Экзистенциально-гуманистический подход в консультировании (И. Ялом, Р. Мей): основные положения теории личности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экзистенциально-гуманистический подход в консультировании (И. Ялом, Р. Мей): основные положения теории личности.



Подход И.Ялома и Р.Мэя. Центральным конструктом позиции Р. Мэя1 является чувство бытия, которое многие люди вынуждены у себя подавлять. Оно связано со всем опытом жизни человека, поскольку людям необходимо ощущать себя существующими в мире, иметь основной «Я-существую»-опыт, переживать свою реальность и потенциальность («Поскольку я Есть, я имею право Быть»2). Противоположностью бытия, не-бытием является смерть

И.Ялом1 центром своей концепции сделал предельные экзистенциальные беспокойства (смерть, свобода, изоляция и бессмысленность). Преодолевать их помогают механизмы психологической защиты, создающие ощущение безопасности. В консультировании обсуждаются как привычные механизмы зашиты, работающие независимо от источника тревоги (например, проекция или рационализация), так и специфические, связанные с каждым из выделенных типов беспокойств. Так, к примеру, сопротивляясь мыслям о неизбежности собственной смерти, люди используют два механизма защиты — веру в свою особенность (в этом случае консультант видит перед собой «трудоголика», навязчивого «героя», отмечает стремление все и вся контролировать) и веру в спасителя, который придет на помощь в последний момент (в этих случаях клиенты ограничивают и ритуализируют жизнь, превращая ее в некое «служение»). Очень часто люди не замечают эти механизмы, пока они не дают сбой (например, на сверхправедном жизненном пути все равно встает неизлечимая болезнь). В работе с клиентами, испытывающими тревогу в отношении смерти, И. Ялом рекомендует использовать прием углубления осознания своей смертности, ориентируясь на правило, что тревога, связанная со смертью, обратно пропорциональна удовлетворенности жизнью, а также поощрение самораскрытия клиентов в отношении этой темы, определение механизмов защиты, уменьшение сензитивности клиентов к мыслям и переживаниям о смерти, интерпретацию сновидений со «смертной» тематикой, обсуждение этих тем в философских дискурсах, анализ переживаний и опыта клиента, связанных со смертью. Защищаясь от тревоги, связанной со свободой, люди пытаются переложить ответственность за свою жизнь на других (в том числе и на консультанта), отрицают необходимость принимать ответственность, занимая позицию жертвы или демонстрируя утрату контроля, уклоняются от любого автономного поведения, присоединяясь к кому угодно, лишь бы избежать гнета ответственности или принятия решения. Сталкиваясь с проблемами свободы и ответственности личности, консультант старается определить стратегии защиты и стратегии уклонения клиентов, помогает им высвободить способность желать и реализовывать желания, развивает тенденцию к совершению волевых усилий, преодолению самого себя (лени, скуки, ощущения бессмысленности и пр.), инициирует принятие решений. Способность выходить за рамки конкретных ситуаций, подниматься над ними, способность к трансценденции (в том числе и с помощью знаково-символической функции сознания) и личностному росту лежит в основе переживания

и своей свободы, и своей ответственности за собственную жизнь. «Вбрасывание» себя в будущее, проецирование себя в прошлое, придумывание «квазижизней», самопроектирование и жизнетворчество — все это процессы, которые реализуются в практике экзистенциального консультирования. Избегая изоляции, клиенты относятся к другим людям не как к самоценным сущностями, а как к средству своей защиты — они пытаются утвердиться в их глазах, чтобы получить одобрение, бывают компульсивно сексуальными, сходясь с партнерами быстро и на миг и т.п. Консультант в этих случаях помогает клиентам в противостоянии изоляции, в определении механизмов защиты и развития межличностной патологии, а также использует потенциал исцеляющих отношений в диаде «клиент—консультант». Компульсивная деятельность — это еще и способ справляться с бессмысленностью и бесцельностью жизни: люди стремятся заполнить жизнь, маниакально добиваясь власти, денег, любви, статуса, признания и пр. В ряде случаев они ищут и находят «на свою голову» проблемы, поглощающие их время и энергию (кверулянтство, наполненная эмоциями борьба «за справедливость» с соседями, «крестовые походы» против местной власти и пр.), или начинают проповедовать нигилизм, демонстрируя враждебность и пренебрежение ко всем тем, кто находит смысл в служении Богу, людям, идее и пр. Консультируя подобные случаи, психолог помогает клиенту пересмотреть свои проблемы, определить механизмы защиты, содействовать в совершении клиентами попыток иными способами участвовать в жизненном процессе.

Экзистенциально-гуманистический подход в консультировании (И. Ялом, Р. Мей): цель работы с клиентом, позиция консультанта, особенности отношений консультант-клиент, способы работы с основными экзистенциальными беспокойствами человека.

Главная задача консультанта — добиться, чтобы клиенты переживали свое состояние как реальное, смирились с неизбежностью появления конфликтов, связанных с экзистенциальными феноменами, сосредоточились на текущих обстоятельствах, сложившихся у них к настоящему времени, и насыщали их индивидуальными смыслами. Консультант помогает клиентам осознавать личную ответственность за то, как планируется и проживается их жизнь, более отчетливо понимать и чувствовать свои цели и желания, пользоваться внутренними потенциями и ресурсами, по возможности раскрывая свою самобытность и отходя от внешней, затверженной в социализации системы образцов, определяющих некий усредненно-обезличенный «жизненный стандарт». Иными словами, задача консультанта — наставить клиента на «дао истинный», помочь ему быть/стать самим собой посредством «Я-Ты»- взаимодействия, почувствовать подлинность и уникальность пребывания в данном хронотопе бытия. В этом процессе существенное значение придается искренности психолога, личностному характеру взаимодействия, способности консультанта понимать уникальность и самобытность клиента, а также взаимному обмену личностным опытом, особенно опытом преодоления, совладания, изживания, самоактуализации. Самораскрытие консультанта — достаточно характерный прием экзистенциального консультирования, а «присутствие», «аутентичность» и «преданность» — основные термины, используемые для описания взаимоотношений с клиентом. Для экзистенциального консультанта не очень важны отношения контрпереноса, он не стремится превратить клиентов в адептов собственных «символов веры», а, наоборот, общается с ними как «экзистенция с экзистенцией» (J1. Бинсвангер).

Работа, связанная с отношением к смерти, обычно включает в себя предоставление клиентам возможности свободно говорить о ней, опредмечивая свои страхи и беспокойства, проговаривая свои переживания, а также идентификацию механизмов защиты, интерпретацию сновидений и беседы о недолговечности всего земного, о необходимости «творить смыслы» каждого мгновения бытия. Пребывая в бытии, человек существует в трех условных пространствах — Umwelt (природный мир, создающий естественные потребности, стремления, инстинкты и воспринимающийся как реальность), Mitwelt (срединный социальный мир, воплощенный в практике человеческих отношений, процессах группирования, единения с другими) и Eigenwelt (внутренний мир, уникальный для каждого человека и связанный со становлением его самосознания). Все происходящее с человеком требует его бытования в этих трех мирах, их гармония обеспечивает ему чувство реальности. Но естественная уязвимость человека (болезнь, утрата близких, стихийное бедствие, катастрофа) становится источником «тревожности бытия». Р. Мэй говорит о нормальной и невротической тревоге. Первая возникает как естественная реакция на реальную угрозу, и в этом случае консультант может помочь совладать с «естественными» проблемами и трудностями, так или иначе возникающими в течение жизни. Невротическая же тревога патологична, поскольку она сковывает свободу человека, подавляет его активность, формируя неадекватную реакцию на объективную трудность или угрозу. Столь же важным в экзистенциальном консультировании является различение нормальной (истинной), невротической и экзистенциальной вины. Нормальную вину люди испытывают, действительно совершив неблаговидный поступок и раскаиваясь в нем. Консультирование клиентов с чувством вины обычно предполагает осознание ее, раскаяние, искупление, покаяние, очищение. Все это для клиента необходимые шаги, ведущие к (само)прощению. В основе невротической вины лежат воображаемые преступления против других людей, социальных нормативов, моральных ценностей и т.д. Обсуждая проблему экзистенциальной вины, Р.Мэй говорит о: I) вине, возникающей вследствие неумения жить в ладу с самим собой, неумения использовать собственный потенциал (соответствует Eigenwelt); 2) вине, связанной с причинением своими действиями некоего «вреда» близким, с переживанием, что ты им «в тягость» (соответствует Mitwelt); 3) «вине разобщения», возникающей в связи с неправильными действиями человека по отношению к природе, космосу, мирозданию (связанной и с Umwelt, и с Mitwelt, и с Eigenwelt). Экзистенциальная вина связана с переживанием личной ответственности за то, что в принципе объектом этой ответственности прямо быть не может.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 640; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.147.124 (0.008 с.)