I .1. Дистанционные рецепторы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

I .1. Дистанционные рецепторы



  I.1.1. Визуальный и аудиальный каналы восприятия

Последним из каналов восприятия в процессе филогенеза появилось зрение, и оно же стало самым сложным из всех. Значительно больше информации и со значительно большей скоростью передаётся нашей нервной системе через глаза, чем через прикосновение или слух. Так, находясь на улице, слепой человек может собирать информацию об окружающем пространстве в пределах 30 метров. Обладая зрением, человек может видеть звёзды.

В жизни человека зрение выполняет множество функций, оно позволяет ему:

1. На расстоянии идентифицировать пищу, друзей и физическое состояние множества материалов

2. Осуществлять навигацию на любой мыслимой территории, избегая опасность и препятствия.

3. Создавать инструменты, приводить в порядок себя и других, оценивать внешний вид и собирать такую информацию, как эмоциональное состояние окружающих.

Также не стоит забывать о том, что глаза способны не только принимать, но и передавать информацию, ведь взгляд, к примеру, может наказывать, вдохновлять или устанавливать доминантность (Hall 1966: 65).

Визуальный и аудиальный каналы восприятия, вероятно, осознаются нами в наибольшей степени. Причём для человека зрительная информация, несомненно, играет ведущую роль, в отличии, например, от летучих мышей и дельфинов, которые используют высокочастотные звуки для получения информации об окружающем мире.

Это можно попробовать объяснить несколькими факторами. Если сравнить размер нерва, по которому передаётся информация от глаза в головной мозг, и нерва, по которому информация передаётся от уха, мы увидим, что в оптическом нерве в 18 раз больше нейронов, чем в кохлеарном нерве, а значит, он передаёт в 18 раз больше информации. Кроме того, мы можем сравнить максимальную дистанцию, на которой возможно поддерживать сообщение посредством аудиального канала, и максимальную дистанцию для визуального. Холл (Hall 1966: 42)приводит такие метрические данные: общение посредством аудиального канала становится крайне затруднённым или вовсе невозможным на дистанции свыше 30 метров, тогда как визуальную информацию мы способны воспринимать при расстоянии в 1,5 километра. Также есть существенная разница и в скорости распространения световых и звуковых импульсов: при температуре в 0℃ в 0 метрах от уровня моря звуковые волны распространяются со скоростью 335 метров в секунду, в то время как скорость распространения световых волн будет составлять 300 000 километров в секунду.

Любопытно, что пространственное восприятие зависит не только от того, что может быть воспринято, но и от того, что может остаться незамеченным. Люди, выросшие в разных культурах, ещё будучи детьми учатся игнорировать один тип информации и уделять внимание другому типу, даже не осознавая того, что они этому учатся. Закрепившись в сознании, эти поведенческие паттерны остаются с человеком на всю жизнь. Для японцев, к примеру, бумажной стены будет достаточно для того, чтобы не замечать шумов из соседнего помещения, в то время как для немцев и голландцев провести ночь в подобной комнате с бумажными стенами, когда по соседству, скажем, проходит вечеринка, будет настоящим испытанием, ведь они значительно меньше полагаются на собственную способность к концентрации, им необходимы толстые стены и двойные двери (Hall 1966: 45).

Но не только культурные паттерны влияют на дистанцию, которую индивиды выбирают при межличностной коммуникации, на этот выбор также могут влиять условия среды, в которой происходит коммуникация. Например, если в окружающем пространстве слишком много шумов, мешающих восприятию информации по аудиальному каналу, участники взаимодействия могут предпочесть более близкую дистанцию, чем они выбрали бы в других условиях, дабы слышать друг друга.

К области визуального восприятия относятся два таких аспекта невербальной коммуникации, как зрительный контакт и эмоции. Зрительный контакт является очень важным аспектом процесса межличностной коммуникации. Не зря во многих языках можно встретить устойчивое выражение «глаза – зеркало души» (или аналогичные ему). Тем не менее, в разных обществах в зависимости от культурного кода во время межличностного общения практикуются разные частота и длительность зрительного контакта, а в некоторых культурах подобный контакт и вовсе может быть табуирован. Чаще всего, различия основаны на поле, возрасте и социальном статусе взаимодействующих индивидов (Мацумото 2002; Стефаненко 1999).

Стефаненко пишет о дифференциации культур на «глазеющие» и «не глазеющие». К «глазеющим» она относит русскую культуру, для которой при коммуникации характерен прямой взгляд в глаза вне зависимости от пола, возраста и статуса взаимодействующих индивидов. Для сравнения она приводит коммуникативные паттерны «не глазеющих» культур – японскую и англосаксонскую. Так, в японской культуре принято, чтобы мужчина не смотрел в глаза женщине, а женщина – мужчине; в случае общения с начальником подчинённый будет опускать глаза. В США же, к примеру, партнёры по коммуникации будут смотреть в глаза друг другу только в случае, когда хотят убедиться, что они правильно поняты собеседником (Стефаненко 1999: 159-160).

Теперь рассмотрим более подробно такое понятие, как эмоции.

 

       I.1.2. Эмоции

Эмоции являются одним из важнейших аспектов невербальной коммуникации. Что же это такое?

С этологической точки зрения эмоции - это адаптивный ответ индивида на изменения в окружающей среде, они важны в социально-коммуникативном, когнитивном и психологическом аспекте. Внешнее проявление эмоций осуществляется посредством специфических выразительных движений, являющихся результатом мышечной активности. (Бутовская 2004: 174)Любопытно, что связь между этой специфической мышечной активностью и нейрофизиологическими процессами, которые вызывают эту активность, двусторонняя. П. Экман на опытах подтвердил, что эмоции человека могут возникать как производные контролируемых мимических движений (Ekman et al. 1983).Таким образом, сознательно контролируемые сокращения лицевых мускулов могут вызывать бессознательные изменения автономной нервной активности (Ekman, Keltner 1997:34) Последовательное воспроизведение эмоционального мимического выражения, мышца за мышцей, приводит к активации конкретных участков коры головного мозга, что отчетливо видно на электроэнцефалограммах (Ekman, Keltner 1997:36).

Известный психолог Кэролл Изард определяет понятие «эмоция» следующим образом: эмоция - это нечто, что переживается как чувство (feeling), которое мотивирует, организует и направляет восприятие, мышление и действия. (Изард 2007: 27)

При этом не стоит путать понятия «эмоция» и «настроение» (состояние): тогда как определённое настроение может иметь большую продолжительность во времени, эмоция – это то выражение, которое возникает на лице в какой-то краткий единичный миг и будет являться ответом на определённые внешние и внутренние стимулы.

Несмотря на то, что эмоции являются субъективными переживаниями, исследования показывают, что их можно объединить в 6 основных категорий, так называемые «6 базовых эмоций»: гнев (злость), страх, грусть, радость, удивление, отвращение. Первым, кто указал на универсальность базовых эмоций и научно обосновал их эволюционные корни был Чарльз Дарвин (Darwin 1872, 1877), работы учёных 20-го века (Ekman, Friesen, Ellsworth 1972; lzard 1971) подтверждают эту теорию: базовые эмоции одинаково проявляются у представителей самых разных культур, обитающих на разных континентах, и даже у представителей тех культур, которые никогда не имели контактов с западной цивилизацией. Более того, работы отдельных исследователей (Dumas 1932, 1948; Fulcher 1942; Goodenough 1932; Tompson 1941; Eibl-Eibesfeldt 1972) демонстрируют нам, что врождённые способы эмоциональной экспрессии идентичны у слепых и у зрячих детей, что лишний раз указывает на универсальность и генетическую детерминированность эмоциональных выражений.

Базовые эмоции также называют первичными, поскольку они проявляются уже в первые месяцы жизни. Вообще со времён всё того же Ч. Дарвина исследователи различают две категории эмоций – первичные и вторичные. Именно первичные эмоции присутствуют в репертуаре всех без исключения человеческих культур.

Пол Экман (Ekman 1992) выделяет 9 критериев, которым должно отвечать понятие «базовая эмоция»:

1) универсальность выражения;

2) быстрота проявления;

3) сопоставимость с аналогичной эмоцией у других животных;

4) специфическая для данной эмоции физиологическая реакция;

5) универсальность внешних причин, порождающих данную эмоцию;

6) согласованность действия всех систем организма при проявлении данной эмоции;

7) кратковременность проявления;

8) автоматические механизмы оценки;

9) спонтанность.

Необходимо заметить, что среди исследователей нет единодушного мнения по поводу того, какие эмоции являются первичными. Так, к примеру, К. Изард (и не только он) отдельно выделяет эмоцию «интерес», которая обычно включается в категорию «удивление» (Изард 2007: 105), а Пол Экман из категории «отвращение» выделяет отдельно эмоцию «презрение», называя её седьмой базовой эмоцией (Экман 2010).

Базовые эмоции делят на положительные и отрицательные. К положительным эмоциям относятся радость/счастье и удивление/интерес, а к негативным - гнев, грусть, страх и отвращение. (Бутовская 2004: 178)

Как видно, среди базовых эмоций условно негативных больше, чем условно положительных. Это можно объяснить тем, что в процессе филогенеза для выживания нашим предкам было важнее быстро предупреждать своих сородичей о потенциальной опасности в условиях постоянно изменяющейся внешней среды, чем сообщать о «благоприятном положении дел».

У приматов эмоции играют важную роль в выживании индивида. Они информируют его о том, каким образом следует адекватно реагировать на полученный стимул, и выполняют четыре важные функции:

1. фильтруют и усиливают жизненно важные сигналы, полученные из окружающей среды;

2. служат правдивыми сигналами о внутреннем состоянии организма;

3. участвуют в регуляции социальных взаимодействий;

4. действуют в качестве регуляторных программ, направляющих поведении индивида.

Эти функции присущи эмоциям у обезьян и закрепились в процессе эволюции у человека. (Rossano 2002)

Итак, эмоции разделяют на первичные и вторичные. Первичные эмоции, как было сказано выше, проявляются уже в первые месяцы жизни человека. Вторичные эмоции появляются позднее в онтогенезе ребёнка. Современные исследователи относят к вторичным эмоциям эмпатию, неловкость, зависть, стыд, гордость, чувство вины. Для проявления этих эмоций необходимо формирование самосознания, а также усвоение культурных правил и стандартов поведения.

Так, к примеру, представления о гордости и стыде формируются у человека постепенно. Лабораторные эксперименты показывают, что с 2 до 4 лет доля детей, которые хмурятся при неудаче повышается от 10% до 50% (Stipek et al. 1992).  

«…Большинство специалистов полагают, что стыд онтогенетически предшествует развитию чувства вины и является ее предшественником. Для своего проявления стыд требует от ребенка лишь общего восприятия себя как плохого в глазах воспитателя, тогда как осознание вины требует более тонких оценок». (Бутовская 2004:193)

В процессе взросления и социализации индивиды научаются скрывать одни эмоции и демонстрировать другие, вне зависимости от того, что они испытывают на самом деле. Подобное социальное научение присуще всем культурам, нюансы же его разнятся от культуры к культуре. Так, к примеру, в Японии не принято демонстрировать эмоции грусти или отвращения, они будут замаскированны улыбкой. (Morsbach H. 1973)Наоборот, в России та же улыбка будет считаться уместной исключительно для выражения радости, а к человеку, демонстрирующему «улыбку вежливости», относятся настороженно и с недоверием. По данным Тимохиной (Тимохина 2017) социальной нормой для русских является нейтральное выражение или выражение грусти.

 

I.1.3. Ольфакторная коммуникация

Мир для многих животных – это мир запахов. К примеру, для самца бабочки образ его партнёрши – это прежде всего её запах. С помощью запахов животные осуществляют поиск еды, делят территорию, прокладывают путь, узнают о присутствии хищников, о наличии самца или об овуляции у самки и многое, многое другое.

Знания из области ольфакторного поведения животных широко используются человеком в практических целях. К их числу относятся хорошо знакомые каждому репелленты - средства, отпугивающие насекомых. Репелленты не обладают ядовитыми свойствами, они лишь воздействуют на рецепторы обоняния насекомых (Бутовская 2004: 30).

По сравнению с превалирующей частью млекопитающих у большинства представителей отряда приматов из подотряда гаплориновых (обезьян Старого и Нового Света), к которым относится и человек, обонятельные доли мозга развиты слабо, а количество носовых раковин существенно редуцировано. Виды с такими признаками называются микросматики. Для человека ольфакторный канал не является основным каналом общения с сородичами, наш мир – это прежде всего мир зрительных образов и звуков, тем не менее нельзя говорить о том, что ольфакторная коммуникация не играет в жизни человека никакой роли. Напротив, играет, и очень большую. Исследования последней половины столетия находят этому массу подтверждений.

Уже в области вербальной коммуникации мы можем обратить внимание, как много у нас устойчивых выражений, связанных с восприятием запаха: «запахло жаренным», «деньги не пахнут», «цветёт и пахнет», «ничем хорошим не пахнет», «мал клоп да вонюч»… Всё это – маркеры значимости ольфакторного канала в нашем повседневном восприятии окружающего мира. В действительности же человек способен различать тысячи тонких запахов, и некоторые исследователи предполагают, что обоняние у человека более тонкое, чем у человекообразных обезьян. По мнению ряда исследователей, это объясняется более развитыми когнитивными способностями человека. Мозг человека оказывается способным извлечь гораздо больше сведений из поступающей ольфакторной информации, нежели мозг любого другого примата (Kohl et al. 2001).

При межличностном взаимодействии в первую очередь следует говорить о запахе тела партнёра по коммуникации. Запах тела человека состоит из нескольких исходных составляющих компонентов:

· индивидуальный биологический запах, связанный с генотипом человека;

· вещества, которые человек получает с питьём и пищей;

· парфюмерные изделия, которыми пользуется человек.

Основным источником пахучих выделений является кожа человека. В ней находится около 3 млн. потовых желез, которые осуществляют терморегуляционную и одновременно передают окружающим определённые коммуникативные сигналы. В течение жизни мужчина в среднем выделяет 18000 л. пота, а женщина - около 20000 л. Потоотделение зависит от температуры тела, пола, возраста, характера питания и одежды.

Реакции потоотделения - явление достаточно сложное. Они далеко не всегда связаны с температурным воздействием на человека и выполняют не только терморегулирующую функцию. Хотя большинство областей тела, действительно, обильно потеют в ответ на сильную жару, потоотделение может происходить и независимо от температуры среды. К примеру, когда человек находится в состоянии стресса, у него потеют ладони, подошвы, подмышки и голова, причём важно заметить, что ладони и подошвы потеют иначе, нежели подмышки и голова. В то время как ладони и подошвы реагируют только на факторы, связанные с эмоциональной реакцией, то подмышки и голова реагируют как на эмоциональное, так и на температурное воздействие. То есть можно сказать, что кисти и стопы "заимствовали" потоотделение у системы телесной терморегуляции, но в настоящее время потоотделение в этих частях тела имеет другую функцию (Моррис 2001: 237).

Каждый человек имеет свой собственный запах и пахнет отлично от остальных. «…Специфичность запаха связана с уникальным для каждого из нас сочетанием валериановой, капроновой, каприловой, масляной и других кислот, а также интенсивностью обмена веществ. Индивидуальный биологический запах является устойчивой характеристикой человека, он генетически запрограммирован и определяется химической структурой феромонов, секретируемых его организмом. Подмышечные впадины являются одним из основных источников запаха. Расположенные там апокриновые железы вырабатывают вместе с потом и феромоны, содержащие специфический индивидуальный компонент. Большую роль в сохранении и распространении такого индивидуального запаха играют волосы, растущие в подмышечной впадине. У людей со слабым развитием волосяного покрова запах пота выражен много слабее». (Бутовская 2004:32)

Итак, ольфакторная коммуникация играет существенную роль в социальном поведении человека. Это в первую очередь касается отношений мать - ребёнок, опознавания родственников по запаху и сходства запаха у лиц, живущих в одном доме (Hold, Schleidt 1977). Уже в возрасте двух дней дети узнают матерей по запаху, а матери их (Schaal et al. 1980). Таким образом, уже в первые дни жизни у ребенка и матери возникает импринтинг на запах друг друга, тогда как другие компоненты образа (зрительные и слуховые) становятся значимыми несколько позднее. В возрасте 3-6 лет дети в состоянии различать по запаху своих родных братьев и сестёр. Взрослые способны отличить свой запах и запах своих половых партнёров от запаха незнакомых людей (Hold, Schleidt 1977).

Запах также играет важнейшую роль в сексуальном поведении человека (Schaal, Porter 1991; Rikowski, Grammer 1999; Kohl et al. 2001). Мужские и женские феромоны оказывают существенное воздействие на лиц противоположного пола и делают партнёра привлекательным в большей или меньшей степени. Мужские феромоны – это андростенол и андростенон, они содержатся в моче, жировых тканях и потовых выделениях. Андростенол секретируется апокриновыми железами мужчин и содержится в их потовых выделениях. Примерно через 20 минут под воздействием воздуха и бактерий он преобразуется в андростенон. Некоторые люди воспринимают запах андростенола как мускусный, другим он напоминает запах сандала. В любом случае известно, что запах андростенола воспринимается как приятный, а андростенона - вызывает отвращение. (Grower, Ruparelia 1993). Специфические женские феромоны, названные копулинами, содержатся в вагинальных выделениях (Michael et al. 1975). Их количество сильно варьирует в зависимости от фазы менструального цикла женщины.

Следует очевидно признать тот факт, что люди способны распознавать мужские и женские феромоны по запаху. Индивидуальные запахи представителей одного пола также сильно варьируют, и эти различия распознаются противоположным полом. По-видимому, чувствительность к восприятию феромонов сформировалась у человека путём полового отбора. Также феромоны человека несут важнейшую информацию о структуре индивидуального комплекса гистосовместимости (этот комплекс представлен генами, регулирующими иммунную систему человека) и, следовательно, несут в себе информацию о генетических составляющих здоровья данного человека (Бутовская 2004: 34).Наличие у человека приспособлений, которые позволяют распознавать по запаху здоровых партнеров, способных оставить более жизнеспособное потомство, избегая при этом опасностей инбридинга, трудно переоценить.

Половые аттрактанты (феромоны) отличаются от обычных запахов и воспринимаются млекопитающими благодаря имеющемуся у них особому вомеронозальному органу. Долгое время вомеронозальный орган у человека считался рудиментарным. Однако современные наблюдения из области этологии и физиологии человека доказывают, что это глубочайшее заблуждение. Вомеронозальный орган не только имеется у человека, но, по всей видимости, играет важнейшую роль в его сексуальном поведении. Люди, лишённые способности воспринимать половые феромоны, страдают импотенцией. Известны случаи, когда после пластических операций в области вомеронозального органа у пациентов пропадало половое влечение (Рязанцев 1997).

Также исследователями доказано (Ackerl et al. 2002),что человек способен различать специфический феромон страха и агрессии, что подобно ольфакторным сигналам других животных, передающих своим сородичам сигналы опасности при помощи запаха.

 

I.2. Контактные рецепторы

  I.2.1. Кожа и термальное пространство

Информация, получаемая нами с помощью дистанционных рецепторов (глаза, уши и нос) играет такую важную роль в нашей повседневной жизни, что лишь немногие замечают, что на самом деле кожа – наш самый большой перцептивный орган. Тем не менее, без возможности воспринимать тепло или холод любой организм, и человек в том числе, очень скоро погиб бы.

Кроме того, кожа не только получает, но и передаёт информацию. В зависимости от эмоционального (Hall, 1966: 55)и физического состояния человека температура отдельных участков его кожи изменяется, чему также содействует изменение притока крови к отдельным частям тела.

Распознать увеличение температуры на поверхности чьего-то тела мы можем тремя путями: во-первых, с помощью температурных детекторов кожи, если оба субъекта находятся достаточно близко друг к другу; во-вторых, благодаря возросшей интенсивности ольфакторного взаимодействия (запах тела распространяется на большее расстояние при повышении температуры тела); и, в-третьих, по визуальным признакам (изменение цвета кожи).

I.2.2. Тактильная коммуникация

Тактильная коммуникация играет очень большую роль в жизни человека. Мы познаём мир и общаемся друг с другом посредством тактильных контактов с самого рождения. Именно касание служит первым необходимым шагом к формированию привязанности мать-ребёнок (Reite 1990). Тактильные контакты изучает специальная дисциплина – гаптика. По мнению Джудит Холл, тактильная коммуникация является самой персонифицированной формой общения и от ее правильного использования зависит успешность адаптации человека в социальном окружении во всех обществах (Hall, Veccia 1990).Это, несомненно, эволюционно связано с тем, что предки человека являлись существами социальными и жили сплоченными группами.

Также посредством тактильного канала восприятия мы получаем очень много информации из внешней среды. Этолог Эдвард Холл (Hall 1966) и психолог Джеймс Гибсон (Gibson 1950)в своих работах говорят о тесной взаимосвязи между тактильным и визуальным восприятием пространства. Так, к примеру, младенцы и маленькие дети изучают мир в первую очередь через прикосновения и пробуя его на вкус; затем им требуется несколько лет для того, чтобы подчинить тактильный мир визуальному.

Гибсон разделял прикосновения на активные (тактильное сканирование) и пассивные (когда прикасаются к тебе). Он сообщает, что активное прикосновение давало участникам его исследования возможность вслепую распознать объекты, которые они видели ранее, с точностью 95%, тогда как пассивное прикосновение (когда к участникам прикасались этими объектами) давало лишь 49 % точности распознавания.

Во взрослом возрасте человек без нарушения зрения гораздо меньше изучает мир посредством прикосновений, но тактильные контакты продолжают играть важную роль в его взаимодействии с другими людьми. Тактильные контакты могут являться свидетельством привязанности между партнёрами. В повседневной жизни часто можно наблюдать, как родители успокаивают ребенка, обнимая и целуя его. Взаимные объятия дают партнерам ощущение безопасности и покоя. Этот элемент поведения является филогенетически древним, он широко распространен как успокаивающий контакт среди обезьян и, скорее всего, гомологичен последнему. Пытаясь утешить ребенка, родители часто кладут ему руку на голову. Этот бессознательный жест встречается у старших детей по отношению к младшим. Подобное поведение никогда не наблюдается в обратном направлении - от младших к старшим, или от детей к родителям. По всей видимости, контакты такого типа инициируются асимметрично и связаны со статусом участников. Высокоранговые партнёры более активны и чаще первыми идут на контакт, предлагая, таким образом, свою защиту и поддержку (Бутовская 2004:112-113).Такой тактильный жест у человека, по-видимому, можно считать филогенетическим производным сходного жеста, описанного для шимпанзе, орангутанов и горилл (Eibl-Eibesfeldt 1989).

Важно заметить, что различия в качестве и количестве межличностных контактов позволяют объективно судить о типе отношений между взаимодействующими партнёрами в пределах каждой культуры (Emmers, Dindia 1995).

Мне бы хотелось более подробно рассмотреть такие два важных аспекта тактильной коммуникации, как груминг и поцелуй.

I.2.3. Груминг. Почему мы так любим массаж и «чесать языками»?

Груминг – это один из наиболее значимых элементов тактильной коммуникации у млекопитающих, а прежде всего – у приматов. Изначально, скорее всего, груминг носил чисто гигиенические функции: особи, чью шерсть и кожу более тщательно чистили, оказывались более здоровыми и имели больше шансов на выживание. Со временем груминг превратился в особую форму общения, используемую для социальной интеграции, восстановления дружественных отношений после конфликта, как жест умиротворения, для снятия социальной напряженности у партнёра (Butovskay, Kozintsev 1994, 1996; Easley et al 1989; Thierry et al 1990; Silk 1982).

Несомненно, элементы груминга просматриваются и в поведении человека. Такое поведение является филогенетическим гомологом аналогичного поведения других приматов. У человека к грумингу помимо его общевидовых проявлений можно отнести также расчёсывание и подстригание волос, бритьё (выполняемое другим человеком в виде услуги), массаж.

Хотя может показаться, что инициирует груминг активный партнёр, то есть грумингующий, но при более внимательном наблюдении оказывается, что объект чистки, то есть грумингуемый, на самом деле подаёт сигналы о том, что он ищет груминга. Помимо прямой, выраженной вербально просьбы можно наблюдать целый ряд невербальных сигналов: ищущий груминга индивид подвигается ближе к потенциально активному партнёру, наклоняет голову, принимает наиболее удобную позу. Груминг вызывает у человека приятные эмоции и позволяет расслабиться. Установлено также, что социальный груминг оказывает психофизиологическое воздействие на организм, влияя на гормональный баланс объекта (способствует выработке бета-эндорфинов, связанных с ощущением радости и покоя) (Schiefenhovel 1997). Так как груминг – это взаимодействие партнёров, и грумингуемый, и грумингующий испытывают удовольствие от этого процесса.

Опросы показывают, что сенсорные сигналы от головы и спины расцениваются в этом контексте как более приятные, нежели сигналы от других частей тела. Такая сенсорная избирательность, по мнению В. Шифенховела (Schiefenhovel 1997),может объясняться как следствие специфической адаптации к использованию социальной чистки по направлению к тем участкам тела, которые недоступны самому человеку или не видны (голова, спина стоят в этом списке на первом месте). Также, возможно, именно по этой причине никакой самомассаж не может сравниться по степени получаемого удовольствия с грумингом.

Любопытно, что именно груминг влияет на размер популяционной группы у приматов, и вот каким образом: груминг требует времени, а время -это, несомненно, лимитированный ресурс. И по мнению антрополога Робина Данбара именно время, которое особи могут уделять полноценному грумингу друг друга и определяет размер их группы. Палеолитические охотники-собиратели могли формировать группы размером до 150 человек, и это то самое «число Данбара» - количество постоянных социальных связей, которое человек может поддерживать. Данное количество в 3 раза превышает число социальных связей у самых «социальных» (помимо человека) приматов – шимпанзе. Откуда же у человека это «лишнее» время? Считается, что на смену грумингу как ведущей форме социального общения с сородичами пришла речь.

Многие годы антропологи полагали, что речь развивалась у человека во время таких активностей, как охота, и в первую очередь среди мужчин. На основе своих исследований Роберт Данбарвыдвинул идею о том, что на самом деле речь эволюционировала в ответ на нашу потребность поддерживать связь с родственниками и друзьями (Dunbar 1993, 1996, 1997; Dunbar et al 1995). Слова частично взяли на себя функции аффилиативного расслабляющего груминга, особенно в местах большого скопления народа. (Бутовская 2004:119)

Таким образом, любовь людей к тому, чтобы «чесать языками», часами беззаботно «болтать ни о чём» - это всё тот же социальный клей, необходимый нам для поддержания социальных контактов и улучшения психоэмоционального состояния.

В настоящее время в пост-индустриальных культурах большая часть активности, входящая в разряд социального груминга, попала в разряд профессиональной деятельности. Медицинские и социальные функции груминга перешли от родственников и близких друзей (которые выполняли эти функции на протяжении всей истории человека) к малознакомым специалистам-профессионалам: хирургам, дерматологам, массажистам, парихмахерам, мастерам маникюра и косметологам. Однако в контексте персонифицированного взаимодействия груминг продолжает оставаться составной частью ухаживания и непосредственно сексуального поведения, а успокаивающий массаж и поглаживания также присутствуют в домашнем общении современных родителей с детьми.

 

I.2.4. Поцелуй: природа и культура

Основатель этологии человека Иренаус Айбл-Айбесфельдт изучал такое явление, как поцелуй, и счёл его поведенческой универсалией, наравне с улыбкой и смехом. Он обратил внимание на то, что во всех изученных им культурах поцелуй является выражением эмоциональной привязанности матери к ребёнку. К примеру, у бушменов, янамами, химба, айпо, минданао матери часто кормят младенцев пережёванной пищей изо рта в рот. Этот процесс получил название поцелуй-кормление, и встречается не только у представителей традиционной культуры, но ранее его можно было наблюдать в европейских культура, в том числе в дореволюционной России (Eibl-Eibesfeldt 1989:144). Помимо непосредственно передачи пищи, поцелуй-кормление также используется для успокоения малыша, проявления дружеского расположения и привязанности. В этом случае мать, отец или старший сиблинг прикладывает свои губы к губам младенца и быстро просовывает свой язык в приоткрытый рот последнего, не передавая при этом ничего, кроме слюны (Eibl-Eibesfeldt 1989: 143).Поскольку между настоящим поцелуем-кормлением и тем поцелуем, который мы знаем в нашей культуре существует масса переходных стадий, Айбл-Айбесфельдт считает современный поцелуй гомологичным производным поцелуя-кормления в традиционных культурах.

Многие животные также могут кормить своих детёнышей пищей изо рта в рот, в том числе это практикуют и человекообразные обезьяны. У шимпанзе и бонобо поцелуи можно наблюдать и между взрослыми особями, в этом случае они используются как проявление дружбы и как способ успокоить партнёра. Это даёт учёным право предполагать, что такая форма поведения является гомологичной поцелуям у человека (de Waal 1996).

Поцелуй претерпевает существенную культурную ритуализацию, его формы, контекст применения и направление существенно варьируют от культуре к культуре.

Так, к примеру, можно выделить поцелуй-приветствие, поцелуй-прощание, дружеский поцелуй, любовный поцелуй, поцелуй уважения. В зависимости от культуры на публике могут быть допустимы только поцелуи с лицами своего пола, только с родственниками, только с партнёрами, с любыми лицами или недопустимы вовсе, как это было в Японии до 1945 года.

Различия в форме выполнения ритуала поцелуя встречаются не только у разных народов, но и в пределах одной страны. Например, во Франции, где широко распространены поцелуи-приветствия, в зависимости от региона целуют только лиц своего пола, или только противоположный пол, или не делают гендерных различий; в каких-то частях страны принято целоваться два раза, в других – три; этикетом установлено даже то, с какой стороны следует начинать. (Claude Rivière 1995)

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-26; просмотров: 72; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.131.72 (0.045 с.)