Первые поселения людей на территории Псковщины 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Первые поселения людей на территории Псковщины



М.В. Васильев

 

 

Историко-культурное наследие Псковского края

 

 

Учебное пособие для студентов

неисторических факультетов

 

 

 


ББК 63.3 (2Рос-4-Пс)

В 191

Васильев М.В. Историко-культурное наследие Псковского края. Учебное пособие для студентов неисторических факультетов. Псков, 2017. – 300 с.

 

Рецензенты:

 

Дормидонтова Н.В., преподаватель Псковского агротехнического колледжа, старший преподаватель кафедры отечественной истории Псковского государственного университета.

Везовитов С.М., начальник отдела образования Администрации Себежского района.

 

     

 

Учебное пособие предназначено для студентов неисторических факультетов, изучающих «Историко-культурное наследие Псковского края» в качестве дисциплины по выбору. Представленная в книге информация позволяет сформировать общее представление об основных памятниках культуры Псковского края и может быть любопытна всем интересующимся историей Псковского края. Пособие также может представлять интерес для школьных учителей и быть использовано при разработке уроков по предмету «История Псковского края», а также факультативных занятий и классных часов.

 

ВВЕДЕНИЕ

Пристальное и многогранное изучение истории родного края необходимо для всякого уважающего себя гражданина, поскольку понимание культурного наследия своих предков, является неотъемлемой частью уважения к малой Родине и своему Отечеству в целом. Это нравственный фундамент целостной и развитой личности. Академик Д.С. Лихачев говорил, что «любовь к своей Родине – это не нечто отвлеченное; это – и любовь к своему народу, к своей местности, к памятникам ее культуры, гордость своей историей»[1]. Уважительное отношение к истории и культуре своих предков, является не только мощным интегрирующим фактором в деле консолидации народа, но и вопросом национальной безопасности. Президент РФ В.В. Путин в одном из интервью на вопросы журналиста отметил: «Чем человек проще и ближе к земле, тем больше у него ответственности за Родину... У него другой Родины нет.. Он знает, что останется жить здесь, на этой земле, тут будут его дети, внуки и правнуки. Он должен о них позаботиться... В этом основа государственности и патриотизма рядового русского человека. Да и человека любой национальности, живущего здесь… Нет ничего роднее, чем твоя земля, друзья, близкие, культура народа, в которой ты вырос»[2].

Для гостей Псковской земли, приезжающих из других городов России или зарубежья, знание истории народа, в среде которого они оказались, необходимо для формирования здорового социального микроклимата и конструктивной деятельности, что становится особенно важным в условиях усиливающихся миграционных процессов и глобализации современного мира.

Данное пособие предназначено помочь студентам высших учебных заведений неисторических направлений подготовки более детально рассмотреть основные аспекты историко-культурного наследия Псковщины, познакомиться с её прошлым. В пособие включен материал по комплексному изучению культурного наследия Псковской земли на протяжении всей его истории, с древнейших времен до ХХ столетия. Автор пособия делает акцент не только на истории и культуре Псковского края, но и обращается к различным вопросам военно-политического и историко-географического плана, народного характера и менталитета, административного управления и экономики, социально-политической и повседневной жизни псковичей.

Важной составляющей вузовского курса «Историко-культурное наследие Псковской области» является учет и использование в практике преподавания междисциплинарных связей. В данном случае речь идет о таких дисциплинах как, история России, история Псковского края и культурологя. Теоретико-методологические проблемы курса освещаются через изучение таких вопросов, как Псковский край в контексте общероссийской и европейской истории; общее и особенное в его развитии на различных этапах истории; вклад Псковского края в отечественную и мировую культуру, развитие российского права. Особое внимание обращается на изучение средневекового Пскова как выдающегося явления в истории Руси и Европы, служившего надёжным щитом Русского государства от внешних врагов и одновременно воротами, связывающими Русь с зарубежьем. В курсе изучаются также жизнь и деятельность выдающихся личностей, связанных своими судьбами с Псковским краем. Изучение дисциплины предполагает наличие у студентов знаний, умений и компетенций, как в объеме программы средней школы, так и знаний, полученных в процессе обучения на базе ВУЗа.

Дисциплина «Историко-культурное наследие Псковского края» относится к дисциплинам по выбору и изучается студентами на 1 или 2 курсах. Общая трудоемкость час / зачет. ед.: 72/2. Ряд вопросов лекционного курса рассматриваются достаточно обобщенно и выносятся на изучение в рамках практических занятий. Это связано с рядом объективных причин, главной из которых, является ограниченность учебного времени при обилии подлежащего изучению материала. В связи с этим, важной задачей практических занятий является не только расширение и углубление знаний по ключевым вопросам историко-культурного наследия Псковщины, но и развитие практических умений, необходимых студентам в процессе учебной и научно-исследовательской деятельности.

Содержание курса «Историко-культурное наследие Псковского края» позволяет содействовать развитию личностных и профессиональных качеств будущих специалистов, анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования патриотизма и гражданской позиции, совершенствовать духовную культуру, содействовать развитию уважительного отношения к социальным, этническим, конфессиональным и культурным различиям, сформировать уважительное отношение к историческому прошлому, достижениям человечества и достойному пути своего народа.

Пособие состоит из восьми разделов. В первом разделе определяются учебные, мировоззренческие и воспитательные цели и задачи курса, а также представлены требования к уровню освоения дисциплины «Историко-культурное наследие Псковского края» с точки зрения компетентностного подхода. Второй раздел включает в себя информацию об объеме дисциплины и видах учебной работы, а также технологическую карту изучаемого курса. Третий раздел дает общее представление о содержании лекционного курса. В четвертом разделе содержатся Методические рекомендации для студентов по освоению дисциплины. Пятый раздел включает в себя учебно-методическое и информационне обеспечение практических занятий, представленное списком источников и литературы по теме учебной дисциплины. Ряд рекомендованных изданий включены в фонды Электронно-библиотечной системы IPRbooks, что соответствует последним требованиям образовательных стандартов. Данный список литературы призван помочь студентам сориентироваться в увеличивающемся потоке информации, он не является исчерпывающим и не ограничивает познавательную активность студента. Допускается использование в своем научном поиске и других доступных научных изданий. Шестой раздел содержит планы семинарских занятий и творческие задания студентам для самостоятельной подготовки. В связи с тем, что одной из задач данного пособия является помощь студентам в проверке собственных знаний перед итоговой контрольной работой и зачетом, в седьмой раздел книги вошли «Вопросы для самопроверки», «Тестовые задания для самопроверки», «Вопросы на зачет», ответы на которые позволят студенту четко определить круг возможных информационных пробелов в собственных знаниях и устранить их накануне зачета. Раздел «Справочная информация» включен в пособие с целью обратить внимание студентов на знание основных дат, понятий и персоналий, связанных с историей и культурным наследием Псковской земли. Использование данного фактического материала должно существенно облегчить для студентов процесс подготовки к семинарским занятиям, сэкономить время и акцентировать внимание на ключевых проблемах и вопросах культурного наследия Псковской земли.

Учебное пособие содержит богатый иллюстративный материал, позволяющий читателю сформировать качественное представление о рассматриваемых образцах псковской культуры. Большинство фотографий псковской архитектуры выполнены автором настоящего учебного пособия.  

Цели и задачи курса

Курс «Историко-культурное наследие Псковского края» включает в себя материал по комплексному изучению истории и культуры Псковского края.

Целью изучаемой дисциплины является формирование у студента целостного представления о культурном наследии Псковщины как в контексте истории России, так и мирового исторического процесса.

Задачи изучения дисциплины:

§ Создать комплексное представление об истории и культуре Псковской земли.

§ Определить культурную специфику Псковщины на фоне единой русской истории.

§ Развить умение давать характеристику исторического деятеля на примере изучения жизни и деятельности выдающихся уроженцев Псковской земли: государственных и общественных деятелей, архитекторов, художников, писателей, музыкантов.

§ Сформировать умения и навыки в области поиска и обработки необходимой для учебной и научно-исследовательской деятельности информации.

§ Развить умение качественного выполнения заданий практикуемых в высшем учебном заведении.

§ Сформировать эмоционально-ценностное, уважительное отношение к истории и культуре «малой Родины», достижениям ее уроженцев в различных сферах культуры.

§ Овладеть методами научного анализа и научно-исследовательской работы.

   В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования процесс изучения дисциплины «Историко-культурное наследие Псковского края» направлен на развитие следующих общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций:

· Способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции.

· Способность использовать знания в области общегуманитарных социальных наук в контексте своей социальной и профессиональной деятельности.

· Способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия.

· Способность к самоорганизации и к самообразованию.

· Способность выбирать актуальные темы, проблемы для публикаций, владеть методами сбора информации, ее проверки и анализаю

 

Планируемые результаты обучения по дисциплине

 

Планируемые результаты обучения по дисциплине.   В результате изучения дисциплины студент должен: Планируемые результаты освоения ОПОП

Знать:

Основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность региональной и отечественной истории. ОК-2, ОК-3,
Основные понятия, изученные в рамках дисциплины. ОК-2, ОК-3,
Историческую обусловленность культурных и общественных процессов изучаемого региона. ОК-3
Особенности и специфические черты историко-культурного наследия Псковской земли. ОК-3

Уметь:

Проводить поиск исторической информации в источниках разного типа. ОК-2, ОК-8, ОКВ-1
Осуществлять внешнюю и внутреннюю критику источника (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства, цели его создания, степень достоверности). ОКВ-1, ОКВ-2
Систематизировать разнообразную историческую информацию на основе своих представлений об общих закономерностях исторического процесса. ОКВ-1, ОКВ-2
Подготовить устное выступление с изложением результатов учебной или научно-исследовательской деятельности. ОК-7, ОПК-2, ПК-6, ПК-7, ПК-14, ОКВ-1, ОКВ-2
Организовать маршрут и провести обзорную экскурсию по городу с кратким рассказом об основных памятниках историко-культурного наследия Псковщины. ОК-7, ПК-6, ПК-7, ПК-14, ОКВ-1, ОКВ-3

Владеть:

Специальным терминологическим аппаратом по изучаемому предмету. ПК-1
Способами получения и обработки эмпирического материала; ОКВ-3, ПК-1
Навыками выполнения научно-исследовательской работы. ОКВ-3, ПК-1

Объем дисциплины и виды учебной работы

Объем дисциплины и виды учебной работы для очного обучения. Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачётные единицы:

 

Вид учебной работы Всего часов
Контактная работа обучающихся с преподавателем (по видам занятий) 32
В том числе:  
Лекции, из них: 16
в инновационных формах (при наличии)
Практические / семинарские занятия, из них: 16
в инновационных формах (при наличии)
Лабораторные работы, из них:
в инновационных формах (при наличии)
Другие виды контактной работы (консультации по выполнению курсового проекта (работы), консультации и контроль выполнения самостоятельной работы студента и т.п.)
Самостоятельная работа (всего) 38
В том числе:  
Курсовой проект (работа)
Расчетно-графические работы
Реферат
Другие виды самостоятельной работы (эссе, контрольные, домашние задания, и т.п.) 38
Промежуточная аттестация в форме зачета зачет
в т.ч. контактная работа обучающегося с преподавателем: - консультации к зачету - зачет     ‒ 2

Общий объём дисциплины: часов

                                            зач. ед.

72
2
в т.ч. контактная работа обучающегося с преподавателем в ходе освоения дисциплины 32

 

Объем дисциплины и виды учебной работы для заочного обучения. Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачётные единицы:

 

Вид учебной работы

Всего часов
   
Контактная работа обучающихся с преподавателем (по видам занятий) 10
В том числе:  
Лекции, из них: 4
в инновационных формах (при наличии)
Практические / семинарские занятия, из них: 6
в инновационных формах (при наличии)
Лабораторные работы, из них:
в инновационных формах (при наличии)
Другие виды контактной работы (консультации по выполнению курсового проекта (работы), консультации и контроль выполнения самостоятельной работы студента и т.п.)
Самостоятельная работа (всего) 60
В том числе:  
Курсовой проект (работа)
Расчетно-графические работы
Реферат
Другие виды самостоятельной работы (эссе, контрольные, домашние задания, и т.п.) 60
Промежуточная аттестация в форме зачета зачет
в т.ч. контактная работа обучающегося с преподавателем: ‒ консультации к зачету ‒ зачет     ‒ 2

Общий объём дисциплины: часов

                                           зач. ед.

72
2
в т.ч. контактная работа обучающегося с преподавателем в ходе освоения дисциплины 12

 

Примерная тематика курсовых проектов (работ): курсовые работы по данной дисциплине не предусмотрены.

Лабораторный практикум: лабораторные работы не предусмотрены

 

Разделы дисциплины и виды аудиторных занятий

№ п/п Наименование раздела дисциплины Лекции Практические занятия Всего час.
1. Псковский край в эпоху камня и раннего металла. 2 0 2
2. Языческая культура на Псковщине. 2 0 2
3. Развитие Псковского края и псковской культуры в IX –XIV вв. 5 6 11
4. Развитие Псковского края и псковской культуры в XV – XVII вв. 5 6 11
5. Псковская культура XVIII – ХХ вв. 2 4 6

Всего:

16 16 32

 

Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми дисциплинами

 

№ п/п

Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин

№ № разделов данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

1 2 3 4 5
1. История России + + + + +
2. Культурология + + + + +

Технологическая карта учебной дисциплины

«Историко-культурное наследие Псковского края»

 

Наименование дисциплины / курса Уровень / ступень образования Статус дисциплины в рабочем учебном плане (А, Б, В, Г) Количество зачетных единиц / кредитов
Историко-культурное наследие Псковской области Бакалавриат Б1.Б.2   2

 

Смежные дисциплины по учебному плану

История России, культурология

ВВОДНЫЙ МОДУЛЬ

(вводно-рейтинговый контроль, проверка «остаточных знаний по смежным дисциплинам при необходимости)

Тема, задание или мероприятие вводного контроля Виды оцениваемых работ Аудиторная или внеаудиторная Минимальное количество баллов Максимальное количество баллов
История России, краткий обзор  рабочий лист (работа в группах на занятии) ауд. 0 2
Посещение лекций Написание ауд. 0 10

Итого:

0 12

БАЗОВЫЙ МОДУЛЬ

(проверка знаний и умений по дисциплине)

Тема, задание или мероприятие вводного контроля Виды оцениваемых работ Аудиторная или внеаудиторная Минимальное количество баллов Максимальное количество баллов

Псковский кремль, его достопримечательности

работа на занятии ауд. 0 3
выступление с докладом ауд. 0 3
Посещение экскурсии ауд. 0 3

Искусство и архитектура средневекового Пскова

работа на занятии ауд. 0 3
рабочий лист ауд. 0 3
Гражданская застройка средневекового Пскова работа на занятии ауд.   0 3
Малые города Псковщины. Основные памятники культуры работа на занятии ауд. 0 3

Городская застройка Пскова. XVIII – XX века.

работа на занятии ауд. 0 3
выступление с докладом ауд. 0 3

Итоговая контрольная работа

ауд. 0 15

Итого:

45

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ

Тема, задание или мероприятие вводного контроля Виды оцениваемых работ Аудиторная или внеаудиторная Минимальное количество баллов Максимальное количество баллов
Творческое задание (эссе или анализ рекомендованной литературы) Письменная работа внеауд. 0 3
Экскурсионный маршрут по улицам Пскова № 1 Подготовка и проведение экскурсии ауд. 0 5
Экскурсионный маршрут по улицам Пскова № 2 Подготовка и проведение экскурсии ауд. 0 5
Экскурсионный маршрут по улицам Пскова № 3   Подготовка и проведение экскурсии ауд. 0   5

Итого:

0 15

Всего:

0 72

 

       Необходимый минимум для получения итоговой оценки – 37 баллов. (72-67 - A; 66-61 - B; 60-49 - C; 48-43 - D; 42-37 - E; 36-24 - FX; менее 24 - F).

Студенты, отсутствовавшие на занятиях по уважи­тельной причине, могут повысить оценку по результатам устных собеседований с преподавателем по проблемам пропущенных практических занятий, выполнения внеаудиторных и аудиторных кон­трольных работ, проектов и др.).


Содержание лекционного курса

 

Тема 1

Средневекового Пскова

 

Большое значение для Пскова имели внешнеторговые связи. Уже в IХ – Х веках в Псков поступали серебряные арабские дирхемы и западноевропейские динарии. С XIII века преобладали связи с Любеком и другими германскими городами Ганзейского торгового союза. Важнейшим партнером Пскова в этих связях до середины XVI века был его сосед Дерпт (Тарту), позднее Рига, Ревель (Таллинн) и особенно Нарва. Купцы совершали сделки в ганзейских и ливонских городах, в самом Пскове, где возникли Немецкий и Любский дворы. Псковичи экспортировали меха, воск, мед, деготь, лен, кожу, сало и, в отличие от Новгорода, зерно, ввозили соль, сельдь, дорогие ткани, вино и фрукты, бумагу, цветные металлы.

Торговле нередко препятствовала военно-политическая ситуация. Ливонский орден запрещал провозить на Русь верховых лошадей для тяжеловооруженной конницы, испанский рог для изготовления арбалетов, медь, олово, свинец, латунь. В XVII веке русским запрещалось торговать в шведских владениях с английскими и голландскими купцами. Таким образом можно с полной уверенностью сказать, что экономические санкции, столь популярные в современном обществе, отнюдь не изобретение современности. Средневековый Псков и псковские купцы были очень хорошо знакомы с западными запретами и ограничениями и мастерски умели их обходить Подобные предписания и запреты зачастую нарушались обеими сторонами, так как торговые интересы были обоюдными и приносили всем участниками товарных отношений большую прибыль.

Социально-экономическое устройство Пскова нашло удивительно точное воплощение в его облике. Быстрый рост городской территории в ХIV – ХV веках, реализация крупных строительных программ общественного характера привели к созданию нескольких градостроительных комплексов, воплощавших его столичные функции. В начале XIV века жилые дворы были вынесены из Крома и Довмонтовой стены на территорию бывшего посада, защищенного в 1309 году стеной посадника Бориса. Произошла перепланировка городского ядра, замена жилой застройки общественными сооружениями, общее перераспределение земельных участков «мужей-псковичей» с переносом усадебных частоколов. Кром стал местом сосредоточения клетей – складов боярских семей. Их было свыше трехсот – по числу псковских бояр. В этих небольших бревенчатых срубах хранились запасы зерна и платье, оружие и конская упряжь.

К началу XVI века в черте городских стен располагалось 6500 дворов, что позволяет оценить население города примерно в 30 тысяч человек. Псков этого периода времени был одним из крупнейших городов Руси, уступая по количеству жителей и мощности крепостных стен лишь Москве и Новгороду. Большую часть городского населения Пскова, составляли ремесленники и торговцы. Ремесло в Пскове было менее развито, чем в Новгороде, но и здесь было много искусных мастеров: кузнецов, кожевников, гончаров, ювелиров. Особенно славились своим искусством псковские каменщики, они считались лучшими строителями во всей Руси. Многие ремесленники не только работали на заказ, но и продавали свои изделия, однако главными хозяевами псковской торговли, как внутренней, так и внешней, были купцы. Псковское купечество вело торговлю с городами Прибалтики и Литвы, а также с русскими городами. В ХV века особенно укрепились торговые связи Пскова с Москвой. Псковичи продавали лен, кожи, рыбу, мед, воск, меха, а покупали соль, сукно, железо, изделия из металла и другие товары.

Центром внутренней торговли был псковский торг, он происходил на главной площади города. На торгу рядами стояли лавки, в которых торговали разными товарами.

Развитие торговли и приобретение политической  самостоятельности от Новгорода привело к созданию собственной монетной системы. Чеканка собственной монеты в Пскове производилась недолго – всего 85 лет. Ее начало датируется концом 1425 года, а прекращение выпуска псковских денег относится к 1510 году, то есть ко времени окончательного включения Пскова в состав Московского государства. Монеты  Пскова были двух номиналов: деньги и четверетцы, составлявшие 1/4 часть деньги. Оба монетных номинала изготавливались из высокопробного серебра. Псковские деньги отличаются от монет других русских княжеств этого времени жестким стандартизированным оформлением. На их всегда помещали портрет князя Довмонта в короне и с мечом. По принципу оформления оборотной стороны монеты псковские деньги разделяются на два типа. На монетах первого типа помещена надпись «ДЕНГА ПСКОВСКАЯ», а на монетах второго типа – изображение четвероногого животного (предположительно барса), повернутого вправо или влево, окруженного круговой надписью «ДЕНГА ПСКОВСКАЯ». Вес псковских денег за все время существования чеканки претерпел лишь незначительные колебания. В настоящее время в музейных и частных коллекциях собрано около 5 тысяч денег независимого Пскова.

Городской торг насчитывал около 1700 торговых помещений и делился почти на 40 рядов. Преобладали ремесленные ряды: иконный, серебряный, рукавичный, щепетинный, котельный, ведерный, колпачный, несколько сапожных, хлебных. Многие лавки были одновременно ремесленными мастерскими. Ремесленникам принадлежало более половины всех оброчных предприятий, хотя записи о ремесленных профессиях есть только для 178 человек. Псковское ремесло достигло высокого уровня специализации. Списки ремесленных специальностей, составленные по различным источникам XVI – XVII веков, насчитывают от 40 до 98 наименований. В них представлены практически все отрасли ремесла, кроме стеклоделия. Вблизи торга стояли гостиные дворы с десятками амбаров для приезжих купцов и привозных товаров: Большой, Тверской, для гостей московских, Льняной, Соляной.

Среди торговцев выделялось два-три десятка богатых купцов, совершавших крупные сделки и заправлявших всеми торговыми делами. Уже в вечевом Пскове известны купеческие объединения, возглавлявшиеся старостами, которые одновременно были церковными старостами, активно участвовали в жизни «Господина Пскова». Влиятельная купеческая верхушка смыкалась с боярством и вместе с ним была выселена из Пскова московским правительством в 1510 года.  На смену им в конце XVI – начале XVII веков в условиях начавшегося формирования всероссийского рынка пришли купцы нового типа, оборотистые предприниматели. Помимо лавок и амбаров, сбора пошлин с денежного и гостиных дворов они завели первые сравнительно крупные предприятия, ведли активные операции по транзитной торговле русскими товарами через Псков в Европу, активно занимались ростовщичеством и контрабандой. Состояния крупнейших купцов Поганкиных, Русиновых, Меншиковых и других росли очень быстро. Например, Сергей Иванович Поганкин, начиная свой бизнес простым огородником, стал владельцем более 50 лавок и клетных мест на Вершаной хлебной ниве, кожевенного двора со всем заводом на Завеличье, оброчных и дворовых мест, земельных участков, скупленных или взятых за долги, и построил огромные каменные палаты, до сих пор украшающие город.

Крупными сооружениями общественного характера помимо псковского торга в Окольном городе были гостиные дворы с десятками амбаров, Денежный, Таможенный, Кружечный дворы. Особенным богатством отличались дворы псковского купечества. Постройки XVI века не дошли до нас, разрушенные в годы осад и народных восстаний. Сохранилось около 20 каменных жилых домов XVII века, принадлежавших Поганкиным, Меншиковым, Русиновым, Подзноевым и другим купеческим династиям Пскова.

Интереснейшие сведения о Пскове ХVI – ХVII веков приводят иностранные путешественники. Они описывают его как большой, многолюдный, полный жизни город с многочисленными храмами и постройками, сравнивают с Римом, Парижем, сообщают интереснейшие этнографические подробности. Так, например, нностранец Вундерер, посетивший Псков в 1590 году, отметил, что «почти все дома имеют над дверьми отлитые или писаные иконы, перед которыми обитатели дважды, не обнажая головы, склоняют ее и говорят... Господи, спаси меня». Потом, когда пришедший приветствует хозяина, он говорит без рукопожатия, но с поцелуем: «Да даст тебе, Господь, здоровья». После того, как они заключили сделку, прощаются друг с другом вышеуказанным порядком». Он описал длинные одеяния псковичей из цветных тканей без складок, белые шапки и сапоги из красной кожи с железными подковками». Такие зарисовки иностранцев говорят достаточно высоком материальном достатке псковичей. XVII век стал временем расцвета и торговой мощи города Пскова.


Тема 8

Фрески древнего Пскова

 

Одним из главных признаков возрождения русской культуры после татаро-монгольского разорения стало восстано­вление традиций монументальных росписей. Искусство XIII века ярко проявилось в иконописи, тогда как монументальная живопись находилась в состоянии упадка и забвения. Политические противоречия и княжеская междоусобица, постоянные набеги из Золотой Орды, тяготы налогов – все это сводило на нет попытки возобновления церковного строительства, с которым было непосредственно связано искусство фрески. Первые опыты возобновления деятельности художников-монументалистов относятся лишь к последним годам XIII столетия. На фоне традиций монументальной живописи домонгольского периода они предстают явлением второсте­пенным, хотя и свидетельствующим о постепенном накоплении ху­дожественных сил, которые не замедлили проявиться уже в начале XIV века.

Возрождение русской фрески связано с северо-западными землями – с Новгородом и особенно Псковом, которые не столь существенно пострадали от татаро-монгольского нашествия, как центральные и южные регионы Руси. На рубеже XIII – XIV веков Псков, в силу ослабления централизованной власти и культурного доминирования более крупных центров, ощутил свободу и самостоятельность, и именно в этот период здесь стала складываться своя яркая и неповторимая художественная традиция.

Долгое время представления о псковской школе живописи были упрощенными. Поскольку же её художественные приемы и иконографические толкования довольно резко отличаются от всех школ Древней Руси. Псковская художественная школа Средневековья по праву может называть неповторимой, так как она едва ли не самая самобытная на Руси. Причем эта самобытность и своеобразие не замкнутого экзотического типа. Псковским мастерам фрескистам характерно пристальное внимание ко всем художественным течениям, имевшим место в восточнохристианском мире, строгость вкуса при отборе элементов, нужных для выражения своих взглядов[29].

Псковские церкви обыкновенно после возведения украшались фресками. Не только изнутри, но и снаружи – росписи не были редкостью. Фрески являлись одним из древнейших форм украшения православных храмов и появились ранее икон. История сохранила нам только три ансамбля монументальной живописи Пскова. Тем не менее, несмотря на столь малое их число, они почти полностью охватывают главнейшие этапы развития псковской живописи. Первый и древнейший из них расположен в Мирожском монастыре, основанном в 1152 году и сохранившем свой ансамбль почти полным. Фрески этого монастыря поражают масштабом замысла и мастерством своего письма. Всемирно известная фресковая живопись Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря занимает важное место не только в истории русской, но и мировой культуры. Над росписью собора работали, без сомнения, выдающиеся греческие художники под руководством новгородского архиепископа Нифонта. Виднейший деятель русской церкви ХII века владыка Нифонт был активным сторонником грекофильской политики, проводимой назначаемыми в Константинополе киевскими митрополитами, поэтому неудивительно, что в создании мирожских фресок, выполненных около 1156 года, приняли участие греческие мастера. Это не означало, что стенопись русских храмов механически повторяла византийские фрески, каждый памятник имел свою программу росписей, лишь в общих чертах следовал канону. Не является исключением и стенопись Мирожского монастыря, программа которой не только отвечала общим для всего христианского мира традициям, но и своим исчерпывающе полным изложением событий Священной истории была ориентирована на конкретные задачи религиозного просвещения псковской паствы. Утверждение основополагающих догматов христианской веры – реальности воплощения Бога и соединение в нем божественной и человеческой природы – стало одним из главных лейтмотивов системы декорации храма, где перед зрителем столь подробно раскрывается догмат о богочеловечестве Христа[30]. Роспись стен храма фресками в первые века христианства важна не только в силу своей эстетики, но в силу необходимости трансляции в сознание безграмотных прихожан основных идей и сюжетов религиозного учения. Так как простой человек, не обученной грамоте может получить информацию о Боге только двумя путями: через проповедь священника и через визуальные образы, которые он видит на стенах храма.

Согласно технологическим данным, артель художников работала с тех же строительных лесов, что и строители, начиная с купола. По мере продвижения вниз эти леса разбирались, а их крепления в стене заполнялись штукатурным грунтом и поверху расписывались. Эти и другие технологические следы дают хорошее представление о методах и последовательности работы художников. Судя по швам стыковки штукатурных слоев, мастера уже за первый рабочий сезон расписали купол и своды собора.  



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 85; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.54.63 (0.08 с.)