Литые монетовидные амулеты китая 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Литые монетовидные амулеты китая



Ни в одной стране художественные отливки нумизматических материалов типа амулетов, талисманов, медальонов и т.д. не получили столь широкого распространения, как в Китае. Можно выделить три основные причины этого: трехтысячелетний опыт литья монет, укоренившийся в народе обычай символизации многих понятий (например, персик — символ долголетия, сорока — символ приятных встреч и интересных бесед), многовековое искусство гадателей, астрологов и прорицателей, использовавших такие литые изделия в качестве «рабочих» атрибутов.Китайские амулеты, охранительные медальоны и прочие монетоподобные миниатюры отливали на государственных или частных монетных дворах По-видимому для этого иногда использовали части моделей традиционных монет (рис. 66, а). На рис. 66, б показана плакетка-талисман в виде большой (115 мм) мотыговидной монеты. На ее реверсе начертаны надписи, какие существовали на монетах повсеместного хождения, введенных императором Ван Маном. На аверсе талисмана расположены четыре дракона, а между ними — вертикальная надпись «Первый год Тань-Фэнь» (дракон — олицетворение мужского, светлого, начала ян, символ могущества, добра, мира и процветания, символ императорской власти и самого Китая).


Рис. 66. Китайские монетовидные амулеты: а - амулет в виде монеты; б - аверс и реверс плакетки-талисмана; в - две храмовые медали; г - носильный медальон

Большую часть высокохудожественных амулетов составляют медальоны, представляющие собой атрибуты физиогномов, прорицателей и прочих гадателей. Литьем монетовидных медалей, амулетов, медальонов и прочего занимались не только монетные дворы, но и храмовые мастерские (особенно даосских храмов). Поэтому часть из них называют «храмовые медали». Тематика их такая же, как и «светских» отливок, с заметным преобладанием культовых оттенков. На рис. 66. в приведены два таких медальона. Большой монетовидный медальон представляет собой круг диаметром 42 мм слитым небольшим ушком и с круглым сверленым отверстием в нем. На его аверсе выпуклое изображение Будды, сидящего на подставке с традиционным орнаментом. По бокам изображения божества — два дракона. На второй монетовидной медали диаметром 32 мм на аверсе изображено божество с мечом.

Наибольшую часть литых амулетов составляют носильные медали или медальоны, имеющие охранительное и благословительное значение. Их носили как талисманы и как обычные украшения в связках, нашивали на одежду или на шнурке надевали на шею (рис. 66, г). Необычно широко были распространены носильные амулеты в Тибете.

Все гадальные медали, амулеты, носильные медальоны и т.п. получены литьем из бронзы (чаще всего) и из латуни нестандартного, произвольного состава. Для высокохудожественных отливок подбирали сплавы с хорошими технологическими свойствами. Известны были в эпоху Сун амулеты из чугуна.

Китайские литейщики и модельщики создали уникальную коллекцию литых монетоподобных амулетов, техника изготовления которых, как и прочтение начертанных на них символов, ждет своих исследователей.

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПРОФЕССИИ

Литейная технология является одним из древнейших методов получения изделий из металлов. Сколько лет оно насчитывает, до сих пор не знает никто. Так, в 1991 г. на 58 Международном конгрессе литейщиков в г. Кракове X. Джеминг сделал доклад на тему: «6000 лет искусству литья», а в 1994 г. в Дюссельдорфе вышла книга Д. Энгельса «5 000 лет литья металлов». Но древность этой технологии обработки металлов относительна.

История становления человека на Земле исчисляется миллионами лет (археологические находки каменных орудий труда в бассейнах африканских рек Конго, Омо, Аваш — колыбели человечества имеют возраст 2,4-2,6 млн. лет). Однако процесс развития примитивного человека до современного «разумного» (Homo sapiens) закончился всего 30-40 тыс. лет назад. А первые изделия из металла появились за 7—9 тыс. лет до н.э. в переходную эпоху медно-каменного века (энеолит). Кстати, наиболее полные сведения по истории человечества относятся ко времени окончания последнего мощного оледенения Земли, охватившего значительные территории Европы, Азии, Северной Америки (~10—15 тыс. лет до н.э.).

Основным условием технического, а за ним и социально-экономического прогресса явилось стремление первобытных людей в борьбе за существование повысить эффективность своего труда. Ученые лаборатории первобытной техники С.-Петербургского института археологии РАН провели эксперимент на берегах Ангары. Сосну диаметром 25 см срубили каменным топором за 75 мин беспрерывной работы, а медным — за 25 мин. Медным или бронзовым ножом можно обстрогать толстый сук в 10 раз скорее, чем каменным, сверлом просверлить березовое полено в 22 раза быстрее и т.д. [1|. Этим подтверждается объективная целесообразность использовать металлические орудия, даже из мягкой меди, вместо каменных.

Граница между каменным веком и веком металла достаточно размыта. В различных районах Земли переход осуществлялся в разное время, что определялось географическими условиями, наличием, видом природных ресурсов и др. Из-за последнего оледенения и миграции населения в южных районах переход к использованию металла происходил раньше, чем в северных.

Считается, что зарождение металлургии на Востоке (современный Ближний Восток) происходило в VII тысячелетии до н.э., а в Западной Европе — во II тысячелетии до н. э. В таких южных регионах, как Кавказ, Туркестан, Индия, находят более древние изделия из металла, чем в северных частях Европы и Азии [2, 3]. Аналогичное различие отмечается между континентальными странами и островными, даже крупными, такими как Индонезия, Япония. Общеизвестно отставание в техническом развитии коренных народов таких континентов, как Австралия, Америка к моменту их открытия и колонизации в текущем тысячелетии. Заселены эти материки лишь 20—40 тыс. лет назад. Таким образом, отдельные технические новшества могли появляться в разных местах независимо, одновременно или разновременно, иногда со своими особенностями, отвечающими местным условиям. Во многих случаях прогрессивные приемы распространялись или заимствовались. Однако скорость их распространения, учитывая уровень средств коммуникации и информации в древнем мире, была невелика и необходимое время иногда исчислялось столетиями. Как отмечал Ф. Энгельс, даже такое революционное открытие для человека, как получение огня трением, распространялось по земле или стало всеобъемлющим в течение тысячелетий.

К началу периода освоения металла человек обладал уже обширным набором технологических приемов обработки камня, кости, глины, дерева и кожи. Это было время, когда люди не только промышляли охотой и собирали дары природы. Они имели каменные ножи, топоры, мотыги, молотки, костяные, из рогов животных, наконечники для стрел, дротиков, иголки для шитья одежды из шкур животных и тканей (было известно ткачество), глиняную посуду для приготовления пищи и сохранения продуктов. Они находили и добывали камень для своих орудий, расщепляли его на кремневые заготовки, затачивали и шлифовали их, по необходимости сверлили в них отверстия и т.д. Другими словами, кроме «техники удара» уже была освоена «техника резания»: шлифование, сверление, пиление. Люди умели строить жилища, в том числе, иногда, сложные дома над водой [1], разводить домашний скот, заниматься земледелием.

Вместе с тем, с незапамятных времен у человека параллельно развивалось эстетическое восприятие окружающего мира, стремление отобразить его в различных формах. Более 30 тыс. лет назад появилось первобытное искусство. К этому времени относятся самые древние образцы наскальной живописи, рисунки в пещерах, например, найденные во Франции (Ориньянская культура) [4].

Первые дошедшие до нас настенные изображения, скульптурки людей и животных достаточно схематичны и во многом напоминают работы современных детей дошкольного или младшего школьного возраста. Со временем мастерство людей повышалось, однако произведения их достаточно медленно приближались к тому, что мы понимаем сейчас под реализмом. Нужно иметь в виду, что древний человек в этих произведениях не только воспроизводил бытовую сторону повседневной жизни — он отражал в них свое представление о природе явлений в окружающем мире, культовые обычаи и обряды. Качество изображений связано также с несовершенством использовавшихся материалов и инструмента.


Рис. 67. Женские фигурки из камня. Граветская культура (последняя треть верхнего палеолита): а — Венера Виллендорфская (Виллендорф, Австрия) [4]; б — Венера Савиньянская (Савиньяно, Модена, Италия) [16]

На рис. 67, а показана женская статуэтка из камня, найденная в Австрии и известная как «Венера Виллендорфская» — датируется последней третью верхнего палеолита (~25 тыс. лет назад). Она имеет высоту 11 см, выточена из известняка, на ее поверхности сохранились остатки красной краски. К такому же типу относится «Венера Савиньянская» (рис. 67, б) — одна из самых крупных найденных древних фигурок женщин (высота ее 22 см).

Все женские статуэтки этого периода (граветская культура), будь они из Франции, Италии, Австрии или России, имеют общие характеристики: черты лица у них совсем не обозначены, зато очень рельефно выполнены грудь, живот, бедра, ягодицы; предплечья и ступни ног атрофированы или отсутствуют [4]. Видимо, все они имеют культовое назначение, связанное с богиней плодородия. Проблема урожая была чрезвычайна важна для человека, осваивающего профессии оседлого образа жизни с так называемым воспроизводящим хозяйством (земледелием, скотоводством).

Освоение металла открывало новые возможности для внедрения искусства в быт людей. В каменном веке сферой применения художественных способностей человека были в основном различные предметы, не имеющие хозяйственного значения: украшения (бусы, браслеты), атрибуты культа (фигурки божеств, амулеты) из кости и камня, а с появлением гончарного дела — многочисленные сосуды из глины. Металл как материал был пригоден для всех перечисленных изделий, часто обеспечивая им большую прочность и долговечность, позволял повысить их эстетические свойства, превращать в подлинные произведения искусства такие предметы повседневной жизни, как орудия труда, оружие и др. Однако это произошло не сразу — требовалось время для освоения методов получения металла необходимого качества и обработки его.

К первым технологическим приемам получения изделий из металла человек приходил случайно или в результате наблюдения за природными процессами. Если при изготовлении каменного орудия, обтесывая один камень о другой, человек случайно1 брал в руки самородок меди, привлекший его своим красноватым цветом, то он не мог не заметить, что последний не расслаивается, не крошится, а деформируется под действием ударов каменных инструментов. В итоге, изменяя конфигурацию самородка, можно получить желаемую форму изделия. Так, видимо, произошло зарождение самой древней технологии обработки металлов — кузнечной. Причем задача была облегчена тем, что чистую медь благодаря хорошей пластичности можно «ковать» в холодном состоянии. Вероятно, много позже обнаружилось, что при нагревании, например, на костре, металл легче поддается деформированию.

Почему речь идет о меди как о первом использованном самородном металле, хотя существуют и другие, не менее пластичные, например, свинец, серебро? Дело в том, что она наиболее часто встречается в природе, в том числе и в свободном состоянии, и выгодно отличается от других металлов твердостью и прочностью. Твердость меди почти на порядок выше, чем у свинца, и на 30% выше твердости серебра; прочность ее больше, чем у серебра и свинца, соответственно в 2,2 и в 17 раз. Самородная медь является продуктом воздействия на коренные медно-сульфидные руды воды, кислорода, углекислоты в естественных условиях. При этом попутно образуются такие не содержащие серы минералы, как малахит, азурит, куприт, из которых при нагревании также можно восстановить медь. И медь, и перечисленные минералы обычно находятся в верхних горизонтах месторождений и имеют характерный цвет, что облегчает их поиск.


Рис. 68. Древнее литое оружие из бронзы [3]: а — боевой топор-молот, длина 21,2 см. Бронзовый век. Скандинавия; б — кельт-алебарда, длина 13 см. Минусинск (Россия), 700-1000 гг. до н.э. Санкт-Петербург, Русский музей; в — кинжал, длина 24 см. Минусинск (Россия), ок. 100 г. до н.э. Санкт-Петербург, Русский музей

Например, самородная медь и куприт имеют красный цвет, малахит — зеленый, азурит — синий.

Самородки меди в древности встречались на Земле значительно чаще, чем теперь, что объясняется их интенсивным сбором и использованием в течение многих столетий. Куски самородной меди могли быть и крупных размеров, а скопления самородной меди иногда достигали 400 т [5]. Из самородной меди древние люди изготавливали путем ковки орудия труда и предметы домашнего обихода: кинжалы, топоры, наконечники копий, рыболовные крючки, украшения и др. Полагают, что своим латинским названием «купрум» медь обязана острову Кипр, где в древности было много медных рудников. Залежи ее существуют во многих частях земного шара, в том числе и на территории СНГ: в Казахстане, на Урале, Кавказе, Алтае, в Забайкалье, Якутии.

Несмотря на высокие пластические свойства (мягкость) чистой меди, несовершенство инструментов и простые технологические приемы обработки (в основном свободная ковка) не позволяли воплотить в первых изделиях вместе с эксплуатационными свойствами и художественные элементы. Все это стало возможно лишь после освоения литейной технологии (рис. 68). Однако с ней дело обстояло несколько сложнее, чем с кузнечной. Для получения отливки необходимо, как минимум, расплавить металл и залить его в специальную форму, которая определяет конфигурацию изделия в процессе затвердевания металла. На такой процесс человека могло натолкнуть наблюдение за природой. Римский философ-поэт Тит Лукреций Кар 2000 лет назад в своей поэме «О природе вещей» в кн. 5 излагает такую версию этого события (в переводе И. Рачинского) [6]:

«Пламени жар, от каких бы причин не возник он, Дебри лесов пожирал с ужасающим треском и шумом Вплоть до глубоких корней, и огнем выжигалась там почва. Золото и серебро заструились потоком обильным Всюду из жил раскаленных земли, и стекались в углубления Так же, как медь и свинец. А когда отвердели металлы И на земле засверкали впоследствии цветом блестящим, Люди, плененные блеском и прелестью, их поднимали И замечали при этом, что слитки всегда сохраняли Форму, похожую на замыкающие их углубленья. Было открыто тогда, что металлам, расплавленным жаром, Может дана быть фигура и форма какая угодно...».

Существует также вполне правдоподобная гипотеза о том, что первым искусственным металлургическим процессом было плавление свинца [15|. Окисление (обжиг) наиболее распространенной свинцовой руды — галенита (PbS) до РbО и восстановление затем из этого соединения свинца происходит в углесодержащей среде уже при 500°С (температура плавления свинца — 327,4°С). Эти условия достижимы в хорошем костре.

Считают, что свинец был известен в Месопотамии, Египте за VI—VII тыс. лет до н.э. Однако из-за низких механических свойств он не был пригоден для изготовления оружия, орудий труда, других важных изделий. Тем не менее, свинцовые фигурки, хранящиеся в Британском музее, исполнены 3800 лет до н.э.; украшения из свинца, находящиеся в Лувре, — 2500 лет до н.э. [15|.

Данных о получении первых расплавов самородной меди нет, хотя медные изделия изготавливали и холодной деформацией, и ковкой с нагревом, что не исключало случаи возможного расплавления меди при нагреве. Ранние изделия из меди имеют структуру кованого металла, содержащего незначительное количество примесей [2].

Известно, что чистые металлы, в том числе и медь, по сравнению со своими сплавами, содержащими более легкоплавкие компоненты, имеют более высокую температуру плавления, что затрудняет плавку чистых металлов, а также пониженную текучесть (или жидкотекучесть, как говорят литейщики). В результате чистые металлы менее четко, чем сплавы, воспроизводят отпечаток формы, особенно сложной конфигурации; поэтому неудивительно, что «кузнечная» технология определенное время была господствующей при получении металлических изделий.

Положение начало меняться, когда были обнаружены более технологические (для литья) свойства сплавов. Первыми были сплавы меди с сурьмой, мышьяком (встречается в природе вместе с медью), свинцом и другими металлами, сопутствующими медным месторождениям. Добавки мышьяка, фосфора, олова значительно (почти на 300-350°С) снижают температуру плавления меди (1083°С). Минерал реальгар, содержащий 70% мышьяка, имеет оранжево-красноватый цвет, почти как медь, что, вероятно, и послужило причиной его случайного использования наряду с самородной медью. При расплавлении меди и этого минерала получалась мышьяковистая бронза с хорошей жидкотекучестью и достаточно пластичная в твердом состоянии. В дальнейшем, видимо, мышьяк стали специально добавлять в медь; предметы из мышьяковистой бронзы встречаются в Египте, во многих странах Европы и Азии.

Однако из-за ядовитых паров, образующихся при плавке мышьяковистой бронзы, мышьяк заменили другими добавками, например фосфором. И, конечно, быстрое вытеснение изделий из чистой меди и других бронз стало происходить после появления оловянистой бронзы, которую вначале получали восстановлением древесным углем из смеси медной и оловянистой руд. Затем был освоен процесс сплавления полученных ранее меди и олова. В Ассирии, Египте, Вавилонии это произошло уже к 3000 г. до н.э. Древнейшее шумерское заклинание к огню содержало слова: «Меди и олова плавитель есть ты...» [13].

Этот сплав, более твердый, чем чистая медь, что повышало качество оружия и некоторых орудий труда. Однако он менее пластичен, что затрудняло получение изделий только ковкой. Оставалась лишь возможность чеканки — отделочных операций предварительно полученных литьем заготовок. Все это привело к повышению роли литейной технологии в изготовлении жизненно важных изделий из металлов. Например, найденный на Кавказе бронзовый резец имел твердость, в 3 раза превышающую твердость серебра и золота [2].

Хорошие литейные свойства бронз, а также возможность варьировать их пластичность путем добавок в медь других металлов позволяли для получения изделия успешно использовать как литейную технологию, так и совместно приемы литья и ковки. В частности, малооловянистые бронзы более пластичны, чем высокооловянистые; значительно снижает пластичность сурьма и т.д.

У многих древних сложных изделий из бронзы различные части имеют одновременно структуру либо литого, либо кованого металла. Конечно, эта особенность сохранялась и при изготовлении украшенных хозяйственных изделий, и чисто художественных отливок.

_____________

1 Случайность в этом относительна. Человек специально искал подходящий тип камня для орудий (например, кремень). И когда поверхностные запасы истощались, в поисках замены начинал разрабатывать карьеры, шахты.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 244; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.205.154 (0.02 с.)