Критерии № 1 и № 2 являются основными. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Критерии № 1 и № 2 являются основными.



Чтобы получить «зачет» за итоговое сочинение необходимо получить «зачет» по критериям № 1 и № 2 (выставление «незачета» по одному из этих критериев автоматически ведет к «незачету» за работу в целом), а также дополнительно «зачет» по одному из других критериев.

Критерий № 1 «Соответствие теме»

Данный критерий нацелен на проверку содержания сочинения.

Участник должен рассуждать на предложенную тему, выбрав путь ее раскрытия (например, отвечает на вопрос, который поставлен в теме, или размышляет над проблемой, которая была предложена и т.п.).

«Незачет» ставится только в том случае, если сочинение не соответствует теме или в нем не прослеживается конкретной цели высказывания, то есть коммуникативного замысла. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».

Критерий № 2 «Аргументация. Привлечение литературного материала»

Данный критерий нацеливает на проверку умения строить рассуждение, доказывать свою позицию, подкрепляя аргументы примерами из литературного материала. Можно привлекать художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику, произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров), другие источники отечественной или мировой литературы (достаточно опоры на один текст).

«Незачет» ставится при условии, если сочинение написано без опоры на литературный материал, или в нем существенно искажено содержание выбранного текста, или литературный материал лишь упоминается в работе (аргументы примерами не подкрепляются). Во всех остальных случаях выставляется «зачет».

Критерий № 3 «Композиция и логика рассуждения»

Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему. Участник должен выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами.

«Незачет» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».

Критерий № 4 «Качество письменной речи»

Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения. Участник должен точно выражать мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употреблять термины.

«Незачет» ставится при условии, если низкое качество речи (в том числе речевые ошибки) существенно затрудняет понимание смысла сочинения. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».

Критерий № 5 «Грамотность»

Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника. «Незачет» ставится при условии, если на 100 слов приходится в сумме более пяти ошибок: грамматических, орфографических, пунктуационных (49, http://fipi.ru/sites/default/files/document/2018/4._kriterii_ocenivaniya_it._soch._izl.pdf).

 

Приложение Б

Комментарии к открытым

Тематическим направлениям

тем итогового сочинения 2019/20 учебного года

    Размещены в Методических рекомендациях для экспертов, участвующих в проверке итогового сочинения (изложения), в 2019/2020 учебном году (Приложение 8 к письму Рособрнадзора от 24.09.2019 No 10-888)

№ п/п Тематическое направление Комментарий
1 «Война и мир» – к 150-летию великой книги Темы, которые связаны с данным направлением, предполагают попытку осмысления важнейших исторических и нравственно - философских уроков знаменитой толстовской эпопеи. Опираясь на духовный опыт, который воплощён в великой книге, важно поделиться собственными размышлениями о вечном стремлении человека к миру и гармонии, о неоднозначных причинах разлада и поисках согласия между людьми в семейных и социальных отношениях, о многозначности понятий «война» и «мир» и их сложном соотношении, о природе подлинного героизма и подлиннного патриотизма, а также о других вечных проблемах, неизменно находящих отклик в литературных произведениях.
2 Надежда и отчаяние В широком мировоззренческом аспекте понятия «надежда» и «отчаяние» могут быть соотнесены с выбором активной или пассивной жизненной позиции по отношению к несовершенствам окружающей действительности. Надежда помогает человеку выстоять в тяжелых жизненных ситуациях, толкающих к отчаянию и вызывающих ощущение безысходности. Многие литературные герои оказываются перед трудным выбором: проявить слабость и сдаться на волю сложившихся обстоятельств или бороться с ними, не теряя веры в окружающих людей и собственные силы, добро и справедливость. Проиллюстрировать проявления этих разных жизненных позиций можно, обратившись к произведениям отечественной и зарубежной литературы.
3 Добро и зло Извечный конфликт между добром и злом составляет основу большинства сюжетов мировой литературы и фольклора, воплощается в произведениях всех видов искусства. Вечное противостояние двух полюсов человеческого бытия находит свое отражение в нравственном выборе героев, в их мыслях и поступках. Познание добра и зла, определение границ между ними является неотъемлемой частью всякой человеческой судьбы. Преломление читательского опыта ученика в этом ракурсе даст необходимый материал для раскрытия любой из тем указанного направления.
4 Гордость и смирение Данное направление предполагает осмысление таких понятий как «гордость» и «смирение» в философском, историческом и нравственном аспекте с учетом многозначности их смысла у людей разных национальностей и религиозных убеждений. Понятие «гордость» может быть осмыслено как в позитивном ключе (чувство собственного достоинства), так и в негативном (гордыня); понятие «смирение» – как рабская покорность или как внутренняя сила, непозволяющая отвечать агрессией на агрессию. Выбор тех или иных смысловых аспектов, а также примеров из литературных произведений остаются за автором сочинения.
5 Он и она Взаимоотношения между мужчиной и женщиной, как в личной, так и в социальной сфере, всегда волновали отечественных и зарубежных писателей, публицистов, философов. Темы сочинений данного направления дают возможность рассмотреть разные проявления этих отношений: от дружбы и любви до конфликта и обоюдного неприятия. Предметом размышления может стать и многообразие взаимоотношений мужчины и женщины в социальном, культурном, семейном контексте, включая духовные связи между ребенком и родителями. Обширный литературный материал содержит примеры осмысления тончайших нюансов духовного сосуществования двух миров, именуемых «он» и «она».

 

 [http://fipi.ru/ege-i-gve-11/itogovoe-sochinenie]

 

Приложение В

Работа по написанию сочинений различных жанров в 9 «А» классе

ТЕМА ВИДЫ РАБОТЫ
Формы сочинений по композиции: - сочинение-описание по воображению и памяти; Устное рисование (сочинение-описание по картине) Левитана «Большая вода». Подборка музыкальных произведений к картинам Левитана. Сочинение-миниатюра с описанием образов, которые были навеяны музыкой П.И.Чайковского. Лексическая работа, необходимая при описании состояния природы (облака, луч солнца, тучи, звук, тишина), музыкального произведения (мелодия, звук),человека. Словарная работа, работа со словарями различного вида (словарь синонимов (эпитеты), антонимов и т.д.). Статьи искусствоведов и знакомство с ними. Путешествие «Заочная экскурсия по залам Эрмитажа» с использованием кинофильма. Написание сочинения-рассуждения по заочной экскурсии.
- сочинение-описание по картине (психологический портрет); Сочинение-описание по картине Рембранта «Возвращение блудного сына». Индивидуальные сообщения о «Джоконде» Леонардо да Винчи. Написание сочинения-рассуждения «Чему улыбается Джоконда».
- рассказ; Выразительное чтение юмористических рассказов Чехова и определение идеи, структуры рассказа (экспозиция, завязка, кульминация, развязка). Составление алгоритма работы над рассказом. Создание рассказа по одной из пословиц.
- о книге; Беседа по наводящим вопросам. Создание домашнего сочинения о любимой книге по составленному в классе плану.
- рецензия на книгу. Толкование слова «рецензия». Работаа со словарём. Составление алгоритма написания рецензии. «Я — редактор». Редактирование рецензий, которые предлагает учитель. Написание рецензии на одно из произведений научно-популярной литературы.
Знакомство с терминами «градация», «аннотация» и её компоненты. Упражнения для тренировки и отработки данных понятий.
Виды очерков. Портретный очерк. Словарная работа с лексикой, которая характеризует ум, характер, душу, походку, поступки человека, круг его увлечений, профессию, отношение к окружающим. Подбор материала к очерку (психологическому портрету). Написание сочинения-миниатюры о герое будущего очерка «За работой», «За любимым занятием», «Главное дело жизни». Написание очерка об известных учительских династиях для школьного музея.
Стили речи (обобщение и углубление изученного): -разговорный; -научный; -официально-деловой; -публицистический; -художественный. Практическая работа по составлению словаря диалектных особенностей разговорной речи жителей нашего города. Тренировочные упражнения на развитие памяти. Написание по памяти научных определений с последующей проверкой самих себя по учебнику с комментированием их строения. Написание автобиографии. Сочинение-рассуждение о милосердии. Сочинение на свободную тему «Я люблю…»

 

Приложение Г

Работа по написанию сочинений различных жанров

в 10 «А» и 11 «А»

ТЕМА ВИДЫ РАБОТЫ
1.Повторение изученного за курс основной школы: а) Текст. Строение текста; б) Основные виды переработки текста: · абзац, · типы речи, · план, · тезисы, · выписки, -конспект, реферат, - аннотация. В) Оценка текста. Рецензирование. Г) Стили речи: -публицистический, -научный, -деловой, -разговорный, -художественный. Упражнения для тренировки, носящие диагностический (с целью выявления знаний, умений и навыков учащихся), корректирующий и развивающий характер. Составление рецензий и проверка рецензий одноклассников. Лексическая работа, характерная для того или иного стиля.
2. Расширение и углубление имеющихся понятий. Публицистический стиль и его жанры: -путевой очерк, -портретный очерк, проблемный очерк, -сочинение-эссе. Упражнения для формирования навыков составления плана, сбора материала и написания сочинений данных жанров.
3.Обобщение и систематизация приобретённых знаний. Работа по написанию сочинений-рассуждений в жанрах путевого, портретного и проблемного очерков; сочинения –эссе. Написание сочинений по личным впечатлениям и с опорой на жизненный опыт и литературные произведения. «Проба пера» – участие в школьных, городских и областных конкурсах сочинений.

Приложение Д

ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ ФАКУЛЬТАТИВНЫХ ЗАНЯТИЙ:

Класс

- Связная речь. Как сделать её такой?

- Работа с высказыванием Ф.Бекона: «Чтение делает человека знающим, беседа – находчивым, а привычка записывать – точным».

- Ракурсы и экскурсы: от литературы к жизни.

- Работа «Правильный черновик».

- Как правильно выбрать тему. Критерии выбора темы.

- Магия названия.

- Какова роль эпиграфа в сочинении.

- Искусство — уметь слушать себя.

- Самое главное в сочинении.

- Польза красной строки.

- Цитаты в сочинении и их количество.

- Любимый жанр сочинения.

- Типичные ошибки в сочинениях.

- Алгоритм проверки написанного.

- Умение анализировать сделанные ошибки.

Класс

- Правила работы с теоретико-литературным материалом.

- Как найти «свой» жанра.

- Единство стиля в сочинении.

- Сочинение – анализ лирического произведения. Научимся?

- Сочинение-анализ эпизода. (Из опыта написания сочинения).

- Идеальное сочинение бывает? Сочинение – эталон.

- Из разряда «трудных»: трудный жанр рецензии.

- Сочинение, построенное на требованиях раскрыть личное отношение к произведению, его герою.

- Легко или трудно? Сочинение на свободную тему. Лёгкая видимость и сложная действительность таких работ.

- Жизненный опыт и литературный материал, используемые в сочинениях на свободную тему.

- Творим везде. Создаём сочинение на уроке, дома, на вступительном экзамене.

- Сочинения по типу научности и художественности.

- Сочинения в стихотворной форме.

- Совершенствование уже написанного.

 

 

Приложение Е



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 191; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.6.77 (0.025 с.)