Техника безопасности. Химия и жизнь. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Техника безопасности. Химия и жизнь.



· В школьной лаборатории есть опасные вещества, поэтому их нельзя смешивать друг с другом в любом порядке.

· СО-оксид углерода  (II) угарный газ,  сильный яд в замкнутом пространстве, угрожающий фактор для здоровья (отравление).

· Озоновый слой в стратосфере не вреден для человека, хотя озон сам по себе ядовит. В стратосфере озоновый слой защищает Землю от ультрафиолетовых лучей Солнца.

· Производство цемента и других строительных материалов загрязняют окружающую среду. Разлившаяся на поверхности водоёмов нефть вредит живым организмам водоёмов.

· Оксиды азота и сернистый газ (отходы производства серной и азотной кислоты), в атмосфере угрожают здоровью человека. Загрязнение воздуха оксидами серы (сернистого газа) вызывает образование кислотных дождей.

· Продукты полного сгорания природного газа– углекислый газ и пары воды–не наносят непосредственного ущерба окружающей среде. Некоторые выхлопные газы автомобилей  негативно сказываются на состоянии  атмосферы. В двигателе внутреннего сгорания идет реакция горения. Самый опасный продукт сгорания автомобильного топлива–не  CO2 (углекислый газ), а угарный газ СО и оксиды азота.

· Увеличение количества углекислого газа в атмосфере приводит к «парниковому эффекту». Углекислый газ не ядовит, поэтому его повышенное содержание в атмосфере не влияет на жизнь человека.

· Неорганические кислоты в промышленных стоках отрицательно влияют на рыб. Ионы тяжелых металлов, содержащихся в овощах, выращенных у дороги, вредят здоровью человека, так же как и избыток удобрений для овощей.

· Краска со свинцом на игрушках вредна. Готовить растворы кислот в алюминиевой посуде не рекомендуется. При растворении твёрдой щелочи в воде для перемешивания раствора нельзя использовать алюминиевую ложечку.

· Щелочь можно промыть с кожи водой и лимонной кислотой, а кислоту промываем водой и питьевой содой. Пролитые кислоты или щёлочи необходимо засыпать чистым песком.

· Дезинфицирующие средства, например, «Доместос» опасны для человека и животных, отходы от моющих средств нельзя выливать в природные водоемы. Растворители и моющие средства, другую бытовую химию, храним в недоступном для детей месте, отдельно от пищевых продуктов, соблюдаем инструкцию при работе с ними.

· Аэрозоли, как средство борьбы против насекомых, опасны для детей и животных, будьте осторожны, нельзя распылять вблизи огня.

· При работе с бытовой химией, (с препаратами для ванн и раковин) содержащей щелочь и кислоту нужны резиновые перчатки!

Задание

1. Верны ли сле­ду­ю­щие утвер­жде­ния об уг­ле­кис­лом газе?

А. Ко­ли­че­ство уг­ле­кис­ло­го газа в ат­мо­сфе­ре по­сто­ян­но растёт бла­го­да­ря де­я­тель­но­сти че­ло­ве­ка.

Б. Уг­ле­кис­лый газ – самый вред­ный ком­по­нент вы­хлоп­ных газов.

1) верно толь­ко А                            2) верно толь­ко Б

3) верны оба утвер­жде­ния             4) оба утвер­жде­ния не­вер­ны

Ответ: 1

Тренировочные задания

1. Верны ли суж­де­ния о пра­ви­лах при­ме­не­ния и хра­не­ния пре­па­ра­тов бы­то­вой химии?

А. Аэро­зо­ли, ис­поль­зу­ю­щи­е­ся в ка­че­стве средств для борь­бы с бы­то­вы­ми на­се­ко­мы­ми, без­опас­ны для детей и жи­вот­ных.

Б. Рас­тво­ри­те­ли и мо­ю­щие сред­ства до­пус­ка­ет­ся хра­нить в до­ступ­ных для детей ме­стах.

1) верно толь­ко А                                2) верно толь­ко Б

3) верны оба суж­де­ния                      

4) оба суж­де­ния не­вер­ны

2. Верны ли суждения о правилах применения и опасности для здоровья препаратов бытовой химии?

А. Стиральные порошки нельзя использовать для мытья посуды.

Б. Работать с хлорсодержащими дезинфицирующими средствами следует при плотно закрытой двери в помещении.

1) верно только А                                2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

3. Верны ли суждения о правилах применения и хранения препаратов бытовой химии?

А. Аэрозоли, использующиеся в качестве средств для борьбы с бытовыми насекомыми, безопасны для детей и животных.

Б. Растворители и моющие средства допускается хранить в доступных для детей местах.

1) верно только А                                 2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

4. Верны ли суждения об экологической безопасности?

А. Не рекомендуется употреблять в пищу плодоовощные культуры, выращенные вблизи железных дорог и автомобильных магистралей.

Б. Овощные растения, выращенные с использованием избытка минеральных удобрений, не представляют опасности для организма человека.

1) верно только А                                2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

5. Верны ли суждения об экологической безопасности химических производств?

А. Выбросы сернистого газа, образующегося в процессе получения серной кислоты, положительно влияют на здоровье человека, растительный и животный мир.

Б. Отходы переработки свинцовых руд не представляют угрозы для окружающей среды и здоровья человека.

1) верно только А                                2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

6. Верны ли сле­ду­ю­щие утвер­жде­ния о воде?

А. Во­до­про­вод­ная вода со­дер­жит при­ме­си рас­тво­ри­мых солей — суль­фа­тов и гидрокарбонатов.

Б. Вода об­ла­да­ет памятью, по­это­му ме­ха­ни­че­ские воздействия, на­при­мер зву­ко­вые колебания, ме­ня­ют её свойства.

1) верно толь­ко А                                2) верно толь­ко Б

3) верны оба утверждения                   4) оба утвер­жде­ния неверны

7. Верны ли сле­ду­ю­щие утвер­жде­ния об очист­ке воды?

А. Хло­ри­ро­ва­ние улуч­ша­ет ка­че­ство загрязнённой воды, так как хлор уби­ва­ет бак­те­рии и вирусы.

Б. Озо­ни­ро­ва­ние воды тре­бу­ет спе­ци­аль­но­го контроля, так как озон — силь­ный яд.

1) верно толь­ко А                         2) верно толь­ко Б

3) верны оба утверждения

4) оба утвер­жде­ния неверны

8. Верны ли сле­ду­ю­щие утвер­жде­ния о вы­хлоп­ных газах автомобилей?

А. Самый вред­ный ком­по­нент вы­хлоп­ных газов — СО2, так как это пар­ни­ко­вый газ.

Б. Ок­си­ды азота об­ра­зу­ют­ся при вза­и­мо­дей­ствии ав­то­мо­биль­но­го топ­ли­ва с азо­том воздуха.

1) верно толь­ко А                          2) верно толь­ко Б

3) верны оба утверждения

4) оба утвер­жде­ния неверны

9. Верны ли суждения о правилах обращения с препаратами бытовой химии?

А. Перед использованием застывшую масляную краску рекомендуется подогреть на открытом огне.

Б. При использовании органических растворителей во время ремонта,  óкна в помещении должны быть плотно закрыты.

1) верно только А                          2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

10. Верны ли суждения о химическом загрязнении окружающей среды и его последствиях?

А. Повышенное содержание в замкнутом пространстве оксида углерода (II) не является угрожающим фактором для здоровья человека.

Б. Производство цемента и других строительных материалов не относят к источникам загрязнения атмосферы.

1) верно только А                          2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Ответы:

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
4 1 4 1 4 1 3 4 4 4

Задание 18 Определение характера среды раствора кислот и щелочей с помощью индикаторов. Качественные реакции на ионы в растворе (хлорид, сульфат-, карбонат, фосфат -, гидроксид – ионы; ионы  аммония, бария, серебра, кальция, меди и железа). Получение газообразных веществ. Качественные реакции на газообразные вещества (кислород, водород, углекислый газ, аммиак)

Задание № 18 рассчитано на проверку навыков в области качественного определения неорганических веществ и ионов, умения определять характер среды раствора кислот и щелочей с помощью индикаторов.

Перед выполнением предложенных заданий повторите:

Некоторые качественные реакции неорганических реакций

 и изменения, сопровождающие химические превращения

Признак реакции Уравнения реакций, ключевые слова.
1. Газ, поддерживающий горение (вспыхивает тлеющая лучинка), малорастворим в воде О2 Получение в лаборатории: · разложение сложных веществ: перманганата калия - KMnO 4, хлората калия (бертолетова соль) - KCIO 3, нитратов щелочных металлов - NaNO 3.
2. Самый легкий газ, образующий с воздухом взрывоопасные смеси –водород Н2 Получение в лаборатории: · металл (до водорода) + кислота (кроме азотной) = соль + Н2↑ Fe + 2HCl = FeCl2 + H2↑ · активный металл + вода = основание + Н2 ↑ 2Na + 2H2O = 2NaOH + H2
3. Газ, не поддерживающий горение (тлеющая лучинка тухнет), СО2 Получение в лаборатории: · взаимодействие карбонатов с кислотами CaCO3 + 2HCl = CaCl2 + CO2↑ + H2O · разложение карбонатов за исключением карбо-натов щелочных металлов) СаСО3 = СО2↑ + СаО
4. Газ с резким запахом, очень хорошо растворим в воде, (посинение влажной лакмусовой бумаги) - аммиак NН3 Получение в лаборатории: · соль аммония (тв.) + щелочь (тв.) = соль + NH3↑+ Н2О 2NH4Cl + Ca(OH)2 = CaCl2 + 2NH3↑ + 2H2O
5. Газ с запахом тухлых яиц, плохо растворим в воде, водные растворы имеют кислую реакцию среды – сероводород Н2S Получение в лаборатории: · Взаимодействие сульфидов металлов с кислотами (кроме азотной и конц. серной) FeS + 2HCl = FeCl2 + H2S↑
6. Газ c резким (характер-ным) запахом, растворим в воде, способен обесцвечивать красящие вещества - оксид серы (IV) SO2 – сернистый газ Получение в лаборатории: · обжиг серы и серосодержащих веществ 2H2S =+ 3O2 =2SO2↑ + 2H2O · взаимодействие тяжелых металлов с конц. серной кислотой Cu + 2H2SO4(к) = CuSO4 + SO2↑ + 2H2O
7. Осадок (творожистый) белого цвета, нерастворимый в HNO3 Качественная реакция на хлорид – ионы (соляную кислоту и её соли) Cl - + Ag+ = AgCl↓
8. Осадок (творожистый) светло – желтого цвета Качественная реакция на бромид – ионы Br - + Ag+ = AgBr↓
9. Осадок желтого цвета Качественная реакция на йодид – ионы I - + Ag+ = AgI↓ фосфат – ионы PO43- + 3Ag+ = Ag3PO4
10. Осадок белого цвета, нерастворимый в кислотах Качественная реакция на сульфат - ионы (серную кислоту и её соли)     Ba2+ + SO42- =BaSO4
11. Осадок белого цвета, который образуется при пропускании углекислого газа через известковую воду и растворяется при пропускании избытка газа или  в кислотах Качественная реакция на CO2 и карбонат - ион (соли угольной кислоты)  СО2 + Са(ОН)2 = СаСО3↓ + Н2О СО32- + 2Н+ = СО2↑ + Н2О
12. Осадок зеленоватого цвета, буреющий на воздухе Качественная реакция на ионы Fe2+  Fe2+ + 2OH- = Fe(OH)2
13. Осадок бурого цвета Качественная реакция на ионы Fe3+ Fe3+ + 3OH- = Fe(OH)3
14. Осадок голубого цвета Качественная реакция на ионы Cu2+ Cu2+ + 2OH- = Cu(OH)2
15. Осадок белого цвета, растворяющийся в избытке щелочи Качественная реакция на ионы Al3+ Al3+ + 3OH- = Al(OH)3↓  

 

Задание

1. Установите со­от­вет­ствие между двумя ве­ще­ства­ми и реактивом, с по­мо­щью ко­то­ро­го можно раз­ли­чить эти вещества.

ВЕЩЕСТВА                                                   РЕАКТИВ

А) Al (OH)3 (тв.) и KOH (тв.)                                1) H 2 O

Б) Al (OH)3 (тв.) и BaSO 4 (тв.)                               2) KOH

В) Br 2 (р-р) и FeCl 3 (р-р)                                      3) Na 2 SO 4 (р-р)

                                                                               4) CO 2 (р-р)

Ответ: 122

 

Тренировочные задания

1. Установите со­от­вет­ствие между двумя ве­ще­ства­ми и реактивом, с по­мо­щью которого можно раз­ли­чить эти вещества. К каж­до­му эле­мен­ту пер­во­го столбца под­бе­ри­те соответствующий эле­мент из вто­ро­го столбца.

ВЕЩЕСТВА                                                                       РЕАКТИВ

A) Na2CO3 и Na2SiO3                                                                     1) CuCl2

Б) K2CO3 и Li2CO3                                                                             2) HCl

В) Na2SO4 и NaOH                                           3) MgO

                                                                           4) K3PO4

 

2. Установите со­от­вет­ствие между двумя со­ля­ми и реактивом, с по­мо­щью ко­то­ро­го можно раз­ли­чить эти соли.

ФОРМУЛЫ СОЛЕЙ                                             РЕАКТИВ ДЛЯ

                                                                            КАЧЕСТВЕННОГО АНАЛИЗА

А) NaCl и NH4Cl                                                1) KOH

Б) KF и BaBr2                                                                                           2) Cu(OH)2

В) K2SO4 и Na2CO3                                             3) AgNO3

                                                                             4) HCl

3. Установите со­от­вет­ствие между двумя га­за­ми и веществом, с по­мо­щью ко­то­ро­го можно раз­ли­чить эти газы.

ФОРМУЛЫ ГАЗОВ                                                        ВЕЩЕСТВО ДЛЯ

                                                                               КАЧЕСТВЕННОГО АНАЛИЗА

А) CO2 и O2                                                                                                    1) CuO

Б) NH3 и H2                                                                                                     2) раствор Са(ОН)2

В) H2 и O2                                                                                                          3) KMnO4

                                                                              4) фенолфталеин

4. Установите со­от­вет­ствие между двумя ве­ще­ства­ми и реактивом, с по­мо­щью ко­то­ро­го можно раз­ли­чить эти вещества.

ВЕЩЕСТВА                                                                           РЕАКТИВ

А) HCl (р-р) и KOH (р-р)                                      1) лак­мус (р-р)

Б) HCl (р-р) и Na2SO4 (р-р)                                      2) NaOH (р-р)

В) KOH (р-р) и Ba(OH)2 (р-р)                             3) H2SO4 (р-р)

                                                                              4) HNO3 (р-р)

5. Установите со­от­вет­ствие между двумя ве­ще­ства­ми и реактивом, с по­мо­щью ко­то­ро­го можно раз­ли­чить эти вещества.

ВЕЩЕСТВА                                                                         РЕАКТИВ

А) NaCl и KNO3                                                                              1) гид­рок­сид калия

Б) Ba(NO3)2 и NaNO3                                                                  2) суль­фат натрия

В) NH4Cl и ZnCl2                                            3) оксид железа (II)

                                                                        4) нит­рат серебра

6. Установите со­от­вет­ствие между двумя ве­ще­ства­ми и реактивом, с по­мо­щью которого можно раз­ли­чить эти вещества.

ВЕЩЕСТВА                                                                        РЕАКТИВ

А) H2SO4 и Na2SO4                                                                           1) со­ля­ная кислота

Б) KNO3 и Ca(NO3)2                                                                         2) кар­бо­нат натрия

В) NH4Cl и CuCl2                                            3) медь

                                                                         4) гид­рок­сид калия

 

7. Установите со­от­вет­ствие между двумя ве­ще­ства­ми и реактивом, с по­мо­щью ко­то­ро­го можно раз­ли­чить эти вещества.

ВЕЩЕСТВА                                                                        РЕАКТИВ

А) HNO3 и HCl                                                    1) со­ля­ная кислота

Б) K2SO4 и Ba(NO3)2                                                                          2) кар­бо­нат натрия

В) NaCl и NH4Cl                                              3) медь

                                                                          4) гид­рок­сид калия

8. Установите со­от­вет­ствие между двумя ве­ще­ства­ми и реактивом, с по­мо­щью ко­то­ро­го можно раз­ли­чить эти вещества.

ВЕЩЕСТВА                                                                        РЕАКТИВ

А) Ca(OH)2 и KOH                                              1) лакмус

Б) Ba(NO3)2 и BaCl2                                                                              2) нит­рат серебра

В) HCl и HNO3                                                  3) хло­рид натрия

                                                                          4) кар­бо­нат натрия

9. Установите со­от­вет­ствие между двумя ве­ще­ства­ми и реактивом, с по­мо­щью ко­то­ро­го можно раз­ли­чить эти вещества.

ВЕЩЕСТВА                                                                      РЕАКТИВ

А) Ba(OH)2 и NaOH                                           1) фе­нол­фта­ле­ин

Б) Ca(NO3)2 и BaCl2                                                                            2) нит­рат серебра

В) HCl и KCl                                                     3) цинк

                                                                           4) суль­фат натрия

10. Установите со­от­вет­ствие между двумя ве­ще­ства­ми и реактивом, с по­мо­щью ко­то­ро­го можно раз­ли­чить эти вещества.

ВЕЩЕСТВА                                                                       РЕАКТИВ

А) H2SO4 (р-р) и NaOH (р-р)                                1) метилоранж

Б) HNO3 (р-р) и K2SO4 (р-р)                                  2) KOH (р-р)

В) NaOH (р-р) и Sr(OH)2 (р-р)                         3) K3PO4 (р-р)

                                                                           4) NH3 (р-р)

Ответы:

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
241 134 241 113 421 224 324 422 423 113

 

Задание 19 Вычисление массовой доли химического элемента в веществе

Задание № 19 рассчитано на проверку умения вычисления массовой доли химического элемента в веществе.

Перед выполнением предложенных заданий повторите:

Молекулярная масса — масса молекулы, выраженная в атомных единицах массы.

Массовая доля (ω) химического элемента — отношение относительной атомной массы данного элемента с учетом всех его атомов в молекуле к относительной молекулярной массе вещества.

В формульном выражении это выглядит следующим образом:

ω(э) – массовая доля элемента

Ar(э) – относительная атомная масса элемента

n – число атомов элемента э в молекуле вещества

Mr – относительная молекулярная масса вещества

 

Задание

1. На какой диаграмме распределение массовых долей элементов соответствует количественному составу сульфита натрия?

 

Ответ: 1

Тренировочные задания  

1.На какой диа­грам­ме рас­пре­де­ле­ние мас­со­вых долей эле­мен­тов со­от­вет­ству­ет MgSO4?

 

2.На какой диа­грам­ме рас­пре­де­ле­ние мас­со­вых долей эле­мен­тов со­от­вет­ству­ет ко­ли­че­ствен­но­му со­ста­ву суль­фа­та лития?

 

 

3.На какой диа­грам­ме рас­пре­де­ле­ние мас­со­вых долей эле­мен­тов со­от­вет­ству­ет ко­ли­че­ствен­но­му со­ста­ву суль­фа­та же­ле­за (II)?

 

4.На какой диа­грам­ме пра­виль­но по­ка­за­ны мас­со­вые доли эле­мен­тов в KNO3?

1) 1 2) 2 3) 3  4) 4

5.На какой диа­грам­ме рас­пре­де­ле­ние мас­со­вых долей эле­мен­тов со­от­вет­ству­ет MgCO3?

 

6.Мас­со­вая доля кис­ло­ро­да в суль­фа­те алю­ми­ния равна

1) 4,7% 2) 12,8% 3) 56,1% 4) 16,0%

 

7.На какой диа­грам­ме рас­пре­де­ле­ние мас­со­вых долей эле­мен­тов со­от­вет­ству­ет CaCO3?

 

8.Мас­со­вая доля серы в суль­фатe же­ле­за (III) равна

1) 24,0% 2) 32,0% 3) 8,0% 4) 33,3%

 

9.Мас­со­вая доля уг­ле­ро­да в кар­бо­на­те ам­мо­ния равна

1) 14,6% 2) 8,3% 3) 4,2% 4) 12,5%

 

10.На какой диа­грам­ме рас­пре­де­ле­ние мас­со­вых долей эле­мен­тов со­от­вет­ству­ет ко­ли­че­ствен­но­му со­ста­ву кар­бо­на­та цинка?

 

Ответы:

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
3 2 4 2 3 3 4 1 4 2

 

Часть 2

Задание 20 Окислитель. Восстановитель. Окислительно – восстановительные реакции

Задание № 20 направлено на проверку умения определять степень окисления химических элементов, окислитель и восстановитель, составлять электронный баланс и на его основе расставлять коэффициенты в уравнении реакции.

Перед выполнением предложенных заданий повторите:

· Окислительно - восстановительные реакции — это химические реакции, протекающие с изменением степеней окисления атомов, входящих в состав реагирующих веществ, реализующихся путём перераспределения электронов между атомом-окислителем и атомом-восстановителем.

Алгоритм действий выглядит следующим образом:

· Вычисляем изменение степени окисления каждого элемента в уравнении химической реакции;

· Выбираем только те элементы, которые поменяли степень окисления;

· Для найденных элементов составляем электронный баланс, заключающийся в подсчете количества приобретенных или отданных электронов;

· Находим наименьшее общее кратное для переданных электронов;

· Полученные значения и есть коэффициенты в уравнении (за редким исключением).

 

Задание

1. Используя метод электронного баланса, расставьте коэффициенты в уравнении реакции, схема которой:

                    Сu2O + H2SO4 = CuSO4+ SO2 + H2O

Определите окислитель и восстановитель.

Решение:

1. Cu+1 – 1e→ Cu+2     ½1                   Cu +1 - восстановитель

        S+6 + 2e→ S+4        | 2          S+6 - окислитель

                     С u2O + 3H2SO4 = 2CuSO4+ SO2 + 3H2O

 

Тренировочные задания

1.   Используя метод электронного баланса, расставьте коэффициенты в уравнении реакции, схема которой дана.

       P +HNO3 →H3PO4 + NO2 + H2O

Определите  окислитель и восстановитель.     

2. Используя метод электронного баланса, расставьте коэффициенты в уравнении реакции, схема которой дана.

             Zn + H2SO4→ ZnSO4+ H2S + H2O

Определите окислитель и восстановитель.     

3  Используя метод электронного баланса, расставьте коэффициенты в уравнении реакции, схема которой дана.

             FeO + HNO3  → Fe (NO3)3 + NO + H2O

     Определите  окислитель и восстановитель.     

4. Используя метод электронного баланса, расставьте коэффициенты в уравнении реакции, схема которой дана.

                KI + Cu(NO3)2 → CuI + I2 + KNO3

Определите  окислитель и восстановитель.     

5. Используя метод электронного баланса, расставьте коэффициенты в уравнении реакции, схема которой дана.

            Mg +H2SO4→ MgSO4 + H 2S + H2O

Определите  окислитель и восстановитель.    

6. Используя метод электронного баланса, расставьте коэффициенты в уравнении реакции, схема которой дана.

                  SO2 + H2S→ S + H2O

Определите  окислитель и восстановитель.    

7.  Используя метод электронного баланса, расставьте коэффициенты в уравнении реакции, схема которой дана.

                    Al + Cr2O3 → Al2O3 + Cr

Определите  окислитель и восстановитель.     

8.  Используя метод электронного баланса, расставьте коэффициенты в уравнении реакции, схема которой дана.

                     HI + H2SO4 → I2 + H2S + H2 O

Определите  окислитель и восстановитель.     

9.   Используя метод электронного баланса, расставьте коэффициенты в уравнении реакции, схема которой дана.                    

                     P + HNO3→ H3PO4 + NO2 + H2O

Определите  окислитель и восстановитель.     

10. Используя метод электронного баланса, расставьте коэффициенты в уравнении реакции, схема которой дана.

             HCl + MnO2→MnCl2 + Cl2 + H2O

Определите  окислитель и восстановитель.     

 

Ответы:

2.    P 0 – 5e→ P+5     ½1                   P 0 - восстановитель

  N+5 + 1e→ N+4 | 5              N+5 - окислитель

              P + 5 HNO 3 = H 3 PO 4 + 5 NO 2 + H 2 O

2. Zn0 – 2e → Zn+2  ½ 4               Zn0 - восстановитель

S+6 + 8e → S-2      ½1                S+6    - окислитель

              4Zn + 5H2SO4= 4ZnSO4+ H2S + 4H 2O

3.  N +5 + 3e → N +2 ½ 1               N +5 - окислитель

  Fe +2 - 1e → Fe +3 ½ 3        Fe +2 - восстановитель

              3FeO +10HNO3  = 3 Fe (NO3)3 + NO + 5H2O

4.    Cu+2 +1e → Cu+1 ½ 2              Cu+2 - окислитель

   2I-1 -2e → I20 ½ 1                I-1 - восстановитель

              4KI + 2Cu(NO3)2 = 2CuI + I2 + KNO3

5.   Mg 0 -2e → Mg+2 ½ 4                Mg 0 - восстановитель

  S +6 +8e →S-2    ½ 1                 S +6 - окислитель

              4Mg +5H2SO4= 4 MgSO4 + H2S +4H2O

6.   S+4 +4e → S0 ½ 1               S+4 - окислитель

S-2 -2e → S 0      ½ 2               S-2 - восстановитель

              SO2 +2H2S = 3S + 2H2O

7.  Al 0 - 3e → Al +3 ½ 1               Al 0 – восстановитель

Cr +3 +3e → Cr0 ½ 1               Cr +3 - окислитель

              2 Al + Cr 2 O 3 = Al 2 O 3 + 2 Cr

8.  S+6 +8e → S -2 ½ 1                S+6 - окислитель

2I-1 -2e → I02    ½ 4                I-1 - восстановитель

              8HI + H2SO4 = 4I2 + H2S +4H2O

9.   P 0 -5e → P +5   ½ 1                P 0 - восстановитель

N +5 +1e → N +4 ½ 5         N +5 - окислитель

              P +5HNO3 = H3PO4 + 5NO2 + H2O

10. Mn+4 +2e → Mn +2 ½ 1                Mn+4 - окислитель

2Cl -1 -2e → Cl20½ 1        Cl -1  - восстановитель

             4HCl + MnO2= MnCl2 + Cl2 + 2H2O

Задание 21. Взаимосвязь различных классов неорганических веществ. Реакции ионного обмена и условия их осуществления.

Задание № 21 направлено на проверку умения составлять реакции на взаимосвязь различных классов неорганических веществ, составлять реакции ионного обмена, записывать полное и сокращенное ионное уравнение.

Перед выполнением предложенных заданий повторите:

теоретический материал задания № 11

 

Задание

1. Дана схема превращений:

Cu → CuCl2 → Cu(NO3)2 →(t0) X

Напишите молекулярные уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить указанные превращения. Для второго превращения составьте сокращённое ионное уравнение реакции.

Ответ:

1. Cu + Cl2 =CuCl2

2. CuCl2 + 2 AgNO3 = 2AgCl↓ + Cu(NO3)2

3. 2Cu(NO3)2 = 2CuO + 4NO2↑ + O2

4. Для второй реакции составлено сокращенное ионное уравнение          Cl- + Ag+ = AgCl↓

 

Тренировочные задания

1. Дана схема превращений:

Напишите молекулярные уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить указанные превращения. Для первого превращения составьте сокращённое ионное уравнение реакции.

2. Дана схема превращений:

Напишите молекулярные уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить указанные превращения. Для второго превращения составьте сокращённое ионное уравнение реакции.

3. Дана схема превращений:

Напишите молекулярные уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить указанные превращения. Для третьего превращения составьте сокращённое ионное уравнение реакции.

4. Дана схема превращений:

Напишите молекулярные уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить указанные превращения. Для третьего превращения составьте сокращённое ионное уравнение реакции.

5. Дана схема превращений:

Напишите молекулярные уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить указанные превращения. Для первого превращения составьте сокращённое ионное уравнение реакции.

6. Дана схема превращений:

Напишите мо­ле­ку­ляр­ные урав­не­ния реакций, с по­мо­щью ко­то­рых можно осу­ще­ствить ука­зан­ные превращения. Для тре­тье­го пре­вра­ще­ния со­ставь­те сокращённое ион­ное урав­не­ние реакции.

7. Дана схема превращений:

Напишите молекулярные уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить указанные превращения. Для третьего превращения составьте сокращённое ионное уравнение реакции.

8. Дана схема превращений:

На­пи­ши­те молекулярные урав­не­ния реакций, с по­мо­щью которых можно осу­ще­ствить указанные превращения. Для пер­во­го превращения со­ставь­те сокращённое ион­ное уравнение реакции.

9. Дана схема превращений:

Напишите мо­ле­ку­ляр­ные уравнения реакций, с по­мо­щью которых можно осу­ще­ствить указанные превращения. Для тре­тье­го превращения со­ставь­те сокращённое ион­ное уравнение реакции.

10. Дана схема превращений:

Напишите молекулярные уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить указанные превращения. Для второго превращения составьте сокращенное ионное уравнение реакции.

 

Ответы:

Задание 1.

1) Na2S + FeCl2 = 2NaCl + FeS↓

2) FeS + 2HCl = H2S↑ + FeCl2

3) 2H2S + 3O2 = 2SO2↑ + 2H2O

4) Составим сокращенное ионное уравнение Fe2+ + S2- = FeS↓

 

Задание 2.

1) BaO + 2HCl = BaCl2 + H2O

2) BaCl2 + Na2CO3 = BaCO3↓ + 2NaCl

3) BaCO3 + 2HNO3 = Ba(NO3)2 + CO2↑ + H2O

4) Составим сокращенное ионное уравнение Ba2+ + CO32- = BaCO3

 

Задание 3.

1) FeCl3 + 3NaOH = Fe(OH)3↓ + 3NaCl

2) Fe(OH)3 + 3HBr = FeBr3 + 3H2O

3) FeBr3 + 3KOH = Fe(OH)3↓ + 3KBr

4) Составим сокращенное ионное уравнение Fe3+ + 3OH- = Fe(OH)3

 

Задание 4.

1) 4FeS2 + 11O2 = 2Fe2O3 + 8SO2

2) SO2 + H2O = H2SO3

3) H2SO3 + CaO = CaSO3↓ + H2O

4) Составим сокращенное ионное уравнение H2SO3 + CaO = CaSO3↓ + H2O

 

Задание 5.

1) FeCl2 + 2KOH = Fe(OH)2↓ + 2KCl

2) Fe(OH)2 + H2SO4 = FeSO4 + 2H2O

3) FeSO4 + Zn = ZnSO4 + Fe

4) Составим сокращенное ионное уравнение Fe2+ +2OH- = Fe(OH)2

 

Задание 6.

1) 2Na + O2 = Na2O2

2) 2Na2O2 + 2H2O = 4NaOH + O2

3) 3NaOH + H3PO4 = Na3PO4 + 3H2O

4) Составим сокращенное ионное уравнение H3PO4 + 3OH- = PO43- + 3H2O

 

Задание 7.

1) 4NO2 + O2 + 2H2O = 4HNO3

2) HNO3 + NH3 = NH4NO3

3) 2NH4NO3 + Ca(OH)2 = 2NH3↑ + Ca(NO3)2 + 2H2O

4) Составим сокращенное ионное уравнение NH4+ + OH- = NH3↑+ H2O

 

Задание 8.

1) Al(NO3)3 + 3NaOH = Al(OH)3↓ + 3NaNO3

2) 2Al(OH)3 = Al2O3 + 3H2



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-11; просмотров: 111; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.247.31 (0.311 с.)