Местоположение фигур относительно друг друга 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Местоположение фигур относительно друг друга



Если ребенок, изображая семью, располагает фигуры в несколько горизонтальных рядов (в два или три), то наиболее значимых членов семьи он размещает в центральном ряду относительно формата листа. В верхней части листа изображаются также важные, но в некотором смысле выделившиеся из семьи ее члены (например, взрослый старший брат, которого родители уже не контролируют). В нижней части листа, под центральным рядом рисуются незначимые члены семьи, часто животные и сами дети. Важно проанализировать, как развернуты по отношению друг к другу члены семьи. Расположение спиной друг к другу свидетельствует о нарушении взаимоотношений. Если какой-то член семьи нарисован в профиль спиной к ребенку, то в реальной жизни он сам отстраняется от ребенка, избегает общения с ним. Если изображенные на рисунке люди образуют отдельные группы, это позволяет сделать вывод о реальных группировках, существующих в семье.

Наиболее эмоционально значимый для ребенка член семьи изображается первым слева у правшей и крайним справа у левшей. Если ребенок сначала изображает родителей, а себя рисует в последнюю очередь, но первой фигурой слева, то, как правило, это свидетельствует о капризно-эгоистической позиции ребенка, который вынужденно подчиняется родителям, но стремится быть центром внимания. Периодически он может закатывать истерики, требовать к себе особого внимания, но родители его всегда «ставят на место». Таким образом, же перед всеми слева может быть дорисован любой член семьи, если он наиболее авторитетен для ребенка, но реально главную позицию в семье не занимает. Рядом с собой ребенок обычно рисует тех членов семьи, с которыми находится в наиболее близких отношениях, чью поддержку ощущает.

«Преграды»

Если от какого-либо члена семьи ребенок «отгорожен» любой преградой (просто полоса, дверь, стол, дерево) или между ними находится домашнее животное, это свидетельствует о нарушении или нежелательности контакта с этим членом семьи.

Изображение лица

Если у какого-то члена семьи не прорисованы зрачки, то, скорее всего, у ребенка нет индивидуального контакта с этим человеком, отношения с ним формальны, не индивидуализированы. Если ребенок не рисует зрачки у себя, это, скорее всего, говорит об отсутствии саморефлексии, ребенок не ощущает себя личностью. Обычно это вызвано отсутствием внимания и уважения со стороны взрослых. Если у какого-либо члена семьи не прорисовано лицо, то, скорее всего, у ребенка нет индивидуального эмоционального контакта с этим человеком, ребенок его редко видит или почти не общается с ним. Если лица не прорисованы у всех членов семьи, то взаимоотношения между ними формальны, забота друг о друге и эмоциональное участие отсутствуют, хотя общение может быть достаточно интенсивным.

Изображение тел

Если ребенок нарисовал только лица (или портреты в рамках), и не прорисовал тела, то, скорее всего, члены семьи очень мало взаимодействуют с ребенком, редко что-либо вместе с ним делают. Ребенок их только видит. Ребенку недостает телесного контакта, ого не ласкают, не берут на руки, не целуют. Иногда такие рисунки бывают характерны для детей, которых ласкают, но значительно меньше, чем им требуется, чем им хотелось бы. Чаще это случается с заласканными мальчиками, когда мамы резко меняют манеру общения при поступлении детей в школу, считая, что им пора уже взрослеть.

Цвет изображения

Эмоционально значимых членов семьи обычно ребенок раскрашивает. Свое отношение при этом он может выражать через яркие или мрачные цвета.

Интерпретировать проективные рисуночные тесты следует в комплексе с другими результатами тестирования. Только совместный анализ полученных данных обычно позволяет понять причины выявленных проблем и найти способы для нормализации процесса развития ребенка.

Например, недостатки речевого и интеллектуального развития ребенка могут быть объяснены его семейной изоляцией. Об этом может свидетельствовать отрицательная реакция ребенка на рисунок №6 в тесте Амен («Родители у телевизора»), а также отгороженность ребенка от родителей в рисунке семьи или отсутствие его на рисунке вообще.

Если ребенок с ММД по реактивному типу изображает себя в рисунке семьи первым и самым крупным, можно с уверенностью предположить, что его двигательная расторможенность и неуправляемость будут усугубляться избалованностью, а критика и попытки ограничить активность ребенка вызовут агрессию с его стороны.

Причиной замедленного реагирования, общей медлительности, вялости, а иногда и слабого речевого развития может быть общее депрессивное состояние ребенка, вызванное ощущением собственной незначимости, малоценности. В этом случае дерево будет маленького размера, а в рисунке семьи ребенок изобразит себя последним (даже после кошки и собаки) и меньше всех (меньше даже младших сестер и братьев, если они есть).

Информация о том, как ребенок воспринимает свою семью, позволяет выявить корни его проблем, правильно оценить «расстановку сил», выбрать оптимальную тактику беседы с родителями, понять, на кого в семье можно опереться, кто может оказать ребенку максимальную помощь и поддержку, а от кого ждать помощи бессмысленно.

Значение личностных особенностей для оценки школьной готовности и прогноза проблем в обучении дополнительно обсуждается в конце первой главы «Обоснование методики».

Наиболее яркие личностные особенности ребенка могут быть кратко описаны в Бланке фиксации результатов под таблицей «Психологическая характеристика». Личностные особенности выявляются проективными методами, поэтому уровень их выраженности не может быть количественно определен и указан в самой таблице. Личностные особенности ребенка обязательно обсуждаются с его родителями и учителями, так как они составляют определенный контекст, влияющий на интерпретацию всех остальных показателей.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 86; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.121.160 (0.005 с.)