Логотерапия (В. Франкл): концептуальные основы, причины распространения экзистенциального вакуума в современном обществе. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Логотерапия (В. Франкл): концептуальные основы, причины распространения экзистенциального вакуума в современном обществе.



Логотерапия В.Франкла. Утрата смысла, осознание ненужности и бесцельности существования, ежечасно влекущего человека к смерти, — одна из центральных проблем в экзистенциальной теории и практике. В известном смысле ее можно считать психологической основой нравственных кризисов общества и большого числа современных социальных патологий. Именно она стала предметом размышлений для В.Франкла'. В его теории стремление к поиску и реализации человеком смысла своей жизни рассматривается как врожденная мотивационная тенденция, присущая каждому («даже самоубийца верит в смысл — если не жизни, то смерти»). Иллюстрируя значимость «воли к смыслу», В.Франкл неоднократно цитирует Ницше: «Человек, которому есть Ради чего жить, может вынести почти любое Как». Помочь клиенту найти «ради чего» и есть одна из задач консультанта. Чтобы жить и активно действовать, человек должен верить в смысл своих поступков. Отсутствие смысла порождает состояние экзистенциального вакуума, основные проявления которого — скука, 1 Подробнее об этом см.: Франкл В. Человек в поисках смысла. — М., 1990; Доктор и душа. — СПб., 1997. 281 равнодушие, апатия. В.Франкл ввел в научный обиход понятие экзистенциальных «ноогенных неврозов» (от греч. noos — смысл), считая их массово распространенными в современных экономически развитых обществах. Типичной формой такого невроза является известная многим «трудоголикам» «воскресная депрессия», когда человек, освободившись от повседневной загруженности делами и проблемами, вдруг осознает пустоту и бессмысленность своей жизни. Каждый человек стремится обрести смысл и ощущает фрустрацию или вакуум, если это стремление остается нереализованным. Смысл не субъективен, и человек не изобретает его, а находит, усматривает в объективной действительности. Именно поэтому он выступает для него как некий императив, требующий реализации («Жизнь есть задача», «Каждый должен стать лишь тем, кем он на самом деле является»). По В.Франклу, человек стремится к осуществлению найденного смысла, а не просто к осуществлению себя (самоактуализации). Самоактуализация является лишь результатом, следствием осуществления смысла. Найденный смысл уникален и неповторим для жизни каждого человека, но смыслом жизни, по В.Франклу, не могут быть счастье, наслаждение или предельные переживания (по А. Маслоу), поскольку они есть внутренние состояния субъекта. Борьба за существование и стремление к продолжению рода также оправданны лишь постольку, поскольку сама жизнь уже обладает каким-то независимым от этого смыслом. Обобщая возможные пути, которыми человек может сделать свою жизнь осмысленной (с помощью того, что он способен дать жизни, с помощью того, что он берет от мира, и посредством позиции, которую он занимает по отношению к судьбе, которую не в состоянии изменить), В.Франкл выделяет позитивные человеческие ценности — творчества, переживания и отношения — смысловые универсалии, выкристаллизовавшиеся в результате обобщения типичных ситуаций, с которыми обществу или человечеству в целом пришлось сталкиваться в истории. Приоритет он отдает ценностям творчества, основным путем реализации которых является труд, но не просто как некое занятие, а как осознанный личный вклад человека в жизнь общества, в других людей. Ценности творчества ярче всего обнаруживаются в сверхнормативной деятельности человека, в том, что он делает по собственной инициативе, как бы «для себя». Если же у человека нет профессии или любимого дела, в котором обретаются ценности творчества, сделать его жизнь осмысленной могут ценности переживания — Добра, Красоты, Веры, Истины, Любви. Практически у любого человека было пусть даже одно-единственное мгновение, которое озарило всю его жизнь и продолжает придавать ей смысл даже из прошлого. В.Франкл много говорит о переживаниях любви, связывая ее с взаимоотношениями на уровне духов282 ного, смыслового (ноэтического) измерения, а также с переживанием другого человека в его неповторимости и уникальности, познанием его глубинной сущности. Но даже тот, кто в жизни никогда не любил и не был любим, может внести в свою жизнь смыслы, связанные с ценностями отношения. К ним человеку приходится прибегать, когда он оказывается во власти обстоятельств, которые он не в силах изменить и при которых ни творческие ценности, ни ценности переживания не могут быть реализованы. Эти обстоятельства обрекают человека на страдания (как, например, в случае неизлечимой болезни), которые он может мужественно принять и достойно переносить. В.Франкл отмечает, что люди нередко опускают руки, готовясь «взвалить на себя тяжкий крест» и принимая за судьбу те ситуации, где еще можно бороться за ценности творчества и ценности переживания («спорить с судьбой»). Ценности отношения полностью реализуются лишь тогда, когда доля, выпавшая человеку, оказывается в самом деле неизбежной, а не тогда, когда человек сам становится причиной своих проблем и несчастий. Пафос позиции В.Франкла состоит в том, что, по его убеждению, человек при любых обстоятельствах свободен занять осмысленную и ответственную позицию по отношению к ним и даже страданию придать глубокий смысл. Именно поэтому человеческое существо никогда не может оказаться бессмысленным по своей внутренней сути. Смысл разработанной В.Франклом логотерапии как раз и лежит в ценностях отношения, в нахождении людьми смысла своего существования в обстоятельствах, представляющихся безысходными и бессмысленными. Для клиентов насущным является не вопрос о смысле жизни вообще, а вопрос о конкретном смысле их жизни в данный момент. Вопрос о том, как найти свои смыслы, — ключевой для логотерапии, и В.Франкл говорит, что человек не может придумать или изобрести для себя смысл, он может лишь найти жизненное призвание, в котором обретет смысл. Помощником в этом становится «подсознательный Бог» — совесть — смысловой орган, интуитивная способность отыскивать единственный смысл, кроющийся для человека в каждой ситуации. Тем не менее никто, кроме самого человека, не может дать ему тот единственный смысл, который он может найти в своей жизни, в своей ситуации, и логотерапевт лишь помогает в расширении возможностей людей видеть спектр потенциальных смыслов, которые может содержать в себе любая ситуация. Обретение смысла непосредственно связано с его осуществлением, но этот процесс не совершается автоматически, сам собой. В.Франкл подчеркивает, что каждый человек несет ответственность за осуществление уникального смысла своей жизни, поскольку стремление, порождаемое смыслом, в отличие от влече283 ний, порождаемых потребностями, требует от него постоянного принятия решения, желает он осуществить его в данной ситуации или нет, своеобразного «экзистенциального усилия». Принятие смысложизненных решений всякий раз выступает в форме императива, поскольку жизнь конечна, необратима и в ней ничего нельзя отложить на «потом» в силу уникальности каждого момента существования. Поступая в соответствии со сделанным выбором, человек осуществляет смысл своей жизни и тем самым самоактуализируется, становясь уникальной личностью. В.Франкл много говорит о смысле самой личности, индивидуальности человека, который он связывает с жизнью в обществе, а также о сверхсмысле, присущем всему бытию в целом. Совесть и ответственность, к которым апеллирует логотерапия, — категории, широко используемые в религии. По В.Франклу, они присущи и религиозным и нерелигиозным людям, отличие состоит лишь в том, что нерелигиозный человек почти не задается последним вопросом, перед кем он несет ответственность за реализацию смысла своей жизни, а для человека религиозного этой последней высшей инстанцией является Бог. В логотерапии Бог (персонализированная совесть) — собеседник внутренних диалогов субъекта, к которому обращены все наиболее сокровенные мысли человека. Логотерапия оперирует и понятием свободы воли, опираясь на убеждение, что человек всегда свободен найти и реализовать смысл жизни, даже если его свобода заметно ограничена объективными обстоятельствами. В.Франкл говорит о свободе человека по отношению к своим влечениям (он всегда волен сказать им «нет», принять или отвергнуть), к наследственности (он волен использовать ее «материал» в строительстве своей жизни, как пожелает: хочет, станет хитроумным преступником, а хочет — станет столь же хитроумным криминалистом) и к внешним факторам и обстоятельствам (она, хоть и не беспредельна, выражается в возможности занять по отношению к ним ту или иную позицию). Будучи свободным существом, человек характеризуется двумя фундаментальными онтологическими характеристиками: способностью к самотрансценденции и способностью к самоотстранению. Первая выражается в постоянном выходе человека за пределы самого себя, в направленности его на что-то, существующее вне его. Вторая выражается в возможности человека подняться над собой и над ситуацией, посмотреть на себя со стороны. Обе способности позволяют человеку быть (не абсолютно, а в определенных пределах) самодетерминирующимся существом. Но для В.Франкла важным является вопрос, для чего человеку его свобода. Он считает, что человеческая свобода — это свобода взять на себя ответственность за свою судьбу, свобода слушать свою совесть и принимать решения о своей судьбе, свобода изменяться, свобода от того, чтобы 284 быть именно таким, и свобода стать другим. Эти интенции и старается сформировать логотерапевт в общении со своими клиентами, помогая каждому человеку принять решение, чем и для чего он будет в следующий момент своей жизни. Главным методом логотерапии является сократический диалог, позволяющий консультанту подтолкнуть пациента к открытию им для себя адекватного смысла (своеобразное «пастырство»), в котором большую роль играет личность самого консультанта. Клиентам, находящимся в состоянии экзистенциального вакуума, необходимы: I) понимающие, уважительные «Я-Ты-отношения»; 2) объяснения, что именно конечность и быстротечность жизни придают смысл человеческому существованию, а не лишают ее его («что не имеет конца, то не имеет и смысла»); 3) предложение попробовать руководствоваться экзистенциальными максимами; 4) использование сравнений («жизнь как кинофильм», в котором ничего нельзя вырезать или переставить, и т.п.); 5) помощь в.осознании важности принятия ответственности за нахождение смысла (логотерапия учит клиентов рассматривать свою жизнь как некое предопределение, которое они обязаны осуществить); 6) помощь в обретении «внутреннего голоса», голоса своего сознания; 7) постановка вопросов о смысле вообще с целью пробуждения внутренних потенциалов клиента; 8) увеличение пространства и источников нахождения смысла (не только в работе, но и в общении, благотворительности, творчестве, воспитании детей и пр.); 9) сократические диалоги; 10) логодрамы (они «работают» в групповых формах логотерапии: например, один клиент желает определенных обстоятельств, считая, что его проблемы будут в них решены сами собой, но другой, оказавшийся как раз в этих обстоятельствах, может считать так проживаемую жизнь бессмысленной); 11) предложение смыслов (логотерапевт может делиться собственным опытом искания смыслов); 12) анализ сновидений и фантазий'. Наиболее известными техниками, разработанными В.Франклом, являются методы парадоксальной интенции и дерефлексии, которые используются при нарушениях сна, потенции, фобиях и навязчивых состояниях. Первый состоит в том, чтобы побудить пациента парадоксальным образом начать желать того, чего он страшится, считает для себя невозможным или неприемлемым. Второй применяется с целью угасить стремление клиента к постоянному самонаблюдению, отвлечь его внимание от центрации на проблеме и направить на позитивные аспекты жизни (в том числе и на заботы других людей, на реальные жизненные задачи или вообще на вещи несущественные, не имеющие большого значения).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 338; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.231.155 (0.006 с.)