Оценка результативности условий исследования белорусских народных игр в педагогическом процессе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Оценка результативности условий исследования белорусских народных игр в педагогическом процессе



После внедрения в практику работы с детьми и родителями системы мероприятий по повышению уровня патриотического воспитания было проведено повторное выявление уровня патриотического воспитания при помощи тех же методов, что и на констатирующем этапе.

Повторное анкетирование родителей показало следующие результаты:

Вопрос «Да» «Нет» «Не знаю»
Знаете ли вы что такое патриотизм? 85%   15%
Знакомы ли вы с основными задачами патриотического воспитания дошкольников? 80% 10% 10%
Считаете ли вы себя патриотом своей Родины? 75% 25%  
Хотите ли вы воспитать своего ребенка патриотом своей Родины? 80%   20%
8. Рассказываете ли вы ребенку о праздниках белорусского народа? 75% 25%  
Знакомите ли вы ребенка с традициями нашего народа? 70% 30%  
Необходима ли вам помощь воспитателей в вопросах патриотического воспитания детей? 85% 10% 5%

 

 

После анализа итогов анкетирования сделали вывод, что повысился психолого-педагогический уровень знаний родителей, повысилась родительская компетенция в вопросах патриотического воспитания, родители осознали значение патриотического воспитания для всестороннего и гармоничного развития личности ребенка.

 

Повторная беседа с детьми продемонстрировала значительный скачок в знаниях детей о своей стране, городе, традициях, праздниках. Ребята делились своими наблюдениями и впечатлениями, рассказывали, какие праздники они отмечали вместе с родителями, что им особо понравилось и запомнилось. Ребята наперебой говорили о том, какие произведения белорусского фольклора понравились им больше.

Дошкольники стали более информированными относительно культурной истории Беларуси: 80 % опрошенных знают народные белорусские традиции, 65%-разнообразие народных игрушек и промыслов.

 

№ п\п Критерий оценки Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень
1.   Белорусские народные традиции 16(80%)   4(20%)   -  
2. Народные игрушки, промыслы 13(65%) 7(35%) 4(20%)
3. Белорусские народные игры 15(75%) 4(20%) 1(5%)

 

Итак, дети старшей группы владеют представлениями о народной культуре и белорусских традициях. Однако сравним результаты диагностики патриотического воспитания, полученные на начальном и заключительном тапах эксперимента.

Так, сравнительный анализ результатов изучения представлений старших дошкольников о традициях и культуре белорусского народа:

 

 

Так, высокий уровень представлений о народных традициях и культуре стал встречаться на 41% чаще по сравнению с результатами констатирующего эксперимента; средний уровень стал встречаться на 2 % реже, низкий уровень- на 39% реже, то есть у детей повысился уровень знаний о народных белорусских промыслах и традициях, народных игрушках, играх.

Повторная диагностика патриотического воспитания показала следующие результаты:

Уровень Высокий Средний Низкий
Процентное отношение 65% 35%  

 

Таким образом, работа по повышению уровня патриотической воспитанности детей старшей группы с использованием народных игр принесла положительный результат: улучшились результаты изучения всех компонентов патриотического воспитания испытуемых. Педагоги повысили уровень знаний по патриотическому воспитанию дошкольников, стали интересоваться литературой, повышающей компетентность в этой области. Разработали конспекты занятий, а также консультации для родителей.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Освоение творческого потенциала культуры предполагает ее творческое преобразование. Таким образом, осваивая игру как часть культуры народа, ребенок осваивает и обогащает игровую культуру нации, традиционные и новые, вновь зарождающиеся формы игрового поведения.

В ходе опытно-экспериментальной работы нами выявлена сущность, рассмотрено содержание понятия «патриотическое воспитание». Патриотическое воспитание - это не только воспитание любви к родному дому, семье, школе, городу (селу), к родной природе, культурному достоянию своего народа, своей нации и толерантного отношения к представителям других национальностей, но и воспитание уважительного отношения к труженику и результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам.

Было также установлено, что система белорусских народных игр включает в себя целевой, содержательный, процессуальный и результативный компоненты.

Нами выявлены условия реализации белорусских народных игр в педагогическом процессе учреждения дошкольного образования, к ним относятся: предметно-развивающая среда; повышение квалификации педагога; реализация работы по патриотическому воспитанию посредством белорусских народных игр; обогащение и мотивация детей дошкольного возраста и повышение их интереса к белорусским народным играм; проведение игр в определенной системе и последовательности.

Нами был исследован уровень патриотического воспитания старших дошкольников.

В практической части работы нами были разработаны формы и методы формирования патриотизма у старших дошкольников посредством ознакомления с белорусскими народными играми. В ходе опытно-экспериментальной работы были реализованы условия использования белорусских народных игр: пополнение предметно-развивающей среды, повышение квалификации педагога, повышение интереса детей дошкольного возраста к белорусским народным играм.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что использование белорусских народных игр способствует приобщению детей к национальной культуре своего народа. Дети стали лучше знать традиции, фольклор, игры, обычаи и праздники белорусского народа. Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов эксперимента, позволили нам количественно подтвердить изменения, которые произошли в уровне сформированности основ патриотизма у старших дошкольников благодаря знакомству с белорусскими народными играми.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Азаров, А.Я. Права человека. Новое знание/А.Я. Азаров. - М.: Знание, 1995. - 255 с. // Правозащитник. - М., 1995, № 4. – 127с.

2. Аркин, Е.А. Дошкольный возраст / Е.А. Аркин. М.: Учпедгиз, 1968. 336 с.

3. Белая, К.Ю. Система работы с детьми по вопросам патриотического воспитания: из опыта работы по патриотическому воспитанию в ДОУ/ К. Ю. Белая. - М.: Творческий центр Сфера, 1998. - 175 с.

4.Бим-Бад, Б.М. Педагогический энциклопедический словарь / Б.М. Бим-Бад. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2008. - 528 с. С. 215

5.Большой энциклопедический словарь: в 2 т. / гл. ред. А. М. Прохоров. — М.: Сов. энцикл., 1991.

6. Дергач, Л. Н/ Нравственное воспитание / Дошкольная педагогика – Февраль № 2 2009, с. 21.

7. Ефремова, Т.Ф /Новый словарь русского языка. Толково-образовательный. - М.: Рус. яз. 2000. - в 2 т.- 1209 с. - (Б-ка словарей рус. яз).

8.Кенеман,А.В. Детские повижные игры народов СССР/А.В.Кенеман.-М.: Просвещение, 1989. -246с.

9. Кокуева, Л.В. Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста: автореф. дис. …канд. пед. наук: 13.00.01, 13.00.07/Л.В. Кокуева;

Ярославль,2002. -228с.

10. Кон, И.С. Как построить свое "Я"/И.С. Кон; под ред. В.П. Зинченко. - М.: Педагогика, 1991. -502 с.

11. Лозка Алесь(скл.) Гульні.Забавы.Ігрышчы/А.Лозка.-2-e выд.-Мінск: Беларуская навука, 2000.- 532 с.-(Беларуская народная творчасць).

12. Макаренко А. С. /Лекции о воспитании детей [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://www.makarenko.edu.ru/biblio.htm. – Дата доступа: 25.01.2018.

13. Никонова, Л.Е. Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста: пособие для педагогов / Л.Е. Никонова. - Минск: Народная асвета, 1991. -112 с

14. Орлова, Н.П. Народная игра как средство воспитания основ патриотизма младших дошкольников: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 / Н.П. Орлова; Киров,2006.

15. Толковый словарь Ожегова - Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. 1949-1992.

16. Ушинский, К.Д. Собрание сочинений. – М.: Учпедгиз, 1950. – Т. 10. – 668 с.

17.Философский энциклопедический словарь М.:Советская энциклопедия.Гл.редакция: Л.Ф.Ильничёв, П.Н. Федосеев, С.М. Ковалёв, В.Г. Панов. 1983

18. Эльконин, Д. Б. Психология игры/Д.Б. Эльконин. — М.: Педагогика, 1978. -212с.

19. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2006. — 176 с

20. Этимологический словарь современного русского языка / Сост. А.К. Шапошников: в 2 т. Т. 1 – М.: Флинта: Наука, 2010 – 584 с.

 


ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение А



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 110; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.154.208 (0.012 с.)