Эволюция методики тренировки. В настоящее время складывается мнение о сближении методик тренировки н беге на 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эволюция методики тренировки. В настоящее время складывается мнение о сближении методик тренировки н беге на



В настоящее время складывается мнение о сближении методик тренировки н беге на средние и длинные дистанции, так как многие выдающиеся легкоатлеты успешно их совмещают. Высокий уровень спортивных достижений на стайерских дистанциях требует от спортсмена умения пробегать 400 м за 47,0–49,0 с; 800 м за 1мин 46 с–1мин 48 с; 1500 м за 3мин 36 с—3мин 38 с, а также показывать достаточно высокие результаты на дистанциях значительно длиннее соревновательной.

Методика тренировки в беге на 5000 и 10 000 м на протяжении многих лет постоянно совершенствовалась. Еще в 1880–1910 гг. ряд выдающихся английских бегунов (У. Джордж, Э. Шраб и др.) применяли методы тренировки, характеризующиеся сочетанием бега на дистанции с различной скоростью – от медленной до превыша­ющей соревновательную, использовали повторный метод тренировки. Готовясь к выступлениям на соревнованиях, стайеры использовали длительную ходьбу обычным шагом, легкий бег. прибегали к потреблению специальных напитков. Уже тогда спортсмены набегали по 90 миль, тренируясь не менее 5 раз в неделю.

Для периода 1910–1936 гг. было характерно доминирование финской школы бега, выдающимися представителями которой были X. Колехмайнен и П. Нурми. У П. Нурми утреннее занятие включало ходьбу на 10–12 км, общеразвивающие упражнения в гимнасти­ческом зале, сауну. Вечером же спортсмен тренировался на беговой дорожке – выполнял спринтерские пробежки 4–5x80–120 м, быстрый бег 400–1000 м на время, затем кросс 3–4 км и в заключение – бег на 400 м в быстром темпе.

По признанию самих спортсменов, наибольшей их ошибкой было однообразие тренировочной работы.

В период 1936–1948 гг. появилось несколько тренировочных школ. В шведской преимущественным стал фартлек – довольно бессистем­ное сочетание кроссового бега и интервальной тренировки. В некоторых странах, например в Германии, большое значение придавали интервальному методу тренировки, предложенному В. Гершлером и В. Рейнделлом, которые разработали точную форму такой тренировки: бег до ЧСС 170—180 уд/мин, отдых до момента снижения до 120—125 уд/мин, бег на следующем отрезке дистанции. Если в течение 90 с пульс не восстанавливался, тренировка прекращалась.

В 50-е годы можно отметить школу известного чехословацкого бегуна Э. Затопека, который включал в тренировочные занятия большие объемы интервального бега. Эти объемы доходили до 20 х 200 м, 40 х 400 м, в интервалах легкоатлеты пробегали соответствующие дистан­ции трусцой. При этом интенсивность была сравнительно невысока. Несколько позднее получила распространение так называемая "переходная" форма интервальной тренировки, предложенная англи­чанином Р. Стампфлом. Этот метод представлял собой комбинацию интервального и повторного бега.

Легкоатлеты Англии шли к своим достижениям, применяя кроссовую тренировку и фартлек.

Большой вклад в развитие методики тренировки стайеров дала австралийская школа бега. Так, мировой рекордсмен того времени Р. Кларк тренировался до трех раз в день, используя различные варианты непрерывного длительного бега. Участие летом в соревнованиях было у него основным методом тренировки.

С начала 60-х годов всеобщее признание получила система новозеландского тренера А. Лидьярда. В основе ее лежала марафонская тренировка, которая заключалась в выполнении больших объемов длительного бега (100 миль в неделю). Большое значение придавалось и последовательному применению различных трениро­вочных средств в годовом цикле, разделенном на пять этапов подготовки.

Большой вклад в развитие методики тренировки в стайерском беге внесли советские специалисты и спортсмены. В первую очередь – это знаменитый бегун на длинные дистанции В. Куц и его тренер Г. И. Никифоров. Они стали применять бег в широком диапазоне дистанций – от 200 до 1200 м (в интервальных тренировках) с более высокой скоростью и сочетать его с кроссовым бегом и контрольными стартами.

В 70-х годах лидерство вновь перешло к финской школе. Основное тренировочное средство – это бег на длинные дистанции в относительно медленном темпе. Кроме того, применялись разнообразные средства и методы общефизической подготовки.

В дальнейшем развитие системы подготовки бегунов на длинные дистанции шло в основном по пути увеличения объемов тренировочной работы, которые у сильнейших спортсменов мира достигали 7 тысяч км в год. Затем совершенствование методики тренировки происходило за счет интенсификации нагрузок.

В настоящее время систематизация разнообразных средств и методов тренировки, приспособление их к местным условиям, позволили выдвинуться в число сильнейших бегунов на длинные дистанции африканским спортсменам. Появились школы бега в Эфиопии и Кении, где большинство населения проживает в районах, расположенных в среднегорье.

Современные концепции построения системы тренировки в беге на длинные дистанции неразрывно связаны с разработками в области физиологии, биохимии, биомеханики, психологии и ряде других, смежных со спортивной деятельностью наук.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 57; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.179.139 (0.005 с.)