Тема 4. Барьеры входа на рынок, слияния и поглощения фирм. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 4. Барьеры входа на рынок, слияния и поглощения фирм.



Тема 4. Барьеры входа на рынок, слияния и поглощения фирм.

Основными факторами, способствующими увеличению степени концентрации в отрасли и формированию рыночной власти у фирм, являются барьеры, препятствующие входу на отраслевой рынок новых фирм, а также процессы слияний и поглощений уже действующих на рынках фирм.

Барьеры входа на рынок

Барьеры входа на рынок – это такие факторы, под воздействием которых фирмы, стремящиеся проникнуть на рынок, испытывают затруднения с эффективной организацией производства продукции и получением доступа к каналам ее реализации.

Барьеры входа являются важнейшими характеристиками структуры отраслевого рынка, ослабляющими действие конкурентного механизма и ведущими к усилению у действующих фирм монопольной власти и росту степени концентрации производства.

Барьеры входа приводят к необходимости фирмам, пытающимся проникнуть на рынок, осуществлять безвозвратные издержки, связанные их преодолением. Поэтому фирма, входящая на рынок, всегда соизмеряет доход (или иные выгоды), которые она может получить от доступа на данный рынок, и издержки, которые она вынуждена будет понести для преодоления барьеров входа. В этой связи выделяют следующие три типа отраслевых рынков:

1) Рынки с блокированным входом, когда барьеры входа являются непреодолимыми ни при каких издержках, или когда выгоды от проникновения на рынок не оправдывают издержки, которые требуется понести (рынки естественных монополий);

2) Рынки с удержанным входом, когда выгоды, получаемые фирмой от проникновения на данный рынок, перевешивают издержки, связанные с преодолением барьеров (большинство рынков);

3) Рынки с открытым входом, когда фирма не несет никаких издержек или затруднений, связанных с проникновением на рынок (на практике крайне редки).

В зависимости от причин, вызывающих возникновение барьеров входа, принято выделять:

1) Стратегические (субъективные) барьеры входа, появление которых вызвано сознательным поведением компаний, уже действующих на рынке (фирмы-старожилы), по недопущению на рынок новых компаний (фирмы-новички);

В силу того, что уже действующим компаниям невыгодно, чтобы конкуренция на рынке их продукции усиливалась, они могут препятствовать входу новых фирм, что ведет к возникновению стратегических барьеров входа.

Стратегические барьеры в зависимости от методов, реализованных в стратегии уже действующих на рынке компаний по недопущению новых, бывают:

1) получение вертикального контроля (заключение долгосрочных или эксклюзивных контрактов на поставку дефицитного сырья и материалов или на реализацию продукции через сбытовые сети);

2) увеличение минимального эффективного выпуска (увеличение расходов на рекламу и инновации);

3) создание правовых препятствий для начала бизнеса в данной отрасли (лоббирование лицензирования деятельности; создание отраслевых ассоциаций, устанавливающих стандарты качества; патентование продукции);

4) проведение хищнического ценообразования, предполагающего поддержание избыточных мощностей и существенное снижение цен в случае попыток входа новых фирм на рынок.

Так как создание стратегических барьеров ограничивает вход на рынок новых фирм, которые потенциально могли бы эффективно на нем функционировать, то их установление, как правило, негативно влияет на эффективность отраслевого рынка и поэтому должно тщательно отслеживаться и предотвращаться антимонопольными органами.

2) Нестратегические (объективные) барьеры входа, появление которых вызвано действием объективных факторов, независящих от поведения компаний, уже действующих на рынке.

Основные факторы, определяющие наличие на рынке нестратегических барьеров входа, могут быть разделены на следующие группы:

1) Технологические барьеры:

- значительная положительная отдача от масштаба производства;

- наличие нескольких стадий производства, что обуславливает стимулы к вертикальной интеграции фирм;

- многопродуктовость (возможность выпуска разных видов продукции или диверсификации деятельности);

2) Барьеры, связанные с особенностями спроса на продукцию:

- дифференциация продукции;

- низкая эластичность и низкие темпы роста спроса;

3) Административные барьеры, включая квоты и пошлины, ограничивающие появление иностранных фирм на рынке;

4) Институциональные барьеры:

- несовершенство законодательства;

- неразвитость инфраструктуры рынка;

- необходимость лицензирования вида деятельности и т.д.

5) Сезонность спроса или цикличность производства, ведущие к неравномерности поступления денежных потоков и вынуждающие диверсифицировать деятельность, что несет дополнительные затраты.

Действие технологических барьеров обусловлено большей эффективностью уже действующих на рынке фирм, по сравнению с новичками. Так, значительная положительная отдача от масштаба производства приводит к более низким удельным затратам на производство продукции у фирм-старожилов, вследствие чего фирмы-новички должны существенно нарастить объемы производства, чтобы выйти на нормальный уровень рентабельности своей деятельности. В силу того, что продукция фирмы-новичка малознакома рынку, рост ее объемов производства до прибыльного уровня потребует длительного времени, на протяжении которого фирма будет получать отрицательную экономическую прибыль, или значительных затрат, связанных с продвижением продукции. При этом необходимо отметить, что в условиях низких темпов роста спроса на целевом рынке, для наращивания объемов производства новичку придется отвоевывать доли фирм-старожилов, что будет приводить к ответным мерам со стороны последних и существенно затруднять задачу роста объемов производства.

Для характеристики величины барьеров входа, обусловленных положительной отдачей от масштаба производства, используют два показателя:

1) Минимальный эффективный выпуск;

2) Показатель преимущества в издержках.

Минимальный эффективный выпуск (МЭВ) – это такой объем производства продукции, при котором положительная отдача от масштаба сменяется постоянной или убывающей, а фирма достигает минимального уровня долгосрочных средних издержек. Чем больше МЭВ, тем сложнее новым фирмам будет сравняться по рентабельности с уже действующими на рынке фирмами.

Показатель преимущества в издержках определяется как отношение величины добавленной стоимости в среднем на одного занятого на крупных предприятиях, действующих на отраслевом рынке, к величине добавленной стоимости в среднем на одного занятого на мелких предприятиях. Считается, что положительная отдача от масштаба производства вызывает значительные барьеры входа в случае, если данный показатель превышает 1,25.

Следующим фактором, вызывающим технологические барьеры входа, является наличие многостадийности процесса производства, что создает стимулы к вертикальной интеграции.

Вертикальная интеграция – это объединение в единый производственный цикл в рамках одного предприятия нескольких стадий производственного процесса. С точки зрения объединяемых стадий выделяют следующие виды вертикальной интеграции:

1) Полная вертикальная интеграция – ситуация когда все стадии производственного процесса объединены в единый цикл на одном предприятии;

2) Неполная вертикальная интеграция – ситуация, когда только часть стадий производственного процесса объединена в единый цикл на одном предприятии, а продукция, производимая на других стадиях, закупается данным предприятием у других производителей, или произведенная продукция на данном предприятии поставляется на другие предприятия для дальнейшего использования в рамках производственного процесса.

С точки зрения направленности вертикальной интеграции по стадиям производственного процесса выделяют:

1) Вертикальную интеграцию назад (первого типа, интеграция ресурсов) – ситуация, когда в единый производственный цикл вводятся более ранние стадии (например, когда мукомольный комбинат приобретает колхоз);

2) Вертикальную интеграцию вперед (второго типа, интеграция конечного продукта) – ситуация, когда в единый производственный цикл вводятся более поздние стадии (например, когда мукомольный комбинат приобретает хлебозавод).

    Существенным стимулом к вертикальной интеграции является снижение трансакционных издержек, поэтому если продукция, реализуемая на данном отраслевом рынке, является звеном в производственной цепочке, то это, как правило, порождает стремление фирм к вертикальной интеграции.

Вертикально интегрированные фирмы обладают большими преимуществами на рынке, так как консолидирует большие денежные потоки и обладает вертикальным контролем, позволяющим контролировать цены на промежуточных стадиях производственного процесса, снижать риски не исполнения контрагентами своих обязательств.

Фирме-новичку, таким образом, придется испытать существенные затруднения с обеспечением стабильных поставок сырья и материалов, а также со сбытом своей продукции в условиях наличия вертикально интегрированных старожилов.

Многопродуктовость предполагает, что фирмы, действующие на рынке, могут производить разные виды продукции на единой ресурсной базе (например, на рынке молочной продукции: сыр, творог, молоко и т.д.). Это дает широкие возможности для диверсификации деятельности фирм, действующих на рынке. Диверсифицированные же фирмы обладают большей устойчивостью и, часто, большей положительной отдачей от масштаба производства, что затрудняет вход новых фирм на этот рынок. Также новым фирмам будет трудно обосноваться на таком рынке, так как для эффективной организации деятельности им придется осваивать сразу несколько разных сегментов рынка.

Барьеры входа, возникающие вследствие дифференциации продукции, связаны с приверженностью покупателей уже существующим торговым маркам, а следовательно, и готовностью больше платить за продукт, выпущенный их излюбленным производителям, что вынуждает новые фирмы идти на различные часто очень затратные способы стимулирования спроса.

Низко эластичный спрос делает затруднительным для новой фирмы переключение части рыночного спроса на себя, так как ценовые методы конкуренции в этом случае оказываются неэффективными, а неценовые – требуют дополнительных затрат.

В случае низких темпов роста спроса свободные ниши на рынке, как правило, отсутствуют, а фирме-новичку приходится сталкиваться с активным противодействием их входу уже действующих фирм.

Административные барьеры, ограничивающие иностранную конкуренцию, являются существенным фактором, воздействующим на структуру отраслевых рынков. Их воздействие на эффективность отраслевого рынка не является однозначной. С одной стороны, импортные квоты и пошлины ограничивают конкурентность рынка и вызывают завышение цен внутренними производителями. Однако, с другой стороны, данные меры крайне эффективны для поддержки зарождающихся или восстанавливающихся после спада отраслей национальной экономики.

Институциональные барьеры входа, пожалуй, наиболее негативно влияют на эффективность отраслевых рынков, так как приносят неэффективность извне. Основная проблема, вызываемая такого рода барьерами, заключается в том, что они закрепляют сложившуюся структуру отраслевого рынка и не позволяют новым, быть может, даже более эффективным фирмам, попасть на этот рынок. Наличие таких барьеров снижает стимулы к повышению эффективности уже действующих на рынке компаний, что приводит к понижению эффективности отраслевого рынка в целом.

Зная основные виды рыночных барьеров можно анализировать поведение действующих на рынке фирм по недопущению новых фирм. Соответственно фирма, планирующая вход на какой-либо рынок может более детально проанализировать издержки, связанные с входом, а также оценить возможные действия уже существующих на данном рынке компаний в связи с ее появлением на рынке.

Барьеры выхода с рынка

Барьеры выхода – это препятствия, затрудняющие уход с рынка и способствующие тому, что на рынке остается слишком много конкурентов. Наличие этих барьеров ведет к переизбытку производственных мощностей и низкой прибыльности, потому что фирмы полагают, что уход из бизнеса будет стоить им очень дорого. Выходные барьеры могут быть реальными или воображаемыми, экономическими или иллюзорными.

Выделяют следующие основные типы барьеров выхода с рынка:

1) Затраты, связанные с увольнением работников. Затраты на выплату выходных пособий работникам могут быть очень значительными и в несколько раз превосходить ежегодные убытки от продолжения бизнеса. Если компания испытывает дефицит денежных средств, возможно, для нее будет лучше продолжать деятельность еще какое-то время, и надеяться на то, что другие фирмы первыми сократят производственные мощности, таким образом, отодвигая во времени или вообще устраняя необходимость тратить деньги на увольнение работников.

2) Списание капитальных затрат. Уход из бизнеса может послужить причиной списания дорогостоящих заводов и оборудования, которые могут быть использованы только в этом бизнесе. Это приводит к ощущению, что инвестиции были напрасными и к значительным единовременным убыткам, ведущим к уменьшению чистых активов в балансе. Вместе с тем на фондовом рынке понимают это, и часто крупные убытки и списания в действующей фирме сопровождаются ростом цены акций компании, так как инвесторов радует реализм менеджеров и прекращение убыточной деятельности.

3) Реальные затраты, связанные с уходом из бизнеса. Уход из бизнеса может иногда приводить к реальным единовременным затратам, кроме расходов на увольнение работников. Например, каменоломня, возможно, обязана будет оплатить работы по восстановлению природного ландшафта; магазину, может быть, придется сделать ремонт помещений, прежде чем его покинуть. Одним из наиболее серьезных видов затрат, связанных с уходом из бизнеса, являются долгосрочные договоры на аренду собственности, которая не может быть снова сдана в наем по таким же высоким ставкам, как платит данная фирма, и выплаты по которым должны осуществляться и после того момента, как бизнес будет закрыт.

4) Совмещенные затраты. Часто трудности с уходом из убыточного бизнеса возникают в связи с тем, что этот уход влечет за собой рост издержек другого, прежде прибыльного направления деятельности, из-за того, что часть издержек, связанных с ними, были общими. Например, на заводе могут производиться два товара с общими накладными расходами (а иногда общими могут быть и расходы на рабочую силу), или торговые агенты могут продавать два этих товара одним и тем же покупателям.

5) Требование клиентами комплексного обслуживания. Некоторые клиенты высоко ценят предоставление различных товаров одним и тем же поставщиком и неохотно обращаются к тем, кто предлагает ограниченный ассортимент только прибыльных товаров. Например, супермаркет, который отказался от продажи тех товаров, которые специально продаются с убытком для привлечения покупателей, может лишиться многих покупателей.

6) Неэкономические причины. Барьеры выхода с рынка часто могут являться неэкономическими, как, например, в тех случаях, когда правительство или профсоюзы требуют, чтобы фирма продолжала работать, и обладают властью для обеспечения этого решения. Также к неэкономическим причинам в данном случае следует отнести честолюбие руководителей и их эмоциональную привязанность к бизнесу, опасение, что выход из бизнеса повлияет на имидж фирмы и взаимоотношения с партнерами, или же просто бездействие и выбор пути наименьшего сопротивления.

Таким образом барьеры входа-выхода на отраслевые рынки являются главным фактором, влияющим на структуру и динамику рынка, а также на функционирование фирм в отрасли.

 

 

Рынок «лимонов»

Покупка товара или получение услуги предполагает наличие информации об их качестве. Однако зачастую потребители не зна­ют, какого качества продукты они потребляют. В данном случае имеет место асимметричность информации: продавец владеет информацией о товаре (услуге), у покупателя же такой информации нет. Асимметрия информации может иметь два нежелательных результата:

• на рынке не будет достигнуто равновесие;

• в случае установления равновесия ресурсы будут использо­ваться менее эффективно, чем в случае полной информиро­ванности всех сторон, участвующих в сделке.

Классическим примером исследования ситуации, когда непол­нота информации может разрушить рынок, является анализ рынка «лимонов», проведенный Дж. Акерлофом. Он продемонстрировал, что в случае, когда продавцы имеют полную информацию о своем продукте, а информированность покупателей сильно ограничена,
то либо рынок не будет существовать, либо на нем будут продавать­ся только самые низкокачественные товары. С целью иллюстрации развития своих выводов Акерлоф выбрал автомобильный рынок, отметив, что этот выбор объясняется конкретностью и легкостью понимания данной отрасли, а не ее значением. Он рассматривает четыре группы автомобилей: новые и бывшие в употреблении, хорошие и плохие, или «лимоны».

Новые машины могут быть как хорошими, так и плохими. То же самое относится и к старым автомобилям. Покупатель приоб­ретает новый автомобиль на этом рынке, не зная, покупает он хорошую машину или «лимон». В то же время он знает вероятность выбора хорошего товара — р и вероятность приобретения «лимо­на» — (1 - р). То есть р представляет собой долю хороших машин, а (1 — р) — долю «лимонов».

Рассматривая рынок подержанных автомобилей, Акерлоф предполагает, что после использования машины в течение какого-то периода у владельца складывается четкое мнение о ее качестве, т.е. он получает непосредственную возможность определить новую вероятность события. А до тех пор, пока покупатель не сможет про­вести различия между хорошей и плохой машиной, они будут про­даваться на рынке по одинаковой цене. Очевидно, что использо­ванный автомобиль не может иметь ту же стоимость, что и новый. Если бы это было так, выгодно было бы продавать «лимоны» по цене новой автомашины и покупать другой новый автомобиль с высокой вероятностью р, что он будет хорошего качества и с более низкой вероятностью (1 - р) — что плохого. Поэтому владелец хорошего автомобиля должен быть вытеснен с рынка. Он не толь­ко не может получить реальную стоимость своей машины, но даже не может достичь ожидаемой стоимости новой машины.

Акерлоф приходит к выводу, что плохие машины вытесняют с рынка хорошие потому, что они продаются по тем же ценам, что и хорошие. Такая ситуация будет продолжаться до тех пор, пока потребители не смогут различать плохие и хорошие автомобили. Более того, вполне возможна ситуация, когда по цепочке плохие автомобили вытесняют с рынка не очень плохие, средние по каче­ству вытесняют не очень хорошие, которые, в свою очередь, вытес­няют хорошие, в результате чего рынок не будет существовать вообще.

На рынке плохие автомобили переоценены, а хорошие недо­оценены. Предположим, что покупатели уверены, что половина машин на рынке — «лимоны». Они оценивают их в 100 долл., в то время как вторую половину рынка составляют хорошие машины?: оцениваемые покупателями в 200 долл. Покупатели нейтральны к риску: это значит, что для них безразлично, владеют ли они 1 долл. или чем-то, что с вероятностью 50% стоит 2 долл. и с вероятностью 50% ничего не стоит. В этом случае стоимость произвольно, выбранной машины для покупателя составит 150 долл. (0,5* 100 + 0,5*200). Таким образом, покупатель готов заплатить за машину; больше 100 долл., потому что надеется, что его покупка может ока­заться хорошей, но не готов заплатить полную цену хорошей машины, так как есть риск, что она окажется «лимоном».

На таком рынке плохие машины вытеснят хорошие. В то время как владелец плохой машины готов продать ее за цену, превышающую ее стоимость, владелец хорошей машины не станет ее про­давать ниже стоимости и предпочтет оставить ее у себя. В итоге на данном рынке будут продаваться только плохие машины. Но и покупатели понимают, что на рынке будут продаваться только пло­хие машины, и станут платить за них не более 100 долл. Таким образом, рынка для хороших подержанных машин не существует.

Если дополнить эту модель, в которой есть только два типа машин, еще несколькими типами машин различного качества, как сделал Акерлоф, то наименее качественные машины все равно вытеснят более качественные аналоги с рынка по тем же причинам. Такая ситуация характеризуется как неблагоприятный отбор.

Проблемы такого же типа возникают и на других рынках, в частности на рынке страховых услуг. Цена медицинских полисов увеличивается с ростом возраста покупателя, так как пожилые люди чаще нуждаются в медицинских услугах. Однако наиболее здоровые пожилые люди сочтут медицинские страховые полисы непривлекательными из-за их высокой цены. Так же как и в при­мере с подержанными машинами, здесь существует неблагоприят­ный отбор: при повышении цены полиса его будут приобретать люди с самыми высокими рисками. Так как потребители способны определить состояние своего здоровья лучше, чем страховые ком­пании, то непропорционально большая доля полисов будет при­обретена наименее здоровыми членами общества.

Хотя не все рынки с асимметричной информацией заполняют­ся только низкокачественной продукцией, на таких рынках всегда существует неэффективность по сравнению с рынками, на которых информация совершенна. Качество продукции на таких рынках зачастую ниже оптимального. К сожалению, данную проблему, связанную с несовершенством информации, зачастую невозможно решить даже с помощью государственного вмешательства, так как издержки на обеспечение полноты информации могут быть очень высоки.

Эта неэффективность, связанная с низким качеством, возни­кает из-за внешнего эффекта, состоящего в том, что фирма не может воспользоваться всеми выгодами, которые порождает тот факт, что она производит высококачественную продукцию. Когда продавец предлагает более качественную продукцию, среднее каче­ство продукции на рынке растет и покупатели готовы заплатить больше за все товары, продаваемые на рынке. Таким образом, про­изводитель высококачественной продукции делит прибыль от про­дажи своей более качественной продукции с продавцами низкока­чественной продукции, поднимая среднюю цену на рынке. Но поскольку цена, основанная на среднерыночном качестве, не покрывает все издержки производства высококачественной про­дукции, то ее не станут производить.

Тема 4. Барьеры входа на рынок, слияния и поглощения фирм.

Основными факторами, способствующими увеличению степени концентрации в отрасли и формированию рыночной власти у фирм, являются барьеры, препятствующие входу на отраслевой рынок новых фирм, а также процессы слияний и поглощений уже действующих на рынках фирм.

Барьеры входа на рынок

Барьеры входа на рынок – это такие факторы, под воздействием которых фирмы, стремящиеся проникнуть на рынок, испытывают затруднения с эффективной организацией производства продукции и получением доступа к каналам ее реализации.

Барьеры входа являются важнейшими характеристиками структуры отраслевого рынка, ослабляющими действие конкурентного механизма и ведущими к усилению у действующих фирм монопольной власти и росту степени концентрации производства.

Барьеры входа приводят к необходимости фирмам, пытающимся проникнуть на рынок, осуществлять безвозвратные издержки, связанные их преодолением. Поэтому фирма, входящая на рынок, всегда соизмеряет доход (или иные выгоды), которые она может получить от доступа на данный рынок, и издержки, которые она вынуждена будет понести для преодоления барьеров входа. В этой связи выделяют следующие три типа отраслевых рынков:

1) Рынки с блокированным входом, когда барьеры входа являются непреодолимыми ни при каких издержках, или когда выгоды от проникновения на рынок не оправдывают издержки, которые требуется понести (рынки естественных монополий);

2) Рынки с удержанным входом, когда выгоды, получаемые фирмой от проникновения на данный рынок, перевешивают издержки, связанные с преодолением барьеров (большинство рынков);

3) Рынки с открытым входом, когда фирма не несет никаких издержек или затруднений, связанных с проникновением на рынок (на практике крайне редки).

В зависимости от причин, вызывающих возникновение барьеров входа, принято выделять:

1) Стратегические (субъективные) барьеры входа, появление которых вызвано сознательным поведением компаний, уже действующих на рынке (фирмы-старожилы), по недопущению на рынок новых компаний (фирмы-новички);

В силу того, что уже действующим компаниям невыгодно, чтобы конкуренция на рынке их продукции усиливалась, они могут препятствовать входу новых фирм, что ведет к возникновению стратегических барьеров входа.

Стратегические барьеры в зависимости от методов, реализованных в стратегии уже действующих на рынке компаний по недопущению новых, бывают:

1) получение вертикального контроля (заключение долгосрочных или эксклюзивных контрактов на поставку дефицитного сырья и материалов или на реализацию продукции через сбытовые сети);

2) увеличение минимального эффективного выпуска (увеличение расходов на рекламу и инновации);

3) создание правовых препятствий для начала бизнеса в данной отрасли (лоббирование лицензирования деятельности; создание отраслевых ассоциаций, устанавливающих стандарты качества; патентование продукции);

4) проведение хищнического ценообразования, предполагающего поддержание избыточных мощностей и существенное снижение цен в случае попыток входа новых фирм на рынок.

Так как создание стратегических барьеров ограничивает вход на рынок новых фирм, которые потенциально могли бы эффективно на нем функционировать, то их установление, как правило, негативно влияет на эффективность отраслевого рынка и поэтому должно тщательно отслеживаться и предотвращаться антимонопольными органами.

2) Нестратегические (объективные) барьеры входа, появление которых вызвано действием объективных факторов, независящих от поведения компаний, уже действующих на рынке.

Основные факторы, определяющие наличие на рынке нестратегических барьеров входа, могут быть разделены на следующие группы:

1) Технологические барьеры:

- значительная положительная отдача от масштаба производства;

- наличие нескольких стадий производства, что обуславливает стимулы к вертикальной интеграции фирм;

- многопродуктовость (возможность выпуска разных видов продукции или диверсификации деятельности);

2) Барьеры, связанные с особенностями спроса на продукцию:

- дифференциация продукции;

- низкая эластичность и низкие темпы роста спроса;

3) Административные барьеры, включая квоты и пошлины, ограничивающие появление иностранных фирм на рынке;

4) Институциональные барьеры:

- несовершенство законодательства;

- неразвитость инфраструктуры рынка;

- необходимость лицензирования вида деятельности и т.д.

5) Сезонность спроса или цикличность производства, ведущие к неравномерности поступления денежных потоков и вынуждающие диверсифицировать деятельность, что несет дополнительные затраты.

Действие технологических барьеров обусловлено большей эффективностью уже действующих на рынке фирм, по сравнению с новичками. Так, значительная положительная отдача от масштаба производства приводит к более низким удельным затратам на производство продукции у фирм-старожилов, вследствие чего фирмы-новички должны существенно нарастить объемы производства, чтобы выйти на нормальный уровень рентабельности своей деятельности. В силу того, что продукция фирмы-новичка малознакома рынку, рост ее объемов производства до прибыльного уровня потребует длительного времени, на протяжении которого фирма будет получать отрицательную экономическую прибыль, или значительных затрат, связанных с продвижением продукции. При этом необходимо отметить, что в условиях низких темпов роста спроса на целевом рынке, для наращивания объемов производства новичку придется отвоевывать доли фирм-старожилов, что будет приводить к ответным мерам со стороны последних и существенно затруднять задачу роста объемов производства.

Для характеристики величины барьеров входа, обусловленных положительной отдачей от масштаба производства, используют два показателя:

1) Минимальный эффективный выпуск;

2) Показатель преимущества в издержках.

Минимальный эффективный выпуск (МЭВ) – это такой объем производства продукции, при котором положительная отдача от масштаба сменяется постоянной или убывающей, а фирма достигает минимального уровня долгосрочных средних издержек. Чем больше МЭВ, тем сложнее новым фирмам будет сравняться по рентабельности с уже действующими на рынке фирмами.

Показатель преимущества в издержках определяется как отношение величины добавленной стоимости в среднем на одного занятого на крупных предприятиях, действующих на отраслевом рынке, к величине добавленной стоимости в среднем на одного занятого на мелких предприятиях. Считается, что положительная отдача от масштаба производства вызывает значительные барьеры входа в случае, если данный показатель превышает 1,25.

Следующим фактором, вызывающим технологические барьеры входа, является наличие многостадийности процесса производства, что создает стимулы к вертикальной интеграции.

Вертикальная интеграция – это объединение в единый производственный цикл в рамках одного предприятия нескольких стадий производственного процесса. С точки зрения объединяемых стадий выделяют следующие виды вертикальной интеграции:

1) Полная вертикальная интеграция – ситуация когда все стадии производственного процесса объединены в единый цикл на одном предприятии;

2) Неполная вертикальная интеграция – ситуация, когда только часть стадий производственного процесса объединена в единый цикл на одном предприятии, а продукция, производимая на других стадиях, закупается данным предприятием у других производителей, или произведенная продукция на данном предприятии поставляется на другие предприятия для дальнейшего использования в рамках производственного процесса.

С точки зрения направленности вертикальной интеграции по стадиям производственного процесса выделяют:

1) Вертикальную интеграцию назад (первого типа, интеграция ресурсов) – ситуация, когда в единый производственный цикл вводятся более ранние стадии (например, когда мукомольный комбинат приобретает колхоз);

2) Вертикальную интеграцию вперед (второго типа, интеграция конечного продукта) – ситуация, когда в единый производственный цикл вводятся более поздние стадии (например, когда мукомольный комбинат приобретает хлебозавод).

    Существенным стимулом к вертикальной интеграции является снижение трансакционных издержек, поэтому если продукция, реализуемая на данном отраслевом рынке, является звеном в производственной цепочке, то это, как правило, порождает стремление фирм к вертикальной интеграции.

Вертикально интегрированные фирмы обладают большими преимуществами на рынке, так как консолидирует большие денежные потоки и обладает вертикальным контролем, позволяющим контролировать цены на промежуточных стадиях производственного процесса, снижать риски не исполнения контрагентами своих обязательств.

Фирме-новичку, таким образом, придется испытать существенные затруднения с обеспечением стабильных поставок сырья и материалов, а также со сбытом своей продукции в условиях наличия вертикально интегрированных старожилов.

Многопродуктовость предполагает, что фирмы, действующие на рынке, могут производить разные виды продукции на единой ресурсной базе (например, на рынке молочной продукции: сыр, творог, молоко и т.д.). Это дает широкие возможности для диверсификации деятельности фирм, действующих на рынке. Диверсифицированные же фирмы обладают большей устойчивостью и, часто, большей положительной отдачей от масштаба производства, что затрудняет вход новых фирм на этот рынок. Также новым фирмам будет трудно обосноваться на таком рынке, так как для эффективной организации деятельности им придется осваивать сразу несколько разных сегментов рынка.

Барьеры входа, возникающие вследствие дифференциации продукции, связаны с приверженностью покупателей уже существующим торговым маркам, а следовательно, и готовностью больше платить за продукт, выпущенный их излюбленным производителям, что вынуждает новые фирмы идти на различные часто очень затратные способы стимулирования спроса.

Низко эластичный спрос делает затруднительным для новой фирмы переключение части рыночного спроса на себя, так как ценовые методы конкуренции в этом случае оказываются неэффективными, а неценовые – требуют дополнительных затрат.

В случае низких темпов роста спроса свободные ниши на рынке, как правило, отсутствуют, а фирме-новичку приходится сталкиваться с активным противодействием их входу уже действующих фирм.

Административные барьеры, ограничивающие иностранную конкуренцию, являются существенным фактором, воздействующим на структуру отраслевых рынков. Их воздействие на эффективность отраслевого рынка не является однозначной. С одной стороны, импортные квоты и пошлины ограничивают конкурентность рынка и вызывают завышение цен внутренними производителями. Однако, с другой стороны, данные меры крайне эффективны для поддержки зарождающихся или восстанавливающихся после спада отраслей национальной экономики.

Институциональные барьеры входа, пожалуй, наиболее негативно влияют на эффективность отраслевых рынков, так как приносят неэффективность извне. Основная проблема, вызываемая такого рода барьерами, заключается в том, что они закрепляют сложившуюся структуру отраслевого рынка и не позволяют новым, быть может, даже более эффективным фирмам, попасть на этот рынок. Наличие таких барьеров снижает стимулы к повышению эффективности уже действующих на рынке компаний, что приводит к понижению эффективности отраслевого рынка в целом.

Зная основные виды рыночных барьеров можно анализировать поведение действующих на рынке фирм по недопущению новых фирм. Соответственно фирма, планирующая вход на какой-либо рынок может более детально проанализировать издержки, связанные с входом, а также оценить возможные действия уже существующих на данном рынке компаний в связи с ее появлением на рынке.

Барьеры выхода с рынка

Барьеры выхода – это препятствия, затрудняющие уход с рынка и способствующие тому, что на рынке остается слишком много конкурентов. Наличие этих барьеров ведет к переизбытку производственных мощностей и низкой прибыльности, потому что фирмы полагают, что уход из бизнеса будет стоить им очень дорого. Выходные барьеры могут быть реальными или воображаемыми, экономическими или иллюзорными.

Выделяют следующие основные типы барьеров выхода с рынка:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 200; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.118.250 (0.088 с.)