Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Лингвопсихологическая характеристика аудирования как вида РД
Психологической основой понимания УР является процесс восприятия узнавания человеком звуковых образов языковых явлений и понимания из значений благодаря наличию у него речевого слуха на данном языке. Аудирование как и говорение с психологической точки зрения представляет собой сложную иерархическую структуру, в которой выделяют три уровня: побудительно-мотивационный, ориентировочно-исследовательский (аналитически-синтезирую-щий) и исполнительский. Мотив аудирования: познавательно-коммуникативный интерес (потребность) в информации, содержащейся в аудируемом тексте. Процесс аудирования включает фазу прогнозирования на смысловом уровне: 1) установление смысловых связей на уровне предложения; 2) смысловые связи на уровне абзаца; 3) на уровне текста; 4) фаза смыслоформулирования. Чтобы хорошо прогнозировать и понимать, нужно хорошо владеть языком и хорошо развитым речевым слухом. Пониманию помогает также аудиторский опыт, информированность в теме (предмете) аудируемого текста. Все эти компоненты (уровень владения языка, речевой слух, аудиторский опыт, информированность в предмете) позволяют актуализировать слуховые образы языкового явления (слова, интонационные модели), его обобщенных парадигматических и синтагматических структур, тем самым обеспечивая правильное прогнозирование и последующее смыслообразование. Если же эти компоненты не сформированы или недостаточно сформированы, процесс аудирования протекает с большими трудностями. Важным психологическим фактором является также емкость памяти – возможность удерживать слушающим текст (предложение, абзац) определенной длины и глубины (то есть синтаксической сложности). Два предложения одной и той же длины воспринимаются по-разному, труднее удерживается в кратковременной слуховой памяти предложение со сложным синтаксисом, чем простое распространенное. Помните: для понимания смысла всего предложения аудирующему необходимо удержать в памяти начало. Другие психологические трудности аудирования: 1) Вид аудируемой речи (живая или речь в механической записи), ситуативная диалогическая или контекстная монологическая речь, речь знакомого или незнакомого человека (диктора). Речь при непосредственном общении понимается лучше (при прочих равных условиях), чем речь в механической записи. Помогают экстралингвистические факторы: ситуация, жесты, мимика, артикулирование, изменение темпа речи и так далее.
Ситуативная диалогическая речь в механической записи понимается с большим трудом,чем речь контекстная монологическая, особенно сюжетно-фабульная. Затрудняют аудирование и особенности голосовых данных диктора. 2) Лингвистические трудности аудированного текста: наличие в аудированном тексте незнакомых слов, непонятного языкового материала (даты, географические названия, имена). Если незнакомые слова встречаются в начале предложения, то понимание затруднено, либо имеет место неправильная ориентировка слушателя относительно содержания аудируемого текста. Если незнакомые слова находятся в середине текста или в конце, то отрицательное влияние на понимание наименьшее, так как значение часто определяется по контексту. К лингвистическим трудностям относятся также объем и синтаксическая сложность смысловых единиц текста (предложений, КБ, абзацев). Несущественным для понимания является порядок слов в вопросительном предложении, если понято первое вопросительное слово. Трудны реалии, имена, диалектические, фонетические особенности аудируемой речи (диктор, неразборчивость, ненормативность). Обучение аудированию Цель обучения аудированию в средней школе: сформировать коммуникативное умение аудировать различные виды речи: 1) живая диалогическая речь (при участии в диалоге и при неучастии в диалогическом общении), 2) живая монологическая речь, 3) диалогическая и монологическая речь в механической записи. Каковы требования Программы по иностранному языку? Учащиеся должны понимать на слух речь в нормальном темпе в предъявлении учителя и в звукозаписи, построенную на программном языковом материале IV-VIII кл., содержащую до 2% незнакомых слов (в зависимости от класса), о значении которых можно догадаться, длительностью звучания до 3 мин. Аудирование широко используется в школе как средство обучения – при устной форме презентации языкового материала, в устно-речевой тренировке языкового материала.
Устная речь в школе невозможна без аудитивных навыков (узнавание и понимание языковых явлений). Узнавание начинается с восприятия. В слуховой памяти человека уже должен быть сформирован слуховой образ слова. Если такого образа нет, то и узнавания нет, или же оно неточное, неполное. Что узнается? Отдельное слово, словосочетание, синтагма, предложение, фрагмент текста. Помогает узнаванию и пониманию значения языкового явления контекст. Создание прочных слуховых образов возможно лишь при многократном восприятии языковых явлений на слух, при выполнении аудитивных предречевых условно-речевых упражнений с использованием языковых фонетических упражнений. Этапы обучения аудированию:
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-11; просмотров: 88; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.21.160 (0.006 с.) |