Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Развитие групповой сплоченности
ПРИРОДА ГРУППОВОЙ СПЛОЧЕННОСТИ. Групповая сплоченность включает в себя чувство принадлежности, включенности и солидарности. Сплоченность является итогом всех усилий, которые прилагают члены группы, для того чтобы остаться в ней. Она соотносится с ощущением заботы и общей комфортностью группы, чувством принадлежности, ощущением своей ценности и чувством принятия и поддержки в группе (Yalom, 1995). Хотя сплоченность может формироваться уже на ранних стадиях развития группы, на рабочей стадии она становится ключевым элементом группового процесса. Если доверие было установлено, а конфликт и негативные чувства выражены и проработаны, группа становится сплоченным целым. По ощущениям это похоже на то, что группа прошла через период испытаний и ее участники сделали вывод о том, что все в порядке и можно идти на сближение. Но надо помнить, что сплоченность не является чем-то фиксированным, она постоянно колеблется в зависимости от качества взаимодействия внутри группы. Я обнаружил, что сплоченность формируется тогда, когда члены группы открываются более глубокому уровню взаимодействия и готовы раскрывать болезненные переживания и принимать риск. Усиление интенсивности взаимодействия связано с готовностью членов группы оставаться в здесь-и-сейчас и выражать непосредственные реакции, касающиеся группы и друг друга. Умение честно поделиться глубоко личными переживаниями и борьба за сохранение группы становятся возможными, потому что члены группы идентифицируются с другими участниками и видят в них себя. Поскольку сплоченность придает группе силы двигаться вперед, она является предпосылкой успешности группового процесса в целом. Без чувства целостности группа остается фрагментированной, члены группы замораживают себя, прячась за своими защитами, и любая работа осуществляется весьма поверхностно. Группа не становится сплоченной автоматически. Сплоченность — это результат согласия, достигнутого участниками, и тех шагов, которые предпринимал консультант, чтобы привести их к ощущению группы как целого. Хотя групповая сплоченность сама по себе не является условием Эффективной групповой работы, все характеристики правильно функционирующей группы связаны с ней и проходят через нее. Сплоченность необходима для того, чтобы эффективно действовали другие терапевтические факторы (Yalom, 1995). Сплоченность стимулирует активное поведение, например, непосредственность, конфронтацию, принятие риска и перевод инсайта в действие. Без групповой сплоченности участники группы не чувствуют себя достаточно безопасно для того, чтобы перейти на более высокий уровень самораскрытия.
Ялом (Yalom, 1995) утверждает, что наличие групповой сплоченности в значительной мере влияет на позитивный исход групповой работы. Если члены группы чувствуют слабую принадлежность к группе или не ощущают привлекательность группы, вероятность того, что они получат пользу от групповых занятий, очень мала. Скорее всего результаты работы в группе будут для них неутешительными. Согласно Ялому, группа, сосредоточенная на здесь-и-сейчас, почти неизбежно становится сплоченной. В противоположность этому в группе, участники которой просто говорят о своих затруднениях, выражая их в манере там-и-тогда, развитие сплоченности маловероятно. СПЛОЧЕННОСТЬ КАК ОБЪЕДИНЯЮЩАЯ СИЛА. Хотя сплоченность необхо- дима для эффективной групповой работы, она может препятствовать развитию группы. Когда сплоченность не сопровождается вызовом двигаться вперед (как со стороны участников группы, так и со стороны консультанта), развитие группы может перейти в стадию плато. Группа наслаждается комфортом и безопасностью единства, которого она достигла, но никакого прогресса не происходит. Во многих взрослых группах, которые я вел, возникали одинаковые темы, которые были характерны для людей разного возраста, разного социокультурного происхождения и статуса. В то время как на начальной стадии развития группы участники осознали различия между собой, по мере того как развивается групповая сплоченность, члены группы начинают понимать, насколько они похожи в своих затруднениях и переживаниях. Это сходство может быть выражено по-разному. • Я не одинок в своей боли и со своими проблемами. • Я более привлекателен, чем я думал. • Я думал, что слишком стар для того, чтобы меняться, и что мне осталось лишь радоваться тому, чего я уже достиг в своей жизни. Сейчас я вижу, что в своих чувствах я совсем не отличаюсь от молодых людей.
• Я полон надежд относительно своего будущего, хотя я знаю, что это будет долгий и трудный путь. • Здесь присутствует множество людей, к которым чувствую близость, и я понимаю, что мы сблизились именно потому, что позволили друг другу узнать себя такими, какие мы есть. • Близость пугает, но она столь удивительна. • Люди могут быть такими красивыми, когда сбрасывают свои маски. • Я узнал, что одиночество, которое я испытывал, разделяют многие члены этой группы. По мере того как группа становится сплоченной, нет ничего странного в том, что женщина обнаруживает, что в свои 20 лет она очень похожа на мужчину, которому уже перевалило за 50. Они оба могут искать одобрения родителей и понимать, как трудно постоянно смотреть во внешний мир в попытках отыскать в нем подтверждение своей значимости. Мужчина узнает, что его борьба за мужественность не слишком отличается от отстаивания женщиной своей женственности. Женщина понимает, что не одна она чувствует негодование, связанное с чрезмерными требованиями семьи. Пожилой мужчина видит в молодом участнике группы своего «сына» и позволяет себе чувствовать к нему нежность и сострадание, чего он не позволял себе раньше. Есть еще некоторые темы, связанные с возрастанием сплоченности на этой стадии. Это воспоминание о болезненных переживаниях детства или отрочества; осознание потребности в любви и страха перед ней; обретение способности выражать подавленные чувства; открытие того, что твой самый большой враг живет внутри тебя; борьба за поиск смысла жизни; осознание сходств, которые связывают нас всех вместе; принятие различий и уникальности; освобождение от чувства вины зато, что мы сделали или в чем потерпели неудачу; начало процесса раскрытия своей идентичности. Консультант может стимулировать развитие сплоченности, отмечая темы, которые связывают членов группы.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 73; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.29.73 (0.006 с.) |