Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Телефонное консультирование: цели, задачи, основные принципы и структура консультирования.⇐ ПредыдущаяСтр 19 из 19
Телефонное консультирование — распространенная форма консультативной помощи, возникшая в ответ на потребности людей, нуждающихся в собеседнике для разрешения психологической проблемы, но по разным причинам не имеющих возможности встретиться с консультантом лицом к лицу. Сохраняя цели, задачи, этические ориентации и многие правила организации взаимодействия с клиентом, эта форма консультирования обладает рядом специфических особенностей. Главная из них — доступность специалиста в любое время для предоставления компетентной помощи и эмоциональной поддержки всем, кто испытывает личные трудности, находится в кризисе, близок к самоубийству. Реальная анонимность обращения (психологи знают своих собеседников только по именам), конфиденциальность, экстренность оказания психологической помощи, 1 Гулина М.А. Терапевтическая и консультативная психология. — СПб., 2001. — С. 265 — 266. 171 отсутствие финансовых и каких-либо иных обязательств делают «телефон доверия» чрезвычайно востребованным во всем мире. Анонимность расширяет границы свободы клиента, давая возможность обсудить проблемы, о которых он, может быть, и вовсе не смог бы «вживую» говорить с другим человеком. Одновременно она как бы дистанцирует проблему от клиента, что позволяет взглянуть на нее со стороны. Анонимность сохраняют и работающие на линии консультанты: в большинстве случаев они, чтобы предотвратить «зависание» клиента на конкретном психологе, имеют псевдонимы и не предоставляют клиентам информации ни о месте нахождения службы, ни о себе, ни о режиме своей работы. В большинстве служб им запрещено вступать в личный контакт с клиентами вне службы и в разговоре создавать иллюзию возможности очных встреч. Информация о помещениях телефонных служб доверия, об адресах их пунктов, о содержании консультативных бесед и т. п. должна быть недоступна как для клиентов, так и для родственников и друзей консультантов. Для психологов телефонных служб доверия осуществление профессиональной деятельности связано с некоторой спецификой. Во-первых, это необходимость вести беседу, опираясь только на слуховые восприятия. Отсутствие визуального контакта, реальных интеракций и перцепций в известной мере ограничивает взаимодействие и создает дополнительное напряжение в работе консультанта. Во-вторых, это невозможность хотя бы минимально подготовиться к восприятию ситуации и клиента, поскольку обращения могут быть неожиданными как в плане содержания, так и в плане возрастных, личностных, социокультурных особенностей абонентов, их эмоционального состояния на момент разговора. В-третьих, это невозможность полноценно контролировать контакт, поскольку время работы с каждым клиентом ограничено и клиент может прервать контакт в любую минуту. В-четвертых, консультант телефонной службы доверия не имеет возможности «выбрать» клиента, как это бывает в очном консультировании. И наконец, в-пятых, консультант не может контролировать свою рабочую нагрузку в течение смены: иногда звонки идут беспрерывной чередой и консультант быстро устает, а иногда возникают долгие паузы, во время которых все равно нельзя расслабиться, поскольку звонок может раздаться в любую минуту. Иногда консультант сталкивается с длинной цепочкой «трудных случаев», требующих мобилизации всех ресурсов и профессионального творчества, а временами вынужден обсуждать лишь «стандартные» ситуации. Эти особенности делают консультирование по телефону весьма оперативным средством психологической помощи, но одновременно превращают его в очень напряженный вид профессиональной деятельности. 172 Опыт работы телефонных служб показывает, что чаще других в них обсуждаются определенные типы проблем — супружеские ссоры, конфликты с родителями, одиночество, нежелательная беременность, состояния после утраты близкого человека, агрессия со стороны другого человека, находящегося в состоянии алкогольного опьянения, под воздействием наркотиков, в состоянии психоза, и т.п. Иногда это трудно определимые по проблематике звонки психических больных, находящихся вне стен клиники, реже — случайные звонки. Довольно часто телефонная беседа приобретает характер монологичной исповеди, в которой основным, если не единственным, профессиональным приемом консультирования становится активное слушание. В практике телефонного консультирования принято выделять завершенные и незавершенные беседы. Завершенные имеют свое начало, фазы развития и окончания, у незавершенных нет очевидного логического окончания из-за того, что либо сам клиент прервал разговор, либо помехи на линии исключили возможность продолжения контакта. Если диалог был прерван клиентом, можно предполагать, что он был не готов к разговору или подлинному раскрытию, не захотел строить конструктивное общение. Причинами могут быть как манипулятивный характер обращения клиента, так и рабочие ошибки, упущения консультанта (неверно выбранные интонации, неуверенность в разговоре, паузы замешательства, неудачные реплики и др.). Как правило, распад контакта опытные консультанты субъективно начинают ощущать еще до того, как разговор прервется, и стараются спасти его хотя бы своими силами, что не всегда удается. Точно так же ощущается и результативность диалога: по интонациям, формам обращения, более высокой степени открытости клиента консультант замечает переживаемое им облегчение, нарастание эмпатии, сокращение психологической дистанции. Обычно консультанты обозначают это выражением «почувствовать клиента». Но даже в нормально текущем разговоре могут возникать «вспышки» незавершенных диалогов. Чаще всего это связано с тем, что консультант принимает предложенную для обсуждения тему за центральную и даже единственную тему обращения клиента и увлечение ее разработкой мешает заметить интенции клиента сменить тему, не чувствует его раздражения, недовольства. Чтобы не свести на нет продуктивный разговор, консультант должен быть в телефонной беседе предельно внимателен к реакциям собеседника. Поскольку контакт с клиентом аудиовербальный, это накладывает ограничения на речь консультанта: ему рекомендуется разговаривать неспешно, отчетливо, спокойно, с естественной модуляцией интонаций, стараясь использовать собственные слова и выражения клиента, особенно те, которые повторены не раз. «Запретной зоной» телефонного консультирования являются выска173 зывания-решения (поскольку они снимают ответственность с клиента и перекладывают ее на консультанта), высказывания-отрицания (поскольку они нивелируют или преуменьшают значимость клиента) и высказывания, снижающие самооценку собеседника (поскольку затрагивают его личную идентичность, порождая опасения, что с ним что-то не в порядке)1. К ошибкам телефонного консультирования обычно относят: 1) поспешное определение проблемы, скороспелые выводы, торопливость в переходе к исследованию решений и альтернатив в ущерб исследованию чувств и проблем; 2) разговор о проблеме, а не с человеком, что нивелирует клиента как личность, превращая его в «факт»; 3) неприятие ценностей клиента (консультант не обязан разделять или одобрять ценности собеседника, достаточно просто отнестись к ним как к данности, к реалиям его личности); 4) обсуждение ложной проблемы (вместо того чтобы анализировать состояние клиента, возникшее вследствие определенной ситуации, консультант обсуждает подробности самой ситуации); 5) взгляд сверху на проблему клиента (консультанту она может казаться и легкоразрешимой, и надуманной, но она реально беспокоит и мучает клиента, поэтому саркастическое или несерьезное отношение консультанта его ранит); 6) чрезмерное отождествление с проблемой или переживаниями клиента (в тех случаях, когда содержание проблемы знакомо консультанту по собственному опыту), 7) обвинение и экспертиза в отношении проблемы, переживаний, личности клиента2.
34. Специальные проблемы в психологическом консультировании: трудности личности в общении. 8.1. Учет некоторых особенностей поведения клиента в консультировании 178 8.2. Учет характерологических особенностей клиентов в консультировании 181 8.3. Учет психоэмоциональных состояний клиента в консультировании 188 8.4. Консультирование больных и умирающих клиентов 197 8.5. Консультирование клиентов с зависимостями 199 8.6. Консультирование при сексуальных проблемах 208 8.7. Консультирование жертв насилия
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 518; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.125.7 (0.007 с.) |