Игрушки из растительного материала 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Игрушки из растительного материала



Птичка

рис. 93

Материал: грецкий и лесной орехи, веточки деревьев (одна толстая, две средней толщины и две тонкие), два сухих семечка акации, крылатки ясеня, пластилин.

Подготовка к работе. Во время прогулки или по дороге из детского сада домой предложить ребенку рассмотреть крылатки ясеня, спросить, на что они похожи (на веер, на самолетик и т. п.), что можно из них сделать. Вместе с ребенком собрать крылатки ясеня и различной толщины веточки для изготовления игрушек.

Последовательность изготовления игрушки. К грецкому ореху — туловищу птицы — прикрепить с помощью пластилина в нижней части две веточки средней толщины. Это — лапки. Голову — лесной орех — соединить с шеей, сделанной из пластилина, и с туловищем. Для клюва можно использовать две тонкие веточки, которые укрепить на голове птицы, как и глаза — семена акации,— с помощью пластилина. Хвост можно сделать из нескольких крылаток, после этого птичку укрепить на подставке — толстой веточке.

Барашек

рис. 94

Материал и инструменты: два початка кукурузы (без зерен!)1, две ракушки катушки, пять веточек, краски, пластилин; деревянный брусок, кисточка. 1 Перед тем как использовать кукурузные початки, надо объяснить ребенку, для какой цели выращивают эту культуру, какую ценность она представляет для хозяйства страны, подчеркивая при этом, что для поделок можно использовать только отходы производства (початки без зерен), и в ограниченном количестве, так как и они идут на корм скоту.

Последовательность изготовления игрушки. Для туловища потребуется большой початок кукурузы без зерен, к передней верхней части которого прикрепить заостренную часть второго початка — голову (соединение осуществляется при помощи пластилина). На голове барашка прикрепить две ракушки — рога. Затем снизу туловища прикрепить четыре одинакового размера и одинаковой толщины веточки — ноги и хвост. Глаза можно нарисовать красками.

Готовая игрушка прикрепляется пластилином на деревянном бруске.

Рыбка вуалехвост

рис. 95

Материал: шишка (сосновая или еловая), крылатка ясеня или клена, засушенные листья дуба, пластилин.

Подготовка к работе. Перед началом работы надо дать возможность ребенку посмотреть на живую рыбку, если такой возможности нет, показать ему изображение на картинке; обратить.его внимание на особенности внешнего вида — большой гибкий хвост, сильно выпуклые глаза. Затем вместе с ребенком отобрать необходимый материал и разложить его на рабочем столике. Последовательность изготовления игрушки. Работу начинают с поделки туловища рыбки. Для этого используют шишку. Глаза — пластилиновые шарики — прикрепляют к шишке. Глаза можно сделать также из кружков цветной бумаги, наложенных на пластилин, или косточек вишни. Нижний плавник делают из крылатки клена, которую закрепляют с помощью пластилина между чешуйками шишки. Для хвоста и верхнего плавника используют засушенные дубовые листья (для чего на черенок листа накладывают пластилин), их вставляют между чешуйками сверху и сзади. (Просушить свежие листья дуба можно горячим утюгом, положив их при проглаживании между двумя слоями бумаги.) Уяснив такую последовательность изготовления поделки, ребенок самостоятельно (но под контролем взрослого) делает игрушку. Взрослый при необходимости помогает ему в работе Когда игрушка будет готова, можно отметить, как ребенок работал, старался ли, аккуратно ли сделал игрушку, похвалить за старание, за проявленную инициативу. Если малыш медлит с уборкой рабочего места, ему надо напомнить.

Лиса

рис. 96

Материал и инструменты: две еловые шишки с раскрытыми чешуйками, плод кувшинки, скорлупа от желудя, семена яблока, пластилин, клей, бумага; ножницы, кисточка.

Подготовка к работе. Взрослый помогает ребенку заготовить материал для ушей зверька; для этого скорлупу желудя разрезает вдоль ножом на две равные половинки, затем еще раз пополам каждую часть.

Последовательность изготовления игрушки. В начале работы взрослый загадывает ребенку загадку: Хвост пушистый, мех золотистый, в лесу живет, в деревне кур крадет. Ребенок ее отгадывает. После этого рассматривает зверька, изображенного на картинке, либо игрушку-лису. Затем сообщает, что сегодня они будут делать такую игрушку. В беседе с ребенком взрослый уточняет, 1знает ли он особенности внешнего вида лисы, повадки зверька, где живет, чем питается. Далее спрашивает, из чего эту игрушку можно сделать. Вместе рассматривают заготовленный материал, раскладывают на столике. Далее взрослый рассказывает о способах соединения деталей, вместе с ребенком устанавливает последовательность изготовления игрушки.

Две крупные шишки, расположенные чешуйками в одну сторону и скрепленные пластилином, образуют туловище и хвост лисы. Если хвост тяжел, его можно наклонить вниз, тогда и игрушка будет более устойчивой. Для изготовления головы зверька используют плод кувшинки. Уши делают из скорлупы желудя, ноги из пластилина, их прикрепляют к шишке-туловищу. Глаза — семена яблока. Рот и нос вырезают из бумаги и наклеивают на заранее намеченные для них места на голове. Так установлена последовательность работы. Теперь ребенок может и самостоятельно делать поделку. В ходе его работы взрослый осуществляет контроль за действиями маленького мастера, следит, чтобы шишки для туловища и хвоста были правильно расположены — чешуйками в одну сторону, чтобы малыш проявлял в работе инициативу, по окончании убирал рабочее место.

Кораблик

рис. 97

Материал и инструменты: береста, нитки или проволока, краски; нож, шило, ножницы, кисточка.

Подготовка к работе. До занятий необходимо заготовить бересту прямоугольной формы. (Бересту снимать только с сухих поваленных деревьев!) Ножом аккуратно отделить ее тонкий верхний слой до середины.

Последовательность изготовления игрушки. В начале работы взрослый беседует с ребенком, в ходе беседы уточняет, какие деревья тот знает. Затем читает стихотворение С. Есенина «Берет за» (см., с. 171), рассказывает о том, что береза не только красива; она является ценным строительным материалом (желательно рассказать, где она используется, что из нее делают). Из отходов древесины и коры, которую называют берестой, можно сделать забавные игрушки, например кораблик. Взрослый показывает образец кораблика и рассказывает, как его делают. Из куска бересты прямоугольной формы готовят парус. Для этого тонкий верхний слой коры поднимают вверх. Затем в центре задней части коры шилом делают отверстия. (Шилом работает взрослый. Если отверстия накалывает ребенок, то взрослый внимательно следит за его действиями.) При этом подготовленную бересту кладут на деревянную подставку, придерживая ее левой рукой, правой делают прокол в коре в заранее намеченном месте.

В отверстие вдевают нитку или тонкую проволоку и прикрепляют — получился парус. Лишний конец нитки обрезают. Нос кораблика надо заострить, обрезав углы бересты ножницами.

Кораблик готов. На парусе можно нарисовать солнышко, звезду и пр. Проанализировав таким образом вместе с ребенком образец, взрослый разрешает ему приступить к работе. Надо показать ребенку, как пользоваться шилом: проколы на коре делать, только положив ее на деревянную дощечку. Когда игрушка будет готова, можно разрешить поиграть ею.

Жираф

рис. 98

Материал и инструменты: береста, желудь, плоды липы или шиповника, выкройка из бумаги для туловища и шеи, веточки, клей, пластилин, нитки; иголка, ножницы, карандаш, нож.

Последовательность изготовления игрушки. В начале работы целесообразно побеседовать с ребенком о том, знает ли он о животном, его особенностях внешнего вида, затем уточнить, из какого материала делать: голову из желудя, шею, туловище, уши и рожки из бересты, ноги и хвост из веточек, рожки из плодов, глаза из пластилина. После этого надо показать, как сделать заготовки из бересты по бумажным выкройкам: выкройки накладывают на бересту, обводят карандашом и вырезают. Получаются два прямоугольника: один более короткий и широкий, он подойдет для туловища, другой — более узкий и длинный — для шеи. Прямоугольники складывают трубочкой так, чтобы с одной стороны получилось маленькое отверстие, а с другой — более широкое, после чего их соединяют и склеивают, как показано на рисунке. Места соединения деталей из бересты можно и сшить. В этом случае выполняет работу взрослый.

Голову жирафу делают из желудя. Для этого с желудя сначала снимают уши, ротик (маленькие кусочки бересты трапецевидной формы) и рожки. Для рожек можно использовать мелкие плоды шиповника и короткие тоненькие веточки, которые вставляют в желудь. Рожки к голове прилепить пластилином. Глаза также сделать из пластилина или нарисовать.

Когда голова сделана, ее соединяют с шеей. Для этого подбирают нужной толщины веточку, заостряют ее с двух сторон, смазывают клеем и вставляют в трубочку со стороны соединения с головой, как показано на рисунке. В желуде шилом делают отверстие и в него вставляют второй конец веточки.

Ноги делают из веток. Для этого в намеченном месте соединения с туловищем делают четыре отверстия, смазывают их клеем или пластилином и в эти отверстия вставляют веточки. Хвост можно сделать из бересты, которую приклеить, или из веточки с острым сучком, который продеть в отверстие сзади.

Уточнив с ребенком такую последовательность изготовления игрушки, можно приступить к работе. По окончании игрушка анализируется, подводится итог совместной работы. Ребенок убирает рабочее место.

Козлик

рис. 99

Материал и инструменты: еловая (или другая) кора, веточки деревьев, береста, кукурузное мочало, клей; карандаши, нож, кисточка.

рис. 100

Подготовка к занятию. Взрослый до занятия ножом обрезает кусочки коры, придавая им форму овала: кусочки поменьше — для головы, кусочки побольше (в 2—3 раза) — для туловища. Из коры вырезает подставку. В коре, предназначенной для головы, шилом делает одно отверстие, куда будет вставляться шея, и два отверстия — для рожек. В коре, заготовленной для туловища, делает шесть отверстий: для шеи, ног и хвоста. До начала работы читает ребенку книгу, вместе с ним рассматривает картинку в книге с изображением животного. В ходе беседы взрослый выясняет, усвоил ли ребенок особенности внешнего вида козлика, подводит к тому, в какой последовательности надо делать эту игрушку.

Последовательность изготовления игрушки. Кора, заготовленная для головы, сворачивается в конусообразную трубочку, а для туловища — в трубочку цилиндрической формы. Обе трубочки склеиваются. Затем берут четыре палочки одинаковой длины, подготовленные для ног; одну средней длины — для хвоста, одну короткую — для шеи и две совсем маленькие — для рожек, вставляют их в соответствующие отверстия, смазанные клеем. Мордочку рисуют карандашом. Теперь игрушку можно установить на подставке, которую можно сделать также из кусочка коры. На подставке наколоть четыре отверстия для ног, отверстия смазать клеем и поместить в них ножки, так игрушка будет устойчивее. Для прочности и улучшения внешнего вида ее можно покрыть лаком.

Старик лесовик

Материал и инструменты: шишки сосны, желуди, половинка скорлупы грецкого ореха, вата, веточки, семена арбуза, солома, цветная бумага, клей, пластилин; шило, нож, кисточка.

рис. 101

Подготовка к работе. Взрослый вместе с ребенком заготавливает материал. В шишке-туловище делает пять отверстий: для ног, рук и шеи. Для шеи делает также отверстие в каштане (голове). Затем берет две половинки скорлупы грецкого ореха, веточки для шеи и ног заостряет с двух сторон, а для рук — только с одной; знакомит ребенка с изображением этого сказочного героя на рисунках в книге, читает произведение, после чего ведет беседу, в ходе которой побуждает малыша пофантазировать, как смастерить такую игрушку, подумать, в какой последовательности -надо ее делать.

Последовательность изготовления игрушки. Делать игрушку старика лесовика надо начинать с туловища. Для этого необходимо подобрать большую продолговатую шишку. Голову сделать из каштана, укрепить ее на шишке-туловище с помощью заостренной ветки (или пластилина), шляпу сделать из половинки скорлупы грецкого ореха, ее приклеить клеем или пластилином. Поля шляпы сделать из бумаги. Для этого вырезать круг, в центре его вырезать еще круг, диаметр которого равен диаметру скорлупы грецкого ореха, предназначенной для шляпы. На оставшуюся часть, выполняющую роль полей шляпы, наклеить соломку так, чтобы соломинки совпадали по длине. С середины поля шляпки немного надрезать, загнуть, края смазать клеем и приклеить к скорлупе ореха. Шляпа готова. Теперь можно заняться лицом. Глаза сделать из семечек арбуза, для бороды использовать вату, прикрепив ее пластилином. Изогнутые веточки подойдут для рук и ног; их надо плотно вставить в отверстие шишки, предварительно смазав концы веток клеем.

Игрушка будет устойчивее, если на ноги фигурки забавного человечка надеть чашечки от желудя или половинки каштана, предварительно набив их пластилином. Укрепить игрушку можно и на кусочке коры дерева.

Дед мороз

Материал и инструменты: шишка, желудь, орех, ветки, вата, клей, семена подсолнуха, деревянный брусок; шило, нож, кисточка.

Подготовка к работе. Поделку Деда мороза желательно приурочить к Новому году. Опираясь на имеющийся опыт изготовления ребенком подобной игрушки (делали старика лесовика), взрослый предлагает сделать тоже старика — Деда- мороза. Способ этой поделки и материал ребенку знакомы, поэтому можно предложить ему самостоятельно определить, какой потребуется для изготовления игрушки материал и в какой последовательности надо вести работу. После этого взрослый накалывает шилом все отверстия: одно в желуде, пять отверстий в шишке-туловище — для шеи, рук и ног. Изогнутые веточки, предназначенные для рук и ног, заостряет с одного конца, а веточку для шеи — с двух. Детали подготовлены, ребенок может приступить к самостоятельной работе.

Последовательность изготовления игрушки. Для туловища требуется шишка с сильно раскрывшимися чешуйками; ее надо поставить вертикально. Основание шишки намазать клеем и на это место пышным слоем наложить вату. Это будет шуба для Деда мороза. Голова Деда мороза — желудь или орех. Желудь поставить вертикально, при помощи веточки, заостренной с двух концов, прикрепить к туловищу. Веточку вставить в отверстия, сделанные шилом в шишке и в нижней части желудя. Для прочности выемки отверстия смазать клеем. Чашечка желудя служит шапкой Деда мороза, изогнутые веточки — руки. Игрушка готова.

Зайка

Первый вариант (рис. 102)

Материал: еловые шишки (большая и маленькая), лесной орех, кукурузные листья, семена гледичии, срез с ветки березовой (для подставки), мох, веточки деревьев (две тонкие и две средней толщины), пластилин.

Подготовка к работе. Во время прогулки в лес или парк (к местам, где растут сосны, ели) за день до занятия взрослый обращает внимание ребенка на огромное разнообразие природного материала, который можно использовать в поделках. Дети вместе с родителями собирают шишки, различные по размеру и форме, веточки деревьев, желуди и т. п. Во время сбора материала его рассматривают. При этом взрослый побуждает ребенка представить, на что похожа веточка, что из нее можно сделать. Во время такой прогулки можно побеседовать с детьми о бережном отношении к природе, не допускать, чтобы они ломали ветки, рвали цветы для букетов, собирали только то, что на земле.

Последовательность изготовления игрушки. К шишке-туловищу прикрепить с помощью тонких веток лесной орех (голову) и маленькую шишку (хвостик). В отверстия, сделанные на туловище, вставить утолщенные веточки-ноги. Уши вырезают из листьев кукурузы и прикрепляют их к голове пластилином; глаза делают из семян гледичии. В передние лапы зайке можно вложить небольшую морковку, вырезанную из цветной бумаги. Готовую поделку установить на подставке из березового среза, которую украшают мхом.

Зайку можно смастерить и из другого природного материала, например из каштана и желудя.

Второй вариант (рис. 103)

Материал и инструменты: каштан, крылатка клена, желудь, спички (без серы!) или маленькие веточки, пластилин; шило, нож.

Подготовка к работе. До начала работы надо проделать в каштане шесть отверстий для соединения шеи, хвоста, ног, а в желуде одно — для соединения с туловищем (каштаном).

Заготовленные веточки (или спички, очищенные от серы) для ног заострить с одного конца, а веточки, соединяющие голову и туловище, заострить с двух концов.

Последовательность изготовления игрушки. Для головы зайца потребуется желудь округлой формы, надо только снять с него плюску. Сверху прикрепить пластилином две крылатки — это будут уши зайки. Глаза и нос сделать из пластилина. Голову ^с туловищем соединить с помощью заостренной с двух концов веточки. Для ног взять четыре укороченные спички, вставить их в заранее сделанные отверстия на одинаковую глубину. Для прочности соединения деталей отверстия хорошо смазать клеем. Хвост сделать также из небольшого кусочка спички, вставить его в отверстие так, чтобы была видна небольшая часть — хвостик зайчика.

Утенок с червяком

рис. 104

Материал и инструменты: лесной орех, сосновая шишка (с закрытыми чешуйками), семена тыквы, веточки деревьев, пластилин; ножницы, кисточка, клей.

Подготовка к работе. Взрослый вместе с ребенком заготавливает материал для задуманной игрушки — шишки, орех и др., делает шилом в них отверстия. Одновременно рассказывает ребенку, как надо держать шило, действовать им, когда накалываются отверстия в разных материалах.

Последовательность изготовления игрушки. Туловище утенка — основную шишку соединяют с помощью тонкой веточки с орехом-головой (облегченный вариант соединения предполагает использование пластилина). Снизу туловища вставляют две веточки — это лапки утенка. Глаза — семена тыквы или кружочки, вырезанные из цветной бумаги; червяк — изогнутая веточка или стебелек от любого растения.

Щенок

рис. 105

Материал и инструменты: большая сосновая шишка, две еловые шишки (одна средняя и одна маленькая), листья кукурузы, четыре березовые веточки-рогатинки, три тонкие маленькие прямые веточки, две любые сухие черные ягоды, пластилин; ножницы.

Подготовка к работе. В большой раскрытой сосновой шишке взрослый вместе с детьми проделывает шилом шесть отверстий (одно для соединения с головой, второе — для соединения с хвостом и четыре для передних и задних лап).

В еловой шишке среднего размера, предназначенной для головы, сделать четыре отверстия (одно для соединения с туловищем, два для прикрепления ушей и одно для прикрепления носа). Для хвоста проделать одно отверстие, чтобы соединить его с туловищем. Все это подготовить накануне работы.

Последовательность изготовления игрушки. В отверстия сосновой шишки- туловища вставить две тонкие веточки и с их помощью присоединить голову и хвостик (еловые шишки среднего и маленького размера). Четыре веточки-рогатинки — лапы щенка — вставить в отверстия, сделанные в нижней части туловища. Из листьев кукурузы ножницами вырезать уши и, скрутив их нижнюю часть в трубочку, вставить в проделанные для ушей большие отверстия на голове. После этого укрепить носик (маленькая веточка) и глаза (сухие ягоды).

Для большей прочности места соединения отдельных деталей игрушки можно намазать пластилином.

Краб

рис. 106

Материал и инструменты: каштан, изогнутые веточки любого дерева, пластилин, клей, деревянный, брусок; шило, кисточка.

Подготовка к работе. В каштане для туловища сделать с двух сторон по пять отверстий. Если эту игрушку придется мастерить в зимнее время, когда каштан твердый, его можно размягчить, завернув на некоторое время во влажную марлю, тогда наколы в каштане легко сделает и ребенок. Если он еще не научился действовать шилом, эту работу выполняет заранее взрослый. До начала работы желательно сделать и образец игрушки, используя рисунок с изображением краба. Также заранее готовятся и веточки, их взрослый заостряет ножом с одного конца.

Последовательность изготовления игрушки. Взрослый предлагает рассмотреть образец (игрушку или ее изображение), вместе с ребенком устанавливает последовательность работы. Сначала делают туловище. Для этого берут крупный каштан круглой формы. В нем делают с каждой стороны по пять отверстий для щупалец. Щупальца — пять пар изогнутых сухих веточек, две из них — передние; желательно, чтобы были с раздвоенными концами и больше остальных. Четыре пары веточек надо подо- / брать так, чтобы каждая пара была меньше предыдущей. Каждую веточку-щупальце смазывают с заостренного конца клеем и вставляют в отверстие каштана. Глаза можно вылепить из пластилина. Игрушка получится оригинальнее, если веточки будут достаточно изогнутыми. После того как будет уточнена последовательность изготовления поделки, ребенок может приступить к работе. Но за его действиями необходимо следить и своевременно оказывать помощь.

Крокодил Гена

рис. 107

Материал и инструменты: четыре шишки — одна большая, одна среднего размера и две совсем маленькие, четыре плюски желудя — две большие, две маленькие, четыре согнутых веточки, одна из которых сучковатая, кусочек коры, цветная бумага (двух цветов), пластилин; ножницы.

Подготовка к работе. В шишке среднего размера сделать надрез (пасть крокодила); шилом проделать пять отверстий в шишке-туловище для шеи и лап.

Последовательность изготовления игрушки. К шишке-туловищу прикрепить лапы из согнутых веток и шею, вставив их заостренными концами в заранее сделанные отверстия. На веточке-шее укрепить шишку-голову, на которую пластилином наклеить глаза — две маленькие шишки. К концам веток-лап прикрепить плюски желудей, заполненные пластилином. Это придаст игрушке большую устойчивость.

Готовая игрушка прикрепляется к подставке с помощью пластилина.

Одежду крокодилу готовят из цветной бумаги, для чего вначале делают выкройку (см. рис. 107). Гармонь из бумаги другого цвета делают так: пол-листа из тетради складывают вдоль пополам, затем края дважды заворачивают (по 5 мм). Заготовленный таким образом лист сложить еще раз пополам, после этого, немного отступив от краев (это будут ручки), сделать складочки. Развернув аккуратно заготовку, подуть в образовавшееся с одного конца отверстие — «меха» выравниваются; подправить складочки — получается гармонь.

ИГРУШКИ ИЗ РАКУШЕК

Орел

рис. 108

Материал и инструменты: шесть ракушек мидии (по две одинаковые по форме и размеру (большие темные, средние и мелкие), одна ракушка черноморского гребешка, кремень среднего размера, одна маленькая ракушка биттума, клей ПВА, лак; кисточка.

Подготовка к работе. Перед началом работы взрослые показывают ребенку картинку с изображением орла, вместе рассматривают эту величественную птицу. В процессе беседы взрослые выясняют, знает ли ребенок, из каких ракушек можно сделать части игрушки (голову, крылья, туловище, хвост). Ребенок под контролем взрослого отбирает нужный материал, после чего приступает к созданию игрушки.

Последовательность изготовления игрушки. Из двух небольших ракушек мидии сделать голову, туловище склеить из двух половинок ракушки мидии среднего размера. К туловищу приклеить голову, затем хвост — ракушку черноморского гребешка; • клюв — маленькая ракушка биттума.

Когда фигурка птицы будет сделана, ее установить на подставке из кремня, приклеить к подставке крылья и хвост. Готовую игрушку покрыть лаком.

Птица Мук

рис. 109

Материал и инструменты: две ракушки мидии, по одной ракушке китайской шапочки и верши, косточка от винограда, кремень или галька, клей, лак; напильник (только для взрослых!), кисточка.

Подготовка к работе. Взрослые следят, чтобы дети правильно подобрали материал, необходимый для поделки (ракушки верши, мидии, китайской шапочки). Напильником подтачивают края ракушек мидии, предназначенных для крыльев.

Последовательность изготовления игрушки. К туловищу— ракушке верши по бокам приклеивают два крыла — ракушки мидии. К туловищу приклеивают голову — крупную виноградную косточку. Туловище и хвост — ракушку китайской шапочки — приклеивают к подставке. Когда клей подсохнет, игрушку можно покрыть лаком.

Жар-птица

рис. 110

Материал и инструменты: пять ракушек мидии (три среднего размера, одна большая, одна поменьше), шесть ракушек кардиума (две среднего размера, две поменьше, две совсем маленькие), ракушка биттума, три ракушки верши (большая и две маленькие), семена цветов, краски, лак, дощечки для подставки; кисточка.

Подготовка к работе. Чтобы ребенок ярче представил образ жар-птицы, целесообразно прочитать ему сказку «Конек-Горбунок», обсудить, как сделать такую игрушку, какие ракушки для этого потребуются. Устанавливают, что птицу лучше сделать из ракушек мидии, верши, кардиума, биттума. Одновременно взрослый выясняет, помнит ли ребенок способы склеивания ракушек, при необходимости напоминает ему об этом.

Последовательность изготовления игрушки. Поделку начинают мастерить с изготовления туловища. Для этого используют две большие ракушки кардиума одинакового размера. Их склеивают известным способом: смазав клеем края ракушек, их плотно присоединяют друг к другу. Затем делают шею из ракушек верши, ее приклеивают к туловищу спереди. Две маленькие ракушки кардиума склеивают друг с другом — получается голова птицы; клюв — маленькую ракушку биттума — прикрепляют к нижней передней части головы, после этого соединяют голову и шею. К туловищу приклеивают две маленькие ножки из ракушек верши. С нижней стороны ножки прикрепляют к двум очень маленьким ракушкам кардиума, внутреннюю сторону которых обильно смазывают клеем. Игрушку устанавливают на подставке.

Хвост жар-птицы — украшение игрушки. Его делают из тщательно подобранных, уменьшающихся к одному концу трех ракушек. Приклеивают хвост со стороны большой нижней ракушки, которая приклеивается к туловищу узким концом, а другим, широким,— к подставке. Следующую ракушку располагают чуть выше и прикрепляют одновременно к туловищу и к нижней ракушке. Верхнюю, третью, ракушку соединяют так же, как и вторую. Крылья делают из двух одинаковых ракушек мидии, которые соединяют с туловищем так, чтобы создавалось впечатление, что птица взмахнула крыльями. Хохолок жар-птицы можно сделать из маленьких стебельков проса, найденных во время прогулки в поле после уборки урожая; на концах их приклеить семена цветов; глаза сделать также из семян любых цветов.

Фигурку сказочной жар-птицы окрасить в разнообразные, хорошо подобранные цвета. Готовую игрушку покрыть лаком.

Краб

рис. 111

Материал и инструменты: две большие ракушки кардиума, ракушка венуса, 18 ракушек верши, обломок ракушки мидии, две ракушки циклопеса, стебелек проса, клей, лак, кусок цветного картона; кисточка.

Подготовка к работе. Взрослый вместе с ребенком рассматривает образец игрушки (желательно сделать его заранее либо использовать для этой цели рисунок с изображением краба). Одновременно взрослый рассказывает об особенностях внешнего вида животного (длинные щупальцы, усы и т. д.). Затем просит ребенка подумать, из каких ракушек можно сделать такую игрушку и в какой последовательности соединять детали.

Последовательность изготовления игрушки. Туловище краба делают из трех больших ракушек — двух кардиума и одной венуса. Вначале соединяют две ракушки кардиума, а к ним снизу (сзади) приклеивают ракушку венуса, туловище устанавливают на подставке. Спереди крабу приклеивают голову из обломков передней части ракушки мидии. На голове симметрично приклеивают глаза из двух ракушек циклопеса. Усы крабу делают из стебельков проса. Щупальца делают из ракушек мидии (каждое состоит из трех частей). Затем приклеивают шесть ножек, каждая из которых составлена из двух частей; их делают из средней и маленькой ракушек верши. Щупальца и ножки приклеивают к туловищу и к подставке, причем расположением ракушек подчеркивается, что краб находится в движении. Когда игрушка будет собрана, ее следует покрыть лаком.

Вертолет

рис. 112

Материал и инструменты: две большие ракушки мидии, четыре средние и две маленькие ракушки гелицеллы, три длинные и две короткие ракушки черенка окаймленного, две ракушки донакса, две ракушки зебрины, деревянная дощечка, палочка (или спичка), клей, лак; кисточка.

Подготовка к работе. Подобрать иллюстрации с изображением вертолета, рассмотреть их с детьми, уточнить, какие нужны ракушки, чтобы смастерить вертолет, подобрать нужный для поделки материал. При изготовлении образца добиться сходства.

Последовательность изготовления игрушки. Кабину вертолета мастерят из двух больших ракушек мидии, склеенных между собой. Внизу кабины приклеивают колеса на подставках, для этого используют ракушки зебрины и гелицеллы. Кабину приклеивают к большой деревянной подставке. Для хвостовой части вертолета берут две ракушки донакса, склеивают их между собой, затем их приклеивают к ракушке черенка окаймленного. К верхней части хвоста приклеивают круглую ракушку гелицеллы среднего размера, а к ней накрест прикрепляют две короткие ракушки черенка окаймленного. Хвостовую часть прикрепляют к верху кабины вертолета; чтобы она хорошо держалась, сооружают подставку из палочки или спички (см. рис. с. 167). Вверху кабины приклеивают также мотор из двух круглых ракушек гелицеллы среднего и небольшого размера. К ним прикрепляют винт подъема — две длинные ракушки черенка окаймленного, сложенных накрест и скрепленных еще одной маленькой круглой ракушкой.

Сбоку вертолета можно смастерить тележку с багажом; основание ее — короткие ракушки черенка, приклеенные к трем колесам, сделанным из круглых ракушек гелицеллы. На тележку положить багаж — четыре ракушки (две кардиума и две верши небольшого размера).

Когда клей полностью высохнет, игрушку можно покрыть лаком. В таком виде поделка приобретает хороший вид и ребенок с интересом с ней играет.

Моржи

рис. 113

Материал и инструменты: для большого моржа — шесть ракушек мидии (две большие и четыре маленькие), две ракушки зебрины, две ракушки биттума, две ракушки верши, пенопласт, ножницы, клей, лак, краски гуашевые, пластилин; кисточка.

Подготовка к работе. Взрослый рассказывает ребенку о моржах: где они живут, чем питаются, каков у них внешний вид и т. д. (желательно показать картинку с изображением этого животного).

Последовательность изготовления игрушки. Для туловища берут две крупные ракушки мидии, склеивают их между собой; к ним прикрепляют пластилином ракушку верши, напоминающую голову моржа. К голове приклеивают клыки моржа — две ракушки биттума. К туловищу приклеивают передние лапы — две ракушки зебрины, а к ним — две маленькие ракушки мидии, напоминающие ласты. - Хвост лепят из пластилина, к нему прикрепляют хвостовые ласты, сделанные из двух маленьких ракушек мидии.

Для подставки используют белый пенопласт. Из него делают снег, создают картину нагромождения льдов. Большого моржа приклеивают к подставке, а затем красят коричневой краской (гуашь).

Таким же образом делают и маленького моржа, которого укрепляют рядом с большим. Когда краска подсохнет, фигурки моржей покрывают бесцветным лаком.

Игрушка готова, ею можно поиграть.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 204; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.70.203 (0.071 с.)