Современное состояние организации помощи детям и взрослым с глубокими нарушениями слуха и зрения // Дефектология, 1998, №5, С. 92-95 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Современное состояние организации помощи детям и взрослым с глубокими нарушениями слуха и зрения // Дефектология, 1998, №5, С. 92-95



Первая региональная научно- практическая конференция под та­ким названием прошла 26 марта 1998 г. в Институте коррекцион

ной педагогики РАО. Организована она по инициативе лаборатории содержания и методов обучения детей со сложной структурой дефекта и была посвящена двум важным событиям в отечественной тифлосурдопедагогике: 75-летию со дня рождения А.И.Мещерякова и 35-летию детского дома для слепоглухих детей г.Сергиева Посада. Основной целью про­ведения этой конференции было осозна­ние реальной картины помощи одной из самых сложных категорий детей и взрос­лых, имеющих серьезные сенсорные и множественные нарушения.

В конференции приняли участие пред­ставители пяти регионов России, хотя за­являлась она как чисто региональная. Ис­следователи и педагоги школ, преподава­тели вузов и врачи, слепоглухие коллеги и члены их семей обсуждали насущные проблемы теории и практики обучения, воспитания, социальной реабилитации и реальной интеграции в общество детей и взрослых, страдающих тяжелыми нару­шениями зрения и слуха.

Открыл конференцию директор ИКП РАО доктор педагогических наук Н.Н.Малофеев. В кратком вступитель­ном слове он выразил удовлетворение, что подобная конференция проходит именно в стенах того института, где рабо­тали такие выдающиеся ученые и прак­тики, как И.А.Соколянский и А.И.Меще­ряков, которые разработали базовые по­ложения отечественной дефектологии в обучении и воспитании слепоглухих де­тей.

Открывая пленарное заседание кон­ференции, заведующая лабораторией со­держания и методов обучения детей со сложной структурой дефекта ТА.Баси-лова предложила всем собравшимся поч-

тить память недавно ушедших от нас М.Т.Суворовой, В.Н.Чулкова, В.В.Давы­дова, внесших весомый вклад в решение жизненно важных проблем слепоглухих детей. В докладе "Лаборатория Соколянского: прошлое, настоящее, будущее" Т.А.Басилова представила не только со­держательный исторический обзор тра­диционных подходов к обучению и соци­альной поддержке лиц с грубыми сенсор­ными нарушениями, но и провела логи­ческие параллели с современным состоя­нием исследовательской и педагогичес­кой практики в данной области. Предста­вила новые подходы, разрабатываемые сотрудниками Института коррекцион-ной педагогики РАО с целью более эф­фективного решения конкретных про­блем данной категории детей и взрослых: модели переноса методик обучения сле­поглухих в классы для детей со сложны­ми нарушениями в школах глухих, изуче­ние возможностей квалифицированной помощи детям с множественными поро­ками развития в различных специаль­ных учебно-воспитательных учреждени­ях (для слепых, умственно отсталых и т.д.); "ранняя интервенция" в семьи, вос­питывающие маленьких детей с врож­денной слепоглухотой и дополнительны­ми пороками развития; вариативность подходов к комплексной медико-психо­лого-педагогической диагностике детей с множественными нарушениями; поиск путей оказания эффективной психолого-педагогической поддержки детей с синд­ромом Ушера в школах для глухих и мно­гие другие.

Завуч детского дома для слепоглухих детей г. Сергиева Посада Г.К.Епифанова выступила с докладом "Детский дом для слепоглухих детей на пороге 35-летия". Галина Константиновна подробно оста­новилась на изменениях в составе воспи­танников современного детского дома. Так, в 1997/98 учебном году там обучает-

ся 129 человек (с учетом воспитанников на Сергиевопосадском УПП ВОС). В на­стоящее время из учеников и воспитан­ников детского дома тотально слепоглу­хих 7 человек (2 мальчика и 5 девочек); слабовидящих глухих — 56 (девочек 25, мальчиков 31); слабовидящих слабослы­шащих — 28 (13 девочек, 15 мальчиков) и слепых с нормальным слухом 3 человека. В связи с кардинальным изменением со­става учащихся педагогический коллек­тив детского дома, опираясь на разработ­ки коллег-исследователей из ИКП РАО и других исследовательских и образова­тельных центров, не только реализует но­вые подходы к обучению и воспитанию детей со сложными нарушениями, но также ведет самостоятельную практи­ческую исследовательскую работу, изу­чает и обобщает опыт наиболее опытных педагогов. Г.К.Епифанова осветила сис­тему подготовки и переподготовки кад­ров для детского дома, представила ос­новные направления учебно-воспита­тельного процесса и проблемы, над кото­рыми работает коллектив учреждения, которому в 1998 году 35 лет.

В третьем пленарном докладе ("Опыт плодотворного сотрудничества Институ­та коррекционной педагогики РАО и дет­ского дома для слепоглухих детей") заме­ститель директора ИКП РАО по научной работе Е.Л.Гончарова рассказала об ис­тории и формах сотрудничества с дет­ским домом для слепоглухих детей г. Сер­гиева Посада таких лабораторий инсти­тута, как лаборатория нейрофизиологи­ческого изучения детей и диагностики, лаборатория содержания и методов обу­чения детей с эмоциональными наруше­ниями и лаборатория компьютерных тех­нологий обучения детей.

По окончании пленарной сессии кон­ференции все участники имели возмож­ность познакомиться с материалами по­лутора десятков стендовых докладов.

Л.П.Григорьева, З.САлиева, М.Э.Бернадская и В.А.Толстова представили до­клад "Диагностика и компенсация нару­шений сенсорно-перцептивного разви­тия слепоглухих детей", в котором при­вели доказательства положению: "Дли­тельное перцептивное обучение способ­ствует компенсаторному развитию меха­низмов пластичности, лежащих в основе зрительного восприятия". Представлен­ные данные были подтверждены и проиллюстрированы графиками с результа­тами психофизиологических исследова­ний, которые легли в основу создания в детском доме методического кабинета по развитию зрительного восприятия у де­тей.

В стендовом докладе Е.Л.Гончаровой "Подход к обучению чтению детей с глу­бокими нарушениями зрения и слуха" обобщенно представлены научные осно­вы и история разработки программы це­ленаправленного формирования чита­тельской деятельности у детей с глубоки­ми нарушениями зрения и слуха, которая апробируется и успешно внедряется в практику обучения детей в детском доме г. Сергиева Посада. В докладе педагога-экспериментатора  детского  дома Е.В.Пташник "Реализация программы це­ленаправленного формирования чита­тельской деятельности у слепоглухих де­тей в группе для детей со сложной структурой нарушений" отражен новый этап внедрения этого подхода и представ­лены результаты методической прора­ботки такого важного компонента, как создание книг, авторами и героями кото­рых являются сами дети.

Стендовый доклад "Необычные учеб­ники для детей с нарушениями зрения и слуха" также посвящен проблеме обуче­ния чтению детей с выраженными от­клонениями в развитии и отражает ре­зультаты и перспективы совместной ра­боты ИКП РАО и детского дома для сле­поглухих по созданию специальных учебных пособий для целенаправленно­го формирования базовых компонентов читательской деятельности у детей с осо­быми образовательными потребностя­ми. На стенде представлен оригиналь­ный задачник для уроков чтения "Прочи­тай, подумай, ответь" (авторы Л.Гонча­рова, А.Я.Акшонина, Г.В.Васина), издан­ный в 1990 г. на средства сергиевопосад-ского детского дома, и проект разработ­ки учебника для интегрированного кур­са по развитию речи, обучению чтению и социально-эмоциональному развитию, построенному на материалах одного ли­тературного произведения, идея которо­го была уже частично апробирована в детском доме для слепоглухих детей при работе, например, с адаптированными Е.А.Заречновой текстами из книги В.Волкова "Волшебник Изумрудного го­рода"..

В стендовом докладе "Актуализация личного опыта детей с глубокими нару­шениями зрения и слуха на уроках чтения и ведения дневника" представлено иссле­дование Е.В.Пташник (научные руково­дители Е.Л.Гончарова и О.И.Кукушкина), которое проводится в рамках цикла ис­следовательских работ ИКП РАО, на­правленных на проектирование нового раздела обучения школьников с отклоне­ниями в развитии с условным названием "Внутренний мир человека".

Е.В.Пташник была предпринята по­пытка экспериментальной апробации в детском доме для слепоглухих детей (г. Сергиев Посад) программы и методичес­кого сопровождения пропедевтического этапа по этому разделу обучения.

Д.В.Ильичев в докладе "Социальная реабилитация слепоглухих в Волоколам­ском центре реабилитации слепых" рас­сказал о том, что за четыре года работы (с 1984 г.) отделения реабилитации слепог­лухих курс первичной реабилитации там прошел 21 человек (в возрасте от 16 до 60 лет), описал основные формы и направ­ления работы с данной категорией слу­шателей.

Из доклада О.И.Кукушкиной "Разви­вающие компьютерные программы для детей с сенсорными нарушениями" уча­стники конференции узнали, что в ла­боратории компьютерных технологий ИКП РАО впервые в России подготов­лен пакет специализированных ком­пьютерных программ, направленных на коррекцию нарушений в развитии ре­бенка через обучение. Все программы разработаны для IBM-совместимых компьютеров и рассчитаны на исполь­зование ребенком с особыми нуждами в качестве инструмента "для решения са­мых трудных для него учебных и житей­ских задач".

"Пробуждая интерес и собственную активность ребенка, мы стремимся под­готовить семью в целом к специальному обучению ребенка вне дома педагогами-дефектологами" — так определили Н.ААлександрова и О.А.Копыл основ­ную цель работы с семьей, воспитываю­щей маленького ребенка с врожденной слепоглухотой. Исследования в этом на­правлении они изложили в докладе "Опыт медико-психологического сопро­вождения семей, имеющих детей с мно­жественными нарушениями".

Е.В.Волох представила собравшимся новую рубрику "Рука в руке" в журнале ВОС "Наша жизнь". Основной целью этой рубрики является открытое обсуж­дение проблем, встающих перед слепо-глухим человеком, и привлечение к это­му обсуждению всех заинтересованных в этом.

А.В.Суворов в докладе "В поисках лич­ностной полноценности: своей и тем са­мым всеобщей" обосновал положение о возможности дальнейшего развития сле-поглухого человека через саморазвитие и представил свои недавно изданные четы­ре книги.

И.В.Саломатина в докладе "Социаль­но-психологическая помощь людям с син­дромом Ушера" обосновала необходи­мость специализированной психолого-педагогической поддержки детей с дан­ным серьезным заболеванием в школах для глухих и слепых и организации сети служб, призванных облегчить их адапта­цию. Ее выступление было дополнено рассказом Н.Б.Кремлевой, которая в ре­зультате проявлений у нее синдрома Ушера к 1990 г. лишилась зрения и слуха. Она поведала собравшимся о собствен­ном опыте преодоления трудностей с точки зрения личностной адаптации, приспособления к внешним обстоятель­ствам.

Н.Н.Крылатова подчеркнула необхо­димость участия в реабилитации самих слепоглухих людей, которые уже прошли подобный курс и имеют собственный опыт адаптации к жизни в окружающем мире. Ю.М.Лернер призвал широко ис­пользовать средства лепки и скульптуры как для целей обучения слепоглухого ре­бенка, так и для приобщения его к куль­туре в целом.

Информационный стенд "Готовятся к публикации" представил информацию о готовящейся к печати книге Е.Л.Гончаро­вой "Как помочь ребенку с проблемами в развитии стать читателем", построенной на материалах экспериментального обу­чения чтению детей со сложной структу­рой нарушений; информацию о книге "Обучение слепоглухих в России", над которой сейчас работает Т.А.Басилова. В ней будет дан анализ и представлен исто­рический контекст современных подхо­дов к обучению и воспитанию слепоглу­хих детей. Дается анонс о методическом пособии Л.В.Пашенцевой "Дидактический материал для занятия по развитию речи», в котором в оригинальной форме реализован традиционный подход к обучению маленьких слепоглухих школьников.

Информационный стенд «Подготовка специалистов в высшей школе" представил информацию о тех учебных курсах по проблемам детей и взрослых, страдаю­щих двойными и множественными нару­шениями, которые только подготовлены или уже читаются в высших учебных за­ведениях (МПГУ, МОПУ, УРАО): Е Л.Гончарова. "Введение в психологию читательского развития детей с особыми образовательными нуждами (на примере обучения слепоглухих): Опыт проектиро­вания рабочей тетради для выполнения коллективных и индивидуальных зада­ний к курсу"; Т.А.Басилова, "Введение в специальную психологию и педагогику (на примере изучения и обучения слепо­глухих детей)"; М.В.Жигорева. "Дети со сложными дефектами развития"; Т.А.Ба­силова. "Воспитание и обучение детей со сложными сенсорными нарушениями"; Г.П.Бертынь. "Сложный дефект у детей с нарушением слуха"; А.В.Суворов. "Сов­местная педагогика".

Третий информационный стенд "Опыт внедрения программ и методик обучения слепоглухих в школы глухих" осветил приемы работы педагогов А.Я.Акшониной, Г.В.Васиной и Л.Б.Федо­товой с глухими детьми, имеющими до­полнительные нарушения, в санаторной школе-интернате №65 для глухих детей ЮВАО Москвы.

Особый интерес и теплые чувства вы­звали экспонаты трех выставок. Первая из них (подготовленная совместно с фи­лиалом педагогической библиотеки им. Ушинского) была посвящена 75-летию А.И.Мещерякова и представила не толь­ко книги известного ученого, изданные в нашей стране, но также переводы его из­вестной книги "Слепоглухонемые дети" на английский, японский и словацкий языки. Экспозиция была дополнена ред­кими фотографиями и копиями докумен­тов, последними зарубежными публика­циями, посвященными исследованиям А.И.Мещерякова.

Две другие выставки — из детского до­ма для слепоглухих детей г. Сергиева По­сада и из Волоколамского реабилитацион­ного центра слепых — представили твор­ческие работы воспитанников и слушате­лей: скульптуру, плетение из бересты, ма­краме, ткачество, вязание и многое другое. Итогом проведенной конференции было единодушное мнение участников о необходимости регулярного проведения подобных форумов. Организаторы кон­ференции согласились с этим мнением и объявили о начале подготовки II регио­нальной конференции по проблемам слепоглухоты, которая пройдет в 1999 г. и бу­дет посвящена 110-летию со дня рожде­ния И.А.Соколянского.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 95; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.230.107 (0.01 с.)