Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методические аспекты организации и дозирования домашней работы по уровням обучения.
Методика организации домашней учебной работы может включать следующие этапы: 1. Планирование (определение целей и функций домашнего задания с учетом взаимосвязи с учебными целями предстоящего урока). Для предупреждения перегрузки учащихся и правильной организации домашних заданий необходимо перспективное планирование системы домашней учебной работы школьников, в который были бы четко определены ответы на вопросы: что задавать? как задавать? когда задавать на дом? Опыт показывает, что домашние задания необходимо планировать так же, как и учебный материал, изучаемый на уроках. Целесообразно разрабатывать систему домашних заданий по изучаемой теме. При этом учитель определяет объем материалов, распределяет его по отдельным урокам, определяет форму и объем домашних заданий на каждом уроке, продумывает рекомендуемые методы для их выполнения, учитывает, что система домашних заданий должна соответствовать системе уроков по теме. 2. Мотивация (формирование у учащихся личной потребности в последующей деятельности). Учителю необходимо строить свою педагогическую деятельность и образовательный процесс в целом таким образом, чтобы домашние задания не превратились для ребенка и его родителей в тяжкий ежевечерний труд. Нужно помнить, что главное не работа, выполненная дома любой ценой, а интерес ученика к познанию и уверенность в своих силах. 3. Организация деятельности учащихся по выполнению домашнего задания (выбор видов домашнего задания, организационных форм выполнения и времени выполнения). Чтобы учащиеся успешно справились с домашней работой, задание нужно давать не торопясь, с необходимыми разъяснениями. 4. Самоконтроль и контроль (соотнесение целей и полученных результатов, оценка деятельности учащихся, рефлексия учеником своих действий и самооценка). В основной школе увеличивается объем материала для домашней работы. Объем домашних заданий по литературе не должен превышать объема изученного материала на уроке; норма домашнего задания не более 2/3 от объема выполняемой работы на уроке; домашнее задание не задается на праздничные, каникулярные и выходные дни с 5 по 8 класс, в 9-11 классах домашнее задание на праздничные, каникулярные и выходные дни может быть задано. В случае необходимости дается дифференцированное домашнее задание для закрепления материала, для выполнения его в интересах всего классного коллектива, для развития индивидуальных способностей обучающихся. Рекомендуется, в некоторых случаях, творческий характер домашних заданий.
От учащихся требуются более разнообразные умения самостоятельной работы: умение работать с книгой, работать с картой, делать зарисовки и пр. В старших классах значительно видоизменяется: наряду с учебником учащиеся часто используют дополнительные источники знаний (тексты художественных произведений, научно-популярную литературу, исторические документы ит. д.). Но в целом общая система домашней работы и здесь сохраняет свои черты, о которых шла речь. Не меньшее значение имеет в старших классах и применение приемов самоконтроля. Больше того, при значительном увеличении объема домашних заданий их роль в прочном усвоении знаний становится еще выше. Эти особенности ведут к разнообразию видов домашних заданий, увеличению доли заданий творческого характера, чаще даются задания на длительные сроки. В старшей школе увеличивается количество заданий на самостоятельное приобретение новых знаний из книг, через наблюдения, опыты. У учащихся появляется большая возможность работать в том направлении, к которому есть интересы и склонности. Поэтому шире используется дифференциация заданий, в том числе при обучении по программам профильного уровня. Как известно, дифференциация может идти по двум направлениям: уровневая и профильная. Они находят свое отражение при организации домашних заданий. Уровневая дифференциация предполагает разделение класса на несколько групп в соответствии с достижением учащимися уровня обязательной подготовки. Индивидуализация домашних заданий может быть достигнута путем увеличения числа заданий для учащихся какой-либо группы класса. При переходе на дистанционный формат обучения помните, что задача учителей заключается не в том, чтобы дать как можно больше заданий детям, а в том, чтобы грамотно и эффективно выстроить их обучение. Задания рекомендовано дать в виде творческих и проектных работ, организовать групповые работы учащихся класса с дистанционным взаимодействием с подробным описанием технологии: например, как ученики сканируют, фотографируют и присылают на проверку выполненные задания; как подключаются к совместной работе в общем информационном ресурсе и др. Если ученик изучает необходимую информацию, проходит тестирования, задает вопросы, делает ошибки — смело можно сказать, что он учится. Нужно давать обратную связь обучающимся, например, посредством общего чата. И только когда ученик уже научился, можно говорить о работе на оценку. Это будет являться итогом работы, которую ранее проделал ученик.
Важнейшей составной частью ГОС являются требования к результатам освоения основных образовательных программ (личностным, метапредметным, предметным) и системе оценивания. Требования к результатам образования делят на два типа: требования к результатам, не подлежащим формализованному итоговому контролю и аттестации, и требования к результатам, подлежащим проверке и аттестации. Оценка достижения планируемых результатов в рамках накопительной системы может осуществляться по результатам выполнения заданий на уроках, по результатам выполнения самостоятельных творческих работ и домашних заданий. Задания для итоговой оценки должны включать: 1) текст задания; 2) описание правильно выполненного задания; 3) критерии достижения планируемого результата на базовом и повышенном уровне достижения. Итоговая работа осуществляется в конце изучения курса литературы выпускниками основной школы и может проводиться как в письменной, так и устной форме (в виде письменной итоговой работы, в форме защиты индивидуального проекта). Литература относится к числу предметов, по которым, по выбору обучающегося, может осуществляться итоговая проектная выпускная работа. Результатом (продуктом) проектной деятельности по учебному предмету «Литература» может быть: 1) письменная работа (эссе, аналитические материалы, обзорные материалы, отчеты о проведенных исследованиях, стендовый доклад и др.); 2) художественная творческая работа (в том числе интегрированного характера), представленная в виде прозаического или стихотворного произведения, сценария, инсценировки, художественной декламации, видеофильма и др.; 3) материальный объект (словарь, сборник материалов, иллюстраций, компьютерные развивающие игры и тренажеры по предмету и др.); 4) отчетные материалы по социальному проекту, которые могут включать как текстовые, так и мультимедийные продукты. Государственные образовательные стандарты общего образования предполагают комплексный подход к оценке результатов образования (оценка личностных, метапредметных и предметных результатов основного общего образования). Необходимо учитывать, что оценка успешности освоения содержания всех учебных предметов проводится на основе системно-деятельностного подхода (то есть проверяется способность обучающихся к выполнению учебно-практических и учебно-познавательных задач). Необходимо реализовывать уровневый подход к определению планируемых результатов, инструментария и представлению данных об итогах обучения, определять тенденции развития системы образования. При оценке предметных результатов обучения литературе следует учитывать несколько основных уровней сформированности читательской культуры:
I уровень определяется наивно-реалистическим восприятием литературно-художественного произведения как истории из реальной жизни (сферы так называемой «первичной действительности»). Понимание текста на этом уровне осуществляется на основе буквальной «распаковки» смыслов; к художественному миру произведения читатель подходит с житейских позиций. Оно характеризуется способностями читателя воспроизводить содержание литературного произведения, отвечая на тестовые вопросы (устно, письменно) типа «Что? Кто? Где? Когда? Какой?», кратко выражать/определять свое эмоциональное отношение к событиям и героям. Качества последних только называются/перечисляются; способность к обобщениям проявляется слабо. К основным видам деятельности, позволяющим диагностировать возможности читателей I уровня, относятся акцентно-смысловое чтение; воспроизведение элементов содержания произведения в устной и письменной форме (изложение, действие по действия по заданному алгоритму с инструкцией); формулировка вопросов; составление системы вопросов и ответы на них (устные, письменные). Условно им соответствуют следующие типы диагностических заданий: - выразительно прочитайте следующий фрагмент; - определите, какие события в произведении являются центральными; - определите, где и когда происходят описываемые события; - опишите, каким вам представляется герой произведения, прокомментируйте слова героя; - выделите в тексте наиболее непонятные (загадочные, удивительные и т.п.) для вас места; - ответьте на поставленный учителем/автором учебника вопрос; - определите, выделите, найдите, перечислите признаки, черты, повторяющиеся детали и т. п. II уровень сформированности читательской культуры характеризуется тем, что обучающийся понимает обусловленность особенностей художественного произведения авторской волей, однако умение находить способы проявления авторской позиции у него пока отсутствует. Читатель этого уровня пытается отвечать на вопрос «Как устроен текст?», умеет выделять крупные единицы произведения, пытается определять связи между ними для доказательства верности понимания темы, проблемы и идеи художественного текста. К основным видам деятельности, позволяющим диагностировать возможности читателей, достигших II уровня, можно отнести устное и письменное выполнение аналитических процедур с использованием теоретических понятий (нахождение элементов текста; наблюдение, описание, сопоставление и сравнение выделенных единиц; объяснение функций каждого из элементов; установление связи между ними; создание комментария на основе сплошного и хронологически последовательного анализа – пофразового (при анализе стихотворений и небольших прозаических произведений – рассказов, новелл) или поэпизодного; проведение целостного и межтекстового анализа).
Условно им соответствуют следующие типы диагностических заданий: - выделите, определите, найдите, перечислите признаки, черты, повторяющиеся детали и т. п.; - покажите, какие особенности художественного текста проявляют позицию его автора; - покажите, как в художественном мире произведения проявляются черты реального мира (как внешней для человека реальности, так и внутреннего мира человека); - проанализируйте фрагменты, эпизоды текста (по предложенному алгоритму и без него); - сопоставьте, сравните, найдите сходства и различия (как в одном тексте, так и между разными произведениями); - определите жанр произведения, охарактеризуйте его особенности; - дайте свое рабочее определение следующему теоретико-литературному понятию. III уровень определяется умением воспринимать произведение как художественное целое, концептуально осмыслять его в этой целостности, видеть воплощенный в нем авторский замысел. Читатель, достигший этого уровня, сумеет интерпретировать художественный смысл произведения, то есть отвечать на вопросы: «Почему (с какой целью?) произведение построено так, а не иначе? Какой художественный эффект дало именно такое построение, какой вывод на основе именно такого построения мы можем сделать о тематике, проблематике и авторской позиции в данном конкретном произведении?». К основным видам деятельности, позволяющим диагностировать возможности читателей, достигших III уровня, можно отнести устное или письменное истолкование художественных функций особенностей поэтики произведения, рассматриваемого в его целостности, а также истолкование смысла произведения как художественного целого; создание эссе, научно-исследовательских заметок (статьи), доклада на конференцию, рецензии, сценария и т.п. Условно им соответствуют следующие типы диагностических заданий: 1) выделите, определите, найдите, перечислите признаки, черты, повторяющиеся детали и т. п. 2) определите художественную функцию той или иной детали, приема и т.п.; 3) определите позицию автора и способы ее выражения; 4) проинтерпретируйте выбранный фрагмент произведения; 5) объясните (устно, письменно) смысл названия произведения; 6) озаглавьте предложенный текст (в случае если у литературного произведения нет заглавия); 7) напишите сочинение-интерпретацию;
8) напишите рецензию на произведение, которое не изучалось на уроках литературы. Можно считать, что читательское развитие школьников, обучающихся в 5–6 классах, соответствует I уровню; в процессе литературного образования учеников 7–8 классов формируется II уровень; читательская культура учеников 9 класса характеризуется появлением элементов III уровня. Это следует иметь в виду при осуществлении в литературном образовании разноуровневого подхода к обучению, а также при проверке качества его результатов. Анализ результатов ГИА по литературе указывает на необходимость совершенствования важнейших умений и навыков, обеспечивающих успешное усвоение учебного курса. К ним относятся, прежде всего, навыки анализа и интерпретации художественного текста, а также сопоставительно-аналитические умения, позволяющие устанавливать и внутритекстовые, и межтекстовые связи, рассматривать конкретные произведения в широком историко-литературном контексте. Анализ результатов ГИА позволяет констатировать, что недостаточное знание текстов художественных произведений, особенно произведений крупных эпических жанров и лирических стихотворений, является одним из главных пробелов в современном литературном образовании школьников. Теоретико-литературные знания учащихся зачастую поверхностны, что, безусловно, обедняет восприятие ими художественного произведения и затрудняет создание собственного текста аналитического характера. Сопоставление ответов экзаменуемых на тесты разных типов позволяет сделать вывод: задания, ориентированные на лирические произведения, оказываются для них более сложными, чем те, что отнесены к произведениям эпическим и драматическим. Это объясняется, прежде всего, жанровым своеобразием произведений: лирику анализировать труднее. Другая причина заключается в том, что выполнение этих заданий требует от выпускника определённого уровня начитанности, знания наизусть лирических произведений, способности уместно цитировать поэтический текст. В структуре читательских предпочтений современных старшеклассников это, как правило, одна из самых уязвимых зон. Наибольшее затруднение у обучающихся вызывают темы, связанные с понятийным блоком теории литературы. В целях совершенствования преподавания курса литературы и повышения уровня подготовки выпускников по предмету рекомендуется: - организовывать повторение пройденного материала, особенно за курс основной школы, выделяя для этого специальное время в учебной деятельности (при рассмотрении новых произведений важно привлекать знания по уже изученным темам курса, уделяя внимание повторению изученного на новом проблемном уровне); - формировать у учащихся навыки целостного анализа лирического произведения в единстве его содержания и формы (особо следует обратить внимание на умения учащихся характеризовать эмоциональный тон стихотворения, выявлять черты лирического героя, определять стихотворные размеры); - в работе с художественным текстом следует добиваться освоения учащимися литературоведческой терминологии, необходимой для анализа произведения (особое внимание следует уделить формированию представлений о литературных направлениях, жанре и жанровых разновидностях художественных произведений); - выработать у учащихся представление о ценности контекстного анализа, о том, что произведение небольшого объёма (например, лирическое стихотворение) способностью обогащаться разнообразными смысловыми оттенками за счёт расширения контекста: литературного, биографического, философского и др. Не увидеть этого «стяжения контекстов» – значит, не раскрыть всех граней содержания лирического произведения. Вот почему в старших классах приём сопоставления стихотворения с творчеством поэта и поэтическим миром его предшественников и наследников становится предпочтительной дорогой анализа; - использовать эффективные методики, помогающие повышать качество речевых умений и навыков, формируемых в процессе изучения литературы, овладеть необходимыми видами логически связного, образного речевого высказывания.
Изучение литературы в школе решает следующие образовательные задачи: 1) осознание коммуникативно-эстетических возможностей языка на основе изучения выдающихся произведений русской литературы, литературы своего народа, мировой литературы; 2) формирование и развитие представлений о литературном произведении как о художественном мире, особым образом построенном автором; 3) овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий художественного текста от научного, делового, публицистического и т. п.; 4) формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления, ответственного отношения к разнообразным художественным смыслам; 5) формирование отношения к литературе как к особому способу познания жизни; 6) воспитание у читателя культуры выражения собственной позиции, способности аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания творческого, аналитического и интерпретирующего характера; 7) воспитание культуры понимания «чужой» позиции, а так же уважительного отношения к ценностям других людей, к культуре других эпох и народов; развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; 8) воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом; 9) формирование отношения к литературе как к одной из основных культурных ценностей народа; 10) обеспечение через чтение и изучение классической и современной литературы культурной самоидентификации; 11) осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; 12) формирование у школьника стремления сознательно планировать свое досуговое чтение.
В результате изучения учебного предмета «Литература» на уровне среднего общего образования: Выпускник на базовом уровне научится: · демонстрировать знание произведений русской и мировой литературы, литературы родного края, приводя примеры двух или более текстов, затрагивающих общие темы или проблемы; · в устной и письменной форме обобщать и анализировать свой читательский опыт, а именно: · обосновывать выбор художественного произведения для анализа, приводя в качестве аргумента как тему (темы) произведения, так и его проблематику (содержащиеся в нем смыслы и подтексты); · использовать для раскрытия тезисов своего высказывания указание на фрагменты произведения, носящие проблемный характер и требующие анализа; · давать объективное изложение текста: характеризуя произведение, выделять две (или более) основные темы или идеи произведения, показывать их развитие в ходе сюжета, их взаимодействие и взаимовлияние, в итоге раскрывая сложность художественного мира произведения; · анализировать жанрово-родовой выбор автора, раскрывать особенности развития и связей элементов художественного мира произведения: места и времени действия, способы изображения действия и его развития, способы введения персонажей и средства раскрытия и/или развития их характеров; · определять контекстуальное значение слов и фраз, используемых в художественном произведении (включая переносные и коннотативные значения), оценивать их художественную выразительность с точки зрения новизны, эмоциональной и смысловой наполненности, эстетической значимости; · анализировать авторский выбор определенных композиционных решений в произведении, раскрывая, как взаиморасположение и взаимосвязь определенных частей текста способствует формированию его общей структуры и обусловливает эстетическое воздействие на читателя (например, выбор определенного зачина и концовки произведения, выбор между счастливой или трагической развязкой, открытым или закрытым финалом); · анализировать случаи, когда для осмысления точки зрения автора и/или героев требуется отличать то, что прямо заявлено в тексте, от того, что в нем подразумевается (например, ирония, сатира, сарказм, аллегория, гипербола и т.п.); · осуществлять следующую продуктивную деятельность: · давать развернутые ответы на вопросы об изучаемом на уроке произведении или создавать небольшие рецензии на самостоятельно прочитанные произведения, демонстрируя целостное восприятие художественного мира произведения, понимание принадлежности произведения к литературному направлению (течению) и культурно-исторической эпохе (периоду); · сравнивать художественные произведения по определённым критериям (по сходству рода, жанра, сюжета, композиции и т. д.); · отбирать художественные произведения для самостоятельного чтения; · выполнять проектные работы в сфере литературы и искусства, предлагать свои собственные обоснованные интерпретации литературных произведений. Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться: · давать историко-культурный комментарий к тексту произведения (в том числе и с использованием ресурсов музея, специализированной библиотеки, исторических документов и т. п.); · анализировать художественное произведение в сочетании воплощения в нем объективных законов литературного развития и субъективных черт авторской индивидуальности; · анализировать художественное произведение во взаимосвязи литературы с другими областями гуманитарного знания (философией, историей, психологией и др.); · анализировать одну из интерпретаций эпического, драматического или лирического произведения (например, кинофильм или театральную постановку; запись художественного чтения; серию иллюстраций к произведению), оценивая, как интерпретируется исходный текст. Выпускник на базовом уровне получит возможность узнать: · о месте и значении русской литературы в мировой литературе; · о произведениях новейшей отечественной и мировой литературы; · о важнейших литературных ресурсах, в том числе в сети Интернет; · об историко-культурном подходе в литературоведении; · об историко-литературном процессе XIX и XX веков; · о наиболее ярких или характерных чертах литературных направлений или течений; · имена ведущих писателей, значимые факты их творческой биографии, названия ключевых произведений, имена героев, ставших «вечными образами» или именами нарицательными в общемировой и отечественной культуре; · имена ведущих писателей-представителей литературы родного края, значимые факты их творческой биографии, названия, героев и содержание ключевых произведений; · о соотношении и взаимосвязях литературы с историческим периодом, эпохой.
Выпускник на углублённом уровне научится: · демонстрировать знание произведений русской, и мировой литературы, литературы родного края в соответствии с материалом, обеспечивающим углубленное изучение предмета; · в устной и письменной форме анализировать: · конкретные произведения с использованием различных научных методов, методик и практик чтения; · конкретные произведения во взаимосвязи с другими видами искусства (театром, кино и др.) и отраслями знания (историей, философией, педагогикой, психологией и др.); · несколько различных интерпретаций эпического, драматического или лирического произведения (например, кинофильм или театральную постановку; запись художественного чтения; серию иллюстраций к произведению), оценивая, как каждая версия интерпретирует исходный текст; · ориентироваться в историко-литературном процессе XIX–ХХ веков и современном литературном процессе, опираясь на: · понятие об основных литературных направлениях, течениях, ведущих литературных группах (уметь определять наиболее яркие или характерные черты направления или течения в конкретном тексте, в том числе прежде неизвестном), знание о составе ведущих литературных групп, о литературной борьбе и взаимодействии между ними (например, о полемике символистов и футуристов, сторонников «гражданской» и «чистой» поэзии и др.); · знание имен и творческих биографий наиболее известных писателей, критиков, литературных героев, а также названий самых значительных произведений; · представление о значимости и актуальности произведений в контексте эпохи их появления; · знания об истории создания изучаемых произведений и об особенностях восприятия произведений читателями в исторической динамике; · анализировать художественные произведения писателей-представителей литературы родного края; · обобщать и анализировать свой читательский опыт (в том числе и опыт самостоятельного чтения): · давать развернутые ответы на вопросы с использованием научного аппарата литературоведения и литературной критики, демонстрируя целостное восприятие художественного мира произведения на разных его уровнях в их единстве и взаимосвязи и понимание принадлежности произведения к литературному направлению (течению) и культурно-исторической эпохе (периоду); · осуществлять следующую продуктивную деятельность: · выполнять проектные и исследовательские литературоведческие работы, самостоятельно определяя их тематику, методы и планируемые результаты; · давать историко-культурный комментарий к тексту произведения (в том числе и с использованием ресурсов музея, специализированной библиотеки, исторических документов и др.).
Выпускник на углубленном уровне получит возможность научиться: · использовать в своей исследовательской и проектной деятельности ресурсы современного литературного процесса и научной жизни филологического сообщества, в том числе в сети Интернет; · опираться в своей деятельности на ведущие направления литературоведения, в том числе современного, на работы крупнейших литературоведов и критиков XIX–XXI вв.; · пополнять и обогащать свои представления об основных закономерностях литературного процесса, в том числе современного, в его динамике; · принимать участие в научных и творческих мероприятиях (конференциях, конкурсах, летних школах и пр.) для молодых ученых в различных ролях (докладчик, содокладчик, дискутант и др.), представляя результаты своих исследований в виде научных докладов и статей в специализированных изданиях, в том числе по литературе родного края.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 251; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.255.134 (0.068 с.) |