Глава 10. Философские категории как отражение 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 10. Философские категории как отражение



универсальных связей бытия и ступени его познания       127

1. Сущность и система категорий диалектики............. 127

2. Содержание и методологическое значение

основных категорий диалектики.................................. 128

ГЛАВА 11. Философия сознания и медицина......... 141

1. Проблема сознания в философии и медицине......... 141

2. Сущность, структура и функции сознания............... 144

ГЛАВА 12. Философия познания. Специфика медицинского познания 153

1.Познание как исторически развивающееся отношение

человека к действительности....................................... 153

2. Творчество и интуиция, объяснение и понимание. Истина 154

3. Наука как основная форма познания........................ 158

4.Эмпирический и теоретический уровни научного познания.

Формы научного познания............................................ 161

5.Специфика медицинского познания......................... 163

РАЗДЕЛ IV. СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ И МЕДИЦИНА    168

ГЛАВА 13. Философия общества............................... 168

1. Определение общества. Общество как система....... 168

2. Диалектика общественной жизни............................. 172

ГЛАВА 14. Философия истории................................. 178

1. История как предмет философского анализа........... 178

2. Теологические, философские, натуралистические

и культурологические концепции истории................. 181

ГЛАВА 15. Философия глобальных проблем современности       188

1.Источники, сущность, признаки и классификация

глобальных проблем современности............................ 188

2.Методология разрешения глобальных проблем современности     193

ГЛАВА 16. Проблемы и перспективы современной цивилизации 199

1.Понятие, структура и основные концепции цивилизации

в истории социально-философского знания................ 199

2.Типология цивилизаций. Содержание, признаки,

перспективы планетарной и русской цивилизаций... 204

ГЛАВА 17. Философия культуры. Медицина в системе культуры 210

1. Культура: сущность, содержание, структура, функции       210

2. Культура Запада, Востока, России: компаративистский подход   215

3. Медицина в системе культуры. Культура личности врача 221

ГЛАВА 18. Философия человека............................... 225

1. Философское учение о человеке................................ 225

2. Современная философская антропология................. 228

3. Философские основы медицинской антропологии. 230

4. О смысле человеческой жизни................................... 231

ГЛАВА 19. Философия личности............................... 236

1. Человек как личность.................................................. 236

2. Личность в медицинском познании.......................... 240

3. Факторы формирования и разрушения личности.... 241

4. Проблема свободы и ответственности...................... 245

5. Становление личности врача..................................... 246

ГЛАВА 20. Философия здоровья человека.................. 250

1.Теоретический анализ концепций здоровья

в философии и медицине............................................... 250

2. Здоровье в системе детерминационных связей........ 253

3. Современные проблемы медицины здоровья.......... 256

ГЛАВА 21. Этика и медицина..................................... 258

1. Философские основания морали............................... 258

2. Истоки биоэтики......................................................... 261

3. Гуманистические идеалы биоэтики.......................... 263

4. Биоэтика - наука о самоценности жизни.................. 265

5. Биоэтика - новая идеология здравоохранения......... 267

ГЛАВА 22. Эстетика и медицина................................. 270

1. Категории эстетики в медицине............................... 270

2. Особенности медицинской эстетики........................ 271

3. Связь искусства и медицины..................................... 274

4.Эстетическое воспитание врачей       …………………….279

Слово к читателям

Президента ГУ Национального медико - хирургического центра им. Н. И. Пирогова Минздрава России академика РАМН Ю. Л. ШЕВЧЕНКО

Ведущими тенденциями развития современной медицины высту­пают социологизация, гуманизация, экологизация и технологизация. Данные тенденции объективно приводят к качественно новому харак­теру теоретико-методологических и практических связей медицины с гуманитарным знанием, важнейшим компонентом которого является философия. В настоящее время идет процесс формирования новой философии и идеологии медицины. Новая методология клиническо­го мышления врача должна помочь ему глубоко осознать системно-комплексный характер взаимосвязи человека с окружающим миром, понять и учитывать особенности детерминации процессов здоровья и болезни в системно-социальном и системно-экологическом аспектах. Технизация медицинской деятельности (индустриализация, киберне­тизация, информатизация и т.п.) объективно требует повышения вни­мания к ее гуманитарному компоненту. Центральной фигурой меди­цинской сферы является практикующий врач. Современный врач наряду с медицинскими знаниями должен обладать высокой интел­лектуальностью, немыслимой без широкого кругозора, осознания сво­его предназначения, развитого творческого мышления, ясного пони­мания смысла своей гуманной деятельности.

Современное медицинское образование с необходимостью должно включать философско-методологическую подготовку врача, ибо лю­бая сфера медицинской деятельности требует постоянного решения логических, гносеологических, аксиологических, этических, философ­ских проблем, связанных с процессом диагностики, гуманистическим подходом к человеку, решением его не только витальных, но и смысложизненных проблем, проблем человеческой свободы.

Перед российским здравоохранением в начале XXI века стоят от­ветственные задачи. Современное отечественное здравоохранение, медицинская наука и образование развиваются в сложных условиях. Острый демографический кризис в России, напряженная социально-экономическая ситуация в стране, сопровождающаяся низкой соци­альной защитой населения, объективно стимулируют особое внимание к состоянию здоровья россиян. Интересы национальной безопасности России требуют сокращения прямых и косвенных потерь общества за счет снижения заболеваемости, инвалидности, смертности. Пробле­ма здоровья народа должна быть признана высшим приоритетом рос­сийского государства, а здравоохранение из традиционно сложивше­гося представления о нем, как о части социальной сферы, должно получить качественно новый статус — системы жизнеобеспечения и важнейшего фактора национальной безопасности.

Естественно, что центром приложения сил, направленных на ук­репление здоровья, является врач, вооруженный современными ме­дицинскими технологиями, профессионал, владеющий всеми метода­ми современной профилактики, диагностики и лечения болезней. Реализация Концепции развития здравоохранения России, совершен­ствование системы обязательного медицинского страхования, обнов­ление правовой основы профессиональной деятельности врачей, увеличение социальных прав и гарантий медицинских работников тре­буют соответствующего развития духовного мира врачей.

Богиней — покровительницей здоровья и предупреждения болез­ней является Гигиея, олицетворяющая прекрасный символ милосердия, красоты и мудрости, гармонии разума и чувства, души и тела. В таком единстве выступают философия человека и философия медицины.

О значении философского знания высказывались многие лучшие мыслители человечества. Так, выдающийся представитель античной философии Аристотель говорил: «Я знаю много прекрасных наук, но лучше философии нет ничего». В свою очередь, отечественный мыслитель Н.А. Бердяев утверждал: «Философия есть наука о духе. Однако наука о духе есть, прежде всего, наука о человеческом суще­ствовании». Английский философ Бертран Рассел считал, что «пер­вое, что философия делает или должна делать, касается расшире­ния границ интеллектуального воображения». В своем главном про­изведении «Мир как воля и представление» Артур Шопенгауэр дал классификацию наук, в которую не включил философию, так как она «самое общее и потому самое важное знание, сулящее такие от­кровения, для которых другие науки служат лишь подготовительной ступенью».

Выдающийся греческий философ Эпикур утверждал идею о том, что медицина и философия бесполезны, если первая не излечивает тело, а вторая — душу. Знаменитый мыслитель эпохи Нового времени Френсис Бэкон писал, что «медицина, не основанная на философии, не может быть надежной».

Конструктивное участие философии в процессе теоретизации медицины проявляется в методологическом обеспечении дифференциации и интеграции медицинской науки и деятельности, в осуществле­нии теоретического синтеза динамично развивающегося медицинского знания. Основные усилия врачей-философов сосредоточиваются на уяснении метода построения теории медицины, предмете медицин­ской науки, анализе познавательных технологий и логического инст­рументария. Особую ценность в современных условиях приобретают усилия по мировоззренческому измерению целого блока проблем био­этики. Перечисленные и ряд других направлений исследований, хотя и основываются на медико-биологическом материале, по сути своей являются философско-методологическими. Для подобного рода дея­тельности необходимо специальное философское образование, вклю­чающее навыки профессионального общения с логическим аппаратом науки, владение глубокими знаниями методологии науки и необхо­димыми медико-биологическими знаниями, умениями и навыками.

Существующий вакуум идей в мировоззренческой сфере неизбеж­но заполняется в сознании поверхностными представлениями, лож­ными, а порой и порочными жизненными ориентирами. В настоящий период времени требуется целостная концепция философского на­учно-ценностного знания, которая могла бы выполнить функцию правильного ориентира. В этом нуждаются не только будущие врачи или отдельные молодежные социальные общности, но и люди стар­шего поколения, имеющие непосредственное отношение не только к подготовке врачей, но и к духовному развитию всего российского народа. Порождаются потребности в новых типах мировоззренчес­ких ориентаций, которые обеспечивали бы передачу опыта последу­ющим поколениям и переход к новым, более совершенным формам социального бытия.

Современная философия медицины должна руководствоваться кри­терием духовной ценности человеческой жизни, она должна быть ориентирована на Истину, Добро, Красоту. Роль такой философии со­стоит в том, что она определяет предельные основания медицины, ее общие идеи, являющиеся стержневыми не только в области медико-философской проблематики, но и в жизни человека вообще.

Система ценностей, которая является предметом философского осмысления, выступает фактором влияния философии на медико-био­логическую науку и практическое здравоохранение. Она является ак­сиологической основой лечебных процедур, основой веры больного в свое выздоровление, то есть становится духовным элементом терапев­тического воздействия.

В настоящее время сохраняют свою актуальность мысли великого Гиппократа о необходимости тесного взаимодействия философии и медицины: «Философия должна быть внедрена в медицину и медици­на в философию, ибо все свойства философии сохраняют свое значе­ние в медицине». Современные условия подтверждают гениальное предвидение Гиппократом целесообразности принципа дополнитель­ности в развитии современного медицинского знания: «Медицина столь же мало может обходиться без общих истин философии, сколь последняя - без доставляемых ей медицинских фактов». Следование заветам великого врача-философа - основателя научной медицины -нравственный долг будущих и практикующих врачей.

Обучение медицине сегодня грешит банальным и безграничным наполнением мозга индивидуума всякой специальной информацией. Последствия такого подхода во врачебном образовании или отсутствие должного воспитания уже хорошо известны.

Сегодня как никогда для будущего врача важно овладеть хотя бы основами философии, т.к. для медицины и ее служителей (именно слу­жителей, а не медработников) овладение основами философии - это вопрос формирования человеческого духа, это общечеловеческое об­разование и воспитание, в основе которых гуманизм, высокая нрав­ственность, правдивость, честность и милосердие. Без этих категорий нет медицины, нет врача. А без них нет настоящей божественной фи­лософии.

Акад. РАМН Ю.Л. Шевченко

 

 


 

Раздел 1

 

ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ ФИЛОСОФИИ

 

ГЛАВА 1



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 105; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.144.244 (0.022 с.)