Заведующий кафедрой – канд. юрид. наук, доц. В.И. Ступаков 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Заведующий кафедрой – канд. юрид. наук, доц. В.И. Ступаков



 

Рабочая программа утверждена на заседании учебно-методического совета ИМПЭ им. А.С. Грибоедова 22 февраля 2017 г.

 

 

 

© Ступаков В.И., 2017


Раздел 1. Цель освоения дисциплины

Цель дисциплины – дать студентам знание теоретических и практических основ дисциплины «Конституционное право».

Конституционное право России является ведущей и одной из самых динамично развивающихся отраслей права Российской Федерации. Содержание этой отрасли, ее внутренняя структура в последние годы и в настоящее время претерпевают серьезные изменения, обусловленные коренными социально-экономическими и политиче­скими преобразованиями в стране.

Современное конституционное право России закрепляет и регулирует весь комплекс основополагающих общественных отношений, связанных с определе­нием взаимоотношений государства со своими гражданами, организацией государственной власти и принципами демократии, устройством Российской Федерации и взаимоотношений между Российской Федерацией и ее субъектами, системой, организацией и деятельностью органов государственной власти и местного самоуправления. Эти общественные отношения составляют предмет конституционного права. Основная задача учебной дисциплины – изучение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, иных нормативных актов, являющихся источниками данной отрасли права.

Задачами дисциплины являются:

- изучение общих понятий и категорий науки конституционного права;

- овладение методикой правового анализа норм конституционного права;

- приобретение необходимых в профессиональной деятельности умений и навыков работы с законодательством;

- повышение правовой культуры и правового сознания студентов;

- овладение навыками самостоятельной работы студентов с научной и учебной литературой и соответствующими нормативными документами.

Логика программы дисциплины в основном соответствует логике изложения Конституции Российской Федерации. Вместе с тем в программе учебного курса выделяются как в целом темы, так и отдельные вопросы, изучение которых, крайне актуально для современного развития конститу­ционного права (например, конституционно-правовая ответственность; проблемы развития конституционного права; правовая охрана Конституции Российской Федерации: судебная власть, принципы правосудия). Большое внимание уделено такому институту конституционного права, как избира­тельное право и избирательная система. Повышенное внимание обусловлено спецификой, актуальностью и динамикой развития этого важнейшего института конституционного права Российской Федерации.

Студентам необходимо усвоить специфику конституционно-правового регулирования общественных отношений на федеральном уровне и в субъектах Российской Федерации, приобрести навыки и умение самостоятельно исследовать конституционно-правовые институты и анализировать их реализацию в практи­ческой деятельности всех субъектов конституционно-правовых отношений. Конституционное право тесно связано с теорией государства и права, рассматривая и изучая общие принципы, особенности и закономерности развития государства.

Такой подход поможет студентам лучше понять и усвоить предмет конституционно-правового регулирования, а также разобраться в политико-правовых процессах, происходящих в обществе и государстве.

Область профессиональной деятельности выпускников, освоивших программы бакалавриата включает:

разработку и реализацию правовых норм;

обеспечение законности и правопорядка.

Объектами профессиональной деятельности выпускников, освоивших программы бакалавриата являются:

общественные отношения в сфере реализации правовых норм, обеспечения законности и правопорядка.

Виды профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники, освоившие программу бакалавриата:

нормотворческая;

правоприменительная;

правоохранительная;

экспертно-консультационная.

 

Раздел 2. Планируемые результаты обучения по дисциплине

Процесс изучения дисциплины «Конституционное право» направлен на формирование следующих компетенций (таблица 2.1).

Таблица 2.1

Компетентностная карта дисциплины

Индекс по ФГОС ВО Содержание компетенции
ОК-1 Способность использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции
ОК-3 Владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией
ОК-6 Способность работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия
ОК-7 Способность к самоорганизации и самообразованию
ОПК-5 Способность логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь
ПК-1 Способность участвовать в разработке нормативных правовых актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности
ПК-2 Способность осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры;
ПК-4 Способность принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законодательством Российской Федерации
ПК-6 Способность юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства
ПК-9 Способность уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина
ПК-12 Способность выявлять, давать оценку коррупционного поведения и содействовать его пресечению
ПК-15 Способность толковать нормативные правовые акты

 

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать:

  • сущность основных положений, принципов и норм конституционного права;
  • основы научного понимания российского конституционного права, конституционного строя, прав и свобод человека и гражданина.
  • основные понятия, предмет и систему дисциплины, науки;
  • конституцию и иное законодательство о формах государства (формах правления, формах государственного режима и формах территориально-политического устройства);
  • основные этапы развития конституционного строя;
  • понятие и структуру общественного строя;
  • понятие государства как конституционно-правового института;
  • понятие конституционно-правового статуса человека и гражданина;
  • понятие и сущность политических партий;
  • понятие социально-экономического и социально-культурного общественного объединения;
  • понятие и сущность избирательной системы;
  • место парламента в системе органов исполнительной власти;
  • место и роль главы государства в государственном механизме;
  • место и роль правительства в системе органов государственной власти;
  • понятия основных принципов и характеристику местного самоуправления;
  •  принципы и формы взаимодействия верховной власти государства с другими государственными и негосударственными органами;
  • основы организации и деятельности судебной системы;
  • понятие правосудия и демократические принципы его осуществления;
  • основные закономерности функционирования конституционного строя;
  • историю становления и развития органов государственной власти;
  • общее содержание конституции;
  • основные факторы, влияющие на становление и развитие конституционного права;
  • конституционно-правовые категории, понятия, институты и методы конституционно-правового регулирования;

 

уметь:

· планировать свою деятельность по изучению курса;

· выделять основное и факультативное в изучаемой теме;

· самостоятельно работать по заданной теме, находить необходимую нормативную и теоретическую литературу;

· формировать проблемные вопросы, на основе изучения нормативного и теоретического материала находить пути их решения;

· высказывать свое мнение об изучаемых вопросах;

· решать задачи по темам курса;

· обобщать полученные знания;

· применять полученные знания в практической деятельности;

· собирать, анализировать и интерпретировать необходимую информацию, содержащуюся в различных отечественных и зарубежных источниках;

· самостоятельно повышать свой образовательный уровень и профессиональную подготовку в послевузовский период деятельности, ориентироваться в обширном и быстро развивающемся конституционном законодательстве.

Владеть:

  • теоретическим и нормативным материалом по вопросам организации и функционирования конституционных органов;
  • навыками по практическому решению правовых ситуаций, возникающих при осуществлении конституционной деятельности.
  •  навыками сбора и обработки необходимых данных;
  • навыками анализа и интерпретации информации по конституционному праву, содержащейся в отечественных и зарубежных источниках;
  • юридической терминологией;
  • навыками работы с нормативными актами;
  • навыками анализа различных правовых явлений и правовых отношений;
  • принятия необходимых мер по защите прав человека и гражданина.
  • профессиональной аргументацией в выборе организационных механизмов, приводящих в действие программы преобразований организации.
  • методикой оценки направленности личности;
  • профессиональной аргументацией в выборе различных типов организационного поведения.

 

Раздел 3. Место дисциплины в структуре
образовательной программы бакалавриата

Дисциплина «Конституционное право» относится к базовой части Блока 1 «Дисциплины (модули)» образовательной программы бакалавриата. Она преподается на первом году обучения и базируется на комплексе разносторонних знаний о функционировании государства, полученных студентами в процессе параллельного изучения теории государства и права, истории, отечественной истории государства и права, зарубежной истории государства и права. Это понимание роли государства в жизни общества, особенностей и закономерностей развития государства и его институтов, устройстве государства. Знания, полученные в результате освоения дисциплины «Конституционное право», углубляются и конкретизируются в ходе ознакомления с материалом параллельно читаемого курса «Теория государства и права» и в ходе изучения дисциплины «Конституционное право зарубежных стран».

 

Раздел 4. Структура и содержание дисциплины [1]

Таблица 4.1

Трудоемкость дисциплины и виды учебной работы

На очной форме обучения

Виды учебной работы Всего часов
Аудиторные занятия (всего) 120
В том числе: лекции семинары   36 84
Самостоятельная работа (всего) 132
Вид промежуточной аттестации Экзамен
Общая трудоемкость, часы/зачетные единицы 252/7

Таблица 4.2

Трудоемкость дисциплины и виды учебной работы

На заочной форме обучения

Виды учебной работы Всего часов
Аудиторные занятия (всего) 16
В том числе: лекции семинары   4 12
Самостоятельная работа (всего) 236
Вид промежуточной аттестации Экзамен
Общая трудоемкость, часы/зачетные единицы 252/7

 

Таблица 4.3

Трудоемкость дисциплины и виды учебной работы



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 36; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.255.127 (0.013 с.)