Обзор литературных источников 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Обзор литературных источников



ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………3

ОБЗОР ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………………………...6

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БЕЛОРУССКИХ НАРОДНЫХ ИГР В ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ…………………………………………………………………...........8

1.1 Сущность и содержание понятия «патриотическое воспитание»……………....8

1.2 Система белорусских народных игр патриотической направленности…….....11

1.3 Условия реализации белорусских народных игр в педагогическом процессе учреждения дошкольного образования…………………………………………….....15

ГЛАВА 2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМЫ БЕЛОРУССКИХ НАРОДНЫХ ИГР В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ…………………...19

2.1 Исследование уровня патриотического воспитания детей старшей группы…19

2.2 Реализация условий использования белорусских народных игр в педагогическом процессе.......………………………………………………………..22

2.3 Оценка результативности условий исследования белорусских народных игр в педагогическом процессе…………………………………………………………….23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………...25

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………...26


ВВЕДЕНИЕ:

                                    

Белорусское народное творчество открывает огромные возможности для развития подрастающего поколения, поскольку представляет собой обобщённый опыт воспитания и обучения детей на протяжении многих столетий. Особенно значимо использование образовательного потенциала народного творчества на ранних этапах онтогенеза. В дошкольном возрасте память приобретает доминирующую функцию среди других познавательных процессов. Ни до, ни после этого периода ребёнок не запоминает с такой лёгкостью самый разнообразный материал. В дошкольном возрасте закрепляются многие фундаментальные черты личности, начинает складываться индивидуальная мотивационная система ребёнка с выделением доминирующих мотивов, образуя устойчивую индивидуальность. Развивается способность управлять собственными действиями, переживаниями и состояниями.

Одним из основных механизмов формирования индивидуальности в дошкольном возрасте является подражание, которое ещё не обладает нравственно-этической селективностью, поэтому дети с одинаковой лёгкостью могут усваивать как хорошие, так и плохие образцы поведения. Подражание приводит к закреплению наблюдаемых форм поведения первоначально в виде внешних подражательных реакций, а затем в форме демонстрируемых качеств личности.

Особую роль в личностном развитии дошкольника играет восприятие и оценка ребёнком своих родителей. Те родители, которые являются хорошим объектом для подражания и одновременно вызывают к себе положительное отношение ребёнка, способны оказывать наиболее сильное влияние на формирование психологических и поведенческих особенностей развивающейся личности дошкольника. Именно поэтому родителям дошкольников нужно уделить особое внимание изучению белорусской народной педагогики, предоставив своему ребёнку возможность как можно раньше начать усвоение культуры своего народа через произведения народного искусства и самостоятельную творческую активность. Воспитание настоящего гражданина не может быть успешно реализовано, если он не владеет духовным богатством своего народа.

Народные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, устои, представления о смелости, чести, желании быть сильными, ловкими, выносливыми. Отражалось умение красиво двигаться, отличаться смекалкой, выдержкой, творческой выдумкой, находчивостью, волей и стремлению к победе.

Игра - это естественный спутник жизни ребёнка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. В белорусских народных играх сохранились колорит обычаев, оригинальность самовыражения народа, своеобразие языка, формы и содержания разговорных текстов, что делает их простыми для понимания и усвоения ребёнком.

Дошкольное учреждение вместе с семьёй призваны формировать у ребёнка первые представления и отношения к окружающему миру, закладывать основы любви к своему дому и Отечеству.


Актуальность работы:

На современном этапе одним из важнейших условий решения социальных, экономических и политических задач является упрочение духовно-нравственных основ современного общества. В связи с этим с особой остротой встает вопрос о патриотическом воспитании граждан Республики Беларусь.

Социологические опросы показывают, что духовные потребности современных детей весьма занижены, произошли серьёзные изменения в ценностных ориентациях подрастающего поколения, которые проявились в перспективных жизненных планах детей и подростков, в переосмыслении ими представлений о своём месте в социуме. Новейший образ жизни создаёт психологию, при которой такие ценности, как добро, порядочность, патриотизм, детьми просто не воспринимаются всерьёз.

Современные подходы к проблеме патриотического воспитания дошкольников отражены в работах зарубежных и отечественных исследователей: С. А. Козловой, Л. А. Кондрыкинской, О. Л. Князевой, Л. В. Коломийченко, Т. С. Комаровой, М. Д. Маханевой, Л. Е. Никоновой, А. П. Орловой и др. Авторы указывают на изменившиеся методологические подходы к данному вопросу, появление нового взгляда на «старые» проблемы.

Полезным исследованием по проблемам белорусского народного игрового фольклора, является работа Владислава Козловщика "О детском воспитании белорусов". Автор особое значение придает овладение молодежью наследия своих предков, развитию их физической и духовной силы.

В более поздний период исследователи занимались углубленным изучением белорусской народной игры и пытались ее систематизировать. Е.Р. Вилькин, который в 1970 г. защитил кандидатскую диссертацию "Белорусские народные игры второй половины XIX - начала XX в.". Автор занимался вопросами об истории народных игр, их организации и классификации, исследовал более 300 вариантов игр, записанных другими исследователями в дореволюционное и в советское время.

Актуальность нашей работы заключается в том, что в последние годы современные дошкольники отдают предпочтение компьютерным играм, занятиям с конструкторами, просмотру мультфильмов и другим малоподвижным видам деятельности. Народные игры почти исчезают сегодня из детства. Воспитателям дошкольных организаций надо помнить, что народные игры являются национальным богатством. Мы должны сохранить их в дошкольном детстве. Задача педагогов и родителей – как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества. Воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу; чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов; развивать интерес к доступному ребенку явлениям общественной жизни.

Любовь ребенка к Отчизне характеризуется яркой эмоциональной окрашенностью. «Красота родного края, открывающаяся благодаря сказке, фантазии, творчеству – это источник любви к Родине. Понимание и чувствование величия, могущества Родины приходит к человеку постепенно и имеет своими истоками красоту». Эти слова В. А. Сухомлинского как нельзя точно отражают специфику и суть работы детского сада в работе по патриотическому воспитанию детей.

Цель исследования данной проблемы является: раскрыть влияние белорусских народных игр на патриотическое воспитание дошкольников.

Объект исследования - патриотическое воспитание дошкольников.

 Предметом исследования является белорусские народные игры.

Для реализации поставленной цели исследования решаются следующие задачи:
1.Раскрыть сущность содержания понятия «патриотическое воспитание».

2.Описать систему белорусских народных игр патриотического направления.

3.Раскрыть условия реализации исследования белорусских народных игр в педагогическом процессе учреждения дошкольного образования.

4.Исследовать уровень патриотического воспитания детей старшей группы.

5.Реализовать условия использования белорусских народных игр в педагогическом процессе.

6.Оценить результативность условий исследования белорусских народных игр в педагогическом процессе.

К методам исследования, которыми мы руководствовались в ходе опытно-экспериментальной работы, относятся: теоретические (анализ, обобщение) и эмпирические (сравнение, наблюдение, анкетирование, беседа).

Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе дошкольного учреждения ясли- сад №3 г. Могилёва в старшей группе.

Структура работы представлена введением, актуальностью, двумя главами, заключением, списком использованных источников и литературы, приложениями.

 


На современном этапе чрезвычайно важной стала проблема патриотического воспитания детей, которой, к сожалению, уделяется недостаточное внимание. Это связано с тем, что материальные блага стали всё больше доминировать над духовными ценностями, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. В обществе возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям как род, родство, Родина.

Таким образом, нами определено, что сущность патриотического воспитания заключается в любви к Родине, к родным местам, родному языку; уважении к прошлому своей Родины, к обычаям и традициям своего народа, знание истории своей Родины, понимании задач, стоящих перед страной и своего патриотического долга. Заключается на уважении к другим народам, их обычаям и культуре, нетерпимости к расовой и национальной неприязни; стремлению к укреплению чести и достоинства Родины, уважении к армии и готовность защищать Родину, служить её интересам.


Предметно-развивающая среда

Все групповое пространство должно быть распределено на центры, которые доступны детям: игрушки, дидактический материал, игры. Дети должны знать, где взять книги, игрушки, костюмы и атрибуты для игр-инсценировок.

Уголок ряженья

Наличие театрализованных костюмов, в том числе белорусских народных. Ребята наряжаются с помощью взрослого в платочки, накидки, юбочки, костюмы разных персонажей.

Уголок ряженья включает в себя следующие атрибуты: бусы, шапочки, ленты, атрибуты, элементы костюмов для сюжетно-ролевых игр.

Книжный уголок

В уголке по художественной деятельности – книжный уголок — книжки, литературныеигры-викторины, сюжетные картинки, картотека белорусских народных игр, дидактические игры по ознакомлению детей с традициями народа, наличие картин на тематику традиций белорусского народа. Наличие диафильмов, материалов, содержащих речёвки, народные белорусские песни, пословицы, поговорки, присказки, загадки и т.д.

Так как основной вид деятельности детей — игровой, то в группе должна присутствовать так называемая «Жилая комната», где собраны игрушки, которые знакомят детей с окружающими их предметами быта. Дети не только знакомятся с новыми для них предметами, но и учатся действовать с ними.

В группе игровая среда должна быть наполнена разнообразным материалом и оборудованием. Это, прежде всего, игрушки-персонажи, белорусские народные игрушки, кроватки и коляски для кукол, кухонная мебель с набором крупной игрушечной посуды, гладильная доска с утюгом и т. п., они доставляют радость и удовольствие детям, формируют представления об окружающем мире, побуждают к активной игровой деятельности.

В группе должен присутствовать специальный игровой уголок, оборудованный по принципу подбора игр по игровым зонам: «Больница», «Кухня», «Столовая», «Парикмахерская». В отдельных нижних ящиках находится строительный материал, которым дети с удовольствием пользуются во время игры.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Освоение творческого потенциала культуры предполагает ее творческое преобразование. Таким образом, осваивая игру как часть культуры народа, ребенок осваивает и обогащает игровую культуру нации, традиционные и новые, вновь зарождающиеся формы игрового поведения.

В ходе опытно-экспериментальной работы нами выявлена сущность, рассмотрено содержание понятия «патриотическое воспитание». Патриотическое воспитание - это не только воспитание любви к родному дому, семье, школе, городу (селу), к родной природе, культурному достоянию своего народа, своей нации и толерантного отношения к представителям других национальностей, но и воспитание уважительного отношения к труженику и результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам.

Было также установлено, что система белорусских народных игр включает в себя целевой, содержательный, процессуальный и результативный компоненты.

Нами выявлены условия реализации белорусских народных игр в педагогическом процессе учреждения дошкольного образования, к ним относятся: предметно-развивающая среда; повышение квалификации педагога; реализация работы по патриотическому воспитанию посредством белорусских народных игр; обогащение и мотивация детей дошкольного возраста и повышение их интереса к белорусским народным играм; проведение игр в определенной системе и последовательности.

Нами был исследован уровень патриотического воспитания старших дошкольников.

В практической части работы нами были разработаны формы и методы формирования патриотизма у старших дошкольников посредством ознакомления с белорусскими народными играми. В ходе опытно-экспериментальной работы были реализованы условия использования белорусских народных игр: пополнение предметно-развивающей среды, повышение квалификации педагога, повышение интереса детей дошкольного возраста к белорусским народным играм.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что использование белорусских народных игр способствует приобщению детей к национальной культуре своего народа. Дети стали лучше знать традиции, фольклор, игры, обычаи и праздники белорусского народа. Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов эксперимента, позволили нам количественно подтвердить изменения, которые произошли в уровне сформированности основ патриотизма у старших дошкольников благодаря знакомству с белорусскими народными играми.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Азаров, А.Я. Права человека. Новое знание/А.Я. Азаров. - М.: Знание, 1995. - 255 с. // Правозащитник. - М., 1995, № 4. – 127с.

2. Аркин, Е.А. Дошкольный возраст / Е.А. Аркин. М.: Учпедгиз, 1968. 336 с.

3. Белая, К.Ю. Система работы с детьми по вопросам патриотического воспитания: из опыта работы по патриотическому воспитанию в ДОУ/ К. Ю. Белая. - М.: Творческий центр Сфера, 1998. - 175 с.

4.Бим-Бад, Б.М. Педагогический энциклопедический словарь / Б.М. Бим-Бад. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2008. - 528 с. С. 215

5.Большой энциклопедический словарь: в 2 т. / гл. ред. А. М. Прохоров. — М.: Сов. энцикл., 1991.

6. Дергач, Л. Н/ Нравственное воспитание / Дошкольная педагогика – Февраль № 2 2009, с. 21.

7. Ефремова, Т.Ф /Новый словарь русского языка. Толково-образовательный. - М.: Рус. яз. 2000. - в 2 т.- 1209 с. - (Б-ка словарей рус. яз).

8.Кенеман,А.В. Детские повижные игры народов СССР/А.В.Кенеман.-М.: Просвещение, 1989. -246с.

9. Кокуева, Л.В. Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста: автореф. дис. …канд. пед. наук: 13.00.01, 13.00.07/Л.В. Кокуева;

Ярославль,2002. -228с.

10. Кон, И.С. Как построить свое "Я"/И.С. Кон; под ред. В.П. Зинченко. - М.: Педагогика, 1991. -502 с.

11. Лозка Алесь(скл.) Гульні.Забавы.Ігрышчы/А.Лозка.-2-e выд.-Мінск: Беларуская навука, 2000.- 532 с.-(Беларуская народная творчасць).

12. Макаренко А. С. /Лекции о воспитании детей [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://www.makarenko.edu.ru/biblio.htm. – Дата доступа: 25.01.2018.

13. Никонова, Л.Е. Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста: пособие для педагогов / Л.Е. Никонова. - Минск: Народная асвета, 1991. -112 с

14. Орлова, Н.П. Народная игра как средство воспитания основ патриотизма младших дошкольников: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 / Н.П. Орлова; Киров,2006.

15. Толковый словарь Ожегова - Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. 1949-1992.

16. Ушинский, К.Д. Собрание сочинений. – М.: Учпедгиз, 1950. – Т. 10. – 668 с.

17.Философский энциклопедический словарь М.:Советская энциклопедия.Гл.редакция: Л.Ф.Ильничёв, П.Н. Федосеев, С.М. Ковалёв, В.Г. Панов. 1983

18. Эльконин, Д. Б. Психология игры/Д.Б. Эльконин. — М.: Педагогика, 1978. -212с.

19. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2006. — 176 с

20. Этимологический словарь современного русского языка / Сост. А.К. Шапошников: в 2 т. Т. 1 – М.: Флинта: Наука, 2010 – 584 с.

 


ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение А

Приложение Г

Приложение В

Содержание белорусских народных игр

Подвижная игра «Пастух и стадо»

Цель игры: Учить детей соблюдать правила игры, играть в командном составе. Развивать реакцию и быстроту движений.

Ход игры:

Нужно выбрать 2-х ребят, один из которых будет пастухом, второй – волком, остальные – овцы. На площадке с противоположных сторон проводят 2 линии, это границы овчарен. Сюда волку хода нет. Все овцы располагаются сначала в одной овчарне.

Примерно посередине поля прочерчивают окружность, это волчье логово, где он и располагается. Игра начинается со слов «овец», призывающих пастуха заиграть в рожок: «Гони стадо в чисто поле, погулять хотим на воле».

У «пастуха» в руках дудочка, он начинает играть, в это время «овцы» разгуливают по полю, то есть по площадке. Волк следит за ними, ожидая, когда «пастух» прокричит слово: «Волк!». Задача «овец» – добежать до противоположной стороны, в другую овчарню. Задача «волка» – осалить одного из игроков. Задача «пастуха» – защищать стадо, загораживая путь хищнику (руками волка не трогать, только заслонять «овечек»). Те овечки, которые попались в лапы волку, выходят из игры.

Игра «Кашка»

Задача: совершенствовать навыки бега по кругу. Развивать внимание.

Описание игры: дети выбирают ведущего «кашевара» и становятся лицом в круг. Кашевар бежит за спинами детей и незаметно подбрасывает к ногам кого-нибудь «ложку» (платочек, шишку, камушек). После этого бежит еще круг и подталкивает игрока, которому подкинуто ложка, говоря: «Кашку вари!». Игрок становится в середину круга, где должен находиться до конца игры. Если Игрок заметит подброшенную ему ложку, он поднимает ее и сам становится кашеваром. По мере того как дети идут варить кашку, круг сужается. Игра заканчивается, когда в круге останется не более как четыре игрока.

Правила игры: игроки в круге должны заметить подброшенную ложку, только поворотом головы. Уходить с места запрещается.

Игра «Гуси – лебеди»

Цель: развивать у детей диалогическую речь, умение действовать по словесным сигналу, сочетать слова с действиями.

Описание игры: воспитатель предлагает поиграть в игру.

Вы, дети, будете гуси, а я - вашей хозяйкой. Вы паситесь вот здесь на травке (показывает место), а в том угле будет логово волка.

С помощью считалки дети выбирают “волка”. “Гуси” находятся в одном конце комнаты (площадки), “хозяйка” – во втором, “волк” – в стороне. Далее между “хозяйкой” и “гусями” происходит следующий диалог:

Гуси, гуси... – Го-го-го!

Кушать хотите? – Ага!

Так летите... – Го-Го-го...

Волк зубастый за горой.

Гуси, гуси! – Го-го-го.

Вы не бойтесь его!

Первой гусыня улетела,

Потом - гусеняты.

И гусак поднялся смело,

Следом – волк зубастый.

“Гуси” бегут к “хозяйке”. “Волк” старается их поймать. Поймав одного, он ведет его в свое логово. Если “волк” никого не поймает, “хозяйка” говорит:

 Прыгнул серый на дорогу,

Только не поймал никого! (Игра повторяется.)

Игра «КОЛЯДА»

Задачи: развивать физические способности, сообразительность, находчивость, умение перевоплощаться; воспитывать чувство уважения к традиционным белорусским праздникам, чувство коллективизма.

Оборудование: различный физкультурный инвентарь.

Описание игры.

3 числа участников игры выбирается Коляда и старший. Дети образуют полумесяц, каждый держит в руках подарок (игрушки, рисунки...) Коляде.

Старший произносит:

Ехала Коляда из Полоцка

В рисованном коляске,

На вороном коне,

Заехала Коляда...

Старший называет имя участника игры. Коляда спрашивает у него, например, «Василий, Василий, чем простишь Коляду?» Мальчик называет свой подарок и отдает его Коляде. Коляда говорит: «Спасибо тебе за твой хороший подарок». (Можно предложить дарить Коляде “физкультурные” подарки» —разные упражнения.) Так называется имя каждого делителя игры. В конце Коляда произносит: «А сейчас я сделаю вам такой подарок, который ни за золото, ни за деньги не купишь. Угадайте, что это?» Дети начинают отгадывать. А Коляда говорит: Давайте споем рождественскую песню. Ее за деньги не купишь!» Дети поют рождественскую песню, Коляда прыгает, подбирая под мелодию различные движения.

Народная подвижная игра «Капуста»
Правила: на середину складывают шапки, платки, шарфы, пояса (это «капуста»). Выбирается «хозяин», он изображает то, о чем говорит:
Я на камешке сижу,
Мелки колышки тешу,
Мелки колышки тешу,
Огород горожу.
Чтоб капусту не украли,
В огород не прибегали
Волк и птицы,
Бобер и куницы,
Заинька ушастый,
Медведь толстопятый.
Дети пытаются забежать в огород, схватить «капусту» и убежать. Кого «хозяин» коснется рукой, тот в игре не участвует. Игрок, который унес больше «капусты», — победитель.

Приложение Б

Картотека считалочек

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем в прятки мы играть.

Небо, звезды, луг, цветы —

Ты пойди-ка, поводи!

**********

Ехала телега темным лесом

За каким-то интересом.

Стуки, звон,

Выйди вон!

**********

Раз, два, три, четыре, пять,

Шесть, семь, восемь, девять, десять,

Выплывает белый месяц!

Кто до месяца дойдёт,

Тот и прятаться пойдёт!

(Тот тогда водить пойдёт!)

Катится яблочко

С крутой горы,

Кто поднимет –

Тот выходи!

**********

Раз, два, три, четыре, пять,

Мы собрались поиграть.

К нам сорока прилетела

И тебе водить велела.

**********

Конь ретивый

С длинной гривой

Скачет. Скачет по полям.

Тут и там! Тут и там!

Сюда мчится он –

Выходи из круга вон!

**********

Раз, два, три, четыре, пять,

Вышел зайчик погулять.

**********

Раз, два, три, четыре,

Пять, шесть, семь и восемь –

Ходит баба с длинным носом,

А за нею дед,

Сколько деду лет?

Говори поскорей,

Не задерживай людей.

**********

Уж как зоренька-заря

Русы косыньки плела.

Кто те косы расплетёт,

Первый кон водить идёт!

**********

Куба-куба-кубака,

Больно ямка глубока.

Там мышки сидят,

Все на солнышко глядят

И считают: раз, два, три –

В этот счёт выходишь ты!

**********

Сидел петух на палочке,

Считал свои булавочки:

- Раз, два, три,

В этот счет выходишь ты!

**********

На златом крыльце сидели

Царь, царевич,

Король, королевич,

Сапожник, портной,

Кто ты такой?

Говори поскорей,

Не задерживай добрых и честных людей.

**********

Вышел месяц из тумана,

Вынул пышку из кармана:

- Буду деточек кормить,

А тебе, дружок, водить!

**********

Черепаха хвост поджала

И за зайцем побежала,

Оказалась впереди,

Кто не верит – выходи!

Шёл баран

По крутым горам.

Вырвал травку,

Положил на лавку.

Кто травку возьмёт,

Тот водить пойдёт!

**********

Раз, два, три, четыре,

Кошку грамоте учили:

Не читать, не писать,

А за мышками скакать!

**********

Три копейки – медный грош,

Выбирай, кого ты хошь!

Три копейки по рублю!

Выбирай, кого люблю!

**********

Лиса по лесу ходила,

Лиса голосом вопила.

Лиса лычки драла,

Лиса лапотки плела –

Куму двое, себе трое,

И детишкам по лаптишкам!

Кто лаптишки найдёт,

Тот водить пойдёт!

**********

Раз, два, три, четыре, пять –

Букой вздумали пугать;

Три, четыре, пять и шесть –

Вы не верьте, что он есть;

Пять, шесть, а дальше семь –

Буки, братцы, нет совсем!

**********

Огуречик, огуречик,

Не ходи на тот конечик –

Там мышка живет,

Тебе хвостик отгрызет.

Я не мамкин сын,

Я не папкин сын.

Я не на елке рос,

Меня ветер снес,

Я упал на пенек –

Стал кудрявый паренек!

**********

У Иванушки жар-птица

Поклевала всю пшеницу.

Он её ловил, ловил

И царевне подарил.

Нет жар-птицы, нет пера,

А тебе водить пора!

**********

На златом крыльце сидели:

Царь, царевич,

Король, королевич,

Сапожник, портной.

Кто ты будешь такой?

Выбирай поскорей,

Не задерживай добрых

И мудрых людей!

**********

В синем море-океане

Золотой стружок плывёт.

А на острове Буяне

Роща белая растёт.

Станем думать да гадать,

Как берёзки сосчитать?

Как ни думай, ни гадай,

Только нас ты догоняй!

**********

Забрался медведь в колоду,

Захотелось ему мёду.

Кто не верит – погляди

И из круга выходи.

**********

Шёл утёнок по дорожке,

Видит он – лежат сапожки.

Стал сапожки он носить,

Выходи, тебе водить.

**********

Шел котик по лавочке,
Раздавал булавочки.
Шел по скамеечке —
Раздавал копеечки:
Кому десять, кому пять,
Выходи, тебе искать!

**********

Шышел-мышел,
Взял, да вышел.

**********

Шла веселая собака,
Чики-брики-гав!
А за ней бежали гуси,
Головы задрав,
А за ними - поросенок,
Чики-брики-хрю!
Чики-брики, повтори-ка,
Что я говорю?

Р еферат по курсовой работе на тему “Белорусские народные игры как средство патриотического воспитания”

Цель исследования данной проблемы является: раскрыть влияние белорусских народных игр на патриотическое воспитание дошкольников.

Объект исследования - патриотическое воспитание дошкольников.

Предметом исследования является белорусские народные игры.

Задачи: 1. Раскрыть сущность содержания понятия «патриотическое воспитание».

2.Описать систему белорусских народных игр патриотического направления.

3.Раскрыть условия реализации исследования белорусских народных игр в педагогическом процессе учреждения дошкольного образования.

4.Исследовать уровень патриотического воспитания детей старшей группы.

5.Реализовать условия использования белорусских народных игр в педагогическом процессе.

6.Оценить результативность условий исследования белорусских народных игр в педагогическом процессе.

Ключевые слова:

  Патриотизм - любовь к своему отечеству, преданность своему народу и ответственность перед ним, готовность к любым жертвам и подвигам во имя интересов совей Родины.

  Игра- вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в её результатах, а в самом процессе; она не связана с тяжёлым физическим трудом и доставляет удовольствие играющим

 Народная игра - это одно из средств сохранения и передачи общечеловеческих ценностей и традиций народа. Посредством народной игры ребёнок входит в социум, осваивает нравственный, трудовой и эстетический опыт предыдущих поколений.

  Система - ц ело е, составленное из частей; соединение, совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которая образует определенную целостность, единство.

  Патриотическое воспитание дошкольников - взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, которое нацелено на раскрытие и формирование в ребёнке общечеловеческих качеств личности, приобщение к истокам национальной региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим.

Результаты исследования: Мы выяснили, что использование белорусских народных игр способствует приобщению детей к национальной культуре своего народа. По результатам исследования, дети стали лучше знать традиции, фольклор, игры, обычаи и праздники белорусского народа. Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов эксперимента, позволили нам количественно подтвердить изменения, которые произошли в уровне сформированности основ патриотизма у старших дошкольников благодаря знакомству с белорусскими народными играми.

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………3

ОБЗОР ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………………………...6

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БЕЛОРУССКИХ НАРОДНЫХ ИГР В ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ…………………………………………………………………...........8

1.1 Сущность и содержание понятия «патриотическое воспитание»……………....8

1.2 Система белорусских народных игр патриотической направленности…….....11

1.3 Условия реализации белорусских народных игр в педагогическом процессе учреждения дошкольного образования…………………………………………….....15

ГЛАВА 2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМЫ БЕЛОРУССКИХ НАРОДНЫХ ИГР В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ…………………...19

2.1 Исследование уровня патриотического воспитания детей старшей группы…19

2.2 Реализация условий использования белорусских народных игр в педагогическом процессе.......………………………………………………………..22

2.3 Оценка результативности условий исследования белорусских народных игр в педагогическом процессе…………………………………………………………….23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………...25

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………...26


ВВЕДЕНИЕ:

                                    

Белорусское народное творчество открывает огромные возможности для развития подрастающего поколения, поскольку представляет собой обобщённый опыт воспитания и обучения детей на протяжении многих столетий. Особенно значимо использование образовательного потенциала народного творчества на ранних этапах онтогенеза. В дошкольном возрасте память приобретает доминирующую функцию среди других познавательных процессов. Ни до, ни после этого периода ребёнок не запоминает с такой лёгкостью самый разнообразный материал. В дошкольном возрасте закрепляются многие фундаментальные черты личности, начинает складываться индивидуальная мотивационная система ребёнка с выделением доминирующих мотивов, образуя устойчивую индивидуальность. Развивается способность управлять собственными действиями, переживаниями и состояниями.

Одним из основных механизмов формирования индивидуальности в дошкольном возрасте является подражание, которое ещё не обладает нравственно-этической селективностью, поэтому дети с одинаковой лёгкостью могут усваивать как хорошие, так и плохие образцы поведения. Подражание приводит к закреплению наблюдаемых форм поведения первоначально в виде внешних подражательных реакций, а затем в форме демонстрируемых качеств личности.

Особую роль в личностном развитии дошкольника играет восприятие и оценка ребёнком своих родителей. Те родители, которые являются хорошим объектом для подражания и одновременно вызывают к себе положительное отношение ребёнка, способны оказывать наиболее сильное влияние на формирование психологических и поведенческих особенностей развивающейся личности дошкольника. Именно поэтому родителям дошкольников нужно уделить особое внимание изучению белорусской народной педагогики, предоставив своему ребёнку возможность как можно раньше начать усвоение культуры своего народа через произведения народного искусства и самостоятельную творческую активность. Воспитание настоящего гражданина не может быть успешно реализовано, если он не владеет духовным богатством своего народа.

Народные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, устои, представления о смелости, чести, желании быть сильными, ловкими, выносливыми. Отражалось умение красиво двигаться, отличаться смекалкой, выдержкой, творческой выдумкой, находчивостью, волей и стремлению к победе.

Игра - это естественный спутник жизни ребёнка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. В белорусских народных играх сохранились колорит обычаев, оригинальность самовыражения народа, своеобразие языка, формы и содержания разговорных текстов, что делает их простыми для понимания и усвоения ребёнком.

Дошкольное учреждение вместе с семьёй призваны формировать у ребёнка первые представления и отношения к окружающему миру, закладывать основы любви к своему дому и Отечеству.


Актуальность работы:

На современном этапе одним из важнейших условий решения социальных, экономических и политических задач является упрочение духовно-нравственных основ современного общества. В связи с этим с особой остротой встает вопрос о патриотическом воспитании граждан Республики Беларусь.

Социологические опросы показывают, что духовные потребности современных детей весьма занижены, произошли серьёзные изменения в ценностных ориентациях подрастающего поколения, которые проявились в перспективных жизненных планах детей и подростков, в переосмыслении ими представлений о своём месте в социуме. Новейший образ жизни создаёт психологию, при которой такие ценности, как добро, порядочность, патриотизм, детьми просто не воспринимаются всерьёз.

Современные подходы к проблеме патриотического воспитания дошкольников отражены в работах зарубежных и отечественных исследователей: С. А. Козловой, Л. А. Кондрыкинской, О. Л. Князевой, Л. В. Коломийченко, Т. С. Комаровой, М. Д. Маханевой, Л. Е. Никоновой, А. П. Орловой и др. Авторы указывают на изменившиеся методологические подходы к данному вопросу, появление нового взгляда на «старые» проблемы.

Полезным исследованием по проблемам белорусского народного игрового фольклора, является работа Владислава Козловщика "О детском воспитании белорусов". Автор особое значение придает овладение молодежью наследия своих предков, развитию их физической и духовной силы.

В более поздний период исследователи занимались углубленным изучением белорусской народной игры и пытались ее систематизировать. Е.Р. Вилькин, который в 1970 г. защитил кандидатскую диссертацию "Белорусские народные игры второй половины XIX - начала XX в.". Автор занимался вопросами об истории народных игр, их организации и классификации, исследовал более 300 вариантов игр, записанных другими исследователями в дореволюционное и в советское время.

Актуальность нашей работы заключается в том, что в последние годы современные дошкольники отдают предпочтение компьютерным играм, занятиям с конструкторами, просмотру мультфильмов и другим малоподвижным видам деятельности. Народные игры почти исчезают сегодня из детства. Воспитателям дошкольных организаций надо помнить, что народные игры являются национальным богатством. Мы должны сохра



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 83; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.13.173 (0.268 с.)