Краткая характеристика тренировочного процесса 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Краткая характеристика тренировочного процесса



В последние годы метание копья как упражнение, совместно со средствами общей и специальной подготовки, стало использоваться круглогодично. В то же время, исходя из специфики системы соревнований в метании копья, наиболее рациональной структурой годичного цикла подготовки для спортсменов   второго-первого разрядов следует признать вариант одноциклового планирования с выделением этапа зимних соревнований. В этом случае год составляет один большой цикл тренировки и делится на три периода: подготовительный – продолжительностью 6 месяцев (но­ябрь–апрель), соревновательный – 5 (май –сентябрь) и пере­ходный – 1 месяц (октябрь).

Подготовительный период состоит из трех этапов: осенне-зим­него (сентябрь–январь), зимнего соревновательного (февраль), весеннего подготовительного (март–апрель). В целом его струк­туру можно представить как систему мезоциклов (МЗЦ) разного типа, состав которых меняется в зависимости от общей длитель­ности периода, особенно календаря соревнований и других обстоятельств.

Если начало соревновательного периода не содержит ответст­венных соревнований, то заключительная часть подготовительного периода может строиться в виде двух базовых МЗЦ (специально подготовительных) развивающего и стабилизирующего характера.

Подготовительный период метателя копья I разряда состоит из 136–140 тренировочных дней, в течение которых проводится от 155 до 177 занятий.

Осенне-зимний этап направлен на совершенствование ведущих элементов техники, развитие специфических двигательных способ­ностей и повышение общего уровня функциональных возможностей организма. Основными средствами бросковой подготовки, в про­цессе которой решается ряд важнейших задач, служит метание набивных мячей или ядер двумя руками из-за головы и метание ядер одной рукой.

Броски вспомогательных снарядов двумя руками являются эффективным средством тренировки метателей копья различной квалификации. Основные упражнения этой группы тренировочных средств – броски в места, с одного–пяти шагов и с подбега. Обычно в такой же последовательности они используются и в тренировочном занятии, куда может входить 3–5 упражнений. Вес вспомогательных снарядов у мужчин составляет от 3 до 5 кг. Чаще всего метание выполняется сериями по 16–20 бросков. Общий объем работы с этими снарядами может доходить до 120–140 повторений в одном тренировочном занятии.

Броски ядра одной рукой являются наиболее эффективным средством развития специальной силы мышц метающей руки, туловища и ног, совершенствования техники метания копья и повышением уровня бросковой выносливости. Основной объем упражнения выполняется в декабре–январе. В подготовительном периоде метатели копья используют весь арсенал упражнений с этим снарядом – от бросков с места до бросков с небольшого разбега. При этом необходимо строго соблюдать принцип посте­пенности как в количестве, так и в интенсивности бросков. К выполнению сильных бросков следует переходить только после определенной предварительной подготовки. По мере увеличения количества шагов разбега вес снаряда должен уменьшаться. Оптимальный диапазон веса отягощений для копьеметателей составляет 0,9–3 кг.

Броски копья нормального веса, а также вспомогательных осевых снарядов на первом этапе подготовительного периода используются в сравнительно небольшом объеме, однако их значение трудно переоценить. С их помощью происходит совер­шенствование отдельных элементов двигательного навыка в условиях, максимально приближенных к основной соревнователь­ной деятельности, вырабатывается и шлифуется чувство снаряда. Для этого копьеметатели применяют такие упражнения как метание с места, с 1–5 шагов, с подбега.

Метание облегченного снаряда на этом этапе подготовки используется для совершенствования ритма и ведущих элементов техники, укрепления связок метающей руки. Вес рабочих отяго­щений составляет 0,4–0,7 кг. Основные упражнения - метание с места и с 1–5 бросковых шагов.

Высоких спортивных результатов в метании нельзя достигнуть без силовой подготовки. Современные копьеметатели работают над развитием силы практически круглый год. На осенне-зимнем этапе закладываются основные предпосылки развития силовых способно­стей спортсменов. С этой целью применяется большой круг силовых упражнений, важнейшими из которых являются упражнения со штангой. Метатели копья широко используют рывок и толчок, всевозможные разновидности тяговых упражнений, приседания и прыжки с этим снарядом. На начальном этапе тренировки интенсивность упражнений обычно составляет 60–70% от макси­мальной, хотя суммарный объем может достигать значительных величин. Основным методом тренировки является повторный, который базируется на многократном повторении (8–12) подъемов штанги в одном подходе. Эпизодически в тренировку включается и работа со штангой большого веса (80–90%). Подъем макси­мальных отягощений используется обычно только в качестве контрольного теста. Общее количество подходов в одном трениро­вочном занятии может достигать 30–35. Следует помнить, что при силовой тренировке предварительно необходимо овладеть тех­никой выполнения упражнений, что значительно уменьшает вероятность возникновения травм. После силовых упражнений рекомендуется выполнять имитационные, а также различные висы, маховые движения, потряхивания и т. д.

В последние годы в тренировку квалифицированных метателей копья стали активно включать силовые упражнения локаль­ного характера. Их применение позволяет целенаправленно воздействовать на развитие отстающего двигательного звена. Кроме этого, избирательно направленные мышечные нагрузки локального характера позволяют многократно увеличивать нагрузку в специ­альных упражнениях за счет резкого сокращения количества мышц, занятых в выполнении рабочего движения. В программу тренировочного занятия рекомендуется включать от 3 до 6 таких упражнений. Выполняют их сериями по 8–12 повторений в каждой.

На осенне-зимнем этапе проводится значительная работа, направленная на развитие скоростно-силовых качеств метателя, повышение его беговой выносливости. С этой целью широко используется бег на отрезках 80–150 м, длинные и короткие прыжки, барьерный бег. В начале подготовительного периода эти упражнения выполняются с низкой интенсивностью, которая по мере роста подготовленности спортсмена повышается. В специ­ально-подготовительный МЗЦ необходимо эпизодически включать и "острые" прыжки – скачки на одной ноге, прыжки в глубину и различные их модификации, где возможно моделирование элементов бросковых шагов метателя копья.

Зимний соревновательный этап в метании копья в большинстве случаев играет контрольно-подготовительную функцию. В этот период спортсмен может участвовать в 3–4 соревнованиях по метанию копья, которые, однако, чаще всего носят подготовитель­ный характер и должны органически входить в структуру тренировки как важнейшее средство подготовки к предстоящим основным соревнованиям. В этой связи в программе подготовки метателей копья происходят определенные изменения. Так, в бросковой подготовке больше внимания следует уделять метанию основного снаряда с короткого и полного разбегов, необходимо повышать и интенсивность этих бросков. Кроме этого, увеличи­вается объем бросков легкого снаряда. Снижается напряженность работы со штангой и различными отягощениями.

Тренировки на весеннем подготовительном этапе проводятся с целью обеспечения непосредственного становления спортивной формы.

На данном этапе ведущим фактором развития тренированности становится значительное увеличение интенсивности упражнений, особенно специально подготовительных и соревновательных. Ос­новным средством подготовки становится метание осевых снарядов различного веса, которые наряду с развитием взрывной силы способствуют совершенствованию техники бросковых движений и чувства снаряда. При этом если метание вспомогательных осевых снарядов проводится в основном с места, шага и нескольких шагов разбега, то метание копья нормального веса выполняется преиму­щественно с более длинных разбегов: с 3–5 шагов, с подбега и разбега. Проводя бросковую работу, следует помнить одно очень важное правило: к началу соревновательного периода основная работа над совершенствованием техники должна быть закончена.

В последние годы с целью развития специальных скоростно-силовых качеств широкое распространение получил метод вариа­тивного воздействия, предполагающий использование специальных и соревновательного упражнений, сближенных во времени. С помощью этого метода можно направленно влиять на скоростной и силовой компоненты специфических двигательных качеств и переносить полученные сдвиги на соревновательное упражнение. Наибольшая эффектив­ность достигается при метании в одной серии трех снарядов. Это способствует большей вариативности, контрастности и сменности упражнений, что позволяет выполнить значительное количество последних на соревновательном или околосоревновательном уров­не. Наилучшим сочетанием является метание в одной серии облегченного, двух соревновательных и одного утяжеленного снаряда (1:2:1).

Определенные изменения претерпевает силовая работа. Разви­тие максимальных силовых способностей на этом этапе больше ориентируется на метод максимальных нагрузок (число повторений в одном подходе – 1–3), значительно интенсифицируется специ­ализированная работа, направленная на развитие определенных мышечных групп. При этом особое внимание следует уделить тем группам, которые осуществляют последовательное торможение двигательных звеньев при выполнении финального усилия. В локальных силовых упражнениях достаточно сложно смоделировать условия тормозящей работы мышц, соответствующие основному соревновательному упражнению, поэтому данную группу упраж­нений целесообразно проводить с партнером, который с помощью принудительной стимуляции создает имитацию инерции разгона. Для мышц спины эти упражнения выполняются как резкие толчки партнера в спину с установкой на активное сопротивление воздействию. Подобное упражнение для мышц верхнего плечевого пояса можно представить в виде следующей схемы: и. п. руки вверху, в руках диск от штанги (10–20 кг) – партнёр наносит удар сзади по диску – спортсмен активно сопротивляется движе­нию диска вперед.

В соревновательном периоде основной задачей тренировки является создание наиболее благоприятных условии для реализации приобретенной спортивной формы в высокие спортив­ные результаты. Кроме того, в силу достаточной продолжитель­ности периода параллельно приходится решать еще одну важную задачу – сохранение спортивной формы.

Важнейшим средством тренировки в соревновательном периоде становится метание копья. Все остальные средства бросковой подготовки становятся вспомогательными и используются для закрепления ранее освоенных навыков и умений, а также увеличения их вариативности в реальных условиях спортивных соревнований.

Проведение специализированных тренировочных занятий по метанию копья чаще всего строится по следующим двум схемам:

1) смешанная тренировка, где применяются броски из различных положений и разбегов. За тренировочное занятие выполняется 100–120 бросков средней интенсивности, в том числе 20–25% с полного разбега;

2) целостная тренировка, где основное место занимает метание копья с полного разбега, а 20–25% отводится на подготовительные броски. В одном занятии выполняется с полного разбега 30–50 бросков с интенсивностью выше средней (результат на 5 метров меньше, чем личный рекорд в сезоне).

Метание утяжеленного и облегченного соревновательных сна­рядов используется в тренировочном процессе эпизодически, для решения частных задач. В соревновательном периоде снаряды этих групп не должны значительно (около 100 г) отличаться по весу от соревновательного, ибо в противном случае их использование может привести к искажению как отдельных элементов техники броска, так и к нарушению общего ритмического рисунка.

Упражнения со штангой включаются 1–2 раза в микроцикл, причем в основном рекомендуется вариативное использование повторного метода и метода максимальных усилий.

Важнейшее место в структуре подготовки на данном этапе играют соревнования. Частота выступления в них и общее количество для метателя копья во многом зависят от конкретных условий, однако практически соревноваться следует еженедельно, рассматривая большинство выступлений как тренировочные и подводящие к основным стартам сезона.

Большое внимание следует уделять специальному этапу подго­товки к ответственным соревнованиям сезона, от которого самым непосредственным образом зависит итоговый результат всей предше­ствующей тренировочной работы. Этап рекомендуется начинать за 6–8 недель до основного соревнования сезона и проводить, ориентируясь на следующие методические положения:

- работа по ведущим средствам тренировки строится по принципу сдвоенных недельных циклов;

- сдвоенные недельные циклы по силовой нагрузке развивающегося характера выполняются не позже, чем за 4 недели до главных соревнований сезона, по специальной работе – за 2–3 недели;

- в последние недели объем и характер работы направлены на удержание достигнутого уровня физической и технической подготов­ленности.

Нецелесообразно отдыхать перед соревнованиями более двух дней. За день до старта или даже в день соревнований положительное воздействие на спортсмена оказывает легкая тренировка или специальная разминка. Непосредственная предсоревновательная разминка должна быть тщательно продумана и смоделирована на тренировке. Для оптимальной настройки на выполнение соревновательной попытки рекомендуется использовать имитационные упражнения с отягощениями или метание утяже­ленного снаряда. Нет необходимости выполнять в разминке больше 1–2 бросков соревновательного снаряда, особенно в полную силу. Большое значение имеет поведение спортсмена между попытками, где необходимо проводить своеобразную сокращенную разминку перед каждым очередным броском.

Итоги соревнования должны стать предметом тщательного анализа. Серьезное внимание при этом необходимо уделить как положительному, так и отрицательному опыту, чтобы внести определенные возможные коррективы в построение дальнейшего тренировочного процесса.

Переходный период у метателей копья продолжается 4–5 недель и служит для проведения системы мероприятий, направ­ленных на полноценное восстановление после серии многочислен­ных и напряженных соревнований. Основными средствами для этого служат упражнения из арсенала общефизической подготовки, которые желательно проводить в разнообразных условиях. Однако данный период не должен строиться на полном уходе от основного соревновательного упражнения. В это время рекомендуется также проводить определенную работу по устранению технических погрешностей в исполнении отдельных элементов техники метания копья, осмысливать пути дальнейшего совершенствования технического мастерства.

Контрольные упражнения. Большое значение при работе с метателями копья имеет систематическая оценка их подготовленно­сти. С этой целью используется широкий круг контрольных нормативов (таблица 6.16), которые являются определенными ориенти­рами для правильного построения учебно-тренировочного процесса.

 

Таблица 6.16. – Контрольные нормативы метателей копья различной квалификации

 

 

 

Контрольные упражнения

Квалификация спортсменов

Первый разряд Кандидат в мастера спорта Мастер спорта
Метание копья с места, м Метание копья с 3 шагов, м Метание веса (0,6 кг) с места, м Метание веса (3 кг) с места, м Бег 30 м с ходу, с Прыжок в длину с места, м Тройной прыжок с места, м Рывок штанги, кг Взятие штанги на грудь, кг Приседание со штангой, кг 46-48 54-56 49-51 18-20 3,2-3,1 2,7-2,9 8,5-8,8 70-80 90-100 120-135 50-52 57-59 52-54 21-23 3,0-2,9 3,0-3,1 8,9-9,2 80-90 100-110 140-155 54-56 62-65 56-58 24-26 2,8-2,7 3,1-3,2 9,2-9,4 95-110 115-125 160-180

 

План-схема построения тренировочного процесса метателей копья 1-го разряда в годичном цикле подготовки представлена в таблице 6.17.

 


Таблица 6.17. – План–схема круглогодичной тренировки в метании копья (мужчины)

Периоды

Подготовительный

 
Этапы

Осенне-зимний подготовительный

Зимний соревновательный

 
Месяцы

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

 
Недели

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

 
Номер тренировочного микроцикла

1

1

1

2

3

3

4

2

3

4

3

3

2

3

3

5

5

 
1. Количество тренировочный дней

5

5

5

5

6

6

6

5

6

6

6

6

5

6

6

5

5

 
2. Количество тренировочных занятий

5

5

5

5

7

8

8

5

7

8

8

8

5

6

5

5

1

 
3. Соревнования в метании копья

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

1

 

 
4. Соревнования в других видах

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 
5. Общеразвивающие упражнения, ч

2

2

3

2

4

3

4

2

3

3

4

3

2

2

2

2

2

 
6. Имитационные упражнения, ч

0,3

0,3

0,4

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

1

1

1

0,5

1

0,5

0,5

0,5

 
7. Метание копья с места и 3-5 шагов, раз

25

30

35

30

30

30

40

30

25

35

30

35

25

35

50

45

35

 
8. То же с короткого и полного разбега, раз

10

10

10

5

10

15

15

10

20

25

20

25

15

30

40

35

30

 
9. Метание облегченного снаряда с места, раз

25

30

35

25

30

30

35

30

30

40

30

40

20

50

40

40

40

 
10. То же с разбега, раз

5

10

10

5

5

10

15

5

10

20

20

20

15

40

30

35

25

 
11. Метание утяжеленного снаряда с места, раз

20

20

20

15

40

55

55

30

50

60

50

60

30

55

40

40

35

 
12. То же с разбега, раз

 

 

 

 

15

15

15

10

10

20

15

20

15

10

5

10

5

 
13. Метание вспомогательных снарядов, раз

80

110

120

70

160

140

190

120

140

160

180

100

80

100

90

80

70

 
14. Бег с копьем и отведение снаряда, м

60

100

100

80

80

120

140

80

100

140

140

100

100

120

140

120

100

 
15. Спринт, км

0,8

1

1,2

1

0,7

0,8

0,9

0,8

0,7

0,8

0,8

0,9

0,8

0,8

1,2

1

1

 
16. Прыжки, отталкивание

120

150

130

100

120

200

170

100

160

240

170

200

120

120

150

130

100

 
17. Силовые упражнения, т

6

8

8

6

10

14

16

9

14

21

18

15

9

9

6

6

15

 
18. Акробатика, упражнения на снарядах, ч

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

 
19. Бег на стадионе, кросс, ч

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

0,5

0,5

0,5

0,5

 
20. Спортивные игры, ч

0,5

0,5

0,5

0,8

0,5

0,5

0,5

0,8

0,5

0,5

0,5

0,5

0,8

0,3

0,3

0,5

0,5

 
21. Плавание, лыжные прогулки, ч

0,5

0,5

0,5

0,1

0,5

0,5

0,5

1

0,5

0,5

0,5

0,5

1

0,5

0,5

0,5

0,5

 
22. Контрольное тестирование

+

 

 

 

+

 

 

 

+

 

 

 

 

+

 

 

 

 
23. Медицинский контроль

+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

+

 

 

 

 

 
24. Восстановительные мероприятия

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

 

Периоды

Соревновательный

Этапы

Весенний подготовительный

Ранний соревновательный

Основных соревнований

Месяцы

Март

Апрель

Май

Июнь

Недели

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

Номер тренировочного микроцикла

2

3

4

3

2

4

3

3

2

3

3

7

6

3

3

8

7

1. Количество тренировочный дней

5

6

6

6

5

6

6

6

5

6

6

6

6

6

6

6

5

2. Количество тренировочных занятий

5

8

8

8

5

8

8

8

5

8

8

6

6

6

6

6

5

3. Соревнования в метании копья

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

1

 

 

1

 

1

4. Соревнования в других видах

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

1

 

 

 

5. Общеразвивающие упражнения, ч

2

3

3

3

2

3

4

3

2

2

2

1

1

1,5

1

2

1,5

6. Имитационные упражнения, ч

0,5

0,5

1

1

1

1

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

7. Метание копья с места и 3-5 шагов, раз

35

30

40

25

50

45

50

50

45

45

50

40

35

45

30

25

20

8. То же с короткого и полного разбега, раз

15

15

25

40

20

35

45

30

25

40

50

40

35

40

30

45

40

9. Метание облегченного снаряда с места, раз

60

45

45

40

25

30

25

35

60

45

40

40

30

30

30

30

20

10. То же с разбега, раз

20

15

20

15

15

15

20

25

15

40

45

40

30

45

35

50

45

11. Метание утяжеленного снаряда с места, раз

30

50

60

50

30

50

40

40

20

35

35

30

35

25

20

35

25

12. То же с разбега, раз

20

30

40

30

15

30

25

40

20

20

35

30

20

25

25

20

20

13. Метание вспомогательных снарядов, раз

120

180

160

140

125

115

125

95

45

100

90

80

70

50

45

55

45

14. Бег с копьем и отведение снаряда, м

140

160

160

140

100

140

160

180

160

160

180

180

140

100

120

140

100

15. Спринт, км

0,8

1

1,2

0,8

1

1

1

1

0,7

0,8

0,7

0,8

0,7

1

1

1

1

16. Прыжки, отталкивание

120

170

200

160

140

210

200

140

110

175

160

140

130

120

140

140

100

17. Силовые упражнения, т

4

13

18

14

9

15

13

12

10

12

6

8

6

10

6

8

6

18. Акробатика, упражнения на снарядах, ч

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

19. Бег на стадионе, кросс, ч

1

1

1

1

1

1

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

20. Спортивные игры, ч

1

0,3

0,3

0,3

0,6

0,3

0,3

0,3

0,6

0,3

0,3

0,3

0,3

0,3

0,3

0,3

0,3

21. Плавание, лыжные прогулки, ч

1

0,5

0,5

0,5

1

0,5

0,5

0,5

1

0,5

0,5

0,5

0,5

0,3

0,3

0,3

 

22. Контрольное тестирование

 

+

 

 

+

 

 

 

 

+

 

 

 

+

 

 

 

23. Медицинский контроль

 

 

 

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 252; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.130.31 (0.894 с.)