Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 10. Философские категории как отражениеСтр 1 из 60Следующая ⇒
универсальных связей бытия и ступени его познания 127 1. Сущность и система категорий диалектики............. 127 2. Содержание и методологическое значение основных категорий диалектики.................................. 128 ГЛАВА 11. Философия сознания и медицина......... 141 1. Проблема сознания в философии и медицине......... 141 2. Сущность, структура и функции сознания............... 144 ГЛАВА 12. Философия познания. Специфика медицинского познания 153 1.Познание как исторически развивающееся отношение человека к действительности....................................... 153 2. Творчество и интуиция, объяснение и понимание. Истина 154 3. Наука как основная форма познания........................ 158 4.Эмпирический и теоретический уровни научного познания. Формы научного познания............................................ 161 5.Специфика медицинского познания......................... 163 РАЗДЕЛ IV. СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ И МЕДИЦИНА 168 ГЛАВА 13. Философия общества............................... 168 1. Определение общества. Общество как система....... 168 2. Диалектика общественной жизни............................. 172 ГЛАВА 14. Философия истории................................. 178 1. История как предмет философского анализа........... 178 2. Теологические, философские, натуралистические и культурологические концепции истории................. 181 ГЛАВА 15. Философия глобальных проблем современности 188 1.Источники, сущность, признаки и классификация глобальных проблем современности............................ 188 2.Методология разрешения глобальных проблем современности 193 ГЛАВА 16. Проблемы и перспективы современной цивилизации 199 1.Понятие, структура и основные концепции цивилизации в истории социально-философского знания................ 199 2.Типология цивилизаций. Содержание, признаки, перспективы планетарной и русской цивилизаций... 204 ГЛАВА 17. Философия культуры. Медицина в системе культуры 210 1. Культура: сущность, содержание, структура, функции 210 2. Культура Запада, Востока, России: компаративистский подход 215 3. Медицина в системе культуры. Культура личности врача 221 ГЛАВА 18. Философия человека............................... 225 1. Философское учение о человеке................................ 225 2. Современная философская антропология................. 228 3. Философские основы медицинской антропологии. 230 4. О смысле человеческой жизни................................... 231
ГЛАВА 19. Философия личности............................... 236 1. Человек как личность.................................................. 236 2. Личность в медицинском познании.......................... 240 3. Факторы формирования и разрушения личности.... 241 4. Проблема свободы и ответственности...................... 245 5. Становление личности врача..................................... 246 ГЛАВА 20. Философия здоровья человека.................. 250 1.Теоретический анализ концепций здоровья в философии и медицине............................................... 250 2. Здоровье в системе детерминационных связей........ 253 3. Современные проблемы медицины здоровья.......... 256 ГЛАВА 21. Этика и медицина..................................... 258 1. Философские основания морали............................... 258 2. Истоки биоэтики......................................................... 261 3. Гуманистические идеалы биоэтики.......................... 263 4. Биоэтика - наука о самоценности жизни.................. 265 5. Биоэтика - новая идеология здравоохранения......... 267 ГЛАВА 22. Эстетика и медицина................................. 270 1. Категории эстетики в медицине............................... 270 2. Особенности медицинской эстетики........................ 271 3. Связь искусства и медицины..................................... 274 4.Эстетическое воспитание врачей …………………….279 Слово к читателям Президента ГУ Национального медико - хирургического центра им. Н. И. Пирогова Минздрава России академика РАМН Ю. Л. ШЕВЧЕНКО Ведущими тенденциями развития современной медицины выступают социологизация, гуманизация, экологизация и технологизация. Данные тенденции объективно приводят к качественно новому характеру теоретико-методологических и практических связей медицины с гуманитарным знанием, важнейшим компонентом которого является философия. В настоящее время идет процесс формирования новой философии и идеологии медицины. Новая методология клинического мышления врача должна помочь ему глубоко осознать системно-комплексный характер взаимосвязи человека с окружающим миром, понять и учитывать особенности детерминации процессов здоровья и болезни в системно-социальном и системно-экологическом аспектах. Технизация медицинской деятельности (индустриализация, кибернетизация, информатизация и т.п.) объективно требует повышения внимания к ее гуманитарному компоненту. Центральной фигурой медицинской сферы является практикующий врач. Современный врач наряду с медицинскими знаниями должен обладать высокой интеллектуальностью, немыслимой без широкого кругозора, осознания своего предназначения, развитого творческого мышления, ясного понимания смысла своей гуманной деятельности.
Современное медицинское образование с необходимостью должно включать философско-методологическую подготовку врача, ибо любая сфера медицинской деятельности требует постоянного решения логических, гносеологических, аксиологических, этических, философских проблем, связанных с процессом диагностики, гуманистическим подходом к человеку, решением его не только витальных, но и смысложизненных проблем, проблем человеческой свободы. Перед российским здравоохранением в начале XXI века стоят ответственные задачи. Современное отечественное здравоохранение, медицинская наука и образование развиваются в сложных условиях. Острый демографический кризис в России, напряженная социально-экономическая ситуация в стране, сопровождающаяся низкой социальной защитой населения, объективно стимулируют особое внимание к состоянию здоровья россиян. Интересы национальной безопасности России требуют сокращения прямых и косвенных потерь общества за счет снижения заболеваемости, инвалидности, смертности. Проблема здоровья народа должна быть признана высшим приоритетом российского государства, а здравоохранение из традиционно сложившегося представления о нем, как о части социальной сферы, должно получить качественно новый статус — системы жизнеобеспечения и важнейшего фактора национальной безопасности. Естественно, что центром приложения сил, направленных на укрепление здоровья, является врач, вооруженный современными медицинскими технологиями, профессионал, владеющий всеми методами современной профилактики, диагностики и лечения болезней. Реализация Концепции развития здравоохранения России, совершенствование системы обязательного медицинского страхования, обновление правовой основы профессиональной деятельности врачей, увеличение социальных прав и гарантий медицинских работников требуют соответствующего развития духовного мира врачей. Богиней — покровительницей здоровья и предупреждения болезней является Гигиея, олицетворяющая прекрасный символ милосердия, красоты и мудрости, гармонии разума и чувства, души и тела. В таком единстве выступают философия человека и философия медицины. О значении философского знания высказывались многие лучшие мыслители человечества. Так, выдающийся представитель античной философии Аристотель говорил: «Я знаю много прекрасных наук, но лучше философии нет ничего». В свою очередь, отечественный мыслитель Н.А. Бердяев утверждал: «Философия есть наука о духе. Однако наука о духе есть, прежде всего, наука о человеческом существовании». Английский философ Бертран Рассел считал, что «первое, что философия делает или должна делать, касается расширения границ интеллектуального воображения». В своем главном произведении «Мир как воля и представление» Артур Шопенгауэр дал классификацию наук, в которую не включил философию, так как она «самое общее и потому самое важное знание, сулящее такие откровения, для которых другие науки служат лишь подготовительной ступенью».
Выдающийся греческий философ Эпикур утверждал идею о том, что медицина и философия бесполезны, если первая не излечивает тело, а вторая — душу. Знаменитый мыслитель эпохи Нового времени Френсис Бэкон писал, что «медицина, не основанная на философии, не может быть надежной». Конструктивное участие философии в процессе теоретизации медицины проявляется в методологическом обеспечении дифференциации и интеграции медицинской науки и деятельности, в осуществлении теоретического синтеза динамично развивающегося медицинского знания. Основные усилия врачей-философов сосредоточиваются на уяснении метода построения теории медицины, предмете медицинской науки, анализе познавательных технологий и логического инструментария. Особую ценность в современных условиях приобретают усилия по мировоззренческому измерению целого блока проблем биоэтики. Перечисленные и ряд других направлений исследований, хотя и основываются на медико-биологическом материале, по сути своей являются философско-методологическими. Для подобного рода деятельности необходимо специальное философское образование, включающее навыки профессионального общения с логическим аппаратом науки, владение глубокими знаниями методологии науки и необходимыми медико-биологическими знаниями, умениями и навыками. Существующий вакуум идей в мировоззренческой сфере неизбежно заполняется в сознании поверхностными представлениями, ложными, а порой и порочными жизненными ориентирами. В настоящий период времени требуется целостная концепция философского научно-ценностного знания, которая могла бы выполнить функцию правильного ориентира. В этом нуждаются не только будущие врачи или отдельные молодежные социальные общности, но и люди старшего поколения, имеющие непосредственное отношение не только к подготовке врачей, но и к духовному развитию всего российского народа. Порождаются потребности в новых типах мировоззренческих ориентаций, которые обеспечивали бы передачу опыта последующим поколениям и переход к новым, более совершенным формам социального бытия. Современная философия медицины должна руководствоваться критерием духовной ценности человеческой жизни, она должна быть ориентирована на Истину, Добро, Красоту. Роль такой философии состоит в том, что она определяет предельные основания медицины, ее общие идеи, являющиеся стержневыми не только в области медико-философской проблематики, но и в жизни человека вообще.
Система ценностей, которая является предметом философского осмысления, выступает фактором влияния философии на медико-биологическую науку и практическое здравоохранение. Она является аксиологической основой лечебных процедур, основой веры больного в свое выздоровление, то есть становится духовным элементом терапевтического воздействия. В настоящее время сохраняют свою актуальность мысли великого Гиппократа о необходимости тесного взаимодействия философии и медицины: «Философия должна быть внедрена в медицину и медицина в философию, ибо все свойства философии сохраняют свое значение в медицине». Современные условия подтверждают гениальное предвидение Гиппократом целесообразности принципа дополнительности в развитии современного медицинского знания: «Медицина столь же мало может обходиться без общих истин философии, сколь последняя - без доставляемых ей медицинских фактов». Следование заветам великого врача-философа - основателя научной медицины -нравственный долг будущих и практикующих врачей. Обучение медицине сегодня грешит банальным и безграничным наполнением мозга индивидуума всякой специальной информацией. Последствия такого подхода во врачебном образовании или отсутствие должного воспитания уже хорошо известны. Сегодня как никогда для будущего врача важно овладеть хотя бы основами философии, т.к. для медицины и ее служителей (именно служителей, а не медработников) овладение основами философии - это вопрос формирования человеческого духа, это общечеловеческое образование и воспитание, в основе которых гуманизм, высокая нравственность, правдивость, честность и милосердие. Без этих категорий нет медицины, нет врача. А без них нет настоящей божественной философии. Акад. РАМН Ю.Л. Шевченко
Раздел 1
ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ ФИЛОСОФИИ
ГЛАВА 1
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 105; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.144.244 (0.022 с.) |