Влияние ценностей консультанта на группу 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Влияние ценностей консультанта на группу



Из всех проблем, связанных с протеканием группового процесса, проблема влияния ценностей консультанта на группу занимает центральное место. Осознание того, как ваш стиль руководства влияет на группу, само по себе является проблемным и сложным вопросом с точки зрения этики. Вы можете находиться под впечатлением идеи о том, что оптимальное поведение консультанта должно быть нейтральным, а значит, вы должны тщательно отделять ценности группы от собственных ценностей как ее ведущего. Моя позиция заключается в том, что последовательная реализация нейтрального отношения консультанта к ценностям, которые заложены в основу группы или появляются в ходе терапевтических отношений, неадекватна. Несмотря на то что в перечень основных функций консультанта не входит убеждение клиента в принятии некоей системы ценностей, вы должны четко представлять себе свою собственную систему ценностей и открыто выражать ее, когда это необходимо.

С моей точки зрения, этические нарушения в этой области связаны с деятельностью консультантов, которые используют группу для достижения личных целей и разрешения своих проблем за счет членов группы. Групповое консультирование — это не форум, в ходе которого консулы ант знакомит членов группы со своим мировоззрением и убеждениями, это средство помощи участникам группы в исследовании их целей, культурных ценностей и убеждений. Стандарты ААК утверждают, что консультант «осознает свои ценности, позицию, убеждения и то, как они согласуются с культурно разнообразным социумом, и избегает навязывания своих целей клиенту» (A.5.b).Группа нередко сталкивается с темами, которые чрезвычайно интенсивно нагружены ценностными характеристиками, — это религия, духовность, проблема абортов и разводов, семейные трудности и т.д. И здесь основной целью является прояснение системы ценностей участников группы и исследование тех аспектов проблемы, которые наиболее конгруэнтны их системе ценностей.

Существует вполне реальная и ощутимая разница между навязыванием собственных ценностей и их представлением. Если вы навязываете членам группы свои ценности, вы проявляете неуважение к внутреннему миру участников группы. Ожидая от членов группы полного принятия вашей системы ценностей, вы направляете к ним сообщение, которое не поможет им раскрыть истинное значение собственной системы ценностей и научить их действовать самостоятельно. Если же вы просто знакомите членов группы со своей системой ценностей, они получают возможность исследовать ее, сравнить с собственной, поразмышлять об основаниях, но у них всегда остается возможность остаться при своем мнении, не переживая чувства вины, связанного.с несоответствием заявленным вами ценностям. Лично я предпочитаю выражать свои ценности, если они вступают в противоречие с ценностями, о которых заявляют члены группы. Это не означает, что я ожиг даю от них ложного принятия или считаю, что между нашими системами ценностей не должно быть никакого отличия. Выражение ценностей менее всего похоже на попытку саботажа, на попытку прервать групповую работу. Такое воздействие скорее всего окажут те ценности, которые вы скрыли, имитируя ложное согласие.

Вы очень поможете членам группы, если научите их оценивать собственное поведение с точки зрения того, насколько эффективно оно работает на достижение их целей. Если они осознают, что их поведение и руководящие ими ценности не соответствуют желаемому, вы можете предложить им сформировать альтернативный способ поведения, который поможет достичь поставленных целей. Группа — это идеальное место для оценки того, насколько поведение человека соотносится с его системой ценностей.

Клиент может получать обратную связь от других членов группы, оценить альтернативы и самостоятельно принять окончательное решение.

Важно, чтобы групповой консультант развивал осознание того, как его реакции на конкретных членов группы могут повредить групповому процессу. Групповой консультант должен осознавать свои базовые представления и ценности, диктующие способ управления группой. Он должен отслеживать контрперенос и осознавать опасность стереотипии, особенно в том, что касается расы, этничности, пола, возраста и сексуальной ориентации клиента.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 208; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.142.146 (0.005 с.)