Понятие информации и информационной ассиметрии на отраслевом рынке. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие информации и информационной ассиметрии на отраслевом рынке.



Информация (от лат. informātiō — «разъяснение, представление, понятие о чём-либо») – это сведения независимо от формы их представления. Представляет собой один из важнейших ресурсов и движущей силой развития человеческого общества. Является основой принятия решений хозяйствующими субъектами, выбора ими экономического поведения. От полноты и достоверности информации зависит качество принимаемых управленческих решений.

Важной причиной снижения интенсивности конкуренции и приобретения монопольной власти на рынках служит неполнота и асимметричность информации.

Асимметричность информации (несовершенная информация, неполная информация) – это неравномерное распределение информации о товаре между сторонами сделки. Обычно продавец знает о товаре больше, чем покупатель, хотя возможна и обратная ситуация.

Каждому экономическому агенту доступен лишь ограниченный массив информации. Неполнота информации об объекте сделки, об осуществлении сделки и о ее возможных последствиях вызвана следующими причинами:

• получение информации связано с затратами ресурсов.

Рациональный экономический агент не будет платить за информацию больше того уровня, на котором предельные издержки на ее получение превышают предельный доход от ее использования;

• не всегда информация надежна. Даже точная информация, получаемая экономическим агентом сегодня, завтра может устареть в силу изменения экономической среды, и на нее нельзя будет более полагаться при принятии экономических решений;

• экономические агенты не в состоянии запомнить и переработать весь объем доступной им информации. Они вынуждены отбирать для хранения и непосредственного использования только наиболее важную информацию, поэтому часть ее неизбежно теряется;

• не все экономические агенты обладают достаточными знаниями и навыками, которые позволили бы им адекватно переработать поступающую информацию.

Неполнота информации является непременным признаком экономической жизни. Большая или меньшая неполнота информации может влиять на условия и особенности функционирования рынков, создавая дополнительные трансакционные издержки для экономических агентов. Наибольшее воздействие на рыночную активность оказывает особый тип неполной информации - асимметричная информация Асимметричность информации создает возможность злоупотребления одного из участников сделки не информированностью контрагента. Асимметричность информации, в отличие от собственно неполноты, приводит к резкому снижению общественного благосостояния.

 

 

Ограниченность информации о качестве товара.

Рынок «лимонов»

Покупка товара или получение услуги предполагает наличие информации об их качестве. Однако зачастую потребители не зна­ют, какого качества продукты они потребляют. В данном случае имеет место асимметричность информации: продавец владеет информацией о товаре (услуге), у покупателя же такой информации нет. Асимметрия информации может иметь два нежелательных результата:

• на рынке не будет достигнуто равновесие;

• в случае установления равновесия ресурсы будут использо­ваться менее эффективно, чем в случае полной информиро­ванности всех сторон, участвующих в сделке.

Классическим примером исследования ситуации, когда непол­нота информации может разрушить рынок, является анализ рынка «лимонов», проведенный Дж. Акерлофом. Он продемонстрировал, что в случае, когда продавцы имеют полную информацию о своем продукте, а информированность покупателей сильно ограничена,
то либо рынок не будет существовать, либо на нем будут продавать­ся только самые низкокачественные товары. С целью иллюстрации развития своих выводов Акерлоф выбрал автомобильный рынок, отметив, что этот выбор объясняется конкретностью и легкостью понимания данной отрасли, а не ее значением. Он рассматривает четыре группы автомобилей: новые и бывшие в употреблении, хорошие и плохие, или «лимоны».

Новые машины могут быть как хорошими, так и плохими. То же самое относится и к старым автомобилям. Покупатель приоб­ретает новый автомобиль на этом рынке, не зная, покупает он хорошую машину или «лимон». В то же время он знает вероятность выбора хорошего товара — р и вероятность приобретения «лимо­на» — (1 - р). То есть р представляет собой долю хороших машин, а (1 — р) — долю «лимонов».

Рассматривая рынок подержанных автомобилей, Акерлоф предполагает, что после использования машины в течение какого-то периода у владельца складывается четкое мнение о ее качестве, т.е. он получает непосредственную возможность определить новую вероятность события. А до тех пор, пока покупатель не сможет про­вести различия между хорошей и плохой машиной, они будут про­даваться на рынке по одинаковой цене. Очевидно, что использо­ванный автомобиль не может иметь ту же стоимость, что и новый. Если бы это было так, выгодно было бы продавать «лимоны» по цене новой автомашины и покупать другой новый автомобиль с высокой вероятностью р, что он будет хорошего качества и с более низкой вероятностью (1 - р) — что плохого. Поэтому владелец хорошего автомобиля должен быть вытеснен с рынка. Он не толь­ко не может получить реальную стоимость своей машины, но даже не может достичь ожидаемой стоимости новой машины.

Акерлоф приходит к выводу, что плохие машины вытесняют с рынка хорошие потому, что они продаются по тем же ценам, что и хорошие. Такая ситуация будет продолжаться до тех пор, пока потребители не смогут различать плохие и хорошие автомобили. Более того, вполне возможна ситуация, когда по цепочке плохие автомобили вытесняют с рынка не очень плохие, средние по каче­ству вытесняют не очень хорошие, которые, в свою очередь, вытес­няют хорошие, в результате чего рынок не будет существовать вообще.

На рынке плохие автомобили переоценены, а хорошие недо­оценены. Предположим, что покупатели уверены, что половина машин на рынке — «лимоны». Они оценивают их в 100 долл., в то время как вторую половину рынка составляют хорошие машины?: оцениваемые покупателями в 200 долл. Покупатели нейтральны к риску: это значит, что для них безразлично, владеют ли они 1 долл. или чем-то, что с вероятностью 50% стоит 2 долл. и с вероятностью 50% ничего не стоит. В этом случае стоимость произвольно, выбранной машины для покупателя составит 150 долл. (0,5* 100 + 0,5*200). Таким образом, покупатель готов заплатить за машину; больше 100 долл., потому что надеется, что его покупка может ока­заться хорошей, но не готов заплатить полную цену хорошей машины, так как есть риск, что она окажется «лимоном».

На таком рынке плохие машины вытеснят хорошие. В то время как владелец плохой машины готов продать ее за цену, превышающую ее стоимость, владелец хорошей машины не станет ее про­давать ниже стоимости и предпочтет оставить ее у себя. В итоге на данном рынке будут продаваться только плохие машины. Но и покупатели понимают, что на рынке будут продаваться только пло­хие машины, и станут платить за них не более 100 долл. Таким образом, рынка для хороших подержанных машин не существует.

Если дополнить эту модель, в которой есть только два типа машин, еще несколькими типами машин различного качества, как сделал Акерлоф, то наименее качественные машины все равно вытеснят более качественные аналоги с рынка по тем же причинам. Такая ситуация характеризуется как неблагоприятный отбор.

Проблемы такого же типа возникают и на других рынках, в частности на рынке страховых услуг. Цена медицинских полисов увеличивается с ростом возраста покупателя, так как пожилые люди чаще нуждаются в медицинских услугах. Однако наиболее здоровые пожилые люди сочтут медицинские страховые полисы непривлекательными из-за их высокой цены. Так же как и в при­мере с подержанными машинами, здесь существует неблагоприят­ный отбор: при повышении цены полиса его будут приобретать люди с самыми высокими рисками. Так как потребители способны определить состояние своего здоровья лучше, чем страховые ком­пании, то непропорционально большая доля полисов будет при­обретена наименее здоровыми членами общества.

Хотя не все рынки с асимметричной информацией заполняют­ся только низкокачественной продукцией, на таких рынках всегда существует неэффективность по сравнению с рынками, на которых информация совершенна. Качество продукции на таких рынках зачастую ниже оптимального. К сожалению, данную проблему, связанную с несовершенством информации, зачастую невозможно решить даже с помощью государственного вмешательства, так как издержки на обеспечение полноты информации могут быть очень высоки.

Эта неэффективность, связанная с низким качеством, возни­кает из-за внешнего эффекта, состоящего в том, что фирма не может воспользоваться всеми выгодами, которые порождает тот факт, что она производит высококачественную продукцию. Когда продавец предлагает более качественную продукцию, среднее каче­ство продукции на рынке растет и покупатели готовы заплатить больше за все товары, продаваемые на рынке. Таким образом, про­изводитель высококачественной продукции делит прибыль от про­дажи своей более качественной продукции с продавцами низкока­чественной продукции, поднимая среднюю цену на рынке. Но поскольку цена, основанная на среднерыночном качестве, не покрывает все издержки производства высококачественной про­дукции, то ее не станут производить.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 179; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.66.178 (0.008 с.)