Церковь Богоявления с Запсковья. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Церковь Богоявления с Запсковья.



Стоит на правом берегу реки Псковы. Первое упоминание о построении церкви в псковских летописях имеется под 1398 г. По всей видимости церковь была деревянной и сгорела в XV веке при одном из сильных городских пожаров 1458 г. Под 1495 г. в летописях говорится о новом строительстве этой церкви. Она была одной из крупнейших кончанских церквей древнего Пскова. Постепенно расширяясь, она становилась одной из крупнейших в городе. Неоднократно перестраивалась к ее основной части добавлялись новые приделы. Вместе с приделами в XVI веке строилась каменная галерея охватывающая снаружи основное помещение храма с северо-запада до юго-запада и опирающаяся на его стены. Здесь к северо-западной стене галереи пристроили величественную звонницу, ставшую украшением храма. При церкви находился казенный двор, обнесенный деревянным забором с двумя въездными воротами. В нем находились хозяйственные помещения и сторожевая изба. Рядом был фруктовый сад, обнесенный стоячим тыном. Звонница Богоявленского храма напоминает отдельно стоящую колокольню Успенской Пароменской церкви. Впрочем Богоявленская немного уже и имеет не шесть, а пять столбов с четырьмя пролетами для навески колоколов. На дореволюционных снимках глава храма имела не привычный для псковичей вид перевернутого шлема, полученный в XIX веке. Церковь Богоявления с Запсковья в Пскове. Сейчас реставраторы поставили на древний барабан церкви луковичную главу, более свойственную псковским традициям. Церковь Богоявления с Запсковья – выдающийся памятник архитектуры средневекового Пскова XV – XVI вв. До наших дней он сохранил почти полностью и без значительных искажений свои первоначальные формы и целый комплекс сооружений, построенных, хоть и в различные строительные периоды, но близкие друг к другу и относящиеся к периоду расцвета псковской школы зодчества.

 

Церковь Михаила и Гавриила Архангелов.

Построена во второй половине ХVII в. Датируется по архитектурным формам и основным конструкциям. Сведений о построении колокольни не обнаружено. Первое, известное нам, описание колокольни относится к 1763 г. Церковь находилась в пределах крепостной стены посадника Бориса 1309 г., в части города наиболее густо заселенной. Во время больших пожаров Пскова ХVI в. церковь уцелела. Один из ранних памятников псковской школы зодчества. Несмотря на поздние реконструкции не утратил своего художественного значения. Вместе с колокольней и пристройками к ней создает ансамбль, связанный с объемно-пространственной композицией с башнями и Троицким собором Кремля, образуя неповторимые силуэты центра города. В этом памятнике сохранились строительные и декоративные приемы разных эпох (XVI – XVII вв.). Колокольня расположена западнее церкви Михаила Архангела, своим западным (главным) фасадом обращена на Советскую улицу. Колокольня надвратная, двухъярусная, шатрового типа. В основании ее четверик, несущий восьмерик яруса звона, завершенный восьмигранным шатром с барабаном, главкой и крестом. В центральной части четверика сооружены сквозные врата, имеющие сложную форму: со стороны улицы (главного фасада) – большая арка, перекрывающая входную часть ворот, имеющих форму раструба. Колокольня - единственная в Пскове шатровая колокольня XVII в. московского типа. Однако ее отличает некоторая приземистость, кряжистость, простота и скромность декора, что сближает колокольню с псковскими культовыми постройками. В объемно-пространственной структуре она органично связана с церковью Михаила Архангела, ее вертикальный шатровый объем перекликается и с шатрами башен Псковского кремля. Пристройка к колокольне, сооруженные в формах псковской гражданской архитектуры XVII – XVIII вв. В нач. XIX в. Церковь служила полковою церковью енисейского пехотного полка.

 

Церковь Анастасии Римлянки.  

По местному преданию, церковь построена в 1377 г. неким Василием Долом, который построил и церковь Василия Великого на Горке. Однако это лишь легенда. В Псковских летописях только под 1488 г. говорится о постройке, видимо, деревянной церкви. В 1639 г. Церковь Анастасии Римлянки в Псковепристроен придел во имя святой мученицы Параскевы. В 1745 г. бывшая звонница заменена колокольней с каменным крыльцом, пристроенным, как говорят, бывшей владетельницей губернаторского дома помещицей Валуевой. В конце XIX века произошли существенные изменения конструкции. Так, В 1884 г. покрыты железом алтари церкви, исправлено крыльцо, восточные трубы удлинены. В том же году сквозное крыльцо сделано закрытым с 3-х сторон с устройством дверей и рам. В 1896 г. прежняя ветхая глава заменена новой, по недостатку средств меньшего размера. В 1952 г. произведена смена кровли и стропил над четвериком, покрытия купола. Церковь сохранила основные черты, характерные для псковской школы зодчества. Находясь вблизи церкви Василия на Горке, она естественно, повторила многие конструктивные особенности этого всемирно известного храма. В планировочной структуре обе церкви увязаны с церковью Николы со Усохи.

 

Церковь Василия на Горке. Едва ли не самый известный памятник архитектуры XV–XVI вв. Горка, на которой живописно возвышается храм, окруженный зеленью деревьев, в древности представляла островок посреди обширного болота. У самого подножия горки протекал ручей Зрачка, русло которого проходило примерно вдоль нынешней улицы Пушкина и который впадал в р. Великую у Мстиславской башни. Ныне он заключен в подземную городскую трубу. Первое строительство храма Василия Великого датировано 1337 г. В летописи говорится об украшении этого храма росписью. В 1375 г. по берегу ручья была сооружена стена Среднего города. Она проходила как раз возле церкви и Церковь Василия на Горке в Пскове тут же стояла башня, с которой открывался вид на далекое пространство. В 1413 г. возводится новая церковь, претерпевшая немало переделок. Существующий храм является единственным каменным храмом начала XV века в городе Пскове. Благодаря подцерковью, пол церкви был высоко поднят над уровнем земли, и потому для входа в храм должно было служить крыльцо, примыкавшее к притвору. Церковь, несомненно, была построена со звонницей, поставленной, как обычно, над западной стеной притвора (позднее звонница была перенесена на соседнюю крепостную башню). Для интерьера этого храма было характерно сопоставление иконостаса, горящего яркими красками живописи и изукрашенного тонкой резьбой, со светлыми гладкими стенами и сводами. XVI веком датируется и сооружение подцерковья – подклета (нижнего этажа церкви). В 1786 г. храм, ввиду малочисленности прихода, был приписан к церкви Николы со Усохи. А в 1820 г. в числе других церквей Пскова назначена к уничтожению. Лишь по счастливой случайности он не был уничтожен. При ремонтах XIX в. он потерял старый иконостас, а затем и резной клирос ХVII в. В 1830 г. упала от ветхости северная теплая придельная церковь Алексея Человека Божьего, а к 1857 г. вся церковь, в том числе и придел были возобновлены. В 1896 г. был произведен ремонт церкви, в результате которого четверик, придел и колокольня "были покрыты новым листовым железом и окрашены медянкою". Западная часть храма совершенно искажена, к ней в ХVIII в. пристроена неуклюжая каменная колокольня, к которой примыкает еще более новая деревянная лестница. Церковь Василия на Горке занимает исключительное место в истории развития русской архитектуры и имеет большое градостроительное значение как для старой, так и для новой планировки г. Пскова. Это интереснейший и единственный в Пскове памятник с позакомарным покрытием при обычной планировке интерьера.

Церковь Вознесения бывшего Нововознесенского девичьего монастыря. Летописных сведений о времени основания Ново-Вознесенского монастыря и построении церкви нет. Некоторые специалисты относят основание монастыря и создание храма ко 2-й четверти ХIV в. Каменный храм был построен в этом монастыре в 1467 г., однако дошедший до нас относится уже к XVI веку, причем он неузнаваемо изменен во второй половине XVII века. От здания XVI века остались более или менее нетронутыми лишь звонница с ее основанием и западный притвор. Но в XVII веке его коренным образом изменили. Столпы и своды четверика сломали, стены перестроили, новую главу, с нешироким барабаном и с почти шарообразной луковицей, поставили на сомкнутый свод. Восьмискатное покрытие храма заменили четырехскатным, боковые части здания до предела упростили, а к западному притвору пристроили паперть с широкой входной аркой. В храме до сих пор сохранилась кованая железная дверь входа в притвор. Она, по всей вероятности, относится к XVI веку. Внутри четверика – деревянные стенные шкафики второй половины XVII века. Звонницу и главу завершают кресты того же времени. Колокольня каменная, с четырьмя колоколами, главный и придельный имели притворы. Под церковью были два каменных погреба. К концу XVIII в. церковь сильно обветшала, особенно ее придел, в котором с 1817 г. службы не велось. Церковь Вознесенье Новое несмотря на значительные переделки не утратила своей художественной ценности: в первоначальном виде сохранилась звонница, она опубликована во многих изданиях и приобрела большое значение, как одна из наиболее характерных и красивых древних псковских звонниц.

Церковь Георгия со Взвоза. Церковь Георгия со Взвоза построена в 1494 г. и является одним из немногих сохранившихся памятников XV века, в архитектуре которого появилось немало черт, характерных для построек следующего столетия. Декор фасадов скромный и традиционный для псковских памятников этого времени. Фасады членятся лопатками на три части, соединенными вверху двулопастными арочками. Георгиевская церковь, построенная близ крепостной стены, не раз была в центре боевых действий. Так, в 1612 г. шведские отряды пытались через выбитые ими Взвозские ворота прорваться в город, но безуспешно. В 1615 г. король Густав-Адольф, в начале своего наступления на Псков хотел через эти ворота обманным путем проникнуть в город, но был дружно прогнан псковичами. У церкви хоронили многих из тех, кто погибал здесь в жестоких схватках с неприятелем. В 1825 г. разрушился и был убран северный придел. В 1831 г. разобран прицел с южной стороны, а звонница была устроена на паперти. Церковь была обнесена вокруг деревянной оградой. При церкви находился "казенный двор", в Церковь Георгия со Взвоза в г. Пскове котором располагались деревянные постройки: изба с сенями и "магазин", в котором хранились казенные хлеба. В 1837 г. ее отдали Псковской гимназии, в 1862 г, опять приписали к Николаевской "со Усохи", а в конце XIX в. храм передали миссионерскому священнику для совершения богослужения для православных латышей. В 1898 г. после произведенного большого ремонта церковь снова была сделана самостоятельной. И, судя по описанию находившейся в ней церковной утвари, она отличалась в это время богатством внутреннего убранства.

 

Церковь Николы со Усохи. Как свидетельствуют летописи, Кончанский храм древнего Опоцкого конца – церковь Николы на Усохе (или в Опоках) – впервые был построен в 1371 году с двухпролётной звонницей. Возле храма собиралось кончанское вече. В церкви также велось делопроизводство конца, а также хранились его ценности и оружие.. Это было в Пскове второе по величине здание после Троицкого собора. Ввиду неоднократных пожаров в 1406 г., 1451 и в 1466 г., церковь была разрушена. В 1536 г. церковь была вновь отстроена. Церковь подвергалась неоднократным переделкам в XVII – XIX вв. Тогда же были перекрыты сводами боковые притворы, а с запада пристроено новое каменное крыльцо и переделаны окна. Барабан декорирован аркатурным поясом и традиционными геометрическим орнаментом, состоящим из двух поребриков и "бегунца". Апсиды четверика и придельной церковки декорированы геометрическими орнаментами и валиковыми разводами. В 1780 г. разобрана двухпролётная звонница, и рядом с церковью построена колокольня у юго-восточной стороны; у южной апсиды была построена новая часовня, совершенно скрывшая древнюю; вновь подвергались переделке окна храма; сооружена глава с перехватом. В 1878 – 1879 гг. расширены ее окна, надстроен деревянный верх колокольни, подняты полы. В годы ВОВ здание горело и было сильно повреждено. Внутри все поверхности стен и сводов остались покрытыми штукатуркой, сделанной в XIX веке, скрывшей, в частности, отверстия от голосников. Пол, в конце XIX века намного поднятый над уровнем старого, так и остался на этом уровне, деревянные брусчатые связи, вырезанные в XVIII – XIX веках, не восстановлены. Реставрации 1946 – 1974 гг. вернули храму древние формы одного из наиболее значительных памятников псковского храмового зодчества XVI века.

 

Церковь Николы Чудотворца от Нового торга. Об истории создания и дальнейшей судьбе церкви Николы Чудотворца от Нового торга к настоящему времени сведений собрано мало. Скорее всего дата постройки церкви приходится на 1681 г. В 1843 г. была освящена, как единоверческая, и с этого времени не имела поддержки и ветшала. В конце XIX века были сделаны новые полы, печи, переделаны главы, исправлены и побелены и окрашены стены со сводами, сделана новая железная крыша, устроены новые железные печи. Об истории перестроек этой церкви можно судить по виду самого здания. Первоначальное покрытие изменено, скорее всего оно было восьмискатным. К входу в притвор с запада пристроена в конце XVIII – начале XIX века паперть. Над старой двухпролетной звонницей, тоже, по всей вероятности, в конце XVIII века или же в первой половине XIX века, надстроен верхний ярус, состоящий из одного пролета. В старину храм был богато украшен внутри. Его железные входные двери были покрыты медными пластинами с выгравированными на них картинами, изображающими историю трех христиан-мучеников. Крупный масштаб и грубоватость форм в интерьерах – черта, свойственная некоторым псковским церковным постройкам последней трети XVII века. Из дошедших до наших дней памятников архитектуры ХVII века церковь Николы Явленного представляет, несомненно, наибольший интерес. Несмотря на то, что времена расцвета псковской школы зодчества ушли к тому времени в далекое прошлое, в ней нашли отражение черты именно той поры, увязанные с веяниями нового времени.

Церковь Петра и Павла с Буя. Церковь сооружена в 1504 г. на месте кончанского храма 1373 г. в Среднем городе Пскова. Буй, буевище – кладбище, как ориентир не случаен. Возможно, он отражает существование рядом древнерусского курганного кладбища. Во время Ливонской войны и последующей разрухи храм пришел в упадок. К началу XVII века он сильно обветшал. Старые клировые ведомости сообщают, что в 1610 г. были капитально отремонтированы его стены, своды, иконостас, кровля и глава. 1810 г. упала звонница, разрушив своды Знаменского придела. Первоначальный образ храма значительно искажен. Утрачены: 7-метровая по ширине трехстолпная двухпролетная звонница, возвышавшаяся над южной стеной четверика, два глухих барабана с главками, покрытыми светлозеленой керамической чешуей. В XIX в. почти все старые окна и двери расширены, заново пробиты большие окна, растесаны оконные проемы апсид. Внутри храм покрыт новой штукатуркой, окрашенной в серый цвет, стены расписаны малярной росписью. Утрачена первоначальная крыша храма.В 1920-30 гг. церковь была закрыта и использовалась как складское помещение. Во время ВОВ здание не пострадало. Найденная в 1962 г. при расчистке чердачных карманов керамика – остатки валиков, вставок в аркатурный пояс барабана – была датирована археологом Г.П. Гроздиловым первой половиной ХVI в. Древнейший храм Боловинского конца, один из немногих сохранившихся в Пскове памятников XIV – XVI вв., находившийся на протяжении своей истории в центре строительной и общественной жизни города, несет в себе еще много загадок для будущих исследований. Внушительный объем храма на высоком берегу Псковы, поставленный на пересечении двух древних дорог, просматриваемый со многих точек городского центра и Запсковья, и в современном городе имеет важное градостроительное значение.

Церковь Покрова Богородицы от Нового Торга. Местность, где находится церковь Покрова Богородицы от Нового Торга, была в древности сплошным болотом, из которого вытекала речка Зрачка. В начале ХV в. здесь построили церковь св. Параскевы Пятницы, на месте которой после пожара в ХVII в. возвели Никольскую церковь. После воссоединения Пскова с Москвой в 1510 г. сюда был перенесен торг, и вся эта местность получила название "Нового торга". Деревянная Покровская от Торгу церковь сгорела в 1590 г., когда погорели в Пскове все торги. Когда на этом месте была сооружена новая церковь неизвестно. Но в 1637 г. церковь "Покрова Пресвятыя Богородица в Торгу" снова упоминается в псковских летописях. Напротив, через улицу, в XVIII в. находился женский монастырь Зачатия св. Анны от Торгу. В 1957 г. разобран южный придел с притвором в связи с расширением улицы К. Маркса. В 1990-е гг. церковь была передана Псковской епархии. Ныне храм Покрова от Нового Торгу является храмом Духовного училища. Церковь Покрова от Торга сохранилась до нашего времени с незначительными переделками. Она построена в традициях псковской школы зодчества средневековья. Двухярусная колокольня, построенная, видимо, в конце XVII – начале XVIII вв. характерна для псковского типа колоколен этого времени.

 

Церковь Успения Пресвятой Богородицы с Полонища. Церковь Успения Богородицы построена в 1810 г. на месте старой церкви Успения Богородицы бывшего женского монастыря Успения Богородицы. Первоначально на этом месте существовала другая Успенская церковь, которая упоминается в Псковской летописи под 1606 г. В 1764 г. монастырь был упразднен. К началу XIX века церковь обветшала и ее предполагалось упразднить и разобрать. 20 марта 1806 г. псковская помещица полковница А.Л. Шишкова (бабушка по матери декабриста М.А. Назимова) обратилась в Синод с просьбой разрешить ей каменную на Полонище церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы. К 1809 г. строительные работы уже начались, причем церковь была не перестроена, а выстроена заново. Храм построен каменным с двумя приделами: южным во имя Знамения Пресвятой Богородицы, северным – во имя Нерукотворного Образа. Сама церковь была холодной, приделы отапливались, внутри и снаружи стены оштукатурены, кровля железная. К югу от церкви построена каменная Церковь Успения с Полонища в г. Пскове колокольня. В 1909 г. в 5 саженях к востоку от церкви построен второй дом церковного причта, кирпичный с каменными сенями, одноэтажный, внутри оштукатурен, снаружи окрашен минеральной краской, под железной кровлей. Дом сохранился до наших дней. Храм имеет большое значение для истории архитектуры Пскова, т.к. является единственным в городе памятником начала XIX века в стиле зрелого классицизма с отдельными чертами раннего классицизма. Представляет историческую ценность будучи построенным на средства родственников декабриста М.А. Назимова.

 

 Церковь Сергия с Залужья. Построена в конце ХVI в. От названия церкви пошло название ул. Сергиевской.  В связи с походом на Псков войск польского короля Стефана Батория князь Василий Шуйский приказывает перенести Сергиевский монастырь, бывший за пределами стены Окольного города "за Петровскими воротами" в город к Трупеховским воротам. Неизвестно, была ли церковь сразу построена каменная, однако в 1593 г. монастырь приобретает 200 бочек извести для строительных нужд, а в 1624 г. она точно уже каменная. В конце ХVI в. построены и монастырские кельи, ныне не сохранившиеся. Сергиевский монастырь, получивший позднее название "с Залужья", неоднократно перестраивался. Во второй половине ХVII в. надстраивается барабан церкви. Поверх классического псковского орнамента появляется керамический пояс, и тогда же, видимо, появляется знаменитая керамическая глава из зеленого поливного лемехаю. В 1785 г. к церкви пристроен придел (а, возможно, и притвор) во имя преподобного Никандра. Неоднократные ремонты ХVIII – ХIХ вв. не внесли существенных изменений в облик памятника. Во время ВОВ в апсиды церкви попала бомба, в 1947 г. рухнули барабан и купол. До 2015 г. церковь находилась в процессе реставрации. Это самая маленькая в Пскове четырехстолпная церковь. Архитектурными ее особенностями являются: 1. Керамическая глава из зеленой поливной черепицы. 2. Расположение полуциркульной арки апсиды над замковой части проемов восточного нефа церкви. Основный строительным материалом является псковский известняк. Система свода, перекрытия, состоявшая из повышенных подпружных арок, восьмискатного покрытия, формы проемов, звонницы, декора типичны для псковской культовой архитектуры ХVI в.

Ансамбль Старо-Вознесенского монастыря. Комплекс Старо-Вознесенского монастыря складывался на протяжении ХV – ХIХ веков. Первой постройкой являлась древняя посадская церковь Старое Вознесение, окруженная тыном, которая впервые упоминается в летописи под 1420 г. В конце XVII - начале XVIII вв. монастырь находится в бедственном положении, количество приписанных к нему крестьянских дворов резко сокращается. К 1765 г. обитель за неимением средств не была даже ограждена и терпела притеснение со стороны сильных и богатых соседствующих владений. Монастырь не имел никаких угодий. Каждая из послушниц должна была сама заботиться о своем содержании. В начале XIX века монастырь постепенно выходит из состояния запущения. В 1825 г. и придел Рождества Богородицы и Северная палатка - ризница были разобраны за ветхостью. В 1833 г. вместо разобранного в 1825 г. тесного и ветхого придела Рождества Богородицы в монастыре была построена отдельно стоящая новая церковь Рождества Богородицы – интересный памятник русского провинциального зодчества XIX в. В 1835 г. вдоль северной границы участка, на пожертвования были построены деревянные кельи на каменном фундаменте, а также каменные и деревянные монастырские службы, в которых помещалась и пекарня, тут же был и колодец. В 1876 г. к Рождественской церкви пристроен огромный деревянный на каменном фундаменте притвор, в котором разместились ризница и библиотека по сторонам притвора. В 1880 г. по обе стороны паперти Старо-Вознесенской церкви устроены две деревянные палатки, а в 1881 г. с юга к этой церкви пристраивается огромный каменный теплый придел во имя всех Святых. Ансамбль Старо-Вознесенского монастыря состоит из разновременных культовых и гражданских построек. Наиболее древней постройкой является церковь Старое Вознесение, расположенная в центре территории монастыря. Она представляет собой четырехстолпный трехапсидный храм с повышенными подпружными арками, несущими световой барабан. Внутреннее пространство зального типа. Близ юго-восточного фасада Рождественской церкви у спуска с возвышенности находится бывшая колокольня от которой остался лишь первый ярус. Она представляет собой квадратный в плане объем. Фасады яруса обработаны однотипным декором, стилистически близким декору Рождественской церкви. Территория монастыря, представляющая в плане неправильной формы многоугольник, была ранее ограничена довольно высокой каменной оградой, от которой в настоящее время сохранился частично переложенный фрагмент восточного прясла в виде подпорной стенки по линии ул. Свердлова.


Гражданская архитектура средневекового Пскова [48]

 

Палаты Поганкиных. Здание палат построено в 1671 – 1679 гг. псковскими каменщиками по заказу крупнейшего псковского купца, второй половины ХVII в. Сергея Ивановича Поганкина. В ХVII в. двор располагался в черте Окольного города, на Полонище. Двор имел замкнутый характер, постройки располагались по его периметру. Здание имело "П"-образную форму плана. Западная его часть была трехэтажной, южная - двухэтажной, восточная – одноэтажной. Над каменным объемом возвышалась тесовая кровля. Помещения первого и второго этажа имели сводчатые перекрытия, третьего – деревянные плоские потолки, полы в первом этаже были каменными, во втором и третьем – деревянными. Второй и третий этаж отапливались печами. Здание имело, два крыльца были каменными с нижним и верхним рундуком на столбах; и; лестничным маршем у западной части здания и каменно-деревянным в юго-восточном углу южной части здания. В южной части двора размещалась палаты, в северо-западной – каменный, флигель, между ним и палатками – каменные парадные ворота, северную часть двора занимали деревянные, хозяйственные постройки. Знаменитые Поганкины палаты входили в комплекс двора псковских купцов Поганкиных. Примерно до 1650-х г. этот двор занимал половину нынешнего квартала, заключенного между улицами Гоголевской и Некрасовской и переулками Музейным и Комсомольским. Во второй половине XVII века он занял весь этот квартал. На нем, несомненно, кроме палат, было еще много подсобных деревянных, а может быть и не только деревянных, строений. Жилье главы семейства было решено с необычным богатством. Сени, в которые входили со двора по крыльцу, сделанному «на  отлете», занимали не одно, как большей частью было принято тогда в Пскове, и не два, как было иногда, а три смежных помещения. Среднее, самое большое из них, служило парадными сенями, в левых сенях были сосредоточены непарадные принадлежности обычных сеней – отхожие места и чуланы, правые, как можно предполагать, были местом домашней молитвы. В середине 90-х ХVII в, после смерти С.И. Поганкина, двор перешел во владение его сына Ивана, в 1710 г., после смерти Ивана, во владение внука. - Григория Юрьевича Поганкина. Но уже в 1711 г. после морового поветрия и смерти последнего – остался выморочным. В том же 1711 г. владельцем двора становится Новгородский вице-губернатор Яков Никитич Корсаков. В том же 1711 г. палаты были сданы Корсаковым в аренду Главной провиантской канцелярии, и в них разместился провиантский, и артиллерийский склады военного ведомства. В дальнейшем палаты неоднократно ремонтировались. В течение XIX в, неоднократно менялось покрытие палат: черепицу сменил толь, затем гонт. Приспособление палат для нужд музея в начале ХХ в. повлекло за собой крупные ремонтные работы. Огромный ущерб зданию был нанесен во время ВОВ. В результате взрыва бомбы в 1944 г. была разрушена северная часть здания, торцовые помещения второго и третьего этажа почти полностью утрачены (сохранялась лишь их южная стена), в угловом помещении второго этажа трехэтажной части здания обрушился, свод, деформировалась стена. В результате ремонтно-реставрационных работ 1949 – 1952 гг. восстановлены помещения в северной части здания, закреплена металлическими связями стена соседнего помещения, восстановлен свод и закреплена связями стена в угловом помещении второго, этажа, восстановлена крыша. При раскопках обнаружили основание древнего каменного крыльца. Его воссоздали в 1997 г. по проекту псковского архитектора Владимира Никитина в формах, соответствующих облику старинных палат. Строительство этого жилого здания явилось для своего времени своеобразным итогом ряда строительных периодов в развитии древнепсковского каменного жилого зодчества ХVII в. В этом памятнике сосредоточены лучшие конструктивные и художественные достижения псковских каменщиков в их более чем полувековом поиске удобных форм нового каменного жилища, в те годы еще мало распространенного в России.

 

Палаты Меншиковых первые (дом Сутоцкого). Построены Самуилом Меншиковым в конце XVII века, не позднее 1695 г. Причем в это время во владении Меншиковых были первые и вторые палаты. Расположены в древнем районе Пскова. Входят в состав широко известного Палаты Меншиковых в Пскове комплекса памятников гражданского зодчества на Романовой горке. В настоящее время представляют собой каменное трехэтажное сооружение с вальмовой крышей. Вытянуто по оси север-юг. На северном и западном фасадах сохранились (частично) подлинные дверные и оконные проемы. После 1917 г. до начала 90-х годов XX века дом оставался жилым. В 1940 г. подвалы его были приспособлены под бомбоубежище. В начале 90-х годов дом был освобожден для исследования и реставрации. В настоящее время не используется. Палаты сохранили часть фасадной стены почти на всю ее прежнюю высоту. Глядя на эту стену, представляя каменную часть дополненной сверху еще деревянными этажами, а снизу освобожденной от наслоений, которых здесь наросло очень много, можно живо почувствовать былой масштаб богатого жилого здания начала XVII века. У этих палат дворы были с двух сторон, и потому входы в подклети и крыльца устроены с обоих фасадов. На парадном переднем дворе к крыльцу примыкало каменное гульбище. Второй этаж был занят клетями, а третий – столовой палатой, палатой для развлечений и сенями, из которых был выход на гульбище, обращенное на южную сторону. Четвертый и пятый этажи состояли из деревянных горниц с сенями, сенниками и вышками над ними. Огромные контрфорсы, искажающие теперь парадный фасад здания, построены в 1962 г. На заднем дворе палат сохраняется остаток верхнего рундука крыльца. Он настолько «ушел в землю», что давно уже отпала надобность в лестничном всходе, и этот всход еще в XIX веке был уничтожен. Проемы рундука увеличены книзу, но сохранили перемычки и старинные круглые столбы с перехватами. Крыльцо сверху завершалось деревянным гульбищем. Стена западного фасада укреплена контрфорсом. Часть ее закрыта пристроенным объемом вторых палат Меншиковых. Убранство и оборудование интерьеров утрачено. В некоторых проемах сохранились древние подставы и защелки дверей, часть окон сохранила прямоугольные решетки из витых железных прутьев. Первые палаты Меншиковых занимают центральное положение в уникальном комплексе памятников древнепсковского гражданского зодчества. Имеют большое научное значение благодаря относительно хорошей сохранности и возможности дальнейших исследований.

 

Палаты Меншиковых вторые (Дом Яковлева). Построены Самуилом Меншиковым в конце XVII века, не позднее 1695 г. Датировка палат первой половиной XVII века неверна, так как год рождения Самуила Меншикова 1659 г. В конце XVII века в состав двора Меншиковых входили первые и вторые палаты. В 1725 г. Самуил Меншиков продал свой дом (вторые палаты) Никифору Ямскому. Палаты гражданского зодчества на Романовой горке представляют собой каменное сооружение, восточным торцом примыкающее к Первым палатам Меншиковых, а западным торцовым фасадом выходящее на "красную" линию ул. Советской. Здание двухэтажное, в плане близкое к прямоугольному, с вальмовой крышей. Первый этаж просматривается только на северном фасаде, а с юга и с запада скрыт в культурном слое. На южном фасаде имеется ряд окон 2-го этажа, расположенных на разной высоте, различных по габаритам и по оформлению наличников. Большие окна освещают палаты, малые – внутристенные лестницы и ретирады. Крайнее с восточной стороны окно растесано и превращено в дверь. В верхней части фасада под крышей расположено окно, освещающее внутристенную лестницу на чердак. Окна украшены богатыми резными каменными наличниками с килевидными перспективными навершиями и висячими колонками с дыньками и подвесками. Часть проемов, соответствующих жилым помещениям, имеет коробовые перемычки, над ними – заполнения в виде косой сетки. Три больших окна с западной части фасада, соответствующие парадной "столовой" палате, украшены гирьками, а в верхней части наличника – стилизованными цветочными композициями. Рукодельная неправильность декора наличников придает им неповторимое псковское своеобразие. На западном фасаде расположены три больших окна с гирьками, аналогичные по оформлению трем крайним окнам южного фасада. Северный фасад в его западной части украшают такие же два окна с гирьками, а с восточной стороны – окна с коробовыми перемычками. В уровне первого этажа имеются дверные проемы (заложены) внутристенных лестниц. В центральной части расположены входы в первый и второй этаж. Второй этаж сообщается с первым пятью внутри стенными лестничными ходами. Палаты второго этажа освещены большим количеством окон, двери из "сеней" в палаты имеют двойные колоды, в образующихся "тамбурах" устроены стенные шкафики. В северной части средних стен устроены сквозные проемы для печей в которых имеются дымоходы. Toпка печей производилась из "сеней": "Сени" по габаритам близки к остальным помещениям. В южной стене "сеней" устроены два помещения ретирад. Лестничный ход в северной стене "сеней" ведет на чердак. Убранство и оборудование интерьеров утрачено. Не сохранилось каменное крыльцо XVII века с центральным рундуком и двумя всходами вдоль северного фасада. Орнаментация наличников окон претерпела значительные утраты подлинных элементов, которые были срублены еще в XVIII и XIX вв. Во время ремонтов XVIII – XIX вв. были уничтожены печи (при разборке завалов 1936 – 1940 гг. найдены обломки печных изразцов XVII в. Утрачена существовавшая в XVIII веке печь (круглая, как определено по ее остаткам) облицованная зелеными (муравлеными) изразцами с рельефным орнаментом. Не сохранились первоначальные палатки внутренних дверей и шкафов и их детали - петли и затворы. Памятник относится к числу хорошо сохранившихся и широко известных древнепсковских построек. Его архитектурные формы запечатлели важный этап в развитии каменного жилища XVII в. Интерьер и знаменитые резные наличники окон выдвигают его в ряд памятников гражданского древнерусского зодчества наиболее выдающихся по своей художественной ценности.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 77; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.187.207 (0.026 с.)