Сейчас взяли книжечки в руки те, у кого вот такая картинка (показать картинку А1). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сейчас взяли книжечки в руки те, у кого вот такая картинка (показать картинку А1).



Видите, здесь нарисована большая картинка (показать), из нее как будто вынули кусочек, получилась как будто дырочка (показать), а ниже нарисованы заплатки (показать). Посмотрите, какую из этих заплаток надо сюда (показать) положить, чтобы этой дырочки не было видно, чтобы ее не стало, чтобы рисунок совпал, чтобы картинка получилась правильная. Покажите пальчиком эту заплатку». Проверьте, все ли показывают правильный ответ. Объясните тем, кто не понял. Отметьте для себя детей, которые не поняли инструкцию в процессе группового объяснения, для того, чтобы в дальнейшем уточнить причину. Как правило, дополнительные разъяснения требуются:

· детям - кинестетикам;

· детям - аудиалам;

· детям с нарушениями зрительного анализа;

· детям с недостаточно развитым мышлением.

Продолжение инструкции

Спросить у класса: «Какой номер у заплатки, которую мы выбрали?» Выслушав детей, скажите: «Правильно, четыре». Покажите в таблице, нарисованной на доске, клеточку А1: «Вот ваша картинка А1, и вот сюда, под ней, в пустую клеточку, пишем номер заплатки, которую мы выбрали - 4. Запишите все в своих листочках цифру 4 (проверить).

Дальше работаем самостоятельно, никто ничего не говорит. Переворачиваем страницу. Смотрим следующую картинку - какая заплатка сюда подходит (молча! Никто ничего не говорит!), и вот сюда (показать на доске клеточку А2) записываем ее номер.

Так работаем дальше, до конца книжечки: переворачиваем странички, ищем подходящие заплатки и записываем их номера в табличку».

Перейдите к заданиям серии В (озвучивается русский, а не латинский вариант буквы): «Теперь взяли книжечки те, у кого картинка В1... (Вся инструкция повторяется). Работаем самостоятельно, не разговариваем».

После того как все начали работать, помогите тем, кто не умеет писать. Дети должны молча показывать пальцем ответ, а Вы записываете его в таблицу.

Завершившие работу с первой серией заданий поднимают руку и получают следующую книжку. При этом необходимо проверить, не пропустил ли ребенок какое-либо задание. Если на ответном листе остались пустые клетки или ребенок говорит, что у него не помещаются все ответы, следует с ним вместе проделать всю работу заново.

 

Гештальт-тест Бендер

Все, кто закончил работать с тестом Равена, получают чистый лист (можно использовать обратную сторону Бланка ответов к тесту Тулуз-Пьерона) и образец для срисовывания. Чистый лист должен лежать перед ребенком горизонтально. Образец для срисовывания также в горизонтальной ориентации располагается над чистым листом.

Инструкция

«На чистый лист бумаги постарайся срисовать эти картинки так, чтобы получилось очень похоже».

Срисовывать ребенок должен ручкой. Важно, чтобы он правильно воспроизводил и общий вид, и расположение рисунков. По оконча­нии работы предложите ему проверить, все ли получилось похоже. Если ребенок захочет, он может перерисовать или исправить свое изображение. Пометьте тот рисунок, который ребенок выберет как наиболее похожий.

Некоторые дети справляются с работой значительно раньше других, задолго до окончания урока. В это время с ними можно индивидуально провести тест Тэммл-Дорки-Амен и тест Люшера, в нашем диагностическом комплексе входящие в батарею тестов для индивидуального проведения.

 

Проективные т есты «Дерево» и «Рисунок семьи»

Для проведения проективных рисуночных тестов выдайте детям чистые ласты бумаги. Лист должен лежать перед ребенком вертикально.

Инструкция

«А теперь каждый на своем листе рисует любое дерево, кто какое захочет».

Никаких дополнительных наводящих инструкций (типа посмотрите в окно, вспомните, как вы гуляли в парке, что вы рисовали на уроке, что растет во дворе и пр.) давать нельзя. Если ребенок уточняет, можно ли нарисовать елку, пальму, зимнее дерево без листьев, осеннее дерево и т. п., скажите: «Можно все» (однако, такое пояснение дается только в том случае, когда дети сами об этом спрашивают).

Рисовать можно чем угодно (ручкой, простым карандашом, цветными карандашами, фломастерами), но выбор должен сделать сам ребенок. Для дальнейшей интерпретации личностных особенностей ребенка важно знать, каким цветом он пользуется и использует ли он цвет вообще. Поэтому нельзя, например, говорить детям: «Приготовили цветные карандаши, сейчас будем рисовать» или «Рисовать лучше ручкой». Необходимо, чтобы на столе был пенал, в котором лежат и карандаши, и фломастеры, и ручки, чтобы ребенок сам смог выбрать то, чем он будет рисовать.

Лист должен быть абсолютно чистым, чтобы ребенок мог расположить дерево там, где ему захочется. Подписывать лист следует только после завершения работы. Если заранее подписать лист снизу, то ребенок невольно перемещает изображение дерева вверх. Если подпись - сверху, то ребенок опускает изображение ниже, вообще не рисует, например, солнце или облака. Все это искажает интерпретацию.

После того как дети закончат рисовать дерево, попросите их перевернуть лист и положить его горизонтально. Скажите: «На этой стороне листа нарисуйте свою семью». Никаких дополнительных инструкций по поводу того, как должен выглядеть рисунок, давать нельзя. Нельзя «подводить» детей к «кинетическому» рисунку семьи, предлагая им изобразить ситуацию, в которой каждый член семьи чем-то занят. Ребенок должен сам решить, кого и как он будет рисовать. Если он испытывает трудности, говорит, что не умеет рисовать людей, скажите ему, что это неважно. Пусть он рисует, как умеет. Можно предложить ребенку рисовать по принципу: (...палка, палка, огуречик - вот и вышел человечек». Начало этого стишка: «Точка, точка, запятая, минус - рожица кривая», - использовать нельзя. Важно знать, будет ли ребенок сам, «без наводки», изображать лицо того или иного члена семьи и какие именно части лица он нарисует.

В процессе рисования необходимо подписывать и нумеровать членов семьи в порядке их изображения ребенком. Если нарисованы сестры или братья, следует уточнить, старшие они или младшие. Когда ребенок закончит рисовать, спросите у него, есть ли еще кто-нибудь в семье. Не заставляйте ребенка дорисовывать «пропущенных» членов семьи, если он этого не хочет. Запишите все комментарии ребенка и свои наблюдения за его поведением. Пометьте, кого из членов семьи ребенок нарисовать не захотел.

С детьми, которые раньше других закончат рисовать, можно индивидуально провести тест Люшера и тест Тэммл-Дорки-Амен. Можно проделывать это и параллельно с рисованием, обходя постепенно весь класс.

К индивидуальному тестированию рекомендуется приступать только после обработки и анализа данных групповой диагностики. Это необходимо для того, чтобы избежать опрометчивых выводов.

Если чьи-то результаты по тесту Равена попадают в зону патологии, не торопитесь с заключениями. Возможно, ребенок что-то пропустил, сбился, перепутал либо вообще не понял, как надо работать. В этом случае во время индивидуального тестирования необходимо еще раз дать ребенку тест Равена, но уже проследить за его работой и понять причину низкого результата, полученного при групповом обследовании.

Если по манере выполнения теста Тулуз-Пьерона и теста Равена ребенок выглядит как кинестетик (не понимает инструкцию со слов и улавливает суть задания только после того, как выполнит реальные действия под Вашим руководством), следует проверить это предположение, обратив особое внимание на то, как он будет справляться с речевыми заданиями. Чем «абстрактнее» будут эти задания, тем больше затруднений будет испытывать ребенок с преобладанием кинестетической модальности.

Если по результатам теста Тулуз-Пьерона и теста Бендер у ребенка можно предположить наличие легких функциональных нарушений в работе мозга (ММД), в ходе индивидуального тестирования важно выяснить, как это сказывается на функционировании его памяти и мышления.

Если скоростные характеристики по тесту Тулуз-Пьерона оказались ниже средней нормы, то в процессе индивидуальной работы следует обратить внимание на особенности поведения ребенка, темп его речи и скорость ответов. Возможно, медлительность ребенка не связана с особенностями его нейродинамики, а вызвана излишней старательностью, тревожностью или недостаточным развитием визуальной памяти.

 

Индивидуальная диагностика

Общие правила

1. Тестирование желательно проводить в отдельном кабинете, вызывая детей по очереди. Индивидуальное обследование занимает 10-20 минут (в зависимости от уровня интеллектуального развития ребенка). При конкурсном отборе в гимназические классы время обследования составляет 5-7 минут, так как количество задании для индивидуального проведения в этом случае меньше.

2. В процессе индивидуальной работы важно как можно подробнее фиксировать все особенности ответов и поведения ребенка. В ходе тестирования нельзя поправлять ребенка, просить его подумать еще раз, указывать на ошибки или требовать пояснений. За правильные ответы надо хвалить. Если ребенок ответил неверно, нужно просто перейти к следующему заданию со словами; «А теперь...» Разговаривать нужно спокойно и доброжелательно. Не следует торопить ребенка с ответом, если он задумался, следует молча ждать. Если ребенок признается, что не может найти ответ, нужно сказать ему, что ничего страшного в этом нет, и предложить перейти к следующему заданию.

3. Инструкции к индивидуальным заданиям должны быть абсолютно одинаковыми для всех детей, варьировать или изменять текст инструкций нельзя. Желательно точно воспроизводить предложенные варианты инструкций. По результатам многократного тестирования именно такие формулировки представляются оптимальными.

4. Индивидуальную диагностику можно проводить в 2-3 приема, а не обязательно сразу. Если вы видите, что ребенок с ММД перестал реагировать на ваши вопросы, диагностику следует прервать немедленно. Ребенок должен отдохнуть, а к работе можно будет вернуться позже и не обязательно в этот же день.

Порядок предъявления тестовых заданий:

1. Кратковременная речевая память.

2. Кратковременная зрительная память.

3. Интуитивный речевой анализ-синтез.

4. Речевые антонимы (только для дошкольников и первоклассников общеобразовательных школ).

5. Речевые классификации (только для дошкольников и первоклассников общеобразовательных школ).

6. Речевые аналогии.

7. Произвольное владение речью:

а) исправление семантически неверных фраз;

б) восстановление предложений;

в) завершение предложений.

8. Интуитивный визуальный анализ-синтез.

9. Визуальные классификации (только для дошкольников и первоклассников общеобразовательных школ).

10. Визуальные аналогии.

11. Абстрактное мышление.

12. Тест Тэммл-Дорки-Амен,

13. Цветовой тест Люшера.

Стимульный материал, необходимый для индивидуального проведения заданий с 1 по 11, находится в большой прозрачной кассе. Стимульный материал к тесту Тэммл-Дорки-Амен лежит в двух прозрачных кассах меньшего размера, так как имеет два варианта - для мальчиков и для девочек. Цветовые карточки к тесту Люшера хранятся в специальном футляре.

Порядок предъявления заданий менять не рекомендуется. Наш опыт показал, что, выполняя задания в данной последовательности, дети не утомляются и работают с удовольствием. Если во время группового тестирования ребенок успел выполнить тест Тэммл-Дорки-Амен и тест Люшера, повторно в ходе индивидуального обследования их делать не надо. Все ответы ребенка фиксируются в Бланке ответов.

 

Задание 1. Кратковременная память

Инструкция

«Сейчас я тебе буду говорить слова, а ты слушай внимательно и запоминай. Когда я перестану говорить, сразу повторяй все, что запомнилось, в любом порядке». Четко произнесите слова с интервалом в полсекунды, по окончании кивните головой и тихо скажите. «Говори».

Слова для запоминания предъявляются только один раз. Если с первого предъявления ребенок ничего не запомнил, можно повторить слова еще раз и после этого выслушать ребенка, чтобы у него не осталось ощущения неуспеха. Однако при интерпретации будет учитываться первый «нулевой» вариант.

Запишите все, что скажет ребенок (слова, которые он придумал сам, повторы и т. п.), не поправляя и не критикуя его ответы. Записывайте слова так, как они произнесены ребенком, помечая для себя искажения и дефекты произношения. В конце работы обязательно похвалите ребенка, сказав: «Это было очень трудное задание, ты молодец, хорошо справился» (даже если ребенок запомнил всего 2-3 слова).

 

Задание 2. Кратковременная зрительная память

Положите перед ребенком таблицу с 16 картинками.

Инструкция

«А здесь нарисованы картинки. Смотри и запоминай. Потом я у тебя заберу эти картинки, а ты мне назовешь все, что запомнилось, в любом порядке».

Время предъявления таблицы с картинками - 20-30 секунд (если скорость выполнения теста Тулуз-Пьерона соответствует IV-V уровню, то дается 20 секунд, III уровню - 25 секунд, I-II уровню - 30 секунд).

Запишите все, что скажет ребенок, дословно. Когда ребенок замолчит, скажите ему: «Попробуй мысленно просмотреть картинку, может быть, ты еще что-то увидишь». Обычно детям удается вспомнить что-нибудь еще. Запишите то, что вспомнит ребенок, и обязательно похвалите его за работу.

Задание на зрительную память можно использовать для получения информации о доминирующей репрезентативной системе ребенка. Когда ребенок пытается мысленно еще раз представить всю картинку, надо следить за движениями его глаз. Аудиал будет напряженно смотреть прямо перед собой, визуал поднимет глаза вверх, «выискивая что-то на потолке», кинестетик опустит взор вниз, начнет теребить руками одежду, может закрыть глаза совсем. Задание на зрительную память позволяет применить стандартную диагностику на основе глазодвигательных реакций, предлагаемую в рамках НЛП.

 

Задание З. Интуитивный речевой анализ-синтез

Инструкция:

«А теперь я тебе буду говорить слова, а ты ищи, какое слово лишнее. Всего будет пять слов, четыре можно объединить, они друг к дружке подходят, а одно - неподходящее, лишнее, его и называй».

Зачитайте последовательность слов и запишите лишнее слово, которое назовет ребенок. Похвалите его. Не просите ребенка объяснять, почему он выбрал то или иное слово. Если ребенок будет сам что-то пояснять, запишите его комментарии. Если ребенок неправильно выполняет первое задание или не понимает, как это - найти лишнее слово, разберите с ним пример: «роза, тюльпан, ромашка, фасоль, фиалка» (при конкурсном отборе в гимназические классы никакие дополни­тельные примеры не разбираются). Пусть о каждом слове ребенок скажет, что это такое. Помогите ему выбрать лишнее слово и объясните, почему оно лишнее. Пометьте, если ребенок догадался сам. Если ребенок плохо справился с заданием на кратковременную речевую память (вспомнил меньше 3 слов), все ряды ему надо зачитывать 2-3 раза. Перед тестированием ребенка заранее предупредите, что по его просьбе вы можете повторить слова еще раз.

Все повторные предъявления слов отмечаются в Бланке ответов, для того чтобы потом при интерпретации выяснить причину, анализируя показатели скорости переработки информации, внимательности, речевой памяти, мышления, тревожности.

Задание 4. Речевые антонимы

Инструкция

«А теперь я тебе буду говорить слово, а ты придумывай, какое слово будет наоборот. Например: маленький, а наоборот - большой, чистый, а наоборот - грязный. Понятно?»

Зачитывайте слова по очереди. Если ребенок не может придумать антоним после предъявления слова, помогите ему, задав вопрос более конкретно:

«Пластилин мягкий, а камень --...?

Нож бывает острый, а бывает -...?

Дорога широкая, а тропинка -...?

Река глубокая, а лужа -...?»

Если ребенок отвечает неправильно или произносит слова с приставкой «не» (неострый, неглубокий и пр.), не поправляйте его, записывайте ответы дословно, обязательно хвалите или хотя бы поощряйте его словом «хорошо».

 

Задание 5. Речевые классификации

Инструкция

«А теперь другое задание. «Кастрюля, тарелка...» - какие еще слова сюда подойдут, что еще можно добавить?»

Желательно, чтобы ребенок придумал не меньше двух слов (больше трех не надо). Если ребенок не может - не настаивайте. Запишите все его ответы. Затем спросите: «Что это такое? Как все это можно назвать одним словом?» Запишите ответ. Похвалите ребенка.

Если ребенок добавил слова «каша, суп» или «плита, стол» и т. п., запишите ответы, не поправляя, но спросите: «Кастрюля, тарелка - что это такое, как можно назвать это одним словом?» Запишите ответ. Если ребенок затрудняется ответить, скажите ему: «Забыл, да? Ничего страшного, давай сделаем другое задание».

С остальными заданиями на речевые классификации поступайте аналогично. Если ребенок не может назвать обобщающее слово, а говорит, например: «Диван - это чтобы спать, а в шкаф вещи кладут, - так и записывайте, не поправляйте его.

 

Задание 6. Речевые аналогии

Инструкция

«А теперь представь: «стол – скатерть» (можно показать руками). Эти два слова как-то между собой связаны. А тебе по этому же правилу надо найти подходящее слово к слову «пол», чтобы получилась такая же парочка, как «стол - скатерть». Я назову тебе слова, а ты выбери, какое из них лучше всего подойдет к слову «пол», чтобы получилось так же как «стол – скатерть». «Пол» - выбирай: «мебель, ковер, пыль, доски, гвозди».

Запишите ответ. Если ребенок ответил неправильно, не говорите ему об этом, а следующее задание разберите с ним как пример.

Продолжение инструкции

«Огород – морковь» - как связаны эти два слова? Можно сказать, что в огороде растет морковь, да? Тогда к слову «сад» какое слово подойдет, чтобы получилось так же, как «огород - морковь»? «Сад» - выбирай: «забор, грибы, яблоня, колодец, скамейка». Запишите ответ. Если ребенок снова ответил неправильно, больше примеры не разбирайте. Доделайте задания в соответствии с общей инструкцией. Не поправляйте ребенка и не делайте критических замечаний в процессе работы.

 

Задание 7. Произвольное владение речью



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 113; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.104.248 (0.048 с.)