Перечень практических ЗАНЯТИЙ 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Перечень практических ЗАНЯТИЙ



№ практического занятия №, наименование раздела (темы) Наименование практического занятия Кол-во часов
1 Тема 1. Освоение основ изобразительной грамоты Изучение основ изобразительной грамоты, приемов рисования, лепки, аппликации и конструирования 2
2 Тема 1. Освоение основ изобразительной грамоты Упражнения по способам организации плоскости (композиция) с использованием разнообразных форм и средств изображения 2
3 Тема 1. Освоение основ изобразительной грамоты Линейно-контурное изображение геометрических форм (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник) в перспективном сокращении 2
4 Тема 1. Освоение основ изобразительной грамоты Конструктивный рисунок геометрических тел: конус, шар, цилиндр, куб 2
5 Тема 1. Освоение основ изобразительной грамоты Светотеневой рисунок композиции из бытовых предметов (натюрморт) в технике графитного карандаша 2
6 Тема 1. Освоение основ изобразительной грамоты Тематический натюрморт в технике цветного карандаша 4
7 Тема 1. Освоение основ изобразительной грамоты Схемы построения, мотивы и цветовое решение орнаментальных композиций Упражнения по стилизации природных форм 2
8 Тема 1. Освоение основ изобразительной грамоты Живописный этюд головы человека в технике гуашевых красок 2
9 Тема 2. Освоение основ цветоведения Методическая таблица «Цветовой круг» 2
10 Тема 2. Освоение основ цветоведения Упражнения по цветоведению 4
11 Тема 3. Освоение основ живописи Приемы и техника работы акварелью (упражнения) 2
12 Тема 3. Освоение основ живописи Живописные наброски осенних листьев. 2
13 Тема 3. Освоение основ живописи Этюды плодов, ягод, цветов в технике акварели 2
14 Тема 3. Освоение основ живописи Выполнение несложного пейзажа (копирование) в технике гуашевых красок 2
15 Тема 3. Освоение основ живописи Натюрморт из предметов быта в теплой гамме. 4
16 Тема 3. Освоение основ живописи Техника и приемы работы гуашевыми красками (упражнения) 2
17 Тема 4. Освоение основ графического и прикладного дизайна Основы прикладного дизайна. Декоративное рисование Композиция, мотивы, цветовое решение и кистевые приемы росписи дымковской игрушки 2
18 Тема 4. Освоение основ графического и прикладного дизайна Композиция, мотивы, цветовое решение и кистевые приемы росписи хохломских изделий 4
19 Тема 4. Освоение основ графического и прикладного дизайна Композиция, мотивы, цветовое решение и кистевые приемы росписи городецких изделий 4
20 Тема 4. Освоение основ графического и прикладного дизайна Композиция, мотивы, цветовое решение и кистевые приемы росписи гжельских изделий 4
21 Тема 5. Освоение основ лепки. Лепка народной игрушки из глины 6
22 Тема 5. Освоение основ лепки. Декоративная лепка на форме 2
23 Тема 5. Освоение основ лепки. Рельефная лепка 2
24 Тема 6. Освоение основ анималистического жанра Выполнение декоративных и реалистических рисунков насекомых 4
25 Тема 6. Освоение основ анималистического жанра Выполнение декоративных и реалистических рисунков диких и домашних животных Изображение животных с помощью геометризации и обобщения формы в технике сухих мягких материалов 4
26 Тема 7. Работа с природными материалами Особенности природного материала и специфика работы с ним 1
27 Тема 7. Работа с природными материалами Упражнения по подготовке к работе природных материалов 1
28 Тема 7. Работа с природными материалами Изготовление панно на основе аппликации из природных материалов 2
29 Тема 7. Работа с природными материалами Аппликация из сухих семян плодовых культур. 2
30 Тема 7. Работа с природными материалами Аппликация из макаронных изделий. 2
31 Тема 7. Работа с природными материалами Аппликация из соломы. 4
32 Тема 8. Работа с бумагой и картоном Упражнения по работе с бумагой и картоном, освоение операций разметки, складывания, резания и монтажа 2
33 Тема 8. Работа с бумагой и картоном Составление коллекции различных видов бумаги и картона 2
34 Раздел 8. Работа с бумагой и картоном Окраска бумаги 2
35 Раздел 8. Работа с бумагой и картоном Изготовление наглядных пособий в технике «набрызг» 2
36 Раздел 8. Работа с бумагой и картоном Аппликация из бумаги предметная 2
37 Раздел 8. Работа с бумагой и картоном Аппликация из бумаги декоративная Изготовление мозаичного панно из цветной бумаги 2
37 Раздел 8. Работа с бумагой и картоном Изготовление тематического панно на основе техники аппликации из цветной бумаги 2
39 Раздел 8. Работа с бумагой и картоном Изготовление новогодних объемных и плоскостных игрушек 2
40 Раздел 8. Работа с бумагой и картоном Изготовление пособий для творческих игр (плоскостные и объемные маски, куклы с механизмом движения) 2
41 Раздел 8. Работа с бумагой и картоном Складывание игрушек в технике «оригами» 2
42 Раздел 8. Работа с бумагой и картоном Создание декоративной композиции на основе бумагопластики 2
43 Раздел 8. Работа с бумагой и картоном Плетение объемное из бумаги 4
44 Тема 9. Работа с текстильными материалами Особенности текстильного материала и специфика работы с ним. 2
45 Тема 9. Работа с текстильными материалами Составление коллекции различных видов ткани Упражнения по работе с нитью и тканью, освоение операций разметки, кроя и шитья 2
46 Тема 9. Работа с текстильными материалами Изготовление плоскостной мягкой игрушки 2
47 Тема 9. Работа с текстильными материалами Изготовление объемной мягкой игрушки 4
48 Тема 9. Работа с текстильными материалами Создание несложной композиции в технике «Роспись на ткани» 2
49 Тема 9. Работа с текстильными материалами Вышивка декоративными швами. Выполнение базовых элементов техники «Изонить» 2
50 Тема 9. Работа с текстильными материалами Вышивка крестиком 4
51 Тема 9. Работа с текстильными материалами Изготовление декоративного панно на основе аппликации из ткани 2
52 Тема 9. Работа с текстильными материалами Аппликация из кожи 2
53 Тема 9. Работа с текстильными материалами Изготовление кукол-петрушек 2
54 Тема 9. Работа с текстильными материалами Изготовление кукол-закруток, кукол-оберегов 2
55 Тема 9. Работа с текстильными материалами Изготовление сувениров из лент 2
56 Тема 10. Работа с бросовыми материалами Особенности бросового и подсобного материалов, специфика работы с ними 1
57 Тема 10. Работа с бросовыми материалами Изготовление сувениров из упаковочной бумаги и картона 1
58 Тема 10. Работа с бросовыми материалами Изготовление сувениров из яичных решеток 2
59 Тема 10. Работа с бросовыми материалами Изготовление сувениров из яичной скорлупы 2
60 Тема 10. Работа с бросовыми материалами Изготовление изделий из газетной бумаги в технике «папье-маше» 2
61 Тема 10. Работа с бросовыми материалами Изготовление поделок из тканевых лоскутков 2
62 Тема 10. Работа с бросовыми материалами Плетение плоскостное из оберточной и обойной бумаги 2
63 Тема 11. Работа с подсобными материалами Конструирование из бумаги и картона на основе конуса, цилиндра, куба 2
64 Тема 11. Работа с подсобными материалами Конструирование поделок из полимерных потолочных плит (изготовление сказочной архитектуры) 2
65 Тема 11. Работа с подсобными материалами Изготовление изделий из зубочисток, упаковочных лент, спичек, одноразовой посуды 2

Итого:

150

 

Практическое задание №1

Тема 1. Освоение основ изобразительной грамоты

Наименование практического занятия Изучение основ изобразительной грамоты, приемов рисования, лепки, аппликации и конструирования

Цель: ознакомить студентов с основами изобразительной грамоты, привить навык мыслить творчески и самостоятельно, опираясь на лучшие традиции реалистического искусства.

Перечень необходимых средств обучения: Бумага рисовальная А4, карандаш, ластик, фотографии с изображением природы

Требования по теоретической готовности к выполнению практического занятия: знания о выразительных возможностях разнообразных графических материалов

Содержание задания.

1. Изучите материал учебника Сокольникова, Н.М.. Основы изобразительного искусства и основы его преподавания в начальной школе. Учебник для студ. сред. и спец. учеб. заведений /Сокольникова Н. М., М.- Издательский центр «Академия», 2009г с цв. ил.: ил., стр9-22

2.Выполните упражнения на постановку руки

4.Выполните упражнения «Тональный масштаб»

 

 

 

5. Выполните практическую работу по теме «Многообразие линий в природе». В композиции используйте разные типы линий, продумайте эмоциональную характеристику линейной композиции.

 

 

 

Рекомендации по выполнению заданий:

Для рисунка можно использовать фотографии пейзажа, для выразительности рисунка можно выбирать разнообразные графические материалы: тушь, чернила, фломастеры, гелевые ручки, акварель

Практическое задание № 2

Тема 1. Освоение основ изобразительной грамоты

Наименование практического занятия Упражнения по способам организации плоскости (композиция) с использованием разнообразных форм и средств изображения

2. Цель: дать понятие о композиции как целостности и образном строе произведения

Перечень необходимых средств обучения: тушь, перо, бумага рисовальная А4

Требования по теоретической готовности к выполнению практического занятия: основные законы, свойства, качества и средства композиции в изобразительном искусстве

 Знание видов композиции:плоскостная, объемно-фронтальная объемно-пространственная, глубинно-пространственная

 

Содержание задания.

Цель: создать формальную композицию из геометрических тел используя контраст размеров и контраст форм.

  Порядок выполнения:

1. Изучите материал учебника Сокольникова, Н.М.. Основы изобразительного искусства и основы его преподавания в начальной школе. Учебник для студ. сред.и спец. учеб. заведений /Сокольникова Н. М., М.- Издательский центр «Академия», 2009г с цв. ил.: ил., стр. 8-30, 151-159

2. Выполните несколько упражнений по композиции

Упражнения по композиции

1. Создать формальную композицию из геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник или более сложные фигуры), где четко прочитывались бы контрастные размерные отношения форм.

2. Выполнить поисковые варианты формальной композиции в карандаше (размеры композиции 80×80, 100×100).

3. Создать формальную композицию из геометрических элементов на контрастные отношения между большой, сложной по конфигурации формой и малой, простой.

4. Выполнить поисковые варианты формальной композиции в карандаше (размеры композиции 80×80, 100×100).

5. Наиболее удачный поисковый вариант выполнить в ахроматическом решении тушью

Рекомендации по выполнению заданий:

Для крупных пятен желательно использовать заливку жидким красочным материалом

 

 Практическое задание №3

Тема 1. Освоение основ изобразительной грамоты

Наименование практического занятия Линейно-контурное изображение геометрических форм (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник) в перспективном сокращении

Цель: дать понятие о геометрических формах, принципах изображения геометрических форм в пространстве

Перечень необходимых средств обучения: Карандаш, бумага А4, ластик

Требования по теоретической готовности к выполнению практического занятия: Знание законов перспективы

Содержание задания.

1. Изучите материал учебника Сокольникова, Н.М.. Основы изобразительного искусства и основы его преподавания в начальной школе. Учебник для студ. сред. и спец. учеб. заведений /Сокольникова Н. М., М.- Издательский центр «Академия», 2009г с цв. ил.: ил., стр.30-34

2. Прочитайте текст о форме и конструкции предметов

3. Нарисуйте на плоскости бумаги квадрат, круг, треугольник, овал, ромб, трапецию

4. Выполните рисунки этих фигур, лежащих на плоскости под углом к рисующему ниже предполагаемой линии горизонта, выше линии горизонта

5. Прочитайте и запомните законы линейной перспективы

Перспектива квадрата

Перспектива круга

 

 

Форма и конструкция предмета.

Каждый предмет, существующий  в пространстве обладает формой. Форма создает видимые очертания объекта, который изображается с помощью контура. Любой сложный объект представляется нам как совокупность более простых форм. Есть объекты с явно выраженной геометрической формой (яблоко – форма шара, также к таким объектам относят, например, яйцо, книгу). Но большинство объектов имеют сложную форму, комбинированную, в которых представлены несколько простых форм.

Классификация форм делит их на плоские и объемные формы.

Объемные – куб, призма, шар, цилиндр, конус.

Плоские – квадрат, круг.

В свою очередь объемные формы делятся на: тела вращения и граненые тела.

Тела вращения образуются способом вращения какой-либо плоской фигуры вокруг оси.

Тела граненой формы образуются с помощью граней. Они имеют также ребра и углы.

И те и другие имеют основания и стенки. У тел вращения стенки называются образующими. Изображение плоских и объемных форм выполняется с учетом их конструкции.

Конструкция – строение предмета, учитывающее особенности формообразования.

Конструкция требует выделения всех частей предмета, определения их положения в пространстве и способа соединения друг с другом.

Пропорции – соотношение размеров высоты и ширины объекта, а также размеров его частей.

Понятие пропорции используются при изображении любого предмета и позволяет наиболее точно передать его конструкцию и форму.

Перспектива – явление, которое позволяет видеть объекты приближенными или удаленными, а также создает иллюзию пространства.

Перспективу делят на линейную и воздушную.

Линейная перспектива – изучает изменение форм и величин объектов, находящихся на разном расстоянии от зрителей.

Линия горизонта – горизонтальная линия, находящаяся на уровне глаз наблюдателя, которая разграничивает пространство на небо и землю.

Линия горизонта может быть средней, высокой и низкой.

В перспективе нам кажется, что все горизонтальные линии сходятся в каких-либо точках.

Точка схода – воображаемая точка, в которой визуально сходятся горизонтальные линии плоскости. Точка схода всегда лежит на линии горизонта, т.е. любая точка схода будет принадлежать линии горизонта. Количество точек схода определяется видом перспективы и количеством групп параллельных линий.

Точка зрения – условная точка, с которой зритель наблюдает за объектами. Изменение положения зрителя приводит к изменению точки зрения.

Линейную перспективу разделяют на 2 вида:

Фронтальная

Угловая

 Они определяются точкой зрения наблюдателя на объект. Если человек видит предмет только с одной стороны, предмет находится к нему фронтально –фронтальная перспектива.

Если человек видит угол предмета, перспектива называется угловой. В зависимости от вида перспективы, предметы изображаются по-разному. Во фронтальной перспективе, объект имеет одну точку схода,  в угловой - две.

Законы линейной перспективы:

1. Одинарные предметы по мере удаления кажутся уменьшающимися.

2. Расстояние между равномерно расположенными объектами уменьшаются при их удалении.

3. Геометрическая форма объектов искажается в перспективе: круг превращается в эллипс, прямоугольник в трапецию или параллелограмм.

4. Все горизонтальные линии находятся ниже горизонта, при удалении как бы приподнимаются и приближаются к нему. Все линии располагающиеся выше горизонта, удаляясь,  кажутся опускающимися.

5. Все горизонтальные параллельные линии кажутся сходящимися в определенной точке на линии горизонта.

Рекомендации по выполнению заданий:

Проверьте законы линейной перспективы при наблюдении за предметами находящимися в пространстве.

Практическое задание № 4

Тема 1. Освоение основ изобразительной грамоты

Наименование практического занятия Конструктивный рисунок геометрических тел: конус, шар, цилиндр, куб

Цель: На основе обучения нескольким граненым формам (куб, призма, пирамида) и формам тел вращения (цилиндр, конус, шар) следует усвоить закономерности формообразования объектов и принципов их изображения.

Перечень необходимых средств обучения: БумагаА4, карандаш простой, ластик.

Требования по теоретической готовности к выполнению практического занятия: Знание форм геометрических тел: конус, шар, цилиндр, куб, знания о закономерностях распределения светотени и навыков тонального рисунка

Содержание задания.

1. Изучите материал учебника Сокольникова, Н.М.. Основы изобразительного искусства и основы его преподавания в начальной школе. Учебник для студ. сред. и спец. учеб. заведений /Сокольникова Н. М., М.- Издательский центр «Академия», 2009г с цв. ил.: ил., стр55-59

2. Изучите конструкцию предметов быта на рисунке, приведенном ниже. Выделите составляющие конструкции предметов быта, соотнесите их с основными геометрическими формами

 

Конструкция предметов быта

Рисование куба

Для рисования куба выберите ракурс, при котором убедительно читается объёмная форма. Это угловое положение и точка зрения сверху

· Выполните компоновку (выбор места и величины) изображения с учётом ракурса, пропорций и перспективы. Определяется протяжённость объекта по вертикали и горизонтали. Это ограничение пространства двумя вертикальными и двумя горизонтальными линиями.

· Начните перспективное построение куба с проведения вертикальной линии, соответствующей ближнему ребру. Положение этой вертикальной линии устанавливается с учётом изменённых в перспективе пропорций левой и правой плоскостей куба по горизонтали. Затем обозначьте на вертикальной линии величину этого ближнего ребра двумя засечками. Далее передайте в рисунке углы наклона уходящих в глубину пространства параллельных между собой рёбер.

Когда рисуют с опорой на натурный объект, то максимально точно определяют угол отклонения от горизонтали уходящего в глубину пространства ребра предмета. С этой целью приставляют на вытянутую руку карандаш к основанию ближнего вертикального ребра куба и определяют углы отклонения уходящих вглубь горизонтальных рёбер слева и справа от горизонтали. Горизонталью в данном случае является карандаш. Следует помнить, что чем больше угол, тем сильнее и сокращение размеров горизонтальных рёбер, а при небольшом угле их отклонения и сокращение величины меньше.

· Определите угол отклонения от горизонтали рёбер верхнего основания. Через верхнюю засечку этого же ближнего вертикального ребра куба проведите линии, соответствующие горизонтальным рёбрам верхнего основания. Они в линейной перспективе направляются в те же точки схода, что и линии соответствующие нижним рёбрам. Напоминаем, что точки схода воображаемые и всегда принадлежат линии горизонта, находящейся на уровне зрения рисующего. Ограничьте форму слева и справа вертикальными линиями, соответствующими вертикальным рёбрам удаленных участков куба.

Используя принцип линейной перспективы, достройте весь объект, представляя его в виде прозрачной формы. Куб в целом построен. В рисунке он представлен «прозрачным».

На основе построения в линейном рисунке передано не только очертание трёхмерной формы, а и убедительно раскрыта конструкция. После завершения построения, усильте линии видимого контура и ближние участки куба.

· Дальнейшее изучение объёма предмета осуществляйте через тональный рисунок. Необходимо, прежде всего, определить самые светлые и самые тёмные места в натуре. Исходя из разницы светотональных контрастов, от самого светлого до самого тёмного и их промежуточных тонов, следует проследить за направлением световых лучей, падающих на поверхность куба. Тон прокладывайте постепенно, начиная с тёмных мест – собственной и падающей теней. Затем переходите к полутонам, образуемыми скользящими по поверхности лучами света. Работая тоном, необходимо помнить, что самое главное – умение работать отношениями

Для того чтобы форма кубы была выявлена более объёмно, необходимо обозначить контраст света и тени путём усиления тона в участках преломления формы (рёберные участки куба). При этом следует внимательно следить за полутоном на освещённой и теневой поверхностях. Работая над рефлексом, помните о том, что по силе тона он всегда темнее полутонов. Не забывайте, наиболее тёмными тонами являются границы собственной и падающей теней. Причём падающая тень темнее собственной. Выявляя форму куба светотенью, штрихи следует класть по направлению, соответствующему характеру формы предмета.

Рисунок шара

Шаг 1. В начале разберемся, как нарисовать ровную окружность.
Проведите карандашом вертикальную прямую линию и, перпендикулярно ей, горизонтальную прямую линию (не нажимайте на карандаш сильно, это всего лишь разметка). У вас получится крест, центр которого и будет центром нашей окружности.
Совет: не используйте линейку для вычисления точного расстояния в сантиметрах. Чем раньше Вы начнете пользоваться разметкой «на глазок», тем быстрее Вы научитесь рисовать.
Шаг 2. Теперь нужно отмерить примерно равное расстояние от центра влево, вправо, вверх и вниз, и поставить точки на одинаковом расстоянии от центра.

 

Шаг 3. Далее нужно соединяя полученные точки, нарисовать окружность. Если у Вас не получается нарисовать круг, попробуйте добавить еще пару линий, проходящих через центр под углом примерно в 45 градусов. Если Вы старались и все делали правильно, у Вас должен был получиться круг.
Повторяйте шаги 1-3 столько раз, сколько будет необходимо для того, чтобы Вы уверенно рисовали окружность от руки (пусть даже не идеальную, но более - менее правильную).

 

 

Шаг 4. Теперь попробуем нарисовать эллипс (овал). Принцип тот же, что и в рисовании правильной окружности – рисуем две пересекающиеся прямые, чтобы получился крест.

Шаг 5. Ставим на горизонтали слева и справа от центра и на одинаковом расстоянии от него две точки. Затем отмечаем на вертикальной линии точками расстояние вдвое или втрое меньшее, чем расстоянии по горизонтали. У вас должно получиться следующее (см. рис.)

 

 

Шаг 6. Соединяем точки на линиях между собой так, чтобы получился эллипс. Повторите шаги 4-6 несколько раз, чтобы уверенно рисовать правильный овал.

Теперь можно рисовать шар. При рисовании шара мы будем использовать как окружность, так и эллипс.

Шаг 7. Рисуем окружность (шаги 1-3). Затем делим пополам расстояние между верхней границей окружности и центром и ставим в середине точку. Также делим на равные части расстояние между центром и нижней границей окружности, и тоже отмечаем середину этого участка точкой. Через поставленные точки проводим две линии (№1 и №2), параллельные горизонтальной линии (№0), проходящей через центр окружности. Наш круг окажется поделенным на 4 части.

 

 

Шаг 8. Теперь на основе линий №0, №1, №2 рисуем эллипсы (овалы). В центре будет самый большой овал, а сверху и снизу – овалы поменьше. Овалы мы рисуем для того, чтобы было понятно, как накладываются штрихи при тонировании (закрашивание, штриховка) нашего шара.

Шаг 9. Прежде чем приступить к штрихованию, следует разобраться, как шарообразный объект взаимодействует со светом и тенью. Условно шар можно разбить на три части: 1- сильный свет; 2 - тень; 3 - слабый свет (см. рис.)

 

 

Теперь мысленно разделите шар (по границе среднего овала) на два полушария – верхнее и нижнее. Более освещенной частью шара будет, разумеется, верхнее полушарие. Нижнее полушарие будет находиться в тени. В верхнем полушарии будет самый освещенный участок – это место, которое ближе всего находится к источнику света (обычно в этом месте рисуют блики). В нижнем полушарии (несмотря на то, что это более темная половина) тоже будет освещенный участок – место куда падает свет, отраженный от поверхности, на которой находится шар (например стол). А самым темным участком будет середина шара (как раз в том месте, где находится нижняя граница среднего овала). Это место шара приближено к нам более всего, следовательно,  его нужно будет усилить с помощью более интенсивной штриховки.

 

 

Шаг 10. Теперь можно приступать к тональной проработке. Ее следует выполнять таким образом, чтобы накладываемые штрихи повторяли форму шара. Результат должен получиться примерно таким (см. рис.)

 

Рекомендации по выполнению заданий:

 Работу лучше выполнять с натуры при искусственном освещении, на плотной бумаге хорошего качества. Карандаши простые грифельные ТМ, М, Т

Практическое задание №5

Тема 1. Освоение основ изобразительной грамоты

Наименование практического занятия Светотеневой рисунок композиции из бытовых предметов (натюрморт) в технике графитного карандаша

Цель: Научить рисовать натюрморт из бытовых предметов

Перечень необходимых средств обучения: Карандаш, бумага чертежная, ластик, мольберт

Требования по теоретической готовности к выполнению практического занятия: знания о закономерностях распределения светотени и навыков тонального рисунка

Содержание задания.

1. Изучите материал учебника Сокольникова, Н.М.. Основы изобразительного искусства и основы его преподавания в начальной школе. Учебник для студ. сред. и спец. учеб. заведений /Сокольникова Н. М., М.- Издательский центр «Академия», 2009г с цв. ил.: ил., стр67-69

2. Поставьте натюрморт из бытовых предметов

3. Прочитайте рекомендации

Рисование натюрморта

В изобразительном искусстве натюрмортом (франц. nature morte — мертвая природа) называют изображение различных предметов, размещенных, как правило, в реальной, бытовой среде и организованных в единую композиционную группу.
Рисование натюрморта следует начинать с предварительного анализа всей постановки. Для этого полезно рассмотреть ее с разных точек зрения и выбрать наиболее интересную. Также немалое значение имеет освещение натюрморта. Наиболее выразительно предметы будут выглядеть при верхнебоковом освещении.

Весь процесс рисования натюрморта состоит из ряда этапов (рис 1.40.).

Первый этап.

Композиционное размещение рисунка на листе. Если вся постановка имеет большую протяженность в вертикальном направлении, то лист бумаги располагаем большей стороной по вертикали. Если натюрморт имеет одинаковую протяженность по вертикали и по горизонтали, целесообразно сделать несколько вариантов композиционного решения, размещая изображение в разных форматах, и наиболее выразительный вариант перенести на основной лист.

На этом этапе необходимо выделить композиционный центр, т.е. главный предмет в смысловом отношении. Остальные предметы натюрморта должны быть подчинены композиционному центру.

Начиная работу на основном листе, намечаем общую форму, в которую вписывается силуэт всего натюрморта, уточняем соотношения общих масс предметов и их пропорций (рис а).

Второй этап.

Линейно-пространственное построение форм предметов с учетом их перспективного сокращения. При построении предметов постановки необходимо исходить из характера их форм и конструкций, учитывать изменения их форм в перспективе и пропорциональные соотношения предметов между собой и каждого предмета отдельно. На этом этапе следует прорисовывать как видимые, так и невидимые части предметов (рис, б).

Третий этап.
Выявление объемности предметов с помощью светотени. Передача объемности предметов, выявление пространственных планов и степени освещенности достигается, как нам уже известно, при помощи тона и различных по нажиму линий. Когда все предметы постановки прорисованы, приступают к прокладке светотени, легко намечая основные большие плоскости света, полутона и тени. Легким штрихом намечают падающие тени. Определив основные тональные отношения (рис, в), приступаем к дальнейшей лепке формы предметов тоном. В процессе этой работы необходимо выявить не только объем, но и разность фактур. Для передачи пластики предметов штрих следует класть по форме. Необходимо обращать внимание на передачу пространственных планов. Предметы на переднем плане требуют более тщательной прорисовки, нежели предметы, лежащие на дальнем плане. Необходимо учесть, что фон играет вспомогательную роль и способствует выявлению характера предметов натюрморта, поэтому не стоит его тщательно прорабатывать.
В процессе работы над рисунком натюрморта для достижения цельности необходимо постоянно сравнивать предметы друг с другом, соблюдать тональные отношения между предметами и фоном.


Четвертый этап.
На завершающем этапе, когда рисунок в основном закончен, обобщаем все его части. Сравнивая рисунок с натурой, необходимо отказаться от излишней детализации, добиться цельности и выразительности, обобщая второстепенные детали и задние планы.
Последовательность рисования натюрморта «основана на принципах академической школы: от общего к частному и опять к общему.
Подводя итог, выделим общие задачи, которые ставятся при рисовании натюрморта с натуры:
1. Определение пропорций;
2. Взаимное расположение предметов в пространстве;
3. Линейно-конструктивное построение с учетом законов перспективы;
4. Лепка светотенью объемной формы каждого предмета;
5. Передача тоновых отношений между предметами натюрморта;
6. Тональное и композиционное обобщение рисунка.

Рекомендации по выполнению заданий:

Важно продумать, как лучше расположить натюрморт на листе бумаги — в вертикальном или горизонтальном положении (рис).
Целесообразно сделать несколько вариантов композиционного решения, разместив изображение в разных форматах. Наиболее выразительное композиционное решение переносят на основной лист.
При рисовании натюрморта необходимо выделить его композиционный центр, т. е. главный в смысловом отношении предмет. Остальные предметы постановки являются второстепенными и подчинены композиционному центру.
Очень важно скомпоновать всю группу предметов так, чтобы лист бумаги был заполнен равномерно. Рисунок не должен упираться в края листа, но и не должен «плавать» на нем. Удачным будет такое композиционное размещение, в котором изображение умещается на листе целиком и не возникает желания сдвинуть рисунок в ту или иную сторону.


 Практическое задание № 6

Тема 1. Освоение основ изобразительной грамоты

Наименование практического занятия Тематический натюрморт в технике цветного карандаша

Цель: Познакомить студентов с методами ведения рисунка натюрморта при работе с цветными карандашами.

Перечень необходимых средств обучения: цветные карандаши, бумагаА3

Требования по теоретической готовности к выполнению практического занятия: знания о закономерностях распределения светотени и навыков тонального рисунка

Содержание задания.

1. Изучите материал учебника Сокольникова, Н.М.. Основы изобразительного искусства и основы его преподавания в начальной школе. Учебник для студ. сред. и спец. учеб. заведений /Сокольникова Н. М., М.- Издательский центр «Академия», 2009г с цв. ил.: ил., стр.67-69

2. Выполните несколько упражнений по технике рисунка цветными карандашами

3. Подберите эскиз натюрморта в интернете или выполните рисунок в натуры

4. Выполните линейный рисунок натюрморта с натуры на формате А3

5. Выполните работу в цвете



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-11; просмотров: 1062; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.171.20 (0.138 с.)