Посещение и анализ уроков учителя-наставника и сокурсников 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Посещение и анализ уроков учителя-наставника и сокурсников



Посещение и анализ уроков учителя-наставника и сокурсников включало: выполнение хронометрирования учебного процесса, анализ уроков по иностранному языку учителей-наставников и одногруппников с точки зрения их эффективности на основе понятийного аппарата философии, теоретической и прикладной лингвистики, переводоведения, лингводидактики и теории межкультурной коммуникации, применения методов и средств познания; знания теоретических основ обучения иностранным языкам. Анализ учебного процесса по обучению иностранному языку с точки зрения его эффективности проводился с использованием компьютера как средства получения и обработки информации, способствующих овладению опытом решения стандартных задач профессиональной деятельности.

 

Так как в начале марта в стране начало ухудшаться эпидемиологическое положение, все образовательные учреждения с 18 марта 2020 года были переведены на дистанционное обучение по указу президента РФ на период стабилизации ситуации. В связи с этим, производственная практика происходила в измененном формате. Основной задачей практики было – освоить технику дистанционного образования.

Учитель-наставник во время дистанционного обучения использует платформу для проведения онлайн-занятий «Zoom». Платформа позволяет учителям создать видео- и аудио-конференции с учениками; множество участников могут совместно использовать свои экраны и делать заметки для достижения максимальной интерактивности; записывать конференции, просматривать их, составлять заметки и планы действий; платформа предоставляет чаты в группах, поиск по истории, обмен файлами. Кроме того, платформой можно пользоваться с мобильным телефонов. Интерфейс программы (рис. 1) удобен и легок для понимания, ученикам нравится использовать информационные технологии во время уроков и это повышает их мотивацию.

Интерфейс видеоконференции представлен на рис. 2.

Рис. 1

Рис. 2

Я посетила и провела анализ трех уроков учителя иностранного языка. Первый урок был в 3 «Б» классе 14 апреля 2020 года. Урок проводился дистанционно. Учитель отправила задания для учеников и ожидала их ответов. Продолжительность урока составила 30 минут. Число обучающихся по списку 21 человек, занимались 21. Урок вела Колесникова Елена Владимировна. По типу урок являлся уроков изложения нового материала.

Тема урока: Animals.

Цель урока: изучить звуки английского языка.

Задачи урока:

- повторить звуки английского языка;

- научить учеников проговаривать, читать и писать неизвестные слова.

Учитель использовала следующие методы: коммуникативный; письменный; наглядно-иллюстративный; аудиторный; контроль рабочего процесса.

По форме организации обучения урок имел индивидуальную форму. Материал соответствовал возрасту обучающихся, также урок был проведен систематично поэтапно, были сохранены следующие этапы урока: организационный; постановка цели и задач урока; первичное усвоение новых знаний; первичное закрепление; информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. Дети уложились во временные рамки и отправили выполненные задания. В результате урока дети повторили звуки английского языка и научились проговаривать, читать и писать неизвестные слова. Анализ урока приведен в приложении А.

Второе занятие проводилось в 5 «А» классе 22 апреля 2020 года. Урок

проводился на платформе для проведения онлайн-занятий «Zoom». Продолжительность урока составила 30 минут. Число обучающихся по списку было 15 человек, занимались 14 учеников. По форме организации урок был индивидуальным. По типу урок являлся уроком проверки и оценки знаний, умений и навыков. Урок вела Колесникова Елена Владимировна.

Тема урока: Fruits and vegetables.

Цель урока:

- проверить знания учеников по пройденному материалу.

Задачами урока были:

- активизация лексического и грамматического материала;

- развитие навыков письма

- развитие навыков чтения

- развитие навыков говорения

- проведение рефлексии учебной деятельности.

Учитель использовала следующие методы: проверка знаний, умений, навыков (письменная контрольная работа); контроль рабочего процесса.

Материал соответствовал пройденному материалу и возрасту учеников. Дети были дисциплинированы и внимательны. В результате урока дети активизировали изученный лексический и грамматический материал; развили навыки письма, чтения и говорения, а также провели рефлексию своей учебной деятельности. Анализ и хронометраж урока приведены в приложении А, Б.

Третий урок был в 7 «А» классе 17 апреля 2020 года. Урок проводился на платформе для проведения онлайн-занятий «Zoom». Продолжительность урока составила 30 минут. Число обучающихся по списку было 25 человек, занимались 16. Урок вела Колесникова Елена Владимировна. По форме организации обучения урок был индивидуально-групповым. По типу урок был уроком изложения нового и закрепления изученного материала. Характеристика 7 «А» класса представлена в приложении Е.

Тема урока: «Hobbies».

Задачами урока были:

- повторение изученных и введение новых слов, обозначающих хобби;

- развитие умений выборочно понимать на слух необходимую информацию с опорой на контекст.

Елена Владимировна проявляла внимание ко всем ученикам, не выделяя никого конкретно и, в то же время, не заставляя никого чувствовать себя обделенным вниманием. Она поддерживала темп, динамику, разнообразие видов работы, самостоятельную умственную деятельность обучающихся и их поощрение во время урока.

Учитель использовала следующие методы: словесный (работа с книгой); практический (выполнение упражнений); контроль рабочего процесса.

Материал соответствовал по возрасту обучающихся, а также урок был проведен систематично по этапам (организационный; постановка цели и задач урока; актуализация знаний; первичное усвоение новых знаний; первичная проверка понимания; первичное закрепление; информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению; рефлексия). Дети активно учувствовали на уроке отвечая на все вопросы. В результате урока дети повторили изученные и ввели новые слова, обозначающие хобби; развили умения выборочно понимать на слух необходимую с опорой на контекст. Анализ и хронометраж урока приведены в приложении А, Б.

В результате посещения и анализа уроков учителя-наставника мною были приобретены такие компетенции как умения соблюдать принципы культурного релятивизма в ходе иноязычной коммуникации; уважать своеобразие иноязычной культуры; навыки социокультурной и межкультурной коммуникации, обеспечивающие адекватность социальных и профессиональных контактов; умения способствовать социальному взаимодействию, опираясь на принятые моральные и правовые нормы; умения анализировать, обобщать информацию, ставить цели и выбирать пути их достижения в учебной и профессиональной деятельности.

 

Проведение анализа учебно-методических комплектов, учебников, учебных пособий и других дидактических материалов по иностранному языку (это раньше должно быть)

 

Учителя в Школе используют следующие УМК:

Для обучающихся начальной школы, среднего звена и старших классов используются УМК двух авторов – Верещагина И.Н. Английский язык в двух частях и Быкова Н.И., Дули Д. в двух частях. Учебники распределены на все

образовательные уровни.

Учитель-наставник в 3 классе пользовался учебником «English 3». Данный УМК разработан И. Н. Верещагиной и Т. А. Приткиной в 2013 году и предназначен для углубленного изучения английского языка в 3 классе. УМК состоит из учебника (в 2-х частях), рабочей программы, книги для учителя, рабочей тетради, звукового пособия и книги для чтения. Данный комплекс построен на основе действующей программы по иностранным языкам. Авторы учитывают потребности современной школы, новые тенденции в обучении иностранному языку. Вместе с тем они использовали опыт традиционного обучения языкам, глубокое и основательное изучение языковых явлений сочетается с формированием речевых навыков и развитием коммуникативных умений.

1. Структура учебника. Основной компонент УМК – учебник. Он состоит из 2-х частей и из следующих элементов: разделы, соответствующие определенным программой ситуациям общения; англо-русский словарь, список фраз повседневного учебного общения, сборник дополнительных текстов для чтения, оглавление и т.д. Все элементы учебника взаимосвязаны, учебник представляет собой целое.

2. Содержание учебника ориентировано на обучающихся младшего возраста с углубленным изучением английского языка. Это отражено в тематике, разнообразии видов текстов, отсутствии опоры на родной язык, использовании оригинальных аутентичных материалов.

Присутствуют вопросы и задания проблемного характера, лингвострановедческие материалы, способствующие формированию социокультурной компетенции.

Материалы учебника несут воспитательную и развивающую нагрузку.

3. Система упражнений. При составлении системы упражнений авторы учли закономерности усвоения знаний, формирования навыков и развития умений. Упражнения ситуативно обусловлены. Задания учебника направлены на тренировку обучающихся во всех видах речевой деятельности (аудирование, говорение, чтение и письме) и обеспечивают достижение личностных, метадпредметных и предметных результатов.

Например, после грамматического материала даются упражнения на

закрепление материала (устные и письменные), кроме того, в учебнике есть грамматический справочник с пояснениями правил на русском языке.

Учебник позволяет ученикам задействовать их креативное мышление; развивать улучшения внимания и поиска слов.

Уровень управления работой обучающихся соответствует уровню владения языком. Управление гибкое.

Учебник предусматривает применение разных режимов работы, различных видов учебных действий. В учебнике приведены задания на формировании всех четырех видов речевой деятельности (письмо, говорение, аудирование, чтение).

Например, упражнение на чтение, которое содержит в себе слова с транскрипцией и примерами их использования:

Следующие упражнения на говорение, которые позволяют ученикам использовать пройденную лексику и творческое мышление:

Учебник предусматривает упражнения на развитие навыка письма, например:

Также учебник предусматривает упражнения на развитие навыка аудирования, например, детям предлагается прослушать слова перед их употреблением.

Оформление учебника.

а) отражает коммуникативно-деятельностный подход к обучению иностранному языку. Материал размещен последовательно, задействует все навыки. Иллюстрации относятся к заданиям, привлекая внимание учеников и создавая интерес;

б) соответствует санитарным нормам;

в) соответствует эстетическим и этическим нормам. Цветовая гамма яркая, привлекает внимание, но не отвлекает учеников от процесса обучения. Сюжеты рисунков соответствуют интересам учеников 3 класса.

Выводы. На основании данного анализа можно сказать, что УМК отвечает основным требованиям: соответствует потребностям педагогического процесса, ориентирован на цель обучения, на личность ученика, повышает мотивацию познавательной активности, творчества, способствует воспитанию самостоятельной самообучающейся личности.

Содержание учебника соответствует требования ФГОС начального

общего образования.

Учитель-наставник в 7 классе использовал учебник «Starlight». УМК «Звездный английский» разработан К. М. Барановой, Д. Дули, В. В. Копылова, Р. П. Мильруд, В. Эванс в 2009 году и предназначен для углубленного изучения английского языка в 7 классе. УМК состоит из учебника, книги для учителя, рабочей тетради, тестовым буклетом, рабочей программы, сборника грамматических упражнений, тренировочными упражнениями в формате ОГЭ (ГИА). Данный комплекс построен на основе действующей программы по иностранным языкам. Авторы учитывают потребности современной школы, новые тенденции в обучении иностранному языку. Вместе с тем они использовали опыт традиционного обучения языкам, глубокое и основательное изучение языковых явлений сочетается с формированием речевых навыков и развитием коммуникативных умений.

1. Структура учебника. Основной компонент УМК – учебник. Он состоит из следующих элементов: разделы, соответствующие определенным программой ситуациям общения; англо-русский словарь, список фраз повседневного учебного общения, сборник дополнительных текстов для чтения, оглавление и т.д. Все элементы учебника взаимосвязаны, учебник представляет собой целое.

2. Содержание учебника ориентировано на обучающихся среднего возраста с углубленным изучением английского языка. Это отражено в тематике, разнообразии видов текстов, отсутствии опоры на родной язык, использовании оригинальных аутентичных материалов.

Например,

Присутствуют вопросы и задания проблемного характера, лингвострановедческие материалы, способствующие формировании социокультурной компетенции.

Материалы учебника несут воспитательную и развивающую нагрузку.

3. Система упражнений. При составлении системы упражнений авторы учли закономерности усвоения знаний, формирования навыков и развития умений. Упражнения ситуативно обусловлены. Задания учебника направлены на тренировку обучающихся во всех видах речевой деятельности (аудирование, говорение, чтение и письме) и обеспечивают достижение личностных, метадпредметных и предметных результатов.

Например, после грамматического материала даются упражнения на закрепление материала (устные и письменные).

Учебник позволяет развить навык коммуникации и письма, аудирования и чтения.

Уровень управления работой обучающихся соответствует уровню владения языком. Управление гибкое.

Учебник предусматривает применение разных режимов работы, различных видов учебных действий. В учебнике приведены задания на формировании всех четырех видов речевой деятельности (письмо, говорение, аудирование, чтение).

Например, на формирование навыка чтения предусмотрены аутентичные тексты, которые будут интересы ученикам 7 класса.

В учебнике присутствуют упражнения на формирование навыков письма и говорения:

Также, в учебнике предусмотрены упражнения на развитие навыка аудирования:

Оформление учебника.

а) отражает коммуникативно-деятельностный подход к обучению иностранному языку. Материал размещен модульно, задействует все навыки. Иллюстрации относятся к заданиям, привлекая внимание учеников и создавая интерес;

б) соответствует санитарным нормам;

в) соответствует эстетическим и этическим нормам. Цветовая гамма яркая, привлекает внимание, но не отвлекает учеников от процесса обучения. Сюжеты рисунков соответствуют интересам учеников 7 класса.

Выводы. На основании данного анализа можно сказать, что УМК отвечает основным требованиям: соответствует потребностям педагогического процесса, ориентирован на цель обучения, на личность ученика, повышает мотивацию познавательной активности, творчества, способствует воспитанию самостоятельной самообучающейся личности.

Содержание учебника соответствует требованиям ФГОС основного общего образования.

 

Подготовка и проведение уроков по предметам; разработка и изготовление дидактических материалов проведение самоанализа уроков

Планирование и разработка уроков были основаны на предварительном изучении таких дисциплин как «Общая теория обучения иностранным языкам», «Теория и методика обучения первому иностранному языку», «Интерактивные технологии обучения иностранным языкам», «Информационные технологии обучения иностранным языкам».

Подготовка конспектов уроков предполагала поиск и изучение на основе стандартных методик поиска материалов, методов и средств познания и обучения для повышения культурного уровня, профессиональной компетенции учителя ИЯ с целью саморазвития, повышения своей квалификации и мастерства; с использованием компьютера как средства получения и обработки информации, глобальных компьютерных сетей, распределенных баз данных и знаний, электронных словарей и других электронных ресурсов для решения лингвистических задач учебных материалов (текстов, аудио и видео-наглядностей, тестовых заданий) на основе информационной и библиографической культуры, с применением информационно-лингвистических технологий и с учетом основных требований информационной безопасности.

Разработка планов уроков ИЯ осуществлялась на основе знания теоретических основ обучения иностранным языкам, средств и методов профессиональной деятельности учителя и преподавателя иностранного языка, а также закономерностей процессов преподавания и изучения иностранных языков. Подбор и изготовление новых учебных материалов, наглядных пособий для проведения уроков ИЯ проводились с использованием наследия отечественной научной мысли, направленной на решение методических задач, с учетом ценностно-смысловых ориентаций, принципов культурного релятивизма и этических норм, предполагающими уважение своеобразия иноязычной культуры и ценностных ориентаций иноязычного социума; готовности и стремления к совершенствованию и развитию общества на принципах гуманизма.

 

Мною были приобретены такие компетенции как знания основы изучаемых дисциплин, их значений для будущей профессиональной деятельности; умения выявить междисциплинарные связи и понять их значений для будущей профессиональной деятельности; использовать системные междисциплинарные связи изучаемых дисциплин в целях разрешения профессиональных задач.

Использовались УМК, предусмотренные школьной программой.

В ходе подготовки конспектов занятий были исследованы следующие сайты с соблюдением принципов информационной безопасности: «Инфоурок» (https://infourok.ru/); «Открытый урок» (https://urok.1sept.ru/); «Студопедия» (https://studopedia.ru/).

Я проводила уроки иностранного языка у 7 «А» и 3 «Б» класса.

7 «А» класс были активны и дисциплинированы на уроке. На конференции в «Zoom» присутствовало 16 учеников.

Тема урока: Technology and health

Цели урока:

- демонстрация отрицательных воздействий современных технологий;

- развитие грамматического навыка;

 - развитие лексических, коммуникативных навыков в монологической речи формирование знаний у обучающихся по теме «Technology and health».

Тип урока – урок усвоения новых знаний.

По форме организации обучения – индивидуально-групповой урок.

На уроке присутствовал раздаточный материал: таблица, которую ученики могли использовать при составлении предложений с „Relative clause”. Дети владели английским языком на хорошем уровне.

Методы, которые применялись на уроке: приобретение знаний; формирование умений и навыков (выполнение упражнений); закрепление (повторные упражнения).

Урок проводился поэтапно: организационный этап; постановка цели и задач урока; первичное усвоение новых знаний; первичное закрепление.

Конспект урока и самоанализы уроков приведены в приложениях В, Г.

Важно отметить оценивание детей. В основном я хвалила детей за

хорошо проделанную работу, для себя отмечая тех, кто работал хорошо, а кто молчал. Так как в условиях дистанционного обучения время уроков сократилось, и я не могла обсудить оценки с учителем сразу, то оценки мною не ставились.

В целом, могу отметить, что работать с детьми было интересно. Они были активны на уроке и их не приходилось заставлять отвечать, так как они делали это сами. Мне стоило больше использовать английскую речь и назначать временные рамки.

Второй урок проводился в 3 «Б» классе. Класс был активен и дисциплинирован на уроке.

Тема урока: «The English Year».

Цели урока: развитие грамматических, лексических, коммуникативных навыков в монологической речи формирование знаний у обучающихся по теме «The English Year».

Тип урока – урок усвоения новых знаний.

Методы, которые применялись: приобретение новых знаний; формирование умений, навыков и применение знаний на практике, контроль.

Урок проводился поэтапно: организационный этап; постановка цели и задач урока; актуализация знаний; первичное усвоение новых знаний; первичная проверка понимания; первичное закрепление; информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. Конспект урока и самоанализы уроков приведены в приложениях В, Г.

Так как в условиях дистанционного обучения время уроков сократилось, и я не могла обсудить оценки с учителем сразу, то оценки мною не ставились.

Работать с детьми было интересно, я приобрела новый опыт, который

поможет мне в дальнейшем. Мне стоило отмечать успехи детей и вести себя с ними строже.

Проведение уроков по иностранному языку отражало ценностно-смысловые ориентации, гуманистические ценности различных социальных, национальных, религиозных, профессиональных общностей и групп в российском социуме, принципы культурного релятивизма и этические нормы, с проявлением навыков организации групповой и коллективной деятельности для достижения общих целей трудового коллектива; взаимодействуя с аудиторией на основе моральных и правовых норм, с соблюдением этических и нравственных норм поведения, используя модели социальных ситуаций, типичные сценарии взаимодействия участников межкультурной коммуникации, проявляя навыки социокультурной и межкультурной коммуникации, обеспечивающие адекватность социальных и профессиональных контактов, готовность преодолевать влияние стереотипов и осуществлять межкультурный диалог в профессиональной сфере, способность занимать гражданскую позицию в социально-личностных конфликтных ситуациях

Выполнение самоанализа уроков на предмет соответствия средствам и методам профессиональной деятельности учителя и преподавателя иностранного языка, эффективности построения учебного процесса в образовательных организациях различных типов, а также организациях дополнительного лингвистического образования (включая дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование) в соответствии с задачами конкретного учебного курса и условиями обучения иностранным языкам способствовало развитию умений критически оценить свои достоинства и недостатки. 

 

6. Ознакомление с опытом ведения внеклассной работы. Участие в подготовке и проведении воспитательных мероприятий.

Проведение внеклассного мероприятия проводилось с учетом ценностно-смысловых ориентаций, принципов культурного релятивизма и этических норм; на основе принятых моральных и правовых норм, уважения к людям, поддержании доверительных партнерских отношений, этических и нравственных норм поведения, использованием этикетных формул в устной коммуникации,проявляя навыки организации групповой и коллективной деятельности для достижения общих целей трудового коллектива.

Во время практики я провела внеклассное мероприятие на английском языке «Ecological problems», чтобы воспитать у учеников бережное отношение к природе (Приложение Д).

    Внеклассное мероприятие «Ecological problems» было предназначено для учеников 7 класса.
    Цель мероприятия:
    воспитать у учеников бережное отношение к природе;

улучшить понимание английской речи на слух.
    Задачи:
    Образовательная:
    1) развить интерес к изучению английского языка;

Развивающая:
    1) развитие речевой компетенции в различных видах речевой деятельности (аудирование, говорение, чтение);    
    2) развитие внимания, памяти, познавательной активности.
    Воспитательная:
    1) воспитать бережное отношение к природе.
    Ход занятия: 
    Знакомство с участниками беседы. Вступительное слово ведущего.
    Разминка. Создание положительного эмоционального фона.
    Основной этап. Изучение существующих экологических проблем.
    Практический этап. Закрепление полученных знаний, создание правил, которые помогут сохранить окружающую среду.

Заключительный этап. Организация обратной связи. Подведение

итогов классного часа.        

В результате ознакомления с опытом введения внеклассной работы мною были приобретены компетенции знания этикетных формул в устной и письменной коммуникации (приветствие, прощание, извинение, просьба), принятые в инокультурном социуме стран изучаемого иностранного языка; принципы и методы работы по организации групповой и коллективной деятельности для достижения общий целей коллектива.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 678; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.6.75 (0.054 с.)