Использование предгрупповой встречи или начальной сессии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Использование предгрупповой встречи или начальной сессии



После того как состав группы утвержден, следующий вопрос, встающий перед вами, таков: в чем заключается ответственность консультанта за подготовку членов группы к тому, чтобы получить максимальную пользу от группового опыта? Я склонен предполагать, что систематическая подготовка весьма существенна и что она должна начинаться с частного собеседования и продолжаться на нескольких первых сессиях. Подготовка состоит в совместном с членами группы исследовании их ожиданий, страхов, целей и недопонимания основ группового процесса, информировании о психологическом риске, связанном с участием в группе, и способах его минимизации. Нужно обсудить ценность и ограничения группы, дать общее руководство о том, как получить от группы максимальную пользу, и разъяснить необходимость соблюдения правила конфиденциальности. Эта подготовка может быть проведена во время общей предварительной встречи с будущими участниками группы.

Вдобавок к частному собеседованию с каждым человеком до начала сессии я использую начальную сессию как возможность ближе познакомиться с группой и изучить ее. Начальная сессия — это хорошее время для того, чтобы поговорить о целях группы, помочь членам группы узнать о том, как будет использоваться групповое время для исследования проблем, которые можно рассматривать в группе, для обсуждения основных правил и политики группы и для начала процесса знакомства. Поскольку я предпочитаю, чтобы члены группы как можно раньше решили, готовы ли они к вступлению в группу и к активному участию в ее работе, я поощряю участников группы к тому, чтобы рассматривать первую сессию как возможность принять подобное решение.

Структурирование группы, включая определение норм и процедур, должно быть осуществлено до начала группы. Хотя структурирование начинается на частном собеседовании, необходимо продолжать этот процесс во время первых встреч. Структурирование — это длительный процесс, который может стать жизненно важной частью ранней фазы существования вашей группы.

Подготовка особенно важна для клиентов, принадлежащих к другому этносу или к меньшинствам. Многие из них придерживаются ценностей, которые могут затруднить их участие в группе. Например, свободное участие и обмен взглядами в терапевтической группе могут вступить в конфликт с восточными ценностями смирения и скромности. Более того, многие азиаты не разделяют такие западные ценности, как независимость, индивидуализм, прямая коммуникация, выразительность чувств, уверенность в себе и твердость (Lee, Juan & Ноm, 1984; Leong, 1992). Эти клиенты могут почувствовать угрозу в групповых переживаниях, особенно если от них ожидают слишком быстрого самораскрытия на личностном уровне. Тщательная подготовка поможет снизить уровень сопротивления и торможения у этих клиентов и значительно увеличить возможный эффект группы (Но, 1984). Для представителей других этнических групп подготовка менее важна. Важно, чтобы члены группы были осведомлены о целях группы и о том, какую личную ценность для них может представлять групповой опыт. Групповые работники должны осознавать, что сопротивление или нежелание участвовать могут быть в большей степени результатом культурного воздействия, нежели общей позиции.

Боумэн и ДеЛюсия (Bowman & DeLucia, 1993) утверждают, что особое внимание должно уделяться подготовительным методам, которые снижают тревогу клиента, проявляют его ожидания и объясняют ему сущность группового процесса. Их исследования показали, что эта подготовка может оказать позитивное влияние на убеждения, ожидания и позицию клиента в отношении терапии. Они также сделали вывод о том, что она помогает членам группы приобрести навыки, которые необходимы для успешного группового опыта. Наконец, подготовка может дать начинающему групповому консультанту большее понимание группового процесса и усилить его уверенность в себе как консультанте. Адекватная подготовка важна для краткосрочных групп.

Данные исследований показывают, что хороший процесс подготовки может свести на нет холостые обороты в группе (Budman, Simeon, Reilly & Demby, 1994).

Еще одним защитником систематической подготовки является Ялом (Yalom, 1995). Его подготовка включает в себя объяснение теории групповой работы, исследование возможного недопонимания и ожиданий, предсказание возможных проблем и блоков, препятствующих работе, обсуждение того, как участники группы могут наилучшим образом помочь себе, разговор о доверии и самораскрытии и исследование риска, связанного с экспериментированием над новым поведением. Ялом также обсуждает такие темы, как цели групповой терапии, конфиденциальность и внегрупповая социализация.

Хотя я верю в ценность систематической и полноценной подготовки членов группы, я также вижу опасность чрезмерной увлеченности подготовкой. Например, я обычно прошу членов группы рассказать о любых страхах, которые связаны с вступлением в группу. Я также исследую несколько сходных рисков, связанных с участием в группе. Если консультант в этот момент станет слишком конкретным и подробным, члены группы начнут рассказывать о страхах или беспокойствах, которых у них никогда не было, но они появятся, согласно принципу самоисполняющегося пророчества. Вдобавок слишком сильная структура, предлагаемая консультантом, может задушить любую инициативу со стороны членов группы. Риск погрузиться в чрезмерную подготовку должен быть уравновешен тем, что сопровождает недостаточную подготовку. Бесцельное блуждание группы и бессмысленные конфликты на поздних стадиях могут быть результатом неправильной подготовки и несформированных базовых навыков и представлений о групповом процессе.

 

МОИ РУКОВОДЯЩИЕ ПРИНЦИПЫ ДЛЯ ОРИЕНТАЦИИ И ПОДГОТОВКИ ЧЛЕНОВ ГРУППЫ

Я начинаю программу подготовки во время знакомства с каждым потенциальным членом группы и посвящаю большую часть первой групповой встречи (которую я называю предгрупповой встречей) ориентации членов группы относительно группового процесса, причем процесс ориентации продолжается в течение всей первой стадии развития группы.

Я начинаю с обсуждения с участниками группы важности их собственной подготовки к групповой работе. Я подчеркиваю, что та польза, которую они могут получить от групповой работы, в большой степени зависит от их участия в ней. На предгрупповой встрече и во время начальной групповой сессии я вижу свою задачу в том, как помочь членам группы в оценке и принятии решения о своем согласии работать в группе. Мы сосредоточиваемся на том, чего они хотят получить от участия в группе, и я помогаю им в определении ясных, конкретных и значимых личных целей. После того как они определились со своими целями, которыми они будут руководствоваться при работе в группе, их просят составить соответствующий контракт. (Для более подробного рассмотрения способов определения личных целей клиентов и формулирования контракта смотрите обсуждение транзактного анализа, поведенческой терапии, рационально-эмотивной поведенческой терапии и терапии реальностью в главах с 12-й по 15-ю.)

На предгрупповой встрече я предлагаю участникам группы поговорить об их ожиданиях, о причинах, по которым они пришли в группу, о своих страхах и надеждах, связанных с участием в ней. Я также рассказываю им о некоторых моментах, которые позволят получить максимальную пользу от группы и стимулировать изменения, к которым они стремятся. Я разговариваю с ними об адекватном самораскрытии. Они должны понять, что сами ответственны за выбор тех трудностей, которые пожелают исследовать во время сессии. Я также сообщаю, что чрезвычайно важно, чтобы они делились устойчивыми реакциями, которые появляются в результате взаимодействия здесь-и-сейчас. Моя цель — научить их тому, что группа будет функционировать, только если они готовы выражать то, что они думают и чувствуют по поводу своего присутствия в группе. Именно их реакции обеспечивают направление движения группы, которое обычно определяется на первых сессиях. Я также поощряю их задавать любые вопросы или высказывать любые впечатления, волнение или беспокойство по поводу группового процесса.

Я прошу членов группы поделиться несколькими мыслями о тех проблемах, которые они хотели бы исследовать. Хотя, когда они приходят в группу, они уже представляют примерный перечень проблем, над которыми хотят поработать, я поощряю их оставаться гибкими и быть готовыми к работе с другими трудностями и проблемами, которые могут спонтанно возникнуть во время взаимодействия в группе. Поскольку я всегда считал, что чтение, рефлексия и ведение записей центрируют членов группы на себе (в позитивном смысле), я предлагаю им почитать некоторые книги. Я прошу их вести журнал, в котором они могут спонтанно или систематически записывать те реакции, которые возникают у них в связи с событиями, происходящими в группе, а также между сессиями. Я поощряю их излагать в группе суть того, что они записывают в журнале. Таким образом, мы обеспечиваем работу членов группы между сессиями.

Риордан и Уайт (Riordan & White, 1996) объясняют ценность подобных журналов, которые играют роль терапевтического дополнения к групповой работе. Они определили, что в ходе первой стадии развития группы участники с неохотой делятся своими мыслями и чувствами. Консультант может поощрять членов группы к тому, чтобы записывать свои наблюдения и реакции. Постепенно члены группы смогут рассказывать о своих затруднениях и чувствах в группе. Используя журналы в своей работе, Риордан и Уайт обнаружили, что большая часть членов группы демонстрирует желаемые реакции. Большая часть группы достигает катарсиса, проясняет и подводит итоги своим переживаниям. Журналы часто помогают членам группы просеять свои мысли и чувства, отобрав те, которые следует выразить на группе, что развивает большее ощущение безопасности.

В своих группах я продолжаю подчеркивать ценность записей, ведущихся между сессиями, потому что, как и в случае Риордана и Уайта, члены моих групп единогласно заявляют о ценности записей, которые они ведут в период существования группы. Эти журналы не только позволяют им сосредоточиться на своих трудностях, но и обеспечивают их основой для определения способов, используя которые они могут измениться. Журнал также обеспечивает механизм самооценки своей включенности в работу группы.

Члены группы снова и снова слышат о важности использования группы для отработки новых форм поведения. Я продолжаю напоминать им, что группа предназначена для того, чтобы помочь им освоить новые способы мышления, чувствования и поведения. Таким образом, я продолжаю приглашать их к тому, чтобы опробовать новые стили поведения в ходе сессий, если они хотят достичь конкретных изменений в своей жизни. Я предлагаю членам группы записывать в журнал свои и чужие реакции на поведение, с которым они экспериментируют в ходе групповых сессий, и то, как это поведение приживается в их повседневной жизни.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 66; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.197.201 (0.007 с.)