Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Допуски и посадки шпоночных соединений
Общие понятия Основное функциональное назначение шпоночного соединения – передача крутящего момента в малонагруженных соединениях, преимущественно в изделиях мелкосерийного производства, а также обеспечение точного расположения рабочих поверхностей зубчатого колеса, шкива, маховика и других деталей относительно оси вращения вала. Наиболее распространены призматические шпонки, устанавливаемые в пазе вала по посадке с малым зазором или натягом по ширине шпонки. Основные размеры шпоночного соединения даны на рис. 3.1.
Рисунок 3.1 – Основные размеры шпоночного соединения: d – диаметр цилиндрической поверхности вала и отверстия соответственно; b – ширина шпонки; t 1 – глубина паза на валу; t 2 – глубина паза во втулке; d – t 1 и D + t 2 – размеры для контроля вала и втулки соответственно; h – высота шпонки; l – длина шпонки (на рисунке не показана) Посадки по цилиндрической поверхности
Цилиндрическая поверхность диаметром D (d) обеспечивает точность расположения (радиальное биение) точек рабочей поверхности зубчатого колеса, шкива, маховика за один оборот относительно оси вращения вала. Поэтому размеры D (d) выполняют с высокой точностью – в пределах от 8‑го до 5-го квалитета. Малые зазоры при сборке вала с сопрягаемыми деталями (шкив, маховик и т. п.) обеспечиваются за счет применения основных отклонений вала h, j s, k, m в системе отверстия. Таким образом, посадки по цилиндрической поверхности могут быть и т. д.
Посадки по ширине шпонки По ГОСТ 23360-78 установлено три характера соединения шпонки с пазом вала и втулки (рис. 3.2).
Рисунок 3.2 – Схема расположения полей допуска для различных видов соединения шпонки с пазом вала и втулки
Свободное соединение применяют при легком режиме работы в нереверсивных передачах при частых разборках, а также при затруднительных условиях сборки. Нормальное соединение характеризуется наиболее вероятным средним зазором или натягом близким к нулю и рекомендуется для предпочтительного применения в реверсивных передачах без ударных нагрузок. Плотное соединение при сборке обеспечивает средние малые натяги и рекомендуется в реверсивных передачах. Плотное соединение получают запрессовкой, а его разборка возможна только при капитальном ремонте.
Поля допусков D 10, H 9, h 9 и т. д. закреплены за конкретными деталями (рис. 3.3).
Рисунок 3.3 – Распределение полей допусков между деталями шпоночного соединения с шириной шпонки b = 10 мм
Пример анализа допусков и посадок шпоночного соединения [3, 6 или 26]
Выбор задания. Из табл. А12 прил. А выбираем исходные данные: посадка по цилиндрической поверхности Æ36 ; характер соединения по ширине шпонки b – плотный. Выполнение задания. Определяем основные размеры [26] деталей шпоночного соединения (см. рис. 3.1) и схему полей допусков на ширину b для заданного характера соединения (см. рис. 3.2) – «плотный»: D = d = 36 мм; b = 10 мм; h = 8 мм; t 1 = 5 мм; t 2 = 3,3 мм; l = 70 мм; d – t 1 = 31 мм; D + t 2 = 39,3 мм. Предельные отклонения по размеру b шпонки, паза и втулки принимаем по стандартам [19, 26] и записываем их на схеме полей допусков (рис. 3.4, а). На ширину шпонки10 h9 es = 0, ei = 36мкм, [19, табл. 7]. На высоту шпонки h = 8 мм, с полем допуска h 11 es = 0, ei = – 90 мкм, [19, табл. 7]. На длину шпонки l = 70 мм с полем допуска h 14 es = 0, ei = – 740 мкм[19, табл. 7]. На ширину паза втулки, вала и ширину шпонки [26, табл. 2]: при ширине паза втулки 10 Р 9 (табл. А17 прил. А) ES = – 15 мкм, EI = –51 мкм, при ширине паза вала 10 Р 9 ES = – 15мкм, EI = –51 мкм, при глубине паза вала t 1 = 5 мм ES =+ 0,2 мм, EI = 0, при глубине паза втулки t 2 = 3,3 мм ES =+ 0,2 мм, EI = 0. В связи с тем, что на чертежах часто проставляются размеры d – t 1 и D + t 2, не требующие большой точности, допуски на эти размеры следует принимать равными допускам на размеры t 1 и t 2 [26, табл. 3] или по табл. А17 прил. А. На размер вала d – t 1 = 31 мм
es = 0; ei = –0,2мм; на размер втулки D + t 2 = 39,3 мм ES =+ 0,2 мм, EI = 0.
Рисунок 3.4 – Схема расположения полей допусков: а – по ширине шпонки; б – по цилиндрической поверхности
Предельные отклонения на размер цилиндрической поверхности для заданной посадки принимаем по ГОСТ 25347-82 и записываем их на схеме расположения полей допусков (рис. 3.4, б): для отверстия ES = +39 мкм; ei = –25 мкм; для вала es = 0; ei = –25 мкм. Определим предельные и средние зазоры (натяги) по ширине шпонки (формулы (1.10), (1.15), (1.19), (1.20), (1.23) или (1.24)) при ее установке в паз вала и втулки по посадке (посадка переходная, так как поля допусков шпонки и паза частично перекрываются): S max = ES – ei = –15 – (–36) = 21 мкм; N max = es – EI = 0 – (–51) = 51 мкм; = 0,5(es + ei) = 0,5[0 + (–36)] = –18 мкм; = 0,5(ES + EI) = 0,5[(–15) + (–51)] = –33 мкм, где – координата середины поля допуска шпонки; – координата середины поля допуска на ширину b паза втулки или вала с полем допуска Р 9. В нашем примере > (). Поэтому при сборке деталей по ширине шпонки со средними размерами по ширине шпонки и по ширине паза втулки или вала будет иметь место средний натяг (формула 1.24): = –18 – (–33) = 15 мкм. Шероховатость сопрягаемых поверхностей вала и шпонки назначаем по табл. А2 и А28 прил. А. Цилиндрическая поверхность при d = 36 для вала Ra – не более 1,25 мкм, для отверстия Ra – не более 1,25 мкм. Боковая поверхность при b = 10 мм: для паза вала Ra – не более 3,2 мкм, для паза втулки Ra – не более 3,2 мкм. Поверхность дна паза и втулки при t 1 = 5 мм и t 2 = 3,3 мм Rz – не более 40 мкм (Ra = 12,5). Боковая поверхность шпонки при b = 10 мм Ra – не более 3,2 мкм. На эскизах вала, втулки, шпонки и шпоночного соединения проставляем предельные отклонения и шероховатость поверхностей (рис. Б3 прил. Б).
Вопросы для самоконтроля 1. Каковы эксплутационное назначение и требования к точности шпоночного соединения? 2. Изобразить графические схемы расположения полей допусков посадки по ширине шпонки и показать наибольшие, наименьшие и средние зазоры (натяги) между шпонкой и пазами вала и втулки. 3. В какой системе стандартом предусмотрены посадки по ширине шпонки b в паз вала и втулки? 4. Почему вал и втулку в шпоночном соединении изготавливают с высокой точностью по размеру D (d)? 5. В каких случаях применяют свободное, нормальное и плотное соединения по ширине b шпонки? 6. Почему вал и втулку шпоночного соединения контролируют двумя способами: поэлементным и комплексным?
4. Допуски и посадки шлицевых соединений [1, 25] Общие понятия Шлицевые соединения применяют в изделиях серийного, крупносерийного и массового производства в ответственных реверсивных нагруженных большими крутящими моментами передачах, например, в коробках скоростей. Важным требованием к шлицевым соединениям является обеспечение высокой точности центрирования при длительной эксплуатации. В зависимости от формы профиля шлица шлицевые соединения могут быть прямобочными (прямоугольного профиля, рис. 4.1), эвольвентными и треугольными [1, 4, 6]. Наибольшее распространение получили прямобочные шлицевые соединения по ГОСТ 1139-80. Они технологичны, для их изготовления создана станочная и инструментальная база.
Рисунок 4.1 – Шлицевые соединения с прямобочным профилем
Современные методы обработки (фрезерование и протягивание) и средства их технического обеспечения не позволяют изготовить шлицевой вал 1 и шлицевую втулку 2 (рис. 4.1, а) настолько точно, чтобы при сборке этих деталей получались посадки с высокой точностью посадки одновременно по всем сопрягаемым поверхностям (по внутренней и наружной, цилиндрической поверхностям и боковым граням шлицев). Поэтому принято изготавливать с высокой точностью размер только одной из сопрягаемых поверхностей. Эту поверхность назвали центрирующей. По другим(нецентрирующим) поверхностям шлицевого соединения предусматривают гарантированные зазоры (рис. 4.1, б, в, г), а их точность значительно ниже точности центрирующей поверхности. Поэтому известно три способа центрирования шлицевых прямобочных соединений: · по внутренней цилиндрической поверхности – по d (см. рис. 4.1, б); · по наружной цилиндрической поверхности – по D (см. рис. 4.1, в); · по боковым поверхностям шлицев – по b (см. рис. 4.1, г). Вид центрирования принимают с учетом служебного назначения соединения, требуемой твердости шлицевой втулки и вала, возможных методов окончательной их обработки. Лучшую устойчивость и высокие требования кинематической точности шлицевого соединения обеспечивают при центрировании по наружному диаметру. Однако центрирование по D не назначают, когда втулка по техническим условиям должна подвергаться улучшению методом термической обработки. В этом случае втулку невозможно обрабатывать чистовой протяжкой. Если втулка имеет высокую твердость после термической обработки и ее нельзя обработать чистовой протяжкой, то назначают центрирование по внутреннему диаметру d. При этом внутренний диаметр втулки вала можно шлифовать прошлифовать. Центрирование по боковым поверхностям шлицев, т.е. по b, назначают в соединениях при реверсивном движении в передачах с большими знакопеременными нагрузками.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 370; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.181.21 (0.032 с.) |