Поход на Новгород Дмитрия Донского 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Поход на Новгород Дмитрия Донского



В 1386 году между Новгородом и великим князем Дмитрием произошел конфликт, едва не закончившийся большой кровью. Поводом стали разбои, учиненные новгородскими ушкуйниками на Волге. Но истинная причина заключалась в другом. Москва дорого заплатила за Куликовскую победу. Мстя за поражение Орды, хан Тохтамыш превратил ее в пепел, все великокняжеские деревни были обложены новой данью. И теперь Дмитрий Донской отчаянно нуждался в деньгах. Великому князю казалось справедливым, чтобы и Новгород нес свою долю в общей тягости. Однако вече судило иначе. Москве отказали не только в дополнительной дани, но и княжеском и митрополичьем суде, лишив их судебных пошлин. Республика посчитала, что с ослабленной Москвой теперь можно не церемониться.

Теперь у великого князя оставался последний аргумент, и в самый канун Рождества Дмитрий Донской с большим войском выступил против Новгорода. В походе участвовали двадцать девять русских областей, кто из солидарности с великим князем, кто по принуждению, кто из мести за художества новгородских ушкуйников.

Новгородцы запросили мира, но Дмитрий отклонил переговоры. Тогда горожане стали спешно готовиться к обороне, и в доказательство серьезности своих намерений сожгли двадцать четыре подгородних монастыря, чтобы  лишить нападавших зимних квартир. Поняв, что впереди нешуточная драка, князь согласился взять отступные в размере 8000 рублей.

После этого случая республика стала серьезнее относиться к своим оборонительным сооружениям, город был обведен валом, в пригородах построены две новых крепости.

Но был и другой итог описываемых событий.

Вольно или невольно оставшись в стороне от борьбы с Ордой, Новгород потерпел моральное поражение. В судьбоносных событиях восьмидесятых годов новгородская элита не поднялась выше местнических интересов, забыв об интересах общенациональных. Сильно скомпрометировали республику в глазах остальной Руси подвиги ушкуйников, грабивших под шумок заодно с татарами и своих соотечественников.

Не потому ли, когда через сто лет Новгород подвергнется нападению внука Дмитрия Донского Ивана III, он не дождется сочувствия остальной Руси.

История -- злопамятная дама.

Глава 11

ГОСПОДИН ГОСУДАРЬ

Население и территория

Минуло пять веков с того времени как здесь, на берегах Ильменя, разбили свои первые поселения славянские племена. Пять столетий – это огромный исторический срок. Что же произошло с тех пор с потомками первых поселенцев?

 Главным итогом можно считать возникновение огромного государства с уникальной политической системой, хорошо развитой экономикой и богатой культурой. Называлось это государство Господин Государь Великий Новгород. В этом названии подчеркивался суверенитет республики, которая сама себе «государь». Новгородская земля, действительно, была самостоятельным государством, хотя формально оно находилось в вассальной зависимости от Золотой Орды, которая управляла своим русским улусом через московского великого князя.

Вторым крупным итогом стало возникновение на новгородских землях новой этнической группы, в которой смешались генетические особенности составляющих ее племен и народностей – ильменских славян, кривичей, мери, веси, чуди.

Антропологи выделяют два типа новгородцев. Потомки славян: светловолосые, голубоглазые, достаточно рослые, с белой кожей. Этот генотип и сегодня встречается в деревнях Поозерья. Вторая группа – потомки финно-угров -- темноволосые, сравнительно невысокие, скуластые.

 Благодаря подвижному образу жизни, постоянной борьбе с природой, новгородский генотип отличался повышенной выносливостью, подвижностью, смекалкой и живым умом. Хотя средняя продолжительность жизни была коротка в силу частых эпидемий и войн, однако эти потери быстро восстанавливались высокой рождаемостью. После массовой гибели людей проходило несколько десятилетий, и Новгород снова достигал своей обычной численности – от тридцати до сорока тысяч человек.

Можно ли считать население Новгородской республики самостоятельным этносом или оно принадлежало к русской нации? Все дело в том, что в 14-15 веках русской нации попросту не существовало. Население разных русских княжеств еще не воспринимало себя одним народом. Были москвичи, смоляне, тверичи, рязанцы, были и новгородцы. Признаки нации -- общность территории, государственной власти, языка, культуры – распространялись далеко не на все русские земли. Даже язык отличался настолько, что жители разных княжеств с трудом понимали друг друга. К примеру, новгородский диалект славянского языка был ближе к южнорусскому говору, чем к московскому.

Единственное, что считалось, действительно, общим – это была православная вера. Впрочем, и здесь после Флорентийского собора, положившего начало униатской церкви, возникла киевская митрополия, конкурировавшая с московской.

Но были и мощные силы притяжения, которые работали на единство будущего русского народа, и главная из них -- общее стремление сбросить татаро-монгольское иго.

Республика оказалась перед выбором: влиться в процесс создания единой русской нации, единого государства или остаться в стороне, пытаясь создать собственный новгородский этнос. Вокруг этого выбора и развернется историческая драма, которая закончится падением республики.

Что же представлял собой Господин Государь Великий Новгород на рубеже 14-15 веков?

Владения республики были необозримы. Новгородцы подчинили себе громадные малозаселенные территории на севере, северо-западе и северо-востоке. Здесь сегодня разместились Ленинградская, Новгородская, Псковская, Мурманская, Архангельская, Вологодская, Ивановская, Пермская, Кировская области, республики Карелия и Коми. Часть бывших новгородских владений находится сейчас за границей России: в Латвии, Эстонии, Финляндии.

Малочисленные туземные племена не слишком сопротивлялись новгородской колонизации, поскольку они вовлекались в международную торговлю, центром которой был Великий  Новгород. Особенно ценными приобретениями были изобилующая пушниной Югра, а также Закамье, где вскоре обнаружили серебро. Именно «закамское серебро» стало целью новых походов Москвы на Новгород.

Другие территории давали традиционные продукты новгородского эскпорта: меха, рыбу, древесину, мед, воск, деготь, лен. Поскольку все эти товары реализовывались в Новгороде, республика получала немалую прибыль в виде торговых пошлин.

Территориальное деление республики оставалось практически неизменным. Вся Новгородская земля делилась на пять пятин (Вятская, Шелонская, Обонежская, Деревская и Бежецкая), каждая из которых тянула к одному из пяти городских концов. Сохранилось прежнее территориальное деление и в самом городе.

Довольно непросто складывались отношения республики с так называемыми пригородами. Самый крупный из них – Псков -- все более тяготился ролью «младшего брата», несущего сторожевую повинность на западном направлении. Здесь успела сложиться собственная вечевая республика, во многом копировавшая новгородскую. Другие пригороды – Пермь, Вятка, Новый Торг -- тоже стремились проводить самостоятельную политику, смысл которой заключался в том, чтобы меньше отдавать Новгороду и больше оставлять себе. Вертикаль власти была ослаблена выборностью должностных лиц. Избранные на вече посадники старались угодить местному избирателю, а не метрополии. Чтобы контролировать такую громадную территорию, нужны были административные реформы, к которым республиканские власти были еще не готовы.

Государство -- это мы!

В пятнадцатом веке политическая система Новгородской вечевой республики окончательно оформилась. Налицо были все ветви власти: представительная, исполнительная, судебная. Все высшие должностные лица -- от посадника до архиепископа -- были выборными. Действовала система местного самоуправления, во главе которых стояли выборные уличанские старосты.

Республика имела государственный бюджет, собственную валюту, нерегулярные вооруженные силы, поддерживала дипломатические отношения со многими странами. Сформировалась правящая элита, в которую входили несколько десятков самых богатых и влиятельных боярских семейств. Фактически сложилась двухпартийная система. Одна партия, назовем ее «западники», ориентировалась на европейские страны, прежде всего на Литву, другая партия, «патриоты», выступала за укрепление связей с русскими землями. «Западники» имели интересы в европейской торговле, «патриоты» -- в торговле с Восточной Русью.

Коренным отличием новгородцев от населения других русских земель было их политическое сознание. Политика -- это, как известно, взаимоотношения людей по поводу власти. У новгородцев было свое представление о власти. Она для них носила характер вполне конкретный. Князь, посадник, тысяцкий, уличанский староста были наемными управленцами, которым надо подчиняться ради пользы дела, и которых в любой момент можно заменить, если они плохо правят или проворуются. Власть живет на соседней улице, и в ней нет ничего сакрального, сверхъестественного. Ты и сам можешь стать частью этой власти, если тебя выберут.

Такое понимание диаметрально расходилось с нарождающейся московской монархией, выводящей свое право на власть не от Рюрика даже, а непосредственно от Господа Бога. Это расхождение в понимании природы власти и станет главной причиной трагедии, которая разыграется на новгородской земле в шестнадцатом веке.

Еще одним принципиальным отличием новгородцев было их ощущение себя свободными людьми, имеющими право голоса. Взобравшись на вечевой помост, каждый оратор начинал свою речь одним и тем же обращением: «Вольные мужи новгородские!» В переводе на современный язык это означало: «Свободные граждане!» В понимание личной свободы как абсолютной ценности новгородцы далеко опередили не только остальную Русь, но и свою эпоху.

Класс хозяев

В советской исторической науке господствовала до крайности примитивная, в духе вульгарной социологии, картина новгородского общества, разделенного на эксплуататоров и эксплуатируемых. С одной стороны – алчное, зловредное боярство, с другой – угнетаемый простой люд. Реальная социальная картина на самом деле была куда сложнее. Население республики состояло из множества слоев и сословий, каждый из которых нес свою часть социальной нагрузки.

 Кстати, немалую долю государственных забот несло на себе охаянное советскими историками новгородское боярство. Бояре, дети боярские и их челядь составляли основу вооруженных сил республики, боярство через свои вотчины управляло территориями, выполняло дипломатические миссии, из боярской среды рекрутировались посадники и другие выборные управленцы.

И все же главной несущей конструкцией республики был тогдашний средний класс, класс хозяев. Достаточно посмотреть план городской застройки 14-15 веков, чтобы понять, что именно домохозяева составляли основную массу городского населения. Боярские усадьбы размером от 1000 до 1500 кв.м. выглядят редкими островками среди огромной массы небольших (400-500 кв.м.) усадеб новгородских домохозяев.

Хозяин – это владелец собственности, который прямо и непосредственно организует жизнедеятельность своего социума. Хозяин может быть богатым или не очень, но он никогда не будет бедным, потому что он великий труженик, остро чувствующий свою ответственность. Он всегда готов к действию, он ложится позже всех и встает раньше всех, спит чутко, подложив под голову кулак (отсюда, кстати, пошло прозвище зажиточных мужиков -- кулак).

 Типичный новгородский хозяин – это человек среднего достатка, владеющий земельным наделом, усадьбой, имеющий собственную торговлю, а также одну или несколько ремесленных мастерских. В зависимости от сезона и спроса такое хозяйство гибко переключалось с одного вида деятельности на другой, что обеспечивало его исключительную живучесть. От хозяина требовались универсальные знания и разнообразные навыки, поскольку он не только управлял процессом, но многое делал собственноручно.

Хозяин сам ходил в далекие поездки за товаром, следил за ценами и спросом. Он в любое время мог превратиться в воина и умел постоять и за себя и за новгородские интересы. Он владел грамотой, думал и рассуждал о вере, читал священные книги. Он знал, чем живет республика, живо интересовался всем происходящим, его голос громко звучал на вече.

За свою семью хозяин готов в огонь и в воду. Он ревниво следил за соседями, стремясь, чтобы его усадьба выглядела не хуже, чем у людей. Он хитер и блюдет свою выгоду, но он знает что, обманув сегодня, завтра потеряет гораздо больше. Поэтому хозяин старался честно вести дела и держать слово.

У него было много потомков в России. Купец-старовер, зажиточный казак, столыпинский хуторянин -- все это ветви одного генеалогического древа. Люди такого типа и сегодня встречаются на селе, несмотря на то, что само сословие было уничтожено во время коллективизации. Называясь нерусским словом «фермеры», это все те же русские хозяева.

 

 

Глава 12

  ЭКОНОМИКА РЕСПУБЛИКИ

Сельское хозяйство

Практически вся территория республики, за исключением узкой каемки на юге, находилась в так называемой зоне рискованного земледелия. Бедные почвы, куцее лето, частые заморозки и нескончаемые дожди оставляли земледельцу мало шансов для получения хорошего урожая. Тем не менее сельское хозяйство оставалось самым массовым занятием населения. Все свободные новгородцы имели право земельной собственности, и в этом состояло еще одно важное отличие республики от тех русских земель, где землевладение было привилегией знати или служилых классов. Простые обыватели, городские и сельские, приобретали в собственность землю, как для сельскохозяйственных целей, так и для других промыслов. Возник многочисленный класс мелких земельных собственников, именовавшихся своеземцами.

Но самые большие землевладения принадлежали монастырям и боярам, которые сдавали их, обычно за натуральный оброк, в аренду безземельным крестьянам, именовавшимся смердами. Общины не было, каждая крестьянская семья напрямую вступала в соглашение с арендодателем, сама отбывала повинности и платила налоги. В отличие от холопов смерды были лично свободными людьми и могли уйти в поисках лучшей доли.

Земледелие оставалось преимущественно экстенсивным. Человек не пытался восстановить плодородие почвы за счет удобрений и агротехники, а, истощив участок, оставлял его, и разрабатывал новый, закладывая села, (так назывались поселения на открытом пространстве) и деревни (жилища среди лесов, от слова «дерево»). Главными земледельческими орудиями были соха, топор и коса.

Но на пригородных землях уже наметились первые шаги в развитии агротехники. Привязанный к постоянному месту жительства крестьянин начал удобрять почву, возникает трехпольный севооборот, появляются новые сельскохозяйственные орудия. Среди выращиваемых культур первенствовали зерновые, прежде всего рожь и овес, а также ячмень, который давал солод, необходимый для пивоварения. Из так называемых технических культур первые три места занимали лен, конопля и хмель.

Скупая новгородская природа, глинистые почвы почти идеально подходит для льноводства. Лен, который вырастает на этих глинистых почвах и вылеживается на августовских росах, дает самое лучшее, самое экологичное сырье для текстильной промышленности. Сегодня самые богатые и разборчивые люди предпочитают «дышащую» льняную ткань всем прочим.

Сельское хозяйство не было привилегией крестьянства. Огороды и так называемые нивки держали все горожане, богатые и бедные, они тянулись на десятки верст за Новгородом. В огородах разводили капусту, репу, горох, морковь. В южных районах выращивали огурцы --тропический плод, отлично прижившийся на Руси.

Все новгородцы, за редким исключением, держали домашний скот. Огромное городское стадо паслось в богатой травами ильменской пойме. Главной тягловой силой были лошади, многие держали коров, но основное поголовье составляли свиньи и овцы, а также куры, утки и гуси. Скотоводство имело мясное направление. Мясо крестьяне потребляли сами, платили им оброк и продавали на рынке.

Промыслы

Короткий сельскохозяйственный год и бедность земель заставляли новгородцев искать дополнительные занятия в виде различных промыслов. Среди них главенствовал рыболовный, что объясняется изобилием рек и озер.

Добываемая на севере рыба ценных пород (белуга, севрюга, осетр) шла в основном на продажу, а также на посольские дары и для праздничных застолий. Зато голубая нива Ильменя, Ладоги и других внутренних озер обеспечивала постоянный приварок к столу всех сословий новгородцев. Бочки с соленой рыбой всегда стояли в подклетях крестьянских изб. Сушеный ильменский снеток брали в дорогу. Мелкой сорной рыбой кормили домашний скот.

Для крестьян, живших по берегам Ильменя, рыболовство превратилось в основное занятие. Возникли богатые рыбацкие села Взвад, Устрека, Ужин, Коростынь. Многовековой опыт породил здесь целый пласт традиций, определивших технологию лова, виды снастей и конструкцию судов, а также особый внутренний строй артели, способы хранения рыбы, взаимоотношения в семье и еще многое другое. Многие из этих традиций сохраняются и поныне. Это тоже история в ее живом, материальном воплощении.

Охотничий промысел был не менее массовым, чем рыбацкий, но промысловый характер он имел в северных, богатых дичью лесах. На побережье Белого моря новгородские поселенцы быстро освоили добычу морского зверя – моржа, тюленя, есть сведения о новгородских китобоях. И все же самой прибыльной оставалась пушная охота. С Югры, Подвинья, Заволочья сплошным потоком текла на новгородский рынок река мягкого золота -- шкурки белки, соболя, песца, куницы, бобров.

Лучшие охотничьи угодья были собственностью Великого Новгорода и строго охранялись. Способы добывания зверя отличались большим разнообразием в зависимости от предмета охоты, сезона и возможностей охотников. Промысловики севера добывали пушного зверя и помощью луков и тупых стрел. Знать охотились загоном: окружив большим числом загонщиков участок леса, смыкали кольцо. Простонародье использовало силки, капканы, волчьи ямы. Особняком стояла охота с рогатиной на медведя, требующая незаурядного мужества и сноровки.

Водоплавающую дичь ловили с помощью …сетей, развешенных над небольшими речками. В сумерках, возвращаясь с жировок, утки и гуси запутывались в сетях целыми стаями.

Третьим по значению промыслом было пчеловодство. Миллионы свечей, горевших в христианских храмах и частных домах, обеспечивали громадный спрос на воск. Наряду с древним бортничеством, когда продукты жизнедеятельности отбирались у диких пчел, в пятнадцатом веке возникает культурное пчеловодство, пчел начинают приручать и разводить в ульях.

 Еще одним выгодным промыслом было солеварение. Потребность в соли была огромной, поскольку она не только шла на приготовление пищи, но и была единственным консервантом для хранения мяса и рыбы. Строительство соляных варниц требовало объединенных усилий, поэтому желающие заняться этим промыслом создавали артели, члены которых назывались сябрами.

Технологический процесс солеварения был несложен. Вода из соляного источника по трубе поступала в большой чан, называвшийся церен, и медленно выпаривалась на огне. Больших успехов в солеварении достигла Старая Русса, где и сегодня бьют мощные соляные источники. Солеварение стало здесь главной доходной статьей, но оно же имело печальные последствия для местной природы. В печах соляных варниц практически полностью сгорели старорусские леса.

Мастера и ремесла

В десятом-одиннадцатом веках на новгородских землях еще господствовало натуральное хозяйство. Это означало, что почти все, что потреблялось в своем хозяйстве, в нем и производилось. Сами строили жилье, сами ткали, сами шили одежду и обувь, делали посуду.

В тринадцатом веке картина меняется. Благодаря оживленной торговле, приобщению городского населения к материальной культуре более развитых стран на новгородской земле стала быстро развиваться собственная промышленность.

Зародившись в боярских усадьбах, ремесла перекинулись в городские предместья. Целые городские концы (Плотницкий, Гончарный), улицы и слободы (Молотково, Кожевники, Кузнецы, Котельники, Щитная, Красильники) приобрели свою специализацию, закрепленную в названиях.

В Новгороде работали лучшие на Руси плотники, кузнецы, оружейники.

Из среды ремесленников выделились мастера с большой буквы, которые работали на грани высокого искусства. Новгородские ювелиры создавали потрясающую по красоте и филигранности церковную утварь, женские украшения в уникальной технике перегородчатой эмали, оклады священных книг. Литые ковши новгородской работы украшали самые богатые пиры. Вытканные новгородскими мастерицами ризы и пелены являют собой непревзойденные образцы средневекового ткачества.

 Новгородских мастеров все чаще подряжают в другие земли. Зная себе цену, они начинают подписывать свою работу, а иногда даже оставляют нам свои изображения, как это сделал мастер Авраам, отремонтировавший магдебургские ворота Софии.

Особо словились новгородские плотники. Острыми, как бритва, топорами они создавали подлинные шедевры деревянного зодчества. Прозвище «плотники» прочно утвердилось за новгородцами. В словесных перепалках, обычно предшествующих сражениям, противники грозились заставить их рубить для себя хоромы.

Уже в четырнадцатом веке ремесленники составляли самую массовую часть городского населения. Однако в отличие от европейских собратьев, новгородские ремесленники не успели создать свои цеха и гильдии, которые во многих странах взрастят будущую буржуазию.

Международная торговля

Международная торговля пронизала весь строй новгородской жизни. Именно ей республика во многом обязана не только своими богатствами, но и своей броской индивидуальностью на фоне других русских земель.

Направление торговли и ее пути неоднократно менялись. Если в десятом-одиннадцатом веках главным был путь «из варяг в греки», то в тринадцатом веке с упадком Киева на первый план выходит юго-восточное направление и Великий Волжский путь.

Торговые партнеры Новгорода тоже менялись со временем. Первыми были викинги, которые в девятом веке проторили путь из варяг в греки и фактически положили начало Новгороду. В двенадцатом веке центром балтийской торговли становится остров Готланд с городом Висби. С самого начала между Новгородом и Готландом устанавливаются теснейшие торговые связи. Новгородские купцы основали на острове свое подворье с православной церковью, а готландцы построили в Новгороде свою факторию.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 717; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.168.172 (0.03 с.)