Античное средиземноморье и западная Европа 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Античное средиземноморье и западная Европа



В конце III тысячелетия до н.э., когда в Египте устанавливается Среднее Царство, в Месопотамии рушится аккадское правление, через 2—3 столетия после основания городов в долине Инда в Восточном Средиземноморье на о-ве Крит в Эгейском море возникает еще одна цивилизация, которая получила название «минойская» по имени мифического царя Миноса. Эта культура имела контакты с Египтом и Месопотамией, однако се развитие шло совершенно автономно.

Богатый и могущественный в глубокой древности о-ве Крит славился своей культурой и высокоразвитыми видами прикладного искусства. Об. этом рассказывается во многих греческих преданиях, достоверность которых подтверждается археологическими находками. Раскопки легендарного царства Миноса открыли высокую цивилизацию, существовавшую 50 веков назад. Достоверно известно, что ее наследниками явились древние греки и этруски, передавшие эстафету римлянам. Откуда взялись сами минойцы, историческая наука однозначно ответить не может. По этому поводу существует несколько гипотез, есть даже романтическая версия о том, что минойская цивилизация берет свое начало из некогда погибшей легендарной Атлантиды.

В эгейской культуре уже в III тысячелетии до н.э. были известны медь и техника литья оружия. В эпоху расцвета минойской культуры (1750—1400 гг. до н.э.) получило значительное развитие бронзолитейное дело, в раскопках обнаружены литейные формы; мелкую пластику, возможно, отливали в глиняные формы. Лучшие образцы минойского искусства — это небольшие и обычно драгоценные предметы, изготовленные, возможно, в дворцовых мастерских. Найдено огромное количество разных по форме и размерам сосудов (пифосы, вазы, кубки, чаши), которые были не только предметами домашнего обихода, но и прекрасными произведениями искусства: вазы выполнены в виде цветка на стебле, чаши — в виде раскрытых бутонов. Они изготовлены не только из камня и глины, но и из литой бронзы. Есть основание полагать, что на о-ве Крит художественное литье появилось одновременно с зарождением его в других регионах и независимо от них.

Многое из минойской культуры унаследовала цивилизация материковой Греции — микенская, или элладская, начало которой относят к XVIII в. до н.э. Эта цивилизация прошла долгий путь расцвета и упадка, с XIII в. до н.э. наступил так называемый темный век, когда исчезла письменность. В период примерно до 800 г. до н.э. не было создано ни одного архитектурного сооружения, ни одного рисунка или скульптуры большого размера. И только два вида искусства уцелели и выжили со времен Эллады — изготовление бронзы и керамики, в основном простых изделий практического назначения без украшений или грубо декорированных.

Окончание темного века ознаменовано значительным усовершенствованием процессов литья: не столько развивается его техника, сколько изменяется характер художественных отливок, совершенствуется искусство их изготовления. Эстетика архаического периода Греции находилась под сильным влиянием восточных культур — Ассирии и Египта, что нашло отражение как в тематике художественных произведений, так и в методах изображения фигур.

Наиболее блестящим периодом греческой цивилизации явился классический период, который, несмотря на постоянные войны, отмечен необычайным взлетом художественной и интеллектуальной активности, когда-либо виданным и мире. Наряду с развитием философии и литературы наступил расцвет изобразительного искусства. Во многих классических греческих скульптурах отражаются реалистические черты, красота и достоинство человека, жизненная правдивость, гражданственность и высокая художественная гармония. Произведения греческого художественного литья этого периода достигают вершин совершенства. Современное статуарное литье в Западной Европе во многом обязано классическим работам эллинских мастеров, заложивших основы техники литья скульптур более позднего времени. Но судьба и время обошлись с ними сурово, из огромного числа бронзовых скульптур, упомянутых древними писателями, от этого периода осталось лишь несколько. Одна из прекраснейших и немногих точно датируемых статуй — это лучше всех сохранившаяся статуя возничего из Дельф (рис. 25 — см. на вкладке), отлитая в честь победы в Играх. Она является идеалом гармоничной умеренности, или «золотой середины». Это образец искусно смоделированной, круглой, трехмерной формы, далеко ушедшей от фронтальной египетской скульптуры.


Рис. 25. Воин из Риаче. Бронза со вставками, высота 200 см. Греция, V в. до н. э. Калабрия, Национальный музей [1]

Несколько отличается от нее бронзовая статуя, поднятая со дна моря недалеко от г. Реачи. Это мускулистый, бронзовый воин с правильными пропорциями идеальной мужской фигуры, но в то же время несомненно, что скульптор изобразил вполне убедительно конкретного человека в расцвете сил, т.е. греческий ваятель смог удержать тонкое равновесие между идеализацией и натурализмом.

Огромный вклад в сокровищницу европейской культуры внесли этруски — народ, подчинивший себе в VII—VI вв. до н.э. почти весь Апеннинский п-в и достигший высокого уровня развития. В искусстве обработки металлов этруски не имели себе равных во всем Центральном Средиземноморье, что принесло им мировую известность как истинным художникам. Металлические изделия были основными товарами экспорта и славились даже в таких развитых государствах, как Греция. Сохранилось очень много литых произведений этрусков, на основании которых они по праву могли произносить: «Полные робости взирайте на наши деяния...». Музеи Италии и других стран и сейчас не перестают пополняться чудесами литейной техники этого замечательного народа. Только недавно в раскопках одной из гробниц была обнаружена целая литая бронзовая колесница — творение рук этрусских умельцев. Там же находилось много других бронзовых изделий прекрасной работы — литое смертное ложе, конические вазы с изображением грифонов, треножник с жертвенником, бронзовый щит, статуэтки [18].

Этруски были знакомы с греческим искусством, у них были налажены связи с Финикией и с другими странами Западного и Восточного Средиземноморья [23]. Эти контакты обогащали опыт этрусков и заставляли местных ремесленников тянуться за более развитыми странами. Однако такие связи служили лишь своеобразным импульсом для развития собственного творчества.


Рис. 77. Капитолийская волчица. Бронза с позолотой. V-VI в. до н. э. Рим, музей Капитолия [11]

Особенно сильно своеобразие этрусского искусства ощущается в изделиях, вышедших из мастерских литейщиков и гончаров. Оно проявляется в реализме, в умении выделить характерные детали; в скульптуре — подчеркнуть индивидуальность черт, что придает этрусскому искусству некоторую простоватость по сравнению с идеальными формами греческих богов, и за что его «обвиняли» в грубом реализме и натурализме. Правда, к V в. до н.э. статуарное литье все больше подвергается влиянию эллинистического искусства. Черты этрусского портрета становятся менее резкими, хотя характерная выразительность скульптур сохранилась, что ярко проявляется в бронзовой статуе «Марс из Тоди», относящейся к IV в. до н.э. Ее называют жемчужиной коллекции скульптур музея Ватикана (рис. 26).


Рис. 26. Марс из Тоди. Бронза, высота 140 см. Этрурия, нач. IV в. до н.э. Рим, музей Ватикана [1]

О художественной одаренности этрусков свидетельствуют не только монументальные произведения, но и мелкие изделия — украшения и предметы обихода, на которые эллинистическое искусство не оказало существенного влияния. Особенно примечательна мелкая бронзовая пластика, изготовленная не только с огромным мастерством, но и со вкусом, с выдумкой. Все эти прелестные маленькие фигурки сатиров, человечков, животных, отлитые для украшения ламп, треножников и ваз, являются образцами подлинного мастерства в художественном литье (рис. 27 — см. на вкладке и рис. 28). В изображении животных еще больше, чем в мелкой пластике, проявилось своеобразие этрусского искусства, его непохожесть на греческие образцы. Это очень хорошо иллюстрируется знаменитой скульптурой «Капитолийская волчица» и литым изображением мифологического чудовища — Химеры (рис. 29). Эта скульптура относится к V в. до н.э. и считается одним из высших достижений художественного гения и литейного мастерства этрусков.


Рис. 27. Статуэтка на подсвечнике. Бронза, высота 13 см. Этрурия, V в. до н. э. Копенгаген. Национальный музей.

Рис. 28. Маска сатира. Бронза. Этрурия, V в. до н. э. Копенгаген. Национальный музей

Рис. 29. Химера. Этрурия, Ареццо, IV в. до н. э.

Немногие из этрусских памятников так наглядно и убедительно, как скульптура Химеры, демонстрируют характерное для этрусского искусства сочетание простоты и изысканности [24]. В целом, она воссоздает облик сказочного чудовища. Но отдельные ее части исполнены и такой реалистической манере, что это впечатление исчезает, ибо сами по себе они не кажутся страшными и необычными. Восхищение вызывает не только художественная композиция, но и мастерство исполнения, так как отдельные части скульптуры, па первый взгляд несовместимые, слиты в единое целое удивительной впечатляющей силы. Достигается это благодаря поистине математической точности изготовления формы и совершенству процесса литья.

Если литейщикам-этрускам не выпала честь стать первооткрывателями художественного литья, то они все же внесли свою лепту в создание общечеловеческой культуры — приумножили достижения своих предшественников и оказали огромное влияние на дальнейшее развитие всего античного мира. Именно этруски вместе с греками подвели Европу к порогу ее истории, а греческая и этрусская культуры послужили основой цивилизации Европы.

В период расцвета Этрурии и греческой классики Европу заселяли различные земледельческие племена, которых греки называли варварами, а римляне позже присоединили к своей империи. Они находились на более низкой ступени цивилизации, чем народы Средиземноморья, по металлургическое дело они уже освоили.

В Центральной и Юго-Восточной Европе во II тысячелетии до н.э. было достигнуто высокое мастерство в литье и орнаментации бронзовых предметов, которое быстро проникает в другие части континента. Долгое время использовали преимущественно каменные формы, только к V в. до н.э. среди кельтских мастеров-литейщиков получил широкое распространение способ литья по выплавляемым моделям, развитие которого достигло вершины ко II в. до н.э. [25]. Культура европейских племен бронзового века находилась под сильным влиянием средиземноморского искусства, так что лучшие образцы художественного литья — либо подражание греческим, либо сделаны заезжими греческими мастерами. Металлургия в Северной Европе развивалась своеобразно. Из-за бедных собственных месторождений меди и олова каменный век здесь продолжался дольше, чем на Юго-Востоке и в Средиземноморье. Но когда североевропейские племена путем обмена получили достаточно сырья, там появилась собственная бронзовая металлургия. Она достигла такого развитая, что бронза широко использовалась и тогда, когда на юге Европы уже наступил железный век. Очевидно, искусство обработки бронзы возникло на севере Европы под влиянием культуры Центральной Европы, но многие вещи на севере сделаны более изящно и искусно, чем на юге или востоке Европы. К шедеврам искусства Северной Европы позднего бронзового века (ок. 1000 г. до н.э.) принадлежит культовая повозка из Трундхольма в Дании (рис. 30 — см. на вклейке). Впереди шестиколесной повозки находится литая (массой около 2 кг) фигурка копя, а сзади — бронзовый позолоченный диск, украшенный великолепным орнаментом. Длина повозки — 60 см, диаметр диска — 20 см [26]. Пайка, по-видимому, известна еще не была, поэтому части изделия соединяли заклепками. Искреннего восхищения заслуживают литые бронзовые музыкальные инструменты — луры. Они состоят из нескольких самостоятельно отлитых частей и по сложное™ формы представляют уникальные образны металлургической и музыкальной техники. К этому же периоду (800—400 гг. до н.э.) относится отливка рогатого шлема, соперничающего по мастерству исполнения с лурами (рис. 31).


Рис. 30. Культовая повозка из Трундхольма. Дания. Ок. 1000 г. до н. э. Национальный музей

Рис. 31. Бронзовый шлем из Вексе. Дания, ок. 800-400 гг. до н. э.

Как пи покажется странным, но имеется очень мало данных о художественном литье в Европе вплоть до периода средневековья. Но в X—XII вв. этот промысел или искусство вновь возрождается. Техника художественного литья была связана с религиозным культом. Особое распространение получают высокие рельефные изображения, отливаемые одним куском с плоской подложкой. Часто это ворота или двери соборов, как знаменитые двустворчатые ворота Аахеиского собора высотой почти 4 м и массой 1700 кг или двустворчатые Восточные двери, богато декорированные резьбой и позолоченные, из Баптистерия во Флоренции — шедевр Лорснцо Джиберти, созданные в первой половине XV в. и знаменующие собой появление стиля Ренессанс; или бронзовое позолоченное надгробие Генриха VII в Вестминстерском Аббатстве, выполненное итальянцем Пьстро Ториньяно (1512-1518 гг.).

Наиболее ранний образец этой техники — пара бронзовых дверей из собора и Гильдесхейме (1015 г.). Каждая створка высотой 4,5 м разделена па восемь панелей с фигурами, выполненными подчеркнуто рельефно, а некоторые головы выглядят почти объемными (рис. 32). Стиль изображения еще близок к готическому. Другой интересный пример — купель из церкви Св. Варфоломея в Льеже (1107—1118 гг.). По периметру круглого барабана водосвятной чаши расположены фигуры евангельских персонажей, отлитых в настолько высоком рельефе, что они кажутся скорее статуэтками, едва касающимися поверхности (рис. 33). Позами, жестами, одеждой они напоминают классические образцы и резко контрастируют с фигурами дверей собора в Гильдесхейме.

Наибольший подъем художественного литья приходится на эпоху Возрождения (XIII— XVbb.), когда в моду входит общественная скульптура, и с тех пор повсюду возводят многочисленные памятники, статуи, скульптурные фонтаны. Художники работают и в малых формах, создавая из бронзы статуэтки для дома, кабинетов, различные забавные изделия домашнего обихода, в основном, по частным заказам (рис. 34). Бронза, утратив утилитарное значение, приобретает особую важность как декоративный материал, в том числе специально для художественного литья.


Рис. 32. Деталь бронзовых дверей. Собор Св. Михаила, 1015 г. Гильдесхейм, Германия [1]

Рис. 33. Детальводосвятной чаши (купели). Высота 63,5 см. Rainer of Huy, 1107-1118 гг. Льеж, Бельгия. Собор Св. Варфоломея [1]

Рис. 34. Кувшин для вина в виде всадника на лошади. Западная Европа, XIII в. Датский национальный музей [26]

Такое отношение к бронзе сохранилось до наших дней. Самые известные современные художники и скульпторы обращаются в своей работе к этому металлу (рис. 35).


Рис. 35. Отдыхающая. Г. Мур, 70-е годы XX в. Луизиана, Дания, Музей современного искусства

СКИФИЯ И РУСЬ

Почти тысячу лет (VIII в. до н.э.—III в. н.э.) скифы населяли наше Северное Причерноморье. Они обосновались на огромной территории от Дона до Дуная, вытеснив киммерийцев. Скифы — это наиболее выдающиеся и известные племена из многочисленных групп кочевников, заселявших Великую евразийскую степь от Уссури до Дуная. Соприкасаясь при продвижении с разными цивилизациями и используя для своих целей различные технологические достижения, кочевники Великой степи переносили их другим пародам. Таким образом, они сыграли в истории и культуре человечества не меньшую роль, чем европейцы и китайцы, египтяне и персы [7, 27].

Откуда появились скифы в причерноморских степях неизвестно, но некоторые элементы их ранней культуры свидетельствуют о возможных контактах с племенами Алтая; вполне вероятными кажутся их связи с хуннами, у которых археологи констатируют развитое меднолитейное мастерство, так что скифы уже могли иметь навыки металлообработки.

Появились скифы в Причерноморье как кочевники, по со временем часть из них перешла на оседлый образ жизни. При освоении чужих земель кочевники, как правило, впитывали культуру разоренных племен и народов, развивая на ее основе свою. На новых землях скифы застали оседлые племена с довольно высокой культурой — около III тысячелетия до н.э. там уже появилась обработка меди. В начале II тысячелетия до н.э. на территории многих теперешних областей Украины и юга России получила распространение бронза. Начало I тысячелетия до н.э. ознаменовалось резким увеличением ее производства. Технические приемы литья достигают при этом высокого уровня и разнообразия. Достаточно сказать, что к этому времени многие народы уже владели секретом литья по восковым моделям, несколькими способами формообразования отливок, в том числе и художественных. На этой основе с VIII по III в. до н.э. складывается особая культура скифских племен.

К началу IV в. до н.э. Скифия достигла наибольшего расцвета и стала могущественной силой Юго-Восточной Европы. В это время особенно усилились контакты скифов с эллинским миром. Древние греческие и римские авторы, не очень восторгаясь варварами-скифами, тем не менее, отмечали скифских мастеров, высоко оценивая достижения металлургов-кузнецов и литейщиков, в частности, оружейников. Особенно прославились скифы художественными отливками из золота, проявив при этом не только литейное мастерство, но и искусство ваятелей.

Скифы ввели в военном деле массовую конно-стрелковую тактику, начали применять стрелы с граненым втульчатым наконечником из бронзы. Большая потребность в них вызвала необходимость создания особого способа их изготовления. Существующие способы изготовления отливок в каменных, глиняных и песчаных формах не позволяли решить задачу массового изготовления наконечников стрел. Скифы пошли по совершенно новому пути — применили металлические формы. Литье в них связано с определенными трудностями и требует достаточно высокой культуры производства. Удивительным является то, что в Скифии ок. 2,5 тысяч лет тому назад успешно применяли этот способ и даже использовали металлические стержни [22].

Для пришедших в Причерноморье скифов характерным был родовой, а позже общинный строй, который подразумевал коллективное приготовление большого количества вареной пищи. Для этого скифы, как и некоторые другие народы и племена, использовали большие (высотой до 1 м) круглые бронзовые котлы на одной (втульчатой) ножке. Почти все из дошедших до наших дней котлов, а их хранится в разных музеях России и Украины достаточно много, представляют собой своеобразные художественные отливки (рис. 36). Во многих случаях орнамент выполнен наложением на восковую рубашку двухвиткового шпура толщиной около 4 мм, поэтому стиль получил название «шнуровой». Иногда орнамент имеет сложные дополнения в виде фигур козлов, пальметок (стилизованный лист в орнаменте), букраний (изображение головы быка) или солярных знаков (знаков солнечного культа). В торце верхнего края котла отливали от двух до восьми вертикальных ручек дугообразной формы или в виде стилизованных зверей. Изредка ручки выполняли в виде простых боковых приливов, часто к верхней части корпуса [28]. Небольшая толщина стенки, конфигурация, художественные украшения — все это делало котел сложным для литья. Между тем, скифы пошли па еще большее усложнение — они отливали корпус заодно с ножкой, часто орнаментированной горизонтальными и вертикальными валиками, зигзагами и «шнуровым» рисунком. Такую непростую технику изготовления котла могли себе позволить лишь мастера, владеющие самыми высокими приемами литья.


Рис. 36. Скифские бронзовые котлы (из коллекции ГМИИ): а — с фигурной ручкой и «шнуровым» орнаментом; б — с простой дугообразной ручкой

Отливали котлы дном кверху. Форму для них изготовляли следующим образом. Специально по шаблону вращения выполняли глиняный болван, затем на него наносили восковую модель котла, или, как ее называют литейщики, восковую рубашку. Шаблон вращали на оси, которую перед нанесением восковой рубашки вынимали, а след се — узкое цилиндрическое отверстие — забивали глиной.

Наружная форма состояла из двух частей (если не считать тех, которые формовали ушки): в одной формировались ножка и литник, а в другой — наружная часть корпуса. У некоторых котлов корпус и втульчатая ножка скреплялись особой литой «заклепкой»: вначале отливали самостоятельно две части котла с соответствующими отверстиями в месте их стыка (в дне корпуса и в верхней части ножки). Затем обе части составляли вместе, и место сопряжения заливали жидким металлом, в результате чего образовывалась своеобразная литая «заклепка», плотно скрепляющая обе половины котла (см. рис. 112). Вероятно, что такие «заклепки» использовались и в ремонтных целях, когда втульчатая ножка обламывалась. Во всяком случае, такая находка скифских литейщиков была весьма кстати, так как новые котлы в Скифии ценились высоко.

Кроме отливок прикладного назначения с некоторыми художественными элементами, скифы отливали большое количество художественных изделий: женские украшения, детали конской сбруи, предметы ежедневного обихода и оружие. И если знаменитые па весь мир золотые литые гривны, пектораль, кубки, ритоны были изготовлены для скифов греческими мастерами, то мелкая золотая пластика и особенно бронзовые отливки являются образцами собственно скифского искусства, названного скифским звериным стилем (рис. 37, 38).


Рис. 37. Зеркало с ручкой в зверином стиле (из коллекции ГМИИ)

Рис. 38. Фрагменты домашней утвари в зверином стиле (из коллекции ГИМ)

Скифы широко применяли различные способы формообразования отливок: литье в каменные, известняковые, сланцевые, песчаниковые и другие формы, в кокиль (наконечников стрел), формовку по шаблонам (для изготовления котлов), а также литье по восковым моделям, часто используя для этого простые, но весьма оригинальные приемы. В этом можно убедиться, анализируя операции изготовления формы для бляшки с пронизями (Государственный Эрмитаж). Следы дефектов на ней позволили точно реконструировать все операции ее формообразования. Подробное пооперационное изготовление бляшек с пронизями описано в работе [22].

«Скифская эпоха», как обычно называют ученые период заселения скифами огромной территории от Азова до Дуная, является частью истории народов Восточной Европы, т.е. и народов ныне живущих на этих землях — украинцев, россиян. Скифское царство погибло, забыт скифский язык, утрачены верования и обычаи, по история учит, что ни один народ не исчезает бесследно. Многие народы прошли с востока па запад черноморскими степями, но никогда ни одно нашествие не уничтожало всего коренного населения; как правило, достаточно быстро налаживалась связь между аборигенами и пришельцами, между носителями старой и новой культур [29]. Не все скифы погибли, часть пережила войны и нашествия, смешалась с другими племенами и смогла передать потомкам отдельные навыки и культурные традиции. И мы вправе считать себя наследниками этой удивительной культуры и ее достижений, недаром Русь долго именовали в Византии и Западной Европе Скифией, и русский летописец назвал свою страну «Великая Скуфь».

Новым этапом развития литья стало появление литейных ремесел в Киевской Руси вместе с зарождением государства. При этом создавались не только замечательные литые произведения, но и разрабатывались необычайно оригинальные процессы литья. В XI в. в Киевской Руси существовало развитое литье специальных художественных изделий: различных подвесок, подсвечников, бытовой утвари, булав и пр. В раскопках на суздальско-владимирской земле найдено много свидетельств существования там уже в IX в. специализированных литейных мастерских. На рис. 39 показано одно из изделий киевских мастеров — водолей-рукомойник. Художественным литьем занимались также монастыри и церкви. Так, в Десятинной церкви г. Киева была своя литейная, в которой работали высококвалифицированные мастера [30].


Рис. 39. Рукомойник. Киевская Русь, XII в. [30]

Татаро-монгольское нашествие тяжело отразилось на развитии культуры и искусства Древней Руси, но не смогло полностью уничтожить литейное ремесло. Уже в начале XIII в. художественное литье возрождается на землях Галицко-Волынского княжества, куда прибыли мастера-литейщики из восточных княжеств. Не в традициях Древней Руси было возведение памятников и статуй, возможно, свежи еще были воспоминания о низвергнутых языческих идолах. Зарождение статуарного литья в России, как и многое привезенное с Запада, связывается с деятельностью Петра I, причем в прямом смысле. Он собственноручно сделал модель первой на Руси бронзовой статуи, стоящей и сейчас в парке Петродворца в Петергофе. А XVIII в. стал «золотым веком» для бронзового литья и в первую очередь в новой столице. Поражают своей красотой и гармонией, разнообразием и величественностью фигуры фонтанов Петродворца, памятники Петербурга и как апофеоз — Медный всадник, являющийся шедевром бронзовой скульптуры России.

АФРИКА И НОВЫЙ СВЕТ

АФРИКА никогда не была отрезана от Европы и Азии. Не говоря уж о Египте и Нубии, приморские города Западной и Восточной Африки веками торговали и имели культурные связи со Средиземноморьем, Аравией, Индией и даже с Китаем. В то же время как само собой разумеющееся считалось, что никакой цивилизации в глубине африканского материка и быть не может. Тем более неожиданными и удивительными оказались открытия древних развитых культур Западной Экваториальной, или Тропической, и Южной Африки XIII—XV вв. с их городами-государствами и великолепным искусством, уходящим корнями в глубь веков существования человека на африканской земле.

Обычно развитие металлургии у многих пародов Старого Света проходило по классической схеме: от меди и бронзы к железу. Но у ряда народов, живших в лесных районах, железный век следовал непосредственно за каменным. По такому пути развивалось хозяйство финно-угорских племен лесных охотников в Восточной Европе и некоторых восточнославянских племен, которые уже в самом начале I тысячелетия до н.э., до применения бронзы, использовали для получения железа болотную руду. В лесах же и саваннах Тропической Африки собственные залежи медных руд не были открыты в то время; ввоз меди из других мест сильно затруднял песчаный барьер Сахары. Собственными ресурсами, которые могли дать начало металлургии в Африке южнее Сахары, оказались болотные руды и латериты, что и определило специфичность ее черт — век металла начался здесь с железа. Такой резкий переход от камня к железу имел колоссальное значение, поскольку в общее прогрессивное развитие включались степные и лесостепные районы. Возвышение империй Западного Судана и государств Межозерья, расцвет культуры народов бенинского «окна» и загадочной Монототамы, несомненно, связаны с автохтонно2 сложившейся культурой железа.

Данные археологических раскопок, найденные плавильные печи и шлак позволяют сделать вывод, что примитив-пая черная металлургия впервые возникла в Центральной Африке, на плато Конго—Замбези в самом начале II тысячелетия до н.э. В Западной Африке железо использовалось задолго до конца I тысячелетия до н.э.: из него изготовляли оружие, сельскохозяйственные орудия и, вероятно, культовые изображения. В мифах Тропической Африки появление железа отмечается как великое культурное достижение, а его обработка до недавнего времени сопровождалась особыми ритуалами.

В Северной Нигерии на плато Баучи была обнаружена культура, получившая у археологов название Нок. Оказалось, что там по крайней мере ок. 400 г. до н.э. мастера уже владели технологией плавки железа, возможно, распространенной по континенту с верхнего Нила [1] — в Мероэ (Нубия) железоделательное ремесло получило развитие более 25 столетий назад. Однако искусство этих племен развивалось совершенно независимо от Северной Африки и Ближнего Востока того времени. Культура Нок исчезла после третьего столетия н.э., по она, несомненно, оказала такое же влияние па культуру и развитие всей Западной Африки, как греки на позднее искусство Европы.

Систематическая добыча меди в Тропической Африке началась довольно поздно и основывалась па использовании железных орудий, послуживших развитию бронзолитейпого ремесла, и уже самые первые изделия из литой бронзы поражают высокой техникой исполнения и развитой формой. Поскольку медь и бронза в Тропическую Африку долгое время ввозили, их использование ограничивалось литьем художественных ритуальных поделок. Мастера народа Сао, жившего в VI— XII вв. на берегах оз. Чад, отливали из меди и бронзы статуэтки, браслеты, подвески и т.д. В деревушке Игбо-Укву (Вост. Нигерия) в погребении почти тысячелетней давности обнаружены художественные отливки из бронзы — череп леопарда и рукоятка посоха, увенчанная фигурой всадника; маски людей, животных, различные украшения; богато декорированные фигурки черепах иди змей; изумительно орнаментованные бронзовые сосуды. На рис. 40 приведена ритуальная ваза для воды на подставке, опутанная бронзовой сетью, имитирующей веревку. Эта элегантная и совершенная как по замыслу, так и по качеству исполнения вещь выполнена в технике выплавляемой модели. Примененный сплав из меди, олова и большого количества свинца очень необычен, и, возможно, даже уникален.


Рис. 40. Ритуальный сосуд с «веревочной» сетью. Свинцовая бронза, высота 32,5 см. Игбо-Укву, IX—X вв. Лагос, Национальный музей [1]

Наибольшего развития бронзолитейное искусство получаст в Ифэ - городе-государстве на территории современной Нигерии [31]. Найденные здесь металлические скульптуры (в основном литые головы) поражают своей красотой, одухотворенностью и блестящим качеством литья. Стиль их определяют как «идеализирующий натурализм», так как при всей реалистичности изображения головы богов и царей (рис. 41) являются не столько портретами, сколько своеобразным идеалом человеческой красоты, как се представляли африканцы XIII в. Интересно, что их отливали из меди или латуни, а не из бронзы.


Рис. 41. Голова царя-они на подставке. Латунь, высота 31 см. Ифэ, XII—XV вв. Нигерия, Музей древности Ифэ [1]

Самой замечательной фигурой из сплава на основе меди является найденная в Таде, недалеко от Ифэ, скульптура мужчины в половину натуральной величины (рис. 42), отлитая в XIII—XVI вв. Пропорции тела и черты лица переданы с необыкновенной естественностью, а сложная ритмика позы обнаруживает как совершенное владение скульптурной формой, так и техническое мастерство литья.


Рис. 42. Сидящий мужчина из Тада. Сплав на основе меди, высота 53,7 см. Ифэ, кон. XIII-XIV вв.

Другой город-государство, прославившийся бронзовой скульптурой, — Бенин — находился недалеко от Ифэ. Бенинская скульптура создавалась на протяжении нескольких столетий — с XIV до XIX вв. Кроме многочисленных барельефов и знаменитых бронзовых голов, она представлена стилизованными, богато декорированными фигурами разных животных, статуэтками, изображающими воинов и музыкантов. Основным фактором, определяющим стиль и характер бенинского дворцового искусства, была его узкая направленность, которая привела к выработке точных и жестких канонов, остававшихся неизменными па протяжении веков. Каноническими при литье голов царей и цариц были тип лица, характер украшений и общая композиция скульптуры (рис. 43). Считается, что медь и латунь в Бенин завезли европейцы (в обмен на рабов), по стилистически искусство Бенина не имеет ничего общего с европейским, а берет начало в африканских традициях и связано с искусством и навыками литья Ифэ.


Рис. 43. Голова царицы. Бронза. Бенин, Нигерия. Москва, музей искусств народов Востока

Скульптуры Ифэ и Бенина, а также бронзовые изделия Игбо и Сао создавались способом литья по выплавляемым моделям. Необходимо было обладать блестящими техническими навыками, чтобы изготовить достаточно тонкую бронзовую отливку (толщина стенок ранних бенинских скульптур не превышает 2—3 мм). Это тем более поразительно, что в Италии XV в. мастера бронзового литья еще не достигли подобного уровня, особенно в крупных и сложных отливках. И если технология литья медных сплавов могла быть получена извне вместе с металлом, то мастерство и художественное решение — это результат длительного развития самобытной африканской культуры.

АМЕРИКА. Развитие цивилизаций этого континента доколумбового периода коренным образом отличается от всех других известных цивилизаций Старого Света. Крупнейшие достижения в сельском хозяйстве, текстильном производстве, научные открытия были там исключительно самобытными. Трудно поверить, но люди, которые планировали огромные храмовые территории, возводили циклопические постройки, сооружали великолепные мосты и дороги, создавали одни из наиболее внушительных монументальных скульптур, использовали для работы только деревянные и каменные орудия, так как очень запоздали с развитием металлургии. Изделия из золота, серебра, меди и бронзы появились в Центральной Америке и горных районах Анд лишь в сравнительно поздний исторический период. Наиболее интересный и загадочный народ майя, создавший свою цивилизацию в тропических джунглях Месоамерики, не знал металлов до X в. и. э., не говоря о собственном производстве [32]. Вплоть до XI в. у майя не было металлических орудий [33].

На территории современного Перу технологии развивались несколько раньше, чем в Центральной Америке. Там металлургия появилась задолго до конца I тысячелетия н. э. — сначала обработка золота, потом производство медных сплавов. Так, люди эпохи Мочика (1V-X вв. н.э.) знали металлы — золото, серебро, медь и их сплавы. Но бронзы, т.е. сплава меди с оловом, они еще не открыли [17]. Металлурги Мочика овладели техникой ковки, литья, сварки. Много восхитительных прозрачно-кружевных литых цепей и масок, которыми закрывали лица усопших, дошло до нас. Все это мастерски сделано из золота. Очень много древних украшений и вотивных фигурок из золота хранится в музеях Эквадора, Колумбии, Европы, и никто не знает, сколько их погибло или переплавлено за время конкисты.

В горных Андах бронза появилась в 700—1000 гг. Но металлы у индейцем не заменили каменных орудий. Открытие металлов и их обработки в Америке не ознаменовало наступление иска металла, как это произошло в Европе за три тысячи лет до н.э. Новый Свет навсегда остался в каменном веке. В остальном древнем мире металл повсюду применялся для военных целей, и создание империй долго считалось основным следствием этого. Такой же парадокс связан с изобретением колеса, которое превратилось в главное средство развития индоевропейской истории. «Несомненно, что доколумбова цивилизация Америки достигла своего апогея без важнейших достижений древности — без выплавки металлов, без колеса, вьючных животных, плуга и гончарного круга.» [34].



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 137; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.11.28 (0.044 с.)