Компетентность группового консультанта 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Компетентность группового консультанта



ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОБСТВЕННОГО УРОВНЯ КОМПЕТЕНЦИИ

Каким образом групповой консультант может определить, достаточно ли он компетентен для того, чтобы использовать конкретную технику? Несмотря на то что некоторые консультанты, прошедшие специальные курсы по использованию конкретных техник, могут опасаться применять их к работе, поскольку все еще не уверены в своей компетентности, другие уверены в себе настолько, что начинают использовать новые техники, не имея никакой подготовки в этой области. Я уже говорил об этом, но повторю еще раз: для любого консультанта чрезвычайно полезно научиться рационально обосновывать использование той или иной техники. Более того, полезный эффект увеличится, если, прежде чем использовать технику в группе, консультант опробует ее на себе в ходе личной терапии. Трудность заключается в том, что уровень компетентности, который необходим для ведения конкретной группы или использования конкретной техники, — это открытый вопрос, с которым, правда, так или иначе сталкивается любой практик. Попробуйте честно ответить на следующие вопросы. • Имею ли я квалификацию, достаточную для того, чтобы вести эту группу?

• Какие критерии я могу использовать, чтобы оценить уровень моей компетентности?

• Как я могу очертить границы своей компетенции?

• Если я не компетентен настолько, насколько это необходимо, что я могу сделать, для того чтобы изменить ситуацию к лучшему?

• Как я могу развивать свои способности консультанта?

• Какие техники я могу использовать на профессиональном уровне?

• С каким типом клиентов я работаю особенно эффективно?

• С какими клиентами я работаю не так эффективно и почему это происходит?

включающие в себя один обязательный курс по групповому консультированию, который должен охватить и дидактические, и практические аспекты. Но разве можно подготовить квалифицированного группового консультанта на основе одного курса?

ААГР, то есть Американская ассоциация групповых работников (ASGW, 1992), опубликовала новые (расширенные) «Профессиональные стандарты для обучения групповых работников», которые выделяют два уровня подготовки и соответствующие им программы. Первый включает в себя основные и необходимые знания и навыки, на базе которых построено все обучение. В эту обучающую программу должен быть включен как минимум один курс по групповому консультированию, и он должен быть структурирован таким образом, чтобы помочь клиентам усвоить базовые знания и навыки, касающиеся ведения группы.

 

Знания должны включать в себя определение своих сильных и слабых сторон, способность описывать характеристики, связанные с различными стадиями развития группы, описывать роли, препятствующие и помогающие развитию группового процесса, знание терапевтических факторов, влияющих на группу, понимание значения оценки членов группы и группы в целом, осознание этических трудностей, связанных с групповой работой.

Навыки включают в себя умение открывать и закрывать сессию, моделирование поведения, создание атмосферы, стимулирующей самораскрытие членов группы, умение давать и получать обратную связь, помощь членам группы в осознании и оценке опыта, полученного в группе, помощь в интеграции и применении того, чему они научились, а также умение применять этические стандарты профессиональной деятельности на практике.

 

Обучающие стандарты ААГР утверждают, что эти навыки ведения группы лучше всего получать в ходе супервизорской практики, которая должна включать в себя наблюдение за групповым процессом и участие в нем. Хотя по стандартам минимально необходимый объем супервизорской практики составляет 10 часов,- рекомендуется 20 часов. Более того, эти обучающие стандарты требуют, чтобы все учащиеся смогли попробовать себя в реальной групповой работе. Они включают в себя как базовые знания и навыки, которые необходимы для компетентного сопровождения группы (Сопуне, 1996; Сопупе, Wilson & Ward, 1997; Сопупе & Wilson, 1998).

Если консультант получил базовые знания и навыки, он может развивать специализацию в одной или более областях групповой работы (Сопупе & Wilson, 1998): (1) сопровождение групп, ориентированных на решение задачи; (2) обучающие или темоцентрированные группы:

• При каких условиях я должен передать своего клиента другому специалисту?

• Когда я нуждаюсь в консультации с другим специалистом?

Пока не существует простых ответов на эти вопросы. Различные группы требуют разной квалификации. Например, вы можете превосходно работать в группах, клиентами которых являются нормально функционирующие взрослые люди, переживающие кризисную ситуацию, и не справляться с группами, клиенты которых страдают от эмоциональных и личностных расстройств. Вы можете квалифицировано работать с подростками, но не обладать навыками для работы с маленькими детьми. Вы можете успешно вести группы, которые работают с жертвами насилия, и все же ощущать, что слабо подготовлены для работы с семьей. Короче говоря, вы нуждаетесь в специальном обучении и супервизии, для того чтобы квалифицированно работать с каждым типом групп, которые вы намереваетесь вести. Ваши степени дипломы и сертификаты, конечно, нужны, но недостаточны сами себе. Они лишь свидетельствуют о том, что вы прошли минимально необходимое количество часов и получили базовые навыки в работ конкретными техниками или подходами. Однако широта и глубина полученных знаний у разных людей может значительно различаться хотя они имеют одинаковые дипломы и сертификаты.

Большинство практиков формально прошли обучение в одной из областей, связанных с психическим здоровьем человека (консультативная психология, клиническая психология, общественное консультирование, психология образования, супружеское и семейное консультирование, реабилитационное консультирование, социальная работа и психиатрия и т.д.). Но те, кто хочет практиковать групповую работу, однажды обнаруживают, что получение формального образования (и даже докторской степени) не дает им практической основы, которая требуется для эффективного ведения группы. Таким образом практики приходят к пониманию того, что нуждаются в дополнительном обучении, а именно — в прохождении практических курсов по отдельным видам групповой терапии. 

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СТАНДАРТ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ГРУППОВЫХ КОНСУЛЬТАНТ

Эффективная программа для обучения групповых консультантов не может разрабатываться только на основе законодательной базы и профессионального кодекса. Чтобы подготовить профессионального консультанта, в программе основное внимание должно уделяться групповой работе. К сожалению, некоторые обучающие программы требуют прохождения подобных курсов или включают их в качестве факультативов, не обязательных для посещения. Есть программы (3) консультативные группы; (4) психотерапевтические группы. Стандарты уточняют специальные знания и навыки по каждой из этих специальностей и рекомендуют определенное количество часов супервизии по каждому типу групп.

Группы, ориентированные на решение задач, характеризуются применением принципов групповой динамики и таких процессов, как совместное решение групповых проблем, построение команды и программы развития консультирования. Тренинг для этого вида групп включает в себя курс психологии развития и управления. Специалист должен пройти как минимум 30 часов супервизии, самостоятельно или с ко-терапевтом.

Обучающие и темоцентрированные группы характеризуются представлением и обсуждением фактической информации и навыков, которые были выработаны благодаря использованию структурированных упражнений, направленных на их формирование. Специалист должен пройти курс социальной психологии, курсы обеспечения психического здоровья, маркетинга, консультирования и организации этих процессов. Эти специалисты должны применить знание в тех областях, в которых они собираются работать, например, работа с предотвращением насилия, управление стрессом, тренинг родительской эффективности, работа с ВИЧ-инфицированными и т.п. Эта специальность требует прохождения 30 дополнительных часов супервизии при самостоятельном или совместно с другим специалистом ведении групп данной специфики.

Консультативные группы сосредоточены на межличностной коммуникации и интерактивной обратной связи, а также применении различных методов, относящихся к принципу здесь-и-сейчас. Специалист должен в идеале пройти столько курсов по групповому консультированию, сколько возможно, но как минимум один курс. Консультант должен обладать обширными знаниями в области человеческого развития, диагностики проблем, в лечении нормальных человеческих и межличностных проблем, возникающих в течение жизни. Для этой специализации требуется минимум 45 часов супервизии при самостоятельном или совместном ведении консультативной группы.

Психотерапевтические группы характеризуются исследованием того, как можно изменить текущее поведение, а также использованием межличностной и внутриличностной оценки, диагноза и интерпретации, для того чтобы установить связь между материалом прошлого и событиями настоящего. Будущий специалист должен пройти курсы анормальной психологии, психопатологии и диагностики, чтобы получить возможность работать с людьми, имеющими определенные расстройства. Для этой специализации требуется как минимум 45 часов опыта супервизии в работе с терапевтическими группами.

Текущие тенденции в обучении групповых консультантов сосредоточены на обучении их групповому процессу через вовлечение в опыт супервизии. Конечно, просто прохождение одного курса по теории и практике не позволяет человеку вести группу с полным знанием дела. Прямое участие в планировании и ведении маленьких групп под руководствомсупервизора предназначены для того, чтобы обеспечить будущего специалиста базовым набором навыков, которые необходимы для групповой работы.

Ну, ясно сказать, что в области групповой работы существует ряд параметров, которые определяют минимальный уровень компетенции практика. И все же я рассматриваю эти стандарты, в том числе и те, что предложены ААГР, не как окончательный продукт, но как общее руководство, которое открыто для пересмотра и переоценки. Одной из областей, которой почти не было уделено внимания, но которая, по моему мнению, очень важна, это выработка знаний и навыков, необходимых для того, чтобы стать эффективным мультикультуральным терапевтом. Я надеюсь, что в будущем эти стандарты будут пересмотрены и включат в себя тот тип знаний, который необходим для эффективной работы с культурно разнообразной популяцией клиентов. Полезной для вас может оказаться книга «Comprehensive Group Work: What It Means and How to Teach It» (Сопупе, Wilson & Ward, 1997). Эта книга содержит описание и примеры подходов к разнообразным формам групповой работы и направлена на формирование стратегии и компетенции применительно ко всем формам групповой работы.

 

ТРИ ДОПОЛНЕНИЯ К ПРОГРАММЕ ОБУЧЕНИЯ ГРУППОВЫХ КОНСУЛЬТАНТОВ

Если вы собираетесь вести группу, вы должны стремиться наилучшим образом подготовиться к этой работе как личностно, так и в академическом плане. Если ваша программа не обеспечивает соответствующей подготовки, вы должны найти дополнительные обучающие тренинги и мастерские, где вы сможете усовершенствовать свои умения и навыки. Вы вряд ли узнаете о том, как надо вести группу, если прочитаете одну (даже очень хорошую) книгу и прослушаете курс лекций.

Я рекомендую, по крайней мере, три типа опыта в дополнение к стандартной обучающей программе для будущих групповых специалистов. Во-первых, я рекомендую, чтобы студенты принимали участие в личной терапии. Это помогает студенту правильно воспринять чувство контрпереноса и использовать свои чувства и свои особенности максимально эффективно. Во-вторых, я настойчиво рекомендую участие в групповом консультировании или группах личностного роста. В-третьих, участие в обучающих группах и подготовку под руководством супервизора. Там студенты смогут развить навыки, необходимые для эффективного воздействия на группу. Будущий консультант в ходе су-первизии может проработать те проблемы, которые возникают у него во взаимодействии с членами группы, и может исследовать различные способы рассмотрения и исследования заявленного в группе содержания. Далее обсуждаются три дополнения к профессиональной подготовке группового консультанта.

  ЛИЧНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ ДЛЯ БУДУЩЕГО ГРУППОВОГО КОНСУЛЬ-

ТАНТА. Я согласен с мнением Ялома (Yalom, 1995), что расширенное самоисследование необходимо, поскольку таким образом обучающийся воспринимает чувство контрпереноса, осознает свои слепые пятна и предрассудки, и использует личные свойства в группе максимально эффективно. Хотя видеозапись, работа с супервизором и ко-терапевтом всегда являются источником обратной связи, Ялом утверждает, что некоторые типы личной терапии необходимы для полного понимания себя и коррекции некоторых представлений. Групповой консультант должен продемонстрировать отвагу и готовность пройти через то, чего он ожидает от членов своих будущих групп, то есть расширить самоосознание и осознать то влияние, которое он как личность оказывает на других.

Расширение самоосознания является основным поводом для участия в личном консультировании. Когда вы будете вести группу, вы встретитесь с различными формами переноса как между членами группы, так и между ними и вами. Перенос — это бессознательный процесс, в ходе которого клиент проецирует на консультанта (терапевта) значимые чувства или отношения, которые он когда-то испытывал к значимому человеку из своей жизни. Конечно, групповой консультант может с легкостью стать узником своих собственных чувств, связанных с контрпереносом или эмоциональными бессознательными реакциями на членов группы. Если консультант имеет неразрешенные личные проблемы, он может спроецировать их на членов группы. Благодаря личной терапии будущий специалист может проработать незавершенные события и эмоции, которые могут вмешаться в его эффективное функционирование как группового консультанта.

Если вы являетесь членом терапевтической группы, это не означает, что вы перестаете быть консультантом сами. Консультативная группа для практикующих консультантов может отличным способом поработать со своими личными трудностями, которые возникают при работе с собственными клиентами. Эмерсон (Emerson, 1995) описывает трудности и обсуждает возможности организации консультативных групп для консультантов, которые готовы предпринять дополнительные шаги для усиления собственного эмоционального здоровья.

ГРУППЫ САМОИССЛЕДОВАНИЯ ДЛЯ ГРУППОВЫХ КОНСУЛЬТАНТОВ.

Возможность побыть членом разнообразных групп может стать незаменимой частью обучения группового консультанта. Переживая сопротивление, страхи и дискомфортные моменты в группе, вступая в конфронтацию и борясь с собственными проблемами и трудностями, практик может пережить то, что необходимо для построения доверия и сплоченности в его группе в будущем.

Кроме того, что группы личностного роста помогают учащимся разрешить личные конфликты и расширить самопонимание, они являются великолепным обучающим средством. Одним из наилучших путей узнать о том, как помогать членам группы в их борьбе за свое здоровье, является участие в группе в качестве одного из ее членов.

Ялом (Yalom, 1995) настойчиво рекомендует будущим консультантам приобрести подобный групповой опыт. Некоторые преимуществ, которые они получают, это переживание силы группы, обучение тому, что значит самораскрытие, принятие трудности самораскрытия и умение поделиться своими чувствами, обучение на эмоциональном уровне тому, что знал интеллектуально, и осознание существующей зависимости клиента от силы и знаний консультанта. Ялом цитирует исследования, показывающие, что от 60 до 70% программ по групповой терапии предлагают тот или иной вид личного участия в работе группы в качестве ее участника.

Оценивая то, как требование иметь собственный опыт участия в группе, упоминающееся в консультативных программах, влияет на будущих консультантов, ряд авторов обнаружили два основных результата (Kline, Falbaum, Pope, Hargraves & Hundley, 1997)- Во-первых, студенты, которые имеют групповой опыт, позитивно реагируют на него, даже если их работа в группе сопровождалась чувством дискомфорта и вызывала тревогу. Реакция студентов показывает, что они ценят возможность избавиться от страхов, связанных с межличностным общением, и удовлетворены тем, что могут получить от принятия риска. Более того, межличностные конфликты и конфликты с авторитетом, характерные для неструктурированных групп, рассматриваются как позитивный обучающий опыт большинством участников.

Клайн и его коллеги изучили реакции участников на групповой опыт, используя опросник в начале группы и после ее окончания. Основываясь на данных этого исследования, они сформулировали ряд гипотез, которые касаются преимуществ группового опыта в консультативных обучающих программах. Три гипотезы указаны ниже.

• Получение группового опыта развивает консультативные навыки, поскольку усиливает осознание и поощряет экспериментированию с межличностным поведением.

• После начального периода тревоги групповой процесс может быть полезен в обучении студентов тому, как давать и получать обратную связь.

• Когнитивное и эмоциональное осознание стимулируется через получение групповых переживаний, которые облегчают понимание переживаний клиента, принятие тех, кто отличается, и обеспечивает возрастающее понимание и принятие собственного эмоционального опыта и переживаний других людей.  

Неструктурированные группы самоисследования, которые делают акцент на обратной связи и межличностном научении, становятся незаменимым средством обучения будущего консультанта. Участие в группах приводит к расширению самоосознания и Кинсайтам, связанным с проблемами и трудностями консультирования и межличностныхотношений. Дальнейшие исследования должны подтвердить эти Наблюдения, и они нуждаются в поощрении в профессиональной литературе ценности межличностных групп как части обучающих консультативных программ (Kline et al., 1997).

УЧАСТИЕ В ОБУЧАЮЩИХ ТРЕНИНГАХ И МАСТЕРСКИХ.

Я обнаружил, что тренинги и мастерские наиболее полезны в развитии у будущего консультанта навыков взаимодействия и воздействия. Студент сможет научиться лучше справляться со своим критицизмом, с потребностью в одобрении, с сомнением по поводу своей компетентности, силы и власти над группой. Работа студентов совместно с профессионалами, которые хотят отточить свои групповые навыки, очень 'эффективна, особенно если она проводится в форме интенсивных двух или трехдневных мастерских. Участвуя в мастерских, студенты получают возможность вести маленькую группу в течение небольшого периода времени. После того как участник провел группу, мои коллеги и я предоставляем ему обратную связь и организуем дискуссию о том, что происходило на группе. В течение уик-энда каждый участник в среднем ведет две группы, каждая из которых длится около часа. Все происходит под непосредственным наблюдением супервизора.

 

ЭТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ, СВЯЗАННЫЕ С ПРОГРАММАМИ ПО ОБУЧЕНИЮ

КОНСУЛЬТАНТОВ

Обучающие программы существенно различаются по своим требованиям. Требование участия в терапевтических группах как части обучающей программы может представлять некоторые этические и иные трудности. Этическая трудность заключается в том, что подготовка членов группы включает в себя сочетание эмпирических (опытных) и дидактических (обучающих) методов.

Я рассматриваю опытный компонент как весьма важную составляющую курса обучению консультированию. Обучение консультированию через обучения функционированию в группе происходит посредством вовлечения студента в нее на опытном уровне. Этому типу обучения присуща определенная проблема. Подобное участие требует от них готовности раскрываться, быть активными участниками обучающей лаборатории и работать как на эмоциональном, так и на когнитивном уровне. Снова и снова я и мои коллеги слышим от студентов и профессионалов, участвующих в наших тренингах и мастерских, комментарии о ценности опыта супервизии, в ходе которого они выполняют одновременно и роль консультанта, и роль участника группы. Благодаря такой форме работы понятия, относящиеся к групповому процессу, обретают жизнь. Участники переживают в первую очередь, что значит создать атмосферу доверия. И каково это — ощущать сопротивление. Очень часто они говорят о том, что достигают нового уровня понимания и принятия сопротивления клиента.

Разговаривая со многими обучающимися консультантами в разных странах, я обнаружил, что подобная практика сочетает в себе опытные и дидактические моменты. Иногда студенты совместно со своим сокурсником ведут небольшие группы или проходят супервизию под руководством инструктора. Конечно, все это проходит не без проблем, особенно если инструктор также действует в роли фасилитатора или супервизора. Студент может бояться того, что отсутствие диплома и степени приведет к недостатку или отсутствию участников в классе.

При обучении и оценке студентов профессионализм инструктора чрезвычайно важен. Этика групповой практики требует от инструкторов четко выстроенных критериев оценки. Контрольные процедуры могут быть представлены в виде письменного отчета, устного или письменного экзамена или теста. Большинство людей, обучающих групповых консультантов, согласны с тем, что студент, участвующий в подобной группе, не должен оцениваться по какой-то шкале, но от него следует требовать постоянного посещения и участия, давать рекомендации и помогать разобраться в том, что вызывает затруднения. Руководящие принципы должны быть ясно сформулированы и представлены таким образом, чтобы студент был осведомлен о своих правах и обязанностях.

Мерта и его коллеги исследовали этическую дилемму, которая связана с применением экспериментальных групп в процессе обучения. Мерта и Сиссон (Merta & Sisson, 1991) отмечают, что использование экспериментальных групп подвергается критике, поскольку формируются дуальные отношения, что создает потенциал для неэтичной практики, такой как нарушение права на частную жизнь, конфликт интересов и злоупотребление властью. Они рассматривают экспериментальные группы как необходимый компонент обучения и дают рекомендации для этичного поведения в ходе подготовки групповых работников.

Было определено пять моделей, которые можно использовать для подготовки будущих групповых консультантов (Merta, Wolfgang & McNeil, 1993). Мерта и его коллеги обнаружили, что, хотя большая часть специалистов, обучающих консультантов, используют экспериментальные группы, существует значительное разнообразие в тех способах, посредством которых они применяют различные тренинговые модели. Исследование напоминает нам, что этическая дилемма не имеет идеального решения. Авторы делают вывод:

Ни одна обучающая модель или их сочетание не разрешают проблему защиты студентов от участия в дуальных отношениях в ходе занятий... Такое разнообразие опытных групп является доказательством того, что специалисты, обучающие консультантов, сталкиваются с этой дилеммой; поэтому осознание их выбора и мотивации, которая стоит за этим выбором, крайне необходимо (р. 207).

 

В более позднем исследовании особенностей процесса обучения групповых консультантов Мерта и его коллеги (Merta, Johnson, & McNeil, 1995) обнаружили ряд интересных результатов.

• При изучении курсов по обучению групповому консультированию было выявлено, что из 262 программ обучения консультантов 91% программ требуют прохождения курса по групповой работе.

• Многие преподаватели группового консультирования определяют цели своего курса как вводные, а не как подготовку кого-либо к групповому консультированию.

• Большая часть преподавателей, читающих групповые курсы, определяют свою теоретическую и философскую базу как эклектичную. Здесь проявляется растущее предпочтение эклектики, которая более приемлема для групповой работы, нежели для индивидуального консультирования.

• Меньшинство преподавателей курса по групповому консультированию требуют участия в терапевтических группах, или дополнительных тренингах, или в супервизии, и малая часть преподавателей использует лекции и демонстрации приглашенных специалистов.

• Менее чем половина тех, кто обучает будущих групповых консультантов, включает в свои курсы эмпирическую часть, и менее половины ведет группы за пределами обучающего центра.

• Наиболее популярный компонент обучения включает в себя дидактические методы обучения (чтение книг и прослушивание лекций); наиболее популярным эмпирическим компонентом является внутри классная ролевая игра; наиболее популярным опытом личностного роста являются дополнительные группы (личностного роста или другие).

Опытные аспекты курса группового консультирования должны быть сосредоточены на взаимодействии здесь-и-сейчас. Даже если члены группы решают не вносить в группу высокозначимый личный материал, работа с взаимодействием между участниками предоставляет достаточно тем для обсуждения. Если они научатся действовать друг с другом в условиях группы, им будет легче научиться тому, как сопровождать группу. Инструктор должен осознавать позицию своих студентов и быть чрезвычайно осторожным в использовании своей власти. Эта модель обеспечивает структуру, которая оптимально сочетает в себе дидактические, опытные элементы и элемент супервизии.

Вызов преподавателю состоит в том, что он должен обеспечить максимально лучшее обучение. Если вы заинтересованы в более детальном обсуждении разнообразных взглядов на множественные отношения, возникающие в ходе обучения групповому консультированию, смотрите Herlihy & Corey (1997) и статьи, на которые я ссылался в этой главе. Эти источники помогут вам сформулировать собственную позицию и основные принципы по этой теме.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 199; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.59.187 (0.038 с.)