Инновационный процесс и жизненный цикл инновационного проекта 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Инновационный процесс и жизненный цикл инновационного проекта



Инновационный процесс – это процесс преобразования научного знания в инновацию, который можно представить как последовательную цепь событий, в ходе которых инновация вызревает от идеи до конкретного продукта, технологии или услуги и распространяется при практическом использовании.

В отличие от НТП инновационный процесс не заканчивается внедрением, является непрерывным, т.к. по мере распространения новшество совершенствуется, становится более эффективным, приобретает ранее не известные потребительские свойства. Это открывает для него новые области применения и рынки, а значит и новых потребителей, которые воспринимают данный продукт, технологию или услугу как новые именно для себя. Таким образом, этот процесс направлен на создание требуемых рынком продуктов, технологий или услуг и осуществляется в тесном единстве со средой: его направленность, темпы, цели зависят от социально-экономической среды, в которой он функционирует и развивается.

Основой инновационного процесса является процесс создания и освоения новой техники (технологий), который состоит из следующих стадий:

1. Фундаментальные исследования (ФИ) – направлены на получение новых научных знаний и выявление наиболее существенных закономерностей.

2. Прикладные исследования (ПИ) – направлены на исследование путей практического применения открытых ранее явлений и процессов.

3. Опытно-конструкторские работы (ОКР) – завершающая стадия научных исследований, представляющая переход от лабораторных условий к промышленному производству.

4. Освоение промышленного производства (ОС) – включает научное и производственное освоение.

Г.М. Добровым были предложены следующие рациональные соотношения стоимостных затрат между стадиями:

ФИ (20) – НИР (22) – ОКР (24) – ОС (28)

Жизненный цикл инновационного проекта как процесса, протекает от момента возникновения новой идеи до момента его коммерциализации и практического воплощения.

Выделяют следующую градацию инновационных процессов:

1. Ранняя стадия — от возникновения идеи до ее технической проработки.

2. Средняя – от технической проработки до коммерческой проработки и 3. Заключительная – до массового производства.

Целью инновационной деятельности является продление жизненного цикла товара и предприятия в целом.

Жизненный цикл товара (ЖЦТ) состоит из четырех стадий: внедрение, рост, зрелость, спад, каждой из которой присущи свои черты и технологии управления жизненным циклом товара (рис 1.2.2).

Традиционная маркетинговая концепция была ориентирована на продление жизненного цикла конкретного товара. Современная практика управления ЖЦТ построена на более гибких подходах. Так компании иногда выводят рентабельные продукты с рынка, сокращая их жизненный цикл с целью стимулирования потребления новой продукции (инновационный «каннибализм»), либо с целью нового репозиционирования корпоративного бренда. 

Существует следующие основные технологии управления жизненным циклом товара:

1. Модификация продукта - форма активизации товарной политики, направленной на увеличение продолжительности этапа зрелости товара в его жизненном цикле.

Модификации могут подвергаться как товары, внедряемые в производство, так и товары, уже существующие на рынке: во втором случае это вариация товара.

Вариация товара направлена на улучшение образа товара в глазах покупателей, подразумевает изменение стиля и внешней формы самого товара, его упаковки, марки товара, изменение его наиболее существенных технико-эксплуатационных свойств, характеризующих не изменение состояния товара, а изменение формы и технической оснастки существующего товара.

В то же время модификация предполагает изменения не только в части улучшения качества товара, но и в части совершенствования его функциональных характеристик, что больше относится к дифференцированию товара, т.е. к его инновации.

2. Модификация рынка – совокупность действий для увеличения контингента покупателей товара, выхода фирмы на новые рынки сбыта своей продукции.

3. Модернизация предполагает внесение глубоких качественных изменений или создание принципиально нового товара.

4. Репозиционирование – новое позиционирование старого товара, не подвергающегося каким бы то ни было изменениям. Является наименее затратным методом, но требующего хорошего знания рынка и умения прогнозировать потребительские предпочтения.

Выделяют четыре основных метода репозиционирования:

1. Выделение новых сфер применения. Когда у фирмы нет товара, призванного удовлетворять новые потребности покупателей, фирма репозиционирует старый товар, как способный удовлетворять эти потребности.

2. Придание нового функционального имиджа. При успехе на рынке нового товара конкурента, идентичного выпускаемому, фирма копирует позиционирование конкурента.

3. Изменение категории товара. Используется фирмами для выхода на новые рынки, при этом учитывается национальные особенности и традиции, выявление причин негативных реакций потребителей, что позволяет вовремя репозиционировать товар и достичь запланированной реакции рынка.

4. Акцентирование внимание на определенных свойствах, не выделяемых ранее. В настоящее время потребителю уже недостаточно просто качественной продукции, она еще должна приносить пользу здоровью, обществу и т.д.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 89; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.157.45 (0.005 с.)