ГЛАВА 1 Теоретико-методические аспекты использования белорусских народных игр в воспитании дошкольников 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ГЛАВА 1 Теоретико-методические аспекты использования белорусских народных игр в воспитании дошкольников



 

1.1 Сущность и содержание понятия «патриотическое воспитание»

Патриотическое воспитание дошкольников-одна из самых актуальных задач нашего времени. Сегодня материальные ценности доминируют над духовными приоритетами. Утрачена преемственность поколений в воспитании детей. Современные родители не считают важным воспитание у детей нравственно-патриотических чувств по отношению к историческим событиям нашей Родины. И, к сожалению, дети не испытывают чувства гордости за свою Родину, её героев, традиций народа.

Чтобы рассмотреть понятие «патриотическое воспитание» необходимо пояснить, что такое «патриотизм», так как термин «патриотическое воспитание» берёт своё начало от «патриотизма».

В толковом словаре С.И. Ожегова «патриотизм» рассматривается как преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу [15].

В педагогическом энциклопедическом словаре патриотизм - любовь к отечеству, к родной земле, к своей культурной среде [4].

В словаре Т.Ф. Ефремовой патриотизм рассматривается как «любовь к своему отечеству, преданность своему народу и ответственность перед ним, готовность к любым жертвам и подвигам во имя интересов совей Родины» [7].

В.И. Даль, который одним из первых определил понятие «патриотизм», пишет о нём:

1)почитание места своего рождения и места постоянного проживания как своей Родины, любовь и заботу о данном территориальном формировании, уважении к местным традициям, преданность до конца своей жизни данной территориальной области;

2)уважение к своим предкам, проживающим на данной территории, любовь и терпимость к землякам, желание помогать им.

Патриотизм и патриотическое воспитание в справочной и учебно-педагогической литературе не всегда рассматривается как отдельная категория воспитательной системы. В основных педагогических источниках патриотическое воспитание выступает как составная неотъемлемая часть какого-либо процесса воспитания.

Педагогический словарь объясняет патриотическое воспитание как «систематическая и целенаправленная деятельность по формированию высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и защите интересов родине».

Патриотическое воспитание дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, семье, школе, городу(селу), к родной природе, культурному достоянию своего народа, своей нации и толерантного отношения к представителям других национальностей, но и воспитание уважительного отношения к труженику и результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам [15].

По мнению С.А. Козловой патриотическое воспитание детей дошкольного возраста- это целенаправленный процесс педагогического воздействия на личность ребёнка с целью обогащения его знаний о Родине, воспитание патриотических чувств, формирование умений и навыков нравственного поведения, развитие потребности в деятельности на общую пользу [3, С.:76].

И.Ф. Харламов рассматривает патриотизм как взаимосвязанную совокупность нравственных чувств и черт поведения, включающую любовь к Родине, активный труд на благо Родины, следование и умножение трудовых традиций народа, бережное отношение к историческим памятникам и обычаям родной страны, привязанность и любовь к родным местам, стремление к укреплению чести и достоинства Родины, готовность и умение защищать её, воинскую храбрость, мужество и самоотверженность. Таких черт как братство и дружбу народов, нетерпимость к расовой и национальной неприязни, уважение обычаев и культуры других стран и народов, стремление к сотрудничеству с ними [3, С.:80].

Л.Е. Никонова даёт такое определение патриотическому воспитанию- это процесс освоения наследия традиционной отечественной культуры, формирование отношения к стране и государству, где живёт человек [13, С.:51].

Н.В Ипполитова считает, что патриотическое воспитание -процесс взаимодействия воспитателей и воспитанников, направленный на развитие патриотических чувств, формирование патриотических убеждений и устойчивых норм патриотического поведения.

Сейчас проводится множество исследований патриотизма различными авторами, одним из примеров является диссертация кандидата педагогических наук Кокуевой Людмилы Васильевны на тему «Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста», где она раскрывает сущность патриотического воспитания:

«Патриотизм дошкольника характеризуется желанием ребёнка активно взаимодействовать с близким и понятным ему окружающим миром, проявлением любознательности, сопереживая на деятельностном уровне. Сущность воспитания патриотизма заключается в том, чтобы «завести» у ребёнка внутренний механизм, сформировать отзывчивость, образно мыслящее воображение, изобретательность, находчивость, применяя при этом необходимые средства влияния на эмоционально-чувственную сферу. Воспитание патриотизма у ребёнка старшего дошкольного возраста успешно осуществляется в процессе познания им родного дома, природы, культурного наследия родного края и эмоционального взаимодействия с окружающим». Кокуева также раскрывает сущность понятия патриотическое воспитание-это поэтапный целенаправленный процесс совместной деятельности детей и взрослых, в которой признаётся субъектная позиция ребёнка, осуществляется стимулирование его активности на различных этапах [9].

Также свой вклад внесла кандидат педагогических наук Орлова Наталия Павловна с темой диссертации «Народная игра как средство воспитания основ патриотизма младших дошкольников» [14].

В учебной программе дошкольного образования определены следующие задачи к патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста:

1. Формирование у детей системы знаний (представлений и понятий) о своей Родине.

2. Воспитание у дошкольников интереса к окружающему миру, эмоциональной отзывчивости на события, происходящие в общественной жизни страны.

3. Включение детей в практическую деятельность по применению полученных знаний, накоплению опыта действенного отношения к окружающему, формированию потребности быть полезным другим людям.

Система знаний о Родине с учетом возрастных особенностей дошкольников может быть представлена следующим образом: природоведческие и географические сведения; сведения о жизни своего народа: об особенностях быта, труда, культуры, традиций людей родного края; социальные сведения: знания о достопримечательностях родного города, страны, знание названия страны, ее столицы, других городов, знание государственной символики; некоторые исторические сведения.

Формирование отношений предполагает активизацию эмоциональной сферы личности дошкольника, воспитание у них таких чувств, как: любви к родным и близким людям; сострадания, сопереживания людям; любви к родному городу (селу), стране; уважения к истории народа; восхищения произведениями народного творчества; любви к родному языку; любви и восхищения природой родного края; ненависти к врагам Родины.

Патриотическое воспитание предполагает также формирование у детей определенных навыков, умений, накопления ими опыта нравственного поведения: умения отразить накопленные знания в игровой, художественной деятельности, труде; умение отразить знания в речи, общении с взрослыми и сверстниками; умение заботиться о родных, близких людях, сверстниках;  стремление и способность принять участие в общественно направленной деятельности; умение бережно относиться к результатам других, общественному имуществу, природе[16].

На современном этапе чрезвычайно важной стала проблема патриотического воспитания детей, которой, к сожалению, уделяется недостаточное внимание. Это связано с тем, что материальные блага стали всё больше доминировать над духовными ценностями, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. В обществе возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям как род, родство, Родина.

Таким образом, нами определено, что сущность патриотического воспитания заключается в любви к Родине, к родным местам, родному языку; уважении к прошлому своей Родины, к обычаям и традициям своего народа, знание истории своей Родины, понимании задач, стоящих перед страной и своего патриотического долга. Заключается на уважении к другим народам, их обычаям и культуре, нетерпимости к расовой и национальной неприязни; стремлению к укреплению чести и достоинства Родины, уважении к армии и готовность защищать Родину, служить её интересам.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 134; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.80.45 (0.008 с.)