В основной школе МБОУ С(К)ОШ № 11 г.Челябинска 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В основной школе МБОУ С(К)ОШ № 11 г.Челябинска



(6-9 классы)

Пояснительная записка

Рабочая программа развивающего курса разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, Адаптированной основной образовательной программой основного общего образования (АООП ООО) МБОУ «С(К)ОШ №11 г. Челябинска». В данной рабочей программе также учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий, личностных и метапредметных компетенций для основного общего образования, преемственность с примерными программами начального общего образования.

Перемены, происходящие во всех сферах современного общества, требуют от каждого человека все более высокого уровня социальной и индивидуальной компетентности, способности к самоорганизации во всех сферах жизнедеятельности. Перед системой образования возник новый круг проблем в связи с необходимостью подготовки выпускников школы к интеграции в инфраструктуру и культуру быстро изменяющегося общества, для чего необходимо формирование у них психологических предпосылок самоопределения и саморазвития.

Однако, мониторинги образовательной среды показывают, что попытки решения этих проблем традиционными методами обучения и воспитания не приводят к ожидаемым результатам. При этом происходит увеличение стрессовой нагрузки на педагогов и школьников, неизбежно увеличивается напряжение во взаимоотношениях между субъектами учебно-воспитательного процесса, повышается степень риска проявления школьной дезадаптации и различных форм отклонений в поведении и развитии. Это противоречие ставит перед педагогической психологией проблему разработки и внедрения новых субъект-субъектно ориентированных программ, обеспечивающих вывод все большего числа учеников на оптимальные для них траектории развития и саморазвития, позволяющие им в максимально вероятной степени реализовать свой человеческий потенциал сначала в учебной, а затем и в профессиональной деятельности и становиться психологически благополучными людьми. Современным школьникам важно иметь знания о себе, уметь проводить адекватную оценку своих возможностей, иметь способность к самонаблюдению и рефлексии, к оптимальному взаимодействию с окружающим миром при наличии внутреннего локуса контроля, реализовывать свою потребность в самопознании и саморазвитии. В связи с этим, аутопсихологическая компетентность, понимаемая исследователями как активность человека, направленная на познание собственных психических ресурсов и возможностей, как способность использовать различные стратегии внутреннего познания и развития (Степанова Л.А.), становится одним из определяющих факторов саморазвития и самоопределения школьников, сохранения и поддержания их психологического благополучия.

Учеными доказано, что для развития различных компонентов аутопсихологической компетентности именно подростковый возраст является сензитивным. Это связано с тем, что на этом этапе жизни у ребенка впервые появляется мотивация саморазвития и осознанное интегративное отношение к самому себе как объекту собственного развития, появляется способность к самоанализу, сопоставлению себя с другими. Именно в подростковом возрасте аутопсихологическая компетентность становится важным личностным ресурсом развития и обеспечивает оптимальный самоконтроль, адекватное самопознание, уверенность в самоэффективности, актуализирует ориентацию на успех, способствует формированию устойчивости к стрессу, способности планировать и устанавливать приоритетность задач, способствует психологическому благополучию подростков.

В современной отечественной психолого-педагогической науке и практике крайне мало исследований и разработок по развитию аутопсихологической компетентности подростков. Так, Н.А. Лёушкиной доказана эффективность формирования данного вида компетентности у подростков средствами классной системы воспитания, Т.Н. Щербаковой определена направленность психолого-педагогических мероприятий по развитию аутопсихологической компетентности, И.Ф.Токаревой разработан алгоритм продуктивного формирования аутопсихотерапевтической компетентности подростков, обеспечивающий позитивные изменения в психологическом и физиологическом состоянии подростков.

Аутопсихологическая компетентность подростков как компонент содержания образовательного процесса специфична по своей сути: аутопсихологическая компетентность не может задаваться с помощью традиционных программно-методических средств, а требует создания новых научно-практических технологий, новых форм межсубъектного взаимодействия.

Увеличение потенциала личности из-за внутренней динамики ядра личности и его взаимодействия с окружением (то есть качественных изменений, происходящих изнутри) приводит к личностному росту. Процесс самопознания и самоутверждения происходит благодаря фактору рефлексивности, который отражает уровень самоуправления интерактивного взаимодействия воспитывающей личности с развивающей, проекции личностно-характерологических особенностей и самонаблюдения межличностных отношений. Посредством групповых занятий социальные и личностные диспозиции, поведенческие паттерны обучающихся становятся адаптивными в каждой новой ситуации, помогая формировать осознание собственного «Я» и позволяя непрерывно находиться в процессе дальнейшего формирования конструктивного самоутверждения.

Программа «Мой Мир» опирается на теоретический материал и практический опыт в исследованиях Л.С.Выготского, А. Маслоу, Н.Е. Харламенковой, Е.П. Никитина, A.A. Андреева, И.В. Дубровина, Т.А. Дубовицкой, Е.А. Киреевой, И.А. Фурмановой, Е.В. Руденского и др.

При разработке развивающей программы «Мой Мир» применялись следующие методологические основы психолого-педагогического сопровождения: парадигма развивающего образования (Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов; теория внутренней мотивации Э.Дэси; представление об аутопсихологической компетентности как активности человека, направленной на познание собственных психических ресурсов и возможностей, как способности использовать различные стратегии внутреннего познания и развития (Деркач А.А., Степанова Л.А.); система психолого-акмеологического сопровождения процесса развития аутопсихологической компетентности, разработанная Степановой Л.А. технология саморазвития школьника Г.К.Селевко, технология саморазвития и самопознания школьника, разработанная на основе идей педагогики ненасилия (В.А.Ситаров, В.Г.Маралов, А.Г.Козлова), технология обучения саногенному мышлению Ю.М.Орлова.

Основой развивающей психолого-педагогической программы занятий с подростками по развитию аутопсихологической компетентности стали теоретические исследования, выделившие основные структурные компоненты данного вида компетентности (мотивационно-ценностный, эмоционально-оценочный, регулятивно-контролирующий), описавшие индикаторы аутопсихологической компетентности (способность к саморегуляции и самоконтролю, способность управлять своим поведением в конфликте, доверие, интернальность, атрибуция ответственности, ценностное отношение к себе, стабильность самооценки) и алгоритм продуктивного формирования аутопсихотерапевтической компетентности подростков И.Ф. Токаревой.

Целевая группа. Участники программы: подростки в возрасте 11–15 лет, учащиеся основного звена общеобразовательной школы, их родители, законные представители.

Цель программы: на основе развития аутопсихологической компетентности подростков, формирование у них личностных свойств и качеств, необходимых для успешного вхождения в систему социальных отношений, формирования конструктивного самоутверждения в жизни, оптимизации межличностных отношений.

Задачи программы:

– способствовать осознанию подростками своих индивидуальных и личностных особенностей, возможностей и психических ресурсов;

– создавать условия для развития мотивации подростков к самопознанию, саморазвитию, погружению во внутренний мир собственных переживаний, навыков ориентации в нем;

– обеспечить подростков средствами самопознания;

– сформировать навыки самодиагностики;

– обучать эффективным техниками саморегуляции и самокоррекции психологического состояния;

– способствовать повышению внутреннего потенциала подростков через осознание эгоиндентификации, развитие адекватной самооценки, ценностного отношение к себе и другим;

– стимулировать у несовершеннолетних эффективную коммуникацию, волевую регуляцию;

– способствовать развитию ценностно-смысловой сферы и навыков целеполагания;

– содействовать установлению дружеской атмосферы среди подростков;

– создавать условия для развития коммуникативных навыков, общения в подростковой среде, навыков межгруппового взаимодействия;

– воспитывать интерес к своим сверстникам;

– способствовать развитию чувства понимания и сопереживания к другим людям.

Вид программы: развивающая психолого-педагогическая программа (относится к виду программ, направленных на наиболее полное раскрытие интеллектуально-личностного потенциала обучающихся, формирование и развитие их психологических и социально-психологических умений и навыков, развитие креативности).

Рабочая программа объемом 173 часа рассчитана на 5 лет реализации (1 час в неделю):

5 класс – подпрограмма "Тропинка к своему Я" – 34часа в год;

6 класс – подпрограмма "На стороне подростка" – 35часов в год;

7 класс – подпрограмма "Мир эмоций" – 35часов в год;

8 класс – подпрограмма "Встреча с самим собой" – 35часов в год;

9 класс – подпрограмма "Я среди других людей" – 34часа в год.

Оптимальное количество участников – 15 человек.

Форма обучения по программе: очная.

В основу развивающей были заложены следующие основополагающие принципы:

1. Принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач задает необходимость их определения в любой коррекционной программе. Системность задач отражает взаимосвязанность развития различных сторон личности ребенка и неравномерность их развития.

2. Принцип единства диагностики и коррекции стал одним из основополагающих при составлении коррекционно-развивающей программы – коррекционно-развивающая работа с детьми младшего подросткового возраста осуществлялась на основе проведенной психологической диагностики межличностных отношений.

3. Деятельностный принцип коррекции. Данный принцип определяет сам предмет приложения коррекционных усилий, выбор средств и способов достижения цели, тактику проведения коррекционной работы, пути и способы реализации поставленных целей.

4. Принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей клиента согласует требования соответствия хода психического и личностного развития клиента нормативному развитию, с одной стороны, и признание бесспорного факта уникальности и неповторимости конкретного пути развития личности – с другой. Учет индивидуальных психологических особенностей личности позволяет наметить в пределах возрастной нормы, программу оптимизации развития для каждого конкретного клиента с его индивидуальностью, утверждая право клиента на выбор своего самостоятельного пути.

5. Принцип комплексности методов психологического воздействия, являясь одним из наиболее прозрачных и очевидных принципов построения коррекционно-развивающих программ, утверждает необходимость использования всего многообразия методов, техник и приемов из арсенала практической психологии.

6. Принцип опоры на разные уровни организации психических процессов. При составлении коррекционных программ необходимо опираться на более развитые психические процессы и использовать методы, их активизирующие.

Планируемые результаты освоения развивающего курса

Рабочая программа обеспечивает достижение пятиклассниками определенных личностных результатов.

 

Планируемые личностные результаты

 

Компетенции Признаки сформированной компетенции
1 Наличие целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира – проявляет интерес, активность и инициативу в использовании инструментария для оценки и развития своих ресурсов; – участвует в дискуссиях по проблемам современной науки и общественной практики; – может сформулировать свое мнение по некоторым (интересующим его) социальным, культурным, языковым, духовным проблемам современного мира
2 Способность к осознанному, уважительному и доброжелательному отношению к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания – работает в режиме взаимодействия; – вступает в контакт с участниками образовательного процесса; –участвует в дискуссиях, уважая, внимательно выслушивая чужую точку зрения, мнение другого человека; – взаимодействует с участниками учебной деятельности в процессе обучения; – проявляет интерес к нормам культур, религий, традиций, языков, ценностей народов России и народов мира; – считает важным вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; – владеет некоторыми способами вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания
3 Способность к моральному сознанию и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, наличие нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам – умеет видеть в жизненной ситуацию моральную проблему; – понимает механизм личностного выбора в решении моральной проблемы; – осознает свои нравственные чувства, переживаемые в решении моральных проблем; – принимает на себя ответственность за принятые решения моральных проблем; – повышение уровня осознает свои индивидуальные и личностные особенности, свои возможности и психические ресурсы; – проявляет интерес к самопознанию, саморазвитию, погружению во внутренний мир собственных переживаний, – активно и с интересом осваивает навыки ориентации в своем внутреннем мире; –умеет использовать различные средства и способы для собственного самопознания; – активно осваивает способы саморегуляции и самокоррекции психологического состояния
4 Коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности – стремится к установлению конструктивного общения и сотрудничества со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности; – владеет некоторыми способами конструктивного общения и сотрудничества со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности; – оценивает свои сильные и слабые стороны в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности
5 Осознание и принятие ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества – осознает и принимает ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества; – при решении моральных проблем в личностном выборе отдает предпочтение ценностям человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества
6 Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; готовность к участию в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей – проявляет интерес к освоению социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах; – участвует в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций
7 Способность любить свой край и свое Отечество, знание русского и родного языка, способность уважать свой народ, его культуру и духовные традиции – изучает свой край и свое Отечество, русский и родной язык, историю своего народа, его культуру и духовные традиции; – проявляет активность и инициативу в освоении норм и правил поведения, исходя из их значения укрепления Отечества, уважения своего народа, его культуры и духовных традиций
8 Готовность и способность учиться, осознание важности образования и самообразования для жизни и деятельности, способность применять полученные знания на практике – занимает ответственную позицию в отношении учебных нагрузок; – имеет практику строить планы на ближайшую перспективу в отношении учебных задач и самообразования; – включает полученные на занятиях знания и умения в свое мировоззрение; – знает свои сильные стороны и неиспользованные ресурсы для улучшения результатов учебной деятельности
9 Способность к социальной активности, уважению закона и правопорядка, соизмерению своих поступков с нравственными ценностями, осознанию своих обязанностей перед семьей, обществом, Отечеством – занимает ответственную позицию в отношении учебных и воспитательных мероприятий, рассматривающих проблемы закона и правопорядка, своих обязанностей перед семьей, обществом, Отечеством; – проявляет ответственное, уважительное отношение к членам своей семьи; – осознает свои обязанности перед семьей, обществом, Отечеством
10 Способность к осознанию значения семьи в жизни человека и общества, принятию ценности семейной жизни, к уважительному и заботливому отношению к членам своей семьи – осознает свои обязанности перед семьей, обществом, Отечеством; – проявляет ответственное, уважительное, заботливое отношение к членам своей семьи

Содержание коррекционного курса

Рабочая программа объемом 173 часа рассчитана на 5 лет реализации (1 час в неделю):

5 класс – подпрограмма "Тропинка к своему Я" – 34 часа в год;

6 класс – подпрограмма "На стороне подростка" – 35 часов в год;

7 класс – подпрограмма "Мир эмоций" – 35 часов в год;

8 класс – подпрограмма "Встреча с самим собой" – 35 часов в год;

9 класс – подпрограмма "Я среди других людей" – 34 часа в год.

Особенности организации образовательного процесса:

Занятия проводятся в групповом режиме. В зависимости от уровня подготовки обучающихся, их интересов педагог-психолог может вносить свои коррективы в тематическое планирование, порядок тем, выбор тем, а также содержание занятий.

Структура и содержание программы

Каждая подпрограмма занятий состоит из встреч, объединенных метафорами – «дом моего Я» («дом моей души», «мой внутренний дом»), "мой мир", "я в мире", "мир вокруг меня" и названых с использованием символичных понятий, связанных с частями "дома" и их функциональным содержанием.

Структура занятия (тренинга):

1. Вводная часть:

– приветствие – оно служит для формирования позитивного интереса и сплочения группы;

– разминка – данный вид деятельности снимает эмоциональную напряженность, формирует благоприятный климат, активизирует, развивает чувство внутренней устойчивости и доверительности. Разминка – средство воздействия на эмоциональное состояние детей, их активность, настрой на продуктивную совместную деятельность, снятие психоэмоционального напряжения.

2. Работа по теме занятия:

– основная часть занятия – совокупность психотехнических упражнений и приемов, направленных на решение задач данной программы.

Последовательность предполагает чередование продуктивной деятельности, от интеллектуальных задач и упражнений к релаксационным техникам.

3. Обратная связь:

– рефлексия занятия – оценка занятия с позиции заинтересованности, продуктивности, полезности, оправданности ожиданий. Воспитанники делятся своими мыслями и эмоциями (как чувствуют «здесь и сейчас»).

4. Ритуал прощания – необходим для формирования ощущения целостности и завершенности занятия, эмоционального сплочения группы.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 106; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.80.187 (0.041 с.)