Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Л. П. Уфимцева, Т. К. Окладникова ипк ро, Г. Красноярск // Дефектология, 2002, № 1, С. 42-50
Описывается система коррекционно-развивающих занятий для учащихся I ступени специальной (коррекционной) школы IV вида. В основу предлагаемой системы занятий положен учет общих и специфических особенностей личности слабовидящих детей на данном этапе онтогенетического развития. Described is the system of correctional-developing studies for children of the 1st stage at special (correctional) school of the IVth type. Accounting of general and specific personal peculiarities of weak-sighted children at the present moment of ontogenetic development is the basis of the suggested system of studies. ИЗВЕСТНО, ЧТО У СЛАБОВИдящих детей имеется ряд специфических нарушений познавательных процессов, связанных со зрительным дефектом. Зрительное восприятие характеризуется замедленностью обзора, неточностью, пропуском деталей изображения. При этом отражаются лишь некоторые, часто второстепенные признаки объектов, в связи с чем возникающие образы искажаются и часто бывают неадекватны действительности (Ю.А.Кулагин и др., 1967). Невозможность или сложность получения ряда чувственных данных препятствует тонкому различению и дифференцировке объектов, а следовательно, и их сравнению. Пробелы в чувственном опыте ребенка значительно затрудняют формирование мыслительных операций. Например, операция сравнения осуществляется либо по несущественным, либо по слишком общим, генерализованным признакам. При операциях обобщения и классификации используются единичные признаки (Н.Г.Цветков, 1975). Однако эти недостатки не делают мышление слабовидящего ребенка неполноценным. В процессе обучения и воспитания в значительной мере устраняется основная причина замедленного развития — пробелы в сфере чувственных, конкретных знаний. Направляя и организуя восприятие, расширяя и уточняя круг представлений, формируя на их основе полноценные понятия, можно успешно развивать мыслительную деятельность слабовидящих. Наблюдения за слабовидящими детьми свидетельствуют о недостаточном уровне развития их внимания. Уменьшенное количество раздражений при нарушениях зрения снижает устойчивость внимания. В то же время длительное воздействие преимущественно слуховых раздражителей быстро утомляет и ведет к рассеиванию внимания (Л.А.Фомина, П.М.Румянцева, 1955). Память слабовидящих младших школьников характеризуется меньшей продуктивностью в сравнении с нормой, снижением объема запоминания наглядного материала, недостаточным уровнем развития логического запоминания. Эти особенности памяти обусловлены недостаточной полнотой, четкостью и стойкостью представлений, их низким уровнем обобщенности (А.И.Зотов, 1981).
У слабовидящих школьников слабее, чем у нормально видящих, проявляется действие «закона края». Наиболее продуктивно они запоминают лишь начальный ряд материала, что, вероятно, объясняется их повышенной утомляемостью. Отмеченные выше особенности познавательных процессов у слабовидящих детей накладывают специфический отпечаток на их учебную деятельность. Например, при чтении часто возникают оптикогностические нарушения, основными причинами которых являются нерасчлененность зрительного восприятия, смешение сходных форм, несформированность представлений (Н.Б.Лурье, 1968). Выявлено также отрицательное влияние снижения зрения на формирование графических навыков письма. Дети часто не различают строку в тетрадях, допускают искажения эле- ментов букв, их неправильное расположение относительно друг друга в словах, строках (М.И.Земцова, 1973). У слабовидящего обычно слабее, чем у других детей, осуществляются контакты с окружающими. Слабовидящие сравнительно меньше играют в подвижные игры, ограниченно или совсем не занимаются спортом, в силу чего их физическое развитие часто не соответствует возрасту (Б.В.Сермеев, 1983). Нарушение социальных контактов приводит к ряду отклонений в формировании личности (А.Г.Литвак, 1985). Сюда относятся некоторые изменения в динамике потребностей (например, недоразвитие перцептивных потребностей), связанных с затруднением их удовлетворения: сужение круга интересов, обусловленное ограничениями в сфере чувственного отражения; редуцированность способностей к видам деятельности, требующим визуального контроля; отсутствие или резкая ограниченность внешнего проявления внутренних состояний. В результате формируется ряд отрицательных черт характера: моральных (эгоцентричность, эгоизм, отсутствие чувства долга, товарищества), волевых (отсутствие самостоятельности, внушаемость, упрямство, негативизм), эмоциональных (отсутствие любознательности, чувства нового).
Таким образом, отмеченные специфические особенности познавательной деятельности и наличие ряда вторичных негативных проявлений личности у слабовидяших детей требуют организации психокоррекционных мероприятий. В этой связи нами была разработана программа психокоррекционных занятий для слабовидящих учащихся младших классов специальной общеобразовательной школы. Она включает в себя ряд этапов, каждый из которых обусловлен характером затруднений, испытываемых детьми в процессе школьного обучения и требующих специфической психокоррекционной помощи. Поэтапный характер ее оказания будет способствовать целенаправленному формированию у данного контингента детей младшего школьного возраста психологических новообразований (понятийного мышления, произвольности и осознанности психических функций, рефлексии), обеспечивая им тем самым полноценное психическое развитие. Психокоррекционные занятия на всех этапах проводятся педагогом-психологом еженедельно в рамках обязательной коррекционной подготовки. Их продолжительность составляет 25 — 30 минут учебного времени. Формы организации занятий должны учитывать психофизиологические особенности слабовидящих детей (в частности, повышенную общую и зрительную утомляемость), носить охранительный характер. С этой целью необходимо использовать смену различных видов деятельности, подвижные игры, всевозможные физминутки (в том числе для снятия зрительного утомления). Оборудование, предназначенное для проведения психокоррекционных занятий со слабовидящими учащимися, обязательно должно отвечать офтальмоги-гиеническим требованиям (Б.К.Тупоногов, 1998; Л.И.Солнцева, 1998). Для этого педагог-психолог предварительно знакомится с диагнозом заболевания каждого ученика, входящего в коррекционную группу, и соответственно подбирает рабочий материал к каждому занятию. I ЭТАП. ОБЕСПЕЧЕНИЕ УСПЕШНОСТИ АДАПТАЦИИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ (1-е ПОЛУГОДИЕ I КЛАССА) Начало обучения ребенка в школе — сложный и ответственный период в его жизни. Дети переживают психологический кризис, связанный с необходимостью адаптации к школе. В среднем привыкание ребенка к школе имеет продолжительность от 3-х месяцев до 1,5 лет (М.М.Безруких, С.П.Ефимова, 1996). Для полноценного включения ребенка в учебно-воспитательный процесс необходимо укреплять его психику, развивать мышление и эмоционально-волевую сферу, снимать остроневротические реакции, нейтрализовать страхи и эмоционально-отрицательные переживания. С этой целью можно использовать элементы психогимнастики. Психогимнастика — это курс специальных занятий (этюдов, упражнений и игр), направленных как на развитие у детей различных психических функций (внимания, памяти, моторики, воображения, произвольности), так и на обучение элементам саморасслабления и умения выражать различные эмоциональные состояния.
Психогимнастика включает элементы эмоционально-коммуникативного и актерского тренинга, аутотренинга и элементы групповой психотерапии. Занятия строятся по определенной схеме и состоят из 4-х частей.
I ч. Разминка. Цель: снятие инертности физического и психического самочувствия, поднять мышечный тонус, повысить внимание и интерес детей к занятию, настроить на активную работу и контакт друг с другом. II ч. Мимические и пантомимические этюды на выражение отдельных качеств характера и эмоций. Цель: выразительное изображение и понимание отдельных эмоциональных состояний, связанных с переживанием телесного и психического довольства и недовольства чувств, порождаемых социальной средой. III ч. Психомышечная тренировка. Цель: снятие психоэмоционального напряжения путем чередования противоположных по характеру движений, сопровождаемых попеременно мышечным напряжением и расслаблением; гармонизирование психической и двигательной активности детей; достижение желательного настроения, поведения и черт характера. IV ч. Завершение. Цель: закрепление чувства принадлежности к группе, к коллективу. Набор группы психогимнастики осуществляется с учетом нейродинамических свойств нервной системы и психоэмоциональных особенностей личности ребенка (эмоциональные расстройства, вызванные синдромом тревоги, депрессией, эйфорией и дисфорией). В группе должно быть не более 4 — 6 человек. Эффект коррекционных воздействий проявляется в снижении тревожности, в появлении желания учиться, общаться со сверстниками. Достигнутые результаты оцениваются психодиагностическими методиками и наблюдением за поведением и состоянием здоровья детей. II ЭТАП. КОРРЕКЦИЯ И РАЗВИТИЕ СЕНСОРНО-ПЕРЦЕПТИВНОЙ СФЕРЫ (2-е ПОЛУГОДИЕ I КЛАССА) В обучении и воспитании слабовидящих учащихся важную роль играют перцептивные процессы. Последовательность занятий построена с учетом закономерностей формирования восприятия (освоение сенсорных эталонов, переход внешних перцептивных действий во внутренний план). Это позволяет обучить слабовидящего ребенка восприятию основных свойств предметов и явлений, сформировать представления об этих свойствах и их разновидностях. Занятия включают в себя игры на восприятие свойств предметов (цвет, форма, величина, особые свойства), восприятие пространства, поверхности, тяжести, звука. Они проводятся индивидуально или подгруппами, с учетом уровня сенсорного развития слабовидящих учащихся.
Структура занятия I ч. Организационная. Упражнения и игры на зрительную ориентировку в микро- и макропространстве. II ч. Содержательная. 1. Игры и упражнения на восприятие признаков и свойств предметного мира. 2. Задания, развивающие активность, целостность, константность, дифферен-цированность восприятия (на основе наглядно-практических и наглядно-образных действий). III ч. Заключительная. Подведение итогов. III ЭТАП. КОРРЕКЦИЯ И РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ (1-2-е ПОЛУГОДИЯ II КЛАССА) Критерием отбора в группы по коррекции познавательной деятельности является недостаточное усвоение слабовидящими детьми учебной программы вследствие сочетанной задержки интеллектуального развития. На каждом этапе психокоррекци-онная работа организуется индивидуально или подгруппами с учетом специфики нарушения познавательной Деятельности. Структура занятия 1ч. Организационная. Упражнения и игры на организацию произвольного внимания. И ч. Содержательная. 1. Игры и упражнения на развитие Различных форм восприятия, памяти. 2 Задания, развивающие логическое мышление, умение мыслить самостоятельно. III ч. Заключительная. Подведение итогов. Эффект воздействия проявляется в повышении успешности обучения слабовидящего ребенка вследствие активизации мышления, памяти, восприятия, улучшения произвольности внимания и самоконтроля. Достигнутые результаты коррекционно-развивающих занятий определяются диагностирующими методиками. IV ЭТАП. КОРРЕКЦИЯ И РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ (1-2-е ПОЛУГОДИЯ III КЛАССА) На данном этапе психокоррекцион-ной работы главный акцент сделан на формирование коммуникативных качеств младших слабовидящих школьников. Актуальность этой проблемы связана, с одной стороны, с тем, что 10—11-летние дети готовятся к вступлению в новую фазу возрастного развития, когда ведущим видом деятельности становится интимно-личностное общение. С другой стороны, известно, какие сложности испытывают слабовидящие дети в процессе общения с окружающими (И.Г.Корнилова, 1998). Эти трудности опосредованы комплексом первичных и вторичных дефектов; бедностью и фрагментарностью образов представления, нарушениями речи, эмоционально-волевой сферы, социальной перцепции, нравственного развития. Эффективным психокоррекцион-ным средством на данном этапе может стать групповая игротерапия. Ее основные задачи: 1. Развитие коммуникативной компетенции. 2. Развитие способности к осознанию себя и своих возможностей, пози-тивация образа Я. 3. Расширение сферы осознания чувств и переживаний. 4. Формирование адекватных способов поведения в различных жизненных ситуациях. 5. Формирование способности к произвольной регуляции деятельности и поведения. 6. Перенос нового позитивного опыта в реальную жизнедеятельность. В состав группы по коррекции коммуникативной деятельности входят слабовидящие дети с выраженными трудностями в общении, с неблагоприятными вариантами личностного развития.
Структура игровых занятий I ч. Вводная. Ритуал приветствия. Планирование видов деятельности, игр и упражнений. Цель: установление эмоционально-позитивного контакта психолог—ребенок и формирование направленности на сверстника и интереса к нему. II ч. Основная. По своему содержанию представляет реализацию соответствующих задач данного этапа коррек-ционно-развивающей программы. Цели: — расширение поведенческого репертуара детей за счет социально одобряемых и соответствующих социальным ожиданиям форм поведения; — обогащение сферы социальных мотивов, формирование направленности ребенка на сверстника, расширение и обогащение позитивного опыта совместной деятельности и форм общения со сверстниками, формирование коммуникативных действий и операций; — коррекция самооценки и уровня притязаний в направлении их большей адекватности и реальности при общей позитивной окрашенности, преодоление неуверенности в себе; — формирование предпосылок регуляции эмоциональных состояний, преодоление повышенной тревожности, страхов, фобических реакций; — развитие способности к эмпатии, пониманию и сопереживанию чувствам другого человека III ч. Заключительная. Подведение итогов. Рефлексия, планирование следующего занятия. Ритуал прощания. Эффект коррекционного воздействия игротерапии, оцениваемый с помощью психодиагностики и наблюдения, проявляется в отличительных особенностях поведения детей (самостоятельности, возможности саморегуляции поведения, в росте положительного разрешения конфликтных ситуаций). Возрастает социальная направленность действия детей, их готовность прийти на помощь сверстнику. Значительно повышается сенситивность к чувствам другого человека, эмпатия как способность к сопереживанию и сочувствию. V ЭТАП. ДИАГНОСТИКА И ФОРМИРОВАНИЕ НЕОБХОДИМЫХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДПОСЫЛОК ДЛЯ УСПЕШНОГО ПЕРЕХОДА К ОБУЧЕНИЮ В СРЕДНЕМ ЗВЕНЕ (1-2-е ПОЛУГОДИЯ IV КЛАССА) К концу младшего школьного возраста у учащихся должны быть сформированы такие психологические новообразования, как произвольность, рефлексия, внутренний план действия, понятийное мышление. Критерием готовности к обучению в средней школе также является учебно-познавательный интерес, который для школьника становится смыслообразу-ющим мотивом учения. Проведение комплекса диагностических методик позволяет определить наличный уровень психического развития каждого слабовидящего ученика, выявить конкретные проблемы и трудности, мешающие ему успешно перейти в среднюю школу. Задачами диагностического обследования являются: 1. Определить общее отношение к школе, учению. 2. Выявить преобладающие мотивы учения каждого ученика. 3. Определить учебные интересы младшего школьника. 4. Выявить умение младшего школьника подчинить свои действия определенным требованиям, условиям деятельности. 5. Выявить степень сформированности у младших школьников способности действовать осмысленно. 6. Определить уровень обобщенного понимания нравственных качеств личности. 7. Определить уровень самооценки младшего школьника. На основе результатов диагностики формируются коррекционно-развивающие группы. Индивидуальные занятия проводятся с учащимися, которые показали частичную неготовность к обучению. Групповые и смешанные занятия — для учащихся с полным вариантом неготовности к обучению в среднем звене школы. Структура занятия I ч. Вводная. Упражнения, игры и задания, направленные на формирование произвольности психических процессов.
И ч. Основная. 1. Задания на развитие понятийного мышления. 2. Игры и упражнения на развитие внутреннего плана действия, III ч. Заключительная. Рефлексия. Подведение итогов. По окончании программы коррек-ционных занятий проводится повторная диагностика для определения уровня психологической готовности слабовидящих младших школьников к переходу в среднее звено. Таким образом, реализация поэтапной психокоррекционной помощи младшим слабовидящим школьникам с учетом специфических и возрастных особенностей психофизического развития будет способствовать, на наш взгляд, их успешной социальной реабилитации и адаптации. В представленном ниже приложении поэтапно изложена содержательная структура занятий. Тематический план на 2-е полугодие Коррекция и развитие сенсорно-перцептивной сферы Приложение I класс Тематический план на 1-е полугодие Обеспечение успешности адаптации к школьному обучению
II класс Тематический план на учебный год
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 102; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.242.165 (0.156 с.) |