Методические аспекты организации и дозирования домашней работы по уровням обучения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методические аспекты организации и дозирования домашней работы по уровням обучения.



Методика организации домашней учебной работы может включать следующие этапы:

1. Планирование (определение целей и функций домашнего задания с учетом взаимосвязи с учебными целями предстоящего урока). Для предупреждения перегрузки учащихся и правильной организации домашних заданий необходимо перспективное планирование системы домашней учебной работы школьников, в который были бы четко определены ответы на вопросы: что задавать? как задавать? когда задавать на дом? Опыт показывает, что домашние задания необходимо планировать так же, как и учебный материал, изучаемый на уроках. Целесообразно разрабатывать систему домашних заданий по изучаемой теме. При этом учитель определяет объем материалов, распределяет его по отдельным урокам, определяет форму и объем домашних заданий на каждом уроке, продумывает рекомендуемые методы для их выполнения, учитывает, что система домашних заданий должна соответствовать системе уроков по теме.

2. Мотивация (формирование у учащихся личной потребности в

последующей деятельности). Учителю необходимо строить свою педагогическую деятельность и образовательный процесс в целом таким образом, чтобы домашние задания не превратились для ребенка и его родителей в тяжкий ежевечерний труд. Нужно помнить, что главное не работа, выполненная дома любой ценой, а интерес ученика к познанию и уверенность в своих силах.

3. Организация деятельности учащихся по выполнению домашнего задания (выбор видов домашнего задания, организационных форм выполнения и времени выполнения). Чтобы учащиеся успешно справились с домашней работой, задание нужно давать не торопясь, с необходимыми разъяснениями.

4. Самоконтроль и контроль (соотнесение целей и полученных результатов, оценка деятельности учащихся, рефлексия учеником своих действий и самооценка).

В основной школе увеличивается объем материала для домашней работы. Объем домашних заданий по литературе не должен превышать объема изученного материала на уроке; норма домашнего задания не более 2/3 от объема выполняемой работы на уроке; домашнее задание не задается на праздничные, каникулярные и выходные дни с 5 по 8 класс, в 9-11 классах домашнее задание на праздничные, каникулярные и выходные дни может быть задано. В случае необходимости дается дифференцированное домашнее задание для закрепления материала, для выполнения его в интересах всего классного коллектива, для развития индивидуальных способностей обучающихся. Рекомендуется, в некоторых случаях, творческий характер домашних заданий.

От учащихся требуются более разнообразные умения самостоятельной работы: умение работать с книгой, работать с картой, делать зарисовки и пр. В старших классах значительно видоизменяется: наряду с учебником учащиеся часто используют дополнительные источники знаний (тексты художественных произведений, научно-популярную литературу, исторические документы ит. д.). Но в целом общая система домашней работы и здесь сохраняет свои черты, о которых шла речь. Не меньшее значение имеет в старших классах и применение приемов самоконтроля. Больше того, при значительном увеличении объема домашних заданий их роль в прочном усвоении знаний становится еще выше. Эти особенности ведут к разнообразию видов домашних заданий, увеличению доли заданий творческого характера, чаще даются задания на длительные сроки. В старшей школе увеличивается количество заданий на самостоятельное приобретение новых знаний из книг, через наблюдения, опыты. У учащихся появляется большая возможность работать в том направлении, к которому есть интересы и склонности. Поэтому шире используется дифференциация заданий, в том числе при обучении по программам профильного уровня.

Как известно, дифференциация может идти по двум направлениям: уровневая и профильная. Они находят свое отражение при организации домашних заданий. Уровневая дифференциация предполагает разделение класса на несколько групп в соответствии с достижением учащимися уровня обязательной подготовки. Индивидуализация домашних заданий может быть достигнута путем увеличения числа заданий для учащихся какой-либо группы класса.

При переходе на дистанционный формат обучения помните, что задача учителей заключается не в том, чтобы дать как можно больше заданий детям, а в том, чтобы грамотно и эффективно выстроить их обучение. Задания рекомендовано дать в виде творческих и проектных работ, организовать групповые работы учащихся класса с дистанционным взаимодействием с подробным описанием технологии: например, как ученики сканируют, фотографируют и присылают на проверку выполненные задания; как подключаются к совместной работе в общем информационном ресурсе и др. Если ученик изучает необходимую информацию, проходит тестирования, задает вопросы, делает ошибки — смело можно сказать, что он учится. Нужно давать обратную связь обучающимся, например, посредством общего чата. И только когда ученик уже научился, можно говорить о работе на оценку. Это будет являться итогом работы, которую ранее проделал ученик.

Важнейшей составной частью ГОС являются требования к результатам освоения основных образовательных программ (личностным, метапредметным, предметным) и системе оценивания. Требования к результатам образования делят на два типа: требования к результатам, не подлежащим формализованному итоговому контролю и аттестации, и требования к результатам, подлежащим проверке и аттестации. Оценка достижения планируемых результатов в рамках накопительной системы может осуществляться по результатам выполнения заданий на уроках, по результатам выполнения самостоятельных творческих работ и домашних заданий.

Задания для итоговой оценки должны включать:

1) текст задания;

2) описание правильно выполненного задания;

3) критерии достижения планируемого результата на базовом и повышенном уровне достижения.

Итоговая работа осуществляется в конце изучения курса литературы выпускниками основной школы и может проводиться как в письменной, так и устной форме (в виде письменной итоговой работы, в форме защиты индивидуального проекта). Литература относится к числу предметов, по которым, по выбору обучающегося, может осуществляться итоговая проектная выпускная работа.

Результатом (продуктом) проектной деятельности по учебному предмету «Литература» может быть:

1) письменная работа (эссе, аналитические материалы, обзорные материалы,

отчеты о проведенных исследованиях, стендовый доклад и др.);

2) художественная творческая работа (в том числе интегрированного характера), представленная в виде прозаического или стихотворного произведения, сценария, инсценировки, художественной декламации, видеофильма и др.;

3) материальный объект (словарь, сборник материалов, иллюстраций, компьютерные развивающие игры и тренажеры по предмету и др.);

4) отчетные материалы по социальному проекту, которые могут включать как текстовые, так и мультимедийные продукты.

Государственные образовательные стандарты общего образования предполагают комплексный подход к оценке результатов образования (оценка личностных, метапредметных и предметных результатов основного общего образования). Необходимо учитывать, что оценка успешности освоения содержания всех учебных предметов проводится на основе системно-деятельностного подхода (то есть проверяется способность обучающихся к выполнению учебно-практических и учебно-познавательных задач).

Необходимо реализовывать уровневый подход к определению планируемых результатов, инструментария и представлению данных об итогах обучения, определять тенденции развития системы образования. При оценке предметных результатов обучения литературе следует учитывать несколько основных уровней сформированности читательской культуры:

I уровень определяется наивно-реалистическим восприятием литературно-художественного произведения как истории из реальной жизни (сферы так называемой «первичной действительности»). Понимание текста на этом уровне осуществляется на основе буквальной «распаковки» смыслов; к художественному миру произведения читатель подходит с житейских позиций. Оно характеризуется способностями читателя воспроизводить содержание литературного произведения, отвечая на тестовые вопросы (устно, письменно) типа «Что? Кто? Где? Когда? Какой?», кратко выражать/определять свое эмоциональное отношение к событиям и героям. Качества последних только называются/перечисляются; способность к обобщениям проявляется слабо. К основным видам деятельности, позволяющим диагностировать возможности читателей I уровня, относятся акцентно-смысловое чтение; воспроизведение элементов содержания произведения в устной и письменной форме (изложение, действие по действия по заданному алгоритму с инструкцией); формулировка вопросов; составление системы вопросов и ответы на них (устные, письменные).

Условно им соответствуют следующие типы диагностических заданий:

- выразительно прочитайте следующий фрагмент;

- определите, какие события в произведении являются центральными;

- определите, где и когда происходят описываемые события;

- опишите, каким вам представляется герой произведения, прокомментируйте слова героя;

- выделите в тексте наиболее непонятные (загадочные, удивительные и

т.п.) для вас места;

- ответьте на поставленный учителем/автором учебника вопрос;

- определите, выделите, найдите, перечислите признаки, черты, повторяющиеся детали и т. п.

II уровень сформированности читательской культуры характеризуется тем, что обучающийся понимает обусловленность особенностей художественного произведения авторской волей, однако умение находить способы проявления авторской позиции у него пока отсутствует. Читатель этого уровня пытается отвечать на вопрос «Как устроен текст?», умеет выделять крупные единицы произведения, пытается определять связи между ними для доказательства верности понимания темы, проблемы и идеи художественного текста. К основным видам деятельности, позволяющим диагностировать возможности читателей, достигших II уровня, можно отнести устное и письменное выполнение аналитических процедур с использованием теоретических понятий (нахождение элементов текста; наблюдение, описание, сопоставление и сравнение выделенных единиц; объяснение функций каждого из элементов; установление связи между ними; создание комментария на основе сплошного и хронологически последовательного анализа – пофразового (при анализе стихотворений и небольших прозаических произведений – рассказов, новелл) или поэпизодного; проведение целостного и межтекстового анализа).

Условно им соответствуют следующие типы диагностических заданий:

- выделите, определите, найдите, перечислите признаки, черты,

повторяющиеся детали и т. п.;

- покажите, какие особенности художественного текста проявляют

позицию его автора;

- покажите, как в художественном мире произведения проявляются черты

реального мира (как внешней для человека реальности, так и внутреннего

мира человека);

- проанализируйте фрагменты, эпизоды текста (по предложенному

алгоритму и без него);

- сопоставьте, сравните, найдите сходства и различия (как в одном тексте,

так и между разными произведениями);

- определите жанр произведения, охарактеризуйте его особенности;

- дайте свое рабочее определение следующему теоретико-литературному

понятию.

III уровень определяется умением воспринимать произведение как художественное целое, концептуально осмыслять его в этой целостности, видеть воплощенный в нем авторский замысел. Читатель, достигший этого уровня, сумеет интерпретировать художественный смысл произведения, то есть отвечать на вопросы: «Почему (с какой целью?) произведение построено так, а не иначе? Какой художественный эффект дало именно такое построение, какой вывод на основе именно такого построения мы можем сделать о тематике, проблематике и авторской позиции в данном конкретном произведении?». К основным видам деятельности, позволяющим диагностировать возможности читателей, достигших III уровня, можно отнести устное или письменное истолкование художественных функций особенностей поэтики произведения, рассматриваемого в его целостности, а также истолкование смысла произведения как художественного целого; создание эссе, научно-исследовательских заметок (статьи), доклада на конференцию, рецензии, сценария и т.п.

Условно им соответствуют следующие типы диагностических заданий:

1) выделите, определите, найдите, перечислите признаки, черты, повторяющиеся детали и т. п.

2) определите художественную функцию той или иной детали, приема и т.п.;

3) определите позицию автора и способы ее выражения;

4) проинтерпретируйте выбранный фрагмент произведения;

5) объясните (устно, письменно) смысл названия произведения;

6) озаглавьте предложенный текст (в случае если у литературного произведения нет заглавия);

7) напишите сочинение-интерпретацию;

8) напишите рецензию на произведение, которое не изучалось на уроках литературы.

Можно считать, что читательское развитие школьников, обучающихся в 5–6 классах, соответствует I уровню; в процессе литературного образования учеников 7–8 классов формируется II уровень; читательская культура учеников 9 класса характеризуется появлением элементов III уровня. Это следует иметь в виду при осуществлении в литературном образовании разноуровневого подхода к обучению, а также при проверке качества его результатов.

Анализ результатов ГИА по литературе указывает на необходимость совершенствования важнейших умений и навыков, обеспечивающих успешное усвоение учебного курса. К ним относятся, прежде всего, навыки анализа и интерпретации художественного текста, а также сопоставительно-аналитические умения, позволяющие устанавливать и внутритекстовые, и межтекстовые связи, рассматривать конкретные произведения в широком историко-литературном контексте.

Анализ результатов ГИА позволяет констатировать, что недостаточное знание текстов художественных произведений, особенно произведений крупных эпических жанров и лирических стихотворений, является одним из главных пробелов в современном литературном образовании школьников.

Теоретико-литературные знания учащихся зачастую поверхностны, что, безусловно, обедняет восприятие ими художественного произведения и затрудняет создание собственного текста аналитического характера.

Сопоставление ответов экзаменуемых на тесты разных типов позволяет сделать вывод: задания, ориентированные на лирические произведения, оказываются для них более сложными, чем те, что отнесены к произведениям эпическим и драматическим. Это объясняется, прежде всего, жанровым своеобразием произведений: лирику анализировать труднее. Другая причина заключается в том, что выполнение этих заданий требует от выпускника определённого уровня начитанности, знания наизусть лирических произведений, способности уместно цитировать поэтический текст.

В структуре читательских предпочтений современных старшеклассников это, как правило, одна из самых уязвимых зон. Наибольшее затруднение у обучающихся вызывают темы, связанные с понятийным блоком теории литературы.

В целях совершенствования преподавания курса литературы и повышения уровня подготовки выпускников по предмету рекомендуется:

- организовывать повторение пройденного материала, особенно за курс основной школы, выделяя для этого специальное время в учебной деятельности (при рассмотрении новых произведений важно привлекать знания по уже изученным темам курса, уделяя внимание повторению изученного на новом проблемном уровне);

- формировать у учащихся навыки целостного анализа лирического произведения в единстве его содержания и формы (особо следует обратить внимание на умения учащихся характеризовать эмоциональный тон стихотворения, выявлять черты лирического героя, определять стихотворные размеры);

- в работе с художественным текстом следует добиваться освоения учащимися литературоведческой терминологии, необходимой для анализа произведения (особое внимание следует уделить формированию представлений о литературных направлениях, жанре и жанровых разновидностях художественных произведений);

- выработать у учащихся представление о ценности контекстного анализа, о том, что произведение небольшого объёма (например, лирическое стихотворение) способностью обогащаться разнообразными смысловыми оттенками за счёт расширения контекста: литературного, биографического, философского и др. Не увидеть этого «стяжения контекстов» – значит, не раскрыть всех граней содержания лирического произведения. Вот почему в старших классах приём сопоставления стихотворения с творчеством поэта и поэтическим миром его предшественников и наследников становится предпочтительной дорогой анализа;

- использовать эффективные методики, помогающие повышать качество речевых умений и навыков, формируемых в процессе изучения литературы, овладеть необходимыми видами логически связного, образного речевого высказывания.

 

Изучение литературы в школе решает следующие образовательные задачи:

1) осознание коммуникативно-эстетических возможностей языка на основе изучения выдающихся произведений русской литературы, литературы своего народа, мировой литературы;

2) формирование и развитие представлений о литературном произведении как о художественном мире, особым образом построенном автором;

3) овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий художественного текста от научного, делового, публицистического и т. п.;

4) формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления, ответственного отношения к разнообразным художественным смыслам;

5) формирование отношения к литературе как к особому способу познания жизни;

6) воспитание у читателя культуры выражения собственной позиции, способности аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания творческого, аналитического и интерпретирующего характера;

7) воспитание культуры понимания «чужой» позиции, а так же уважительного отношения к ценностям других людей, к культуре других эпох и народов; развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;

8) воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом;

9) формирование отношения к литературе как к одной из основных культурных ценностей народа;

10) обеспечение через чтение и изучение классической и современной литературы культурной самоидентификации;

11) осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития;

12) формирование у школьника стремления сознательно планировать свое досуговое чтение.

 

В результате изучения учебного предмета «Литература» на уровне среднего общего образования:

Выпускник на базовом уровне научится:

· демонстрировать знание произведений русской и мировой литературы, литературы родного края, приводя примеры двух или более текстов, затрагивающих общие темы или проблемы;

· в устной и письменной форме обобщать и анализировать свой читательский опыт, а именно:

· обосновывать выбор художественного произведения для анализа, приводя в качестве аргумента как тему (темы) произведения, так и его проблематику (содержащиеся в нем смыслы и подтексты);

· использовать для раскрытия тезисов своего высказывания указание на фрагменты произведения, носящие проблемный характер и требующие анализа;

· давать объективное изложение текста: характеризуя произведение, выделять две (или более) основные темы или идеи произведения, показывать их развитие в ходе сюжета, их взаимодействие и взаимовлияние, в итоге раскрывая сложность художественного мира произведения;

· анализировать жанрово-родовой выбор автора, раскрывать особенности развития и связей элементов художественного мира произведения: места и времени действия, способы изображения действия и его развития, способы введения персонажей и средства раскрытия и/или развития их характеров;

· определять контекстуальное значение слов и фраз, используемых в художественном произведении (включая переносные и коннотативные значения), оценивать их художественную выразительность с точки зрения новизны, эмоциональной и смысловой наполненности, эстетической значимости;

· анализировать авторский выбор определенных композиционных решений в произведении, раскрывая, как взаиморасположение и взаимосвязь определенных частей текста способствует формированию его общей структуры и обусловливает эстетическое воздействие на читателя (например, выбор определенного зачина и концовки произведения, выбор между счастливой или трагической развязкой, открытым или закрытым финалом);

· анализировать случаи, когда для осмысления точки зрения автора и/или героев требуется отличать то, что прямо заявлено в тексте, от того, что в нем подразумевается (например, ирония, сатира, сарказм, аллегория, гипербола и т.п.);

· осуществлять следующую продуктивную деятельность:

· давать развернутые ответы на вопросы об изучаемом на уроке произведении или создавать небольшие рецензии на самостоятельно прочитанные произведения, демонстрируя целостное восприятие художественного мира произведения, понимание принадлежности произведения к литературному направлению (течению) и культурно-исторической эпохе (периоду);

· сравнивать художественные произведения по определённым критериям (по сходству рода, жанра, сюжета, композиции и т. д.);

· отбирать художественные произведения для самостоятельного чтения;

· выполнять проектные работы в сфере литературы и искусства, предлагать свои собственные обоснованные интерпретации литературных произведений.

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:

· давать историко-культурный комментарий к тексту произведения (в том числе и с использованием ресурсов музея, специализированной библиотеки, исторических документов и т. п.);

· анализировать художественное произведение в сочетании воплощения в нем объективных законов литературного развития и субъективных черт авторской индивидуальности;

· анализировать художественное произведение во взаимосвязи литературы с другими областями гуманитарного знания (философией, историей, психологией и др.);

· анализировать одну из интерпретаций эпического, драматического или лирического произведения (например, кинофильм или театральную постановку; запись художественного чтения; серию иллюстраций к произведению), оценивая, как интерпретируется исходный текст.

Выпускник на базовом уровне получит возможность узнать:

· о месте и значении русской литературы в мировой литературе;

· о произведениях новейшей отечественной и мировой литературы;

· о важнейших литературных ресурсах, в том числе в сети Интернет;

· об историко-культурном подходе в литературоведении;

· об историко-литературном процессе XIX и XX веков;

· о наиболее ярких или характерных чертах литературных направлений или течений;

· имена ведущих писателей, значимые факты их творческой биографии, названия ключевых произведений, имена героев, ставших «вечными образами» или именами нарицательными в общемировой и отечественной культуре;

· имена ведущих писателей-представителей литературы родного края, значимые факты их творческой биографии, названия, героев и содержание ключевых произведений;

· о соотношении и взаимосвязях литературы с историческим периодом, эпохой.

 

Выпускник на углублённом уровне научится:

· демонстрировать знание произведений русской, и мировой литературы, литературы родного края в соответствии с материалом, обеспечивающим углубленное изучение предмета;

· в устной и письменной форме анализировать:

· конкретные произведения с использованием различных научных методов, методик и практик чтения;

· конкретные произведения во взаимосвязи с другими видами искусства (театром, кино и др.) и отраслями знания (историей, философией, педагогикой, психологией и др.);

· несколько различных интерпретаций эпического, драматического или лирического произведения (например, кинофильм или театральную постановку; запись художественного чтения; серию иллюстраций к произведению), оценивая, как каждая версия интерпретирует исходный текст;

· ориентироваться в историко-литературном процессе XIX–ХХ веков и современном литературном процессе, опираясь на:

· понятие об основных литературных направлениях, течениях, ведущих литературных группах (уметь определять наиболее яркие или характерные черты направления или течения в конкретном тексте, в том числе прежде неизвестном), знание о составе ведущих литературных групп, о литературной борьбе и взаимодействии между ними (например, о полемике символистов и футуристов, сторонников «гражданской» и «чистой» поэзии и др.);

· знание имен и творческих биографий наиболее известных писателей, критиков, литературных героев, а также названий самых значительных произведений;

· представление о значимости и актуальности произведений в контексте эпохи их появления;

· знания об истории создания изучаемых произведений и об особенностях восприятия произведений читателями в исторической динамике;

· анализировать художественные произведения писателей-представителей литературы родного края;

· обобщать и анализировать свой читательский опыт (в том числе и опыт самостоятельного чтения):

· давать развернутые ответы на вопросы с использованием научного аппарата литературоведения и литературной критики, демонстрируя целостное восприятие художественного мира произведения на разных его уровнях в их единстве и взаимосвязи и понимание принадлежности произведения к литературному направлению (течению) и культурно-исторической эпохе (периоду);

· осуществлять следующую продуктивную деятельность:

· выполнять проектные и исследовательские литературоведческие работы, самостоятельно определяя их тематику, методы и планируемые результаты;

· давать историко-культурный комментарий к тексту произведения (в том числе и с использованием ресурсов музея, специализированной библиотеки, исторических документов и др.).

 

Выпускник на углубленном уровне получит возможность научиться:

· использовать в своей исследовательской и проектной деятельности ресурсы современного литературного процесса и научной жизни филологического сообщества, в том числе в сети Интернет;

· опираться в своей деятельности на ведущие направления литературоведения, в том числе современного, на работы крупнейших литературоведов и критиков XIX–XXI вв.;

· пополнять и обогащать свои представления об основных закономерностях литературного процесса, в том числе современного, в его динамике;

· принимать участие в научных и творческих мероприятиях (конференциях, конкурсах, летних школах и пр.) для молодых ученых в различных ролях (докладчик, содокладчик, дискутант и др.), представляя результаты своих исследований в виде научных докладов и статей в специализированных изданиях, в том числе по литературе родного края.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 251; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.255.134 (0.068 с.)