Основные закономерности психического развития человека в онтогенезе (российская психология) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные закономерности психического развития человека в онтогенезе (российская психология)



 

Проблема природного и социального в отечественной психологии

Подходы Предпосылки развития Источник Детерминанты Движущие силы
Культурноисторический Социальные преобразования в России начала двадцатого столетия коснулись всех без исключения сфер общественной жизни, в том числе и науки. Психология подвергалась идеологическим терзаниям, которые базировались на взглядах о необходимости описания человека и человеческой природы с позиций материализма. Вскоре на арене на тот момент уже советской психологии появится человек, которому суждено будет внести колоссальный вклад в развитие психологической мысли в России. До этого в Российской империи были философы, антропологи, лингвисты и «прочие шведы», которые и явились предтечами создания культурно-исторического подхода. Д.Б. Эльконин видит источник в ранних исследованиях Л.С. Выготского, посвященных психологии искусства. У человека есть 2 линии развития: 1) натуральная; 2) культурная (историческая). Натуральная линия развития - это физическое, естественное развитие ребенка с момента рождения. При появлении общения с окружающим миром возникает культурная линия развития. Противоречия.
Деятельностный 1) необходимость новой методологической ориентации психологической науки, способной вывести психологию из кризиса, начавшегося в 10 — 20 гг.; 2) сдвиг тематики отечественной психологии с лабораторных исследований сознания и поведения на анализ различных форм трудовой деятельности; 3) исторически обусловленное обращение психологов к философии марксизма, в которой категория деятельности - одна из центральных. Рубинштейн и Леонтьев разрабатывали теорию параллельно и независимо друг от друга. При этом они опирались на труды Л. С. Выготского и на философскую теорию К. Маркса, поэтому в их работах много общего. Структуру личности человека не следует искать ни в каком наборе отдельных психических особенностей человека (его генетике, задатках, приобретенных знаниях, навыках и умениях). Устойчивым основанием личности человека может служить только предметная деятельность, или, говоря точнее, система его отношений к миру, реализуемая через иерархию различных деятельностей. Деятельность, опосредствующая все психические процессы.
Историкоэволюционнодеятельностный Впервые историко-эволюционный подход был сформулирован в цикле статей и выступлений в 1985 году. Еще в 40-х гг. один из основателей отечественной психологии С.Л. Рубинштейн (1940) для понимания развития психики в филогенезе и онтогенезе привлек представления о закономерностях эволюционного процесса, открытых в русле советской научной школы эволюционной биологии А.Н. Северцова и И.И. Шмальгаузена. Кредо историко-эволюционного подхода к пониманию человека передается через метафору «Индивидом рождаются. Личностью становятся. Индивидуальность отстаивают». Эволюция.

Движущая сила развития личности в деятельностном подходе заключается в противоречии:

а) между подражанием и стремлением ребенка к самостоятельности;

б) между инициативностью и чувством вины;

в) между операционально-техническими возможностями ребенка и его мотивационно-потребностной сферой;

г) между ребенком и взрослым.

Предпосылки психического развития следующие:

а) наследственные особенности организма;

б) процессы созревания нервной системы;

в) прирожденные особенности;

г) все ответы верные.

Потребность ребенка вплетена в «теоретическое» общение со взрослым. Для ребенка становится важной оценка взрослого. О какой форме общения идет речь:

а) ситуативно-личностной;

б) внеситуативно-познавательной;

в) ситуативно-деловой;

г) внеситуативно- личностной.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 245; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.2.122 (0.005 с.)