Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Кафедра конституционного и административного праваСтр 1 из 15Следующая ⇒
Кафедра конституционного и административного права Рабочая программа учебной дисциплины Конституционное право
Направление подготовки 40.03.01 Юриспруденция (уровень бакалавриата) Формы обучения: очная, заочная, очно-заочная
Москва – 2017
Составитель – канд. юрид. наук, доц. В.И. Ступаков
Рабочая программа учебной дисциплины «Конституционное право». Направление подготовки 40.03.01 Юриспруденция (уровень бакалавриата) / сост. В.И. Ступаков – М.: ИМПЭ им. А.С.Грибоедова, 2017. – 87 с.
Рабочая программа составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция (уровень бакалавриата) и рассмотрена на заседании кафедры конституционного и административного права 7 февраля 2017 г., протокол № 5.
Знать:
уметь: · планировать свою деятельность по изучению курса; · выделять основное и факультативное в изучаемой теме; · самостоятельно работать по заданной теме, находить необходимую нормативную и теоретическую литературу; · формировать проблемные вопросы, на основе изучения нормативного и теоретического материала находить пути их решения; · высказывать свое мнение об изучаемых вопросах; · решать задачи по темам курса; · обобщать полученные знания; · применять полученные знания в практической деятельности; · собирать, анализировать и интерпретировать необходимую информацию, содержащуюся в различных отечественных и зарубежных источниках; · самостоятельно повышать свой образовательный уровень и профессиональную подготовку в послевузовский период деятельности, ориентироваться в обширном и быстро развивающемся конституционном законодательстве. Владеть:
Раздел 3. Место дисциплины в структуре
Дисциплина «Конституционное право» относится к базовой части Блока 1 «Дисциплины (модули)» образовательной программы бакалавриата. Она преподается на первом году обучения и базируется на комплексе разносторонних знаний о функционировании государства, полученных студентами в процессе параллельного изучения теории государства и права, истории, отечественной истории государства и права, зарубежной истории государства и права. Это понимание роли государства в жизни общества, особенностей и закономерностей развития государства и его институтов, устройстве государства. Знания, полученные в результате освоения дисциплины «Конституционное право», углубляются и конкретизируются в ходе ознакомления с материалом параллельно читаемого курса «Теория государства и права» и в ходе изучения дисциплины «Конституционное право зарубежных стран».
Раздел 4. Структура и содержание дисциплины [1] Таблица 4.1 Трудоемкость дисциплины и виды учебной работы На очной форме обучения
Таблица 4.2 Трудоемкость дисциплины и виды учебной работы На заочной форме обучения
Таблица 4.3 Трудоемкость дисциплины и виды учебной работы Раздел 5. Образовательные технологии В целях реализации компетентностного подхода в учебном процессе дисциплины «Конституционное право» предусматривается широкое использование активных и интерактивных форм проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой. Обсуждение проблем, выносимых на семинарские занятия, происходит не столько в традиционной форме контроля текущих знаний, сколько в форме дискуссий, сориентированных на творческое осмысление студентами наиболее сложных вопросов в ходе обобщения ими современной практики мирового и российского конституционного права. Таблица 5.1 Интерактивные образовательные технологии,
Практикум
Темы докладов, эссе 1. Источники конституционного права Российской Федерации: их особенности в регулировании конституционно-правовых отношений. 2. Решения Конституционного суда РФ как источники конституционного права России: особенности решений Конституционного Суда РФ в системе источников конституционного права Российской Федерации. 3. Проблемы пересмотра и внесения дополнений и изменений в Конституцию РФ. 4. Понятие и основания конституционно-правовой ответственности. 5. Принцип разделения властей: отражение его в Конституции РФ и практика реализации. 6. Конституционные основы гражданского общества в Российской Федерации. 7. Основы конституционного строя как объект безопасности государства. 8. Особенности конституционно-правового регулирования политических партий в Российской Федерации (тенденции развития конституционно-правового регулирования статуса политических партий в Российской Федерации). 9. Правовой статус религиозных объединений. 10. Конституционно-правовой статус Общественной палаты в Российской Федерации. 11. Государство и церковь: конституционно-правовые аспекты взаимоотношений. 12. Система международно-правовых средств защиты конституционных прав человека и гражданина. 13. Обзор правовых позиций Европейского суда по правам человека, содержащихся в решениях о защите конкретных конституционных прав и свобод человека. 14. Конституционно-правовое содержание принципа равноправия субъектов Российской Федерации: практика реализации принципа равноправия в современных условиях развития федеративных отношений в Российской Федерации. 15. Современный федерализм: тенденции и проблемы развития России как федеративного государства. 16. Развитие конституционно-правового регулирования избирательного права и избирательной системы в Российской Федерации. 17. Возникновение и эволюция института президентства в Российской Федерации. 18. Полномочия Президента Российской Федерации по обеспечению безопасности государства. 19. Федеральное Собрание Российской Федерации в системе разделения властей, сдержек и противовесов: состояния и тенденции развития. 20. Роль Федерального Собрания Российской Федерации в обеспечении безопасности государства. 21. Порядок выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации: положительные и отрицательные стороны. 22. Формы парламентской деятельности членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. 23. Полномочия Правительства Российской Федерации по обеспечению безопасности личности, общества и государства. 24. Конституционное правосудие: состояние и перспективы развития в Российской Федерации. 25. Конституционно-правовые проблемы совершенствования судебной власти в Российской Федерации. 26. Система органов государственной власти в субъектах Российской Федерации. 27. Современные тенденции развития местного самоуправления в Российской Федерации.
6.2. Примерные задания для самостоятельной работы Задание 1. Конституционное право России – отрасль права и наука 1. Понятие конституционного права как отрасли права и науки. 2. Конституционно-правовые отношения. 3. Конституционно-правовые нормы. 3. Источники конституционного права. 4. Наука конституционного права, учебная дисциплина конституционного права Российской Федерации. Задание 2. Конституция – основной закон Российской Федерации 1. Советские Конституции России 1918, 1925, 1937, 1978 гг. 2. Понятие, сущность и структура Конституции Российской Федерации 1993 г. 3. Соотношение Конституции Российской Федерации и конституций республик, уставов субъектов Российской Федерации. 4. Юридические свойства и функции Конституции Российской Федерации. 5. Порядок пересмотра Конституции Российской Федерации, внесения в нее поправок и изменений. 6. Конституционно-правовая ответственность как особый вид юридической ответственности. 7. Субъекты конституционно-правовой ответственности. Задание 3. Гражданство Российской Федерации 1. Понятие и общая характеристика гражданства. 2. Принципы гражданства. 3. Основания и порядок приобретения гражданства Российской Федерации. 4. Основания и порядок прекращения гражданства Российской Федерации. 5. Органы и должностные лица, ведающие делами гражданства. Порядок рассмотрения и разрешения вопросов гражданства. 6. Правовой статус иностранцев и лиц без гражданства, беженцев и вынужденных переселенцев. Задание 4. Федеративное устройство России 1. Понятие и принципы государственно-территориального устройства Российской Федерации. 2. Конституционный статус Российской Федерации: – основные элементы конституционно-правового статуса РФ; – исключительные полномочия и предметы ведения РФ. 3. Виды и правовой статус субъектов Российской Федерации: – основные элементы конституционно-правового статуса субъектов РФ; – совместные полномочия и предметы ведения РФ и субъектов РФ. 4. Федеральные округа и их роль в государственном строительстве России. 5. Порядок принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта РФ. 6. Конституционно-правовые основы защиты интересов малочисленных народов, национальных меньшинств и национально-культурного строительства в Российской Федерации. Задание 5. Избирательная система и избирательное право 1. Понятие избирательной системы и избирательного права Российской Федерации. 2. Источники избирательного права. 3. Основные принципы избирательного права и избирательной системы. 4. Понятие избирательного процесса и его основные стадии. 5. Особенности порядка организации и проведения выборов Президента Российской Федерации. 6. Референдум в Российской Федерации: особенности организации и проведения. 7. Гарантии избирательных прав граждан. 8. Ответственность за нарушение избирательных прав граждан. 9. Принцип разделения властей и государственный аппарат. Понятие и признаки органа государственной власти. 10. Система государственных органов, их структура, компетенция, порядок формирования. Задание 6. Президент Российской Федерации 1. Конституционно-правовой статус Президента Российской Федерации. 2. Полномочия Президента Российской Федерации. Акты Президента, их юридическая сила. Государственные органы, способствующие Президенту Российской Федерации в реализации его полномочий. 3. Порядок прекращения полномочий Президента Российской Федерации.
Задание 7. Федеральное собрание Российской Федерации 1. Федеральное собрание – парламент Российской Федерации. 2. Внутренняя структура палат и организация их работы. 3. Порядок формирования и полномочия Совета Федерации. 4. Порядок формирования и полномочия Государственной думы и условия ее роспуска. 5. Законодательный процесс, его основные стадии. 6. Статус членов Совета Федерации и депутатов Государственной думы. Задание 8. Правительство Российской Федерации 1. Конституционный статус Правительства Российской Федерации. 2. Состав и порядок формирования Правительства Российской Федерации. 3. Полномочия Правительства Российской Федерации. Акты Правительства Российской Федерации, их юридическая сила. 4. Взаимоотношения Правительства Российской Федерации с Президентом и палатами Федерального Собрания Российской Федерации.
Задание 9. Конституционные основы судебной власти 1. Понятие судебной системы и конституционные принципы правосудия. 2. Конституционный суд Российской Федерации; порядок формирования, требования к кандидатам на должность судей Конституционного суда. Статус судьи Конституционного суда Российской Федерации. 3. Организация деятельности Конституционного суда Российской Федерации. 4. Компетенция Конституционного суда Российской Федерации. 5. Верховный суд Российской Федерации: полномочия, структура. 6. Высший арбитражный суд Российской Федерации; полномочия, структура. 7. Конституционно-правовой статус прокуратуры Российской Федерации. Функции органов прокурорского надзора.
Задание 10. Органы государственной власти субъектов 1. Виды органов государственной власти субъектов Российской Федерации. 2. Органы законодательной власти субъектов Российской Федерации. 3. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. 4. Конституционные, уставные суды субъектов Российской Федерации. 5. Понятие местного самоуправления. Основы местного самоуправления: правовые, территориальные и финансово-экономические, организационные. 6. Гарантии и ответственность местного самоуправления.
6.4. Примерные тестовые задания для контроля качества
Выберите вариант/варианты правильного ответа:
1. В какой исторический период понятие «конституция» приобрело современное значение и стало употребляться для обозначения основного закона или системы законов государства? а) в период Древнего мира; б) в период Средневековья; в) в Новое время; г) после Второй мировой войны.
2. Какой из перечисленных ниже источников права не является источником конституционного права, но служит источником науки конституционного права? а) акты палат Федерального собрания Российской Федерации; б) указы и распоряжения Президента Российской Федерации; в) указы глав республик в составе Российской Федерации; г) взгляды, мнения, суждения ученых-правоведов.
3. К какому времени относится появление в России правительственного Конституционализма? а) к началу XVIII века; б) к 60-м годам XVIII века; в) к первой четверти XIX века; г) к началу XX века.
4. Конституционный проект «Южного общества», разработанный П. Пестелем, назывался: а) «Русская правда»; б) «Конституция»; в) «Введение к уложению государственных законов»; г) «Наказ».
5. По Конституции РСФСР 1918 года выборы были: а) прямыми, равными, всеобщими, при тайном голосовании; б) многоступенчатыми, равными, всеобщими при тайном голосовании; в) многоступенчатыми, равными, невсеобщими при открытом голосовании; г) многоступенчатыми, неравными, невсеобщими при открытом голосовании.
6. Первая Конституция СССР была принята в: а) 1922 году; б) 1924 году; в) 1925 году; г) 1927 году.
7. Какая из перечисленных ниже конституций являлась октроированной конституцией: а) Конституция Японии 1889 года; б) Конституция Франции 1958 года; в) Конституция РФ 1993 года; г) Конституция США.
8. Какой субъект права не может инициировать процесс пересмотра Конституции РФ и внесения в нее поправок? а) Президент РФ; б) Совет Федерации; в) Государственная дума РФ; г) отдельный депутат Государственной думы.
9. Каким количеством голосов должны быть одобрены поправки к Конституции РФ в Совете Федерации? а) простым большинством голосов от общего числа членов; б) 2/3 от общего числа членов; в) 3/4 от общего числа членов; г) единогласно.
10. Укажите государственный орган, который имеет право официально толковать Конституцию РФ. а) Государственная дума РФ; б) Совет Федерации; в) Президент РФ; г) Конституционный суд РФ.
11. Первая глава Конституции РФ 1993 года посвящена: а) правам и свободам человека и гражданина; б) федеративному устройству России; в) основам конституционного строя; г) конституционным основам судебной власти в РФ.
12. Какие главы Конституции РФ не могут быть пересмотрены Федеральным собранием? а) 1, 2 и 9; б) 1, 2 и 7; в) 2, 3 и 6; г) 4, 7 и 9.
13. Из перечисленных ниже принципов конституционного строя выберите те, которые лежат в основе: а) организации государственной власти в РФ; б) взаимоотношений государства и личности в РФ; в) гражданского общества в РФ. 1) принцип идеологического плюрализма; 2) принцип разделения властей; 3) принцип народовластия; 4) принцип признания прав и свобод человека и гражданина высшей ценностью; 5) принцип многообразия и равноправия различных форм собственности; 6) принцип федерализма; 7) принцип защиты и соблюдения прав человека в качестве обязанности государства; 8) принцип политического плюрализма; 9) принцип государственного суверенитета; 10) принцип светского характера российского государства;
14. Какая из характеристик российского государства не закреплена в статье 1 Конституции РФ? а) федеративное; б) общенародное; в) правовое; г) демократическое.
15. Референдум в Российской Федерации назначает: а) Президент РФ; б) Федеральное собрание РФ; в) Государственная дума РФ; г) Правительство РФ.
16. Какое из перечисленных ниже прав относится к группе политических прав человека? а) право на защиту от безработицы; б) право направлять личные и коллективные обращения (петиции) в органы государственной власти; в) право свободно владеть, пользоваться и распоряжаться своим имуществом; г) право на свободу и личную неприкосновенность.
17. Из перечисленных ниже обязанностей выберите те, которые: а) распространяются на всех без исключения граждан РФ; б) закреплены за определенными категориями лиц. 1) обязанность заботиться о воспитании детей и обеспечить получение детьми основного общего образования; 2) обязанность платить законно установленные налоги и сборы; 3) обязанность заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории, культуры, природы; 4) обязанность заботиться о нетрудоспособных родителях; 5) обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам; 6) обязанность соблюдать Конституцию РФ и законы.
18. Уполномоченный по правам человека в РФ назначается и освобождается: а) Президентом РФ; б) Советом Федерации; в) Государственной думой РФ; г) Советом безопасности РФ.
19. Основным документом, подтверждающим гражданство после 18 лет, в РФ является: а) свидетельство о рождении; б) паспорт; в) водительские права; г) аттестат о среднем образовании.
20. Укажите, в каком случае ребенку может быть отказано в приеме в гражданство РФ. а) родители ребенка на момент его рождения являлись гражданами российского государства; б) родители ребенка на момент его рождения постоянно проживали на территории российского государства, но были апатридами; в) один из родителей ребенка на момент его рождения состоял в гражданстве российского государства; г) ни в одном из перечисленных выше случаев.
21. Какие из перечисленных ниже лиц могут приобрести гражданство в порядке регистрации? а) граждане бывшего СССР, проживающие на территориях государств, входивших в состав бывшего СССР; б) иностранные граждане и лица без гражданства, имеющие родственников по прямой восходящей линии, состоявших в российском гражданстве по рождению; в) лица, у которых супруг либо родственник по прямой восходящей линии является гражданином РФ; г) все перечисленные выше категории.
22. В какой из перечисленных ниже ситуаций не допускается выход из гражданства? а) в случае, если гражданин был принят в гражданство РФ в порядке регистрации; б) в случае, если только один из родителей ребенка имеет гражданство другой страны; в) в случае получения гражданином повестки о призыве на срочную военную или альтернативную службу; г) в случае, если на попечении гражданина находится недееспособное лицо.
23. Отмена решения о приеме в гражданство РФ возможна в течение: а) 3 лет после приема; б) 5 лет после приема; в) 7 лет после приема; г) 10 лет после приема.
24. Какое из перечисленных ниже суждений является верным? а) ни один гражданин РФ не может быть лишен своего гражданства; б) любой гражданин РФ может быть лишен своего гражданства; в) любой гражданин РФ может быть лишен своего гражданства в случае совершения им преступления, направленного на свержение существующего государственного строя; г) любой гражданин РФ может быть лишен гражданства только по приговору суда.
25. Каков срок полномочий (легислатуры) Совета Федерации? а) 2 года; б) 4 года; в) б лет; г) не имеет определенного срока полномочий.
26. Укажите число членов Совета Федерации. а) 83; б)166; в) 225; г) 450.
27. В каком из перечисленных ниже случаев Конституция РФ не предусматривает совместного заседания Совета Федерации и Государственной думы? а) в случае заслушивания посланий Президента РФ; б) в случае заслушивания посланий Конституционного суда РФ; в) в случае постановки председателем Правительства РФ вопроса о доверии Правительству; г) в случае выступления руководителей иностранного государства.
28. Из перечисленных ниже полномочий выберите те, которые относятся: а) к компетенции Государственной думы; б) к компетенции Совета Федерации. 1) решает вопрос о доверии Правительству РФ; 2) утверждает изменение границ между субъектами РФ; 3) назначает на должность и освобождает от должности председателя Центрального банка РФ; 4) выдвигает обвинение против Президента РФ для отрешения его от должности; 5) отрешает Президента РФ от должности; 6) назначает выборы Президента РФ; 7) назначает на должность и освобождает от должности уполномоченного по правам человека; 8) объявляет амнистию; 9) утверждает указы Президента РФ о введении военного положения и о введении чрезвычайного положения; 10) дает согласие Президенту РФ на назначение председателя Правительства РФ.
29. Основными структурными подразделениями Совета Федерации являются: а) комитеты; б) комиссии; в) фракции; г) верный ответ отсутствует.
30. Минимальное число депутатов Государственной думы, необходимое для регистрации их в качестве депутатской группы, составляет: а) 10 человек; б) 15 человек; в) 25 человек; г) 35 человек.
31. Кто из перечисленных ниже лиц входит в Совет Государственной думы с правом решающего голоса? а) заместители председателя Государственной думы РФ; б) руководители депутатских объединений; в) председатели комитетов Государственной думы; г) все перечисленные выше лица имеют решающий голос.
32. В каком из перечисленных ниже случаев Государственная дума не может быть распущена? а) после троекратного отклонения представленных ей Президентом РФ кандидатур председателя Правительства РФ; б) если председатель Правительства РФ поставил перед Государственной думой вопрос о доверии Правительству РФ и она отказала Правительству РФ в доверии; в) если она в течение трех месяцев повторно выразила недоверие Правительству РФ; г) если она выразила недоверие Правительству РФ в течение года после своего избрания.
33. Какой из перечисленных ниже органов не обладает правом законодательной инициативы? а) Президент РФ; б) Правительство РФ; в) Прокуратура РФ; г) законодательные (представительные) органы субъектов РФ.
34. Выберите правильную последовательность основных стадий законодательного процесса в РФ. 1) рассмотрение законопроекта и принятие закона Государственной думой; 2) подписани
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 76; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.219.166 (0.307 с.) |