Политическое устройство средневекового Пскова 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Политическое устройство средневекового Пскова



 

В начале XIV века Псков добивается самостоятельности от Новгорода. Высшим органом управления стало псковское вече. Оно принимало Псковскую Судную грамоту, другие законы, вносило в них поправки, обсуждало все существенные проблемы жизни и политики. Это было вполне организованное собрание, способное по нескольку дней обсуждать важные вопросы, принимать по ним компетентные решения. Ему подчинялись вечевые собрания городских концов, улиц, пригородов. Вече не было полноценным народным собранием в полном смысле слова. Оно контролировалось правящей элитой и состояло только из полноправных граждан мужского пола, а не всех псковичей. Однако вечевое политическое устройство Пскова можно в полной мере считать проявлением сформировавшейся средневековой демократией. Вече выбирало и приглашало на псковский стол князя. В XIV веке преобладали князья из Литвы, две трети населения которой составляли православные жители западных русских земель. Вместе с литовскими князьями в управлении нередко участвовали местные служилые князья. В XV веке приглашались преимущественно ростовские и суздальские князья, перешедшие на службу великого князя московского. В отличие от Новгорода князь в пограничном Пскове играл заметную роль. Был он военным руководителем и главным судьей. Ему подчинялся аппарат управления, включавший наместников в пригородах, писцов, приставов и других княжеских людей. Власть князя не была единоличной. Во всех делах его сопровождали выборные посадники и сотские из псковичей.     

Существует предположение, что Псковской республике существовал также своего рода контрольный орган – боярский совет. В него входили два степенных посадника; отставные степенные посадники; посадники, которых городские концы избирали из числа боярских семей; бояре от концов и, возможно, сотские. Боярский совет имел право законодательной инициативы. Законопроект обсуждался боярским советом, затем степенные посадники представляли его на суд вече.        

Посадники, возглавлявшие городскую администрацию, выбирались на вече из узкого круга боярских семей. При избрании посадник приносил присягу. Обычно посадники избирались на пожизненный срок и сместить их, в отличие от князя, было практически не возможно. Основанием для снятия с должности посадника могло быть тяжкое преступление против общества, православной веры и вечевых традиций. Однако  посадники отвечали перед псковичами своим имуществом. В случае доказанной вины, имущество посадника по решению вече могло быть конфисковано. Посадники руководили вечевыми собраниями, возглавляли крепостное строительство, заключали договоры и вели переговоры, участвовали в суде и военных делах. В начале XIV века избирался один посадник, правивший пожизненно. Первым выборным посадником был Борис. При нем замостили торг, построили первую посадскую стену и собор Рождества Богородицы Снетогорского монастыря. В результате реформ середины XV века, реальная власть оказалась сосредоточенной в руках двух десятков боярских семей.

На псковском вече был принят один из передовых нормативно-правовых актов XV века – Псковская Судная грамота называют – свод законов Псковской республики. Этот документ скорее всего был составлен в 1467 году на основе предшествовавших отдельных постановлений псковского вече, госпóды (совета бояр), княжеских грамот, норм «Русской правды» и обычного права. Псковская судная грамота состоит из 120 статей. По сравнению с «Русской правдой» она более детально регламентирует гражданско-правовые отношения и институты, обязательственное и судебное право, рассматриваются некоторые виды политических и государственных преступлений. Известно, что при разработке единого общерусского свода законов – Судебника Ивана III 1497 года, за основу были взяты отдельные статьи из Псковской Ссудной грамоты[19]. Это означает, что между законодательством республиканского Пскова и монархической Москвы не было непреодолимых противоречий, поскольку это была правовая система, сформировавшаяся на территории уже создававшегося русского государства.

С XV в. росли и крепли связи Пскова с Москвой. Местно боярство и часть купечества пытались противодействовать переходу Пскова под власть московских князей, но они не получили поддержки широких массами. Однако тот факт, что Псковские торговые и политические элиты длительный период времени ориентировались на Москву, позволил Псковской земле войти в состав единого государства практически безболезненно и спокойно. И если ближайшие соседи Пскова – новгородцы имели на своей земле два военных похода московского князя Ивана III, сражались с москвичами в битве на Шелони и все же потеряли свою независимость, то вхождение Псковщины в состав Московского государства прошло без особых социально-политических потрясений.

Особое место в общественной жизни Пскова занимала церковь. В летописных записях и частных актах псковичей XIV – начала XVI веков упоминаются 39 церквей и 39 монастырей. Такое большое количество храмовых построек в Пскове объясняется тем, что Псков был не просто крупным культовым центром. Он был лицом православной Руси, обращенным к латинскому Западу. Здесь проходила реальная граница русского мира.

В церковном отношении Псков длительное время зависел от новгородского архиепископа, назначавшего сюда своего наместника. Сам владыка приезжал в Псков раз в 4 года на месяц для сбора дани с псковского духовенства. Проблема церковной независимости была для псковичей весьма актуальной. В 1464 году, накануне очередной вражды с Новгородом, псковское посольство во главе с посадником Максимом просило у московского князя Ивана III дать своего владыку городу Пскова. «И князь великий, посоветовавшись со отцом митрополитом Феодосией, что не может быть во Пскове владыки, потому что искони не бывал, а не столица во Пскове, и одарил посла верблюдом». Можно представить себе накал ожидания у псковичей, жаждущих увидеть, наконец, собственного епископа, чтобы вообразить себе момент появления посольства у городских стен. Не лишенный чувства юмора, московский князь подобрал псковичам подарок со смыслом, тонко намекнув Пскову, чтобы он не пытался прыгнуть выше своей головы.

В условиях вечевого строя и отсутствия своего епископа псковская церковь получила своеобразное демократическое устройство. Духовенство стало объединяться в общины, именуемые соборами, выбиравшие из своей среды одного соборского и двух поповских старост. К концу XV века было создано 6 таких соборов (по числу городских концов). Старосты соборов образовывали совет, управлявший делами псковской церкви. Соборное управление псковской церковью размещалось в Довмонтовом городе, где были выстроены 12 каменных храмов, гражданские постройки, в том числе соборская изба, где «священником и дьяконом копитца». Соборская организация псковской церкви, копировавшая структуру светской власти, пережила конец вечевых порядков в 1510 году, просуществовав до конца XVI века.

С XVI века за счет царских пожалований, завещаний светских землевладельцев, других даров и вкладов владения крупных церквей и монастырей приобретают характер огромных вотчин. Церковь сосредоточила в своих руках свыше половины псковского земельного фонда. В середине XVII века псковские монастыри владели 2951 крестьянским двором. По всему городу и всей Псковской земле в первой половине XVI века строились или реконструировались храмы, продолжающие традиции псковской архитектуры, но отличающиеся в целом несколько более крупными масштабами. Писцовая книга 1585-1587 годов упоминает в Пскове 41 церковь и 46 монастырей, а в псковских засадах, уездах и пригородах – 146 церквей и 50 монастырей. А в 1679 году в Псковской епархии было 189 церквей.

Политическая самостоятельность Пскова закончилась в 1510 году, когда вечевая республика была присоединена к единому Московскому государству. Обвинив псковичей в учинении препятствий государеву наместнику, московский государь пресёк внутренние псковские распри, повелев донести до граждан Псковской республики свою волю: «Снять прочь вечевой колокол и более не быть вечам во Пскове; а быть во Пскове государеву наместнику». Посланник с княжеской волей прибыл в Псков 12 января 1510 года, а 13 января колокол звонил в последний раз. История до нас доносит сведения о том, что спустили с троицкой звонницы вечевой колокол и лихим размахом молота отбил уши колоколу, чтобы не вздумали псковичи водворить его на прежнее место. Повезли опальный колокол в темницу на снетогорское подворье и посадили, как отступника, в яму. Вопли и слезы женщин провожали его, глашатая. На третий день повелел дьяк Московский повалить колокол на сани, довезти до Москвы, чтобы представить перед ясные очи великого князя. Вечевой колокол был отправлен в Москву, дальнейшая его судьба нам не известна. Он либо был использован в качестве обычного колокола, либо был переплавлен. Информация о том, что колокол был переплавлен на множество колокольчиков Валдая – это не более чем красивая легенда, придуманная в XIX веке.

Включение Пскова в Московское государство было абсолютно бескровным. Из Пскова была депортировано 300 семей. Это были посадники, это были, видимо, наиболее знатные и богатые из купцов. Но этим репрессии псковичей в 1510 году ограничились. Разумеется, осуществляя депортацию, Василий преследовал одну цель – не допустить создания здесь условий для возникновения какой-либо оппозиции. Теперь на территории Псковской земли распространялись общерусское законодательство. Псков лишался возможности самостоятельно выбирать себе градоначальников и получал из Москвы наместника-воеводу, который и выполнял функции главного политического управления вверенной ему землей[20].

Центральным органом воеводского управления была съезжая (приказная) изба. Здесь было сосредоточено делопроизводство, производились следствие, суд и расправа. Указом от 15 мая 1687 года она была переименована в Приказную палату. Сам воевода «со товарищами» заседал в расписанной фресками «личным письмом» комнате. Там же хранилась казна и ларец с государевой печатью, полковое знамя. Рядом была большая палата подьячих, где велось делопроизводство, распределенное между разрядным, денежным, поместным, посольским и судным столами. На первом этаже размещались сени, приказной архив и «колодничья», тюрьма для возмутителей спокойствия и недовольных феодальными порядками. Приказные учреждения располагались в Довмонтовой стене, на месте бывших построек Владычного наместника вечевого Пскова.

 

Тема 7



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 95; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.97.219 (0.006 с.)