Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Установка духовного реализма
Онтологизм художественной мысли России, ее прикрепленность к миру истинной существенности дает установку духовного реализма. Критический реализм демократов служил миру всецело посюстороннему, стоял в оппозиции к небесному, — а потому являл собой хулу и карикатуру на русскую культуру, был проявлением разрушительной беспочвеннической линии в нашей истории, закончив свое дело погромом духовности и омертвением народа. Напротив, установка духовного реализма позволяет понять русское искусство в его подлинной высоте и неотмирной красоте. Духовный реализм утверждает истинную реальность — бытийственную огненную силу — духовного (не душевного!) мира и духовной жизни в явлениях искусства. Следствие отсюда, по Гоголю, по святому Варсонофию Оптинскому, — его пророческая сила. Невероятна мощь этой установки! Заносимое с Запада — преображается ею. Прилетает с Запада придумка — возвращается миру чудо. Залетела полистилистика — шедеврами обернулась в творчестве Шнитке! Минимализм у американских авторов — эксперимент со временем. А у православных композиторов Пярта, Мартынова прием возвращается к родным истокам, к молитвенной благоговейной сосредоточенности души. Преображаются ею эпохальные стили. Называют XIX век веком романтизма. А Россия воспарила над ним, взяв лишь темы, образы, отчасти язык. Романтизм, кульминация картезианской закупоренности, и православие — две вещи несовместные. Романтизм разбился о святость русской культуры. Поразительна внутренняя победа, одержанная на территории романтизма — в переводах романтической поэзии. По слову Гоголя, переводы Жуковского кажутся оригиналами, а те копиями, — от того, что стремление к нездешнему и таинственному сочетается у него с "твердым признанием незримых сил, хранящих повсюду человека"26. Это и есть вера — живая укорененность в Царствии Божием. И в музыке — не так ли? "Островок" Рахманинова. Может показаться: перед нами чисто романтическая коллизия мечты и действительности. Однако в мечте нет веры, отсюда ее дряблость. Дух же православной веры, укрепляя святые желания, дивно преображает их в христианское упование, наполненное предощущением бессмертия. Святое желание в соединении с верой перестает быть тенью в мечтательном иллюзорном мире психики — становится онтологической реальностью. По определению апостола, вера есть уповаемых извещение — осуществление (Евр. 11:1). И вот теперь вслушаемся: с какой благоговейно-молитвенной сосредоточенностью проникаем мы в этот дивный мир, превысший всякого ума, мир Божией святости, Царство великой неотмирной чистоты, где благоуханно раскрывается душа, как образ Божий в человеке. Это шедевр духовного реализма, моление о рае.
Преображена интонация. В начальной фразе открывается нечто от духовной крепости знаменного распева. Заключительные однотонные окончания строф перестают восприниматься как безвольные парения в мечте, — оборачиваются возвышенной молитвенной псалмодией, упованием бессмертной красоты. От сияющих врат Царствия Божия, отверстых православием, исходит радостная ободряющая сила истинной духовной жизни. Переинтонируются жанры. Вот, к примеру, русская элегия (и, шире, элегическая струя в русской музыке). Что мы видим в элегических настроениях нехристианских народов? "Я мир сравнил бы с шахматной доской: То день, то ночь. А пешки? — Мы с тобой. Подвигают, притиснут, — и побили. И сунут в черный ящик на покой" (Омар Хайям). Беспросветным унынием веет от подобных строф. Филип Сидни (1554-1586) в трактате "Защита поэзии (1580) пишет о скорбной элегии, что она вызывает "в чувствительной душе сострадание, ибо она вместе с великим философом Гераклитом оплакивает беспомощность человечества и порочность мира сего.27 А в России? Как показала Н.Т. Пилипенко, специфическое содержание русской элегии — не печаль, а преображение печали.28 Это великий дар христианства миру: чудо преображения души. В особенной же степени именно православная культура могла так просветлить взгляд. Не печаль, не грусть, но победа над скрытым в них унынием составляет ее содержание. Какой неожиданной свежестью веет, например, от заключительного четверостишия А.Н. Плещеева "Напев": "Но я люблю…"!29
Легко обнаружить преображение на множестве примеров и в музыке. "Не искушай" Глинки. Чудо открывается в первой же фразе. Попробуем изменить псалмодическую среднюю ее часть на рисунок опевания. Тут же появляется пошлость. Не потому, что плох сам рисунок опевания, а потому, что в данном контексте он размазал бы ту внутреннюю твердость, мужественную силу и сосредоточенную собранность духа, которую несет в себе церковная псалмодия и которая так необходима в минуту печали. Тайна пошлости заключена в глубоком мировоззренческом унынии, в духовном отчаянии — отказе от чаяния великой духовной надежды. Уныние — самый великий смертный грех. По преп. Иоанну Лествичнику бес уныния — злейший из всех. В печали жало уныния, смертного греха. Через размазанность опевания проник бы сей яд в элегию. А кусочек псалмодирования тут же дает противоядие — сосредоточенность, духовную силу. Правда духовного реализма преображает плотскую печаль в печаль светлую, святую — по Богу. Чувствуя в музыкальной пошлости присутствие этого чуждого нам духа, мы отвергаемся ее, обнаруживая тем самым религиозную природу музыкального слуха.
Удивительно Глинкинское "Сомнение". Здесь внутреннюю глубину и силу, противящуюся унынию, несет обрамляющая тема, в которой чувствуется даже нечто торжественно барочное. Поразителен романс Рахманинова "Как мне больно". "Хоть бы старость пришла поскорей", — поет голос, а в фортепианной партии ширится, разрастается мелодия великой любви и ликующего гимна бытию. Посмотрим на роды. Православная культура открывает фальшь языческого деления. Согласно Аристотелю эпос есть рассказ о событии, драма представляет его в лицах, лирика реагирует песнью души. Но почему за сущность искусства принимается событие, а не сияющая красота мысли Божией о мире, не вера, не несказанность любви? Неприменимы языческие роды ни к чему существенному! Что такое пророческие псалмы? "Зачем мятутся народы и племена замышляют тщетное…" Да неужели же это лирика? Лирика — психизм, а пред нами онтология Домостроительства Божией благодати. Что такое Евангелие? Неужто эпос?! А литургия — драма? Неприменимы языческие роды и к русскому искусству, которое полнится истинной существенностью. Гоголь, оставляя термин "лирика", преображает его понятийно, вводя в русло онтологического строя русской души. "В лиризме наших поэтов, — пишет он — есть что-то близкое библейскому, — то высшее состояние лиризма, которое чуждо движений страстных и есть твердый возлет в свете разума, верховное торжество духовной трезвости"30. Его величие и пророческую силу Гоголь объясняет тем, что "наши поэты видели всякий высокий предмет в его законном соприкосновенье с верховным источником лиризма — Богом"31. Высота русской лирики, ее историософские и духовные прозрения познаются только на последней глубине сердца, открываемой святоотеческой аскетикой. Всякая иная мысль слепа и являет собой пародию на отечественную культуру. Эпос. Непонимающее сознание индивида не знает личности, соборной по определению. Потому в образы Сусанина у Глинки, Кутузова у Прокофьева, даже в музыку Рахманинова умудряется внести ощущение сердечной дистанцированности, которой там нет. Но ни в Сусанине, ни в Кутузове, ни в побочной партии Седьмой Прокофьева, ни в главной партии фортепианного концерта Чайковского или Второго концерта Рахманинова, нигде во множестве подобных сочинений, ни в исконном стиле русского исполнительства — нет и тени эпическо-временнoй сердечной дистанцированности, восхищения как бы со стороны. Эта музыка — не сторонняя, а горячая, соборная, не отделяющая себя, но дышащая воздухом отчизны и вселенской любви, о которой так проникновенно писал Гоголь, Достоевский, и многие иные... За неадекватными интерпретациями невидимо стоит индивидно перевернутая теория личности, угодная индивиду, всей своей жизнью настроенного не на жертвенную отдачу, а на удержание своих, парциальных интересов, разрывающих златые узы божественной соборной любви... Как далеко это от идеалов Святой Руси! Вот пример неадекватной интерпретации из недавно защищенной докторской диссертации (речь идет о финале "Ивана Сусанина", в котором музыковед слышит "парадность, торжественный блеск"): "Безысходное личное страдание накрепко "прибито" к единому телу государственности гвоздями народной победы... Власть для торжествующего победу народа "своя". Для обеспечивших же эту победу мучеников из народа и "своя" и "чужая"...". Услышать в "Славься" парадность?! В этой окрыленной бескорыстной музыке, где каждая клеточка ликует: "Не нам Господи, не нам, но имени Твоему даждь славу"! Для личности — все свои в Боге, и православная царская власть — своя.
Непонятая индивидами и потому воспринимаемая отчужденно соборность часто именуется эпичностью. Не эпичность, а соборность действительно составляет специфическую сторону русской интонации. Так же онтологически преображается и драма в искусстве духовного реализма. Как река впадает в море, так развитие драмы в "Пиковой Дамы" Чайковского вносит лодочку нашего восприятия в океан вечного смысла. После хоровой молитвы, переносящей действие в мир высшей реальности, там, в этом истинном мире открывает истинная красота темы любви, словно фимиам восходит она к небесам, очищенная от страстей и просветленная. Русская трагедия таит в себе внутреннюю радость. Она — от чувства смысла. Хорошо написал об этом С.Н.Булгаков в статье "Русская трагедия". Трагична "Хованщина". Но не просто так открывается она катартической вершиной "Рассвета", — в ней пророчество о неумирающем Китеж-граде святой Руси. И сама печаль, разлитая в русской трагедии, даже если взять ее отдельно от явных излияний света, — сама эта печаль есть проявление онтологизма, следовательно, и духовной силы.
Два проявления духовного реализма — светозарное и мучительное. "Кому много вверено, с того больше взыщут" (Лк. 12:48). — Понятен масштаб духовных метаний народа при утере вверенного ему таланта православной веры. Сомерсет Моэм в книге "Подводя итоги" иронизирует, насмеивается над русской тоской, над творчеством Чехова. Западный человек не расстраивается из-за своего неверия, а русский тоскует. Как не тосковать о потерянном рае? Отнимется безбрежное счастье веры — как не вопиять душе? Самый статистически медленный темп музыки — у Мусоргского. Муки совестливых размышлений оказываются главным ее содержанием. С Богом — преображение в дивную преизбыточествующую жизнь, без Него — неизбывная тоска по смыслу, непонятная Западу. "Нет большего горя, чем потерять благодать", — говорит св. Силуан Афонский, сравнивая это горе с тоской матери о погибшем дитяте32. Во Святой Руси сколь велики дары православной веры, столь безмерны и терзания совести при ее утрате — свидетельство того, что жизнь народа протекает не на поверхности морального благоприличия, безнравственного и лицемерного в основе, — но в свете заповеданного нам духовно-нравственного совершенства — на духовно-смысловой глубине в сокровенности сердца. Этот размах противоположен тому состоянию равнодушно-горделивого самодовольства, за которое порицает Господь Лаодикийскую (буквально: "народоправскую") церковь в завершающей пророческой книге Библии. Оба проявления глубины, светозарное и мучительное, получили отражение в культуре и искусстве. Рассмотрим лики духовного реализма в русской музыке, начав с полюса драматизма.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 57; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.229.253 (0.007 с.) |