X областной молодёжный Форум. X областной молодёжный Форум 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

X областной молодёжный Форум. X областной молодёжный Форум



X областной молодёжный Форум

«Будущее- это мы!»

Секция: «Во славу живших! В назидание живущих!»

«Трижды рожденный»

(Военные страницы истории Саратовского авиазавода)

 

Выполнила: Хатькова Алена Юрьевна, 2005 г. рожд., 9 класс,

член актива Музея истории, 

объединение «Школа экскурсоводов»

МАУДО «Дворец творчества детей и молодежи им. О.П. Табакова»,

410012, г. Саратов, Театральная площадь, дом 13,

Дом. адрес: 410003, г. Саратов, ул. Соколовая, д.160, кв.1

 

Научный руководитель:

Пакалина Елена Николаевна,

педагог дополнительного образования МАУДО «Дворец творчества детей и молодежи им. О.П. Табакова»,

410012, г. Саратов, Театральная площадь, дом 13,

89603459344, sarment@mail.ru

Саратов, 2021

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ.. 3

Глава 1.Зарождение Саратовского авиазавода. 6

§ 1.Предшественник авиазавода на саратовской земле. 6

§ 2. Начало саратовского авиазавода. 7

Глава 2. САЗ в годы Великой Отечественной войны.. 8

§ 1.Инициативы заводчан. 8

§ 2.Стахановское движение на заводе. 9

§ 3.Подвиг заводчан. 11

§ 4.Авиазавод в истории моей семьи. 15

Глава 3. Конец авиазавода. 17

Заключение. 20

Список использованной литературы.. 21

Приложения. 22

 

ВВЕДЕНИЕ

Вспоминая про одного из моих дедов, мама сказала, что он работал на крупном саратовском авиазаводе. Когда я стала искать это предприятие на карте Саратова, то не нашла его. Зато нашла сведения, что на Саратовском авиазаводе было произведено множество самолетов, особенно это было важно в годы Великой Отечественной войны. Почему же такого важного завода теперь нет в нашем городе?

Тема актуальна тем, что в 2021 году авиазаводу могло исполниться 90 лет, но этого уже не произойдет. Это предприятие буквально было стерто с саратовского небосклона. Но нужно знать и помнить его историю и историю его достижений. Кроме того в юбилейный год победы над фашистской Германией актуально говорить о невероятно важном для всей нашей страны в годы Великой Отечественной войны заводе, выпускающем такую необходимую в эти трудные годы продукцию.

Цель работы – проследить основные вехи истории завода и главные его достижения в период Великой Отечественной войны, показав значимость завода для всей нашей страны.

Задачи работы:

· собрать материалы о САЗе в разных источниках;

· проследить, как с САЗом связан мой прадед;

· рассмотреть военный период существования САЗа;

· определить значение САЗа для всей страны;

· проанализировать и систематизировать собранные материалы.

Данная работы была написана на основе разного типа исследований и источников. В отношении изучения отношения моей семьи к истории САЗа мне помог семейный архив, находящийся у моей бабушки Татьяны Владимировны Дащенко, в котором были фотографии моего прадеда Владимира Ильича Демина, комсомольский и профсоюзный билеты В.И.Демина[1], его авторская статья в газете «Знамя труда»[2], его удостоверения водителя мотоцикла[3], его диплом об окончании Саратовского авиатехникума[4] и многие другие.

Основное количество материалов по военному периоду истории САЗа дала книга[5], написанная работниками САЗа и предназначенная для их внутреннего пользования. Книга основана на материалах, документах и живых воспоминаниях участников событий завода разных периодов. На основе сведений из этой книги мною было получено представление о том, чем жил завод и его работники во время, когда там работал мой прадед. Но самое интересное то, что эта книга нашлась в Музее истории Дворца творчества и побудила меня к дальнейшему поиску материалов о заводе.

И следующей находкой стала книга воспоминаний бывшего (в военные годы) директора САЗа И.С. Левина «Грозные годы»[6], которую я нашла в букинистическом магазине и тоже собираюсь подарить Музею истории.

Из электронных ресурсов более всего я опиралась на блог Дениса Жабкина[7]. Но также много интересных фактов я нашла в Википедии[8].

Методы моего исследования: поисковый, реферативный, сравнительный, метод анализа и систематизации. Мы разобрали наш семейный архив, куда входят фотографии и документы нескольких современных семей. Состоялись мои беседы о прадеде с мамой и бабушкой.

Предметом моего исследования является история САЗа, а объектом – военный период его существования.

Практическая значимость темы в том, что люди постепенно забывают о Саратовском авиационном заводе и его значимости в истории Саратова и нашего государства, а эта работа восстанавливает основные вехи и самый важный период его деятельности. На ее основе можно создавать занятия по краеведению и другие образовательные ресурсы.

Инициативы заводчан

26 июня директор завода И.С. Левин издал приказ. Смысл его заключался в том, что, в связи с уходом значительной части рабочих, необходимо без промедления широко развернуть вербовку на завод всех работоспособных членов семей, их знакомых и вообще всех желающих помочь Красной армии здесь, в тылу. Особое внимание в приказе уделялось необходимости привлечения на завод женщин, которые смогли бы заменить ушедших на фронт отцов, мужей и братьев[15].

Неоценимую помощь фронту оказывали своим самоотверженным трудом женщины. Заменив ушедших на фронт, они показывали подлинные образцы трудового героизма. Жены красноармейцев А.Крайнова, Е.Осипова, А.Клюева работали каждая за двоих[16].

В связи с приходом большого количества новых рабочих (домохозяек, подростков) в цехах дополнительно организовывались стахановские школы. Создавались также стахановские школы повышенного типа. В них под руководством наиболее опытных инженеров и техников обучались передовики производства, выполнявшие нормы на 200 и более процентов. Таким образом, обеспечивался процесс непрерывного технического роста.

В соответствии с постановлением ГОКО на заводе под руководством райвоенкомата проводилось военное обучение. Были созданы подразделения в соответствии с военными уставами. Обучение проводилось строго по программе, в нерабочее время.

Следующей инициативой было сбор средств на строительство эскадрильи самолетов. Авиастроители отчисляли 4-5-8-дневный заработок, перечисляли компенсацию за неиспользованный отпуск, вносили облигации государственных займов и наличные деньги.

Коллектив слесарно-сварочного цеха в своем решении, опубликованном в газете «Заводская правда», писал: «Самолеты, построенные на наши трудовые сбережения, будут сбрасывать на головы фашистских людоедов боевые патроны и снаряды, начиненные не только взрывчаткой, но и всеуничтожающим народным гневом. Этот гнев будет нашей местью за разрушенные города и села, за смерть советских людей»[17].

Так, коллектив завода постоянно выдвигал какие-то инициативы, помогающие в эти грозные годы фронту.

Подвиг заводчан

«Имейте в виду, - сказал И.В Сталин, - что нам сейчас очень нужны истребители. Это главная задача. ОТ этого зависит положение на фронтах…Поймите, что истребители сейчас-это главное. Нам нужны истребители, как воздух, как хлеб. Мы требуем от вас истребителей»[26].

Государственный Комитет Обороны в 1942 году потребовал от коллектива завода увеличить выпуск истребителей Як-1 в два с лишним раза, улучшить их летно-тактические данные. Как решить эту задачу? Рассчитывать на пополнение оборудованием, квалифицированными кадрами, увеличение производственных площадей нельзя. Добиться этого решили за счет лучшего использования мощностей, за счет внутренних резервов. Нужно было искать резервы в упрощении конструкции и технологии, организации производства, лучшего использования оборудования[27].

Конструкторы и технологи многие детали перевели на литье, сварку, штамповку, на пресс-порошки вместо металла. Только перевод 22 деталей на горячую штамповку с минимальными припусками дал экономию 15 часов на самолет, а перевод 17 деталей с ручной обработки на штамповку снизил трудоемкость в 18-22 раза. При этом значительно повысилось и качество деталей.

В дни Сталинградской битвы Государственный Комитет Обороны потребовал от главного конструктора Яковлева улучшить летно-тактические данные самолета, увеличить его скорость, установить на нем радиосвязь. И эта задача была решена.

Были установлены форсированные двигатели, приемно-передающие радиостанции, осветительные фары. За счет проектирования бензиновых баков и улучшения противопожарного оборудования повысилась «живучесть» самолета. Была усилена бронезащита летчиков.

В сентябре 1942 года фронт получил первую эскадрилью улучшенных «Яков». В октябре они составили уже 30 процентов, а в ноябре – все самолеты, изготовленные заводом, имели улучшенные летно-тактические данные.

В сентябре 1943 года, когда закончилось восстановление производства и завода, постановлением ГКО было поручено серийное производство нового истребителя Як-3, созданного в опытно-конструкторском бюро Александра Сергеевича Яковлева[28].

Як-3 потребовал больших усилий всего коллектива. Резко увеличился объем металлических работ. Необходимо было освоить новое оборудование, новую технологию, переквалифицировать кадры, создать новые производственные цепи, участки, спроектировать и изготовить большое количество оснастки, инструмента. Положение осложнилось и тем, что трудоемкость изготовления самолета Як-1 после налета вражеской авиации из-за невозможности сразу восстановить всю оснастку увеличилась на 30 процентов, численность же работающих уменьшилась.

Основным принципом организации поточно-конвейерного метода организации производства явилась полная синхронность работы  всех поточных линий по обеспечению суточного, почасового графиков сдачи узлов, агрегатов и самолетов[29].

    С началом Великой Отечественной войны многие работники завода ушли на фронт. Они были заменены женщинами и подростками[30]. Работа шла под лозунгом «Все для фронта, все для победы»[31]. В 1941 году среднемесячный выпуск самолетов Як-1 достиг 50-ти штук. Всего было выпущено в 1941 году 1212 самолетов этой модели. В 1942 году завод выпустил 3473 самолета Як-1[32]. 11 июня 1942 года коллектив завода одним из первых в СССР получил Переходящее Красное Знамя Государственного комитета обороны за победу во всесоюзном соц. Соревновании и удерживал его 6 месяцев подряд. 26 июля 1942 года САЗ был награжден высшей наградой СССР-орденом Ленина. В феврале 1943 года был принят к производству самолет Як-1[33]. Среднемесячный выпуск достиг 320 штук. Саратовские колхозники Ф. Головатый, А. Селиванова, С Тимофеев и другие внесли в фонд Красной Армии свыше 100 миллионов рублей из собственных сбережений. На эти деньги завод изготовил самолеты, которые были вручены лучшим летчикам – Б.Н. Еремину, А.Ф. Лавренову, А. Покрышеву. 24 июня 1943 года в 0 часов 39 минут начался самый массированный налет немецких бомбардировщиков.

В течение 50 минут фашистские стервятники тремя колонами, делая один заход за другим, сбрасывали фугасные бомбы на Саратовский авиационный завод[34]. В результате этого авианалета было разрушено более 70% заводских корпусов, оборудования оснастки, незавершенного производства[35]. Погибло 15 работников завода. В память о жертвах этого налета 02.07.1969 г. и о других погибших на полях Великой Отечественной войны заводчанах на территории завода, был открыт мемориальный комплекс[36].

Нельзя было терять ни минуты. И, несмотря на падающие бомбы, взрывы, рушившиеся стены корпусов, люди мужественно вступили в борьбу с огнем. Старались спасти все, что можно было спасти. Сбивали огонь там, где осталась хоть капля воды в пожарных водоемах, тушили его с помощью песка, пускали в ход багры, топоры.

Для ликвидации очага поражения штаб МПВО города направил на завод 17 пожарных автоходов в помощь 6 заводским, пожарный поезд Рязано-Уральской железной дороги, отвозивший воду, 650 воинов гарнизона, 50 бойцов гарнизона, 50 бойцов формирований МПВО, 2 медицинских взвода, 6 машин скорой помощи. Им помогали и воины находившегося на станции Саратов-3 воинского эшелона, направляющегося на фронт, многие жители заводского поселка.

В борьбе с пожаром многие рабочие завода и бойцы команд местной противовоздушной обороны получили тяжелые ранения, а некоторые погибли[37].

Решено, что рабочие ночной смены уходят отдыхать, первая смена не пострадавших от пожара цехов продолжает выпуск продукции, а остальные начинают восстановительные работы. «Завод жив! Завод будет жить!» – эти слова, прозвучавшие с трибуны-полуторки, вызвали всеобщее одобрение[38].

Однако, несмотря на огромный урон уже 29 июня 1943 года сборка самолетов продолжилась. Через 80 дней завод был не только восстановлен, но и был расширен. Всего в 1943 году было выпущено 2855 самолетов Як-1[39]. В январе 1944 года было освоено производство боевого истребителя Як-3. На саратовских самолетах сражались французские летчики полка «Нормандия-Неман». За время войны были выпущены: Як-1 – 8668 штук, ЯК-3 – 4009 штук, автоматы ППШ, корпуса гранат Ф-1, мины, зенитные установки.

11 июня 1942 года коллектив завода одним из первых в СССР получил Переходящее Красное Знамя Государственного комитета обороны за победу во всесоюзном социалистическом соревновании и удерживал его 6 месяцев подряд. 26 июля 1942 года САЗ был награжден высшей наградой СССР – орденом Ленина[40].

 Эти награды – свидетельство того, что коллектив САЗа совершил настоящий военный подвиг. Несмотря на разрушения, завод обладал настолько сильным коллективом и поддержкой со стороны руководства, что через 80 дней он был не только восстановлен, но и расширен. И эти короткие сроки – самый яркий показатель того, какое значение завод имел в те годы для страны.

Глава 3. Конец авиазавода

       Процесс перестройки оказал сильное влияние на дальнейшую судьбу предприятия[48]. 10 января 1991 года САЗ стал акционерным обществом закрытого типа. Завод в тот период в основном сохранил профиль авиастроительного предприятия. На заводе выпускались пассажирский самолет Як-42, его варианты и модификации Як-42Д, Як-42Ф, Як-42А.

Самолет Як-42Д был сертифицирован Госавиарегистром КНР. Были осуществлены поставки самолетов в Китай, на Кубу. Всего был выпущен 171 самолет Як-42 (Як-42Д).

В 1993-1994 гг. было освоено производство спортивно-пилотажного самолета Як-54. Всего было выпущено 15 самолетов, в т.ч. для США.

Проводились работы по созданию высокоэффективных экологических летательных аппаратов нового поколения «ЭКИП» на базе передовых достижений современной науки.

Вместе с возникновением больших экономических трудностей снизился и затем полностью упал спрос на самолет Як-42, начались длительные задержки с выплатой заработной платы и увеличении задолженности перед другими предприятиями. Это произошло, как по не зависящим от руководства завода причинам, так и в связи с неграмотными действиями директора завода Ермишина А.В., который сыграл одну из основных ролей в трагической судьбе Саратовского авиационного завода. С начала 2000-х годов Саратовский авиационный завод перестал быть авиастроительным предприятием и полностью перешел на ремонт и техническое обслуживание самолетов Як-42. Работы по «ЭКИП» остановились из-за прекращения госфинансирования.

Доходы от этой производственной деятельности не покрывали убытков, образованных до этого[49]. Ермишин А.В. не пожелал, чтобы ЗАО «Саратовский авиационный завод» вошел в госкомпанию «Объединенная авиастроительная корпорация». В результате, в 2007 году начался процесс банкротства Саратовского авиационного завода, Ермишин А.В. был уволен с поста генерального директора завода.

Новые хозяева – никому неизвестное ООО «Монолит-С». Его руководители и выкупили задолженность ЗАО «САЗ» перед дочерней структурой РАО «Газпром» – ООО «Газкомплектипэкс», а также получили контрольный пакет акций ЗАО «САЗ». После прихода новых хозяев и началось открытое, беззастенчивое уничтожение гордости советского и российского авиапрома – Саратовского авиационного завода. Новых хозяев авиация, завод и его трудовой коллектив не интересовали. Им нужна была заводская земля.

Заводчане не молчали. Они, как могли, выражали свой протест. Когда снесли центральную проходную, а на ее месте установили бетонный забор, то ночью там появилась надпись:

«Я не хочу судьбу иную

Мне ни за что не променять

Ту заводскую проходную,

Что в люди вывела меня»

Позже появились листовки (по существу эпитафия заводу) с такими стихами:

«Фашисты САЗ бомбили, не сломили,

Но вот настал тяжелый год.

Пришли «спасители», продали, развалили.

Прости, прощай наш АВИАЗАВОД.

В мозгах «спасителей» одно – нажива.

Им наплевать на память, на народ.

Сломали монумент и роют всем могилу.

Так прокляни своих могильщиков ЗАВОД»[50].

Начиная с весны 2007 года, были уволены практически все работники ЗАО «САЗ», разрушены и распроданы заводские корпуса, оборудование, заводской аэродром. Впервые в истории советской и российской авиации предприятием изготовителем было прекращено эксплуатационно-техническое сопровождение самолетов. Неоднократные обращения работников завода к руководству России, в правоохранительные органы ничего не дали. Новые хозяева дошли до такого варварства, что снесли мемориальный комплекс. Капсулу с землей Мамаева кургана, по всей видимости, вывезли на свалку со всем строительным мусором. Причин приведших к началу процесса банкротства была масса, как и объективных (развал авиапромышленности, развал системы финансирования закупки авиатехники, непопадание завода в ОАК, неэффективное использования имеющихся финансовых ресурсов и т.д.), так и субъективных, связанных с характером и личностью бывшего генерального директора Ермишина Александра Викторовича.

Падение предприятия в пропасть вступило в активную фазу после невыполнения своих обязательств заказчиком - ООО «Газкомплектимпэкс» ДП РАО «Газпром» по договору на поставку самолетов ЯК-42Д.

Судьба Саратовского авиационного завода теперь всем хорошо известна. Сегодня на месте завода стоит ТЦ Оранжевый, должна была троится ИКЕЯ, но по непонятным причина этот ТЦ не построили.

Так, Саратовский авиазавод внес огромный вклад в трудовые победы нашей страны, а особенно важным была его роль во время Великой Отечественной войны, о чем свидетельствовали памятные места завода. К сожалению, завод был стерт с лица земли и даже память о нем по-тихоньку стирается, особенно у молодого поколения. Поэтому очень важно ее сохранить и передать потомкам.

Заключение

История Саратовского авиазавода началась с Волжского сталелитейного завода, который в дальнейшем был распродан и перестроен в завод комбайнов. Завод комбайнов в свою очередь из-за угрозы приближения фашизма к СССР был перепрофилирован под производство самолётов.

Во время войны в течение 50 минут фашистские стервятники тремя колонами, делая один заход за другим, сбрасывали фугасные бомбы на Саратовский авиационный завод. В результате этого авианалета было разрушено большая часть заводских корпусов, оборудования оснастки, незавершенного производства. Погибло 15 работников завода. Но завод обладал настолько сильным коллективом и поддержкой со стороны руководства, что через 80 дней завод был не только восстановлен, но и расширен. И эти короткие сроки – самый яркий показатель того, какое значение завод имел в те годы для страны.

В послевоенные годы началось освоение новых видов продукции: станки, товары народного потребления. Некоторые тогда выпускаемые самолеты эксплуатируются до сих пор. К этому периоду причастен мой прадед, который работал несколько лет на заводе. Для него это был достаточно важный период жизни.

Судьба Саратовского авиационного завода теперь всем хорошо известна. Сегодня на месте завода стоит ТЦ «Оранжевый». Хотелось бы поставить в его 80-летней судьбе многоточие, но вынуждены поставить точку. Совершенно непростительно то, что такой завод, имеющий такую интересную историю и так выручавший страну в важные периоды, сейчас ушел в ЛЕТУ.

Сегодня памятные места САЗа или не существуют, или начинают разрушаться, поэтому очень важно сохранять память о САЗе в других формах, например, в электронной. Что и поможет сделать эта работа, а также электронный ресурс, ее иллюстрирующий.

Список использованной литературы

Источники

1. Дементьев П.В. Боевые самолеты – сталинским соколам//Бюллетень авиационной промышленности. 1942. № 6. С. 2.

2. Демин В.И. Об этом радостно вспомнить//Знамя труда. 1962 год. 29 декабря. № 101 (5909). С. 4.

3. Диплом В.И. Демина об окончании Саратовского авиационного техникума Приволжского совнархоза. 1964 год. Из семейного архива Т.В. Дащенко.

4. Из рассказов Хатьковой (Дащенко) Анны (моя мать) и Дащенко Татьяны (Дочь Владимира Ильича, по совместительству моя бабушка). 2019 год.

5. Комсомольский и билет В.И. Демина. 1956 год. Из семейного архива Т.В. Дащенко.

6. Левин И.С. Грозные годы. Саратов, 1984.

7. Профсоюзный билет В.И. Демина. 1960 год. Из семейного архива Т.В.Дащенко.

8. Свидетельство о смерти В.И. Демина. Из семейного архива Т.В. Дащенко.

9. Удостоверение водителя мотоцикла В.И. Демина. 1964 год. Из семейного архива Т.В. Дащенко.

10. Фотографии В.И. Демина 1950-60-е гг. Из семейного архива Т.В. Дащенко.

Литература

11. Трижды рожденный. Материалы по истории Саратовского авиационного завода. 193 страницы. Экземпляр № 105. Для служебного пользования. Саратов, 1971. (МИД № 3880).

12. Яковлев А.С. Цель жизни. М., 1969.

Приложения

 

Приложение 1. Владимир Ильич Демин – мой прадед 1950-е гг. Из семейного архива Т.В. Дащенко.

Приложение 2. Комсомольский билет В.И. Демина. 1956 год Из семейного архива Т.В. Дащенко.

Приложение 3. Профсоюзный билет В.И. Демина. 1960 год Из семейного архива Т.В. Дащенко.

Приложение 4. Демин В.И. «Об этом радостно вспомнить»//Знамя труда. 1962 год. 29 декабря. № 101 (5909) Из семейного архива Т.В. Дащенко.

Приложение 5. Удостоверение водителя мотоцикла В.И. Демина. 1964 год Из семейного архива Т.В. Дащенко.

Приложение 6. В.И. Демин. 1960-е гг. Из семейного архива Т.В. Дащенко.

Приложение 7. В. И. Демин в Доме отдыха «Хопер». 1960-е гг. Из семейного архива Т.В. Дащенко.

Приложение 8. Статья В. Карева «Любите свой завод».

 

Приложение 9. Локации Волжского сталелитейного завода.

Приложение 10. Комбайн марки СЗК, производимый на заводе с 1932 по 1937 год

Приложение 11. Приветствие от И.В.Сталина 1932 год

Приложение 12. Руины завода после бомбардировки. 1940-е гг.

Приложение 13. Мемориальный комплекс. 1980-е гг.

Приложение 14. Обелиск с самолетом Як-3 на проспекте Энтузиастов. 1970-е гг.

Приложение 15. Варварское уничтожение мемориального комплекса. 2010-е гг.

Приложение 16. Расформированная территория завода с 2012 года

Приложение 17. Уничтожение цехов САЗа.

 


[1] Комсомольский и профсоюзный билеты В.И. Демина. 1956 год и 1960 год. Из семейного архива Т.В. Дащенко.

[2] Демин В.И. Об этом радостно вспомнить//Знамя труда. 1962 год. 29 декабря. № 101 (5909). С. 4.

[3] Удостоверение водителя мотоцикла В.И. Демина. 1964 год. Из семейного архива Т.В. Дащенко.

[4] Диплом В.И. Демина об окончании Саратовского авиационного техникума Приволжского совнархоза. 1964 год. Из семейного архива Т.В. Дащенко.

[5] Трижды рожденный. Материалы по истории Саратовского авиационного завода. 193 страницы. Экземпляр № 105. Для служебного пользования. Саратов, 1971 (МИД № 3880).

[6] Левин И.С. Грозные годы. Саратов, 1984.

[7] Волжский сталелитейный завод https://djhooligantk.livejournal.com/920573.html Обращение от 15.03.20.

[8] Саратовский авиационный завод//

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B0%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%B7%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D0%B4https://wiki.oldsaratov.ru/wiki/%D0%92%D0%BE%D0%BB%D0%B6%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%B9%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%B7%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D0%B4 Обращение от 15.03.2020. 

[9] Волжский сталелитейный завод https://djhooligantk.livejournal.com/920573.html Обращение от 15.03.20.

[10] Завод был продан купцу Колобанову и им распродан https://wiki.oldsaratov.ru/wiki/%D0%92%D0%BE%D0%BB%D0%B6%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%B9%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%B7%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D0%B4 Обращение от 15.03.20.

[11] Петропавловская церковь была отведена под мастерскую https://djhooligantk.livejournal.com/920573.html

Обращение от 15.03.20.

[12] Трижды рождённый. С. 53-54.

[13] Взлетел первый самолет Р-10 https://djhooligantk.livejournal.com/364101.html  Обращение от 15.03.20.

[14] Выпуск первого истребителя Як-1. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B0%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%B7%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D0%B4

https://djhooligantk.livejournal.com/364101.html Обращение от 15.03.20

 

 

[15] Трижды рождённый. С. 71.

[16] Там же. С.75.

[17] Левин И.С. Указ.соч. С. 100.

[18] Трижды рождённый. С. 72.

[19] Там же.

[20] Трижды рождённый. С. 75.

[21]Там же. С. 73.

[22] Там же. С. 76.

[23] Дементьев П.В. Боевые самолеты – сталинским соколам//Бюллетень авиационной промышленности. 1942. № 6. С. 2.

[24] Трижды рождённый. С. 73.

[25] Левин И.С. Указ. соч. С. 42.

[26] Цит. по: Яковлев А.С. Цель жизни. М., 1969. С. 313.

[27] Левин И.С. Указ. соч. С. 34.

[28] Левин И.С. Указ. соч. С. 132.

[29] Там же. С.136.

[30] Трижды рождённый. С. 73.

[31] Волжский сталелитейный завод//https://djhooligantk.livejournal.com/364101.html Обращение от 15.03.20.

[32] Трижды рождённый. С. 76.

[33] Там же. С. 74.

[34] Там же.

[35] Там же.

[36] Был открыт мемориальный комплекс//https://djhooligantk.livejournal.com/364101.html Обращение от 15.03.20.

[37] Левин И.С. Указ. соч. С. 11.7

[38] Там же. С. 121.

[39] Трижды рождённый. С. 80.

[40] Волжский сталелитейный завод https://djhooligantk.livejournal.com/920573.html Обращение от 15.03.2020.

[41] Диплом В.И. Демина об окончании Саратовского авиационного техникума Приволжского совнархоза. 1964 год. Из семейного архива Т.В. Дащенко.

[42] Демин В.И. Указ. соч. С. 4.

[43] Там же.

[44] Там же.

[45] Удостоверение водителя мотоцикла В.И. Демина. 1964 год. Из семейного архива Т.В. Дащенко.

[46] Свидетельство о смерти В.И. Демина. Из семейного архива Т.В. Дащенко.

[47] Из рассказов Хатьковой (Дащенко) Анны (моя мать) и Дащенко Татьяны (Дочь Владимира Ильича, по совместительству моя бабушка). 2019 год.

[48] Перестройка и банкротство завода https://djhooligantk.livejournal.com/364101.html Обращение от 15.03.20. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B0%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%B7%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D0%B4 Обращение от 15.03.20

[49] Начало уничтожения завода//https://djhooligantk.livejournal.com/364101.html Обращение от 15.03.20.

[50] Начало уничтожения завода//https://djhooligantk.livejournal.com/364101.html Обращение от 15.03.20.

X областной молодёжный Форум

«Будущее- это мы!»

Секция: «Во славу живших! В назидание живущих!»

«Трижды рожденный»

(Военные страницы истории Саратовского авиазавода)

 

Выполнила: Хатькова Алена Юрьевна, 2005 г. рожд., 9 класс,

член актива Музея истории, 

объединение «Школа экскурсоводов»

МАУДО «Дворец творчества детей и молодежи им. О.П. Табакова»,

410012, г. Саратов, Театральная площадь, дом 13,

Дом. адрес: 410003, г. Саратов, ул. Соколовая, д.160, кв.1

 

Научный руководитель:

Пакалина Елена Николаевна,

педагог дополнительного образования МАУДО «Дворец творчества детей и молодежи им. О.П. Табакова»,

410012, г. Саратов, Театральная площадь, дом 13,

89603459344, sarment@mail.ru

Саратов, 2021

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ.. 3

Глава 1.Зарождение Саратовского авиазавода. 6

§ 1.Предшественник авиазавода на саратовской земле. 6

§ 2. Начало саратовского авиазавода. 7

Глава 2. САЗ в годы Великой Отечественной войны.. 8

§ 1.Инициативы заводчан. 8

§ 2.Стахановское движение на заводе. 9

§ 3.Подвиг заводчан. 11

§ 4.Авиазавод в истории моей семьи. 15

Глава 3. Конец авиазавода. 17

Заключение. 20

Список использованной литературы.. 21

Приложения. 22

 

ВВЕДЕНИЕ

Вспоминая про одного из моих дедов, мама сказала, что он работал на крупном саратовском авиазаводе. Когда я стала искать это предприятие на карте Саратова, то не нашла его. Зато нашла сведения, что на Саратовском авиазаводе было произведено множество самолетов, особенно это было важно в годы Великой Отечественной войны. Почему же такого важного завода теперь нет в нашем городе?

Тема актуальна тем, что в 2021 году авиазаводу могло исполниться 90 лет, но этого уже не произойдет. Это предприятие буквально было стерто с саратовского небосклона. Но нужно знать и помнить его историю и историю его достижений. Кроме того в юбилейный год победы над фашистской Германией актуально говорить о невероятно важном для всей нашей страны в годы Великой Отечественной войны заводе, выпускающем такую необходимую в эти трудные годы продукцию.

Цель работы – проследить основные вехи истории завода и главные его достижения в период Великой Отечественной войны, показав значимость завода для всей нашей страны.

Задачи работы:

· собрать материалы о САЗе в разных источниках;

· проследить, как с САЗом связан мой прадед;

· рассмотреть военный период существования САЗа;

· определить значение САЗа для всей страны;

· проанализировать и систематизировать собранные материалы.

Данная работы была написана на основе разного типа исследований и источников. В отношении изучения отношения моей семьи к истории САЗа мне помог семейный архив, находящийся у моей бабушки Татьяны Владимировны Дащенко, в котором были фотографии моего прадеда Владимира Ильича Демина, комсомольский и профсоюзный билеты В.И.Демина[1], его авторская статья в газете «Знамя труда»[2], его удостоверения водителя мотоцикла[3], его диплом об окончании Саратовского авиатехникума[4] и многие другие.

Основное количество материалов по военному периоду истории САЗа дала книга[5], написанная работниками САЗа и предназначенная для их внутреннего пользования. Книга основана на материалах, документах и живых воспоминаниях участников событий завода разных периодов. На основе сведений из этой книги мною было получено представление о том, чем жил завод и его работники во время, когда там работал мой прадед. Но самое интересное то, что эта книга нашлась в Музее истории Дворца творчества и побудила меня к дальнейшему поиску материалов о заводе.

И следующей находкой стала книга воспоминаний бывшего (в военные годы) директора САЗа И.С. Левина «Грозные годы»[6], которую я нашла в букинистическом магазине и тоже собираюсь подарить Музею истории.

Из электронных ресурсов более всего я опиралась на блог Дениса Жабкина[7]. Но также много интересных фактов я нашла в Википедии[8].

Методы моего исследования: поисковый, реферативный, сравнительный, метод анализа и систематизации. Мы разобрали наш семейный архив, куда входят фотографии и документы нескольких современных семей. Состоялись мои беседы о прадеде с мамой и бабушкой.

Предметом моего исследования является история САЗа, а объектом – военный период его существования.

Практическая значимость темы в том, что люди постепенно забывают о Саратовском авиационном заводе и его значимости в истории Саратова и нашего государства, а эта работа восстанавливает основные вехи и самый важный период его деятельности. На ее основе можно создавать занятия по краеведению и другие образовательные ресурсы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-26; просмотров: 76; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.131.178 (0.006 с.)