Стахановское движение на заводе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Стахановское движение на заводе



Созданный 30 июня 1941 года в целях быстрейшей мобилизации материальных, духовных и людских сил Государственный Комитет Обороны во главе с И.В. Сталиным приказал руководству завода дать для обороны Москвы 70 самолетов-истребителей «ЯК-1». Как важнейшее задание Родины встретили этот приказ труженики предприятия. Готовые машины прямо с аэродрома уходили к Москве.

Днем и ночью, без выходных и праздничных дней работали самолетостроители. Расширялись производственные площади, в кратчайшие сроки осваивалось новое оборудование, новые технологические процессы[18].

И совершалось «чудо». Даже люди, раньше не выполнявшие сменные нормы, стали быстро наращивать темпы работы и уже через несколько дней после начала войны не только выполняли, но и перевыполняли задания. Нередко рабочие по 2-3 смены не уходили из цеха, стараясь быстрее дать фронту боевые машины[19].

Завод из месяца в месяц набирал темпы. Уже в первом квартале 1942 года он увеличил выпуск самолетов по сравнению с первым кварталом 1941 года в 5 раз. За успешное выполнение обязательства по сдаче машин фронту нарком наградил большую группу передовиков завода значками «Отличник социалистического соревнования» [20].

В это время родилась крепкая производственная связь коллектива с выдающимся советским авиаконструктором А.С. Яковлевым. За создание ряда конструкций истребителей, а также спортивных, учебных, транспортных самолетов и вертолетов он 6 раз отмечался Государственными премиями СССР и дважды удостоен звания Героя социалистического труда.[21]

Разгоралось предмайское социалистическое соревнование. 16 апреля слесарь К.С. Шувалов, усовершенствовав технологию обработки детали, дал за смену 1000 процентов нормы. На следующий день он дал 11 норм.

Почин Шувалова широко подхватили во всех цехах. Вскоре он стал достоянием десятков, а затем и сотен передовиков производства. Июльский план был выполнен на 110 процентов [22].

В статье заместителя наркома П.В. Дементьева говорилось: «Отлично работал в мае коллектив Саратовского авиационного завода. Он систематически выполнял план, ежемесячно увеличивал выпуск боевых самолетов. С 17 мая завод изо дня в день давал самолеты сверх государственного плана»[23].

В начале октября 1942 года коллектив завода встал на стахановскую трудовую вахту в честь 24-й годовщины Великой Октябрьской Социалистической революции[24]. В цехе самой дефицитной деталью стали пружины. О них говорили на всех на всех совещаниях. Их изготовление поручили 15 летнему Володе Щербакову. В короткое время Володя, худенький светловолосый, с маленькими детскими ручонками паренек, которого любовно в цехе звали «маленький волшебник», вместо 400 стал делать за смену 700-800 пружин. Поражала точность его движений. Все было у него рассчитано[25].

Стахановский почин был начат и очень дружно поддержан на САЗе.

Подвиг заводчан

«Имейте в виду, - сказал И.В Сталин, - что нам сейчас очень нужны истребители. Это главная задача. ОТ этого зависит положение на фронтах…Поймите, что истребители сейчас-это главное. Нам нужны истребители, как воздух, как хлеб. Мы требуем от вас истребителей»[26].

Государственный Комитет Обороны в 1942 году потребовал от коллектива завода увеличить выпуск истребителей Як-1 в два с лишним раза, улучшить их летно-тактические данные. Как решить эту задачу? Рассчитывать на пополнение оборудованием, квалифицированными кадрами, увеличение производственных площадей нельзя. Добиться этого решили за счет лучшего использования мощностей, за счет внутренних резервов. Нужно было искать резервы в упрощении конструкции и технологии, организации производства, лучшего использования оборудования[27].

Конструкторы и технологи многие детали перевели на литье, сварку, штамповку, на пресс-порошки вместо металла. Только перевод 22 деталей на горячую штамповку с минимальными припусками дал экономию 15 часов на самолет, а перевод 17 деталей с ручной обработки на штамповку снизил трудоемкость в 18-22 раза. При этом значительно повысилось и качество деталей.

В дни Сталинградской битвы Государственный Комитет Обороны потребовал от главного конструктора Яковлева улучшить летно-тактические данные самолета, увеличить его скорость, установить на нем радиосвязь. И эта задача была решена.

Были установлены форсированные двигатели, приемно-передающие радиостанции, осветительные фары. За счет проектирования бензиновых баков и улучшения противопожарного оборудования повысилась «живучесть» самолета. Была усилена бронезащита летчиков.

В сентябре 1942 года фронт получил первую эскадрилью улучшенных «Яков». В октябре они составили уже 30 процентов, а в ноябре – все самолеты, изготовленные заводом, имели улучшенные летно-тактические данные.

В сентябре 1943 года, когда закончилось восстановление производства и завода, постановлением ГКО было поручено серийное производство нового истребителя Як-3, созданного в опытно-конструкторском бюро Александра Сергеевича Яковлева[28].

Як-3 потребовал больших усилий всего коллектива. Резко увеличился объем металлических работ. Необходимо было освоить новое оборудование, новую технологию, переквалифицировать кадры, создать новые производственные цепи, участки, спроектировать и изготовить большое количество оснастки, инструмента. Положение осложнилось и тем, что трудоемкость изготовления самолета Як-1 после налета вражеской авиации из-за невозможности сразу восстановить всю оснастку увеличилась на 30 процентов, численность же работающих уменьшилась.

Основным принципом организации поточно-конвейерного метода организации производства явилась полная синхронность работы  всех поточных линий по обеспечению суточного, почасового графиков сдачи узлов, агрегатов и самолетов[29].

    С началом Великой Отечественной войны многие работники завода ушли на фронт. Они были заменены женщинами и подростками[30]. Работа шла под лозунгом «Все для фронта, все для победы»[31]. В 1941 году среднемесячный выпуск самолетов Як-1 достиг 50-ти штук. Всего было выпущено в 1941 году 1212 самолетов этой модели. В 1942 году завод выпустил 3473 самолета Як-1[32]. 11 июня 1942 года коллектив завода одним из первых в СССР получил Переходящее Красное Знамя Государственного комитета обороны за победу во всесоюзном соц. Соревновании и удерживал его 6 месяцев подряд. 26 июля 1942 года САЗ был награжден высшей наградой СССР-орденом Ленина. В феврале 1943 года был принят к производству самолет Як-1[33]. Среднемесячный выпуск достиг 320 штук. Саратовские колхозники Ф. Головатый, А. Селиванова, С Тимофеев и другие внесли в фонд Красной Армии свыше 100 миллионов рублей из собственных сбережений. На эти деньги завод изготовил самолеты, которые были вручены лучшим летчикам – Б.Н. Еремину, А.Ф. Лавренову, А. Покрышеву. 24 июня 1943 года в 0 часов 39 минут начался самый массированный налет немецких бомбардировщиков.

В течение 50 минут фашистские стервятники тремя колонами, делая один заход за другим, сбрасывали фугасные бомбы на Саратовский авиационный завод[34]. В результате этого авианалета было разрушено более 70% заводских корпусов, оборудования оснастки, незавершенного производства[35]. Погибло 15 работников завода. В память о жертвах этого налета 02.07.1969 г. и о других погибших на полях Великой Отечественной войны заводчанах на территории завода, был открыт мемориальный комплекс[36].

Нельзя было терять ни минуты. И, несмотря на падающие бомбы, взрывы, рушившиеся стены корпусов, люди мужественно вступили в борьбу с огнем. Старались спасти все, что можно было спасти. Сбивали огонь там, где осталась хоть капля воды в пожарных водоемах, тушили его с помощью песка, пускали в ход багры, топоры.

Для ликвидации очага поражения штаб МПВО города направил на завод 17 пожарных автоходов в помощь 6 заводским, пожарный поезд Рязано-Уральской железной дороги, отвозивший воду, 650 воинов гарнизона, 50 бойцов гарнизона, 50 бойцов формирований МПВО, 2 медицинских взвода, 6 машин скорой помощи. Им помогали и воины находившегося на станции Саратов-3 воинского эшелона, направляющегося на фронт, многие жители заводского поселка.

В борьбе с пожаром многие рабочие завода и бойцы команд местной противовоздушной обороны получили тяжелые ранения, а некоторые погибли[37].

Решено, что рабочие ночной смены уходят отдыхать, первая смена не пострадавших от пожара цехов продолжает выпуск продукции, а остальные начинают восстановительные работы. «Завод жив! Завод будет жить!» – эти слова, прозвучавшие с трибуны-полуторки, вызвали всеобщее одобрение[38].

Однако, несмотря на огромный урон уже 29 июня 1943 года сборка самолетов продолжилась. Через 80 дней завод был не только восстановлен, но и был расширен. Всего в 1943 году было выпущено 2855 самолетов Як-1[39]. В январе 1944 года было освоено производство боевого истребителя Як-3. На саратовских самолетах сражались французские летчики полка «Нормандия-Неман». За время войны были выпущены: Як-1 – 8668 штук, ЯК-3 – 4009 штук, автоматы ППШ, корпуса гранат Ф-1, мины, зенитные установки.

11 июня 1942 года коллектив завода одним из первых в СССР получил Переходящее Красное Знамя Государственного комитета обороны за победу во всесоюзном социалистическом соревновании и удерживал его 6 месяцев подряд. 26 июля 1942 года САЗ был награжден высшей наградой СССР – орденом Ленина[40].

 Эти награды – свидетельство того, что коллектив САЗа совершил настоящий военный подвиг. Несмотря на разрушения, завод обладал настолько сильным коллективом и поддержкой со стороны руководства, что через 80 дней он был не только восстановлен, но и расширен. И эти короткие сроки – самый яркий показатель того, какое значение завод имел в те годы для страны.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-26; просмотров: 62; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.32.86 (0.007 с.)