Тема 1. Понятие, структура и функции организационной культуры 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Понятие, структура и функции организационной культуры



ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по самостоятельному изучению дисциплины для курсантов и слушателей дневной, заочной и дистанционной форм обучения

Для всех специальностей

 

Обсуждена на ПМК 

Протокол № 1 от «15» сентября 2015 г.

 


Рецензенты:

доктор философских наук, профессор Е. Г. Соколов

(Санкт-Петербургский государственный университет)

 

доктор философских наук, профессор С. Г. Чукин

(Санкт-Петербургский военный институт внутренних войск)

 

Чепкасова Е. В.

 

Организационная культура: методические рекомендации по самостоятельному изучению дисциплины для курсантов и слушателей дневной, заочной и дистанционной форм обучения для всех специальностей / Под общей ред А. А. Лугового. – СПб.: Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России, 2015. –29 с.

 

 

Методические рекомендации по изучению дисциплины разработаны в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования, рабочей программой учебной дисциплины «Организационная культура».

 

 

© Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России, 2011


СОДЕРЖАНИЕ

Методические рекомендации по самостоятельному изучению дисциплины «Организационная культура» 4
Тема 1. Понятие, структура и функции организационной культуры 13
Тема 2. Типы организационных культур 14
Тема 3. Принципы и методы формирования организационной культуры 15
Тема 4. Пути и методы формирования организационной культуры 15
Тема 5. Культура и взаимодействие работников организации 17
Вопросы к экзамену (зачёту) 17
Тематика контрольных работ 18
Методические рекомендации по написанию контрольных работ 19
Список учебной литературы 20
Электронные образовательные ресурсы 21

 


Методические рекомендации по самостоятельному изучению дисциплины «Организационная культура»

 

В ходе самостоятельного изучения дисциплины "Организационная культура" методические рекомендации позволяют курсантам получить комплексное всестороннее представление о предмете, ознакомиться с основами терминологической, теоретической и практической стороны организационной культуры. В методических рекомендациях представлен комплекс материалов для самостоятельного овладения учащимися всей программой дисциплины «Организационная культура».

Активная работа на лекциях - одно из решающих условий качественного обучения. Активное слушание лекций должно приобрести характер поиска ответов на поставленные преподавателем вопросы. Правильно их понять можно лишь при условии предельной мобилизации внимания к излагаемому материалу, последовательного усвоения материала, умения записывать основные положения, категории, обобщения, выводы, собственные мысли, замечания, вопросы.

Общие и утвердившиеся в практике правила и приемы конспектирования лекций:

· конспектирование лекций ведется в специально отведенной для этого тетради, каждый лист который должен иметь поля (4 - 5 см) для дополнительных записей;

· необходимо записывать тему и план лекции, рекомендуемую литературу к теме. Записи разделов лекции должны иметь заголовки, подзаголовки, красные строки. Для выделения разделов, выводов, определений, основных идей можно использовать цветные карандаши и фломастеры;

· названные в лекции ссылки на первоисточники надо пометить на полях, чтобы при самостоятельной работе найти и вписать их;

· в конспекте дословно записываются определения психологических понятий, законов, остальное должно быть записано своими словами;

· каждому студенту необходимо выработать и использовать допустимые сокращения наиболее распространенных терминов и понятий (например: Д – дети, Р – развитие; П - психика и т.п.).

Все используемые сокращения нужно хорошо знать, для того чтобы в них правильно ориентироваться. Для того, чтобы в них не путаться, можно сокращения выписать на последнем листе тетради. 

В конспект следует заносить все то, что преподаватель диктует, пишет на доске (демонстрирует с применением средств наглядности), а также рекомендуемые схемы, таблицы, диаграммы и т.д. Надо иметь в виду, что изучение и отработка прослушанных лекций без промедления значительно экономит время и способствует лучшему усвоению материала.

В конце каждой темы выделены основные термины и понятия, предлагаются вопросы и задания для самопроверки с целью организации самоконтроля, темы рефератов и/или курсовых работ, а также список основной литературы.

Учебный текст сопровождается информационно-справочным материалом учебного назначения. По каждой теме в учебно-методическом комплексе предусмотрены хрестоматийные материалы. При подборе хрестоматийных материалов ставилась задача представить содержание современной педагогической психологии. Такой подход дает объективный критерий оценки практической значимости большинства теоретических работ. В соответствии с развиваемыми в публикуемых материалах идеями, была осуществлена попытка предоставить максимально широкую ориентировку для воссоздания логической структуры изучаемой дисциплины, ее проблем и достижений. Предпочтение отдано тому минимуму публикаций, без которого невозможно обеспечить достаточно высокий уровень проблемности учебного материала и активности при его усвоении. Для более качественного овладения учебным материалом приводится понятийно-терминологический словарь, включающий как общенаучные, так и специально-научные понятия.

Самостоятельная работа - планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская работа, выполняемая во внеаудиторное (аудиторное) время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия (при частичном непосредственном участии преподавателя, оставляющем ведущую роль за работой студентов).

Концепцией модернизации российского образования определены основные задачи профессионального образования - "подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности". Основные способы самостоятельной работы по изучению дисциплины " Организационная культура " являются:

· изучение и конспектирование первоисточников - произведений классиков психологической науки;

· чтение учебников, учебно-методических пособий, научных статей, монографий и другой учебной литературы;  

· регулярное чтение журналов, газет, просмотр и прослушивание теле- и радиопередач;

· работа над конспектами лекций, их дополнение материалом из учебников (учебных пособий);

· подготовка докладов, научных сообщений и выступление с ними на практических занятиях, научных (научно-практических) конференциях;

· подготовка и написание рефератов по темам изучаемой дисциплины;

· решение задач, выполнение заданий, рекомендованных (заданных) преподавателем;

· формулировка развернутых ответов на вопросы для подготовки к практическим занятиям;

· подготовка и выполнение контрольной работы (для студентов заочной формы обучения);

· подготовка к зачету \ экзамену.

Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине «Организационная культура» выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы без участия преподавателей являются:

· формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы (электронные учебники, электронные библиотеки и др.);

· написание рефератов;

· подготовка к семинарам и практическим занятиям;

· составление аннотированного списка статей из соответствующих журналов по отраслям знаний (педагогических, психологических, методических и др.);

· выполнение микроисследований;

· подготовка практических разработок;

· компьютерный текущий самоконтроль и контроль успеваемости на базе электронных обучающих и аттестующих тестов.

Практические занятия проводятся под руководством преподавателя. Чтобы хорошо подготовиться к практическому занятию, студенту необходимо:

· уяснить вопросы и задания, рекомендуемые для подготовки к практическому занятию;

· ознакомиться с методическими указаниями, которые представлены в каждом плане практического занятия;

· прочитать конспект лекций и соответствующие главы учебника (учебного пособия), дополнить запись лекций выписками из него;

· изучить и законспектировать рекомендованные преподавателем произведения классиков психологической науки;

· прочитать дополнительную литературу, рекомендованную преподавателем.

На студента обрушивается громадный объем информации, которую необходимо усвоить. Нужный материал содержится не только в лекциях (запомнить его – это только малая часть задачи), но и в учебниках, книгах, статьях. Порой возникает необходимость привлекать информационные ресурсы Интернет.

Работа с литературой. При работе с книгой необходимо подобрать литературу, научиться правильно ее читать, вести записи. Для подбора литературы в библиотеке используются алфавитный и систематический каталоги.

Важно помнить, что рациональные навыки работы с книгой - это всегда большая экономия времени и сил.

Правильный подбор учебников рекомендуется преподавателем, читающим лекционный курс. Необходимая литература может быть также указана в методических разработках по данному курсу.

Изучая материал по учебнику, следует переходить к следующему вопросу только после правильного уяснения предыдущего, описывая на бумаге все выкладки и вычисления (в том числе те, которые в учебнике опущены или на лекции даны для самостоятельного вывода).

При изучении любой дисциплины большую и важную роль играет самостоятельная индивидуальная работа.

Особое внимание следует обратить на определение основных понятий дисциплины «Организационная культура». Студент должен подробно разбирать примеры, которые поясняют такие определения, и уметь строить аналогичные примеры самостоятельно. Нужно добиваться точного представления о том, что изучаешь. Полезно составлять опорные конспекты. При изучении материала по учебнику полезно в тетради (на специально отведенных полях) дополнять конспект лекций. Там же следует отмечать вопросы, выделенные студентом для консультации с преподавателем.

Выводы, полученные в результате изучения, рекомендуется в конспекте выделять, чтобы они при перечитывании записей лучше запоминались.

Различают два вида чтения: первичное и вторичное. Первичное - эти внимательное, неторопливое чтение, при котором можно остановиться на трудных местах. После него не должно остаться ни одного непонятного олова. Содержание не всегда может быть понятно после первичного чтения.

Задача вторичного чтения полное усвоение смысла целого (по счету это чтение может быть и не вторым, а третьим или четвертым).

Правила самостоятельной работы с литературой. Самостоятельная работа с учебниками и книгами (а также самостоятельное теоретическое исследование проблем, обозначенных преподавателем на лекциях) – это важнейшее условие формирования у себя научного способа познания. Основные советы здесь можно свести к следующим:

1. Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться; «не старайтесь запомнить все, что вам в ближайшее время не понадобится, – советует студенту и молодому ученому  – запомните только, где это можно отыскать».

2. Сам такой перечень должен быть систематизированным (что необходимо для семинаров, что для экзаменов, что пригодится для написания курсовых и дипломных работ, а что Вас интересует за рамками официальной учебной деятельности, то есть что может расширить Вашу общую культуру).

3. Обязательно выписывать все выходные данные по каждой книге (при написании курсовых и дипломных работ это позволит очень сэкономить время).

4. Разобраться для себя, какие книги (или какие главы книг) следует прочитать более внимательно, а какие – просто просмотреть.

5. При составлении перечней литературы следует посоветоваться с преподавателями и научными руководителями (или даже с более подготовленными и эрудированными сокурсниками), которые помогут Вам лучше сориентироваться, на что стоит обратить большее внимание, а на что вообще не стоит тратить время...

6. Естественно, все прочитанные книги, учебники и статьи следует конспектировать, но это не означает, что надо конспектировать «все подряд»: можно выписывать кратко основные идеи автора и иногда приводить наиболее яркие и показательные цитаты (с указанием страниц).

7. Если книга – Ваша собственная, то допускается делать на полях книги краткие пометки или же в конце книги, на пустых страницах просто сделать свой «предметный указатель», где отмечаются наиболее интересные для Вас мысли и обязательно указываются страницы в тексте автора (это очень хороший совет, позволяющий экономить время и быстро находить «избранные» места в самых разных книгах).

8. Если Вы раньше мало работали с научной литературой, то следует выработать в себе способность «воспринимать» сложные тексты; для этого лучший прием – научиться «читать медленно», когда Вам понятно каждое прочитанное слово (а если слово незнакомое, то либо с помощью словаря, либо с помощью преподавателя обязательно его узнать), и это может занять немалое время (у кого-то – до нескольких недель и даже месяцев); опыт показывает, что после этого студент каким-то «чудом» начинает буквально заглатывать книги и чуть ли не видеть «сквозь обложку», стоящая это работа или нет...

9. «Либо читайте, либо перелистывайте материал, но не пытайтесь читать быстро... Если текст меня интересует, то чтение, размышление и даже фантазирование по этому поводу сливаются в единый процесс, в то время как вынужденное скорочтение не только не способствует качеству чтения, но и не приносит чувства удовлетворения, которое мы получаем, размышляя о прочитанном», – советует Г. Селье.

10. Есть еще один эффективный способ оптимизировать знакомство с научной литературой – следует увлечься какой-то идеей и все книги просматривать с точки зрения данной идеи. В этом случае студент (или молодой ученый) будет как бы искать аргументы «за» или «против» интересующей его идеи, и одновременно он будет как бы общаться с авторами этих книг по поводу своих идей и размышлений... Проблема лишь в том, как найти «свою» идею...

11. Чтение научного текста является частью познавательной деятельности. Ее цель – извлечение из текста необходимой информации. От того на сколько осознанна читающим собственная внутренняя установка при обращении к печатному слову (найти нужные сведения, усвоить информацию полностью или частично, критически проанализировать материал и т.п.) во многом зависит эффективность осуществляемого действия.

Выделяют четыре основные установки в чтении научного текста:

· информационно-поисковый (задача – найти, выделить искомую информацию)

· усваивающая (усилия читателя направлены на то, чтобы как можно полнее осознать и запомнить как сами сведения излагаемые автором, так и всю логику его рассуждений)

· аналитико-критическая (читатель стремится критически осмыслить материал, проанализировав его, определив свое отношение к нему)

· творческая (создает у читателя готовность в том или ином виде – как отправной пункт для своих рассуждений, как образ для действия по аналогии и т.п. – использовать суждения автора, ход его мыслей, результат наблюдения, разработанную методику, дополнить их, подвергнуть новой проверке).

С наличием различных установок обращения к научному тексту связано существование и нескольких видов чтения:

· библиографическое – просматривание карточек каталога, рекомендательных списков, сводных списков журналов и статей за год и т.п.;

· просмотровое – используется для поиска материалов, содержащих нужную информацию, обычно к нему прибегают сразу после работы со списками литературы и каталогами, в результате такого просмотра читатель устанавливает, какие из источников будут использованы в дальнейшей работе;

· ознакомительное – подразумевает сплошное, достаточно подробное прочтение отобранных статей, глав, отдельных страниц, цель – познакомиться с характером информации, узнать, какие вопросы вынесены автором на рассмотрение, провести сортировку материала;

· изучающее – предполагает доскональное освоение материала; в ходе такого чтения проявляется доверие читателя к автору, готовность принять изложенную информацию, реализуется установка на предельно полное понимание материала;

· аналитико-критическое и творческое чтение – два вида чтения близкие между собой тем, что участвуют в решении исследовательских задач. Первый из них предполагает направленный критический анализ, как самой информации, так и способов ее получения и подачи автором; второе – поиск тех суждений, фактов, по которым или в связи с которыми, читатель считает нужным высказать собственные мысли.

Из всех рассмотренных видов чтения основным для студентов является изучающее – именно оно позволяет в работе с учебной литературой накапливать знания в различных областях. Вот почему именно этот вид чтения в рамках учебной деятельности должен быть освоен в первую очередь. Кроме того, при овладении данным видом чтения формируются основные приемы, повышающие эффективность работы с научным текстом.

Основные виды систематизированной записи прочитанного:

1. Аннотирование – предельно краткое связное описание просмотренной или прочитанной книги (статьи), ее содержания, источников, характера и назначения;

2. Планирование – краткая логическая организация текста, раскрывающая содержание и структуру изучаемого материала;

3. Тезирование – лаконичное воспроизведение основных утверждений автора без привлечения фактического материала;

4. Цитирование – дословное выписывание из текста выдержек, извлечений, наиболее существенно отражающих ту или иную мысль автора;

5. Конспектирование – краткое и последовательное изложение содержания прочитанного.

Конспект – сложный способ изложения содержания книги или статьи в логической последовательности. Конспект аккумулирует в себе предыдущие виды записи, позволяет всесторонне охватить содержание книги, статьи. Поэтому умение составлять план, тезисы, делать выписки и другие записи определяет и технологию составления конспекта.

Методические рекомендации по составлению конспекта:

1. Внимательно прочитайте текст. Уточните в справочной литературе непонятные слова. При записи не забудьте вынести справочные данные на поля конспекта;

2. Выделите главное, составьте план;

3. Кратко сформулируйте основные положения текста, отметьте аргументацию автора;

4. Законспектируйте материал, четко следуя пунктам плана. При конспектировании старайтесь выразить мысль своими словами. Записи следует вести четко, ясно.

5. Грамотно записывайте цитаты. Цитируя, учитывайте лаконичность, значимость мысли.

В тексте конспекта желательно приводить не только тезисные положения, но и их доказательства. При оформлении конспекта необходимо стремиться к емкости каждого предложения. Мысли автора книги следует излагать кратко, заботясь о стиле и выразительности написанного. Число дополнительных элементов конспекта должно быть логически обоснованным, записи должны распределяться в определенной последовательности, отвечающей логической структуре произведения. Для уточнения и дополнения необходимо оставлять поля. Овладение навыками конспектирования требует от студента целеустремленности, повседневной самостоятельной работы:

· наиболее интересные мысли следует выписать;

· сформулировать и записать развернутые ответы на вопросы для подготовки к практическому занятию;

· решить задачи и тестовые задания, содержащиеся в настоящем пособии.

Особенностью изучения дисциплины "Организационная культура" является последовательность изучения и усвоения учебного материала. Нельзя переходить к изучению нового, не усвоив предыдущего, так как понимание и знание последующего в курсе базируется на глубоком знании предыдущих тем. Особое внимание должно быть обращено на усвоение содержания категорий дисциплины " Организационная культура ". Студентам целесообразно завести специальный словарь для записи содержания основных понятий.

Важной формой обучения, а также этапом подготовки к практическим занятиям является самопроверка знаний. В ходе самопроверки студент должен ответить на вопросы, рекомендованные для подготовки к практическому занятию, а также составить план-конспект развернутых ответов. Это поможет глубже усвоить пройденный материал и прочно закрепить его в памяти. Вопросы, указанные в плане практического занятия, являются наиболее существенными. Если при самопроверке окажется, что ответы на некоторые вопросы неясны, то надо вновь обратиться к первоисточникам, учебнику (учебному пособию) и восполнить пробел.

На практическом занятии студентам очень важно внимательно слушать выступающих товарищей, записывать новые мысли и факты, замечать неточности или неясные положения в выступлениях, активно стремиться к развертыванию дискуссии, к обмену мнениями. Надо также внимательно слушать разбор выступлений преподавателем, особенно его заключение по занятию, стремясь уловить тот новый, дополнительный материал, который использует преподаватель в качестве доказательства тех или иных идей.

На практическом занятии дисциплины "Организационная культура" разрешается пользовать конспектом первоисточников и планом-конспектом, составленным по вопросам плана для подготовки к практическому занятию. В ответе студента на практическом занятии должны быть отражены следующие моменты:

· анализ взглядов по рассматриваемой проблеме дисциплины "Организационная культура";

· изложение сути вопроса, раскрытие проблемы, аргументация высказываемых положений на основе фактического материала;

· связь рассматриваемой проблемы с современностью, значимость ее для жизни и будущей деятельности;

·  вывод, вытекающий из рассмотрения вопроса (проблемы).

Лучшим выступлением считается то, в котором студент в течение до 4-6 минут свободно и логично по памяти излагает изученный материал, используя для доказательства наглядные пособия, структурно-логические схемы, классную доску.

Студентам, выступающим на практическом занятии с 10 – 15 минутным докладом (научным сообщением), целесообразно написать его текст. При выступлении следует стремиться излагать содержание доклада своими словами (избегая безотрывного чтения текста), поддерживать контакт с аудиторией, ставить перед ней проблемные вопросы, использовать технические средства обучения.

Выступления на практическом занятии оцениваются по четырехбалльной системе.

Одной из форм обучения, подготовки к практическому занятию, разработки и написания реферата, контрольной и курсовой работы является консультация у преподавателя. Обращаться к помощи преподавателя следует при подготовке реферата, научного сообщения, доклада, контрольной работы, а также в любом случае, когда студенту не ясно изложение какого-либо вопроса в учебной литературе или он не может найти необходимую литературу. Преподаватель поможет составить план доклада (контрольной и курсовой работы), порекомендует порядок изложения вопросов, поможет рассчитать время выступления, подобрать соответствующую литературу, раскрыть профессиональный аспект рассматриваемой проблемы.

Самопроверка. После изучения определенной темы по записям в конспекте и учебнику, а также решения соответствующих задач на практических занятиях и самостоятельно студенту рекомендуется, используя лист опорных сигналов, воспроизвести по памяти определения, выводы формул, формулировки основных положений и доказательств.

В случае необходимости нужно еще раз внимательно разобраться в материале.

Иногда недостаточность усвоения того или иного вопроса выясняется только при изучении дальнейшего материала. В этом случае надо вернуться назад и повторить плохо усвоенный материал. Важный критерий усвоения теоретического материала - умение решать задачи или пройти тестирование по пройденному материалу. Однако следует помнить, что правильное решение задачи может получиться в результате применения механически заученных формул без понимания сущности теоретических положений.

Консультации. Если в процессе самостоятельной работы над изучением теоретического материала или при решении задач у студента возникают вопросы, разрешить которые самостоятельно не удается, необходимо обратиться к преподавателю для получения у него разъяснений или указаний. В своих вопросах студент должен четко выразить, в чем он испытывает затруднения, характер этого затруднения. За консультацией следует обращаться и в случае, если возникнут сомнения в правильности ответов на вопросы самопроверки.

При подготовке к итоговой аттестации студент использует весь семестровый материал учебного процесса: конспекты лекций, альбомы, рекомендованную учебную литературу, методические пособия, свои тетради для лабораторных работ, и планомерно отвечает на вопросы из списка вопросов, выносимых на зачёт. Сложные вопросы, неподдающиеся для понимания вопросы следует разобрать с сокурсниками и с преподавателем в часы консультаций. Следует помнить, что зубрить материал, т.е. механически запоминать, бесполезно. Лучше потратить дополнительно время на то, чтобы разобраться и понять материал. Систематическая учеба в семестре - залог успеха при итоговой аттестации!

В ходе работы предусмотрено и реализовано как минимум три уровня самопроверки и самоконтроля:

· "тематический" - по завершению той или иной темы учащемуся, помимо прочего, предлагается выбор заданий для самопроверки и контроля обучения, итогом которых является вынесение оценки усвоения частных тематических вопросов;

· "рубежный" - 14 тем учебного курса сгруппированы в 4 раздела, по окончании каждого из которых учащемуся предлагается оценить уровень полученных знаний, касающихся вопросов и проблем более высокого уровня, чем это было после изучения отдельных тем; наконец, предусмотрен "итоговый" уровень самопроверки (и аттестации), который включает вопросы и задания, касающиеся наиболее значительных проблем, изученных по ходу работы с курсом.

Итоговая аттестация зависит от результатов промежуточных (тематических и рубежных) этапов самопроверки.

Тематика контрольных работ

1. Понятие и уровни формирования организационного поведения.

2. Условия формирования организационного поведения.

3. Организационная двойственность поведения.

4. Методы и проблемы оценки результативности организационного поведения.

5. Факторы организационного поведения.

6. Типы должностного поведения в ракурсе «задача-ответственность», «стимулы - справедливость».

7. Теории поведения человека в организации.

8. Понятие, характеристика и типология малых профессиональных групп.

9. Факторы группового поведения.

10. Этапы развития малых профессиональных групп.

11. Поведение должностного лица в условиях конформизма.

12. Эффективность команд организационной структуры.

13. Этапы командообразования.

14. Различия между работой в группе и в команде.

15. Характеристика ролей в управленческой команде.

16. Критерии и показатели эффективности организационного поведения.

17. Теоретические подходы, используемые в организационном поведении.

18. Личность как субъект организационного поведения.

19. Природные характеристики личности, влияющие на организацию поведения.

20. Факторы, влияющие на поведение личности.

 


Методические рекомендации по написанию контрольной работы

Контрольная работа представляет собой одну из форм самостоятельной работы слушателей по изучению философии, которая вырабатывает способности к научно-исследовательской деятельности. Написание контрольной работы требует от автора не только наличия знаний, но и определённых усилий, умения сосредоточиться. Выполнение письменной работы учит слушателя ориентироваться в подборе литературы, развивает навыки обобщения полученных знаний, способствует формированию мировоззрения.

Исходным пунктом написания работы является выбор темы. Необходимо предварительно ознакомиться с программой по философии, а также с предложенной кафедрой тематикой. Слушатель может выбрать любую из указанных тем в соответствии со своими интересами или предложить другой вариант, согласовав его с кафедрой. Следующий этап – подбор литературы. Здесь следует ориентироваться прежде всего на источники, указанные в конце каждой темы курса, или в общем списке литературы. Рекомендуемые издания можно дополнять подходящими по содержанию.

После подбора литературы и общего ознакомления с ней, следует составить план контрольной работы. План работы состоит из введения, 2-3 основных вопросов и заключения. При этом следует помнить, что тема работы и основные вопросы не должны дублировать друг друга. После составления плана можно приступать к написанию работы. Во введении необходимо обосновать актуальность выбранной темы и чётко сформулировать те проблемы, которые будут рассмотрены в работе. Можно также дать краткий обзор используемой литературы по данной теме. Основные вопросы лучше излагать как проблемные. При этом изложенный материал должен соответствовать заявленным в плане названиям, а все части работы должны быть логически связаны между собой. В конце каждого вопроса следует делать краткие выводы. В заключении необходимо сделать общий вывод по содержанию работы. После написания текста указывается список используемой литературы с соблюдением принятых в библиографии требований. Список авторов и изданий составляется в алфавитном порядке с указанием ф.и.о. автора, названия, места и года издания. Например: Чанышев А.Н. Философия Древнего мира.- М., 1999.

При цитировании в тексте работы сноски делаются постранично (обозначаются внизу страницы, источник указывается полностью, но с дополнительным обозначением страницы цитируемого отрывка). При ссылке без цитирования можно отсылать и к списку литературы, указывая номер источника, например: [см.5, с.9]. При работе с литературой автор должен осмыслять источники, а не просто переписывать их. Можно рекомендовать слушателям заранее конспектировать для себя наиболее важные положения.

Контрольная работа должна быть представлена на 15-20 страницах Текст набирается 14 шрифтом, через 1,5 интервала, машинописный текст печатается через два интервала. Работа выполняется на стандартных листах белой бумаги формата А4. Страницы контрольной работы следует пронумеровать. На титульном листе проставляется название образовательного учреждения, предмет, по которому выполнена работа и её название, фамилия и инициалы слушателя – автора работы, номер учебной группы и фамилия проверяющего (преподавателя), а также год написания. На второй странице указывается план контрольной работы, который включает введение, основную часть, заключение, список литературы. В конце работы, после списка используемой литературы, ставится дата и подпись слушателя.

Выполненную работу следует сдать в учебный отдел в установленные сроки. Если работа не соответствует требованиям по оформлению и содержанию, то она возвращается слушателю на доработку, а её автор не допускается к сдаче сессии до исправления указанных недостатков. Защита контрольной работы происходит до экзамена или непосредственно на экзамене перед ответом на теоретический вопрос. При этом выясняется степень понимания автором различных аспектов темы, знание и понимание им литературы, на которой основана контрольная работа. Оценка за работу принимается во внимание при сдаче экзамена. В случае, если контрольная работа не защищена, слушатель не допускается к экзамену. Экзамен по курсу может быть сдан при условии успешной защиты контрольной работы и удовлетворительного ответа на теоретические вопросы.

 

 

Список учебной литературы

 

Основная:

1. Шатилова Н.И. Организационная культура. Учебник. М., 2011.

2. Гончарова Н.Е. Организационная культура: конспект лекций. М., 2009.

3. Маслов В.И. Стратегическое управление персоналом в условиях эффективной организационной культуры. М., 2010.

Дополнительная:

1. Алехина И.И. Имидж и этикет в бизнесе. М. 2009.

2. Бороздина Г.В. Психология делового общения. Учебник. М., 2008.

3. Веселова Н.Г. Социальное управление и элементы его культуры. М., 2008. 

4. Кабаченко Т.С. Психология в управлении человеческими ресурсами: Учебное пособие. СПб., 2011.

5. Камерон К, Куинн Р. Диагностика и изменение организационной культуры СПб., 2010.

6. Льюис Р. Управление командой: как заставить других делать то, что Вам нужно. СПб., 2009.

7. Спивак В.А. Корпоративная культура. СПб., 2010.


Электронные образовательные ресурсы (ЭОР):

1. Евтихов О.В. Психология управления персоналом // http://www.klex.ru/9ju

2. Кабаченко Т.С. Психология в управлении человеческими ресурсами // http://www.klex.ru/9cz

3. Карнаух И.И. Практическая психология управления // http://www.onlinedisk.ru/file/412574/

4. Кошелев А.Н. Синдром белого воротничка // http://www.klex.ru/8xr

5. Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. Большой психологический словарь // http://www.klex.ru/310

6. Паркинсон С.Н. Законы Паркинсона // http://www.klex.ru/ae

7. Смирнов В.Н. Психология управления персоналом в экстремальных условиях // http://www.klex.ru/3u7

8. Урбанович А.А. Психология управления // http://www.klex.ru/8tf

9. http://elibrary.ru/defaultx.asp – Научная электронная библиотека

10. http://www.ed.gov.ru – Официальный сайт Министерства образования и науки

11. http://sites.google.com/site/nechaevsite/ – Педагогическая психология Сайт Н.Н. Нечаева

12. http://lib.vspu.ac.ru/index.html – Фундаментальная библиотека ВГПУ

13. www.//flogiston.ru

 

 

 

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по самостоятельному изучению дисциплины для курсантов и слушателей дневной, заочной и дистанционной форм обучения

Для всех специальностей

 

Обсуждена на ПМК 

Протокол № 1 от «15» сентября 2015 г.

 


Рецензенты:

доктор философских наук, профессор Е. Г. Соколов

(Санкт-Петербургский государственный университет)

 

доктор философских наук, профессор С. Г. Чукин

(Санкт-Петербургский военный институт внутренних войск)

 

Чепкасова Е. В.

 

Организационная культура: методические рекомендации п



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 62; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.137.218 (0.121 с.)