Лукъянчикова марина николаевна 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лукъянчикова марина николаевна



ЛУКЪЯНЧИКОВА МАРИНА НИКОЛАЕВНА

ИТОГОВОЕ СОЧИНЕНИЕ ПО ЛИТЕРАТУРЕ КАК МЕТОДИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

(магистерская диссертация)

Квалификация - магистр

Направление подготовки - 44.04.01 Педагогическое образование

Направленность - Филологическое образование

Форма обучения - заочная

РУКОВОДИТЕЛЬ __________                    д.п.н., проф. И.Е. Брякова

«___»_____________2019 г.

Нормоконтроль пройден______           д.филол.н., проф. С.М. Скибин

 «_____» ______________2019 г.

ДОПУЩЕНА К ЗАЩИТЕ

Зав.кафедрой литературы, журналистики и методики преподавания литературы __________д.филол.н., проф. С.М.Скибин____________________

«_____» ______________2019 г.

Оренбург, 2019

Оглавление

Введение.................................................................................................... 4

Глава 1. Итоговое сочинение в школе: история и современность... 11

1.1. Школьное сочинение по литературе. Исторический аспект............ 11

1.2. Система письменных работ по литературе как подготовка к выпускному сочинению по литературе................................................................................. 21

1.3. Проблемы возврата выпускного сочинения в школу.................... 29

Глава 2. Система работы в школе по подготовке к итоговому сочинению 36

2.1. Обучение созданию письменного высказывания на заданную тему как обязательное условие подготовки к итоговому сочинению............................ 36

2.2. Система работы в основной школе по подготовке к итоговому сочинению..................................................................................................................42

2.3. Система работы в старшей школе по подготовке к итоговому сочинению..................................................................................................................51

Заключение............................................................................................. 58

Список литературы.......................................................................................62

Приложение

Приложение А Критерии оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования................................................................................................................68

Приложение Б Комментарии к открытым тематическим направлениям тем итогового сочинения 2019/20 учебного года …..................................................... 71

Приложение В Работа по написанию сочинений различных жанров в 9 «А» классе..................................................................................................................75

Приложение Г Работа по написанию сочинений различных жанров...

в 10 «А» и 11 «А» классах..............................................................................78

Приложение Д Примерные темы факультативных занятий........................................................................................................................80

Приложение Е Диагностические работы по литературе для учащихся

10-11 классов...................................................................................................82

Приложение Ж Сводная таблица результатов написания итогового сочинения...................................................................................................................89

 

Введение

 

Данная работа посвящена проблемам и методике подготовки учащихся к итоговому сочинению по литературе.

Как и в самoй жизни, в современном шкoльнoм литературнoм oбразoвании cлoвo является для ученика главным средствoм выражения мыслей и чувств, своей читательской и жизненной позиции, мировоззрения, то есть основным инструментом самореализации личности в общении с людьми и искусством, универсальным средством освоения культуры. Чрезвычайно актуальной определённой проблемой сегодня является проблема развития у читателя-школьника потребности и умения отвечать на прочитанное произведение текстом.

Чтение художественного произведения как «труд и творчество» (В. Ф. Асмус) всегда диалогично и призывает читателя к ответу и ответственности, и именно поэтому творческие работы по литературе являются неотъемлемой частью системы литературного развития читателя-школьника. Современная методическая наука включает в это понятие продукты интерпретационной деятельности учащихся, воплощенные в текстах, и, прежде всего, в словесном. При этом творческие работы рассматриваются в методике не только как результат, но и как действенный пусть воспитания читателя.

Проблема творческих работ по литературе в методической традиции обозначилась как проблема школьного сочинения. Итоговое сочинение вернулось в школу в декабре 2014 года и обозначило круг актуальных проблем, которые мы выделили в работе.

Актуальность данного исследования обусловлена тем, что экзаменационная работа для выпускников – итоговое сочинение – не является сочинением по литературе, а носит надпредметный характер. Школьное сочинение на литературно-критическую тему уже много лет не является формой итогового контроля и лишь частично входит в состав заданий ЕГЭ по литературе. Поэтому создание сочинения на публицистическую тему с привлечением литературного материала сегодня представляет значительную трудность для выпускников.

Проблема исследования - методика подготовки обучающихся к итоговому сочинению по литературе.

Степень изученности проблемы исследования. Данному вопросу посвящен ряд исследований. Вопросам методики написания сочинения как методической проблеме посвящены работы В. В. Голубкова, Т. Г. Браже, лучшие методические работы В. Я. Стоюнина, В. П. Острогорского, А. Д. Алферова, М. А. Рыбниковой, Н. В. Беляевой и других русских педагогов-словесников.

Непосредственным изучением смыслового и других видов чтения посвящены научные изыскания В.Я. Коровиной, Н.В. Колокольцева, С.А. Леонова, Ю.А. Озерова, В.И. Капинос, Н.Л. Карнаух, Е.С. Романичевой, И. В. Сосновской, Е. Р. Ядровской, О. В. Богдановой, В. Г. Маранцмана и др.

В разрезе изучения данной проблематики важным аспектом выступает исследование общих периодов психического развития школьников, которые наиболее убедительно представлены в работах Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, А. Валлона, В. В. Давыдова и др.

Противоречия - каждый школьник пишет итоговое сочинение, однако не все обучающиеся владеют связной письменной речью на достаточном уровне;

- в итоговом сочинении надо показать умение обобщать и делать выводы, умозаключения по теме, однако школьники затрудняются в понимании заданных границ темы сочинения;

- в сочинении необходимо определить тезис и систему доказательств (аргументов) - обучающиеся затрудняются в выделении главного;

 - в сочинение следует включить анализ одного художественного текста - школьники недостаточно начитаны и затрудняются в привлечении текста к анализу.

Выше обозначенные противоречия определили актуальность исследования и тему - Итоговое сочинение по литературе как методическая проблема.

Цель исследования – обобщить методику подготовки обучающихся к итоговому сочинению, выявить наиболее эффективные методы подготовки. Объект исследования – пропедевтическая подготовка учащихся к итоговому сочинению по литературе.

Предмет исследования – смысловое чтение и разбор текстов-образцов как методы подготовки к итоговому сочинению.

Гипотеза исследования - успешное развитие письменной и устной речи школьников, а, следовательно, и успешная подготовка к итоговому сочинению станет возможной при условии грамотно организованной совместной деятельности учителя и учащихся, если:

- будет организована система работы учителя и обучающихся в данном направлении в основной школе;

- будет организована система работы учителя и обучающихся в данном направлении в старшей школе;

- наряду с традиционными сочинениями-рассуждениями, развёрнутыми письменными ответами на вопросы учитель будет использовать в своей работе нетрадиционные виды письменных работ

- если в работе учителя-словесника будут использованы такие методы, как смысловое чтение и разбор текстов-образцов.

Поставленная в работе цель определила следующие задачи исследования:

1) дать определение сочинению как виду письменной школьной работы и изучить проблему школьного сочинения на разных исторических этапах развития методики преподавания литературы.

2) Определить, что представляет собой итоговое сочинение и какие образовательные результаты ФГОС оно реализует.

3) Определить круг проблем и сложностей, с которыми сталкиваются выпускники при написании итогового сочинения, и наметить пути их решения.

4) Рассмотреть развитие речи учащихся как главный компонент подготовки к итоговому сочинению по литературе.

5) Рассмотреть на практике эффективность методов смыслового чтения и разбора текстов-образцов как пропедевтической подготовки к итоговому сочинению.

Методологической основой исследования являются идеи:

 - системного подхода (В.П. Беспалько, Ю.Г. Татур, Э.Г. Юдин), позволяющего обеспечить изучение проблемы с позиций многообразия факторов и условий;

- деятельностного подхода (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов), поскольку деятельность играет ведущую роль в процессе развития личности.

Теоретической основой исследования послужили:

 - концепции творческого развития личности в образовательном процессе (В.И. Андреев, Т.Г. Браже, Л.С. Выготский и др.)

- методические концепции развития литературно-творческих способностей личности, связанные:

- с литературным творчеством школьников (Н.В. Беляева, И.Е. Брякова, Т.А. Ладыженская, С.А. Леонов, В.Г. Маранцман, Н.М. Свирина и др.);

- с обучением учащихся написанию сочинений разных жанров (В.Я. Коровина, Н.В. Колокольцев, С.А. Леонов, Ю.А. Озеров, В.И. Капинос, Н.Л. Карнаух, Е.С. Романичева, И. В. Сосновская, И.В. Щербина, Е.Р. Ядровская и др.);

- учебные пособия по подготовке к итоговому сочинению по литературе (Н. В. Беляева, Т. О. Скиргайло и др.);

- исследования жанрового своеобразия сочинений по методическим пособиям Власенкова А. И., Текучёва А. В., Ладыженской Т. А., Орлова Б. А., Морозова Н. П., Крундышева А. А., Капинос В. И., Сергеевой Н. Н., Соловейчик М. С., Дейкиной А. Д., Лидман-Орловой Г. К., Никитиной Е. И., Алексеевой Т. В.;

- работы, посвященные исследованию написания итогового сочинения по литературе (Н.В. Беляева, Е. Р. Ядровская, И. Е. Брякова и др.);

- исследования в сфере развития речи (М. А. Рыбникова, Т.Г. Браже, В.Я. Коровина и др.).

Методы исследования: в соответствии с поставленной целью и задачами в работе использован комплексный метод исследования, включающий анализ теоретической литературы по изучаемым проблемам; анализ учебных пособий с целью выявления заданий, готовящих к итоговому сочинению; метод обучающего эксперимента.

Теоретическая значимость исследования заключается в обобщении теоретических знаний по подготовке обучающихся к итоговому сочинению по литературе.

Практическая значимость исследования состоит в том, что оно может быть использовано школьниками для совершенствования устной и письменной речи, учителем русского языка и литературы для объяснения тем и проведения уроков развития речи, материалы исследования могут быть использованы для подготовки к уроку, итоговому сочинению, экзаменам.

Основные положения, выносимые на защиту:

    Развитие устной и письменной речи школьников – одно из главных направлений в методике преподавания литературы.

- Содержание и методика работы по развитию навыков письменной речи должны быть направлены на развитие у обучающихся различных видов речевой деятельности, обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических средств для свободной передачи мыслей, чувств и эмоций и создания текстов устной и письменной речи.

- Методика работы по формированию навыка написания сочинения в процессе формирования коммуникативной компетенции обучающихся должна быть направлена на формирование навыков различных видов чтения, в том числе и смыслового чтения, и практическую проработку этих навыков путем использования активных и интерактивных методов обучения, работы с текстами - образцами.

- Система письменных работ в основной школе по подготовке к итоговому сочинению.

 - Система письменных работ в старшей школе по подготовке к итоговому сочинению.

- Критерии оценивания итогового сочинения по литературе.

Экспериментальная база исследования: Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №88» г.Оренбурга

Этапы работы:

1 этап: Информационно-поисковый (ноябрь – декабрь 2017 г.), в ходе которого изучались труды современных российских ученых, проводивших исследования в области написания итогового сочинения по литературе, научная и учебная литература, публикации в профессиональных изданиях. Это и позволило нам сформулировать проблему работы, выявить цель, объект и предмет, составить план.

2 этап: Организационно-деятельностный (май – июнь 2018 г.), в ходе которого проводилось обобщение материала, который был получен при анализе литературы, а также в процессе прохождения производственной (педагогической) практики.

3 этап: Обобщающий (октябрь – декабрь 2019 г.), в ходе которого обрабатывались и систематизировались полученные результаты. Был проведен анализ практических работ обучающихся, разработана методика обучения навыку написания итогового сочинения. Уточнялись выводы исследования. Работа оформлялась в виде магистерской диссертации.

Структура работы: магистерская диссертация состоит из введения, двух глав: теоретической и практической, экспериментальной работы, списка используемой литературы, насчитывающего шестьдесят два источника и семи приложений.

 

 

 

 

Надежда и отчаяние

Добро и зло

Гордость и смирение

Он и она

[ http://fipi.ru/ege-i-gve-11/itogovoe-sochinenie ]

Чтобы поставить проблему должна осуществляться опора на принцип посильности, ясности и точности, это и являлось главным при разработке тем итогового сочинения. Это выразилось в том, что в темах не используются узкие формулировки и не указываются конкретные тексты, что позволяет выпускникам самостоятельно выбирать литературный материал, на который они будут опираться в своих рассуждениях. Вместе с тем, в нормативных документах указано, что опора на литературное произведение подразумевает не только ссылку на название текста и его автора, но и обращение к произведению на уровне аргументации, использования примеров, связанных с его тематикой и проблематикой, системой персонажей и т.д. [49, с. 14]

Из всего вышесказанного следует, что, размышляя над темами сочинений, выпускник должен хорошо знать смысл философских и нравственно-психологических понятий, которые встречаются в формулировках тем, например, измена, прощение, равнодушие, отзывчивость, счастье, горе, смелость, трусость, человек, общество, чему помогает обращение не только к толковым словарям русского языка, но и к психологическим и философским словарям.

Кроме того, создавая собственный текст с привлечением литературного материала, выпускник должен показать такие метапредметные результаты обучения, как умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своего «я», владение устной и письменной речью.

Однако главным, по мнению Н. В. Беляевой, метапредметным результатом, к которому должен прийти учащийся, является умение смыслового чтения, чему способствует ранняя подготовка к итоговому сочинению. Более подробно о смысловом чтении мы поговорим во второй главе нашей работы.

Выше мы рассмотрели, на наш взгляд, самые важные результаты ФГОС ООО, которые реализуются на итоговом сочинении. Но планируемые метапредметные результаты шире представленных нами. И помимо них, на итоговом сочинении реализуются личностные и предметные результаты, кратко рассмотрим их. 

I. Личностные результаты:

1. Уважение к историческим символам и памятникам отечества, ценностного отношения к достижениям и традициям своей родины и культуры своего народа (патриотическое воспитание и формирование российской идентичности);

2. Осознание необходимости следования в повседневной практике эстетическим ценностям, соответствующим культурным традициям (приобщение к культурному наследию).

II. Метапредметные результаты:

1. Умение самостоятельно определять цели и составлять планы деятельности, осуществлять и корректировать их;

2. Готовность к самостоятельному поиску решения практических задач;

3. Владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов;

4. Владения языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать мысли, использовать адекватные языковые средства.

III. Предметные результаты:

1. Применение знаний о нормах русского литературного языка в речевой практике;

2. Владение навыками самооценки на основе наблюдений за собственной речью;

3. Владение умением представлять тексты в виде сочинений различных жанров;

4. Знание содержания произведений русской и мировой литературы;

5. Способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы, выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных письменных высказываниях;

6. Владение навыками анализа художественных произведений, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания.

Таким образом, мы видим, что итоговое сочинение по литературе направлено на реализацию планируемых ФГОС ООО образовательных результатов, чему способствует пропедевтическая подготовка учащихся, начиная со средней школы.

В данном параграфе мы рассмотрели, что представляет собой итоговое сочинение, его структуру, определили цели итогового сочинения, выявили его важнейшие характеристики. Также нами были определены личностные, предметные и метапредметные результаты ФГОС ООО, которые реализуются на итоговом сочинение. Теперь нам необходимо рассмотреть, как оценивается итоговое сочинение, и в связи с этим, с какими проблемами и сложностями можно столкнуться при его написании.

Заключение

В данной работе мы рассмотрели проблемы и методику подготовки учащихся к итоговому сочинению по литературе. Развитие речи - это ключевое направление в обучении и развитии компетенций. Коммуникативность – базовое качество, которым должен обладать любой человек. Высокий уровень сформированности коммуникативной компетенции позволяет выстроить любое взаимодействие, общение, решать образовательные и практические задачи. В современном литературном образовании данный вид компетенции выступает также в качестве средства овладения метапредметными и предметными знаниями, умениями и навыками.

Формирование коммуникативной компетенции происходит неразрывно и параллельно с формированием устных и письменных речевых навыков. От того, насколько грамотно человек осуществляет подбор языковых средств в соответствии с речевой ситуацией, стилем речи, зависит результат речевого акта, каким может успешно выполненное задание на учебном занятии, закрепление в памяти новых знаний, социализация в коллективе.

Именно поэтому обучение и формирование навыков написания сочинения является обязательным условием формирования коммуникативной компетенции обучающихся.

Цель исследования, заключавшаяся в разработке методических приемов обучения написания итогового сочинения по литературе как части процесса формирования коммуникативной компетенции, была достигнута путем установления причинно-следственных связей по ходу проведения исследования, а также глубокого теоретического анализа, обобщения и описания личного педагогического опыта.

В соответствии с целью были определены и решены следующие задачи исследования:

В ходе решения первой задачи, включающей в себя раскрытие определения сочинения как вида письменной школьной работы и изучение проблем школьного сочинения на разных исторических этапах развития методики преподавания литературы, было раскрыто определение сочинения как жанра, установлены и изучены проблемы школьных сочинений. Коммуникативная компетенция как компетенция лингвистическая представляет собой способность решать языковые задачи в соответствии с речевой ситуацией. дать определение сочинению как виду письменной школьной работы и изучить проблему школьного сочинения на разных исторических этапах развития методики преподавания литературы.

При решении второй задачи - определить, что представляет собой итоговое сочинение и какие образовательные результаты ФГОС оно реализует - было определено, что представляет собой итоговое сочинение и какие образовательные результаты ФГОС оно реализует.

В процессе решения третьей задачи, включающей в себя о пределение круга проблем и сложностей, с которыми сталкиваются выпускники при написании итогового сочинения, и наметить пути их решения, был определен круг проблем и сложностей, с которыми сталкиваются выпускники при написании итогового сочинения, и намечены пути их решения. Характер сочинения зависит от речевой ситуации, стиля и жанра речи.

В ходе решения четвертой задачи, рассматривающей развитие речи учащихся как главный компонент подготовки к итоговому сочинению по литературе, мы рассмотрели развитие речи учащихся как главный компонент подготовки к итоговому сочинению по литературе, опираясь на работы методистов.

В ходе решения пятой задачи, рассматривающей на практике эффективность методов смыслового чтения и разбора текстов-образцов как пропедевтической подготовки к итоговому сочинению, рассмотрены на практике эффективность методов смыслового чтения и разбора текстов-образцов как пропедевтическая подготовка к итоговому сочинению.

Предложенная нами методика работы по развитию навыков написания сочинения предполагает применение в школьном образовании активных методов обучения, таких как образовательное путешествие, тренинг, кейс-метод, интерактивных (деловая игра, мозговой штурм) и других, включающих тренировку навыков письменной и устной речи, обогащение активного и потенциального словарного запаса обучающихся, расширение объема используемых в речи грамматических средств для свободной передачи мыслей, чувств и эмоций и создания текстов. Усилить отработку речевых навыков по написанию письменных работ, использованию читательского опыта, восполнить недостающие знания, на наш взгляд, возможно путем использования в учебном процессе диагностических разработок, направленных на развитие коммуникативных навыков, в том числе на создание письменного текста.

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что написание итогового сочинения по литературе является важным условием формирования коммуникативной компетенции обучающихся. Содержание и методика работы по развитию речи должны быть направлены на развитие у обучающихся различных видов речевой деятельности, обогащение активного и потенциального словарного запаса для свободной передачи мыслей, чувств и эмоций, создания текстов и включать как традиционные (теоретические), так и практические (активные и интерактивные) методы обучения.

В теоретической главе рассматривается общая характеристика сочинения по литературе как вида школьной работы; история школьного сочинения по литературе и его проблемы. Также определен статус школьного сочинения по литературе на современном этапе, установлены основные проблемы и сложности, с которыми сталкиваются учащиеся при его написании, и намечаются пути их решения. Рассматриваются критерии оценки итогового сочинения по литературе и образовательные результаты, которые оно выполняет.

Практическая глава нашего исследования посвящена непосредственно анализу методики подготовки к итоговому сочинению по литературе в школе. В этой части мы анализируем методы «смыслового чтения» и «разбора текстов-образцов» как методы пропедевтической подготовки к итоговому сочинению.

В экспериментальной работе предлагаются выводы, сделанные после проведенного эксперимента. В приложении представлены критерии оценки итогового сочинения и конспекты уроков, на которых использовались методы «смыслового чтения» и «разбора текстов-образцов».

Список литературы

 

1. Айзерман, Л.С. Сочинение о сочинениях / Л.С. Айзерман. - М.: Педагогика, 1986. - 160 с.

2. Алфёров, А.Д. Психология развития школьников [Текст]: учеб. пособ. для студ. гуманит. спец. вузов / А.Д. Алферов. – Ростов н/Д: Феникс, 2000. – 384 с. – ISBN 5-222-01226-3 (в твёрдом пер.).

3. Андреев, В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития / В.И. Андреев. - Казань: Изд-во Казанского университета, 2003. - 567с.

4. Асмус, В.Ф. Чтение как труд и творчество / В.Ф. Асмус. - М.: «Искусство», 1968. - 654 с.

5. Ачкасова, Г.Л. Диалог искусств в системе школьного литературного образования / Г.Л. Ачкасова // Автореферат докт. Пед. наук. - СПб.: РГПУ. 2000. - 35 с.

6. Балталон, Ц.П. Пособие для литературных бесед и письменных работ. — 5-е изд. — М., 1904.

7. Бахтин, М.М. Эстетика словесного творчества. — М.: Искусство, — 1979.

8. Беляева, Н.В. Итоговое сочинение: подготовка и контроль: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / Н. В. Беляева. - М.: Просвещение, 2016. - 112 с.

9. Беляева, Н.В. Пропедевтическая подготовка в основной школе к итоговому сочинению в контексте реализации метапредметных результатов ФГОС основного общего образования / Н.В. Беляева // Литература в школе. 2016. №11. - С. 22 – 26.

10. Беляева, Н.В. Проблемное поле итогового сочинения: вопросы и ответы / Н. В. Беляева // Отечественная и зарубежная педагогика. 2015. №6. -С. 120-129

11. Беньковская, Т.Е. Научные школы и направления в методике преподавания литературы в XX веке: дис. … д-ра. пед. наук. — СПб., 2007.

12. Беспалько, В.П. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов: учебно-методическое пособие / В.П. Беспалько, Ю.Г. Татур. - М.: Высш. шк., 1989. - 144с.

13. Богданова, О.Ю. Методика преподавания литературы: Учебник для студ. пед. вузов / О.Ю. Богданова, С.А. Леонов, В.Ф. Чертов; Под ред. О.Ю. Богдановой. - М.: «Академия», 1999. - 400 с.

14. Богданова, О.Ю. Развитие речи школьников в процессе изучения литературы / Методика преподавания литературы. Пособие для студентов и преподавателей в 2-х частях / под ред. О.Ю.Богдановой и В.Г.Маранмцмана. — М.: Просвещение; Владос. — 1995. — Ч. 2 — С. 206–238.

15. Браже, Т.Г. Развитие творческого потенциала учителя // Сов. Педагогика. - 1989. - № 8. - С. 89–94.

16. Браже, Т.Г., Маранцман В.Г. Искусство анализа художественного произведения в школе как методическая проблема // Искусство анализа художественного произведения: пособие для учителей. – М., 1971.

17. Брякова, И.Е. Формирование креативной компетентности студентов-филологов педагогического вуза / И.Е. Брякова. - Оренбург, Издательство ОГПУ, 2010. - 379 с.

18. Брякова, И.Е. Методика развития творческих способностей учащихся (спецсеминар-практикум). - Оренбург, 2000. - 128 с.

19. Брякова, И.Е. Методология формирования творческих способностей личности в отечественной педагогике / Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - Т. 11. - № 4. - 2009. - С. 14–17.

20. Валлон, А. Психическое развитие ребенка. - М.: Просвещение, 1967

21. Васильева, В.А. Творческие письменные работы в 5–7 классах // Творческие сочинения в V–VII классах. - Воронеж, 1956.

22. Васильева, В.В. Интерпретация в образовании / В.В. Васильева. - URL: http://psujourn.narod.ru/lib/vasilyeva9.htm

23. Волкова, О.В., Алексеева, Я.В. Итоговое сочинение по литературе / О.В. Волкова, Я.В. Алексеева. - Казань. - РИЦ «Школа», 2015. - 224 с.

24. Выготский, Л.С. Предыстория письменной речи // Антология гуманной педагогики. - М.: Издательский дом Шалвы Амонашвили, 1996. - С.154–177.

25. Выготский, Л.С. Психология исскуства. - М., 1968;

26. Голубков, В.В. Методика преподавания литературы / В.В. Голубков. - М.: Учпедгиз, 1962. - 494 с.

27. Грачёва, И.С. Уроки русской литературы: кн. для учителей и учащихся / И.С. Грачёва. - СПб.: Велень, 1993. - 351с.

28. Гринвальд-Земскова, А.М. Обучение сочинениям: 5-8 кл.: для преподавателей / А.М. Гринвальд-Земскова. - Волгоград: Учитель. 2002. - 116с.

29. Гуковский, Г.А. Изучение литературного произведения в школе: Методологические очерки о методике / Г.А. Гуковский. - Тула: Автограф, 2000. - 224с.

30. Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения. - Год: 1986 Издание: Педагогика.

31. Ефремова, Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково-образовательный. / Т.Ф. Ефремова. - М.: Рус. Яз. 2000. - 1209 с. 

32. Зинин, С.А. Школьный курс литературы в современном образовательном пространстве // Филологическая наука и школа: диалог и сотрудничество. Сборник трудов по материалам научно-методической конференции. - М., 2010.

33. Зинин, С.А. Внутрипредметные связи в изучении школьного историко-литературного курса. 2-е изд., испр. / С.А. Зинин. - М.: ООО "ТИД "Русское слово - РС", 2006. - 240с.

34. Интерпретация художественного произведения. Факультативный курс для старшеклассников и студентов: учебное пособие / под общей ред. В.Г.Маранцмана. - СПб.: САГА, 2007. - 138с.

35. Карнаух, Л.Н. Школьное сочинение: вопросы и ответы / Л. Н. Карнаух // Русская словесность. 2002. №8. - С. 9 - 12

36. Карнаух, Л.Н. Письменные работы по литературе 9-11 кл. / Л.Н. Карнаух, И.В. Щербина. - Изд-во: Дрофа, 2008. - 320с.

37. Колокольцев, Н.В. Творческая работа учащихся в процессе изучения литературы: методические рекомендации / Н.В. Колокольцев. - М.: «Просвещение», 1964. - 47 с.

38. Коровина, В.Я. Методические основы совершенствования устной речи учащихся в процессе изучения литературы в школе: автореф. дисс. … д-ра пед. наук / В.Я. Коровина. - М., 1994. - 75с.

39. Коровина, В.Я. От упражнений к системе совершенствования речи учащихся. / В.Я. Коровина. - М.: Мнемозина. - 1996. - 158с.

40. Коровина, В.Я. Уроки развития устной речи в связи с изучением русской классической литературы в 4-7 кл. / В.Я. Коровина. //Развитие речи уч-ся 4-10 кл. в процессе изучения литературы в школе: пособие для учителя / Сост. В.Я.Коровина. - М.: Просвещение, 1985. - С.63-91.

41. Леонов, С.А. Речевая деятельность на уроках литературы в старших классах: Методические приёмы творческого изучения литературы: Учебное пособие. – М., 1999.

42. Леонтьев, А.Н. "Деятельность. Сознание. Личность" Подробнее на livelib.ru: https://www.livelib.ru/author/15349/top-aleksej-leontev 14.12.2019

43. Лихачев, Д.С. Земля родная: кн. для учащихся / Д.С. Лихачев. - М.: «Просвещение», 1983. - 256 с.

44. Маранцман, В.Г. Анализ литературного произведения и читательское восприятие школьников. – Ленинград: ЛГПИ им. Герцена, 1974.

45. Методика преподавания литературы: Учебник для пед. вузов / Под ред. Богдановой О.Ю., Маранцмана В.Г. – В2 ч. Ч.1. - М., 1994.

46. Ожегов, С.И. Словарь русского языка / Под ред. Н.Ю. Шведовой. - М.: «Русский язык», 1989. 944 с.

47. Острогорский, В.П. Выразительное чтение, 8 изд., - М., 1916

48. Рыбникова, М.А. Очерки по методике литературного чтения / М.А. Рыбникова. - М.: «Просвещение», 1963. - 315 с.

49. Семинар по обсуждению результатов анализа итогового сочинения 2016-2017 учебного года и предложений по совершенствованию процедуры итогового сочинения/Федеральный институт педагогических измерений: [Электронный ресурс]. 26 января. 2018.URL:http://fipi.ru/

50. Сметанникова, Н.Н. Обучение стратегиям чтения в 5 – 9 классах: как реализовать ФГОС / Н. Н. Сметанникова. - М.: Баласс, 2011. - 128 с.

51. Сметанникова, Н.Н. Стратегиальный подход к обучению чтению (междисциплинарные проблемы чтения и грамотности). - М.: Школьная библиотека, 2005.

52. Соколов, Н.М. Устное и письменное слово учащихся / Н.М. Соколов. Ленинград: Гос из-во, 1927. - 119 с.

53. Сосновская, И.В. Методика преподавания литературы в современной школе: монография / И.В. Сосновская. – Иркутск: Изд-во ВСГАО, 2016. – 307 с.

54. Стоюнин, В.Я. О преподавании русской литературы. - 7-е изд. - СПб., 1908. - С. 77 - 90.

55. Тихомирова, И.И. Культура чтения: западные и российские традиции. http://pedagogika-cultura.narod.ru/private/Articles/N_2010-/Tihomirova_10_2.htm

56. Ушаков, Д. Толковый словарь русского языка: В 4 т. / под ред. Проф. Д. Ушакова. - М.: ТЕРРА-Книжный клуб, 2007. - 752 с.

57. Федеральный институт педагогических измерений: [Электронный ресурс]. 26 января. 2018. URL: http://fipi.ru/

58. Ядровская, Е.Р. От истории школьных письменных работ по литературе – к проблеме «возвращённого» сочинения / Е. Р. Ядровская // Филологические науки. Вопросы и теории практики. 2016. № 11. - С. 208 – 214.

59. Ядровская, Е.Р. Развитие интерпретационной деятельности читателя-школьника в процессе литературного образования (5-11 классы): монография. - СПб: ООО «Книжный Дом», 2012 (январь).

60. Ядровская, Е.Р. О критериях оценки творческих работ по литературе // Вопросы речевого развития учащихся в школе и в вузе: Сб. науч. ст. и метод. реком. - Иваново, 2007б. - С. 191-195.

61. Ядровская, Е.Р. Проблема творческих работ в школьном литературном образовании //Известия РГПУ им.А.И. Герцена, 2009а. - № 112. - С. 63-72.

62. Monica von Borsdorff Litteraturämnet i den finländska skolen / Hur gor man en litteraturlasare? Om skolans litteraturundervisning i Sverige, Ryssland och Finland / red. Örjan Torell. - Harnosand, 2002. - p. 147 - 157.

 

 

Приложения

Приложение А

Критерии оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования

К проверке по критериям оценивания допускаются итоговые сочинения,

соответствующие установленным требованиям.

Требование № 1. «Объем итогового сочинения»

Рекомендуемое количество слов – от 350.

Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчет включаются все слова, в том числе и служебные), то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 1 и «незачет» за работу в целом (такое сочинение не проверяется по критериям оценивания).

Требование № 2. «Самостоятельность написания итогового сочинения»

Итоговое сочинение выполняется самостоятельно. Не допускается списывание сочинения (фрагментов сочинения) из какого-либо источника или воспроизведение по памяти чужого текста (работа другого участника, текст, опубликованный в бумажном и(или) электронном виде, и др.).

Допускается прямое или косвенное цитирование с обязательной ссылкой на источник (ссылка дается в свободной форме). Объем цитирования не должен превышать объем собственного текста участника.

Если сочинение признано несамостоятельным, то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 2 и «незачет» за работу в целом (такое сочинение не проверяется по критериям оценивания).

Итоговое сочинение, соответствующее установленным требованиям, оценивается по критериям:

1. «Соответствие теме»;

2. «Аргументация. Привлечение литературного материала»;

3. «Композиция и логика рассуждения»;

4. «Качество письменной речи»;

5. «Грамотность».

Критерий № 5 «Грамотность»

Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника. «Незачет» ставится при условии, если на 100 слов приходится в сумме более пяти ошибок: грамматических, орфографических, пунктуационных (49, http://fipi.ru/sites/default/files/document/2018/4._kriterii_ocenivaniya_it._soch._izl.pdf).

 

Приложение Б

Комментарии к открытым

Тематическим направлениям

тем итогового сочинения 2019/20 учебного года

    Размещены в Методических рекомендациях для экспертов, участвующих в проверке итогового сочинения (изложения), в 2019/2020 учебном году (Приложение 8 к письму Рособрнадзора от 24.09.2019 No 10-888)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 124; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.124.232 (0.125 с.)