баянного звучания, а также уверенное владение соответствующими двигательными навыками. Для достижения оптимального звукового результата, наряду с моментом смены меха, очень важны предшествующие ей действия руки. При мягком снятии кисть левой руки продолжает движение на разжим (сжим) до точки прекращения звука, в то время как предплечье уже начинает двигаться в обратном направлении. При резком снятии и активном начале следующего звука упомянутые движения кисти и предплечья объединяются в одно пульсирующее действие.

Упражнения на смену меха

Синхронное мягкое снятие и мягкая атака звука. Навык первоначально формируется при нюансе р, затем осваиваются другие уровни громкости. Темп медленный. Следует добиваться необходимой координации движений пальца и меха:

 


Примеры первых уроков

из учебно-методического пособия «Азбука маленького баяниста»

Г.И. Крыловой

Урок

План урока

1. Стихотворение Е. Матвиенко «О музыке».

2. Слушание музыки: С. Рахманинов. «Итальянская полька».

3. Рассказ об истории возникновения баяна.

4. Сюрпризный момент.

5. Знакомство с составными частями баяна.

6. Внутреннее устройство баяна.

7. Музыкальные загадки.

8. Нотная грамота.

9.  Стихотворение «Пятеро друзей».

Ход урока

1. Стихотворение Е. Матвиенко «О музыке»

Педагог, Поздравляю с первым уроком

и предлагаю послушать стихи о музыке.

Послушай, музыка вокруг —

Ты без нее не проживешь и дня!

Мелодий разных слышен звук,

Они в тебе, вокруг тебя.

Музыкант — это добрый волшебник:

Из семи только нот, не спеша,

Он сумеет создать сто мелодий,

Он умеет творить чудеса.

Он без слов о весне нам расскажет,

Как звенит за окошком капель.

Светлой музыкой нам он покажет,

Как звучит птичьим пеньем апрель.

Ты узнаешь секреты мелодий и научишься скоро играть.

Если будешь упорно трудиться, Музыкантом большим можешь стать.

И сегодня, на первом уроке,

Скажешь ты: «Я труда не боюсь,

Я, конечно, пока не волшебник,

Ведь я музыке только учусь!»

2. Слушание музыки. С. Рахманинов. «Итальян­ская полька»

Педагог исполняет музыкальное произведение, знакомя ученика со звучанием инструмента.

3. Рассказ об истории возникновения баяна

Педагог. В давние времена на Руси жил че­ловек по имени Боян. Он пел песни, рассказывал былины о победах и поражениях русских вои­нов, аккомпанировал себе на гуслях. Любимый народом инструмент назвали в память о древне­русском певце-сказителе его именем – баян.

Музыкальный инструмент не сразу стал та­ким, каким мы привыкли его видеть. Прапрабабушка современного баяна – маленькая гар­моника. Изобрел ее около 200 лет тому назад венский мастер Кирилл Демиан. Вскоре инс­трумент распространился по всему миру. Рус­ские купцы привезли из-за границы немецкую однорядную гармонь, а талантливые умельцы- мастера разобрали ее и переделали на свой лад.

Разновидностей гармоники было много. Су­ществовали «саратовские», «елецкие», «ливенские», «вятские», «невские», «венские», «ази­атские», «сибирские», «хромки» и много других гармоник. Как правило, они назывались по месту их изготовления, реже – по имени исполнителя или их мастера. Отличались друг от друга разме­рами, расположением клавиш и кнопок, коли­чеством рядов (отсюда и названия – однорядка, двухрядка, трехрядка).

За короткий срок гармоника прошла путь от инструмента-игрушки, имевшей всего несколь­ко клавиш, до баяна, позволяющего исполнять сложные произведения классической музыки.

К середине XX в. гармоники были распростра­нены уже повсеместно – в каждом селе нахо­дился свой гармонист, свой «первый парень» на деревне, многие музыканты были самоучками. Теперь же другие времена –  класс баяна есть в музыкальных школах, училищах, консерва­ториях. Всему миру известна российская школа баяна: наши баянисты, в том числе и дети, – по­бедители Международных конкурсов. Жизнь гармоники продолжается и по сегодняшний день. Ее можно услышать на сцене, в быту, в са­модеятельных ансамблях и оркестрах народных инструментов. В известной песне поется:

Кнопочки, кнопочки,

Слушать не устану я.

Вся Россия любит вас –

Кнопочки баянные!..

Ученик вместе с педагогом рассматривает ста­ринные фотографии с изображением гармоник в книге А. Мирека «И звучит гармоника».

4. Сюрпризный момент

Педагог. Хочешь сюрприз? Закрой глаза, и откроешь только после «волшебных» слов: «Раз, два, три – смотри!»

Педагог достает заранее спрятанную маленькую гармонь и играет на ней, затем предлагает ученику самому поиграть на гармошке. Далее он демонс­трирует гармонь большего размера, сопоставляя ее с предыдущей (принцип «матрешки»). «Сюрприз» можно повторять несколько раз в зависимости от имеющихся в наличии гармоней.

5. Знакомство с составными частями баяна

Педагог показывает основные части инструмен­та, поясняя их назначение.

Правый полукорпус – гриф, трехрядная клавиатура (клавиши белые и черные, иногда называемые кнопками), наплечные ремни.

Левый полукорпус  –  шестирядная клавиа­тура (клавиши), отдушник, переключатель,

ко­лесо-регулятор длины малого ремня.

Полукорпуса соединены мехом, который мо­жет растягиваться и сжиматься.

Учащийся вслух повторяет новые слова-термины и показывает на инструменте соответствующие им детали.

6. Внутреннее устройство баяна

Необходимо перед уроком заранее подгото­вить инструмент – разъединить полукорпуса, снять крышки-решетки у правой и левой клавиатур.

Педагог. Звук у баяна появляется благода­ря звучанию металлического язычка «голо­са». При нажатии клавиши поднимается кла­пан, под ним открывается круглое отверстие, в которое устремляется воздушная струя при движении меха. Язычок под действием струи воздуха колеблется, создавая звучание опре­деленной высоты, которое зависит от размеров самого «голоса». Чем длиннее и шире язычок, тем звук ниже, и наоборот – чем короче и уже «голос», тем звук выше.

Ученик вместе с педагогом рассматривает сис­тему рычагов левой клавиатуры, после чего педагог вынимает из инструмента резонатор и дает ученику возможность самому извлечь звук, дуя в круглые отверстия, как на губной гармони.

7. Музыкальные загадки Педагог. Отгадай загадку:

В руки ты ее возьмешь.

То растянешь, то сожмешь, Заиграет, только тронь,

Как зовут ее?

(Гармонь)

А теперь отгадай загадки музыкальные. Представь, что мы с тобой очутились в лесу, где живут разные звери. Первым на полянку вы­скочил...

Педагог исполняет пьесу Е. Тиличеевой «Зайчики».

Затрещали сучья, из лесной чащи вышел большой, грузный...

Исполняется «Медведь», музыка Е. Тиличеевой.

От медведя лучше быть подальше, но откуда ни возьмись, появился злой, голодный...

Исполняется «Волк», музыка В. Ребикова.

А вот загадка посложнее: «Маленькая, зеле­ная, в лесу у воды ловко прыгает и громко кри­чит...»

Исполняется «Лягушка», музыка В. Ребикова.

8. Нотная грамота

Педагог излагает теоретические сведения, ис­пользуя материал, второй части пособия (см. урок 1), поясняя что такое ноты, нотоносец, расположение нот на нотном стане, скрипичный ключ.

9. Стихотворение «Пятеро друзей» Заканчивая урок, педагог предлагает ученику

поделиться впечатлениями о первом уроке, рас­сказать, что ему показалось самым интересным. Затем читает стихотворение (см. пособие часть 2, урок 1).

Домашнее задание

1. Запомнить названия составных частей баяна.

2. Запомнить термины нотной грамоты.

3. Выполнить письменное задание по музыкаль­ным прописям.

4. Выучить наизусть стихотворение «Пятеро друзей».

Урок

План урока

1. Слушание музыки: В. Шаинский. «Голубой вагон», «Песенка крокодила Гены», «Песенка про кузнечика».

2. Тема «Свойства музыкальных звуков».

3. Тема «Звукоряд правой клавиатуры»; «О клавишах».

4. Тема «Ноты первой октавы». Е. Матвиенко «Музыкальный дом».

5. Проверка домашнего задания.

6. Упражнения на освобождение корпуса и рук.

7. Стихотворение «Пятеро друзей». Чтение наизусть, аудиозапись.

Ход урока

1. Слушание музыки: В. Шаинский. «Голубой Загон», «Песенка крокодила Гены», «Песенка про кузнечика»

Педагог. Композитор Дмитрий Кабалевс­кий очень любил детей, для них он писал музы­ку и книги. Одна из книг называется «Про трех китов и многое другое». В ней рассказывается о том, что в давние времена люди не могли объ­яснить многие явления, которые сегодня понят­ны любому школьнику, например, как же уст­роена сама Земля, на которой они живут. Они не представляли себе, что Земля – это круглый шар, который вращается не только вокруг себя, но еще и вокруг Солнца. И придумывали тому разные объяснения. Например, такое, будто Земля – это огромный, круглый диск, наподо­бие блина, окруженный со всех сторон океаном. А за океаном находится рай, и берут начало в этом раю четыре великие реки. Но прежде чем попасть на землю, эти реки протекают под океа­ном. А почему Земля, этакая гигантская тарел­ка, ни в какую бездну не проваливается? Ведь должна же она на чем-то держаться? И приду­мали люди, будто бы Земля держится на спинах трех могучих китов.

«А причем здесь музыка?» – спросишь ты, и почему разговор о музыке мы начинаем с ле­генды про трех китов?

А потому, что в музыке существуют свои «три кита», на которых держится почти вся музыка. Конечно, настоящие киты плавают в океане, а выражение «три кита» – условное, образное. Оно поможет нам понять, что «три кита» – это три важных и распространенных вида музы­кальных произведений или три жанра музыки.

«Три кита» в музыке – это песня, танец, марш. С ними ты познакомиться подробнее на уроках, слушая музыкальные произведения, а позднее и исполняя их.

Первый жанр, первый «кит» – песня. Про нее говорят: «Песня – душа народа». Очень разные бывают песни – ласковые колыбель­ные, задорные детские дразнилки, протяжные и шуточные народные, траурные и жизнерадост­ные, ритмичные современные. Как правило, мелодию песни создает композитор, а слова со­чиняет поэт.

Педагог играет мелодии песен, знакомых по мультфильмам: «Голубой вагон», «Песня крокодила Гены», «Песенка про кузнечика» и другие, предлагая ученику определить названия мелодий (ноты можно найти в детских репертуарных сборниках).

2. Тема «Свойства музыкальных звуков»

Педагог. Звуки бывают музыкальные и не­музыкальные, т. е. шумовые. Послушай стихот­ворение о звуках музыкальных и шумовых.

Громко квакает лягушка,

Тихо капает вода,

Или вдруг от ветра в поле Загудели провода.

Вот в лесу жужжит пчела,

Слышен дятла громкий стук,

Но ласкает наши уши Только музыкальный звук.

(Е. Матвиенко)

А где живут музыкальные звуки? Откуда они появляются?

Ты, наверное, догадался, что музыкальные звуки живут в музыкальных инструментах и в голосе человека, когда он поет. Музыкаль­ные звуки отличаются от немузыкальных осо­быми свойствами – высотой, длительностью, громкостью и тембром. Разберем эти свойства.

Музыкальные звуки бывают высокие и низкие.

В исполнении педагога звучат пьесы Е. Тиличеевой «Птичка» и «Медведь».

Музыкальный звук может быть коротким и длинным. Вот так, например, гудит пароход.

Педагог извлекает длинный звук в малой октаве.

А вот так стучат капельки дождя по крыше.

Исполняет пьесу И. Любарского «Дождик».

Музыкальные звуки бывают громкие и ти­хие. На баяне громкость звука зависит от силы меховедения.

Педагог извлекает тихий и громкий звук.

Упражнение «Ветер и ветерок»исполняется на музыку танца «Лендлер» Л. Бетховена.

Ученик выполняет упражнение стоя. Его корпус – ствол дерева, руки – веточки, пальцы – листочки.

Под тихую музыку он делает мягкие движения пальцами («ветерок»), под громкую – сильно рас­качивает руками («ветер»).

Музыкальный звук может быть густым, про­зрачным, резким, звонким и т. п. Окраска зву­ка называется тембром. По тембру голоса ты можешь узнать знакомых людей, не видя их, например, маму, папу, друга.

3. Тема «Звукоряд правой клавиатуры»

Педагог. На правой клавиатуре кроме трех длинных вертикальных рядов есть еще и ко­роткие. Их называют поперечными, или диа­гональными рядами. В каждом из них – три клавиши. Если в поперечных рядах нажимать только белые клавиши, пропуская черные, мы получим звукоряд.

На инструменте, обращенном передней (лице­вой) частью к ученику, педагог показывает и на­зывает вслух клавиши звукоряда по всей клавиа­туре, затем читает стихотворение «О клавишах» (см. часть 2, урок 2). Учащийся показывает на кла­виатуре клавиши звукоряда, произнося вслух их названия.

4. Тема «Ноты первой октавы»

Педагог. Ты уже знаешь, что у каждой нотки есть свое место на нотоносце. Послушай стихотворение «Музыкальный дом», которое поможет тебе запомнить, где какая нота запи­сывается.

5. Проверка домашнего задания

Педагог задает ученику вопросы по материалу предыдущего урока.

6. Упражнения на освобождение корпуса и рук

Шалтай-болтай. Упражнение выполняется стоя.

Поднять обе руки вверх и через стороны сбросить их вниз, слегка наклонив туловище вперед. Руки раскачи­ваются по инерции, в это же время произносятся слова: «шалтай-болтай». Упражнение повторяется 3—4 раза.

Мячики. Выполняется стоя. Руки ребенка пол­ностью расслаблены, чтобы кисти их можно было подбрасывать и ловить, как мячики. Ученик кладет руку ладонью вниз на ладонь педагога. Тот своей ру­кой несколько раз подбрасывает руку ученика вверх и ловит ее. Затем это же проделывает с другой рукой и далее с обеими руками одновременно (дома мож­но выполнять упражнение с родителями).

Солдатик и медвежонок. Выполняется сидя на стуле. По команде «Солдатик!» выпрямить спи­ну и сидеть неподвижно, как оловянный солдатик. По команде «Медвежонок!» расслабить, округлить спину, как у мягкого толстенького медвежонка. На выполнение каждой команды дается пять секунд. Упражнение повторяется несколько раз.

7. Стихотворение «Пятеро друзей»

Педагог записывает исполнение учеником сти­хотворения на магнитофон (чтение наизусть).

Примечание. Начиная с этого урока и далее регуляр­но «музыкальная биография» учащегося записывается на его личную аудиокассету. Перед тем как записать стихи, а в дальнейшем и музыкальные пьесы, педагогу необхо­димо прослушать ученика, поработать с ним над интона­ционной выразительностью, эмоциональными оттенками, смысловыми кульминациями. В случае отсутствия в классе магнитофона или затруднений у ребенка в связи с выучи­ванием наизусть, данный вид работы можно отменить.

Домашнее задание

1. Знать свойства музыкального звука.

2. Уметь показать клавиши звукоряда на правой клавиатуре.

3. Выполнять три упражнения для корпуса и рук.

4. Выучить наизусть стихотворение «Музыкаль­ный дом».

Урок 3

План урока

1. Слушание музыки: Р. Шуман. «Марш».

2. Тема «Левая клавиатура».

3. Игра «Вперед, солдат!»

4. Тема «Мелодия и ритм», разучивание песенки «Про зайку».

5. Методическое пособие «Передвижка».

6. Упражнение для кистей и пальцев.

7. Стихотворение Е. Матвиенко «Музыкальный дом» – чтение наизусть, аудиозапись.

Ход урока

1. Слушание музыки: Р. Шуман«Марш»

Педагог. Знакомимся со вторым основным жанром музыки, вторым «китом» – маршем. Самые обычные, простые марши, которые мы слышим по радио, на праздничных площадях, стадионах, подчинены определенным прави­лам, без соблюдения которых марш перестает быть маршем. Правила эти очень просты: марш всегда исполняется на счет «раз, два, три, четы­ре», чтобы под него было удобно маршировать: левой, правой, левой, правой.

Марши отличаются друг от друга не только по характеру музыки, но и по своему назначе­нию. Есть марши строевые, походные, движение которых рассчитано на скорость человеческого шага. Есть марши торжественные, под которые необязательно маршировать –  во время их ис­полнения могут происходить различные торже­ственные церемонии. Бывают марши встречные, марши похоронные, марши спортивные. Но еще больше отличаются друг от друга марши, кото­рые исполняются на концерте, в опере, балете.

Есть песни-марши, есть также инструмен­тальные марши. Немало маршей написано спе­циально для исполнения начинающими музы­кантами.

Исполняется пьеса Р. Шумана «Марш».

2. Тема «Левая клавиатура»

Педагог играет мелодию на первом ряду левой клавиатуры и напевает: «Мишка косолапый по лесу идет, шишки собирает, песенки поет».

Педагог. Какие ты слышишь звуки – низ­кие или высокие? (Следует ответ ученика.)

Затем педагог играет эту же мелодию на втором ряду, поясняя, что низкие звуки первого и второго ряда называются басы. Далее поочередно извле­кается звук при нажиме клавиш третьего, четверто­го и пятого рядов. Поскольку ученик еще не знаком с понятием «аккорд», ему предлагается сравнить по тембру звучание басов с только что сыгранными со­звучиями и определить отличие (густой, протяжный бас и прозрачное, легкое созвучие).

Педагог просит ученика, закрыв глаза, послушать и сравнить два созвучия. Исполняется (протяжно) мажорный аккорд от звука до на левой клавиатуре и этот же аккорд  – на правой клавиатуре. При срав­нении выясняется, что звучат аккорды одинаково. Учащийся слушает еще раз, уже с открытыми глаза­ми, и с удивлением замечает, что на левой клавиа­туре была нажата одна клавиша, а на правой одно­временно три.

Аналогично сравнивается звучание минорного аккорда, септаккорда. Таким образом, ученик выясняет, что в левой клавиатуре при нажиме одной кла­виши звучат сразу три звука, т. е. аккорд. Объясне­ние мажорного и минорного аккордов дополняется понятиями «веселый» и «грустный». Иллюстрацией «веселых» аккордов послужит народный танец «Крыжачок», «грустных» – песня «Перепелочка».

3. Игра «Вперед, солдат!»

Игра используется для проверки домашнего за­дания и в качестве психологической разрядки.

Понадобится плотный альбомный лист с нари­сованной по диагонали «дорожкой» из кружочков и маленький игрушечный солдатик. Можно исполь­зовать любую игрушку и, соответственно, поменять название игры – «Вперед, матрешка!», «Вперед, лошадка!» и т. п.

Описание игры: установить игрушку на заштрихо­ванном кружке. Педагог задает ученику вопрос, напри­мер, что такое ноты? При правильном ответе ребенок передвигает игрушку на следующий кружок вправо, т. е. солдатик делает шаг вперед. Затем следует новый вопрос и правильный ответ на него –  опять  шаг впра­во. Неправильный ответ –  шаг  влево,

т. е. назад.

Рекомендации: для разрядки можно исполь­зовать игру практически на каждом уроке в соот­ветствии с темами предыдущих уроков. Оценка «5» выставляется если солдатик дошел без остановок до конца дорожки, т. е. ученик ответил правильно на все вопросы. В качестве первой оценки за игру не применять «4» и тем более «3». Игру можно прово­дить несколько уроков подряд – до тех пор, пока ученик полностью не усвоит теоретический материал и сможет заработать свою первую оценку – «5».

При желании ребенок может играть дома с роди­телями.

 

 

    На этом же уроке ученик знакомится с названиями рядов левой клавиатуры. Звукоряд расположен на бе­лых клавишах первого и второго рядов не по порядку, а вразброс  – фа, до, соль, ре, ля, ми, си. Запомнить эту непростую последовательность легко с помощью «Считалочки» (см. часть 2, урок 3).

Далее педагог показывает ноты для баяна, поясняя, что они пишутся на двух нотоносцах, объединенных фигурной скобкой – акколадой. Верхний нотоносец со скрипичным ключом –  для правой руки, нижний с басовым ключом –  для левой.

7. «Мелодия, ритм»

Ученику предлагается разучить песенку «Про зайку».

 

Зайка азбуку учил,

Зайка буквы позабыл.

Купим мы ему тетрадь –

Буквы выучит опять.

Педагог поет песенку с аккомпанементом, после чего ученик повторяет слова и поет вместе с педаго­гом, прохлопывая ритм. После разучивания песни педагог поясняет: мелодия – это то, что мы поем, ритм – то, что можно прохлопать в процессе звуча­ния мелодии.

5. Методическое пособие «Передвижка»

Данное пособие – незаменимая помощь ре­бенку для воспроизведения ритма и высотного соотношения звуков. Работа по этому пособию в донотный период дает возможность избежать трудностей письма: передвинул пуговицы соот­ветственно услышанным звукам – и получил изображение слышимого. Занятия с «Передвиж­кой» облегчают запоминание новой мелодии при игре по слуху и доставляют ребенку удоволь­ствие.

На одну сторону плотного картона размером 60x20 наклеена белая бумага. Через белое поле вертикально полосками протянута леска, она про­ходит снаружи и изнутри полотна. Примерная ши­рина между лесками – 1,5 см, на лесках прикреп­лены пуговицы: вверху 24 черных, внизу 24 белых. Белые пуговицы соответствуют длинным звукам, они больше по размеру, черные  –  коротким, они чуть меньше.

Пуговицы должны свободно передвигаться вверх и вниз по леске. Предварительно посередине полотна изображается нотный стан со скрипичным ключом. С наружной стороны картон заклеивается цветной бумагой, чтобы леска не была видна. Посо­бие складывается пополам пуговичками внутрь, как книжка.

Первоначальный этап занятия: выкладывание ритма «на нитке», т. е. на любой линейке нотонос­ца, так как первые мелодии исполняются на одном звуке. В дальнейшем при помощи пуговиц воспроиз­водится ритмический рисунок мелодии с учетом зву­ковысотного направления.

После объяснения педагога ученик выкладывает на «передвижке» ритмический рисунок простейших попевок.

6. Упражнения для кистей и пальцев Прыгающие паучки. Выполняется сидя за сто­лом. Руки, слегка согнутые в локтях, лежат на столе. кисть – «паучок», стоящий на пяти лапках. Между пальцами – «окошечки», т. е. небольшие просветы, «лапки»-пальцы стоят на подушечках. Спинка «паучка» (свод кисти) – выпуклая. Обратить внимание ребенка: на «лапках» есть бугорки – суставчики, их нельзя выпрямлять или прогибать (это «коленочки лапок»), они должны быть слегка закругленными.

Упражнение: приподнять кисть и дать ей упасть на подушечки пальцев. Повторить движение правой, затем левой рукой, далее попеременно, и, наконец, обеими руками одновременно.

Говорящие пальчики. Исходное положение: рука-«паучок» лежит на столе. Каждый палец поднима­ется и падает на подушечку 4 раза подряд. Внимание ученика: слегка закругленный палец быстро подни­мается и так же быстро опускается. Замах быстрый, пальцевый удар легкий, после удара обязательно следует отдых –  расслабление.

Считалка. Ритмизация «считалки» выполняется поочередно каждым пальцем вначале правой, затем левой рукой при одновременном произнесении тек­ста вслух.

Делать 4 удара каждым пальцем:

1-й палец — Мальчик-пальчик, где ты был?

2-й палец — С этим пальцем в лес ходил,

3.й палец — С этим пальцем щи варил,

4-й палец — С этим пальцем кашу ел,

5-й палец — С этим пальцем песни пел.

7. Стихотворение Е. Матвиенко «Музыкаль­ный дом»

В исполнении ученика стихотворение записыва­ется на магнитофон.

Домашнее задание

1. Выучить наизусть стихотворение «О клави­шах» (материал предыдущего урока).

2. Выучить тему «Левая клавиатура».

Знать, что такое мелодия и ритм.

3. Работать по музыкальным прописям.

4. Выполнять два упражнения для кистей и пальцев.

5. Поиграть с родителями в игру «Вперед, солдат!»

 

 

Задание: Прочитать вторую главу книги Ф.Липса «Искусство игры на баяне».

 

Посадка исполнителя и установка инструмента

Очередным шагом по приобщению начинающего музыканта к искусству может стать непосредственное знакомство с инструментом. Из резерв­ного фонда, имеющегося в школе, выбирается баян или аккордеон, который подходит по росту и физическим данным ученика (а также стул или подставка для ног), производится регулировка плечевых и левого рабочего ремней. Установка инструмента и подгонка ремней – процесс довольно сложный и длительный, особенно в начальных клас­сах музыкальной школы, что объясняется прежде всего нестабильностью физиче­ских параметров учащихся и вынужденными сменами инструментов (классных и домашних). Основные критерии посадки:

· Стул должен быть по высоте голени

· Сидеть желательно на половине стула

· Спину держать ровной и свободной

· Ноги ставить на ширину плеч

Проблема исполнительской посадки и установки инструмента решается индивидуально с каждым учеником на основе анализа соответствующих физиче­ских параметров (строения и пропорций рук, ног, корпуса и др.). Впрочем, на­званные антропометрические особенности молодого музыканта должны соотно­ситься с рядом общих критериев, что является необходимым условием успешно­го овладения исполнительскими навыками:

1. Производя установку инструмента, следует стремиться к такому поло­жению, при котором нижняя часть меха лежит в



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-26; просмотров: 328; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.241.82 (0.184 с.)