Изготовление игрушек из бересты 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Изготовление игрушек из бересты



Туесок

рис. 56

Цель. Продолжать знакомство детей с разновидностью коры — берестой; учить простейшим приемам работы с этим природным материалом — обрезанию по выкройке; укреплять интерес к работе; формировать доброжелательные взаимоотношения детей во время работы.

Материал и инструменты: куски бересты, подготовленной к работе (она предварительно замачивается, см. об этом на с. 15), нитки, сектор круга из тонкого картона; деревянный брусок, иголка, ножницы, шило.

Ход работы. Воспитатель напоминает, что в старшей группе дети уже знакомились с берестой при изготовлении плота (желательно показать игрушку или ее рисунок). Сегодня они будут мастерить новую игрушку из бересты — туесок. Для этого им надо будет работать с выкройкой. (Воспитатель готовит ее заранее для каждого воспитанника.) Затем показывает игрушку-туесок. Дети рассматривают поделку, педагог рассказывает о последовательности ее изготовления.

Для поделки используется кусок бересты любой формы. По заранее приготовленному шаблону из бересты вырезают сектор круга и полоску. Затем сектору круга придают форму воронки. При этом один край накладывают на другой, после чего корпус туеска сшивают или прошнуровывают. Теперь остается только прикрепить ручку из сложенной вдвое для прочности полоски бересты к краям туеска. Ее можно пришить или приклеить клеем ПВА.

В ходе работы воспитатель оказывает детям помощь, учит их проявлять доброжелательность к товарищам, готовность оказывать помощь, например при соединении краев туеска, проделывании шилом отверстий для скрепления, выполнении других операций.

В итоге готовые игрушки анализируют и оценивают. При этом воспитатель побуждает ребят радоваться успехам товарищей. Готовые игрушки используются для сюжетно-ролевых игр.

Ведерко для сбора ягод

рис. 57

Цель. Продолжать учить детей работать с берестой по выкройке, пользуясь приемом вырезания, сгибания; воспитывать аккуратность в работе с ножницами, иголкой; формировать любовь к природе, бережное отношение к ней.

Материал и инструменты: прямоугольные куски бересты, нитки, клей; ножницы, кисточка, карандаш, иголка.

Ход работы. Воспитатель в беседе с детьми в начале работы подчеркивает, что изготовление ведерка сходно с изготовлением туеска, только это более сложный вариант, рассказывает о последовательности работы. Берут прямоугольный лист очищенной бересты и делают выкройку ведерка — вырезают дно в виде круга, полоску для ручки и боковую поверхность, на нижнем крае которой делают надрезы по заранее намеченной карандашом линии. Чтобы надрезы получились одинаковые, намеченную карандашом линию загибают и после этого ориентируются на линию сгиба. Затем края боковой поверхности накладывают один на другой и сшивают, а надрезы нижнего края аккуратно прикладывают к донышку, предварительно смазанному клеем.

После этого к ведерку пришивают сложенную вдвое ручку, один конец которой прикрепляют к месту шва. Изготовленные игрушки дети используют во время прогулок для сборах листьев, в игровой деятельности.

Собачка Тобик

рис. 58

Цель. Закреплять навыки изготовления игрушки из бересты по выкройке; развивать воображение; направлять усилия каждого ребенка на достижение поставленной цели.

Материал и инструменты: береста, веточки» палочки или спички, ягоды шиповника, семена гледичии, клей ПВА, пластилин, нитки; деревянный брусок, иголка, ножницы, шило.

Ход работы. Вначале уточняют последовательность работы. Для изготовления туловища берут вымоченную бересту, вырезают из нее прямоугольник, два круга; по принципу изготовления ведерка для ягод делают цилиндр. Голову собаки изготавливают из сектора и одного целого круга, вырезанных из бересты. Для ушей вырезают два кусочка бересты (в форме трапеции) и приклеивают. Глаза делают из семян гледичии, а нос из ягоды шиповника.

Голову и туловище соединяют с помощью веточки, которую вставляют в сделанное отверстие конуса (головы) и цилиндра (туловища). Это соединение выполняет сам воспитатель (из-за недостаточного опыта детей в работе с данным материалом). Места соединения для большей прочности смазывают клеем или пластилином.

Лапы делают из четырех одинаковых кусков бересты трапециевидной формы. Прежде чем их приклеить, предварительно намечают карандашом места для передних и задних лапок, чтобы все они были на одинаковом уровне.

Хвостом собачке служит веточка, у которой один конец более острый (конец хвостика). Другой конец этой веточки соединяют с туловищем при помощи пластилина.

Готовая собачка Тобик крепится (приклеивается) на подставке (гладкой дощечке размером 15X10 см).

Машина

рис. 59

Цель. Укреплять у детей интерес к работе с берестой, совершенствовать навыки работы с данным природным материалом; формировать дружеские взаимоотношения детей, оказывая помощь нуждающимся.

Материал и инструменты: береста (вымоченная в соленой воде), катушки от ниток, проволока; ножницы, кисточки.

Ход работы. Из беседы воспитателя дети узнают, что работу над игрушкой начинают с изготовления кузова. Делается он по принципу изготовления коробки. Для этого в квадрате (или прямоугольнике) бересты с двух противоположных сторон делают надрезы (как показано на рисунке) и по их направлению прямоугольник сгибают, концы склеивают или скрепляют проволокой.

рис. 60

Мотор делают из двух бездонных коробов, один из которых больше, а другой — чуть меньше. Для этого берут две полоски коры, складывают их пополам так, чтобы ширина была равна длине (2—3 см), затем их склеивают. Делается это так: меньший короб вставляют в большой так, чтобы получился закрытый кубик. Кабину выполняют по этому же принципу: изготавливают так же бездонный короб, только при склеивании оставшуюся бересту не срезают и смазывают ее клеем. Затем ставят готовый мотор — кубик, склеивают, после чего склеивают кабину и кузов игрушки.

Колесами служат катушки. Через них пропускают проволочки, на которые прицепляют колеса-катушки. Так обеспечивается и свободное вращение.

Дети выполняют задания. Готовые игрушки оцениваются, с ними ребята играют.

Воспитатель предлагает подарить несколько машин малышам. Пусть они порадуются.

Матрешка

Цель. Учить детей использовать бересту для изготовления человечков; формировать дружеские взаимоотношения в процессе труда детей.

Материал и инструменты: береста, материя, несколько соломинок, проволока, клей; ножницы, кисточка.

Ход работы. Воспитатель показывает детям набор деревянных матрешек с хохломской росписью и говорит, что сегодня они будут мастерить такие игрушки, потом из них составят хоровод. Затем просит рассмотреть образец-матрешку, сделанную воспитателем заранее из бересты1, и сказать, из чего и как она сделана. Воспитатель ведет анализ таким образом, чтобы детям была ясна последовательность работы. Они узнают, что изготовление начинают с сарафана, для чего из кусочка распрямленной бересты ножницами вырезают форму трапеции, сворачивают ее и склеивают или скрепляют тонкой проволокой сзади.

Рукава и ладони матрешки вырезают ножницами из полоски коры, сложенной пополам (их можно предварительно нарисовать карандашом). Руки приклеивают к сарафану. ' Голову вырезают ножницами из другого куска коры прямоугольной формы. Для этого складывают кору пополам и примерно до середины, немного отступив от края, образуют 1 При изготовлении матрешки можно использовать образец-рисунок, ориентируясь на подготовленность детей. с двух сторон, углы закругляют. Голову вставляют в сарафан. На голову матрешке прикрепляют несколько соломинок — это волосы — и повязывают платочек; лицо рисуют.

Матрешку можно укрепить на подставке, сделанной из коры дерева.

В ходе работы воспитатель поощряет проявление взаимопомощи между детьми, осуществляет контроль за их действиями, помогает затрудняющимся детям обрезать ножницами кору и подводит итог сделанной работы. При оценке готовых изделий воспитатель отмечает старание детей, результативность трудовых усилий, подчеркивает, что сегодня они трудились каждый над одной игрушкой, а все вместе сделали много матрешек, которые можно объединить в хоровод.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 78; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.109.30 (0.006 с.)